АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО
Оптимизация инструментов финансового контроля: информационные системы
БОЖЕНОК Сергей Ягорович, доктор юридических наук, доцент, начальник управления Следственного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации
119049, Россия, г. Москва, ул. Житная, 16
E-mail: [email protected]
Статья посвящена правовым основам формирования и использования информационных систем в целях осуществления финансового контроля. Отмечается актуальность и необходимость внедрения автоматизации управленческих процессов, позволяющей существенным образом повысить уровень оперативного реагирования на изменения, происходящие в значительном массиве объектов контроля. В качестве преимуществ данного способа финансового контроля указывается упрощение процедур сбора и обобщения информации, сокращение времени, необходимого для анализа информации, повышение эффективности процесса контроля за устранением нарушений финансовой дисциплины, обеспечение открытости информации о результатах деятельности органов финансового контроля. Рассматриваются базовые требования, порядок и особенности эксплуатации государственных информационных систем. Особое внимание уделяется анализу отдельных информационных систем, используемых органами государственного финансового контроля в целях налогового администрирования, а также контроля и анализа результатов реализации государственных программ и оказания государственных услуг, исполнения бюджетов, закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и др.
Ключевые слова: финансовый контроль, информационные системы, автоматизация процессов управления, контрольно-счетные органы, аудит, бюджетное планирование, федеральный бюджет, налоги, доходы бюджетов, государственные услуги, электронный бюджет.
Optimization of Financial Control Tools: Information Systems
S. Ya. BOZHENOK, doctor of legal sciences, associate professor
The Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
16, Zhitnyaya st., Moscow, Russia, 119049
E-mail: [email protected]
The article is devoted to the legal bases of formation and use of information systems for financial control. The urgency and the need to implement the automation of administrative processes, enabling significantly improves rapid response to changes in a large array of control objects is pointed out. As the advantages of this method of financial control facilitation of collection and compilation of information, reducing the time required for the analysis of information, increasing the efficiency of control over elimination of violations of financial discipline, transparency of information on the performance of financial control are indicated. The basic requirements, procedures and operational features of the state information systems are concidered. Particular attention is paid to the analysis of individual information systems used by the bodies of state financial control in view of the tax administration, and monitoring and analyzing the results of the implementation of government programs and public service delivery, budget execution, procurement of goods, works and services for state (municipal) needs, etc.
Keywords: financial control, information systems, automation of management processes, control and accounting bodies, auditing, budgeting, the federal budget, taxes, budget revenues, public services, electronic budget.
DOI: 10.12737/17647
Одним из характерных этапов развития современного постиндустриального общества является информационная революция, обусловливающая взрывное развитие информационно-коммуникационных технологий. Ее закономерными последствиями являются фундаментальная трансформация общественных систем, основанная на качественно новом уровне способов производства, потребления, взаимодействия, а в дальнейшем — формирование новой социальной среды — информационного общества.
Объективно такие изменения могут состояться, если процесс информатизации общества будет носить всеобъемлющий характер, не только распространяясь в бытовой и производственной сферах, но и сменяя устаревшие способы организации общественных отношений новыми, более эффективными инструментами, основанными на информационных технологиях.
Высокий уровень технологического развития, характерный для абсолютного большинства развитых государств, в том числе Российской Федерации, создает реальные предпосылки для внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в процессы государственного управления1 и использования их в качестве инструментов контроля, в том числе в финансовой сфере.
Современным способом оптимизации финансового контроля является использование информационных систем, которые позволяют в автоматизированном режиме осуществлять проверку использования бюджетных средств, выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями, соблюдения учета и отчетности и решать иные задачи финансового контроля.
1 См. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
В силу огромного объема информации, подлежащей постоянному анализу в целях обеспечения быстроты и точности принимаемых решений, действенный финансовый контроль не может существовать и развиваться без высокоэффективной системы управления, основанной на информационных технологиях. За счет автоматизации процессов управления с применением соответствующих информационных систем обеспечивается высокий уровень оперативного реагирования на изменения, происходящие в значительном массиве объектов контроля.
Применение информационных технологий при осуществлении финансового контроля базируется на общих для всех информационных систем положениях Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Кроме того, порядок и особенности эксплуатации государственных и муниципальных информационных систем регламентируются техническими регламентами или нормативными правовыми актами государственных органов либо нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, принимающих решения о создании таких информационных систем. Вопросы функционирования негосударственных информационных систем решаются их операторами самостоятельно.
