УДК 796.819
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ БОЕСПОСОБНОСТИ БОЙЦОВ ШТУРМОВОГО РУКОПАШНОГО БОЯ ГРОМ
Махов Станислав Юрьевич кандидат педагогических наук, доцент кафедры
«Туризм, рекреация и спорт» ФГБОУ ВО ««Приокский государственный университет», г. Орел
DETERMINATION OF THE LEVEL OF COMBAT READINESS OF FIGHTERS
ASSAULT DOGFIGHT GROM
Makhov Stanislav Yurievich Ph.D., associate professor department of «(Tourism, recreation and sport»
Prioksky State University, Orel
Аннотация. В учебно-тренировочном процессе по штурмовому рукопашному бою ГРОМ отсутствуют специализированные этапы подготовки к соревнованиям, поэтому готовность к бою у бойцов должна быть постоянной, а не зависеть от тренировочных циклов. Уровень боеспособности начинал тестироваться с определения физической подготовки. Вначале выполнялись упражнения скоростной и скоростно-силовой направленности, затем - координационные, и заканчивались упражнениями на выносливость. На втором этапе определялась техническая подготовка бойцов. Третий этап заканчивал тест на психическую подготовку. Время на определение уровня боеспособности занимал не более двух недель.
Summary. In the training process for an assault dogfight GROM no specialized stages of preparation for a competition, so a willingness to fight fighters must be constant, and not depend on the training cycles. The level of combat readiness began to be tested with the definition of physical fitness. You execute the exercises of speed and speed-power orientation, then coordination, and ended with exercises on endurance. The second step was to determine technical training fighters. The third stage finish the test on mental training. Time to determine the level of combat readiness was occupied by no more than two weeks.
Ключевые слова. Уровень боеспособности, штурмовой рукопашный бой ГРОМ, оценка физической подготовки, критерии оценки технической подготовки, психическая подготовка.
Keywords. The level of combat readiness, assault dogfight GROM, evaluation physical fitness, evaluation criteria of technical preparation, mental preparation.
Уровень боеспособности бойца штурмового рукопашного боя ГРОМ в настоящее время условно представляет собой индивидуальный числовой показатель. Цель определения уровня боеспособности состоит в том, чтобы тренер мог иметь наглядное представление о готовности учеников противостоять агрессивному нападению. Уровень боеспособности дает возможность отслеживать динамику развития каждого бойца и своевременно реагировать на коррекцию в тренировочной программе. Что немаловажно, мы получаем не общее, а детальное, всестороннее представление о тенденциях роста мастерства учеников. Это позволяет принимать конкретные, точные решения, реально повышающие эффективность тренировок. Определение уровня боеспособности проходит по следующим показателям:
- физическая подготовка;
- техническая подготовка;
- психическая подготовка.
Боец должен всегда быть готовым к бою физически, технически и психически. Если хотя бы одного из этих видов готовности недостает, страдает боевая эффективность. Так, без физической подготовки боец не может действовать с надлежащей быстротой, силой, ловкостью, выносливостью; без технической подготовки он не обладает умениями и навыками ведения схватки; без психической подготовки бойцу не хватает уверенности в себе и стремления к победе.
Оценка уровня боеспособности бойца строится присуждением по каждому из перечисленных положений определенного количества баллов, от одного до десяти, и суммируются в общий числовой показатель. Максимальная суммарная оценка каждого критерия не превышает 100 баллов. Суммарная оценка по трем показателям равна числовой форме 100+100+100, следовательно, максимальный уровень боеспособности бойца равен числу 300. Боец с максимальным уровнем боеспособности, имеющий числовой показатель равный 300 баллов, является идеальным уровнем готовности к реальному бою. Любой другой уровень определяет боеспособность ниже идеального. Графическая диаграмма (рис. 1) дает первоначальное представление о сущности расчета боеспособности бойца. Например, уровень боеспособности (БСП) бойца определяется шесть раз за один учебный год (9 месяцев, сентябрь-июнь) (табл. 1).
Критерии оценки физической подготовки. В ШБ ГРОМ непременным условием эффективности боевых действий является физическая подготовка, и занятия ШБ ГРОМ не могут заменить общефизический тренинг. Следовательно, для того, чтобы иметь возможность сочетать разностороннюю боевую подготовку с обширной программой физической подготовки, необходимо уделять достаточное время физической подготовки.
Определение физической подготовки занимающихся осуществляется выполнением десяти видов упражнений, по итогам которых ставится оценка от одного до десяти баллов (табл. 2).
Показатели уровня БСП
Дата р еги стр аци и уровня БСП Физический Техн ич ески й Психич ески й Уровень БСП
15.09.2011 50 20 30 100
17.11.2011 60 40 45 145
24.12.2011 65 70 50 185
25.02.2012 70 80 50 200
10.04.2012 70 85 60 215
27.05.2012 85 90 65 240
15.09.2011
25.02.2012
Рис. 1. Графическая диаграмма показателей уровня БСП
Оценка физической подготовки (в баллах)
Оценка в баллах Виды упражнений
1 2 3 4 5 6 т 8 9 10
1 балл 20 10 29 100 28 195 1 9 3 6
2 балла 25 _11 30 110 27 200 2 10 4 7
3 балла 30 12 31 120 26 205 3 11 5 8
4 балла 35 13 | 32 130 25 210 4 12 6 9
5 баллов 40 Г^П 33 140 24 215 5 7 ю
6 баллов 45 15 34 150 23 220 6 14 8 И
7 баллов 50 16 35 160 22 | 225 7 15 9 12
8 баллов 55 17 I | 36 170 21 230 16 10 13
9 баллов 60 18 37 180 20 235 9 17 11 14
10 баллов 65 20 38 190 19 240 10 18 12 15
Показатели всех видов упражнений складываются и дают итоговое значение уровня физической подготовки занимающихся в настоящее время.
