ОПРЕДЕЛЕНИЕ «ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
THE DEFINITION OF "TRANSPORT SECURITY" IN THE LEGISLATION OF THE MEMBER STATES OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES
УДК 342.951:351.82
Р.В. ГАЛИЦКИЙ RUSLAN V. GALITSKY
(Линейный отдел полиции г. Коврова, (Linear Department of the Kovrov police,
Владимирского ЛО МВД России на транспорте, Vladimirsky district The Ministry of Internal Affairs
Россия, Ковров) of Russia on Transport,
[email protected] Kovrov, Russia)
Аннотация: в статье проведен сравнительно-правовой анализ законодательного обеспечения транспортной безопасности в государствах - участниках Содружества Независимых Государств. Актуальность данной тематики обоснована стратегическими национальными интересами Российской Федерации в части реализации транзитного потенциала и государственной интеграции в мировое транспортное пространство, а также важностью обеспечения безопасности глобальных транспортных коридоров.
В рамках исследования особое внимание уделено пораздельному анализу таких содержательных категорий, как «транспортная безопасность в системе национальной безопасности», «правовая самостоятельность транспортной безопасности», а также «состояние развития отраслевого терминологического аппарата».
Применение процедур компаративистики позволило выявить существенные системные противоречия, выраженные, например, в смешении категорий «транспортная безопасность» и «безопасность на транспорте», имеющих самостоятельные сферы регулирования, внутренней терминологической несогласованности и других, что, по мнению автора, приводит к размыванию границ охранительного воздействия.
В результате исследования сделан вывод о необходимости принятия коллективных мер по сближению правового регулирования в части проведения унификации модельного и национального законодательств государств - участников Содружества Независимых Государств. При этом парадигма понимания его содержания должна ориентироваться на опыт обеспечения транспортной безопасности Российской Федерации.
Ключевые слова: транспортная безопасность, безопасность на транспорте, национальная безопасность, модельное законодательство, юридическая компаративистика.
Для цитирования: Галицкий Р.В. Определение «транспортная безопасность» в законодательстве государств - участников Содружества Независимых Государств // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2024. - № 3. - C. 64-70.
Abstract: the article provides a comparative legal analysis of the legislative provision of transport security in the member states of the Commonwealth of Independent States. The relevance of this topic is justified by the strategic national interests of the Russian Federation, in terms of realizing transit potential and state integration into the global transport space, as well as the importance of ensuring the safety of global transport corridors.
Within the framework of the study, special attention is paid to the separate analysis of such substantive categories as transport security in the national security system, legal independence of transport security, as well as the state of development of the industry terminological apparatus.
The use of comparative analysis procedures has made it possible to identify significant systemic contradictions expressed, for example, in the confusion of categories of transport safety and transport safety having independent areas of regulation, internal terminological inconsistency, etc., which, according to the author, leads to a blurring of the boundaries of protective influence.
As a result of the study, it was concluded that it is necessary to take collective measures to bring legal regulation closer together, in terms of unifying the model and national legislations of the Commonwealth member states. At the same time, the paradigm of understanding its content should be guided by the experience of ensuring transport security in the Russian Federation.
Keywords: transportation security, transport safety, national security, model legislation, legal comparativistics.
For citation: Galitsky R.V. The definition of "Transport Security" in the legislation of the members states of the Commonwealth of Independent States // Problems of Law Enforcement Activity. - 2024. - № 3. - P. 64-70.
Определяя миссию и долгосрочные приоритеты отраслевого развития, Транспортная стратегия Российской Федерации1 выделяет деятельность по обеспечению транспортной безопасности в качестве базовой задачи повышения пространственной связанности и транспортной доступности территорий. При этом важнейшим ориентиром достижения результатов собственного целеполагания является обеспечение национальных интересов, связанных с реализацией транзитного потенциала и государственной интеграцией в мировое транспортное пространство2.
Заостряя внимание на важности доступа к глобальным транспортным коридорам3, Владимир Путин указывает и на необходимость максимальной защиты критически важных объектов транспортной и энергетической инфраструктуры. По словам Президента, «именно эти объекты, а также места массового пребывания граждан должны быть максимально защищены»4.
