Научная статья на тему 'Оптические коннотации в ранней философской онтологии'

Оптические коннотации в ранней философской онтологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
292
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНТОЛОГИЯ / БЫТИЕ / ВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ СОЗЕРЦАНИЕ / АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ONTOLOGY / BEING / VISUAL PERCEPTION / INTELLECTUAL CONTEMPLATION / ANCIENT PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аванесов Сергей Сергеевич

Исследована проблема соотношения видимого и сущего в ранней философской онтологии. Определена роль физического зрения в познании человеком наличных обстоятельств существования. Показано, что античная критика визуального опыта, на которой основана идея перехода от эмпирического к теоретическому уровню познания сущего, сохраняет оптические коннотации и воспроизводит структуру зрительного восприятия в сфере философской онтологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optical connotations in the early philosophical ontology

The article analyses the problem of correlation between the visible and the things existent in the early philosophical ontology. The role of physical sight in the human knowledge of factual circumstances of existence is explained. It is shown that the ancient criticism of the visual experience causes the idea of a transition from the empirical to the theoretical level of the knowledge of the things. This criticism saved the optical connotations and reproduces the structure of visual perception in the sphere of philosophical ontology. Visual perception allows a person to carry out practical orientation in the empirical world. This orientation, however, does not exhaust the human faculty of cognition. The knowledge about the laws of the world as a whole is the basis of human behavior. The person receives this knowledge by abstracting from all of this in sensory experience (sense data). Such abstract knowledge about the existing-in-general is formed in the early philosophical ontology. Ancient Greek philosophy puts forward a program of transition from the level of physical sight to the level of intellectual contemplation. The first level is the cause of human opinion of existence, the second level is condition for the formation of the divine knowledge of the universal being. Opinion, based on the physical vision, is a delusion; the higher knowledge is the truth. However, the tendency to the discrediting of vision is incoherent and incomplete in the classical philosophical ontology. Abstract essence is denoted by the ancient Greeks as ''idea'', but this word in any use means ''view'', ''appearance''. The process of cognition of such an abstract entity is called by the word ''theory'', which verbally means ''contemplation'', ''look'' or ''show''. The world as a whole has the form of a sphere. Then, Greek philosophers (Parmenides, Plato, Aristotle) spoke about the metaphysical knowledge as the optical operation of a specific type. This cognitive operation is not performed with the eyes, but with the power of some ''internal visual organ'', which is called the ''eye of the soul'' by Plato and Aristotle. So, according to the first experiences of building a philosophical ontology, physical vision plays its role at the lowest level of knowledge, forming the practical experience; the intellectual contemplation (speculation) gives a person the knowledge about the essence of the physically visible world, but it saves the ''optical'' organization of the process of cognition as such.

Текст научной работы на тему «Оптические коннотации в ранней философской онтологии»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 373. С. 56-59

ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 111.1

С.С. Аванесов

ОПТИЧЕСКИЕ КОННОТАЦИИ В РАННЕЙ ФИЛОСОФСКОЙ ОНТОЛОГИИ

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 13-13-70001).

Исследована проблема соотношения видимого и сущего в ранней философской онтологии. Определена роль физического зрения в познании человеком наличных обстоятельств существования. Показано, что античная критика визуального опыта, на которой основана идея перехода от эмпирического к теоретическому уровню познания сущего, сохраняет оптические коннотации и воспроизводит структуру зрительного восприятия в сфере философской онтологии.

Ключевые слова: онтология; бытие; визуальное восприятие; интеллектуальное созерцание; античная философия.

В последнее время всё более очевидной становится связь между теоретическим знанием о человеческой реальности и визуальными практиками самого реального человека. И если роль чего бы то ни было оптически воспринимаемого, «образного» в русле художественно-эмоциональной (эстетической) рецепции реальности не нуждается в разъяснении, то визуальные аспекты философско-теоретической активности ещё ждут обсуждения и концептуализации. Критика онтологических претензий зрительной способности и анализ отношения видимого к сущему обнаруживаются, как и следовало ожидать, ещё в античных опытах построения философских концепций бытия.