Виды упражнений для оценки физической подготовки занимающихся:
1. Отжимания. Упор лежа, руки на ширине плеч. Отжимания от пола на кулаках, (кол-во раз).
2. Подтягивания. Свободный вис на горизонтальной перекладине, руки на ширине плеч, хват ладонями от себя. Подтягивания на перекладине до касания ее подбородком, (кол-во раз).
3. Пресс. Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы на полу. Поднимание туловища из положения лежа в положение сидя за 40 с, (кол-во раз).
4. Скакалка. Прыжки через скакалку за 60 с, (кол-во раз).
5. Челнок. Используя размеры волейбольной площадки, выполнять челночный бег по схеме (0+6+6+9+9+12+12+18+18 = 90 м): от линии начала площадки бег до линии 6 м, затем возврат назад, далее до линии 9 м и назад, далее до линии 12 м и назад, далее до конца площадки 18 м и назад до стартовой линии. Всего - 90 м. Оценивается время (в секундах) всего бега.
6. Прыжок. Прыжок в длину с места, (см).
7. Уклоны. С дистанции 3-х метров выполнить 10 бросков в голову теннисным мячом. Уклоны от летящего в голову теннисного мяча, (кол-во раз).
8. Толчок. Из боевой стойки толчок на дальность сильнейшей рукой
набивного мяча весом 3 кг, (м).
9. КСУ. Контрольно-силовое упражнение (КСУ). Без перерыва выполнить пять серий по десять повторений, следующих друг за другом упражнений:
- Исходное положение: сидя, ноги на ширине плеч, руки за головой, спина прямая. Выпрыгивания вверх из глубокого приседания.
- Исходное положение: лежа, упор руками в пол, ладони находятся на расстоянии не более ширины плеч, корпус прямой. Касаясь грудью, отжимания от пола на полностью выпрямленные руки.
- Исходное положение: лежа, упор руками в пол, ладони находятся на расстоянии не более ширины плеч, корпус прямой. На один счет выполнить «упор сев - упор лежа» быстрым отталкиванием ног от пола поставить их на линии груди и сразу без остановки вернуться в исходное положение.
- Исходное положение: лежа на спине, ноги поджаты под себя и всей стопой стоят на полу, руки за головой. Поднимание туловища из положения лежа в положение сидя, касаясь грудью коленей ног.
10. Борьба. Вольная борьба (схватка по правилам самбо или вольной борьбы) без потери концентрации (отсутствует явно выраженная одышка или усталость, боец способен бороться дальше на равных с равным соперником), (мин).
Критерии оценки технической подготовки. Для достижения победы в настоящем бою первостепенное значение имеет овладение надежной и простой техникой, и закрепление ее в двигательных навыках. Техническая подготовка представляет собой комплекс специальных приемов и способов боя, необходимых для успешного и эффективного ведения боя против любого противника. Она дает бойцу возможность решать сложные двигательные задачи в различных боевых ситуациях. Чтобы достичь необходимых результатов в этих условиях, боец должен владеть значительным набором приемов и способов техники.
Для определения уровня технической подготовки бойцов моделируется десять разнообразных атак с реальной скоростью и силой бойцами различного уровня подготовки. В каждой атаке по 10-бальной шкале оценивается умение защищаться любыми способами в рамках изученной технической базы системы. Показатели всех атак суммируются и дают значение технической подготовки.
1 балл = Первый уровень защиты - применение техники в схеме «защита - без контратаки». Применение примитивных защит от атак противника в виде подставок, отбивов, уходов с линии атаки.
2 балла = Второй уровень защиты - применение техники в схеме «защита - контратака». На любую атаку противника боец реагирует защитой и контратакой. Защита и контратака должны быть проведены уверенно, пусть даже и с небольшими ошибками, без надлежащей концентрации и импульса.
3 балла = Третий уровень защиты - применение техники в схеме «защита - реальная контратака». Боец адекватно реагирует на любую атаку противника, и после защиты выполняет мощную, быструю, убедительную контратаку. Скорость, мощность, концентрация должны соответствовать
требованиям реального боя.
4 балла = Четвертый уровень защиты - применение техники в схеме «защита с контратакой». Контратакующие действия выполняются не после защиты, а одновременно с ней. Защита данного уровня требует максимальной реакции реагирования и взрывной быстроты. Боец выполняет быструю защиту с одновременной безусловной контратакой без концентрации на силе и скорости, возможно допущение незначительных ошибок в технике.
5 баллов = Пятый уровень защиты - применение техники в схеме «защита с реальной контратакой при любой атаке». Боец отвечает на любую одиночную, но в полную мощность реальную атаку противника защитой с одновременным поражающим действием, не оставляющей возможностей для новой атаки. Контратака должна быть убедительной и эффективной.
