УДК 796.011
ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО ДНЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В.В. Соколов, И.Ю. Грязнов, Е.Н. Гусев
Разработана и обоснована модель физического воспитания, основанная на системе физкультурно-рекреационных мероприятий в режиме дня учащихся основной школы с направленностью на оптимизацию физического состояния.
Ключевые слова: обучающиеся основной школы, физическое состояние, физическая подготовленность, физкультурно-рекреационные мероприятия.
Сравнительный анализ научной и методической литературы позволил выявить неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей-школьников за последние 10 лет. Количество детей с хроническими патологиями увеличилось в 2 раза (с 11,8 до 21,3-26,9 %), а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в 3 раза (до 56 %) [3; 7].
Сегодня в практике школ реализуются образовательные, образовательно-оздоровительные программы валеологической направленности; созданы концепции здоровьесберегающего образования [2, 5]. Однако в связи все возрастающей учебной нагрузкой школьников, особого внимания заслуживает факт снижения показателей физического здоровья и физической подготовленности, недостаток альтернативных форм сохранения и укрепления здоровья с помощью различных видов физкультурно-спортивной деятельности. Вследствие этого, ухудшается здоровье детей и подростков, происходит снижение числа здоровых детей [4, 7].
Физкультурно-рекреационные мероприятия являются одним из средств повышения уровня физического состояния учащихся основной школы. Одной из основных задач физкультурно-рекреационных мероприятий является восстановление работоспособности учащихся после физических упражнений или выполнения тяжелой нагрузки, возникших в процессе обучения в среднем учебном заведении [1].
В.М Выдрин (2013) указывает на то, что «в последнее время феномен физической рекреации исследуется как сложное социальное явление, создаётся теория физической рекреации». К.Н. Пружинин, М.В. Пружинина [5] выделяют признаки, составляющие содержание физической рекреации, основывая ее на физических упражнениях, интеллектуальных, эмоциональных и физических компонентах.
Анализ научно-методической литературы показывает недостаточный уровень разработанности данной проблемы. Повышение работоспособности с помощью физкультурно-рекреационных мероприятий обуславливает необходимость проведения исследований в этом направлении [8]. Таким образом, актуальность обусловлена: в социальном аспекте: определяющей ролью физической культуры в повышении работоспособности учащихся в процессе обучения, усвоения теоретического и практического материала; в методическом аспекте: необходимостью разработки новой модели учебно-воспитательного процесса по физической культуре, направленной на развитие умственных и физических способностей школьников.
В качестве рабочей гипотезы предполагалось, что существующая традиционная модель физического воспитания в основной школе включает наряду с обязательными тремя уроками физической культуры в неделю, лишь отдельные физкультурно-оздоровительные мероприятия массового характера, что не позволяет оптимизировать физическое состояние школьников и требует разработки модели, включающей систему физкультурно-рекреационных мероприятий в режиме дня учащихся.
Целью исследования явилось теоретическое обоснование и разработка модели физического воспитания, включающей систему физкультурно-рекреационных мероприятий в режиме дня учащихся основной школы с направленностью на оптимизацию физического состояния.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи исследования:
1) теоретически обосновать необходимость разработки модели процесса физического воспитания, включающей систему физкультурно-рекреационных мероприятий в режиме дня учащихся основной школы с направленностью на оптимизацию физического состояния;
2) в процессе педагогического констатирующего эксперимента оценить уровень физического состояния учащихся основной школы;
3) разработать модель физического воспитания, включающую систему физкультурно-рекреационных мероприятий в режиме дня учащихся основной школы с направленностью на оптимизацию физического состояния.
Целью педагогического констатирующего эксперимента являлось экспериментальное обоснование необходимости разработки модели физического воспитания, включающей систему физкультурно-рекреаци-онных мероприятий в режиме дня учащихся основной школы с направленностью на оптимизацию физического состояния.
В ходе эксперимента проводилось педагогическое тестирование показателей физической подготовленности учащихся основной школы. Полученные результаты оценивались при помощи метода сигмальных
отклонений по Б.А. Ашмарину и сравнивались с результатами общероссийского мониторинга физического развития и физической подготов -ленности учащихся, проведенные В.Ю. Давыдовым, А.И. Шамардиным [3] (таблица).
