Мамбетова Ф.А., Захохова М.Р.
оптимиалпия мшшамл управления системой продовольственного обеспечения региона
МАМБЕТОВА Ф.А.,ЗАХОХОВА М.Р.
ОПТИМИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНА
Аннотация. В статье предложена организационно-институциональная модель системы продовольственного обеспечения через создание институциональной единицы на основе сетевой интеграции хозяйствующих структур продовольственной сферы макрорегиона в виде государственно-частного партнерства, позволяющая активизировать воспроизводственную деятельность, модернизировать рыночную инфраструктуру, стимулировать развитие бизнеса через интеграционные механизмы. А также разработан механизм управления развитием системы продовольственного обеспечения населения региона, предполагающий системное использование подходов, включающих в себя элементы государственного и рыночного регулирования на основе интеграционных механизмов.
Ключевые слова: продовольственное обеспечение, механизм управления, региональный агропромышленный комплекс, система управления, механизм управления, организационно-институциональная модель управления, агропродовольственная продукция, интеграционные процессы.
MAMBETOVA FA.,ZAKHOKHOVA МЛ.
OPTIMIZATION OF THE MECHANISM OF MANAGEMENT OF THE SYSTEM OF FOOD PROVISION OF THE REGION
Abstract. The manuscript suggests an organizational-institutional model of a system of food provision through creating an institutional unit based on network integration of economic structures of the food industry of the macroregion in the form of state-private partnership allowing to promote reproductive activity, modernize the market infrastructure, boost business development through integrational mechanisms. Also, a mechanism of management of the development of the system of food provision of the population of the region has been developed. This mechanism supposes having a systemic use of approaches including elements of state and market regulation based on integrational mechanisms. Keywords: Food provision, mechanism of management, regional agro-industrial complex, a system of management, a mechanism of management, organizational-institutional model of management, agricultural food products, integra-tional processes.
Важнейшим элементом регионального продовольственного обеспечения является определение перспектив развития агропродовольственного комплекса с учетом различных сценариев, в т. ч. возможной специализации как в целом региона, так и отдельных его территорий, определение «опорных» зон, определение районов-«локомотивов». В общем случае перед регионом встает задача определения различных вариантов развития АПК, соответственно и продовольственного обеспечения. По логике необходимо продолжать движение по уже определившейся ранее траектории или принять принципиально новый вариант развития, на основе которого определен стратегический выбор. Эффективному процессу развития в агропродо-вольственной сфере содействует создание необходимой правовой базы. Предстоит рассмотреть комплекс вопросов организационного характера на том или ином иерархическом уровне управления, регламентирующих решение задач стратегического анализа, определить конкретные функции, выполняемые отдельными звеньями управления, для минимизации угроз уровню продовольственного обеспечения.
Мировая практика доказала, что одним из основных направлений повышения конкурентоспособности отечественной продукции является получение эффекта от увеличения масштаба производства. Концентрация обеспечивает более высокие показатели технологической (расход кормов и затраты труда на единицу продукции, среднесуточный прирост живой массы и др.) и экономической (себестоимость, рентабельность) эффективности. На крупных предприятиях создаются благоприятные условия для полного использования генетического потенциала животных, селекционно-племенной работы, организации переработки и реализации готовой продукции. При высоком темпе развития выращивания скота и производства мяса будут требоваться дополнительные перерабатывающие мощности.
Реализация вышеобозначенных мероприятий предполагает создание институционального
Региональны!-: нровлгмы нргоьрлаоьлниу экономики, №6, 2015
механизма, эффективно связывающего агропромышленный комплекс и систему продовольственного обеспечения региона и восстанавливающего взаимовыгодные межрегиональные и межхозяйственные связи. В связи с этим следующий параграф будет посвящен разработке механизма
Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что эффективное управление развитием системы продовольственного обеспечения региона предполагает, в первую очередь, разработку и создание адаптированной организационной структуры и интеграционных связей подсистем региональной системы продовольственного обеспечения к существующим экономическим и правовым условиям.
Процессы создания новой структуры и механизма управления, отличной от системы административно-командного типа, в каждом субъекте исследуемого региона находятся на разных стадиях своего развития. В первую очередь это связано с прямой зависимостью между темпами формирования основных подсистем, взаимосвязей, эффективной структуры, системы управления и ресурсным обеспечением процессов в регионе — продовольственным потенциалом.