6 баллов = Шестой уровень защиты - применение техники в схеме «защита с реальной контратакой - добивание». На любую атаку противника боец реагирует защитой с контратакой с обязательным добиванием, по возможным схемам:
- подставка - удар - бросок, сваливание, выведение из равновесия -добивание;
- уклон (нырок) - удар - бросок, сваливание, выведение из равновесия -добивание;
- проваливание - удар - бросок, сваливание, выведение из равновесия - контролирование.
7 баллов = Седьмой уровень защиты - применение техники в схеме «опережение начавшейся атаки». Защищающийся здесь уже не совсем «защищающийся», скорее нападающий в момент начала атаки противника. Этап требует совершенного чувства дистанции, мгновенной реакции, прекрасной координации и быстроты действий. Никакой защиты кроме опережения. Боец проводит поражающую атаку в наиболее благоприятные моменты боя - дистанция, инерция, отвлечение, начало атаки противника.
8 баллов = Восьмой уровень защиты - применение техники в схеме «пресечение подавляющей атакой». Лучшая защита - это нападение. Совершенно не учитываются действия и реакции противника. Боец проводит подавляющую поражающую атаку на пресечение атакующих действий противника.
9 баллов = Девятый уровень защиты - применение техники в схеме «защита управлением». Действия бойца строятся на проваливании атак противника в скольжение, управлении его действиями и вхождение в ближний бой с целью жесткого удара или захвата с последующим сбиванием и добиванием. Стратегия управления характеризуется мягкой защитой на действия противника, но жесткой и мгновенной атакой.
10 баллов = Десятый уровень защиты - применение техники в схеме «бесконтактная защита». Боец способен пропускать мимо себя мощные атаки противника без непосредственного контакта с ним. Работа строится на принципах и законах выведения из физического равновесия, создавая «пустоту» перед противником.
Критерии оценки психической подготовки. Психическая подготовка в ШБ ГРОМ от преступных посягательств важнее всякой другой, поскольку ее главная цель - преодоление страха и воспитание веры в собственные силы. Самые эффективные техники и физическая сила не помогут тому, кто боится преступника. Страх ограничивает, мешает, сковывает действия бойца. Поэтому в критической ситуации, боясь потерять здоровье или жизнь, человек совершает одну ошибку за другой. Необходимо сконцентрироваться не на последствиях и исходе боя, а на его текущем моменте. Нужно драться изо всех сил и бороться за свою жизнь всеми доступными способами.
Одним из способов оценки психической подготовки является апостольский круг. Апостольский круг предусматривает проведение свободных штурмовых боев ГРОМ с реальным натиском без защитного снаряжения по 20 секунд с каждым из 10 бойцов, находящихся в кругу, без перерыва на отдых. Необходимо выстоять весь круг, не проиграв противнику и не отказавшись от боя (один бой = 10 баллов). Бои проводятся с бойцами равными по уровню испытуемого. Показатели всех боев складываются и дают значение психической подготовки.
Под термином «боеспособность» подразумевается совокупность различных параметров, обусловливающих достижение определенного уровня готовности к бою. В настоящее время невозможно управлять процессом подготовки бойцов, не зная величины ведущих признаков их боеспособности, определяющих стабильные достижения в штурмовом бою ГРОМ. С учетом этого нами проведено исследование, в котором у каждого из 112 обследованных были зафиксированы показатели уровня боеспособности (табл. 3) учащихся контрольных групп рукопашного боя (РБ) и экспериментальных групп штурмового боя ГРОМ (ШБ) различного года обучения.
Таблица 3
Показатели уровня боеспособности БСП
№ п/п Показатели Группы различного года обучения
1 год обучения (44 чел.) 2 год обучения (36 чел.) 3 год обучения (32 чел.)
РБ-1 ШБ-1 РБ-2 ШБ-2 РБ-3 ШБ-3
1 Возраст (средний показатель) 17,8 17,6 18,7 18,5 20,3 20,1
2 Физический уровень 26,3 25,5 48,2 38,9 69,4 56,4
3 Технический уровень 12,6 12,1 32,7 32,8 55,4 69,6
4 Психический уровень 20,0 20,9 34,4 42,2 55,6 72,5
5 Уровень боеспособности 58,9 58,5 115,3 113,9 180,4 198,5
6 (%) от максимального уровня боеспособности 19,6 19,5 38,4 38,0 60,1 66,2
Обобщенные результаты уровня боеспособности бойцов контрольных групп рукопашного боя и экспериментальных групп штурмового боя ГРОМ различного года обучения представлены на рис. 2.
Рис. 2. Показатели уровня боеспособности
Следует отметить, что в исследуемой выборке средний уровень боеспособности в контрольной группе РБ-1 несколько выше на 0,2%, чем в экспериментальной группе ШБ-1.
Такое незначительное преимущество свидетельствует о практически равных психофизических способностей занимающихся обеих групп. Однако показатель психической подготовки в экспериментальной группе ШБ-1 выше на 4,3%, чем в контрольной группе РБ-1.
