оптимизация методов профилактики основных стоматологических
ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ
младшего школьного
ВОЗРАСТА И ПОДРОСТКОВ
Высокая стоматологическая заболеваемость детского населения России остается одной из актуальных проблем здравоохранения РФ, которая объясняется недостаточным развитием системы диспансеризации детского населения [1]. Низкий уровень гигиенических знаний среди населения нашей страны, а также отсутствие рекомендаций по рациональной чистке зубов, десен и языка свидетельствует об отсутствии надлежащей гигиены полости рта [2].
Большинство детей и взрослых обращаются в поликлиники за стоматологической помощью при наличии уже развившихся стоматологических заболеваний. Лишь небольшой процент населения регулярно посещает стоматолога с целью планового осмотра полости рта и проведения профилактических мероприятий.
Особо следует подчеркнуть, что среди населения такое отношение к гигиене полости рта во многом определяется социальными условиями, уровнем благосостояния семьи, культуры, образования и т.д. Особенно это касается подростков периода полового созревания, когда молодые люди начинают придавать значение своей внешности. В то же время рекламные акции средств гигиены полости рта по телевидению, радио и в печати дополнительно обострили актуальность проблемы.
Низкий уровень гигиенических знаний среди населения нашей страны, а также отсутствие рекомендаций по рациональной чистке зубов, десен и языка свидетельствует об отсутствии надлежащей гигиены полости рта.
Цель работы
Разработать и внедрить комплекс гигиенических и профилактических мероприятий среди детей младшего школьного возраста и подростков с целью снижения распространенности и интенсивности основных стоматологических заболеваний,
Зыкин А.Г.
врач-стоматолог, ст. лаборант каф.
ЧЛХ и хирургической стоматологии ПСПбГМУ им. И.П. Павлова, официальный представитель компании KOHLER в Северо-Западном округе, координатор комитета клинической стоматологии Ассоциации молодых стоматологов (АМС), Санкт-Петербург, zykin-artem777@mail.ru
Резюме
Данная работа была посвящена снижению распространенности и интенсивности основных стоматологических заболеваний, уменьшению количества осложнений и мотивации детей и их родителей к сохранению стоматологического здоровья. Для выявления уровня стоматологической заболеваемости и уровня гигиенических навыков создана комплексная медико-педагогическая программа, которая получила название «Дракоша Стоматоша». Программа включала несколько этапов. Анализ данных эпидемиологического стоматологического обследования школьников показал, что распространенность кариеса у детей и подростков МБОУ Лицей №5 г. Елец составляет 67,8%, из них 35,7% приходится на долю девочек и 31,5% на долю мальчиков. Проблема стоматологической заболеваемости у детей и подростков зависит от множества факторов.
Ключевые слова: гигиена полости рта, профилактика, стоматологическая программа.
OPTIMIZATION OF METHODS OF PREVENTION OF MAJOR DENTAL DISEASES OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE AND TEENAGER
Zykin A.G.
The summary
This work was devoted to a reduction in the prevalence and intensity of major dental diseases, reduce the number of complications and motivation of children and their parents to the conservation of dental здоровья^г identify the level of dental morbidity and the level of hygiene practices created a comprehensive medico-pedagogical programme, which has received the name «Drakosha Stomatosha». The Program included several этапов.Анализ data from epidemiological dental examination schoolchildren showed that the prevalence of dental caries in children and adolescents MBOU Lyceum №5 is 67,8%, 35,7% of girls and 31,5% of boys. The problem of stomatological morbidity in children and adolescents depends on many factors.
Keywords: oral hygiene, prevention.
уменьшения количества осложнений и мотивации детей и их родителей к сохранению стоматологического здоровья.
Материалы и методы
Для выявления уровня стоматологической заболеваемости и уровня гигиенических навыков создана комплексная медико-педагогическая программа, которая получила название «Дракоша Сто-матоша».
Программа включала несколько этапов:
1. Анкетирование и лекция для школьников и родителей с применением мультимедийной иллюстрированной информации.
2. Практическое занятие по гигиене полости рта на моделях с поощрением за старание и успех.
3. Осмотр полости рта с определением индекса гигиены полости рта (Федорова-Володкиной) до профилактических мероприятий полости рта, исследование распространенности и интенсивности кариеса (КПУ+кп); определения интенсивности воспалительного процесса с помощью пробы Шиллера-Писарева и йодно-калиевого числа (Свра-кова-Писарева). Индексы определялись при окрашивании стандартными красителями КОЛОР-ТЕСТ.
4. Контрольное занятие для ответов на вопросы, выдача на руки профилактических рекомендаций в виде памяток.
Программу прошли 150 школьников МБОУ Лицей №5. В зависимости от возраста и класса были выделены пять групп исследуемых.
Первую группу составили школьники 6-7 лет (1 класс), вторую группу - школьники 8 лет (2 класс), третью группу - школьники 9 лет (3 класс), четвертую группу - школьники 10 лет (4 класс) и пятую группу
- подростки 16-17 лет (11 класс).
Полученные данные анализировалась с помощью электронных таблиц М1с1ШОЙ®Ехсе1 2003. Для статистической обработки полученных результатов применялись методы описательной статистики (вычисление средних величин, стандартного отклонения). Оценка достоверности различий между парными независимыми выборками проводилась с использованием критерия «Ъ> Стьюдента. Различия считались достоверными при р<0,05.
Результаты исследований
Анализ данных эпидемиологического стоматологического обследования школьников показал, что распространенность кариеса у детей и подростков МБОУ Лицей №5 составляет 67,8%, из них 35,7% приходится на долю девочек и 31,5% - на долю мальчиков. Интенсивность кариеса КПУ+кп=1 выявлена у 9,8% обследуемых, интенсивность
КПУ+кп<5 составляет 46,2%, интенсивность кариеса КПУ+кп>5 встречается у 32,2% обследованных (рис. 1).