Когнитивная рецепция реальности может вырабатываться и строиться по трём парадигмам, в основе каждой из которых лежит визуальное отношение: а) «наблюдение процессов», б) «усматривание форм», в) «созерцание бытия» [1. С. 51]. Первая познавательная модель ориентирует на связную дескрипцию эмпирически сущего как того, что происходит «перед глазами», что дано (или может быть дано) в непосредственном чувственном опыте. Систематическое наблюдение наличного выявляет его структуру и тем самым закладывает основу деятельной ориентации в сущем. Но и помимо практических приложений опыт оптического восприятия сущего имеет ценность потому, что просто сообщает субъекту достоверную информацию о ближайших обстоятельствах его эмпирического существования. Ещё Аристотель заметил: «Все люди от природы стремятся к знанию. Свидетельством тому - <наша> привязанность к чувственным восприятиям: помимо их пользы, восприятия эти ценятся ради них самих, и больше всего то из них, которое происходит с помощью глаз: ибо мы ставим зрение, можно сказать, выше всего остального, не только ради деятельности, но и тогда, когда не собираемся делать что-либо. Объясняется это тем, что чувство зрения в наибольшей мере содействует нашему познанию» (Метафизика I 980 а 21-28) [2. С. 5]. Но и Аристотель был не первым философом, обнаружившим пользу зрения. «По моему разумению, - говорит Платон, - зрение - это источник величайшей для нас пользы; вот и в нынешнем нашем рассуждении мы не смогли бы сказать ни единого слова о природе Вселенной, если бы никогда не видели ни звёзд, ни Солнца, ни неба. Поскольку же день и ночь,

круговороты месяцев и годов, равноденствия и солнцестояния зримы, [постольку. - СА.] глаза открыли нам число, дали понятие о времени и побудили исследовать природу Вселенной, а из этого возникло то, что называется философией» (Тимей 46 е - 47 а) [3. С. 449]. Если бытие в самом прямом и простейшем смысле означает способ наличия сущего в нашем опыте (по схеме «нечто есть»), то первичное удостоверение в таком наличии сущего даёт именно оптическое восприятие.

Однако такое визуально-эмпирическое ориентирование в сущем, основанное на «поверхностном» осмотре вещей и регистрации физических прецедентов, далеко не исчерпывает собой человеческой способности понимания. Философская онтология основывается на переносе внимания с «поверхности» в суть происходящего. И первым симптомом такого переноса выступает критика данного в непосредственном чувственном опыте, ревизия той картины мира, которая опирается исключительно на «видимое». На первых же шагах формирования философской онтологии формулируется радикальное недоверие «внешности» всего наличного, которая должна быть подвергнута деконструкции с целью проникновения к подлинной сути всего сущего. Обычно начала такой программы «девизуализации» связывают с именем Парменида. Действительно, в сохранившейся части поэмы Парменида ясно читается критика в адрес «физического» зрения, сообщающего человеку не истинную, а иллюзорную («доксическую») картину реальности: те, кто находится на пути мнения, а не подлинного знания, - «одновременно глухие и слепые» (28 В 6, 7 ОК) [4. С. 288]; они слепы в отношении истины именно потому, что зрячи в отношении неистинного мира, одержимы привычкой «глазеть бесцельным [=невидящим] оком, слушать шумливым слухом и [пробовать на вкус] языком» (В 7, 4-5 ОК) [Там же. С. 290]. Всего лишь пустым звуком, бессмысленным именем являются все те языковые формы, которые выражают видимое физическими глазами, например «менять место» или «изменять цвет» (В 8, 38-41 ОК) [Там же. С. 291]; такие высказывания не имеют отношения к истинному положению дел.

Описанная «научная» коррекция визуального опыта трактуется, однако, у Парменида не как полная аннигиляция зрительной способности, но как перевод оптической функции разума на высший, метафизический уро-