Это объясняется тем, что процесс обучения штурмовому бою ГРОМ начинается с жестких психологических установок на реальное столкновение, затем переходит на формирование двигательных способностей занимающихся. Примечательно, что этот показатель уже со второго года обучения у занимающихся ГРОМ выше уже на 18,5%, на третьем году обучения данный показатель увеличивается уже на 23,3% и уровень психической подготовки практически составляет 2/3 общего уровня боеспособности.
Технический уровень во всех группах изменяется пропорционально по годам обучения и носит закономерный характер. Однако учащиеся третьего года обучения экспериментальной группы ШБ-3 показывают более высокий уровень технической подготовки. Данный факт объясняется тем, что техническая база штурмового боя ГРОМ проста и доступна в изучении и эффективна в условиях максимального стресса. Все действия направлены исключительно на практическую составляющую и индивидуально адаптируются к любому уровню подготовки ученика.
Физический уровень в экспериментальной группе первого года обучения ШБ-1 ниже на 3,0%, чем в контрольной группе РБ-1, что свидетельствует о разности начальной физической подготовленности учащихся и недостаточном опыте занятий физическими упражнениями. Однако уже на втором году обучения и далее на третьем году в группах рукопашного боя этот показатель изменятся в сторону увеличения на 19,2% и 18,7% соответственно, подтверждающий смещение акцента в сторону физической подготовки. Представляет интерес такой факт. В группах рукопашного боя второго и третьего года обучения наблюдается большая разница показателей уровня боеспособности у занимающихся в одной группе. Напротив, в группах штурмового боя ГРОМ эта разница менее заметна. На наш взгляд в группах рукопашного боя одной из причин данного факта может являться неучитывание индивидуальных особенностей занимающихся и отсутствие смещения акцента тренировочного процесса в сторону отстающих показателей.
В целом уровень боеспособности всех групп рукопашного боя и штурмового боя ГРОМ изменяется закономерно в результате тренировочных занятий. В экспериментальной группе третьего года обучения ШБ-2 уровень боеспособности занимающихся значительно выше, чем в контрольной группе РБ-3, что доказывает эффективность треннинговой технологии штурмового боя ГРОМ в увеличении уровня боеспособности занимающихся.
Оценка психологической готовности к обеспечению личной безопасности. Волевые качества играют важную роль в обеспечении личной безопасности. Поэтому основная задача волевой подготовки - научить бойца максимально мобилизовать свою волю, необходимую для достижения цели в реальном уличном столкновении. К волевым качествам, которые необходимо воспитать в процессе занятий, относятся: целеустремленность, настойчивость, инициативность, смелость, решительность, уверенность, самообладание.
В оценке психологической готовности мы использовали методику «Психологический анализ развития волевых качеств спортсменов» разработанную Б. Н. Смирновым для оценки развития волевых качеств. Мы оценивали следующие психические качества бойцов по степени сформированности волевых умений: целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность.
Целеустремленность. Целеустремленность может быть сформирована только на почве интереса бойца к обеспечению личной безопасности и его личной заинтересованности в достижении высокой боевой готовности. Боец должен четко знать цели и задачи каждого тренировочного занятия и периода, представлять конкретно, к чему он должен стремиться в своей подготовке в течение нескольких ближайших лет, в противном случае, у него снижается интерес к занятиям и пропадает инициативность.
Настойчивость. Настойчивость совершенствуется постепенным преодолением возрастающей нагрузки во время выполнения различных
упражнений общеразвивающих и специально-подготовительных, по овладению техники и тактики, со снарядами и тренажерами. Во время штурмовых боев ГРОМ с максимально приближенными боевыми условиями боец должен стремиться навязывать противнику свою манеру ведения боя, поддерживать высокий темп действий и вырывать победу у более сильного противника, не нарушая принципа ведения штурмового боя ГРОМ. Следует также выработать умение переносить болевые ощущения, преодолевать неприятные чувства, возникающие при максимальных нагрузках и утомлении.
Инициативность. Инициативность - это умение активно и самостоятельно стремиться как на занятиях, так и в рукопашных боях к поставленной цели без принуждения преподавателя. На занятиях боец не должен воспринимать задание лишь как обязанность, которую должен выполнить. Для развития инициативности в условном рукопашном бою следует давать различные задания. Полезно использовать также вольные бои с различными по манере ведения боя партнерами. Боец должен активно вести бой, применяя разнообразные тактические действия, не переходя к грубому обмену ударами, бросками, сваливаниями и т.д.
Уверенность в своих силах. От веры в свои силы часто зависит победа или поражение в столкновении с агрессивной силой. Уверенность обычно проявляется вместе с осознанием своих возможностей, с пониманием того, что, встречаясь с сильным вооруженным или безоружным противником, боец сможет успешно противодействовать ему с наименьшей потерей для себя. Уверенность в своих силах появляется как результат совершенствования технической, тактической и физической подготовленности. Научившись вести рукопашный бой с противниками, различными по манере, весу, с одним или группой партнеров, с оружием и без него, боец начинает осознавать, что он может действительно победить сильного, хорошо подготовленного технически, тактически и физически противника, как одного, так и несколько, как вооруженных, так и без оружия. Очень важно не путать уверенность в своих силах с самоуверенностью, где боец недооценивает противника и теряет осторожность, которая может привести к трагическим последствиям.