В этой связи следует согласиться со взглядами исследователей, отмечающих, что в контексте современного этапа глобализации на первый план отраслевых измерений безопасности выдвигается именно политический аспект [1, с. 7-8]. Действительно, мировые интеграционные процессы выводят категорию транспортная безопасность на новый межнациональный уровень, где она уже не может измеряться ни расстояниями, ни государственными границами.
Указанные обстоятельства актуализируют потребность анализа зарубежного опыта обеспечения отраслевой безопасности, где самосто-
1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г. с прогнозом на период до 2035 г.» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».
2 Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».
3 Вступительное слово на заседании Государственного совета по вопросам развития транспортной инфраструктуры 29 октября 2003 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www. kremlin.ru/events/president/transcripts/22176/print (дата обращения: 09.01.2024).
4 Владимир Путин в режиме видеоконференции провел
встречу с участниками заседания Совета руководителей ор-
ганов безопасности и специальных служб стран СНГ [Элек-
тронный ресурс]. - URL: https://t.me/news_kremlin/954 (дата
обращения: 09.01.2024).
ятельным объектом настоящего исследования будет выступать законодательное обеспечение транспортной безопасности государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - Содружество).
«Соотнесение национальной правовой системы с зарубежными, - отмечает А.Х. Саидов, - создает условия более четкого выявления ее своеобразия и направления совершенствования» [2, с. 34].
Исследователи юридической компаративистики выделяют в качестве одного из неотъемлемых инструментов познавательной деятельности методологическую процедуру выбора области научного исследования, где, например, А.В. Юрковский предлагает опираться на такие параметры, как «феноменология временного континуума», «государственная материя», «правовая материя», а также географический параметр [3, с. 23].
Географический параметр формирует область научного познания, очерчивая ее границей территорий государств - участников Содружества.
Феноменология временного континуума измеряется длительностью существования межгосударственного объединения. Тем не менее, учитывая известную деградацию архитектуры Содружества, Украина, а также Республики Армения и Молдова будут вынесены за скобки настоящего исследования.
Феноменология государственной материи предполагает пораздельное обращение к интеграционному и национальному институтам обеспечения транспортной безопасности. При этом логика научного познания, как отмечает В.К. Бабаев, должна быть направлена на «установление наиболее существенных общих (типичных) признаков, свойственных всему классу (виду, типу) этих явлений, которыми последние отличаются от других» [4, с. 28-42].
В этой связи формализацию отраслевого научного знания обеспечит исследование таких содержательных категорий, как «транспортная безопасность в системе национальной безопасности», «юридическая самостоятельность транспортной безопасности», а также «состояние развития отраслевого терминологического аппарата».
Феноменология правовой материи вводит в исследование регулятора общественных отношений, подлежащего нормативной, а в случае отсутствия схожей правовой нормы - функциональной процедуре сравнения, предполагающей первичное об-
ращение к социальной проблеме и последующий поиск нормативной основы ее решения.
В нашем понимании реализация методологических особенностей сравнительно-правового метода позволит исключить познавательные и политико-юридические ошибки, такие как сопоставление норм, актов, институтов без учета общей системы национальных законодательств, конкретно исторических процессов и ситуаций разных стран и др. [5, с. 100].
Согласно решению о Декларации по вопросам обеспечения безопасности на транспорте в государствах - участниках Содружества Независимых Государств5 именно обострение проблемы транснационального терроризма потребовало выработки первичного комплекса мер на национальном и международном уровнях, включающих формирование соответствующей правовой базы.
Вместе с тем, несмотря на имеющиеся положительные оценки модельного законодательства [6, с. 1019; 7, с. 167; 8, с. 123], его отраслевой нормативный сегмент, в том числе содержащий документы стратегического планирования, отличается значительной несогласованностью и противоречивостью.
Во-первых, ст. 2 модельного закона «О безопасности на транспорте»6 выделяет в качестве объекта охранительного воздействия транспортную деятельность, представляющую собой реализацию организационных и технологических операций. В то же время, согласно ст. 11, 14-16 модельного закона «О транспортной деятельности»7, ее организация и регулирование обусловлены обеспечением транспортной безопасности, а не безопасности на транспорте.