В целях автоматизации процесса финансового контроля, осуществляемого государственными (муниципальными) органами, применяются государственные информационные системы. Основной массив данных таких систем составляет статистическая и иная документированная информация, предоставляемая физическими лицами, организациями, государственными органами и органами местного самоуправления, в том числе в обязательном порядке, установленном законодательством.
Информация, содержащаяся в этих информационных системах, является официальной и наравне с иными имеющимися в распоряжении государственных органов сведениями и документами составляет государственные информационные ресурсы (п. 9 ст. 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
В целях соблюдения безопасного использования государственной информационной системы на государственные органы, ответственные за их функционирование, возлагается обязанность обеспечить достоверность и актуальность содержащейся в них информации, доступ к ней, а также защиту от неправомерных уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, распространения и иных незаконных действий.
В законодательстве предусмотрен перечень открытой информации, содержащейся в государственных информационных системах, доступ к которой не может быть ограничен. Например, в соответствии с требованиями ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» такой информацией являются сведения об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну).
В то же время существует запрет на свободное распространение некоторых категорий информации, в том числе образующейся в рамках осуществления органами государственной (муниципальной) власти финансового контроля. Перечни такой информации содержатся в значительном числе правовых актов: в Законе РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-[ «О государственной тайне», федеральных законах от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», от 26 июля 2006 г. № Ш-ФЗ «О защите конкуренции» и иных законо-
дательных актах. В них устанавливаются условия и требования к обеспечению сохранности информации, а также ответственность за ее разглашение.
В связи с этим в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определены организационные и технические меры защиты информации, направленные на соблюдение режима ее конфиденциальности (исключение неправомерных доступа, копирования, предоставления или распространения информации), целостности (защита от неправомерных уничтожения или модифицирования информации), а также доступности (предотвращение неправомерного блокирования информации).
Создание информационных систем в области финансового контроля регламентировано в нормативных правовых актах законодательного уровня, например в ст. 2412 «Единый портал бюджетной системы Российской Федерации» БК РФ, федеральных законах от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».
Порядок формирования и ведения государственных информационных систем, как правило, закрепляется в положениях о них, утверждаемых актом Правительства РФ. В качестве примера следует привести постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1092 «О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере».
Указанными нормативными правовыми актами определяется федеральный орган государственной власти, ответственный за функционирование и развитие государственной информационной системы, который в большинстве случаев является заказчиком и координатором работ по
формированию такой системы и осуществляет контроль за внесением в нее соответствующей информации.
Внедрение информационных систем для осуществления финансового контроля позволяет реализовать ряд преимуществ автоматизации управленческих процессов в этой сфере, основными из которых являются:
упрощение процедур сбора и обобщения первичной и последующей (в том числе аналитической) информации, необходимой для проведения контрольных мероприятий по выполнению финансовых обязательств перед государством, а также проверке правильности использования бюджетных средств;
автоматизация процессов контроля за соблюдением правил совершения финансовых операций и расчетов;
сокращение времени, необходимого для анализа информации и выработки предложений, направленных на повышение эффективности использования бюджетных средств и государственного имущества;
оперативный доступ к результатам предыдущих контрольных мероприятий;
автоматизация процесса контроля за устранением нарушений финансовой дисциплины;
учет и анализ значительного количества данных, высокое качество и соблюдение стандартов государственного финансового контроля;
обобщение опыта, практики осуществления финансового контроля в целях выработки предложений по совершенствованию управления финансами;
обеспечение открытости информации о результатах деятельности органов финансового контроля.
В настоящее время большинство органов государственного финансового контроля реализуют некоторые свои полномочия в этой сфере с использованием информационных систем. К их числу относятся следующие.
Государственная информационно-аналитическая система контрольно-счетных органов Российской Федерации (ГИАС КСО) создана в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28 мая 2011 г. № 926-р «О создании, развитии, обеспечении функционирования государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов Российской Федерации» и приказом председателя Счетной палаты РФ от 10 октября 2011 г. № 100, утвердившим Положение о ней.
ГИАС КСО представляет собой совокупность содержащейся в базах данных контрольно-счетных органов Российской Федерации информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств о результатах деятельности таких органов.