Результативность этого механизма в значительной мере зависит от качества непрерывного мониторинга обеспечения агропродовольственной продукцией регионов. Подобный мониторинг, по нашему мнению, должен охватить наблюдение, анализ, оценку и прогноз обеспечения продовольствием региона с целью подготовки управленческих решений и рекомендаций, направленных на улучшение и развитие системы продовольственного обеспечения.
Учитывая имеющийся опыт организации управления системой продовольственного обеспечения на региональном уровне, предлагается следующая организационная модель управления развитием данной системы, учитывающая и объединяющая все предложенные выше механизмы на различных уровнях управления.
Формирование региональной системы продовольственного обеспечения как институциональной единицы на основе сетевой интеграции хозяйствующих структур позволит региону развивать имеющиеся организации и создавать недостающие в цепочке структуры. То что эти организации могут быть распределенными, означает, что организация может формироваться как единый работающий организм, включая созданные территориальные разбросанные структурные подразделения; организация создается на основе горизонтальной интеграции на ресурсном уровне субъектов из разных территорий.
В рамках этой институциональной единицы будет работать уникальная комплексная информационно-коммуникационная система, предусматривающая возможность создания единой сетевой информационной среды для регионов РФ, позволяющая обеспечивать деятельность распределенных организаций в различных сферах. В системе должна быть предусмотрена возможность проведения в режиме онлайн организациями, группами специалистов и др. совещаний, заседаний, конференций, форумов на новом уровне, с однозначной идентификацией личности участника, а также принятие решений с помощью осуществления процедуры голосования в удаленном режиме. Таким образом, на основе использования этой системы можно развить региональную инфраструктуру продовольственного обеспечения, активизировать межрегиональную интеграцию, осуществить формирование информационного общества и сетевой экономики.
Создание такой институциональной структуры, предполагающей развитие системы продовольственного обеспечения населения, представляется в виде государственно-частного партнерства. Государственно-частное партнерство (ГЧП) — это тип организационно-экономических отношений между бизнесом, государственными структурами, муниципальными образованиями и общественными организациями, основанный на интеграции определенных процессов и видов деятельности и разрешении существующих и возникающих между ними противоречий и препятствий путем достижения согласия и взаимопонимания на основе переговоров. ГЧП предполагает организацию и развитие форм взаимодействия и сотрудничества всех участников, базирующихся на долгосрочных, устойчивых, равноправных и взаимовыгодных принципах, обеспечивающих разграничение, согласованность и координацию деятельности по конкретным функциональным сферам в разнообразных областях регионального развития [1].
Мамбетова Ф.А., Захохова М.Р.
оптимизация механизма управления системой продовольственного обеспечения региона
Обобщая вышеперечисленные преимущества и существующие проблемы, на наш взгляд, целесообразно создание продовольственного центра, объединяя не только организационные структуры одной Кабардино-Балкарской Республики, но и структуры двух макрорегионов СКФО и ЮФО, Предложенный центр, условно назовем его «Южным», должен быть основан на сетевых технологиях и представлять собой структуру, способную организовать эффективный процесс продовольственного обеспечения на основе рационального использования потенциальных возможностей регионов. Работу данного центра необходимо формировать с использованием современных сетевых информационных технологий, позволяющих организовать работу этой структуры без его физического расположения на отдельной территории, привлекая на договорной основе отдельных специалистов. Это позволит интегрировать разрозненные ресурсы регионов в единую инфраструктуру и обеспечить взаимодействие с любыми организациями на территории Российской Федерации и за ее пределами.
В рамках предложенной сетевой межрегиональной интеграции организационных структур системы продовольственного обеспечения регионов СКФО и ЮФО нами предложена организационно-институциональная модель продовольственного центра «Южный», с детализацией видов и сфер деятельности объединяемых структур и с описанием функций центра «Южный», включающего для реализации стратегической цели — обеспечения продовольственной безопасности в условиях импортозамещения — следующие функции: мониторинг; консультации; экспертизу проектов и заключение договоров; координацию и реализация продовольственной продукции; контроль за работой структур центра. Информационно-аналитический отдел создаваемого центра будет координировать работу всех субъектов структуры, а также органов управления всех уровней — от муниципальных, региональных до макрорегиональных. На рис. 1 представлена организационно-институциональная модель продовольственного центра «Южный».