Шкала оценки уровня физической подготовленности (по Б.А. Ашмарину)
Интервал значений Уровень
М-1,55 и ниже Низкий
М-1,55 до М-0,675 Ниже среднего
М-0,675 до М+0,675 Средний
М+0,675 - М+1,55 Выше среднего
М+1,55 и выше Высокий
По результатам тестов определялся индекс физической готовности (ИФГ) путем вычисления среднеарифметического значения суммы полученных баллов. Кроме ИФГ определялось развитие физических качеств, которое оценивается как равномерное - «гармоничное», когда между максимальным и минимальным результатом нет свободного коридора (уровня), «недостаточно гармоничное» - разрыв в один уровень и «дисгармоничное» - разрыв более чем в один уровень.
Кроме того, в ходе эксперимента оценивалось физическое состояние школьников: проводилась оценка показателей физического развития и рассчитывался коэффициент здоровья, отражающий адаптационные возможности организма.
В процессе констатирующего эксперимента нами было проведено тестирование с целью оценки показателей физической подготовленности учащихся 13-14 лет. Полученные результаты оценивались при помощи метода сигмальных отклонений по Б.А. Ашмарину (1980) и сравнивались с результатами общероссийского мониторинга физического развития и физической подготовленности учащихся, проведенные В.Ю. Давыдовым, А.И. Шамардиным [3].
По результатам тестов мы определили индекс физической готовности (ИФГ) путем вычисления среднеарифметического значения суммы полученных баллов и «гармоничность развития физических качеств» [3]. При индивидуальной качественной оценке ИФГ принимался: менее трех баллов - физическая подготовленность ниже средней, три балла - физическая подготовленность средняя, более трех баллов - физическая подготовленность выше средней.
Развитие физических качеств оценивалось как равномерное -«гармоничное», когда между максимальным и минимальным результатом нет свободного коридора (уровня), «недостаточно гармоничное» - разрыв в один уровень и «дисгармоничное» - разрыв более чем в один уровень.
Анализ полученных результатов распределения учащихся 13-14 лет по ИФГ показал, что преобладающее число мальчиков (44 %) имеет средний показатель, треть мальчиков - выше среднего (35 %) и 21 % -ниже среднего. Анализ распределения ИФГ у девочек свидетельствует о преобладании оценок выше средних и средних (61,7 и 35,75 % соответственно) и минимальное количество ниже средних.
ИФГ позволяет оценить в целом уровень готовности ребенка к осуществлению физкультурно-спортивной деятельности. Результаты контрольных испытаний школьников по каждому из пяти тестов, характеризующих основные физические качества, свидетельствуют, что качество быстроты у мальчиков и девочек развито недостаточно (дефицит развития в среднем составляет 41 %).
Дефицит развития качества силы у мальчиков наблюдается свыше 60 % случаев. У девочек скоростно-силовые способности находится на оптимальном уровне, дефицит развития качеств встречается в 5 % случаев. Выносливость и скоростно-силовые качества у мальчиков и девочек соответствуют оптимальному уровню развития. Дефицит развития качества выносливости составляет 13 % у мальчиков и 6 % у девочек, скоростно-силовых - 25 и 14% соответственно.
По мнению В.Ю. Давыдова, А.И. Шамардина (2014), развитие физических качеств можно характеризовать как «гармоничное», «недостаточно гармоничное» и «дисгармоничное». В нашем исследовании было выявлено, что количество учащихся, имеющих гармоничное развитие физических качеств, не превышало 3 % у мальчиков, недостаточно гармоничное - 17 %, дисгармоничное - 80 %. Анализ уровня развития физических качеств у девочек показал 2 % детей, имеющих гармоничное развитие физических качеств. Количество девочек с дисгармоничным развитием физических качеств составило 93 %.
Таким образом, ИФГ является интегральным показателем готовности к физкультурно-спортивной деятельности ребенка в целом и может служить информативным показателем эффективности предлагаемых средств для развития физических качеств на уроках физической культуры.