Во-вторых, вопреки отнесению транспортной безопасности к приоритетным направлениям сотрудничества государств - участников Со-дружества8, последняя, согласно модельному
5 Решение о Декларации по вопросам обеспечения безопасности на транспорте в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 18 сентября 2003 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://base.spinform.ru (дата обращения: 09.01.2024).
6 Модельный закон «О безопасности на транспорте» (принят на 29-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление от 31 октября 2007 г. № 29-9) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».
7 Модельный закон «О транспортной деятельности» (принят на 29-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление № 29-8 от 31 октября 2007 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».
8 Решения Совета глав правительств СНГ от 29 мая 2020 г. «О Приоритетных направлениях сотрудничества государств -участников СНГ в сфере транспорта на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».
закону «О Национальной безопасности»9, не является ее самостоятельной категорией.
В-третьих, получившая юридическое закрепление в соответствующем документе стратегического планирования10 транспортная безопасность не регулируется положениями модельного законодательства.
Эрозии границ защитного воздействия способствует и терминологическая несогласованность, где, например, акт незаконного вмешательства имеет несколько легальных дефиниций и определяется как противоправное действие (бездействие), угрожающее безопасной деятельности транспортного комплек-са11; противоправное действие (бездействие), угрожающее безопасному функционированию железнодорожного комплекса12; действие (бездействие), направленное на нарушение устойчивости транспортной деятельности13, что, безусловно, приводит к многозначности понимания источника феномен образующей угрозы.
В Российской Федерации, даже в отсутствие транспортной безопасности в числе современных национальных угроз, принятие Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», утверждение Транспортной стратегии Российской Федерации14, а также разработка значительного количества иных нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о понимании законодателем важности ее обеспечения. При этом
9 Постановление Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ от 28 октября 2022 г. № 54-5 «О модельном законе «О национальной безопасности» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».
10 Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 29 мая 2015 г. «О Стратегии обеспечения транспортной безопасности на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств при осуществлении перевозок в международном сообщении» (п. Бурабай Республики Казахстан) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».
11 Соглашение об информационном взаимодействии государств - участников СНГ в области обеспечения транспортной безопасности (Минск, 30 мая 2014 г.) [Электронный ресурс] Доступ из СПС «Гарант».
12 Решение Совета глав правительств СНГ «О Концепции антитеррористической деятельности на железнодорожном транспорте государств - участников СНГ» (принято в г. Минске 31.05.2013) [Электронный ресурс]. - URL: https://online.zakon. kz/Document/?doc_id=31525527 (дата обращения: 09.01.2024).
13 Модельный закон «О безопасности на транспорте» (принят на 29-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление от 31 октября 2007 г. № 29-9) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».
14 Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 27 ноября 2021 г. № 3363-р «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г. с прогнозом на пе-
риод до 2035 г.» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».
состояние развития последней указывает лишь на фрагментарную дефектность, связанную, скорее, с потребностью гармонизации терминологического аппарата [9, с. 49-52], чем с необходимостью комплексного перестроения всей правовой надстройки.
Вместе с тем отметим, что о высоком уровне юридического развития сферы обеспечения транспортной безопасности России может свидетельствовать и практика правового заимствования, реализуемая в настоящем некоторыми государствами - участниками Содружества15.
В Республике Беларусь, несмотря на предпринимаемые со стороны научного сообщества попытки обратить внимание на проблемы обеспечения отраслевой безопасности [10, с. 153; 11, с. 11; 12, с. 34], единой системы государственного регулирования, по мнению А.А. Ерофеева, сформировано так и не было [13, с. 14]. И действительно, категория «транспортная безопасность» не используется в собственном законодательстве, равно как и не выделяется Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь» в качестве самостоятельной национальной угрозы, что ожидаемо приводит к формированию достаточно дискуссионных взглядов относительно сущности ее содержания.
В частности, исследователи могут детерминировать последнюю как «обеспечение безопасности при пользовании транспортными коммуникациями», «обеспечение безопасности транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства» [14, с. 237] либо определять в качестве инструмента удовлетворения национальных интересов в сфере транспортной деятельности [15, с. 15].