вень. Конечно, реальным в подлинном смысле, согласно Пармениду, может быть названо только физически невидимое; именно оно-то и является предметом истинного познания: «созерцай умом отсутствующее [в чувствах. - СА.] как постоянно присутствующее» (В 4, 1 ОК) [Там же. С. 288]. Но созерцать - значит (в том или ином смысле) смотреть. В одном из античных комментариев к парменидовой поэме читаем: «“Девы”, ведущие его за собой, - это ощущения, из которых на слух он намекает в словах: “Ибо её подгоняли два вертящихся вихрем колеса”, то есть уши, которыми воспринимают звук. Зрение он называет “Девами Гелиа-дами”, покинувшими “дом Ночи” и “к свету гонящими”, так как без света оно бесполезно» (Секст Эмпирик. Против учёных VII 111) [4. С. 286]. Это, конечно, не обычная зрительная способность, порождающая лишь «доксу»: по «пути божества» ведёт человека, очевидно, не физическое зрение, ориентирующее только в эмпирическом мире; да и самой богиней эти девы именуются «бессмертными». Это интеллектуальное созерцание, возводящее мудреца от «ночи» эмпирического опыта к «свету» умозрительной истины. И всё же, как видим, здесь Парменидом использована именно зрительная аллюзия: истину надо в каком-то смысле «видеть», и этому-то видению способствуют управляющие конями «Коры Гелиады» (т.е. дочери Солнца-Гелиоса, источника света), сбросившие со своих глаз покрывала и указывающие путь от Ночи к Свету (В 1, 8-10 ОК) [Там же].

Высшая познавательная способность характеризуется Парменидом как «созерцание умом» (В 4, 1 ОК) [4. С. 288]. Поскольку речь идёт о созерцании, т.е. смотрении на что-то (пусть не физическим зрением и не на физический объект), постольку приходится предполагать, что предмет созерцания имеет некую «поверхность». Действительно, у Парменида сущее в целом имеет форму шара (В 8, 42-43 ОК) [Там же. С. 291]; иначе говоря, оно всё же оформлено, т.е. обладает внешностью. О сущем в его целостности говорили как о шаре-Сфайросе и Эмпедокл (Гг. 117 Во11аск) [Там же. С. 353], и Платон. Последний утверждал, что «устроитель» космоса (демиург) придал вселенной такие очертания, «какие были бы для неё пристойны и ей сродны. <...> Итак, он путём вращения округлил космос до состояния сферы, поверхность которой повсюду равно отстоит от центра, то есть сообщил вселенной очертания, из всех очертаний наиболее совершенные и подобные самим себе» (Тимей 33 Ь) [3. С. 436]. Таким образом, теоретическое «отвлечение» от визуально данного означает переход к некоей «высшей» оптике, предполагающей и какое-то «умное» усмотрение как акт разумного субъекта, и некую «форму» объекта такого интеллектуального созерцания.

Утверждение истины в качестве не-сокрытости, в качестве чего-то подверженного узрению не является исключительной прерогативой греческой философии. Так, Мартин Хайдеггер пишет: «Высказывание истин -но, значит, оно раскрывает сущее в нём самом. Оно высказывает, оно показывает, оно “даёт увидеть” сущее в его раскрытости. Бытие-истинным (истин -ность) высказывания должно быть понято как бытиераскрывающим. Истинность имеет, таким образом,

никак не структуру согласованности между познанием и предметом в смысле приравнивания одного сущего (субъекта) к другому (объекту)» [5. С. 218-219]. Иначе говоря, прежде чем квалифицировать нечто, надо его открыть; истина открывает, а интеллект производит все последующие операции с этим открытым. И также: истинное (истинно сущее) не доказывается, не выводится из последовательности суждений или из правильно произведённых сравнений, а открывается, «является» правильно «настроенному» умному зрению. Высшая истина, говоря словами П.А. Флоренского, «показуется, но не доказуется» [6. С. 8].

Прямому зрительному восприятию подлежит всегда конкретное, индивидуальное; напротив, всеобщее, тотальное как «истинное» - физически невидимо. Приоритет универсального в сравнении с частным диктует необходимость критики визуального опыта и означает пренебрежение единичным. Но почему именно невидимое должно постигаться как истинное? И почему тезис о невидимом как истинном должен приниматься как истинное знание, а не как мнение, к примеру, единичного философа Парменида? Убедительного основания в пользу истинности данного тезиса в границах самой речи об истинном и ложном найти невозможно; это основание может быть лишь гетерогенным. По всей видимости, духовным истоком убеждённости в подлинности невидимого единства сущего является эсхатологическая тоска по совершенству, в котором, увы, не оказывается места частному существованию; а чтобы мнение об истине считалось истиной и не казалось мнением, приходится ссылаться на богиню. Созерцание поистине сущего как чего-то сверх-эмпирического, отвлечённого от наблюдаемой фактичности, требует предварительно занять сверх-человеческую позицию, позицию божества. Такая-то нечеловеческая, «божественная» онтология, закономерным образом элиминирующая всякого конкретного человека, и была положена Парменидом и всем последующим античным мышлением как единственно возможная онтологическая программа.