В соответствии с Положением о ГИАС КСО с ее помощью обеспечивается обработка, систематизация, анализ и хранение следующей информации:
о планируемых контрольно-ревизионных и экспертно-аналитиче-ских мероприятиях и результатах их проведения контрольно-счетными органами Российской Федерации;
о бюджетном процессе и основных показателях социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов РФ;
о стандартах финансового контроля Счетной палаты РФ и нормативных (методических) документах по проведению государственного и муниципального финансового контроля;
об иной информации, связанной с деятельностью контрольно-счетных органов Российской Федерации.
Данные сведения используются для выполнения задач информационно-аналитического обеспечения контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетных орга-
нов Российской Федерации, а также осуществления ими эффективного взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления и другими участниками бюджетного процесса.
В целях обеспечения информационного взаимодействия помимо контрольно-счетных органов Российской Федерации в число участников ГИАС КСО также входят государственные органы и организации, подключенные к системе на основании соглашений, заключенных в порядке, установленном распоряжением Счетной палаты РФ от 8 декабря 2011 г. № 158-р.
Взаимодействие в ГИАС КСО организуется через сайт Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации, размещенный в сети Интернет2, с использованием инфраструктуры электронного правительства. В связи с этим доступ к информационным ресурсам предоставляется при условии прохождения идентификации и аутентификации в информационной системе электронного правительства.
ГИАС КСО является территориально распределенной автоматизированной системой, информация в которой организована по трем уровням:
1) федеральный — в рамках которого обеспечивается сбор, обработка, хранение и распространение информации, поступающей со всех уровней ГИАС КСО и других информационных систем;
2) региональный — содержит сведения контрольно-счетных органов субъектов РФ, участников бюджетного процесса субъектов РФ и других информационных систем;
3) муниципальный — основу которого составляют данные контрольно-счетных органов муниципальных образований и участников бюджетного процесса муниципальных образований.
2 URL: http://www.ach-fci.ru.
С использованием ГИАС КСО контрольно-счетные органы реализуют следующие функции:
аудит процессов формирования и исполнения федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, подготовка аналитической отчетности;
аудит формирования и реализации приоритетных национальных проектов, бюджетных программ и проектов отраслевого, регионального и муниципального развития;
анализ и прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов;
сравнение финансового положения и основных показателей социально-экономического развития различных субъектов РФ, в том числе с учетом величины и структуры регионального долга и расходах на его обслуживание;
планирование и контроль деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации, обобщение основных результатов контрольных мероприятий (учет выявленных нарушений и сумм возвращенных в бюджет средств);
накопление нормативно-справочной информации и др.
Автоматизированная информационная система «Финансы» (АИС «Финансы») создана на основании решения Министерства финансов РФ от 11 ноября 1998 г. № 10-2.
АИС «Финансы» представляет собой интегрированную базу данных, обеспечивающую автоматизацию функций и полномочий, возложенных на Министерство финансов РФ.
В рамках данной информационной системы организуется взаимодействие подразделений Минфина России, других федеральных органов исполнительной власти, являющихся главными распорядителями средств федерального бюджета, и финансовых органов субъектов РФ.
АИС «Финансы» позволяет Минфину России реализовывать следующие полномочия:
составление проекта федерального бюджета, ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
управление государственным долгом Российской Федерации, учет информации о долговых обязательствах субъектов РФ и муниципальных образований;
организация перечисления межбюджетных трансфертов, обеспечение предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;
организация мониторинга бюджетного сектора, методическое руководство бюджетного планирования.
Работа с подсистемами АИС «Финансы» регламентируется ведомственными нормативными правовыми актами Минфина России. Например, учет операций по поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, а также их распределения между бюджетами осуществляется в соответствии с требованиями приказа Минфина России от 27 декабря 2006 г. № 568 «Об организации работы Министерства финансов Российской Федерации по администрированию поступлений в федеральный бюджет по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации" бюджетной классификации Российской Федерации», согласно которым внесение сведений в АИС «Финансы» допускается только с применением соответствующих документов и форм регистров бюджетного учета: выписки из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета, расчетных документов, извещения о направлении дополнительных поступлений, отчетов, справок, расшифровок по некассовым операциям.
Одной из ключевых задач финансового контроля, решаемой с помощью АИС «Финансы», является автоматизация процесса сбора, учета,
контроля и анализа сведений главных распорядителей бюджетных средств и главных администраторов доходов бюджета, поступающих от Федерального казначейства, а также процесса представления в Федеральное казначейство сведений о помесячном распределении поступлений в федеральный бюджет, который обеспечивается с помощью подсистемы «Оценка ожидаемого исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году»3.