Исследование гигиены полости с помощью индекса Федорова-Володкиной показало, что уровень гигиены полости рта у большинства школьников удовлетворительный, что соответствует границам баллов от 1,6-2,0, неудовлетворительный - 2,1 -2,5 балла (рис. 2).
Индекс воспаления тканей пародонта, проводимый с помощью пробы Шиллера-Писарева и калий-йодного числа Свракова выявил выраженность воспаления, слабое - в 44%, умеренно-выраженное - в 42% и интенсивное - в 1% .
На рис. 3 представлены изменения средних значений трех показателей в зависимости от группы.
100 80 60 40 20 0
Рис. 1. Показатели интенсивности кариеса у школьников
70 60 50 40 30 20 10 0
■■ Удовл. 1,6-2,0 ■■ Неудовл. 2,1-2,5 Рис. 2. Показатели индекса Федорова-Володкиной
6 т
5 -4 -3 -2 1 -
0 -J 1 2 3 4 5
Ряд 1 4,333 5,033 3,833 3,2 3,033
Ряд 2 2,113 2,007 2,08 2,08 1,847
Ряд 3 2,583 3,09 2,577 2,303 2,277
— Интенсивность кари1са — Индекс гигиены — Индекс воспаления
тканей пародонта
Рис. 3. Изменения средних значений трех показателей в зависимости от группы
□ КПУ=1 □КПУ<5 □КПУ>5
WWW.DENTAL-PRESS.COM
Показатели основных индексов у исследуемых групп
Таблица 1
Индексы 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа
КПУ+кп 4,3±0,57 5,03±0,53 3,83±0,48 3,2±0,46* 3,03±0,59
Гигиенический индекс 2,11±0,04 2,00±0,06 2,08±0,05 2,08±0,02 1,84±0,11
Индекс воспаления тканей пародонта 2,58±0,11 3,09±0,23 2,58±0,17 2,03±0,13* 2,27±0,14
Примечание * - р<0,05 по сравнению со значениями второй группы
Сначала идет возрастание уровней признаков при переходе из первой ко второй возрастной группе, что может быть связано со сменой прикуса, а затем убывание.
Проведенное нами анкетирование 143 школьников с целью определения предварительной информации об уровне гигиены полости рта показало, что два раза и более в день чистят зубы 56,6% школьников. При чистке зубов неправильные горизонтальные движения у 53,8% школьников и правильные круговые - у 52,4%. Продолжительность чистки зубов от двух минут и более - у 73,4% школьников. Меняют щетку раз в три месяца 67,1% школьников. Удаляют налет с языка 84,4% детей и подростков; 17,1% пользуются зубной нитью; 55,8% используют ополаскиватели после чистки зубов, а поласкают рот после еды 95,8%. В 32,8% случаев наблюдается кровоточивость десен при чистке зубов, что связано с недостаточными мануальными навыками и при приеме жесткой пищи. Половина исследуемых школьников в количестве 51% употребляют газированные напитки, что пагубно влияет на состояние зубов, вызывая их деминерализацию, в последующем кариес и окрашивание эмали. У 79,7% школьников в суточный рацион входят фрукты и овощи с грубыми волокнами.
При анализе данных, представленных в табл. 1, установлены достоверные статистические отличия по индексам КПУ+кп и индексу интенсивности воспаления тканей пародонта между школьниками второй и четвертых групп. Во второй группе показатели 5,03±0,53 и 3,09±0,23, в четвертой группе
- 3,2±0,46* и 2,03±0,13*.
При анкетировании 104 родителей на определение участия их в формировании гигиены полости рта детей выявлено, что 14,6% родителей не контролируют чистку своих детей; 20,8% выбирают средство гигиены полости рта по принципу рекомендации врача-стоматолога; 57,2% - эффек-
тивность средства гигиены, которое определяют эмпирически после неоднократного приема или при прочтении данных упаковки; 20,8% - просьба ребенка и реклама. В качестве основного средства гигиены 81,8% детей используют пасту и 14,6% сочетанное использование паста + ополаскиватель.
Выводы
Таким образом, оценив заболеваемость кариесом по Лицею №5 как среднюю, а уровень гигиенического воспитания как высокий, можно заключить, что гигиена полости рта и мануальные навыки школьников являются далеко не решающими в возникновении основной стоматологической патологии, которая может быть связана с комплексом факторов, к ним могут относиться:
1. Функциональная перестройка тканей паро-донта ввиду смены зубов в прикусе.
2. Наследственность и системные заболевания матери и ребенка, что немаловажно в этиологии возникновения кариеса и другой стоматологической патологии.
3. Характер питания, употребление большого количества сахарозы и газированных напитков, что на сегодняшний момент доказывает вредность воздействия этих продуктов на структуру эмали, вызывая в ней необратимые изменения.
4. Образ жизни без вредных привычек.
5. Экология с благоприятным климатом.
6. Уровень медицинской помощи, оказываемой материнству и детству.
ЛИТЕРАТУРА
1. Максимовская Л.Н., Кузьмина М.Н. и др. Основные направления развития школьной стоматологии в России / Л.Н.Мак-симовская //Российская стоматология. - 2000. - №1. - С. 60.
2. Флейшер Г.М. К вопросу организации гигиенического обучения и стоматологического просвещения среди детского населения России / Г.М.Флейшер //Дентал Юг. - 2007. -№ 9. - С. 58-60.