Смелость и решительность. Смелость и решительность основываются на уверенности в своих силах, знании своих положительных сторон и достоинств, умении хорошо и быстро разбираться в боевой обстановке. Для развития смелости и решительности необходимо учить бойца преодолеть боязнь и инертность, в тренировочных боях с соответствующими партнерами, а в боях с максимально приближенными боевыми условиями воздействовать на его самолюбие и чувство собственного достоинства. В условных рукопашных боев, боец должен получать задания на неожиданные и стремительные атаки, используя встречные удары, броски, сваливания, развивать атакующие боевые схемы, активно вести бой на любых дистанциях, а в штурмовом бою ГРОМ избегать пассивной тактики отхода и излишней осторожности. Следует широко использовать упражнения с партнерами для отработки мягких защит и жестких контратак, во всех упражнениях развивать быстроту реакции и быстроту движений.
Постановка диагноза и оценка волевых умений. Пользуясь описанием трех признаков проявления волевых умений, мы оценили степень развития волевых качеств у бойцов по шкале оценок: отчетливое проявление - 2 балла, неотчетливое проявление - 1 балл, не проявляется - 0 баллов, и зафиксировали соответствующие результаты в протоколе (рис. 3, табл. 4).
■ ШБ-1 ■ ШБ-2 ■ ШБ-3
Целеустремленность Настойчиьость и Решительность и Выдержка н Самостоятельность
упорство смелость самообладание и инициативность
Рис. 3. Степень развития волевых качеств у бойцов
Таблица 4
Показатели оценки развития волевых качеств у бойцов
Критерии показателей
№ п/п Группы штурмового боя л т 0 о 1 I е л м е р т ойчивость и упорство дельность и :мелость е * 1 аа * с! * га рл еб с! О ыо ¡2 л ° § 1 $ ьн лв * 1 яа е § ценка волевых качеств и. а р е 3 е й и р е т а т н е с! 2 .й т О й и р е т (оэффициент корреляции
> е л е ^ т о а X с 3 е о. о си О I ми аи о 3 О £1 К р К
1 Первый год обучения ШБ-1, (п=22) 84 73 69 74 62 362 2,12 0,35
2 Второй год обучения ШБ-2, (п=18) 79 77 90 76 64 386 1,34 0,44 0,76
3 Третий год обучения ШБ-3, (п=16) 86 75 97 86 79 423 1,14 0,21
Следует отметить, что в исследуемой выборке волевые качества: самостоятельность и инициативность экспериментальной группы штурмового боя ГРОМ первого года обучения ШБ-1 низки на 22 % по сравнению с другими волевыми качествами, как целеустремленность, настойчивость и упорство. Такое преимущество свидетельствует о том, что на начальном этапе обучения штурмовому бою ГРОМ, бойцы еще не могут проявлять самостоятельность и инициативность в спарринговых сессиях. Однако данные показатели увеличиваются с годом обучения, и их прирост составляет 17%. Примечательно, что решительность и смелость составляет наибольшую степень развития у бойцов второго и третьего года обучения ШБ-2, ШБ-3 и составляет 90% и 97% соответственно. Это объясняется тем, что штурмовой бой ГРОМ характеризуется активным наступательным стилем ведения боя, в котором от бойца требуется, прежде всего, смелость в проявлении атакующих возможностей и решительность в подавлении боеспособности противника.
Выдержка и самообладание во всех группах изменяется пропорционально по годам обучения и носит закономерный характер. Степень настойчивости и упорства в группах третьего года обучения ШБ-3 практически осталась неизменной по сравнению с исходными данными, что говорит о стабильности результатов.
В целом степень развития волевых качеств у бойцов изменяется закономерно в результате тренировочных занятий по штурмовому бою ГРОМ.
Приложение 1 Таблица 1-1
Фамилия Критерии показателен = _ 4. u x — ^ s ^
