Конституционное право, административное право
служащие муниципальной милиции поступают в полное распоряжение прибывших на место преступления сотрудников полиции. Не указана обязанность вызова служащими муниципальной милиции сотрудников полиции на место преступления.
В ч. 4 ст. 66 законопроекта говорится следующее: «Представительные органы муниципальных образований в целях покрытия расходов на охрану общественного порядка и содержание муниципальной милиции вправе в соответствии с законодательством о налогах и сборах устанавливать специальные местные налоги и (или) сборы с граждан и юридических лиц на охрану общественного порядка». Данное положение разрешает установление дополнительных налогов (сборов) с физических и юридических лиц, что может привести к росту социальной напряженности в любом регионе. К тому же появление структуры может сказаться на росте количества случаев неправомерного наложения административных штрафов на граждан.
Таким образом, необходимость создания муниципальной милиции в России остается спорной, а возложение обязанностей по управлению муниципальной милицией на органы местного самоуправления может привести к снижению социального благополучия в регионах.
По нашему мнению, необходимо совершенствовать действующую систему осуществления правоохранительных функций, а не создавать новые структуры. Вопрос об осуществлении правоохранительной функции органами местного самоуправления в современной Российской Федерации остается открытым, требующим дальнейшей детальной проработки в плане разграничения полномочий между органами власти и муниципалитетом.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N° 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 3 февраля 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
3. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24 февраля 2015 г.) (в ред. от 12 февраля 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
4. Проект Федерального закона № 621910-6 «О муниципальной милиции в Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 14 октября 2014 г.)
5. Официальная страница муниципальной милиции Ижевска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.izh.ru/i/info/20366.html.
УДК 351.74
ББК 35.078
С.М. Зырянов*
Оптимизация деятельности подразделений полиции по делам несовершеннолетних по выявлению и пресечению нахождения несовершеннолетних в состоянии опьянения
В статье рассмотрены вопросы оптимизации деятельности подразделений полиции по делам несовершеннолетних по профилактике, выявлению и пресечению нахождения несовершеннолетних в состоянии опьянения. Особое внимание автор уделяет причинам, порождающих противоправное поведение несовершеннолетних это употребление ими спиртных напитков, одурманивающих веществ, наркотических средств и психотропных веществ.
Ключевые слова: инспектор полиции по делам несовершеннолетних, алкогольное опьянение, наркотическое опьянение, медицинское освидетельствование несовершеннолетних, алкотестер, профилактика правонарушений несовершеннолетних.
S.M. Zyryanov*. Optimization of activities of the juvenile police units to detect and prevent intoxicated juveniles. The article deals with the optimization of juvenile police units in prevention, détection and suppression of intoxicated juveniles. Particular attention is paid the main reasons of appearing illegal behavior of minors using of alcoholic beverages, intoxicants, narcotics, psychotropic substances and their precursors.
* Зырянов, Сергей Михайлович, ведущий научный сотрудник отдела административного законодательства и процесса Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, профессор кафедры административного права Московского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор. Адрес: Россия, 117218, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34. E-mail: zyryanov.s@gmail.com.
* Zyryanov, Sergey Mikhailovich, lead researcher of the department of administrative law and the process of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, professor of administrative law at Moscow University Russian Interior Ministry, Doctor of Law, Professor. Address: Russia, 117218, Moscow, str. Bolshaya Cheremushkinskaya, 34. E-mail: zyryanov.s@gmail.com.
© Зырянов С.М., 2015
Зырянов С.М. Оптимизация деятельности подразделений полиции по делам несовершеннолетних...
Keywords: juvenile police inspecter, alcohol intoxication, drug intoxication, médical examination of minors, breathalyzer, prevention of juvenile delinquency.
Здоровье - это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе!
П. Фосс, немецкий профессор-валеолог
Незаконное распространение спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ признается в настоящее время одной из серьезных угроз национальной безопасности, здоровью населения страны и генофонду народов, в ней проживающих. Особую обеспокоенность вызывает распространение алкоголя и наркотиков среди несовершеннолетних и увеличение связанных с этим административных правонарушений и преступлений. Факторов, способствующих этому, немало. Это не только отсутствие деятельной мощной системы пропагандистской деятельности со стороны государства против употребления спиртных напитков, но и прежде всего пассивное отношение родителей к формированию в своих детях стойкого негативного отношения к алкоголю.
