Научная статья на тему 'Определение условий безопасного отделения груза из отсека самолета-носителя'

Определение условий безопасного отделения груза из отсека самолета-носителя Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
229
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИЙ БЕЗОПАСНОГО ОТДЕЛЕНИЯ / ВЕРОЯТНОСТЬ СТОЛКНОВЕНИЯ / ПЛОТНОСТЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕКТОРА ФАЗОВЫХ КООРДИНАТ / ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Нестеров В. А., Полянский В. В., Семенов И. М.

Обосновывается выбор критерия безопасного отделения груза от самолета носителя при внутрифюзеляжном принудительном отделении. Представлена методика его расчета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF SAFETY LAUNCH OF CARGO FROM INTERNAL COMPARTMENT OF CARRIER

The selection of criterion of safety cargo ejection from aircraft-carrier inner section is described and methed of criterion calc^ation is represented.

Текст научной работы на тему «Определение условий безопасного отделения груза из отсека самолета-носителя»

УДК 533.6

В.А. Нестеров, д-р техн. наук, проф., 8(499) 158-46-80 (Россия, Москва, МАИ),

В.В. Полянский, канд. техн. наук, 8 (916) 579-35-65, [email protected] (Россия, Москва, МАИ),

И.М. Семенов, асп., 8 (916) 748-14-50, $1т @таП.т (Россия, Москва, МАИ)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСЛОВИЙ БЕЗОПАСНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ГРУЗА ИЗ ОТСЕКА САМОЛЕТА-НОСИТЕЛЯ

Обосновывается выбор критерия безопасного отделения груза от самолета-носителя при внутрифюзеляжном принудительном отделении. Представлена методика его расчета.

Ключевые слова: критерий безопасного отделения, вероятность столкновения, плотность распределения вектора фазовых координат, показатель эффективности.

Введение. Развитие авиационной науки и техники в рамках современных требований к условиям транспортировки и отделения грузов определило появление малозаметных самолетов-носителей ближнего действия с внутрифюзеляжным размещением грузов в соответствующих отсеках. Помимо прочего, летательные аппараты (ЛА) данного типа должны обладать следующими особенностями:

- выполнять сверхзвуковой крейсерский полет на бесфорсажном режиме;

- обеспечивать полет на малых высотах с околозвуковой скоростью;

- располагать малой радиолокационной и тепловой заметностью;

- иметь высокое аэродинамическое качество и обеспечивать возможность полета в режимах «сверхманевренности».

Большинство из перечисленных возможностей может быть обеспечено лишь при размещении полезной нагрузки ЛА во внутренних отсеках с соответствующим использованием сложных механических систем для их подвески и отделения.

При организации данной схемы применения грузов возникает определенный комплекс проблем, связанных с особенностями взаимодействия системы «груз - самолет-носитель».

Наиболее характерным с точки зрения обеспечения безопасности, является этап перевода груза в рабочее положение. Процесс вывода груза из отсека, как правило, характеризуется весьма ограниченными временными рамками. Причем, в большинстве случаев, речь идет о последовательном отделении серии грузов также с минимальными интервалами между ними (0,75...2,00 с). В некоторых случаях данный процесс может сопровождаться активным маневром ЛА, что накладывает дополнительные требования к учету инерционно-массовых характеристик груза.

Наиболее опасным явлением на рассматриваемом этапе является возможность случайного столкновения груза с носителем. Очевидно, что максимальный уровень вероятности взаимного столкновения наблюдается на начальном участке автономного движения груза в окрестности ЛА.

Помимо этого, при моделировании процесса отделения груза из внутреннего отсека носителя достаточно серьезную задачу представляет собой вопрос адекватного определения характера и потенциала возмущающих воздействий со стороны турбулентной атмосферы.

Постановка задачи. Рассмотрим методику определения вероятности столкновения катапультируемого груза с поверхностью отсека при учете особенностей аэродинамической интерференции в расчетных моделях динамической системы.

При исследовании обтекания отсека в качестве физического объема выбирается все пространство вокруг носителя. Расчетная область ограничивается относительно небольшой окрестностью вокруг отсека, однако достаточной, чтобы границы не влияли на результаты расчетов. Полет носителя в процессе отделения груза происходит на дозвуковой скорости на докритических углах атаки при перегрузках не более нескольких единиц.

В качестве основных приняты следующие допущения:

1) отсутствует учет жесткостей груза и выводных элементов системы отделения;

2) не учитывается влияние составляющей интерференционных потоков, формируемых наличием раскрытых створок отсека.

Определение параметров возмущающих воздействий. Динамика системы описывается дифференциальным уравнением вида

Лх

— = f (x, t) + g^) с неизвестной вектор-функцией возмущающего воздей-

л

ствия (аэродинамической интерференции) g(t), где х — вектор фазовых координат, f (х, t) - некоторая вектор-функция. Произведя аппроксимацию возмущающего воздействия g(t) на интервале [^, //+1] линейной вектор-

t — t

Ч ' \£) +1 £} )_

функцией g^) = gj + (gj +1 — gj )-------j—, необходимо определить вектор

tj+1— tj

коэффициентов gj функции возмущающего воздействия. Он представляет

собой вектор параметров, для которого существует решение краевой задачи при граничных условиях: х(— =х- и х(—\) =х-+1.