:± x 1L ы ц I ^ в :Х = к w № = Я - :Х = к w № = = ы и н ы s £ м i № u н 1 :х □ L CJ CJ № * x u ц «а С. О н u с_ W Я Е- x Z t x Z. и- ~ — К x ы и x к и ц i 5 II i I ta С. u £ = и к 4. — = U =- С. и ё Z- ¡L = £ е — Í К .С. - w — í я w — ; — 1 1 s 5ч h Ü iII — _
Кочетков Н. 24 12 20 36 13.7 52 4.37
Артем об О. 16 и 10 37 12.3 37 2.73
Агафонов А. 32 и 20 63 21 г0 63 4r64
Андреев М. 25 11 20 56 13,7 56 4ДЗ
Батурин А. 20 13 10 43 14J 43 ЗД7
Извеков С. 21 12 30 69 23 г0 69 5.03
Басов В. 33 14 40 37 29.0 37 6.41
Глушкав В. 32 12 20 64 213 64 4,72
Плетнев В. 19 12 10 41 13,7 41 3.02
Спшшш Л. 26 10 20 56 13.7 1357 50 59 56 176 13;6 0¿7 413
Болоакив А. 31 14 30 75 25.0 75 5.53
Герасимов Н. 22 И 30 63 21 г0 63 4r64
Виноградов А. 1S И 10 39 13.0 39 2.S7
Ko&ise А. 24 12 20 56 13,7 56 4:12
Еабарыкнв А. 30 13 20 63 21,0 63 4,63
БзркноЕ А. 37 16 20 54 24J 54 3.93
Зимин В. 2S 14 10 50 17J 50 3.63
Гольнов С. 24 13 30 66 22J 66 4.36
АШИПОЕ А. 27 15 20 53 20.7 53 4J27
Пономарев Г. 32 14 20 66 22.0 36 634
Шевцов Е. 29 13 20 62 20.7 62 4,57
Роньжин А. 23 14 10 47 15г7 44 324
ИТОГО 26J 12,6 20,0 59,0 19,7 59 4,35
Фамилия Критерии показателей — í» «й 4Л X =
л X к _ и X X е зХ X к ы н = й U — X К и н = б X w PQ «Й s £ м i н ч ^ w № u n 1 1* □ C. w и № и £ «и X ш «й £ «й т& W 4й Е" CL _ V К н х I i £ tí —1 и ¿"i 'V' ■и» X « С. Н X V «и Е Ё И 1Ё «й — ш О £ Е ■W 4й •W — X w н i ~ * х 4. — 1 й С. 5 О 5 ' = к 3 ~ г i= i 1 ™ Í я — ^ i* Ii £ w Fi
Буров А. 17 12 10 39 13,0 39 2,91
Сиг ар ев В. 24 11 20 55 LS 3 5S 4J3
Новиикий А. 19 14 10 43 L4.3 40 2.00
Еондин С. 22 13 10 45 15,0 45 3J6
Воронков Е. 34 И 20 65 21,7 69 5,15
ПригыкиаВ. 26 12 30 6S 22.7 63 5.07
Бусурин Н. 13 11 10 39 13,0 39 2,91
ГололоОоеА. 21 14 20 61 203 61 4.55
Карпов Ю. 30 14 20 64 213 64 4,7 S
Левашов А. 31 13 30 74 24,7 1340 4г 53.3 64 ш 12,3 o¿s 4,77
Лисшший А. 29 12 40 SI 27.0 S1 6.04
Николаев Д. 2S 11 20 59 19,7 59 4.40
СафроновМ. 31 12 30 73 24,3 77 5,74
Козаков В. 29 14 30 73 24 j 73 5.45
Иванов Р. 22 12 10 44 14,7 44 3^3
Ершов Ii. 23 12 10 45 15,0 45 3,36
Сенененко Е. 25 13 30 es 22.7 5S 4J3
AöpoocioB Р. 30 12 20 62 20,7 62 4,63
Должиков Р. 21 11 20 52 17,3 52 3,SS
□ сиповВ. 26 10 30 66 22.0 70 5 22
Влаосшн П. 20 10 10 40 13 J 43 321
ДеиехинЕ. 29 12 30 71 27 J 71 529
ИТОГО 25,5 12,1 2Q,9 5S,5 19,5 53 4,35
Показатели уровня боеспособности (БСП) контрольной группы рукопашного боя первого года обучения РБ-1 и экспериментальной группы штурмового боя ГРОМ первого года обучения ШБ-1
Критерии X
Фамилия показателей с а а 5 э с
:Х Ж к и ш X X е :Х X И О X н и Е- :Х X и О X X X ^ = йЕЗ 01 г С >. ы 0 Е -с — ГЯ г— 01 н с с. >г. % 1 Е Е и = 00 в Е а А и X и К ь и О 0) и — _ и - * ! 1 * 2 V = с к о X и Рн и й № с и и и - и X X и »8 — = ~с 0) и С с и — О 01 - с. X и 3 О И = 3 £ С = X е „ с £ II — и К с - с И ™ 11 || а о е
КочневА 50 33 20 103 34,3 91 4,27
Ряоинин С. 45 29 20 94 31,3 93 4.41
ПанинН. 33 41 40 119 39,7 119 5,66
Карма ягаБ. 51 33 30 113 39,6 113 5,65
КачаловЮ. 49 36 30 115 33,3 115 5,46
КоржевскийИ. 40 34 50 132 44,0 120 5,69
ФроловА 46 23 40 114 33,0 110 522
НефедовН. 53 41 20 114 33,0 107 5,05
Попов Р. 57 37 30 124 41,3 119 5,65
Степанов В. 39 30 30 99 33,0 2105 39 110 96 137 11,7 0,29 4:55
БауринА. 41 19 40 100 33,3 100 4,74
Мацнев О. 54 24 40 113 393 95 4,51
Муравлев С 45 33 30 113 37,7 123 5,34
Тихомиров Д. 47 31 50 123 42.7 128 6,07
ЩаповК. 53 25 30 113 37,7 113 5,36
Петров А 44 36 30 110 36,7 106 5,03
Лутовой С. 56 23 50 134 44:7 129 6,12
Архипов М 46 40 40 126 42,0 113 5,36
ИТОГО 48,2 32,7 34,4 1153 38,4 111 5Д6
Таблица 1-4
Показатели уровня боеспособности (БСП) экспериментальной группы штурмового боя ГРОМ второго года
обучения ШБ-2
Фамилия Критерии показателей и и н с £ В Е -О = и гл z X с с. >-, я 1 Е Е и гд X в Е а А ь X и К и и и О с _ а 01 — _ * с И и X о о, а z X а с и о а - а = X II г £ е и и £ « с и О а ■е с и — О и 2 = X а § о п = £ « е 5 Й Я< с и X С ® с ^ X а 11 а к с - ^ с 1 * ы £ и =