На констатирующем этапе педагогического эксперимента нами также были определены показатели физического развития учащихся 7-х классов с целью сравнения с уровнем физического развития школьников в аналогичных исследованиях.
В результате нами выявлены достоверные различия в показателях физического развития и коэффициента здоровья у учащихся основной школы г. Нижнего Новгорода и показателями физического развития школьников по данным авторов, как у мальчиков, так и у девочек [4].
При этом сравнительный анализ показателей физического развития -длина и масса тела, ЧСС и ОКГ учащихся школы г. Нижнего Новгорода имеют более низкие показатели по сравнению с показателями
исследований [5]. Также достоверные различия обнаружены в показателях ЧСС и АД между статистическими показателями исследователей Б.Х. Ланда (2012); О.В. Юречко, 2012 и показателями школы г. Нижнего Новгорода.
Анализ адаптационных возможностей организма девочек свидетельствует о состоянии напряжения механизмов адаптации у школьниц школы г. Нижнего Новгорода. Показатель коэффициента здоровья (КЗ) составил 3,1±0,02 балла у девочек школы г. Нижнего Новгорода - 3,1±0,02 и 2,62±0,06 балла по данным авторов соответственно. Различия достоверны (р<0,05).
Низкие показатели физического состояния и физической подготовленности школьников свидетельствуют о неэффективных средствах физического воспитания в школе. В результате проведения педагогического констатирующего эксперимента выявлена необходимость разработки модели физического воспитания, включающую систему физкультурно-рекреационных мероприятий в режиме дня учащихся основной школы с направленностью на оптимизацию физического состояния. Результатом педагогического констатирующего эксперимента явилась разработанная модель физического воспитания, включающую систему физкультурно-рекреационных мероприятий в режиме дня учащихся основной школы с направленностью на оптимизацию физического состояния.
Разработанная модель физического воспитания для учащихся 13-14 лет, включающая систему физкультурно-рекреационных мероприятий определяет направление, содержание постановки физического воспитания в основной школе. Основной целью такой модели является оптимизация физического состояния, но при этом содержание разделов программы по физической культуре может быть реализовано по различным направлениям, в зависимости от материальных условий школы, климатических условий и профессиональной подготовки учителя физической культуры. Моделирование учебного процесса было выполнено с учетом климатических условий и продолжительности учебных четвертей. Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.
В этом разделе планировались физкультурно-рекреационные мероприятия, такие как составление комплексов упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз. Также планировалось в режиме учебного дня и проведение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, комплексов упражнений на формирование правильной осанки и коррекции физического развития.
На реализацию этой деятельности планировалось 16 учебно-методических уроков по составлению комплексов утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз и их разучивание и осуществление контроля за их выполнением. На протяжении учебного года планировалось 8 обучающих модулей и, соответственно этому, в начале каждого модуля представлялся учебно-методический урок по сообщению знаний и разучиванию комплексов, а в конце модуля - контрольный по оценке их выполнения. На протяжении каждой четверти планировалось два обучающих модуля и, соответственно, - 4 учебно-методических урока по деятельности оздоровительной направленности. Таким образом, на протяжении учебного года планируется 8 обучающих модулей по базовым видам, направленных на повышение двигательной активности, с моделированием деятельности по двигательным умениям, навыкам и развитию физических качеств.
Раздел «Физическое совершенствование» ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Прикладно-ориентированные упражнения» и «Упражнения общеразвивающей направленности».
В данном разделе планировалось обучение комплексам обще-развивающих упражнений на укрепление мышц опорно-двигательного аппарата, дифференцирование мышечных усилий и координацию движений, развитие подвижности суставов и гибкости. Комплексы корригирующей гимнастики на формирование правильной осанки и телосложения, профилактику нарушения зрения. Реализация этого осуществляется в процессе уроков по физическому воспитанию в обучающих модулях. Таким образом, на реализацию раздела «Физкультурно-оздоровительная деятельность» на протяжении учебного года планировалось 16 учебно-методических уроков.