Для случая линейной по х вектор-функции f (х, t) на основе общего решения дифференциального уравнения методом вариации произвольной постоянной для заданных условий получаем

ехР( +1 у (тУт)ё. р. +1

— т

*І+1 - О

ехР(Ч. /(п)Лп¥т =

= х

І+1

х

І

ехР І.+1 / (тМтк.+1 +1

,і+1 — *І

ехР(—1. У(п¥п¥т

Данное выражение позволяет определять параметры вектора-функции возмущений g(t), что в рассматриваемом случае дает возможность использовать полученную зависимость в численном расчете параметров отделения груза.

Определение вероятности столкновения груза с носителем. Данная вероятность определяется на основании анализа динамической модели движения груза после потери им механической связи с элементами системы отделения. Факт столкновения выражается через непосредственный контакт поверхности груза с границами отсека ЛА.

Построенная математическая модель движения газа представляет собой систему уравнений в частных производных, определяющих законы сохранения энергии и уравнений состояния газа. Данная модель включает уравнения Навье — Стокса, уравнение неразрывности, уравнение диффузионного переноса скалярной величины и модель турбулентности. Для расчетной области была простроена неравномерная сетка, с измельчением на участках движения груза. В качестве начальных параметров автономного движения груза, задаются значения его вертикальной скорости и угловой скорости пикирования, а также воздействия аэродинамических сил и моментов.

В качестве основных уравнений использовались полные нестационарные уравнения Навье — Стокса, записанные в осредненных по массе переменных:

ди дЕ дF л

— + — = 0.

д,

+— + дх ду

Здесь введены следующие обозначения:

и =

ри , Е =

ру

{Е)

ри

2

ри + т

хх

риу + т

ху

иЕ + и т хх + у т ху — Чх

, Е

ру

ріІУ + тух 2

+ туу

ру +т

уЕ + итуу + итух — Чу у

2 . ди ду. ди

тхх = р + ~ (А + А? )(— + —) — 2(А + А? ) —,

3 дх ду дх

2. ди ду. ду

туу = р + 7 (^ + V, )(Т" + Т") — 2(я + ^ )~> 3 дх ду ду

ди ду

тху = тух = (М + )( ду ^ дх

а = ^<Л + Щ^Р а = ^{-Л+Щ±Р х у — 1 Рг Рг дх р ’ у у — 1 Рг Prt ду р ’

В соотношениях (2) - (5) использовались традиционные обозначения: р- плотность, р - давление, и, V - компоненты скорости в направлении х и у соответственно, у - показатель адиабаты, л и л - коэффициенты молекулярной и турбулентной вязкости, Рг = 0,72, Рг t = 0,9 - числа Пран-дтля.

Для замыкания системы использовалось уравнение состояния совершенного газа р = рRT ^ - универсальная газовая постоянная), полная энергия записывалась в виде

Е = 0.5 р (и 2 + V 2) + р /(у — 1).

Для получения значений молекулярной вязкости р в зависимости от температуры использовался степенной закон вида

/ т

T T

V у

Мсс

показатель степени о принимался равным 0,5. Турбулентная вязкость определялась по алгебраической модели Себечи - Смита. Для области вблизи твердой поверхности применялась следующая формула:

/2

Mtin = р

+

дх

ду

где l -длина пути смешения.

Для пристеночных течений хорошие результаты дает оценка величины l по формуле l = kyDr, где у - расстояние от твердой поверхности, Dr

= 1 - ехр(- у + /А) - фактор затухания ван Дриста, у + - безразмерное расстояние от стенки, к = 0.41 - постоянная Кармана, А = 26 - демпфирующая константа. Описание через длину перемешивания используется вблизи твердой поверхности. Во внешней части пограничного слоя турбулентная вязкость описывается формулой Клаузера:

М tout = 0,0168.

Здесь ue - скорость в направлении потока на внешней границе вязкой об*

ласти; толщина вытеснения о определяется по формуле

У° ~ и

S = J (1------------)dy,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ие

yds е

где у ^ и у$ - внутренняя и внешняя границы вязкой области соответственно. Коэффициент перемежаемости I

I = (1 + 5.5(у — у^ )6)—1,

8

2

где 8 - толщина пограничного слоя.

В качестве основных результатов работы можно отметить создание математической модели процесса выхода груза из отсека носителя с учетом возмущающих факторов со стороны турбулентной атмосферы. На основании анализа данной модели определены критические параметры движения ЛА, а также допустимое его пространственное положения для обеспечения безопасности процесса отделения по критерию нестолкнове-ния груза с отсеком. На рис. 1 и 2 показана визуализация рассматриваемого процесса для различных этапов отделения.

Рис.1. Визуализация отделения Рис.2. Визуализация отделения (t=0,17 c) (t=0,23 c)

Модель также позволяет получить необходимые параметры отделения, в том числе поле скоростей, распределение давления и пр. Кроме того, полученная модель планируется для определения оптимальных геометрических параметров отсека и его конфигурации.

Список литературы

1. Гнеденко Б.В. Курс теории вероятностей: учебник. Изд. 9-е, испр. М.: Изд-во ЛКИ, 2007.

2. Шлихтинг Г. Теория пограничного слоя. М.: Наука, 1974, 712 с.

3. Анашкин А.Ю., Нестеров В.А. Разработка критерия безопасности отделения груза от самолета-носителя // Вестник МАИ. Т.17. №1. 2010.

V.A. Nesterov, V. V. Polyanskij, I.M. Semenov

DETERMINATION OF SAFETY LAUNCH OF CARGO FROM INTERNAL COMPARTMENT OF CARRIER

The selection of criterion of safety cargo ejection from aircraft-carrier inner section is described and methed of criterion calculation is represented.

Key words: safety ejection criterion, probability of impacting, frequency distribution of phase coordinates vector, efficiency indicator.

Получено 30.11.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.