2018, том 20 [9]
УДК 378. 095 http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-9-31-35
ОПТИМИЗАЦИЯ ГУМАНИТАРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Афонина1 Р.Н., Аникина2 И.Н., Лесных3 Е.А., Малолеткина2 Т. С. 'ФГБОУВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, Российская Федерация 3ФГБОУВО «Алтайский государственный медицинский университет», г. Барнаул, Российская Федерация 3ФГБОУ ВО «Алтайский государственный аграрный университет», г. Барнаул, Российская Федерация Аннотация. Проблема соответствия культурологических целей и содержания естественнонаучного образования является актуальной в условиях реализации компетентностной модели подготовки выпускника вуза. Современные цели образования, ориентирующие педагогов на компетентностную модель построения образовательного процесса, детерминируют изменение требований к построению информационной составляющей содержания образования. Целью статьи является конкретизация условий системной интеграции научных знаний в построении содержания естественнонаучного образования. Разработка оптимальной структуры и содержания информационной составляющей содержания образования обуславливает решение задач, связанных с формированием не только профессиональных, но и общекультурных компетенций обучающихся как результатов образования. Ключевые слова: естественнонаучное образование, содержание образования, системная интеграция. OPTIMIZATION OF THE HUMANITARIAN POTENTIAL OF NATURAL AND SCIENTIFIC EDUCATION Afonina1 R.N., Anikina2 I.N., Lesnykh3 E.A., Maloletkina T.S. 'Altai state pedagogical university, Barnaul, Russian Federation 2Altai state medical university, Barnaul, Russian Federation 3Altai state agrarian university, Barnaul, Russian Federation Annotation. The problem of the conformity of cultural goals and the content of natural science education is relevant in the context of the implementation of a competence model for the training of a graduate of a university. Modern goals of education, orienting teachers on the competence model of building the educational process, determine the change in the requirements for building the information component of the content ofeducation. The purpose of the article is to specify the conditions for the system integration of scientific knowledge in the construction of the content of natural science education. The development of the optimal structure and content of the information component of the content of education determines the solution of problems associated with the formation of not only professional, but also general cultural competencies of students as the results of education. Key words: science education, content of education, system integration.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК [1] Сноу Ч.П. Две культуры /Ч.П. Сноу. - М.: Прогресс, 1973. -142 с. [2] Афонина Р.Н. Естественнонаучное образование студентов педагогического вуза в контексте кон- REFERENCES [1] Snou CH.P. Dve kul'tury /CH.P. Snou. - M.: Progress, 1973. -142 p. [2] Afonina R.N. Estestvennonauchnoe obrazovanie studentov pedagogicheskogo vuza v kontekste kon-
~ 31 ~
—--—
вергентного подхода / Р.Н. Афонина //Ломоносовские чтения на Алтае. - Барнаул: АлтГУ, 2013. - С. 297-303.
[3] Афонина Р.Н. Построение гуманитарно-ориентированной среды естественнонаучного образования в логике конвергентного подхода / Р.Н. Афонина // Теория и практика общественного развития. - 2011.- №8 С.160-161.
[4] Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
[5] Симдянова Г.Н. Методика формирования общекультурной компетенции у учащихся / Г.Н. Симдянова // Вектор науки ТГУ. - 2012. - № 1. -С.262-263.
[6] Краевский В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах [Электронный ресурс] / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal (дата обращения 28.06.2018).
[7] Закон Российской Федерации «Об образовании» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986 (дата обращения 30.06.2018).
[8] Афонина Р.Н. Значение естественнонаучного образования в становлении целостного мировоззрения личности будущего специалиста гуманитарного профиля / Р.Н. Афонина // Формирование целостного мировоззрения современной личности. - Барнаул: АлтГПА, 2012. - С. 10-16.
vergentnogo podhoda / R.N. Afonina // Lomono-sovskie chteniya na Altae. - Barnaul: AltGU, 2013.
- p. 297-303.
[3] Afonina R.N. Postroenie gumanitarno-orientirovan-noj sredy estestvennonauchnogo obrazovaniya v logike konvergentnogo podhoda / R.N. Afonina. // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. -2011.- №8 p.160-161.