Система продовольственного обеспечения населения региона
Поставщики сырья,
материально-техническое снабжение, агросервис-ные службы
Информационно-аналитическая система: база данных о субъектах системы продовольственного обеспечения населения
Финансово-кредитная система: средства бюджетов; внебюджетные фонды; частный капитал
Производственные предприятия: сельскохозяйственные предприятия; предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности
Продовольственный центр «Южный»:
мониторинг; консультации; экспертиза проектов и заключение
договоров; координация и реализация продовольственной продукции; контроль за работой структур центра
Склады, хранилища, транспорт, связь
Рынок: оптово-розничная торговля, товародвижение продукции
Л У
Потребитель
Рис. 1. Организационно-институциональная модель продовольственного центра «Южный» (сост. автором)
Преимущества формирования предложенной структуры для бизнеса региона в целом выра-
РЕГИОНАЛЬНЫ!-: ИРОВЛГМЫ ИРГОЬРЛаОЬЛНИУ экономики, №6, 2015
жаются в следующем: а) снижение трансакционных издержек; б) улучшение возможностей для более результативного выхода на глобальные рынки; в) активизация производственной деятельности и появление новых продуктов; г) совершенствование и модернизация рыночной инфраструктуры; д) стимулирование малого бизнеса.
В самой структурной единице преимущества проявляются по направлениям внутренних связей: а) гарантированный сбыт продукции (товаров, услуг); б) доступность финансовых ресурсов; в) сокращение определенных видов затрат (на маркетинг, рекламу, кадры, НИР); г) свободный обмен информацией, знаниями и быстрое распространение новшеств по всем каналам производителей, поставщиков и потребителей; д) внутренняя взаимосвязанность ведет к появлению новых условий конкуренции; е) интеллектуальные ресурсы и идеи образуют новые комбинации, при которых возможны зарождение новых бизнесов и диверсификация деятельности, расширяющих границы центра и масштабы его функционирования.
В рамках создания предложенного центра предполагается формирование механизма управления системой продовольственного обеспечения, реализуемого информационно-аналитическим отделом Центра, совместно с Министерством регионального развития РФ, так как создаваемый центр выходит за рамки компетенций региональных органов управления. Предложенный механизм предполагает на первоначальном этапе информационное объединение всех структур системы продовольственного обеспечения Кабардино-Балкарской Республики, а на последующих этапах — и двух макрорегионов СКФО и ЮФО. Заключение договоров и реализацию интеграционных механизмов со структурами системы продовольственного обеспечения региона, СКФО и ЮФО целесообразно проводить после мониторинга информационно-аналитическим отделом вновь создаваемого центра «Южный» индикаторов оценки продовольственной безопасности, в частности: определение физиологических норм потребления территории, оценка потребности в продовольствии, оценка объема собственного производства продовольствия [2]; исследование конъюнктуры внутреннего рынка; исследование соотношения цен на импортное и отечественное продовольствие, оценка продовольственных резервов и запасов; анализ зонально-отраслевых особенностей; итоговая оценка критических значений, обеспечивающих необходимые условия продовольственной безопасности, в условиях устойчивого производства продовольственной продукции. Все это в совокупности позволит выявить приоритетные направления и оценить перспективы развития системы продовольственного обеспечения на основе оценки ресурсного потенциала АПК.
Результатом формирования предлагаемого механизма управления предполагается устойчивое функционирование системы продовольственного обеспечения территории через создание единого информационного пространства, наращивание ресурсного потенциала АПК, развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка, развитие межхозяйственных и межрегиональных связей на основе интеграционных механизмов, обеспечение экономической и физической доступности продовольствия, удовлетворение потребностей населения за счет качественной продукции и улучшения рациона питания (см. рис. 2).