:Х Ж К и ц X X © :Х X И о щ X И и - :Х X и о и X X
Афанасьев И. 41 24 40 105 35,0 2298 63 120 102 241 15,5 0,25 4,31
Иванов С. 32 26 50 108 36,0 118 5,14
КоролевЕ. 31 20 40 91 30,3 99 4,3 2
ЛеоновА 43 34 60 137 45,7 140 6,09
Барыкин В. 37 29 50 116 38,7 128 5,57
БуджеринИ. 50 30 30 110 36,7 115 5,00
РогалевА 51 38 40 129 43,0 129 5,61
КартаевФ. 42 28 40 110 36,7 116 5,01
НикондровА 32 33 20 85 28,3 91 3,96
Ломакин В. 45 37 60 142 47,3 149 6,48
Молчановы. 38 31 50 119 39,7 119 5,18
Ше:.шкин А 42 27 50 119 39,7 123 5,35
Фур жиев С. 33 38 30 101 33,7 117 5,09
Турушев Р. 37 40 40 117 39,0 117 5,08
СопоеА 40 32 30 102 34,0 124 5,34
Ряоцев А 44 44 60 148 49,3 154 6,70
Звягин А 31 37 40 108 36,3 121 5:27
Алексеев Н. 32 42 30 104 34,7 120 5.22
ИТОГО 38,9 32,8 42 £ 113,9 38,0 122 5Д6
Показатели уровня боеспособности (БСП) контрольной группы рукопашного боя второго года обучения РБ-2 и экспериментальной группы штурмового боя ГРОМ второго года обучения ШБ-2 160
5
5140 с
щ120 с
сЮО с
I 80
^ 60 =
д 40 ¿20 -е-
7
Л
г
[V
X.
А
£
■ Группа РБ-2
103
94
119
119
115
132
114
114
124
99
100
118
113
128
113
110
134
12Б
Группа ШБ-2
105
108
91
137
116
110
129
110
85
142
119
119
101
117
102
148
108
104
Критерии X
Фамилия показателей с ь а Б ¿з-с ^
:Х № к и ц X 3 © 3 л о ц 3 н и н :3 № И о ш в н X = и ь Ц) с £ и в Е - С К г ^ и я е с. ^ 1 Е Е = В в 3 л 41 X А 4» 41 а с. о и ь — _ и И -- 1 г * с К — о Рн V X с и 0 и - м X X И 1 -± Ъ с и в, и С С м - 0 я а = 1 Ё. Й " II я и и — - 2 —я ё £ Я- о и ^ £ И Е Ес -™ с и ™ 11 || Е О ^ =
Ливенцев Ю. 62 58 50 170 56,7 182 4,99
МусшшвД. 55 39 40 134 44.7 134 4,11
Чеиоорисов С. 72 59 40 171 57,0 199 6,10
Мухам етовН. 63 41 50 159 53,0 163 4,99
Кураков А 59 42 40 141 47,0 153 4,69
Сотникое С. 31 71 70 222 74,0 229 7,02
Аверкин Н. 67 63 60 190 63,3 190 5,82
Санфъ'лин А 59 40 50 149 49,7 158 4,84
ТуроановЮ. 83 54 40 177 59,0 217 6.65
Грищенко С. 64 52 60 176 58,7 3264 119 192 192 1196 34,5 0,17 5,88
Волынский А 73 65 70 208 69,3 253 7,75
Мышкин В. 82 68 80 230 76,7 224 6,86
Жур а ел е б С. 90 70 60 220 73,3 233 7,14
Терский Ю. 60 55 50 165 55,0 165 5,06
У сков А 58 46 60 164 54,7 167 5,12
Маку шин И. 78 64 70 212 70,7 232 7,11
ИТОГО 69,4 55,4 55,6 160,5 60Д 192 5,88
Критерии 3
Фамилия показателей _ ^ 91 Ц) С С. % 1 £ Е и с а a z э С ¿v
:3 Ж и О ш X 3 © :3 3 к № 3 н 91 Е- :3 3 и 3 rf 3 ^ = 1— Z. — с £ ы - в - с о Ж W = и ГП и в Е а 3 £ h 91 \> ii С. о 91 — _ и «■ - 3 ; 1 * ■ Г — с —а и л W 3 о с. 91 О с и 'j - v 3 3 If : i 'd = и fi, О с с S з J) = 1 L ft " II - a U — « 2 —. 2 i С W — w с d Is ■ь Si с - с 1 fr и £ о Jr "
Перелыпш А. 4: 56 70 168 56.0 169 4,64
Журов А 49 50 50 149 49,7 144 4,21
Парников В. 56 62 70 188 62.7 180 526
ЛидииМ. 5: 56 60 168 56,0 168 4,91
ЕлисееБД. ее 64 60 190 63,3 194 5,67
^знецов И. 54 68 80 202 673 147 4,29
Павлов Э. 49 74 60 183 61,0 192 5,61
ЖтаабаевА 51 68 100 219 73,0 256 7,48
Новиков С. 57 65 70 192 64,0 193 5,64
Дмитриев В. 61 76 80 217 72Д 3423 134 201 241 1906 43,7 0,15 7,04
Гаврил ов В. 77 89 100 266 88,7 278 8,12
Лунин А 58 78 70 206 68,7 222 6,48
ТуинобА 45 64 60 169 56,3 170 4,97
ФатеевС. 54 69 50 173 57,7 161 4,70
БерлниковП. 56 86 80 222 74,0 240 7,01
ГнезднлоБ А 76 88 100 264 88,0 277 8,09
ИТОГО 56,4 69,6 72,5 198,5 66Д 201 5,88
Показатели уровня боеспособности (БСП) контрольной группы рукопашного боя третьего года обучения РБ-3 и экспериментальной группы штурмового боя ГРОМ третьего года обучения ШБ-3
300
5 ^n - А >
С ZD U I Щ Я 9ПП - * ' \ - к "Л X
ti ¿UU с = CJ Ч * - "V ж \ V- V /
c 1 DU ¿inn - V —W
11UU 9 a S en .
