Научная статья на тему 'Оптимальные показатели поставки сельскохозяйственной продукции потребителям'

Оптимальные показатели поставки сельскохозяйственной продукции потребителям Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕРАБОТКА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / PRODUCTION / ELABORATION / AGRICULTURAL PRODUCTS / COMPETITIVENESS / DEMAND / SUPPLY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Субанов Нурсултан Жумабаевич

В статье рассматриваются оптимальные показатели поставки сельскохозяйственной продукции потребителям. Автором рассчитана математическая модель движения товаров от производителя до потребителя. Отмечаются положительные стороны минимизации затрат при поставке товаров между производителями и поставщиками в аграрном секторе экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимальные показатели поставки сельскохозяйственной продукции потребителям»

The optimal supply of agricultural products to consumers Subanov N. (Republic of Kyrgyzstan)

Оптимальные показатели поставки сельскохозяйственной продукции потребителям Субанов Н. Ж. (Кыргызская Республика)

Субанов Нурсултан Жумабаевич / Subanov Nursultan - соискатель,

Институт социального развития и предпринимательства при Министерстве труда, миграции и молодежи КР, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассматриваются оптимальные показатели поставки сельскохозяйственной продукции потребителям. Автором рассчитана математическая модель движения товаров от производителя до потребителя. Отмечаются положительные стороны минимизации затрат при поставке товаров между производителями и поставщиками в аграрном секторе экономики.

Abstract: the article discusses the optimal performance supply of agricultural products to consumers. By author calculated a mathematical model of the flow of goods from producer to consumer. Notes a positive side to minimize costs in the supply of goods between manufacturers and suppliers of goods in the agricultural sector.

Ключевые слова: производство, переработка, сельскохозяйственная продукция, конкурентоспособность, спрос, предложение.

Keywords: production, elaboration, agricultural products, competitiveness, demand, supply.

УДК 338.43.(575.2)

В сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции актуальными остаются методы математического программирования, а также техническое и технологическое перевооружение производства, переход на международные стандарты качества, с тем, чтобы повысить качество отечественной продукции, расширить ассортимент продовольственных товаров и тем самым создать равные условия для конкуренции с основными торговыми партнерами Таможенного союза.

Важнейшим направлением прогнозирования рынков сбыта продукции предприятия является определение величины спроса и показателей рыночной доли для конкретных рынков - рыночных сегментов. В основе процесса выбора целевых рынков - сегментов рынка лежит изучение рыночного спроса.

Рыночный спрос - это общий объем продаж на определенном рынке определенной марки товара или совокупности марок товара за определенный период.

На величину спроса оказывают влияние факторы внешней среды и маркетинговые условия конкурирующих фирм. В зависимости от уровня маркетинговых усилий различают первичный спрос, рыночный потенциал и текущий рыночный спрос [1, с. 277].

В сфере переработки сельскохозяйственной продукции актуальным остаются техническое и технологическое перевооружение производства, переход на международные стандарты качества, с тем, чтобы повысить качество отечественной продукции, расширить ассортимент продовольственных товаров и тем самым создать равные условия для конкуренции с основными торговыми партнерами Таможенного союза.

В решении задач подготовки оптимальных, то есть наилучших по определенным критериям планов могут использоваться методы математического программирования. Задачи математического программирования состоят в отыскании максимума или минимума некоторой функции при наличии ограничений на переменные - элементы решения [2, с. 9].

В маркетинговых исследованиях была определена оптимизация суммарных затрат на производство, переработку и поставку сельскохозяйственной продукции между двумя поставщиками Чуйской области Кыргызской Республики.

Для иллюстрации метода решим небольшой пример с двумя пунктами производства (т = 3) и тремя пунктами потребления (переработки) (п = 3).

Требуется найти объемы перевозок х^, а также объемы производства х, > 0, i = 1, 2, 3 и переработки, удовлетворяющие минимум суммарных затрат на производство и переработку, данные для которых заданы табл. 1.

Таблица 1.

25 < < 65 25 <у2 < 75

20 < хг < 90 3 7

20 < х2 < 70 5 1

Объем производимой и перерабатываемой продукции равен величине Q = 100. Функции, определяющие производственные затраты f (х), i = 1,2 и затраты на переработку (рДу,)-./ = 1, 2, известны и заданы в виде:

f1(x1) = 2x1, [20,90],

f2(x2) = 3x2, х2 € [20,70],

<Pibi) = yi, у± е [25,65],

Уг) = Уг. Ут. Е [25,75].