При этом у термина «невидимое» есть как минимум два смысла. Невидимое первого рода (мелкое, далёкое, неосвещённое, мгновенное) - это то, что не поддаётся оптической рецепции, но в принципе может стать видимым с помощью оптических приспособлений - микроскопа, телескопа, тепловизора, прибора ночного видения, фотоаппарата, видеокамеры и т.д. Но невидимое второго рода (не имеющее пространственной формы, «нематериальное») выявляется принципиально иначе: не с помощью повышения уровня оснащённости физического зрения, а путём актуализации способности интеллектуального созерцания. Эйдос - это в изначальном смысле «вид», «форма», но при этом он не доступен физическому зрению. Чтобы зафиксировать в сознании эйдос, надо опереться на иную способность усмотрения, «включить» ноуменальное «зрение». Сам термин «эйдос» (как и термин «идея») изначально относится к области того, что «видно»; он означает «вид» всякой вещи «в самом первоначальном и буквальном смысле этого слова»; более того, сам корень этого слова «...ни на что иное и указывать не может. Какие бы значения это слово ни имело, нужно везде уметь рас-

смотреть этот созерцательный, может быть, просто зрительный корень. Для греческой философии это весьма ценное слово: в нём, что бы ни имелось в виду, чувствуется вся эта зрительная и созерцательная пропитанность греческого мироощущения» [7. С. 230]. Идея (эйдос) - это то, что видно. В греческом языке это слово часто служило для обозначения внешнего вида, наружности, формы и т.п. «С таким значением оно попадается даже у Платона. Но если всмотреться в сущность вещи, в её существо, в её смысл, то он тоже будет “виден” и глазу и, главным образом, уму. Вот эта видимая умом (или, как говорили греки, “умная”) сущность вещи, её внутренне-внешний лик, и есть идея вещи» [8. С. 175]. Как видим, даже у Платона познание сути всякого налично сущего оказывается у-смо-трением умозрительно данного «вида» (или «облика») этого сущего.

У Аристотеля сущность тоже есть «вид», а значит, и этому философу мы можем приписать использование оптически «нагруженных» онтологических терминов: «Таким образом, получается, что о сущности может идти речь в двух основных значениях: так называется последний субстрат, который уже не сказывается про что-нибудь другое, и [кроме того] то, что представляет собою данную определённую вещь и [в понятии] отделимо [от материи]: а таковым является у каждой вещи её образ и форма» (Метафизика V 1017 Ь 23-25) [2. С. 122].

Как видим, теоретический уровень знания дискредитирует физическое зрение, но пока не выходит за границы зрения как такового. Теоретическое знание (даже если оно не имеет прикладного значения) является чрезвычайно ценным, поскольку в нём, согласно Платону, «оживает некое орудие души каждого человека, которое другие занятия губят и делают слепым» (Государство 527 ф [Там же]; иными словами, речь идёт о некоторой «зрительной способности» души, делающей эту душу «зрячей» в отношении истины. Поэтому сохранять и культивировать указанное «орудие» для человека «более ценно, чем иметь тысячу глаз, ведь только при его помощи можно увидеть истину» (Государство 527 е) [3. С. 311]. Так, например, занятия астрономией дают возможность регистрировать порядок движения физических тел, но не более того. Астрономия - это ещё не «наука о высшем» (Государство 529 а) [3. С. 312]. Истину же надо видеть «при помощи мышления, а не глазами» (Государство 529 Ь) [Там же. С. 312-313]. «Возможно, - говорит Сократ Главкону, -ты думаешь правильно, я-то ведь простоват и потому не могу считать, что взирать ввысь нашу душу заставляет какая-либо иная наука, кроме той, что изучает бытие и незримое. Глядит ли кто, разинув рот, вверх или же, прищурившись, вниз, когда пытается с помощью ощущений что-либо распознать, всё равно, утверждаю я, он никогда этого не постигнет, потому что для подобного рода вещей не существует познания и душа человека при этом смотрит не вверх, а вниз, хотя бы он даже лежал навзничь на земле или плыл по морю на спине» (Государство 529 Ь-с) [Там же. С. 313].