Более высокий уровень отраслевой нормативности наблюдается в процессах межнациональной интеграции. Так, в рамках двустороннего взаимодействия с Российской Федерацией16 не только выработан унифицированный механизм, обеспечивающий своевременное проти-
15 Речь идет о Республике Туркменистан, Таджикской Республике и Кыргызской Республике.
16 См.: Соглашение между Правительством республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о взаимодействии в области обеспечения транспортной безопасности (г. Москва, 19 февраля 2021 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант»; постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2023 г. № 665 «О порядке информирования об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средствах» [Электронный ресурс]. - URL: https://base.spinform.ru (дата обращения: 09.01.2024).
водействие отраслевым угрозам, но и введены в юридический оборот такие ключевые дефиниции, как «транспортная безопасность» и «акт незаконного вмешательства».
Несмотря на направленность модельного законодательства в сторону сближения правового регулирования государств - участников Содружества17, в центральноазиатских республиках региональный опыт обеспечения отраслевой безопасности преимущественно не используется. В частности, в Республике Туркменистан стремительное возвращение в международный центр в области транспорта и перевозок потребовало соответствующего укрепления правовых и организационных основ обеспечения транспортной безопасности [16, с. 124], где с изданием Закона Туркменистана «О транспортной безопасности»18 были конкретизированы границы защитного воздействия, а также сформирован соответствующий терминологический аппарат. Примечательно, что в условиях тождества дефиниций законодатель вместо акта незаконного вмешательства вводит категорию незаконное вмешательство.
Кроме того, Закон «О национальной безопасности Туркменистана»19 не выделяет транспортную безопасность в качестве самостоятельного вида безопасности национальной.
В Таджикской Республике транспортная безопасность, согласно Закону Республики «О бе-зопасности»20, также не является самостоятельной угрозой, а категория «национальная безопасность», в отсутствии специализированного закона, достаточно широко используется в юридическом обороте Республики21.
17 Положение о разработке модельных законодательных актов и рекомендаций Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (принято в г. Санкт-Петербурге 14.04.2005 постановлением 25-8 на 25-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ) [Электронный ресурс]. -URL: https://base.spinform.ru (дата обращения: 09.01.2024).
18 Закон Туркменистана от 5 января 2018 г. «О транспортной безопасности» [Электронный ресурс]. - URL: https:// base.spinform.ru (дата обращения: 09.01.2024).
19 Закон Туркменистана от 4 мая 2013 г. № 388-IV «О национальной безопасности Туркменистана» [Электронный ресурс]. - URL: https://base.spinform.ru (дата обращения: 09.01.2024).
20 Закон Республики Таджикистан от 27 ноября 2014 г. № 1137 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики «О безопасности» [Электронный ресурс]. - URL: https://base.spinform.ru (дата обращения: 09.01.2024).
21 Закон Республики Таджикистан от 20 марта 2008 г.
№ 362 «Об органах национальной безопасности Республи-
ки Таджикистан» [Электронный ресурс]. - URL: https://base.
spinform.ru (дата обращения: 09.01.2024).
Принятие соответствующего отраслевого за-кона22 обеспечило необходимую фокусировку на содержании рассматриваемого феномена. В качестве примера совершенствования терминологической специализации следует указать на дефиницию акта незаконного вмешательства, определяемую в национальном законодательстве Республики как противоправное действие.
Исключая пассивное противоправное поведение субъекта, законодатель выводит за границы защитного воздействия факты нарушения охраны труда работниками транспортной отрасли, допускаемые, например при выполнении внутренних организационных и технологических операций. Отметим, что в нашем понимании транспортная безопасность - суть, состояние защищенности транспортного комплекса от различных противоправных посягательств, характеризующихся именно внешней, а не внутренней направленностью, характерной для феномена безопасность на транспорте.
Согласно ст. 22 Закона «О национальной безопасности Республики Казахстан»23 транспортная безопасность является частью экономической безопасности Республики, при этом ее угрозы законодателем никак не конкретизированы. Указанная дефектность не была решена и в законопроекте о транспортной безопасно-сти24. «Ознакомление с этим документом, - по мнению А.Х. Миндагулова, - не дает какого-либо четкого представления о замысле, идее нового закона» [17, с. 15].