Согласно известным данным построим численную математическую модель задачи. Модель задачи записывается в следующем виде: найти минимум

F(x,y) = Зх±1 + 7х12 + 5х21 + х22 + 2х1 + Зх2 + ух + у2 (1.32) при ограничениях

> о,

20 < х1 < 90,

20<х2 < 70, (1.36)

25 < уг < 65,

2 5 < у2 < 75, (1.37)

i=l,2, у, > 0, 1 = 1,2,

(1.37)

ж = (х1,х2), у = СУ!,у2).

где

Исключив переменные xi, i = 1, 2 и yj, j = 1, 2 из (2.2), имеем экстремальную задачу:

найти минимум

(1.39)

F{X) = 6Х1± + 10х12 + 93С21 + 5*22 при условиях

20 < ^ х1} < 90,

/=1

Хи >0, 1 = 1,2, ) = 1,2,

(1.43)

где

* = Ы2у

Рассмотрим задачу (2.8)-(2.12) в случае а' = 0, * = 1, 2. Тогда задачи (2.8)-(2.12) имеют вид:

найти минимум

F(x) = 6х1г 4- 10х12 + 9х21 4- 5х22 при условиях

(1.44)

2 хи * 90’

/= 1

= 1°°'

1=1 ; = 1

is

1=1

< 65,

(1.47)

(1.48)

2

< 75,

i= i

xtj, >0, i = 1,2, j = 1,2,

Сведем задачу (2.13)-(2.17) к закрытой модели транспортной задачи. Обратим неравенства (2.14) и (2.16) в равенства с помощью дополнительных переменных Xi2 >0, ;= 1,2 и x2j- > 0, ) = 1,2

Определим размеры фиктивного поставщика А3 и потребителя В3, то есть

^ *i2 = ^ < - Q =

i=1 i=l

2 2

Yjx^ = Yj^'~Q

60.

-0= 40.

/=i /=i

Тогда условия задачи (2.13)-(2.17) с помощью запрещающих тарифов запишутся в виде табл. 2.

Таблица 2.

65 75 60

90 6 10 0

70 9 5 0

40 0 0 М

Решая задачу (2.13)-(2.17) способом, приведенным в [1] (см. приложение 1), получим оптимальный план задачи в случае а[ = 0, i = 1,2, то есть х = {хих2} = (30,70}.

I I _ 130 о I т.е. =30, зс„„ = 70, <2 = юо.

“ I 0 701 11 ' “

При таком плане значение целевой функции F(x) = 530 уел. ед.

Рассмотрим случай, когда а' > 0, а” >0, t = 1,2 и Ц > о, Ъ” > 0, j = 1,2-Согласно вышеизложенной методике, определим

А[ = а-' — а-, i = 1,2,те. А[ = 70, А!2 = 50,

и

5/ = Ъ” - Ц, j = 1,2,т е. б' = 40, В'2 = 50.

Кроме этого, определив потребности условного потребителя и объем поставки условного поставщика соответственно с индексами (п+1), и (т+1), имеем

то есть Вз =60,

то есть А!3 = 40.

Структура транспортной задачи после всех указанных преобразований представлена в табл. 3.

Таблица 3.

ь\ В[ В’2 Яз

25 40 25 50 60

а\ 20 6 6 10 10 М

70 6 6 10 10 0

а>2 250 9 9 5 5 М

Л2 50 9 9 5 5 0

A's 40 М 0 М 0 М

Решив транспортную задачу, представленную в виде табл. 3, получим оптимальный план, то есть, вычислив х,(, /' = 1, 2, j - 1, 2 по формуле:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

“Ь T^nij = i — lf 2, j = 1, 2,

получим x = 1*^ ^ = {х1Х = 30, x21 = 0, x12 = 0, x22 = 70]и 0 = 100. Значение целевой функции F (х) = 530 усл. ед.

На основании математической модели были установлены оптимальные показатели поставки сельскохозяйственной продукции потребителям.

Литература

1. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования. С. 277.

2. Линейное и нелинейное программирование / Ляшенко И. Н. и др. Киев: Вища школа, 1975. С. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.