Реализация данного механизма предполагает необходимость ухода от практики помощи отсталым секторам аграрной экономики, не имеющим потенциала роста. Поэтому в механизме ключевым элементом предложена оценка потенциала АПК и возможностей развития комплекса, выявление приоритетных направлений развития АПК региона, обладающих потенциалом роста. Необходимо особо отметить, что развитие системы обеспечения может происходить без усиленного развития инфраструктуры региона, а так как у КБР данный потенциал достаточно низок, в связи с чем нами выше была предложена институциональная модель, предполагающая активизацию межхозяйственных и межрегиональных связей на основе использования интеграционного механизма с горизонтальным сетевым объединением структур исследуемой сферы двух округов СКФО и ЮФО. Как нам представляется, создание такой институциональной единицы позволит объединить существующий потенциал соседних регионов. В результате обобщения результатов исследования нами предложен механизм управления системой продовольственного обеспечения населения региона [3].
Механизм управления системой продовольственного обеспечения региона нуждается в создании и совершенствовании эффективных прогрессивных форм и инструментов развития, поэтому нами предлагается создание институциональных формирований на основе интеграционных механизмов.
ю о
3
•о •о
л
"Ч
С
Механизм управления развитием системы продовольственного обеспечения региона
Субъекты, входящие в систему продовольственного обеспечения региона
Поставщики сырья, материально-техническое снабжение Заводы сельхозтехники Агросервисные службы Сельскохозяйственные товаропроизводители
Предприятия перерабатывающей промышленности
оптовой и розничной торговли Транспорт, связь, информация Финансово-кредитные организации Склады, хранилища, холодильники
Центр продовольственного обеспечения «Южный»
Мониторинг
1 .Индикаторы оценки продовольственной безопасности:
— определение физиологических норм потребления;
— оценка потребности в продовольствии;
— объем собственного производства продовольствия;
— конъюнктура внутреннего рынка;
— соотношение цен на импортное и отечественное продовольствие;
— продовольственные резервы и запасы
2. Анализ зонально-отраслевых особенностей
3. Оценка критических значений, обеспечивающих необходимые условия продовольственной безопасности, в условиях устойчивого производства продовольственной продукции
Выявление приоритетных направлений развития
Устойчивое функционирование системы продовольственного обеспечения
Оценка перспектив развития системы продовольственного обеспечения на основе оценки ресурсного потенциала АПК
Формирование единого информационного пространства Наращивание ресурсного потенциала АПК Развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка
Развитие межхозяйственных и межрегиональных связей Экономическая и физическая доступность продовольствия Удовлетворение потребностей населения за счет качественной продукции и улучшения рациона питания
7Х
Контроль за реализацией разработанных решений
о
п £
6
ы §
а"
О)
О £.
о о
С X
н!
чз
о
п ■а
3 О
Рис. 2. Механизм управления развитием системы продовольственного обеспечения населения (сост. автором)
РЕГИОНАЛЬНЫ!-: ПРОВЛГМЫ 11 Г1 г о t:> Р л S О t) л Н И Q экономики, №6, 2015
Предложенные модель, механизм, формы и инструменты организационно-институционального развития системы управления в современных условиях способны обеспечить повышение качества механизма управления на региональном уровне, что будет способствовать росту конкурентоспособности аграрного сектора экономики регионов и позволит обеспечить продовольственную безопасность. Предложенный механизм управления развитием системы продовольственного обеспечения региона предполагает системное использование имеющихся подходов и включает в себя элементы государственного и рыночного регулирования на основе интеграционных технологий, учета современных тенденций и современного инвестиционного инструментария.
Литература
1. Мамбетова, Ф. А., Созаева, Т. X Современное развитие сельского хозяйства в условиях реализации целевых программ //Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-3. С. 613-617.
2. Аллахвердиев, А. И., Мамбетова, Ф. А. Теоретические аспекты формирования региональной аграрной политики на современном этапе // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 10. С. 41-47.
3. Аллахвердиев, А. И., Мамбетова, Ф. А. Разработка механизма эффективной инвестиционной стратегии АПК//Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 11 (49). С. 33-38.
References:
1. Mambetova, A. F., Sozaeva, T. H. the Modern development of agriculture in the conditions of realization of target programs //Economy and entrepreneurship. 2014. No. 11-3. P. 613-617.
2. Allahverdiyev, A., Mambetova F. A. Theoretical aspects offormation of regional agrarian policy at the present stage // Regional problems of transformation of economy. 2014. No. 10. S. 41-47.
3. Allahverdiyev, A., Mambetova F. A. the Development of an effective investment strategy APK // Regional problems of transformation of economy. 2014. No. 11 (49). S. 33-38.