В Республике Узбекистан, в отсутствие законов о национальной и отраслевой безопасности, вопросы развития и интеграции транспортной отрасли в международную транспортную систему все же выделяются как стратегически значимые.
В частности, Министерством транспорта подготовлена и вынесена на обсуждение «Стратегия развития транспортной системы Республики Узбекистан на период до 2035 г.»25, где
22 Закон Республики Таджикистан от 3 июля 2012 г. № 847 «О транспортной безопасности» [Электронный ресурс]. -URL: https://base.spinform.ru (дата обращения: 09.01.2024).
23 Закона Республики Казахстан от 6 января 2012 г. № 527-IV «О национальной безопасности Республики Казахстан» [Электронный ресурс]. - URL: https://base.spinform.ru (дата обращения: 09.01.2024).
24 Проект закона Кыргызской Республики «О транспортной безопасности» [Электронный ресурс]. - URL: https:// studylib.ru/doc/3700703/proekt-zakon-kyrgyzskoj-respubliki--o-transportnoj-bezopa (дата обращения: 09.01.2024).
25 Транспортная стратегия Узбекистана и становление институтов для реализации единой транспортной политики [Электронный ресурс]. - URL: https://nuz.uz/ekonomika-i-finansy/42040-transportnaya-strategiya-uzbekistana-i-stanovlenie-institutov-dlya-realizacii-edinoy-transportnoy-politiki. html (дата обращения: 09.01.2024).
совершенствование системы обеспечения транспортной безопасности и безопасности на транспорте выделено в качестве одного из ее приоритетных направлений.
Помимо этого, ст. 4 Закона Республики Узбекистан «О транспорте»26 закрепляет категорию «транспортная безопасность», детерминируемую как состояние защищенности транспортного комплекса от незаконного вмешательства и обеспеченность его устойчивого функционирования в обычном режиме и в случаях чрезвычайных ситуаций.
В Азербайджанской Республике в отсутствие специализированного отраслевого закона политика транспортной безопасности международных транспортных коридоров отнесена к одному из направлений национальной безопас-ности27 и реализуется посредством обеспечения задач безопасности транспорта и на транспорте.
Согласно ст. 22 Закона Азербайджанской Республики «О транспорте»28 категория «безопасность на транспорте» консолидирует собой безопасность движения и безопасность пассажиров, обеспечение которых возложено на транспортные предприятия и перевозчика.
Республика Кыргызстан также относится к государствам, обеспечивающим безопасное функционирование Евразийских и международных транспортных коридоров, связывающих страны Европы, Азии и ближнего Востока.
Вместе с тем ни Закон29, ни Концепция30 «О национальной безопасности» не формируют понимания о месте транспортной безопасности в системе национальных угроз Кыргызской Республики.
Следует отметить, что имеющийся законопроект Кыргызской Республики «О транспорт-
26 Закон Республики Узбекистан от 9 августа 2021 г. № ЗРУ-706 «О транспорте» [Электронный ресурс]. - URL: https://base.spinform.ru (дата обращения: 09.01.2024).
27 Распоряжение Президента Азербайджанской Республики от 23 мая 2007 г. № 2198 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Азербайджанской Республики» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.migration.gov.az (дата обращения: 09.01.2024).
28 Закон Азербайджанской Республики от 11 июня 1999 г. № 683-IQ «О транспорте» [Электронный ресурс]. - URL: https://base.spinform.ru (дата обращения: 09.01.2024).
29 Закон Кыргызской Республики от 26 февраля 2003 г. № 44 «О национальной безопасности» [Электронный ресурс]. - URL: https://base.spinform.ru (дата обращения: 09.01.2024).
30 Концепция национальной безопасности, утвержденная Указом Президента Кыргызской Республики от 20 декабря 2021 г. № 570 «О Концепции национальной безопасности Кыргызской Республики» [Электронный ресурс]. - URL: https://cbd. minjust.gov.kg/430810?cl=ky-kg (дата обращения: 09.01.2024).
ной безопасности»31, заимствующий именно Российский, а не региональный опыт ее обеспечения, к сожалению, так и не получил своей правовой реализации.