Следовательно, подлинная наука о сущем (о «бытии и незримом») должна быть не зрительной, а умозрительной; она должна опираться на восхождение от видимого глазами к созерцаемому умом. «Эти узоры на

небе, украшающие область видимого, надо признать самыми прекрасными и совершенными из подобного рода вещей, но всё же они сильно уступают вещам истинным с их перемещениями друг относительно друга, происходящими с подлинными быстротой и медленностью, согласно истинному числу и во всевозможных истинных формах, причём перемещается всё содержимое. Это постигается разумом и рассудком, но не зрением» (Государство 529 с-ф [3. С. 313]. «Значит, небесным узором надо пользоваться как пособием для изучения подлинного бытия» (Государство 529 ф [Там же. С. 313]. Астроном сквозь видимое прозревает умом «истину», т.е. подлинную, идеальную матрицу, согласно которой проявляют себя физические тела, «между тем как небесные светила имеют тело и воспринимаются с помощью зрения» (Государство 530 Ь) [3. С. 314].

Объекты такого метафизического созерцания (идеи) - это «в некой высшей, истинной реальности существующее что-то в виде чистых предметов или сущностей» [9. С. 11]. Конечно, такое сверх-

эмпирическое зрение во многом метафорично. «Риторика платоновской общей экономии зрительного <. > позволила впервые разделить (и, тем самым, собственно, создать, сконструировать) два зрения - телесное и духовное, со всей их диалектикой “собственного” (прямого) и “метафорического” (переносного). Их взаимодействие отмечено антропологическим фактом гигантской важности: собственным [признаком. - С А.] зрения является его метафоричность» [10. С. 128]. Именно «взор» переносит философа из доксической сферы визуальных призраков в высший мир поистине сущих идей.

Можем ли мы, однако, усмотреть хотя бы некие начала теоретичности в той исходной и конкретной человеческой информированности о наличном, которая опирается на доверие визуальному опыту? Отвечая на этот вопрос, надо вспомнить, что само греческое слово «теория» является многозначным; но все значения этого слова так или иначе связаны с актами рассматривания, усматривания, наблюдения и т. п. Однако данное слово может означать и «путешествие», «посольство» и, как следствие, «приобретённый в путешествии опыт» [11. С. 65]. Такое познание-путешествие совершается уже на уровне движения взгляда по поверхности эмпирических предметов. Обегая сущее взглядом, человек приобретает начальное знание об этом сущем, а также практически верифицируемый опыт ориентации в нём. Таким образом, «теория» в одном из своих смысловых компонентов есть простейшее эмпирическое знание о чувственно данном сущем. Профанное знание является в определённом смысле «теоретическим», поскольку оно инициировано опытом оптического восприятия эмпирически сущего. Здесь «теория» оказывается итогом первичного осмотра ближайшего сущего, тем самым обеспечивая практическую осмотрительность, т.е. сознательную привязку всякой активности к фактической ситуации, к физически наличному, данному в зрительном восприятии положению дел. Так, согласно Платону, «рассматривать» и «понимать» - одно и то же (Кратил 411 ф [12. С. 647]. Более того, этимология слова «человек» соотносится Плато-

ном с этим базовым антропологическим свойством -видеть, как понимать: «Имя “человек” означает, что, тогда как остальные животные не наблюдают того, что видят, не производят сравнений, ничего не сопоставляют, человек, как только увидит что-то, а можно также сказать “уловит очами”, тотчас начинает приглядываться и размышлять над тем, что уловил. Поэтому-то он один из всех животных правильно называется “человеком”, ведь он как бы “оче-ловец” того, что видит» (Кратил 399 с) [12. С. 623].

Философская же теория, согласно Платону, представляет собой «восхождение ввысь от способа познания, который характерен для повседневного мышления с его озабоченностью многими вещами» [11. С. 65]. Сама эпистемологическая парадигма «восхождения» (или «возведения») предполагает переход от рассмотрения мира вещей к созерцанию того «порядка», который этим миром управляет, или, выражаясь иначе, к созерцанию универсального «замысла демиурга» [13. С. 231]. Истину как некую раскрытость «надо всегда ещё только отвоёвывать у сущего. Сущее вырывают у потаённости. Любая фактичная раскрытость есть как бы всегда хищение» [5. С. 222]. Вос-хищение как возвышение ума от суетного к подлинному описывается в «оптических» терминах, хотя по самому очевидному смыслу это описание представляет собой попытку развёрнутой дискредитации зрительного восприятия.

