УДК 629.114.2.001.2 (075.8)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЯГОВО-СЦЕПНЫХ КАЧЕСТВ ШИН ВЕДУЩИХ КОЛЕС ТРАКТОРА
А.В. Г уськов, к.т.н., РУП «Минский тракторный завод»
Аннотация. Приведены результаты оптимизации тягово-сцепных качеств ведущих колес трактора и даны примеры расчета оптимальной весовой нагрузки на шины при использовании критерия эффективности тягового КПД шины цк.
Ключевые слова: критерий эффективности, тягово-сцепные качества, глина, оптимизация.
Введение
При создании колесного трактора 4К4 тягового класса 6.0 у конструкторов ГСКБ по пропашным тракторам ПО «Минский тракторный завод» возникли вопросы с номинальным тяговым усилием. Ниже приводится методика выбора оптимальной нагрузки на колеса.
Теоретический анализ [1, 2] показывает, что увеличение размеров шины (диаметра D и ширины b ) при одинаковой вертикальной нагрузке G на шину приводит к улучшению ее тягово-сцепных качеств (уменьшается сопротивление F перекатыванию за счет образования колеи и смятия грунта движителем, увеличивается касательная сила тяги F за счет увеличения площади опорной поверхности) и улучшению проходимости (уменьшение давления q движителя на грунт, увеличение дорожного просвета). Вместе с тем увеличение размеров параметров шины (при G = const) приводит к увеличению веса всего трактора и стоимости шин.
Поэтому рационально подобранные шины (по диаметру D и ширине b , давлению воздуха в шине Pw, числу слоев корда и т. д.) позволяют улучшить тяговый КПД трактора и его проходимость.
Таким образом, необходимо искать компромиссное решение, которое представляется следующим алгоритмом:
при G = const и D, b = var F ^ min; FK ^ max ; пк ^ max ; q ^ min,
где Пк - тяговый коэффициент полезного действия ведущего колеса; q - давление на грунт, н/м2
Цель и постановка задачи
Исследование по теории взаимодействия колесного движителя с почвой показало, что для каждой шины определенной размерности можно подобрать такую нагрузку, при которой она будет обладать наилучшими тягово-сцепными свойствами и проходимостью, т. е. решить задачу типа: D,b,Pw... = const. Принимая в качестве критерия эффективности КПД ведущего колеса п*, можно найти оптимальную вертикальную нагрузку G для этой шины с учетом перераспределения последней при приложении внешних нагрузок от агрегатируемых с трактором машин и орудий, т. е., имея функциональную зависимость п* = f (G) , решить уравнение
= 0.
dG
Можно решить и обратную задачу: при G = const найти оптимальные размеры шин D и b (давление в шине Pw определяется агротехническими требованиями и прочностью шины), т.е., имея зависимость п* = f (D, b ) , решить уравнение
дп- = 0.
dD, b, Pw
Решение упомянутой задачи приводится в настоящей статье для шины 580/70 R 42, данные по которой приведены в табл. 1.
Исследования [1, 2] показали, что тяговый КПД П* в зависимости от переменной вертикальной
нагрузки (D и b... = const) изменяется согласно зависимости на рис. 1, при нулевой нагрузке G = 0, п* = 0 (здесь п* - КПД ведущего колеса). Затем при увеличении вертикальной нагрузки
Таблица 1 Расчет оптимальной весовой нагрузки
Наименование шины Обод Параметры шины, м
Ширина, Ь Диаметр, D Статический радиус, Г ст Радиус качения, Гк
580/70 R42 DW 18-42 0,58 1,90 0,83 0,91
Пк возрастает и в точке А достигает максимума. Для колеса данной размерности соответствующая вертикальная нагрузка будет оптимальной. Дальнейшее увеличение нагрузки ведет к уменьшению КПД колеса, что нежелательно с точки зрения экономики и долговечности шин ведущих колес.
Рис. 1. Тягово-сцепные свойства ведущего колеса: Fk - касательная сила тяги; Fkр - сила
тяги колеса; Fспр - сила сопротивления движению; пк - КПД колеса; h - глубина колеи; Gцш - предельная весовая нагрузка; Gопт - оптимальная весовая нагрузка
Если принять предел изменения пк до 5 % в ту или другую сторону, т. е. 0,95п„...П„•••0,95пк, (рис. 1), то получаем область вертикальных нагрузок G, оптимальных для колеса данной размерности.
щих последнюю с вертикальной нагрузкой G, размерами шин (D - диаметр, Ь - ширина шины, РМ1 - давление воздуха в шине) и физикомеханическими свойствами грунта (ст0 - несущая способность грунта, К - коэффициент объемной деформации грунта).
Одной из зависимостей, реально отображающей процесс взаимодействия ведущего колеса с грунтом, является [2]
^пр =1Ьг ^ ао°оМ
И = | Ьг єіп а0ст0й
-—г 1п И
— і и —г 1п И
dh (2)
dh . (3)
G
Принимая, что давление qx = — = q , (т. е. рас-
bL
пределение нагрузки по площади опорной поверхности происходит равномерно), формулы (2) и (3) можно значительно упростить
(4)
пр
И =
G2
К 2Ь2 DПP
При этом ошибка не превышает 5 %.
В этих формулах h - глубина колеи и Dпр - приведенный диаметр.
КПД ведущего колеса в теории трактора [1, 2] принято оценивать следующей формулой:
П =(1 -8)
Fm
1 + -^
— I, (1)
(
DПр = Do
Л
1 +
20_
а0 ^ у
(5)
где D0 - но минальный диаметр шины, м; а0 -несущая способность грунта, н/м2
где 5 - буксование, в долях единицы; ^спр - сила сопротивления перекатыванию при смятии грунта движителем и образовании колеи, н; Fк - касательная сила тяга, н.