ll 0u >> n
и —■— Группа РБ-3 170 134 171 159 141 ??? 190 149 176 208 230 220 165 164 212
—*— Группа ШБ-3 168 149 188 168 190 202 183 219 192 217 266 206 169 173 ??? 264
fn
^ Список литературы
Q
1. Антипов, В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям /В.В. Антипов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 174 с.
2. Брагин, М.А. Сверхвозможности бойца. / М. А. Брагин. - М.: РИПОЛ, 2008. - 512 с.
3. Ермаков, П. А. Психология и техника реальной самообороны / П. А. Ермаков. - Р/Д, 1991. - 46 с.
4. Григорьев, И. С. Боевая подготовка профессиональных телохранителей. / И. С. Гэигорьев. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 384 с.
5. Лебедев, В. И. Личность в экстремальных условиях. / В. И. Лебедев. -М.: Политиздат, 1989. - 304 с.
6. Махов, С.Ю. Моделирование системы боевого выживания. Монография / С.Ю. Махов. - Орел: ОрелГТУ, 2010. - 293 с. ISBN 978 - 5 - 93932 - 252 -2.
7. Степанов, М.В. Защитный код: Как выжить в нашем городе. / М.В. Степанов, О.В. Майоров. - М.: Грифон, 2007. - 496 с.
_Q
^ References
j
1.Antipov, V. V. Psychological adaptation to extreme situations / V. V. Antipov. -M.: VLADOS-PRESS, 2004. - 174 p.
2. Bragin, M. A. Super fighter. M. A. Bragin. - Moscow: AST, 2008. - 512 p.
3. Ermakov, P. A. the Psychology and technique of real self-defense / P. A. Ermakov. - P/D, 1991. - 46 p.
4. Grigoriev, I. S. Combat training of professional bodyguards. /1. S. Grigoriev. -Rostov n/D: Phoenix, 2004. - 384 p.
5. Lebedev, V. I. Personality in extreme conditions. / V. I. Lebedev. - M.: Politizdat, 1989. - 304 p.
6. Makhov, S. Y. modeling of the system of combat survival. Monograph / S. Y. Mach. - Orel: Orel State Technical University, 2010. - 293 p. ISBN 978 - 5 -93932 - 252 - 2.
7. Stepanov, M. V. security code: How to survive in our city. / M. V. Stepanov, O. V. Mayorov. - M.: Gryphon, 2007. - 496 p.
АВТОР
ШТУРМОВОГО РУКОПАШНОГО БОЯ ГРОМ
Махов Станислав Юрьевич
Место работы: кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Туризм, рекреация и спорт» ФГБОУ ВО «Приокский государственный университет».
Область научных исследований: стратегия личной безопасности, активная самооборона, штурмовой рукопашный бой, автономное выживание, экстремальный туризм, автономия личности, аналитика, разработка электронного учебного контента.
Количество научных работ: 112 научных трудов из них 4 монографии, 16 учебно-методических, 7 учебных пособий. Создал 18 учебных видеофильмов по личной безопасности, многофункциональному
психофизическому тренингу, активному туризму. Автор программ дополнительного профессионального образования:
«Стратегия личной безопасности», «Спортивная тренировка (единоборства)», «Менеджмент в спорте», «Управление физической культурой», «Организация и управление активным туризмом», «Штурмовой рукопашный бой ГРОМ», «Активная самооборона», «Многофункциональный психофизический тренинг», «Национальный туризм - Сокровища России», «Конкурентная разведка в бизнесе», «Аналитика безопасности».
Общественная деятельность: Президент Межрегиональной Академии безопасности и выживания. Главный редактор научного журнала «Наука-2020», научно-практического журнала «Курсы дистанционного образования». Член-корреспондент Академии Всемирной Энциклопедии Путешествий. Председатель Бойцовского Клуба ГРОМ. Руководитель Лиги путешественников.
Гранд Мастер по штурмовому рукопашному бою ГРОМ Международной Ассоциации боевых искусств (МАА - Martial Arts Association). Международный инструктор по ножевому бою COMMANDO, 5-й дан -КОМБАТ КАРАТЭ, 3-й дан - КЕНПО ДЖИТСУ. Разработчик системы боевого выживания для армейского спецназа ГРУ и системы личной безопасности для гражданского населения. Эксперт-инструктор по выживанию. Путешественник.