СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
373.24
М.Г. Лагойкина
Магистрант 2 курса
профиль «Теория, технологии и менеджмент дошкольного образования» ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»
Липецк (Россия) [email protected]
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УМЕНИЙ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
Материал статьи включает задания на определение умений речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова
старший дошкольный возраст, речевой этикет.
Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье и детском саду. В настоящее время не потеряла актуальности необходимость проведения целенаправленной работы с детьми старшего дошкольного возраста по вопросам речевого этикета. Не только дети, но и взрослые, не владеют в должной степени правилами речевого поведения, которые должны помочь поддержанию доброжелательных контактов в человеческом обществе. Обучение речевому этикету - это обучение мотивированному выбору языковых средств общения в соответствии с речевой ситуацией.
В детском саду педагог терпеливо, ежеминутно формирует представления своих воспитанников о нормах и правилах поведения, влияя тем самым на взаимоотношения дошкольника с родителями и другими взрослыми, со сверстниками, знакомыми и незнакомыми людьми, помогая ему ориентироваться в общественной жизни и развивать позитивное общение, готовя его к будущей самостоятельной жизни. Обучение правилам речевого этикета происходит при соблюдении таких дидактических принципов, как наглядность, систематичность, прочность обучения, а также опора на активность и сознательность детей, учет их индивидуального развития.
Речевой этикет включает в себя совокупность поведенческих правил, соблюдение которых позволяет человеку демонстрировать уважительное отношение к людям. Владение речевым этикетом предполагает знание основных правил приветствия, знакомства, высказывания критического замечания, комплимента, проявления благодарности, обращения с просьбой, ведения спора, выступления перед аудиторией и др.; осознание того, что для развития доброжелательных отношений с людьми необходимо соблюдение порядка построения предложений для высказывания и речи с учетом конкретной ситуации; владение различными умениями и навыками выразительной речи (громкость и тембр голоса, речевые паузы, интонационное разнообразие, уместное использование мимики, жестов и поз.
По мнению О.Н. Сомковой, основные правила речевого этикета, с которыми должен познакомиться дошкольник, следующие:
- говорить людям при встрече слова приветствия: «здравствуйте», «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер» и др. При окончании встречи говорить людям слова расставания: «до свидания», «до новой встречи». Говорить слова расставания, когда уходишь из дома, из детского сада, из гостей; всем, кто тебя провожает из музея, из кафе, из других мест;
- благодарить добрым словом «спасибо» или «благодарю» людей, которые сделали для тебя что-то хорошее или оказали помощь;
- обязательно говорить слово «пожалуйста», когда просишь людей о чем-то. Однако надо и самому другим помогать, на просьбы людей откликаться;
- в ответ на благодарность за угощение можно ответить «На здоровье». Человек, получивший такой
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
ответ, знает: ему пожелали быть здоровым;
- говорить людям комплименты - добрые слова, в которых отмечаются их хорошие качества, достоинства, умения. При этом надо обязательно улыбаться и смотреть тому, кого хвалишь, в глаза;
- не говорить обидных прозвищ, они уничтожают дружеские отношения. С тем, кто обзывается, дружить не хочется. Есть у ребят такая пословица: «кто так обзывается, тот сам так называется»;
- надо обращаться к людям, называя их по именам, так мы выделяем среди всех того человека, с которым говорим.
Для определения и анализа представлений детей старшего дошкольного возраста о речевом этикете можно использовать следующие методы.
Во время беседы задаются вопросы: Какими словами обычно приветствуют люди друг друга? От чего зависит выбор слов для приветствия? Какие вам известны старинные русские приветствия, которые мы можем найти в русских народных сказках? А какими словами вы приглашаете своего друга к себе в гости, например, на день рождения? И что ответит друг, принимая приглашение? И др.
Игра «Доскажи словечко» поможет закрепить вежливые слова:
Зазеленеет старый пень, когда услышит («добрый день»).
Растает даже ледяная глыба от слова теплого («спасибо»).
Если больше есть не в силах, скажем мы маме («спасибо»).
Когда нас бранят за шалости, говорим... («простите, пожалуйста»).
Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь.. .(«здравствуйте»).
Во всех странах на прощанье, говорят всем. («до свидания»).
Можно предложить разыграть в парах следующие задания:
- Марина пришла с улицы. У нее мокрые перчатки. Кого и как она попросит о помощи?
- Во время обеда тебе не положили ложку. Что ты скажешь?
- Ты не хочешь есть котлету. Как бы ты сказал об этом маме?
- Как ты попросишь добавки супа у няни.
- Попросите карандаш у товарища.
При анализе речевых ситуаций обращается внимание детей на использование вежливых слов, а также учитывается выражение лица и результат просьбы.
Для определения умений речевого этикета во время телефонного разговора проводится творческая игра «Алло! Алло!» с использованием двух игрушечных телефонов. Воспитатель предлагает разыграть несколько ситуаций:
- Арина звонит Тане, которая заболела. К телефону подходит мама подруги. Какой разговор состоится, чем он закончится?
- Маша звонит маме на работу. На телефонный звонок отвечает незнакомый человек. Что в этом случае скажет девочка? Нужно ли извиниться: ведь она отрывает людей от работы.
Дети самостоятельно разыгрывают предложенные ситуации, а педагог помогает им принимать правильные решения.
Приведенные задания позволяют определить умения детей дошкольного возраста по речевому этикету и наличие проблем с построением фраз и восприятием речевых норм, расширяют интерес к нему и одновременно осуществляют обучение вежливым речевым формам.
Методика работы по формированию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста подробно представлена в учебно-методическом пособии М.В. Ильяшенко и Ушаковой О.С., которая включает комплексные упражнения на формирование речевого этикета. Обучение вежливым речевым формам может осуществляться при чтении произведений в свободное от занятий время, играх и упражнениях, специально подготовленных занятиях, речевых ситуациях, чтении стихотворений.
Список использованной литературы: 1. Ильяшенко М.В., Бакаева О.Н. Педагогическое обеспечение процесса развития культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста в детском саду и семье//Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2016. Том 22. - № 2.
© Лагойкина М.Г., 2019