В деятельности подразделений по делам несовершеннолетних территориальных и линейных органов внутренних дел на транспорте существует проблема медицинского освидетельствования несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, доставляемых в служебные помещения полиции, расположенные на большом расстоянии от населенных пунктов. Речь идет о служебных помещениях инспекторов по делам несовершеннолетних и линейных пунктах полиции, располагающихся на расстоянии 100 и более километров от крупных населенных пунктов, где имеется медицинское учреждение, способное провести квалифицированное освидетельствование несовершеннолетнего на предмет его нахождения в состоянии опьянения. Камнем преткновения является и режим работы многих медицинских учреждений в сельской местности. Как правило, они работают в течении 8 часов в световой день, в ночное же время суток большинство из них закрыты. Между тем львиная доля правонарушений в виде нахождения несовершеннолетних лиц в общественном месте в состоянии опьянения совершается вечером или ночью.
Достаточными основаниями для инспектора полиции по делам несовершеннолетних полагать, что несовершеннолетний находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: 1) запах алкоголя изо рта; 2) неустойчивость позы; 3) нарушение речи; 4) резкое изменение окраски кожных покровов лица; 5) поведение, не соответствующее обстановке.
Подчеркнем, что в данном случае указываются признаки в основном алкогольного опьянения, а признаки одурманивания иными веществами не раскрываются, что затрудняет их выявление сотрудниками подразделений полиции по делам несовершеннолетних, которые должны представлять, как воздействуют на организм человека основные группы, к примеру, наркотических средств или психотропных веществ.
Подчеркнем, что помимо характерного запаха алкоголя изо рта, покраснения кожных покровов и нарушения координации движения, о состоянии опьянения могут свидетельствовать односложные ответы на вопросы инспектора полиции по делам несовершеннолетних, замкнутость, неразговорчивость не достигших восемнадцатилетия лиц, стремление закурить или встать с подветренной от сотрудника стороны, перебить запах алкоголя ароматизированными жвачками, леденцами. Иногда таких несовершеннолетних, наоборот, отличают излишняя суетливость в движениях, похлопывание по одежде, повышенная говорливость, порывистость и размашистость движений, раздражительность, нервозность, агрессивность.
Алкогольное опьянение представляет собой развернутый синдром воздействия алкоголя на организм. В зависимости от характера и выраженности клинических проявлений выделяют легкую, среднюю и тяжелую степень алкогольного опьянения, а также алкогольную кому.
Легкая степень алкогольного опьянения наступает после приема 20-40 г чистого алкоголя (1 л пива, 200-400 мл вина, 50-100 мл водки или коньяка). характеризуется следующим симптомокомплексом: наблюдаются незначительные изменения психической деятельности (например, замкнутость, вспыльчивость, эйфория, эмоциональная неустойчивость), утрачиваются сложные профессиональные навыки, увеличивается время ответной реакции на внешние раздражители, нарушается координация движений, чувствуется запах алкоголя изо рта. Данная степень опьянения длится до двух часов.
Средняя степень алкогольного опьянения наступает после приема 50-100 г чистого алкоголя (0,5-1 л вина, 150-300 мл водки или коньяка) и устанавливается при выявлении следующих расстройств: выраженные изменения психической деятельности (нарушение общепринятых норм поведения, неправильная оценка ситуации, заторможенность, возбуждение с агрессивными действиями и неадекватными высказываниями, эйфория, нарушение последовательности изложения мыслей), двигательные нарушения (неустойчивость при стоянии и ходьбе, отчетливые нарушения координации движений) снижение чувства реальной опасности, резкий запах алкоголя изо рта, расширение зрачков.
Тяжелая степень алкогольного опьянения характеризуется тяжелыми расстройствами психической деятельности (нарушения ориентировки, резкая заторможенность, сонливость, малая доступность контакту с окружающими, непонимание смысла вопросов, отрывочные бессмысленные высказывания) невнятная речь, частичная потеря памяти; тяжелыми двигательными нарушениями (неспособность самостоятельно стоять и выполнять целенаправленные действия); в ряде случаев непроизвольное мочеиспускание. Тяжелая степень опьянения длится 6-8 часов и более и заканчивается потерей трудоспособности на 1-2 дня.
Конституционное право, административное право
Алкогольная кома диагностируется при отсутствии признаков психической деятельности (бессознательное состояние, отсутствие реакций на окружающее), непроизвольном мочеиспускании и дефекации; отсутствии болевых и роговичных рефлексов; резком запахе алкоголя.
Признаки тяжелой степени алкогольного опьянения и тем более алкогольной комы являются абсолютным основанием для оказания медицинской помощи.