Таким образом, применение процедур компаративистики позволило выявить следующие системные противоречия:
во-первых, категории «безопасность на транспорте» и «транспортная безопасность» понимаются и используются в одном и том же отношении, что приводит к их ошибочному смешению;
во-вторых, отмечается явная терминологическая несогласованность, выраженная в многозначности понимания источника феномен образующей угрозы;
в-третьих, несмотря на направленность модельного законодательства в сторону сближения правового регулирования, обеспечение отраслевой безопасности продолжает осуществляться государствами - участниками Содружества в рамках национальных законодательств;
31 Проект закона Кыргызской Республики «О транспортной безопасности» [Электронный ресурс]. - URL: https:// studyNb.ru/doc/3700703/proekt-zakon-kyrgyzskoj-respubNki--o-transportnoj-bezopa (дата обращения: 09.01.2024).
в-четвертых, категория транспортная безопасность, как правило, не выступает в качестве самостоятельной угрозы национальной безопасности, что в совокупности факторов приводит к размыванию границ охранительного воздействия.
Подобные дефектности законодательного обеспечения указывают на необходимость принятия именно коллективных мер по сближению правового регулирования. Полагаем, что проведение системной унификации модельного и национального законодательств государств -участников Содружества, ориентированной прежде всего на Российский опыт обеспечения транспортной безопасности, позволит в конечном итоге не только консолидировать, но и качественно усилить реализацию отраслевых мер охранительного воздействия.
Безусловно, указанные предложения не являются исчерпывающими и требуют дополнительного теоретико-правового осмысления. Кроме того, в качестве перспективного направления будущих исследований могут выступать вопросы, связанные с законодательной корректировкой целей, принципов и мер обеспечения транспортной безопасности Содружества.
Литература
1. Аристова Л.Б., Семенова Н.К. Россия и Китай в Евразии: транспортные измерения безопасности / Сводный аналитический доклад: монография по проекту РФФИ № 19-014-00027 А. Ч. 2.; отв. ред. А.И. Салицкий. - Москва: ИВ РАН,
2020. - 130 с.
2. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. - Москва: Норма, 2006. - 368 с.
3. Юрковский А.В., Кузьмин И.А. Проблема выбора объекта сравнительно-правового исследования // Право и современные государства. - 2016. - № 3. - С. 19-31.
4. Бабаев В.К. Советское право как логическая система: учебное пособие. - Москва, 1978. - 211 с.
5. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. изд. 2-е, доп. и перераб. - Москва, 2005. - 697 с.
6. Аристова Л.Б., Семенова Н.К. К вопросу об интеграции транспортной системы России в евразийское транспортное пространство / Управление развитием крупномасштабных систем mlsd'2020: труды XIII Международной конференции, Москва, 28-30 сентября 2020 года / под общ. ред. С.Н. Васильева, А. Д. Цвиркуна. - Москва: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2020. С. 1019-1025.
7. Павлинов А.В. Обеспечение общественной и государственной безопасности в рамках интеграционных объединений на постсоветском пространстве // Журнал российского права. - 2020. - № 7. - С. 158-169.
8. Пролетенкова С.Е., Беликов А.П. О качестве и эффективности модельного законодательства Содружества Независимых Государств в сфере национальной безопасности // Вестник Уфимского юридического института МВД России. -
2021. - № 3 (93). - С. 117-123.
9. Галицкий Р.В. Терминология профессиональной информации в сфере транспортной безопасности / Актуальные проблемы публичного права: сборник научных трудов IV Международной научно-практической конференции, Владимир, 17 ноября 2022 года. Выпуск 17. - Владимир: КопиА-Сервис, 2023. С. 49-52.
10. Буйкевич О.С. Понятие и правовое обеспечение транспортной безопасности в Республике Беларусь // Научно-практический журнал «Вестник Академии МВД Республики Беларусь. - 2013. - № 1 (25). - С. 153.
11. Бородич Т.А., Нечаева Т.Г., Куркина П.К., Лахтырева Д.Д. Проблемы безопасности транспортной инфраструктуры Республики Беларусь / Проблемы безопасности на транспорте: материалы Х Международной научно-практической конференции, Гомель, 26-27 ноября 2020 года. Часть 4. - Гомель: Белорусский государственный университет транспорта, 2020. С. 11-12.