При этом Платон (а затем и весь платонизм), выстраивая онтологические суждения, обращает внимание преимущественно на «вид», а Аристотель - на категории как части речи (см.: Категории 1 Ь 25; Топика 103 Ь 20-35) [14. С. 55, 358]; иначе говоря, первый строит визуальную онтологию, а второй - риторическую. Указывая на то, что эйдос (видимое) как-то воспринимается умом, Платон употребляет понятие «око

(или очи) души». В частности, душевные очи большинства людей «не в силах выдержать созерцания божественного»; философ же «постоянно обращается разумом к идее бытия» (Софист 254 а-Ь) [15. С. 324-325], т.е. внутренним взором видит «облик» сущего как такового. Диалектика, которой пользуется философ, «высвобождает, словно из какой-то варварской грязи, зарывшийся туда взор нашей души и направляет его ввысь» (Государство 533 с-ф [3. С. 317]. Понятно, что в данных случаях «око души» представляет собой метафору, с помощью которой Платон обозначает ум [16. С. 89]. Но и у Аристотеля мы встречаем ту же самую «оптическую» метафору. По утверждению Стагирита, «недоказательным утверждениям и мнениям опытных и старших внимать следует не меньше, чем доказательствам. В самом деле, благодаря тому, что опыт дал им “око”, они правильно видят» (Никомахова этика 1143 Ь 10-15) [17. С. 172]. Изобретательность ума становится добродетелью рассудительности при наличии этого «ока души» (Никомахова этика 1144 а 30) [Там же. С. 174]. Аристотель сам и расшифровывает эту метафору, утверждая, что «ум в душе» - это то же (по аналогии), что «зрение в теле» (Никомахова этика 1096 Ь 29) [Там же. С. 47].

Итак, согласно самым первым опытам построения философской онтологии, физическое зрение играет свою роль на низшем уровне познания, формирующем практическую опытность; интеллектуальное созерцание (умозрение) сообщает человеку знание о сущности физически видимого, но при этом сохраняет «оптическую» организацию самого процесса познания. Вопрос о пре-восхождении умозрения в акте мистического озарения (которое также описывается на языке особого рода «ви-зуалистики») представляет собой отдельную онтологическую тему и требует специального исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М. : Coda, 1997. 344 с.

2. Аристотель. Метафизика. Ростов н/Д : Феникс, 1999. 602 с.

3. Платон. Собрание сочинений : в 4 т. М. : Мысль, 1994. Т. 3. 656 с.

4. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М. : Наука, 1989. 576 с.

5. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. В.В. Бибихина. 3-е изд. СПб. : Наука, 2006. 452 с.

6. Флоренский ПА. Столп и утверждение Истины. М. : Правда, 1990. 840 с.

7. ЛосевА.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М. : Мысль, 1993. 960 с.

8. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М. : АСТ, 2000. 848 с.

9. МамардашвилиМ. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. № 10. С. 3-18.

10. МаяцкийМА. Опсодицея // Эпистемы. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2007. Вып. 5. С. 127-131.

11. Альберт К. О понятии философии у Платона. Владивосток : Изд-во ДФУ, 2012. 120 с.

12. Платон. Собрание сочинений : в 4 т. М. : Мысль, 1990. Т. 1. 864 с.

13. Моисеев ПА. Один аспект методологии познания у Платона и Дионисия Ареопагита // SXOAH. 2008. Т. 2, вып. 2. С. 227-234.

14. Аристотель. Сочинения : в 4 т. М.: Мысль, 1978. Т. 2. 688 с.

15. Платон. Федон. Пир. Федр. Парменид. М. : Мысль ; АСТ, 1999. 528 с.

16. Орлов ЕВ. Философский язык Аристотеля. Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2011. 318 с.

17. Аристотель. Этика. М. : АСТ, 2002. 496 с.

Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 21 мая 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.