Информационный обмен, позволяющий производить оперативный учет исполнения кассового плана в части доходов федерального бюджета, в том числе путем оценки ежемесячного поступления доходов, осуществляется в электронном виде посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет4. На основании разрабатываемого Минфином России прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет главные администраторы доходов федерального бюджета представляют в Министерство прогноз помесячного поступления доходов в федеральный бюджет на очередной квартал текущего финансового года и сведения о помесячном распределении поступлений доходов в федеральный бюджет.
В рамках АИС «Финансы» также организуется работа по исполнению судебных актов о взыскании денежных средств по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нор-
3 См. письмо Минфина России от 17 октября 2008 г. № 16-07-03/18 «О задаче (программном средстве) "Оценка ожидаемого исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году"».
4 URL: http://www.minfin.ru/ru/ismf/ais.
мативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации5. В информационной системе регистрируются исполнительные документы, а также учитываются суммы, предъявляемые к взысканию по исполнительному листу, и результат рассмотрения исполнительного листа с указанием взысканных сумм.
Автоматизированная информационная система Федеральной налоговой службы (АИС ФНС России) включает автоматизированную информационную систему «Налог» (АИС «Налог») и автоматизированную информационную систему «Налог» ФНС России нового поколения (АИС «Налог-3»).
В соответствии с положением, утвержденным приказом ФНС России от 18 июня 2014 г. № ММВ-7-6/323@, АИС ФНС России представляет собой единую информационную систему, обеспечивающую сбор и анализ информации, статистических данных и иных сведений, необходимых для принятия управленческих решений налоговыми органами.
В качестве основных принципов построения АИС ФНС России в положении закреплены:
систематизация сбора, хранения и использования информации, образующейся в процессе выполнения налоговыми органами своих полномочий;
предоставление информации внешним потребителям;
актуальность и достоверность информации, адаптируемость ее состава к изменяющимся требованиям;
открытость и доступность информации, за исключением информации ограниченного доступа;
безопасность АИС ФНС России с учетом требований обеспечения информационной безопасности;
единство стандартов технологий, форматов всех элементов АИС ФНС
5 См. приказ Минфина России от 15 августа 2006 г. № 271.
России, нормативно-справочной информации, системы показателей и регламентов отчетности.
В структуре АИС ФНС России функционирует ряд подсистем, с помощью которых, во-первых, обеспечивается сбор, систематизация, обработка, хранение данных и предоставление информации, осуществляется форматно-логический контроль данных, интеграция с другими информационными системами; во-вторых, организуется взаимодействие с налогоплательщиками; в-третьих, происходит формирование реестров, справочников и классификаторов, необходимых для выполнения функций, возложенных на налоговые органы; в-четвертых, проводится оценка, анализ и контроль информации, содержащейся в информационных ресурсах налоговых органов; в-пятых, формируется база нормативной, статистической и аналитической информации в рассматриваемой сфере.
Доступ к информации, содержащейся в АИС ФНС России, осуществляется путем удаленного доступа через Интернет в режиме запрос-ответ посредством веб-интерфейса. В связи с тем что в информационной системе помимо статистической и технологической информации содержатся федеральные информационные ресурсы, являющиеся персональными данными и данными, отнесенными к налоговой тайне, обязательным условием работы с такими данными в АИС является идентификация и аутентификация пользователей.
В качестве основной подсистемы АИС ФНС России функционирует АИС «Налог», представляющая собой автоматизированную систему, информация в которой распределена по трем уровням:
1) федеральный — включающий информационные массивы ФНС России и межрегиональных инспекций;
2) региональный — содержащий данные подразделений ФНС России
по субъектам РФ и межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам;
3) местный — объединяет информационные ресурсы инспекций по районам, районам в городах, городам без районного деления, а также инспекций ФНС России межрайонного уровня.
Вместе с тем в настоящее время происходит развертывание АИС «Налог-3» — новейшей системы, объединяющей все данные налогового администрирования в единой централизованной базе данных федерального уровня. Таким образом, создается целостный массив актуальной информации, для формирования которого отсутствует необходимость в межуровневом обмене данными, приводящем к их дублированию и ошибкам.
Такая архитектура информационной системы позволяет обеспечить единые подходы к аналитической работе на всех уровнях (федеральном, региональном и местном), повысить качество данных и обеспечить их структурированность, проводить анализ показателей от макроуровня до конкретного налогоплательщика, организовать эффективное хранение информации и ее оперативное предоставление поль-зователям6.