Для определения силы сопротивления перекатыванию существует ряд зависимостей, связываю-
Расчетные результаты для шины 580/70R42 приведены на рис. 2.
При этом было принято, что ведущее колесо перекатывается по горизонтальной поверхности стерни суглинка нормальной влажности, имеющем следующие физико-механические свойства: о0=1,58106 н/м2 ; К = 0,27-106 н/м2 .
а
0
0
и
а
0
0
и
Рис. 2. Тягово-сцепные свойства шины
Из рисунка видно, что с увеличением вертикальной нагрузки G сила Fспр возрастает. Причем градиент возрастания все время увеличивается.
Среди многих формул, отражающих зависимость Fк = f (G,D,Ь,Рп,/ск,...) , наиболее реально описывает процесс взаимодействия ведущего колеса с грунтом, является следующая зависимость [1, 2]:
ґ
К =1 Ь/ск Чх
0
Л
1 +
/п
сИ
пр_____
8Ь
кт
, 81 , т — dx, кт
(6)
где Ь - ширина колеса, м; Ь - длина опорной поверхности колеса, м; /ск - коэффициент трения скольжения; / - приведенный коэффициент трения; /пр = / (/ск, /п ) ; / - коэффициент трения покоя; 8 - буксование, в долях единицы; чх -давление колеса на почву, Па (н/м2); кт - коэффициент деформации, м.
При условии, что чх = чср = —
ЬЬ
Зависимость (6) упрощается и имеет вид
К =
/ск К‘
8
і ,8Ь ,
1П Т~ /пр
1
сИ
8Ь
-1
(7)
или
8Ь
і ь8Ь ,
1П к— /щ>
сИ
8Ь
1
(8)
Длина опорной поверхности при этих условиях определяется формулами
Ь = Гпр а0 +4 2ГпрИ
а0 = аісі&
2Гпр И-И
г — И
пр
(9)
(10)
где а0 - угол обхвата опорной поверхности [2]; D0 - номинальный диаметр шины, м;
Дпр
2
- приведенный радиус, м.
Следует также отметить, что для минеральных грунтов коэффициенты трения грунта ( /ск, /п, /р) зависят от давления q ; чем больше q , тем меньше
л ск ’ л п л пр
В первом приближении эту зависимость для суглинка нормальной влажности можно описать следующей формулой [1, 2]:
/(ск, П, пр ) = а - ЬЧср где а и Ь - эмпирические коэффициенты [1].
(11)
Формулы (7) и (8) показывают, что касательная сила тяги колеса зависит от буксования 5 .
При определении оптимальной вертикальной нагрузки в качестве касательной тяги будем принимать её максимальное значение ¥ктах (рис. 3) и соответствующее ему значение буксования, 5Рктах (5опт) зависимость ^тах от вертикальной нагрузки имеет вид (рис. 4).
Рис. 3. Тягово-сцепные свойства шины в зависимости от буксования при различных вертикальных нагрузках
и
Ь
к
т
1
к
т
Рис. 4. Зависимость буксования от нагрузки Тогда формула (1) примет вид
п = (1 -8^*тах)(1 -^А . (12)
V F k max у
Для примера определим оптимальную вертикальную нагрузку для шины 580/70 R 42, имеющую следующие размеры: D = 1/9 м, b=0,714 при давлении Pw =0,2 МПа (2 атм).
Пусть колесо катится по горизонтальной стерне суглинка нормальной влажности, имеющей следующие физико-механические показатели:
80 = 1,58-106 н/м2; к = 0,27 н/м3;
K т = 0,005 м; f ск = 0,82; f ^ = 0,88.
На рис. 3 приведены результаты расчёта по определению касательной силы тяги от буксования, а на рис. 4 - буксования при Fk max от вертикальной нагрузки G.
Из рис. 2 видно, что касательная сила тяги имеет один максимум при соответствующем буксовании 8Fk max, причём следует отметить, что в зависимости от весовой нагрузки на колесо оно меняется -
при увеличении последней 5Fkтах уменьшается, рис. 4.
На рис. 3 показаны тягово-сцепные свойства шины 580/70 R 42 при различных вертикальных нагрузках и давлении воздуха РМ1 = 0,16 МПа.
В табл. 2 приведены значения оптимальной нагрузки при различных давлениях воздуха в шине.
Т аблица 2 Значения оптимальной нагрузки
Вертикаль- Давление, МПа
0,1 0,12 0,14 0,16 0,18 0,20
Предельная нагрузка G lim , Н 32,30 35,90 39,30 42,50 44,40 46,30
Оптимальная нагрузка G опт , Н 23,20 27,70 29,50 32,05 33,12 33,40
Заключение
Для каждого типоразмера шин ведущих колес трактора существует оптимальная весовая нагрузка, при которой колесо развивает максимальный КПД пк.
Для шины 580/70R 42 Gопx равна ~ 3200 кгс при Р„ =0,16 МПа (см. табл. 1) при предельной нагрузке равной G= 4250 кГс.
Литература
1. Гуськов В.В. Оптимальные параметры сель-
скохозяйственных тракторов. - М.: Машиностроение, 1996. - 194 с.
2. Тракторы: Теория / Под ред. В.В. Гуськова. -
М.: Машиностроение, 1984. - 374 с.
Рецензент: И.Г. Шепеленко, доцент, к.т.н.,
ХНАДУ.
Статья поступила в редакцию 5 марта 2007 г.