Научная статья на тему 'Определение закона регулирования частотного тиристорно-импульсного преобразователя постоянного тока в режиме пуска'

Определение закона регулирования частотного тиристорно-импульсного преобразователя постоянного тока в режиме пуска Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
53
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Бирюков В. В.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением закона регулирования выходного напряжения на зажимах тягового электродвигателя (ТЭД) в функции скорости подвижного состава в режиме пуска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Бирюков В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение закона регулирования частотного тиристорно-импульсного преобразователя постоянного тока в режиме пуска»

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА

УДК 621.331(075.8) В. В. БИРЮКОВ

Новосибирский государственный технический университет

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАКОНА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТОТНОГО ТИРИСТОРНО-ИМПУЛЬСНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА В РЕЖИМЕ ПУСКА_

В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением закона регулирования выходного напряжения на зажимах тягового электродвигателя (ТЭД) в функции скорости подвижного состава в режиме пуска.

Применение тиристорно-импудьсного регулято- ного расчета точностью, может быть определена из

ра для питания ТЭД постоянного тока, дающего, как выражения известно, ряд преимуществ [1,2,3], безусловно, предполагает использование его и для электрического ц -tfU 111 торможения (служебного и экстренного), как реку- тзд Тр " р пиш' перативного, так и реостатного.

Общеизвестно, что простейшим, как по способу где tu — величина времени импульса (когда ТЭД

управления, так и по схемному решению, является подключен к источнику питания);

однофазный частотно-импульсный прерыватель на [ — частота регулирования;

SC£-тиристоре, принципиальная электрическая схема Vmm — напряжение источника питания (в дальней-

которого с диаграммами мгновенных значений токов ших расчетах Urmm=const).

и напряжений на некоторых элементах представлена Из выражения (1) видно, что, изменяя / от 0 до

на рис. 1. Средняя за периодрегулирования величина некоторого значения, можно увеличивать напряже-

напряжения U на зажимах ТЭД, работающего в ние на ТЭД от нуля до номинальной величины, т.е.

генераторном режиме с достаточной для инженер- осуществлять пуск мотора и разгон экипажа до

необходимой скорости с соблюдением требований «Правилтехнической эксплуатации» (предусматривающих в большинстве случаев ограничение ускорения при пуске до 1,5 м/с2 со скоростью его нарастания не более 2 м/с3).

При инженерном расчете элементов схемы преобразователя (У5,УДСк,^) необходимо определить наиболее тяжелый режим работы каждого из элементов, что проще всего сделать, рассмотрев в качестве примера пусковую диаграмму ТЭД последовательного возбуждения (см. рис. 2), наложенную на электромеханическую характеристику.

Наиболее тяжелым режимом работы полупроводниковых элементов преобразователя (У5и ТО) являются точки вис пусковой диаграммы, в которых действующие токи, протекающие в течение периода регулирования через диоди тиристор соответственно, достигают максимальных значений, равных /п. В соответствии с рекомендациями [3] полупроводниковые приборы должны выбираться по току и напряжению, максимальная величина которого для У5равна 1!п, а для УБ — 2СУп (см. диаграммы рис. 2).

Наряду с током и напряжением одним из важнейших параметров, определяющих выбор типа полупроводникового прибора, является максимальная рабочая частота. С увеличением частоты возрастает доля коммутационных потерь, выделяемых в р-л переходе. Поэтому по мере роста частоты регулирования необходимо либо снижать токовую нагрузку полупроводникового прибора в соответствии с рекомендациями [3], либо выбирать более сильноточный прибор, обеспечивая тем самым необходимый запас по току. При выборе типа полупроводникового прибора (частотный, быстродействующий, динамический и т.д.) необходимо установить максимальное ее значение для проектируемого преобразователя, что достаточно просто сделать, руководствуясь следующими соображениями. Очевидно, что минимального своего значения частота регулирования достигает в т. а, соответствующей началу движения экипажа. Для подтверждения этого сопоставим между собой частоты регулирования преобразователя в точках а (/ц), в (/(1) и с (^с). Из уравнения

^тзд ^тэд^тэд СФу ,

(2)

м ui?

I

to h 12 h tj

X..

u„„

ж

Рис. 1. Принципиальная электрическая схема и диаграммы токов и напряжений однофазного преобразователя

в /

Рис. 2. Пусковая диаграмма ТЭД постоянного тока последовательного возбуждения

АЛЯ т. в Um3g = tufBUnuw

= (4 + 5)1тргтэд,

где fnnd — суммарное сопротивление якорной цепи ТЭД; С — постоянная машины; Ф — поток машины; v — скорость экипажа,

следует, что для т. а выражение (2) преобразуется к виду

^тэд ~ ^тр^тзд >

где /mj)«(0,2...0,25)/n — ток трогания экипажа; для т. в —

^тэд ^п^тэд <

где 1п - максимальный пусковой ток экипажа (т.к. скорость еще достаточно мала, то можно положить СфуеО); для т. с —

итэд:=1^тод + СФУпп,

где v„„ — скорость выхода на автоматическую характеристику (в зависимости от типа используемых ТЭД она колеблется от 14 до 20 км/ч).