[4] Hutorskoj A.V. Klyuchevye kompetencii kak kom-ponent lichnostno orientirovannoj paradigmy obrazovaniya /A.V. Hutorskoj //Narodnoe obrazovanie.
- 2003.- № 2. - p. 58-64.
[5] Simdyanova G.N. Metodika formirovaniya obshche-kul'turnoj kompetencii u uchashchihsya / G.N. Simdyanova // Vektor nauki TGU. - 2012. - № 1. -p.262-263.
[6] Kraevskij V.V. Predmetnoe i obshchepredmetnoe v obrazovatel'nyh standartah [EHlektronnyj resurs] / V.V. Kraevskij, A.V. Hutorskoj. - Rezhim dostupa: http://www.eidos.ru/journal (data obrashcheniya 28.06.2018).
[7] Zakon Rossijskoj Federacii «Ob obrazovanii» [EHlektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986 (data obrash-cheniya 30.06.2018).
[8] Afonina R.N. Znachenie estestvennonauchnogo obrazovaniya v stanovlenii celostnogo mirovozzre-niya lichnosti budushchego specialista gumanitar-nogo profilya / R.N. Afonina // Formirovanie celo-stnogo mirovozzreniya sovremennoj lichnosti. -Barnaul: AltGPA, 2012. - p. 10-16.
На современном этапе социально-экономического развития общества, на фоне резко обострившихся в мире глобальных проблем и противоречий главным фактором выживания и прогресса человечества выступает образование. В современных философских, культурологических, социально-экологических исследованиях постулируется, что решение многих проблем человечества возможно на пути гармонизации частей изначально единой культуры, искусственное размежевание которой произошло около трехсот лет назад. Одной из важнейших проблем междисциплинарного диалога является проблема взаимопонимания естественника и гуманитария, или, по словам Ч. Сноу [1, с.5], проблема двух культур.
В педагогической теории и практике актуализируется проблема совершенствования образования, современному этапу развития общества, адекватного современному типу культуры, созда-
ющего условия для личностного развития обучающихся и позволяющего обеспечить новое качество образования. Важным направлением совершенствования отечественной системы высшего профессионального образования, характерное для всего мирового сообщества, становится стремление преодоления в образовании профессиональной замкнутости и культурной ограниченности, ориентация на широкообразованную и целостную личность.
Современные требования к профессиональной подготовке будущего специалиста в условиях компетентностной модели обучения выражаются в совокупности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления его профессиональной деятельности. Формирование многостороннего специалиста, умеющего находить взаимосвязи в явлениях, знающего как применять знания на практике и осознающего последствия
~ 32 ~
—--—
своих действий, требует целостного образования. Актуальной задачей современного образования является построение методологической и технологической базы для новых условий развития научной и образовательной деятельности, как своевременный ответ системы образования на вызовы времени. Динамика развития гуманитарного естественнонаучного образования свидетельствует о последовательной смене доминирующих целевых установок. Анализ развития целей гуманитарного естественнонаучного образования показывает, что первоначальная цель формирования естественнонаучной грамотности была трансформирована в цель по развитию представлений об основополагающих естественнонаучных концепциях, и далее эволюционировала в цель по формированию научной картины мира [2, с. 303].
Ориентирование образовательного процесса на общекультурное и интеллектуально-личностное развитие обучающихся обуславливает изменение требований к содержательному, технологическому и инструментальному обеспечению учебного процесса, которое сделало бы возможным «взаимоувязывание» естественнонаучных и социогуманитарных знаний, определяющего формирование целостной научной картины мира. Понимание единства мира, обуславливает понимание единства культуры, единства знаний и из этого следует, что без взаимодополнения естественнонаучных и социогуманитарных знаний невозможно гармоничное развитие личности [3, с.161]. Компетентностная модель подготовки выпускника вуза охватывает профессиональную квалификацию, связанную с определенной профессиональной деятельностью, а с другой стороны - отражает междисциплинарные требования к образовательным результатам. Общекультурная компетентность выступает фундаментальной составляющей профессиональной компетентности. Общекультурные компетенции, как профессионально значимые интегративные качества, обеспечивают единство общей и профессиональной культуры выпускника вуза, определяющей его способность ориентироваться в социокультурном пространстве, включаться в профессиональную деятельность и эффективно осуществлять ее.