Кроме того, расширены информационно-аналитические возможности АИС «Налог-3», позволяющие осуществлять контроль за следующими направлениями:
1) управленческая деятельность — результаты и эффективность деятельности территориальных налоговых органов; система управления рисками; поступление администри-руемых доходов и оценка исполнения доходных частей бюджетов по уровням бюджетной системы; внутренний аудит налоговых органов;
2) анализ состояния налоговой системы — динамика количества и
6 См. письмо ФНС России от 24 июля 2014 г. № АС-4-12/14424.
структурный состав налогоплательщиков; структура налоговой базы; задолженность по налогам и сборам; банкротство; результаты контрольной и надзорной деятельности; результаты досудебного урегулирования споров; результаты судебных споров; результаты и эффективность межведомственного взаимодействия с МВД России, Следственным комитетом РФ, Генеральной прокуратурой РФ, ФТС России, ФССП России, ПФР, Росфиннадзором, Росфинмо-ниторингом и др.;
3) контрольная и надзорная деятельность — формирование досье налогоплательщика; налоговый и валютный контроль; контроль за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники; контроль полноты учета выручки и использования специальных банковских счетов;
4) оказание государственных услуг — выдача специальных марок для маркировки табачной продукции, свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, а также свидетельств о регистрации организаций, совершающих операции с денатурированным этиловым спиртом;
5) урегулирование задолженности и обеспечение процедур банкротства;
6) государственная регистрация и учет налогоплательщиков;
7) анализ исчисления имущественных налогов налоговыми органами.
Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) является информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных пла-
тежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами (ст. 213 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ).
Создание ГИС ГМП обусловлено требованиями п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в котором содержится запрет органам, предоставляющим государственные и муниципальные услуги, требовать от заявителя документы и информацию, в том числе подтверждающие внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций. Указанные сведения должны содержаться в ГИС ГМП.
ГИС ГМП представляет собой централизованную информационную систему, в рамках которой с использованием системы межведомственного электронного взаимодей-ствия7 обеспечивается получение и передача информации о платежах между администраторами доходов бюджета и организациями по приему платежей. Формирование, развитие и обслуживание ГИС ГМП возложены на Федеральное казначейство.
Основными целями ГИС ГМП являются сбор и предоставление сведений о начисленных и уплаченных платежах за предоставление государственных (муниципальных) услуг и иных платежах в бюджетную систему Российской Федерации гражданам и организациям (в целях их информирования о числящихся за ними обязательствах перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации), а также органам власти (для предоставления государственных (муниципальных) услуг, без истребования с заявите-
7 URL: http://www.roskazna.ru/gis-gmp.
ля документов, подтверждающих их оплату).
Порядок ведения ГИС ГМП определен приказом Казначейства России от 30 ноября 2012 г. № 19н, в котором установлены перечень информации, необходимой для внесения платежей за государственные (муниципальные) услуги, механизмы ее предоставления и доступа к ней.
В соответствии с нормативными предписаниями ст. 213 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ в формировании ГИС ГМП участвуют:
государственные (муниципальные) учреждения, взимающие платежи за государственные (муниципальные) услуги (например, ГИБДД, ФНС, ФССП, организации ЖКХ и др.);
подразделения Федерального казначейства и иных органов, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, а также кредитные организации, организации почтовой связи, иные органы и организации (например, портал государственных услуг, многофункциональные центры «одного окна»), через которые оплачиваются государственные (муниципальные) услуги.
Государственные (муниципальные) учреждения после начисления платежа за оказываемые услуги представляют в ГИС ГМП соответствующую информацию, необходимую для его уплаты, а сведения об их уплате обязаны направлять в ГИС ГМП органы Казначейства России, кредитные организации и иные, осуществляющие перевод указанных денежных сумм.
Аккумулируемая в ГИС ГМП информация востребована для формирования аналитической и оперативной отчетности, необходимой для финансового контроля. Согласно Концепции реформирования системы бюджетных платежей на период
до 2017 г.8 она дает возможность оперативно осуществлять администрирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также предварительное квитирование начислений и платежей (установление соответствия совершенного платежа конкретному начислению). Кроме того, для физических и юридических лиц ГИС ГМП представляет собой новый удобный сервис, позволяющий в режиме «одного окна» получать информацию об имеющихся у них обязательствах перед бюджетом и осуществлять их оплату.