Визуально увидев у несовершеннолетнего признаки опьянения, инспектор полиции по делам несовершеннолетних должен в кратчайшие сроки провести медицинское освидетельствование несовершеннолетнего на предмет наличия и степени его опьянения.
До реформирования милиции в полицию лица, при их появлении в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, находящиеся в средней и тяжелой степени опьянения, если они утратили способность самостоятельно передвигаться либо могли причинить вред окружающим или себе, помещались в медицинский вытрезвитель, находившийся в ведении милиции общественной безопасности.
Организация работы медицинского вытрезвителя строилась в соответствии с приказом МВД СССР от 30 мая 1985 г. № 106 «Об утверждении Положения о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители» (утратил силу). Медицинский вытрезвитель (медвытревитель) при отделе внутренних дел являлся специализированным учреждением милиции, выполняющим функции пресечения нарушений антиалкогольного законодательства и, в частности, появления на улицах и в других общественных местах граждан в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, оказание лицам, находящимся в средней и тяжелой степени опьянения, медицинской помощи. Для удаления с улиц и других общественных мест лиц, находящихся в пьяном виде, назначались экипажи медицинского вытрезвителя в составе милиционера-водителя и двух милиционеров на специально оборудованных автомобилях с надписью «Спецмедслужба».
Все медицинские услуги в медицинском вытрезвителе оказывал фельдшер, имеющий медицинское образование. Кроме того, фельдшер мог осуществлять освидетельствование доставленных лиц, в т.ч. и несовершеннолетних, на предмет наличия у них состояния опьянения. Этими учреждениями, работающими в круглосуточном режиме, пользовались и инспектора по делам несовершеннолетних территориальных и линейных органов внутренних дел. На сегодняшний день данные учреждения в структуре полиции по охране общественного порядка полностью упразднены.
Следующим фактором, затрудняющим доставление несовершеннолетнего, предположительно находящегося в состоянии опьянения, является и отсутствие по табелям положенности у подразделений по делам несовершеннолетних территориальных и линейных органов внутренних дел служебного автотранспорта.
Итак, соотнося элементы повышения эффективности деятельности подразделений по делам несовершеннолетних с минимизацией материальных затрат в условиях современной негативной экономической ситуации в России, мы предлагаем для решения данной проблемы оснащать инспекторов полиции по делам несовершеннолетних по аналогии с подразделениями дорожно-патрульной службы ГИБДД сертифицированными приборами для определения содержания алкоголя в организме человека, документально закрепленное использование которых сможет служить официальным доказательством при производстве по делу об административном правонарушении.
Так, инспектор ДПС при осуществлении своих повседневных полномочий выявляет водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения. Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении могут быть непосредственно обнаруженные сотрудником достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения подлежит водитель транспортного средства, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения. Все это относится и повседневной работе инспектора полиции по делам несовершеннолетних применительно к нахождению не достигшего совершеннолетия лица в общественном месте в состоянии опьянения.
Итак, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения в соответствии с установленным законом порогом концентрации этилового спирта в выдыхаемом воздухе (для водителей он составляет 0,16 миллиграмм на один литр) осуществляется сотрудником полиции в присутствии двух понятых с использованием технического средства измерения (алкотестера), обеспечивающего запись результатов исследования на бумажном носителе и разрешенного к применению Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, проверенного в установленном порядке Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, тип которого внесен в Государственный реестр утвержденных типов средств измерений.
Приборы для определения содержания алкоголя в организме человека подразделяются на три группы по типу используемого датчика на алкоголь: приборы с полупроводниковыми датчиками, приборы с электрохимическими датчиками и приборы, основанные на инфракрасной спектрометрии.
Приборы с полупроводниковыми датчиками, как правило, используются для предварительной оценки количества алкоголя в дыхании. Они имеют температурную зависимость, лучше работают при комнатной температуре, не избирательны к алкоголю - могут реагировать на различные маломолекулярные соединения, содержащиеся в организме (такие, как альдегиды, кетоны), что вызывает появление так называемого «физиологического фона» (эндогенный алкоголь) (показания прибора до 0,3-0,4 промилле при отсутствии алкоголя в организме). Приборы с полупроводниковыми
Зырянов С.М. Оптимизация деятельности подразделений полиции по делам несовершеннолетних...
датчиками достаточно надежные и недорогие. Периодичность проверки чувствительности и калибровки приборов - не реже одного раза в два месяца.
Приборы с электрохимическим датчиком избирательны к алкоголю, не имеют температурной зависимости, обладают хорошими метрологическими характеристиками и используются для точных измерений концентраций алкоголя в организме человека. Применятся там, где необходимо точное количественное определение содержания алкоголя в организме. Периодичность проверки чувствительности и калибровки приборов - один раз в 6 месяцев.