Современные цели образования, ориентирующие педагогов на компетентностную модель построения образовательного процесса, детерминируют изменение требований к построению информационной составляющей содержания образования. Разработка оптимальной структуры и содержания информационной составляющей содержания образования обуславливает решение задач, связанных с формированием не только профессиональных, но и общекультурных компетенций обучающихся как результатов образования. В соответствии с классификацией А.В. Хуторского [4, с.61], общекультурная компетенция относится к ключевым компетенциям личности. Общекультурная компетенция, как отмечает Г.Н. Симдя-нова [5, с.262], является результатом образования, выражающемся в системе знаний общечеловеческой культуры и умении практически применять эти знания в социальных отношениях. Общекультурная компетенция формируется в процессе освоения опыта деятельности в области освоения культурного пространства и проявляется в качествах личности. Общекультурная компетенция характеризуется такими основными признаками, как фундаментальность, универсальность, меж-дисциплинарность, применимость в разных ситуациях.
Теоретическое представление о содержании образования формируется заданным социальным заказом, он выступает целью и источником построения содержания образования. Определяя содержание образования как многоуровневую педагогическою модель социального заказа, В.В. Кра-евский [6] указывает на то, что в предмете дидактики она представляет содержательную сторону обучения. Решение задачи оптимизации содержания образования на теоретическом уровне требует обоснования подходов к отбору и структурной организации достаточного объема учебной информации. Оптимизация содержания учебных дисциплин требует анализа учебной информации с позиций образовательного стандарта в соответствии с профилем подготовки. Отбор информационной составляющей содержания образования и построение его оптимальной структуры во многом определяют результативность обучения. В
~ 33 ~
—--—
рамках проводимого исследования мы опираемся на базовую формулировку содержания образования, приведенную в Законе РФ «Об образовании» [7], как систему знаний основ наук для решения задач формирования и развития общей культуры личности, ее подготовке к жизни в обществе, создании основы для освоения профессиональных образовательных программ.
Решение задачи оптимизации содержания образования на теоретическом уровне требует обоснования подходов к отбору и структурной организации достаточного объема учебной информации. Оптимизация содержания учебных дисциплин требует анализа учебной информации с позиций образовательного стандарта в соответствии с профилем подготовки. Первым шагом в построении информационной составляющей содержания учебных дисциплин является разработка программ, на основе которых строится их содержание. Разработка каждой конкретной программы определяет построение логической структуры и содержание учебной дисциплины. Структурирование является методической процедурой, с помощью которой дидактические элементы выстраиваются в определенных связях и отношениях. Современной формой логического представления структуры учебного материала является модульный способ. В основе этого способа построения структур учебного материала лежит использование укрупненных дидактических единиц. Модули представляют собой «функциональные» узлы для достижения конкретных дидактических целей.
Важнейшими задачами конструирования модулей как структурных компонентов учебной программы являются отбор содержания учебного знания и построение его оптимальной структуры. При построении содержания структурных модулей мы руководствовались принципами структурирования учебного материала, которые определяют:
1) рациональность построения системы учебного материала с точки зрения ее усвоения и хранения в долговременной памяти обучающихся;
2) оптимальный способ уплотнения материала, его «свертывания и развертывания» с целью осво-
бождения обучающихся от необходимости держать в памяти большой объем фактического материала;
3) такая группировка и построение учебного материала, чтобы в него можно было ввести аппарат учебно-познавательной деятельности [8, с.12].
В построении содержания учебной дисциплины необходимо повышение уровня общекультурного потенциала, что обеспечивается системным единством внутрипредметной, межпредметной, междисциплинарной и наддисциплинарной интеграции научных знаний.