Электронный бюджет — государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами. Концепция ее создания и развития одобрена распоряжением Правительства РФ от 20 июля 2011 г. № 1275-р.
Оператором системы «Электронный бюджет», обеспечивающим ее функционирование, защиту аккумулируемой в ней информации, а также организационную, консультационную и техническую поддержку пользователям, является Федеральное казначейство.
Формирование системы «Электронный бюджет» в соответствии с указанным распоряжением осуществляется в два этапа. В течение 2011—2012 гг. происходили разработка и внедрение первой очереди системы, на втором этапе (2013—2015 гг.) организовано ее развитие.
Согласно названной Концепции целью создания системы «Электронный бюджет» является необходимость оптимизации государственного финансового контроля в бюджетной сфере. Ее внедрение позволит обеспечить прозрачность, открытость и подотчетность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также осуществлять обществен-
8 Утв. приказом Минфина России от 29 августа 2013 г. № 227.
ный контроль с применением современных информационных технологий9.
Реализация системы направлена на решение задач, необходимых для осуществления действенного финансового контроля за деятельностью публично-правовых образований (в том числе ведением бухгалтерского учета, финансовой и иной отчетности), результатами реализации государственных программ и оказания государственных услуг, процессами составления и исполнения бюджетов, закупками товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и др.
Доступ к информации, содержащейся в системе «Электронный бюджет», обеспечивается с помощью сети Интернет через созданный в соответствии с требованиями ст. 2412 БК РФ единый портал бюджетной системы Российской Федерации10.
Структурно система «Электронный бюджет» состоит из трех элементов:
централизованные подсистемы системы «Электронный бюджет», реализующие интеграцию и автоматизацию таких процессов, как бюджетное планирование, управление государственными доходами и расходами, государственным долгом, финансовыми активами, государственными закупками, бухгалтерским учетом, а также связанными с осуществлением финансового контроля;
сервисные подсистемы системы «Электронный бюджет», с помощью которых пользователи — органы исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления, государственные (муниципальные) учреж-
9 См.: Поветкина Н. А., Хазова Е. В. Интегрированные информационные системы управления публичными финансами в обеспечении прозрачности бюджетной системы Российской Федерации // Журнал российского права. 2014. № 9. С. 11—17.
10 URL: www.budget.gov.ru.
дения могут получать информацию из централизованных подсистем;
единый портал бюджетной системы Российской Федерации, содержащий информацию о финансово-хозяйственной деятельности публично-правовых образований.
С помощью централизованной подсистемы финансового контроля обеспечивается доступ Счетной палаты РФ и иных контролирующих органов к информации, содержащейся в системе «Электронный бюджет», в целях планирования контрольных мероприятий, их проведения и мониторинга устранения выявленных нарушений.
Кроме того, подсистема предназначена для осуществления анализа федеральными органами исполнительной власти финансовой деятельности подведомственных им учреждений.
При этом в Концепции предусматривается, что для удобства пользователей на едином портале бюджетной системы Российской Федерации будет обеспечен доступ к информации, размещенной на других официальных сайтах, в том числе:
о выполнении государственными (муниципальными) учреждениями
государственных (муниципальных) заданий и об использовании закрепленного за ними имущества;
размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru);
проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров (www.torgi.gov.ru);
государственных и муниципальных услугах (www.gosuslugi.ru) и др.
Рассмотренные возможности информационных систем, используемых в целях осуществления финансового контроля, свидетельствуют о том, что они существенным образом отличаются от ранее применяемых средств контроля. Потенциал, заключенный в автоматизации процессов сбора огромного массива финансовой информации, ее обобщения, структурирования, анализа, производимых в режиме реального времени, не только позволяет обеспечить скорейшее достижение конечного результата и эффективность контроля, но и открывает новые перспективы оптимизации данного направления управленческой деятельности и повышения качества принимаемых решений в этой сфере.
Библиографический список
Поветкина Н. А., Хазова Е. В. Интегрированные информационные системы управления публичными финансами в обеспечении прозрачности бюджетной системы Российской Федерации // Журнал российского права. 2014. № 9.
Исполнение отдельных видов административных наказаний
СЕЛЕЗНЕВ Владимир Аркадьевич, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник отдела административного законодательства и процесса Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации 117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34 E-mail: [email protected]
Повышение эффективности исполнения судебных актов является актуальной проблемой государственного управления. В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесено большое количество изменений, тем не менее остаются вопро-