В течение каждой четверти планировалось два обучающих модуля и два домашних задания. В соответствии с этим, в начале каждого модуля планировался учебно-методический урок на составление и разучивание домашних заданий и осуществлялось предварительное тестирование. В конце проводилось итоговое тестирование домашнего задания.
В подраздел «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» включены: кроссовая подготовка, гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика, спортивные игры.
Помимо разработки содержания учебно-воспитательного процесса по физической культуре, направленного на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку, укрепление здоровья школьников и формирования навыков составление и проведения комплексов упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, комплексов корригирующей гимнастики, разработанная модель физического воспитания, включала систему физкультурно-рекреационных мероприятий в режиме дня учащихся основной школы с направленностью на оптимизацию физического состояния.
Решение данных задач осуществлялось на оздоровительной деятельности, которая реализовывалась в различных формах внеклассной работы в школе.
Таким образом, разработанная нами модель физического воспитания для учащихся 13-14 лет с целью оптимизации физического состояния учащихся основной школы, основана на:
- физкультурно-рекреационной направленности содержания учебно-воспитательного процесса по физической культуре, которое выражалось в формировании навыков самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности школьников с целью оптимизации физического состояния, а также включение в содержание обучающих и развивающих модулей, направленных на развитие физических качеств;
- системе физкультурно-рекреационных мероприятий в режиме дня учащихся, которое реализовывалось в течение года, и было направлено на повышение адаптационных возможностей организма школьников и оптимизацию физического состояния.
Список литературы
1. Виленский М.Я., Чичикин В.Т., Торочкова Т.Ю. Физическая культура: метод. рекомендации: 5-7 классы. М.: Просвещение, 2013. 142 с.
2. Выдрин В.М. Физическая рекреация - вид физической культуры // Культура физическая и здоровье. 2013. № 2. С. 18-21.
3. Давыдов В.Ю., Шамардин А.И. Методика проведения общероссийского мониторинга физического развития и физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ, ссузов, вузов: учеб.-метод. пособие. Волгоград.: Изд-во ВолГУ, 2014. 92 с.
4. Ланда Б.Ф. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2005. 192 с.
5. Пружинин К.Н., Пружинина М.В. Физическая рекреация как междисциплинарная область физкультурного образования. Иркутск: Иркутский филиал «РГУФКСМиТ», 2011. 120 с.
6. Раджепов С. Особенности физической рекреации учащихся общеобразовательной школы: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Ашгабат, 2012. 24 с.
7. Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф., Тюмасева З.И. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в высшей школе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/iour/article/ view/755 (дата обращения: 22.10.2018).
8. Юречко О.В. Физическое развитие и физическая подготовленность в системе мониторинга состояния физического здоровья школьников // Фундаментальные исследования. 2012. № 3. С. 324-327.
Соколов Василий Валерьевич, старший преподаватель, [email protected], Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет им. Козьмы Минина (Мининский университет),
Грязнов Игорь Юрьевич, старший преподаватель, [email protected], Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет им. Козьмы Минина (Мининский университет) ,
Гусев Евгений Николаевич, учитель, gusev. [email protected], Россия, Нижний Новгород, МАОУ «Школа № 30 им. Л.Л. Антоновой»
OPTIMIZATION OF THE PHYSICAL CONDITION OF STUDENTS IN THE MODE OF EDUCATIONAL DAY SECONDARY SCHOOL
V.V. Sokolov, I.Y. Gryaznov, E.N. Gusev
A model of physical education has been developed and substantiated, based on a system of physical education and recreational activities in the day routine of basic school students with a focus on optimizing their physical condition.
Key words: students of the basic school, physical condition, physical fitness, sports and recreational activities.
Sokolov Vasily Valerievich, senior lecturer, [email protected], Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University named after Kozma Minin (Minin University),
Gryaznov Igor Yrievich, senior lecturer, iygr59@yandex. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University named after Kozma Minin (Minin University),
Gusev Evgeny Nikolaevich, teacher, gusev. evgeny94@rambler. ru, Russia, Nizhny Novgorod, MAOU "School№ 30 namedL. L. Antonova"