Интеграция внутрипредметного знания, как взаимосвязь и взаимодействие знаний, образующих предметное поле учебной дисциплины, обеспечивается систематизацией учебного материала в тематические блоки при разработке программы учебной дисциплины. Современная система знаний имеет логическую структуру, включающую следующие компоненты:
- теории, обобщающие знания о объектах данной науки;
- законы, закономерности, принципы, правила и постулаты;
- категории, понятия и термины, специфичные для данной науки;
- методы, с помощью которых данная междисциплинарная наука способна добывать качественно новое интегративное знание;
- гипотезы и идеи, отражающие проблемные ситуации в науке и намечающие пути решения этих проблем.
Интеграция межпредметного знания, определяющая взаимосвязь и взаимодействие знаний нескольких дисциплин, входящих в одну предметную область, осуществляется при построении системы знаний предметной области, определяющей формирование предметных компетенций. Например, для естественнонаучных дисциплин межпредметное знание включает физические, химические, астрономические, биологические и др. естественнонаучные знания. В процессе построения и реализации содержания межпредметного знания необходимо установление взаимосвязей
~ 34 ~
—--—
между дисциплинами, образующими предметное поле естествознания.
Интеграция междисциплинарного знания, определяющая синтез знаний нескольких предметных областей, требует включения в содержание программы учебной дисциплины общекультурных знаний в форме понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий. Изучение естественнонаучных понятий и теорий, законов и принципов, моделей и гипотез необходимо осуществлять с включением культурологических, исторических, этических, социальных и экологических аспектов. Именно эти гуманитарные контексты являются наиболее значимыми для интеграции с естественнонаучными знаниями. Вместе с этим можно использовать междисциплинарные знания, выработанные социальной экологией, биоэтикой, этологией и т.д. Для формирования мотивации к изучению большинства тем учебных программ по естественнонаучным дисциплинам целесообразно использовать формулировку конкретной экологической проблемы, для решения которой необходимо знание данного материала. Имеющийся опыт показывает, что наиболее значимым основанием для формулирования экологических проблем являются материалы концепции устойчивого развития [10]. Результатом построения и реализации содержания междисциплинарного знания выступает синтез естественнонаучного и гуманитарного знания. Достижение этого синтеза становится возможным при оптимизации гуманитарного потенциала естественнонаучного знания.
Интеграция наддисциплинарного знания, требующая синтеза фундаментальных научных знаний осуществляется посредством включения в содержание учебной дисциплины мировоззренческих и методологических понятий, имеющих фундаментальное значение для всех предметных областей. К мировоззренческим и методологическим понятиям относятся принципы современной
физики, идеи синергетики, глобального эволюционизма, системного подхода и общенаучная картина мира. Понимание сущности системного подхода, идей синергетики и глобального эволюционизма является необходимым условием понимания строения, происхождения и эволюции Вселенной и Солнечной системы, самоорганизации и эволюции химических, биологических и экологических систем, обуславливающих существование жизни на Земле. Формирование понятия общенаучная картина мира по своей сути предполагает наиболее высокий уровень наддисциплинарного знания. Базисным основанием содержания научной картины мира является анализ структуры современной научный картины мира и ее базовых концепций, далее необходим синтез этих концепций в структуру общенаучной картины мира.
Культурологическая направленность содержания естественнонаучного образования обуславливает актуализацию философско-мировоззренче-ских категорий и гуманистических ценностей, принципа сопряжения мировоззренческих идей с личностным опытом обучающихся, построение содержания образования в контексте гуманитарной культуры. Актуальным требованием, предъявляемым к содержанию образования, является включение знаний метапредметного уровня, которое обуславливает взаимодействие обучающего с гуманистическими идеями и общечеловеческими ценностями. Поэтому возникает необходимость разработки новых подходов, определяющих достижение метапредметных результатов образовательного процесса. Использование компетенций, как ведущих целевых установок в оценке качества подготовки выпускника вуза, требует существенного сдвига в сторону культурологической, личностно-ориентированной, деятель-ностно-практической направленности образовательного процесса.
~ 35 ~