Полагая величину fu = const и воспользовавшись (1), имеем:

Аля т. a Um3g = tufaUnum = ¡тргтэд,

откуда /в

Соотношения частот регулирования для точек в и с можно получить на основании выражений (1) и (2), полагая в них 1/тэд равным 0, что вполне приемлемо для инженерной точности расчетов, т.к. для существующих типов ТЭД//п1;щк(0,05...0,08) ишт. Учитывая, что в т. в скорость экипажа не превышает величины Уа=1...2км/ч, получаем;

итэд=СФУв=1иГвипит,

fr=-

Таким образом, определяющей для выбора типа полупроводникового прибора частотой является частота регулирования в т. с.

Не менее важным наряду с определением параметров полупроводниковых приборов является расчет величин элементов коммутирующего контура — конденсатора Ск и дросселя Величина первого из элементов может быть определена с достаточной для инженерного расчета точностью из выражения

^лит^сх ~ CKAU ,

(3)

где (и=Ам„=^-2<лыхл — время, предоставленное схемой для запирания тиристора УБ; <ВЫ](Д— время (паспортное) восстановления запирающих свойств тиристора; „Ш1— минимальная величина обратного напряжения, приложенного к тиристору при запирании.

Тогда

1 21 f £ _ 11£'1П1-ВЫКЛ

к и

^ пит мни

(4)

Величина индуктивности коммутирующего дросселя может быть определена из условия ограничения амплитуды протекающего через тиристор тока контура коммутации;

¿к =

С1]1

(Iмакс Iп )

(5)

где 1кЫс — амплитуда тока контура коммутации, определяемая из параметра |(2с?ЦЗ].

Из приведенных выше соображений следует, что изменение частоты работы преобразователя необходимо производить в функции тока ТЭД и скорости экипажа. Для построения закона регулирования необходимо рассмотреть более детально, отчего зависит длительность импульса tu. Согласно [2] и рис. 1

(6)

где (Л1 = п— время перезаряда коммутирующего конденсатора; 2 и С

— время запирания тиристора и

Рис. 3. Кривая зависимости М однофазного частотного преобразователя

характер. Зависимость итэд(у) — более сложная: первая составляющая выражения (2) зависит от / линейно; вторая — нелинейно от / (что связано с кривой В(Н) намагничивания стали) и линейно от V. Решая совместно (1), (2) и (7) и учитывая, что кривая Ф(1 ) может быть представлена в виде

Ф = Ъ(тэд - >

12тэд ' п^У4^1* выражение для закона

регулирования:

^ _ Цщзд _ *тэд^тзд "*" СФУ р — / л/ ~~ I и

¡2пидГ + С( К312тэд - . JV

______1тэд

к1'тэ£г + к2

(8)

заряда С, от 0 до Ц1ци.

Из формулы (6) видно, что (ц — величина непостоянная, зависящая от тока ТЭД. После выхода на автоматическую характеристику (кривая и И0Ы на рис. 2) и дальнейшего разгона экипажа ток мотора уменьшается, что приводит к увеличению длительности и, как следствие — увеличению (ц. При сохранении величины частоты регулирования это приводит к возрастанию подводимого к ТЭД напряжения (см. кривую иг рис. 2), что недопустимо. Поэтому по мере разгона подвижного состава необходимо либо стабилизировать величину <ц, либо снижать частоту работы преобразователя. Первое достигается аппаратными средствами путем применения цепей ускоренного перезаряда Ск. Но этот способ, во-первых, не позволяет достичь жесткой стабилизации ((ц продолжает увеличиваться, хотя и в меньшей степени), а во-вторых — ведет к усложнению и удорожанию преобразователя. Второй способ более привлекателен, поэтому рассмотрим его более подробно.

Представив выражение (6) в виде

который носит трансцендентный характер.

На участках а-в и с-с1 пусковой диаграммы трансцендентный характер зависимости проявляется в полной мере. На участке в-с закон регулирования носит линейный характер и приводится к виду

э^ п/

ГАеК5_ ' АчК+КгУ Кб_ " ' У(к,1п + к2)-

Кривая зависимости [ (V) представлена на рис. 3.

Библиографический список

/

1. Розенфельд В Н. Тиристорное управление электрическим подвижным составом постоянного тока (Текст]: / В.Е. Розенфельд (и др.) - М.: Транспорт, 1970. - 240 с.

2. Ефремов И.С. Теория и расчет электрооборудования подвижного состава городского электрического транспорта. Учебник для вузов [Текст]: / И.С. Ефремов, Г.В. Косарев - М.: Высшая школа, 1976. — 480 с.

3. Чебовский О.Г. Силовые полупроводниковые приборы (справочник) [Текст] / О.Г. Чебовский, Д.Г. Моисеев, Р.П, Не-дошивин - М.: Энергоатомиздат , 1985. — 512 с.

■ I I')

'тэд

и используя выражения (1) и (2), проанализируем влияние изменения ¡т:1д и V на величины и /р. Из (7) следует, что функция Щ ) носит гиперболический

БИРЮКОВ Валерий Викторович, кандидат технических наук, доцент кафедры «Электрические комплексы».

Статья поступила в редакцию 16.11.06 г. © Бирюков В. В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.