Приборы с инфракрасными датчиками являются сложными газоаналитическими системами, в которых используется принцип газовой хроматографии, они применяются для доказательных определений концентрации алкоголя в организме человека. Это приборы очень дорогие, сложные, требующие специального обучения для работы с ними. Периодичность проверки чувствительности и калибровки приборов - 1 раз в год.
К приборам для определения содержания алкоголя в организме человека, которые используются или, при определенных условиях, могут быть приняты на баланс органов внутренних дел в целом и инспекторов полиции по делам несовершеннолетних, в частности, относятся следующие технические средства: АКПЭ-01 «Мета», АКПЭ-01.01 «Мета», АКПЭ-01М «Мета», АКПЭ-01 «Панорама», Индикатор этанола в выдыхаемом воздухе «Алкотестер», Анализатор паров этанола в выдыхаемом воздухе Алкотектор PRO-100 combi, Анализатор паров этанола в выдыхаемом воздухе Алкотектор PRO-100 touch, Алкометры «Юпитер-К» и «Юпитер-П», Lion Alcolmeter (серии SD-400, SD-400P), Lion Alcolmeter 500, Lion Alcolmeter S-D2, Анализатор паров этанола в выдыхаемом воздухе КОБРА, Lion Alcolmeter Lion Alcoblow, Lion Intoxilyzer 8000, Алкотест-203, Alcotest 6510, Alcotest 6810, ALERT J4X, ALERT J4X ec, Алкометр Alcotest 7410, Алкометр Alcotest 7410 Plus, Алкометр Alcotest 7410 Plus com и др.
Освидетельствование несовершеннолетнего лица на состояние алкогольного опьянения должно осуществляться непосредственно на месте его задержания, либо, в случае отсутствия в распоряжении сотрудника указанного технического средства измерения, в ближайшем служебном помещении полиции, в ином помещении органа внутренних дел, где такое средство измерения имеется.
До освидетельствования на состояние алкогольного опьянения инспектор по делам несовершеннолетних информирует освидетельствуемого несовершеннолетнего о порядке освидетельствования с применением технического средства измерения, целостности клейма, наличии свидетельства о поверке или записи о поверке в паспорте технического средства измерения.
Освидетельствуя на состояние алкогольного опьянения, должностное лицо полиции проводит отбор пробы выдыхаемого воздуха в соответствии с инструкцией по эксплуатации используемого технического средства измерения. Наличие или отсутствие состояния алкогольного опьянения определяется на основании показаний c учетом допустимой погрешности используемого технического средства измерения.
При наличии в выдыхаемом воздухе этилового спирта, выявленного в результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, составляется акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения установленной формы (необходимо разработать данный акт применительно к деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел по аналогии с деятельностью ГИБДД - см. Приказ МВД России от 4 августа 2008 г. № 676 «Об утверждении форм акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения»), который подписывается сотрудником, освидетельствованным и понятыми. При несогласии освидетельствованного несовершеннолетнего с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения в акте освидетельствования делается соответствующая запись. При отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения акт освидетельствования не составляется, однако инспектор по делам несовершеннолетних должен выдать освидетельствоваемому несовершеннолетнему бумажный носитель с записью результатов исследования для возможности обжалования его действий и фактическом подтверждении проведенного освидетельствования.
Итак, в настоящее время среди актуальных проблем современного общества выделяется злоупотребление алкоголем и наркотиками, в т.ч. и среди не достигших восемнадцатилетия лиц. Помимо борьбы с данным отрицательным явлением со стороны органов и учреждений системы превенции административных и иных правонарушений несовершеннолетних, подчеркнем, что именно родительское воспитание формирует у ребенка тот фундамент, на котором в дальнейшем выстраиваются все его оценки и критерии окружающего мира, его восприятие. Однако алкоголизм среди подрастающего поколения - более масштабная проблема, ответственность за которую ложится не только на родителей, но и на государство.
Список литературы
1. Беженцев, А. А. Профилактика правонарушений несовершеннолетних : учебное пособие. -М.: Вузовский учебник; Инфра-М, 2015.
2. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2014 г. № 72-АПУ13-63 (О действиях лица, которые были направлены на вовлечение несовершеннолетних в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2014. - № 8.
3. Белоконева, Я. Н. Молодежь и алкоголь: теоретико-эмпирический анализ // Материалы V Международной электронной научной конференции «Студенческий научный форум». 2013.