12. Кузнецов В.Г., Ерофеев А.А., Литвинова И.М., Килочицкая М.А. Гармонизация понятий в законодательстве в области железнодорожного транспорта / Проблемы безопасности на транспорте: материалы XI Международной научно-практической конференции. В 2 ч., Гомель, 25-26 ноября 2021 года. Часть 1. - Гомель: Белорусский государственный университет транспорта, 2021. С. 32-35.
13. Ерофеев А.А., Терещенко О.А., Бречко П.И. Актуальные проблемы обеспечения транспортной безопасности в Республике Беларусь / Проблемы безопасности на транспорте: материалы XI Международной научно-практической конференции. В 2 ч., Гомель, 25-26 ноября 2021 года. Часть 1. - Гомель: Белорусский государственный университет транспорта, 2021. С. 14.
14. Яковенко О.А., Терещенко О.А., Страдомский М.Ю., Дубина Ю.В. Правовые аспекты обеспечения транспортной безопасности в Республике Беларусь / Перспективы развития транспортного комплекса: сборник статей. - Минск: Белорусский научно-исследовательский институт транспорта «Транстехника», 2022. - С. 236-249.
15. Гиммельрейх О.В. Административно-правовое обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте: авто-реф. дис. ... канд. юрид. - Минск: Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь, 2016. - 25 с.
16. Качелин А.С. Стратегическое партнерство Российской Федерации и Туркменистана в условиях глобальной нестабильности // Вестник института экономики Российской академии наук. - 2022. - № 5. - С. 119-130.
17. Миндагулов А.Х. Обеспечение транспортной безопасности (о Концепции законопроекта Республики Казахстан) // Российский юридический журнал. - 2012. - № 6 (87). - С. 12-15.
References
1. Aristova L.B., Semenova N.K. Rossija i Kitaj v Evrazii: transportnye izmerenija bezopasnosti / Svodnyj analiticheskij doklad: monografija po proektu RFFI № 19-014-00027 A. Ch. 2.; otv. red. A.I. Salickij. - Moskva: IV RAN, 2020. - 130 s.
2. SaidovA.H. Sravnitel'noe pravovedenie. - Moskva: Norma, 2006. - 368 s.
3. Jurkovskij A.V., Kuz'min I.A. Problema vybora ob#ekta sravnitel'no-pravovogo issledovanija // Pravo i sovremennye gosudarstva. -2016. - № 3. - S. 19-31.
4. Babaev V.K. Sovetskoe pravo kak logicheskaja sistema: uchebnoe posobie. - Moskva, 1978. - 211 s.
5. Tihomirov Ju.A. Administrativnoe pravo i process: polnyj kurs. izd. 2-e, dop. i pererab. - Moskva, 2005. - 697 s.
6. Aristova L.B., Semenova N.K. K voprosu ob integracii transportnoj sistemy Rossii v evrazijskoe transportnoe prostranstvo / Upravlenie razvitiem krupnomasshtabnyh sistem mlsd'2020: trudy XIII Mezhdunarodnoj konferencii, Moskva, 28-30 sentjabrja 2020 goda / pod obshh. red. S.N. Vasil'eva, A. D. Cvirkuna. - Moskva: Institut problem upravlenija im. V.A. Trapeznikova RAN, 2020. S. 1019-1025.
7. PavlinovA.V. Obespechenie obshhestvennoj i gosudarstvennoj bezopasnosti v ramkah integracionnyh ob#edinenij na postsovetskom prostranstve // Zhurnal rossijskogo prava. - 2020. - № 7. - S. 158-169.
8. Proletenkova S.E., BelikovA.P. O kachestve i jeffektivnosti model'nogo zakonodatel'stva sodruzhestva nezavisimyh gosudarstv v sfere nacional'noj bezopasnosti // Vestnik Ufimskogo juridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2021. - № 3 (93). - S. 117-123.
9. GalickijR.V. Terminologija professional'noj informacii v sfere transportnoj bezopasnosti / Aktual'nye problemy publichnogo prava: sbornik nauchnyh trudov IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Vladimir, 17 nojabrja 2022 goda. Vypusk 17. - Vladimir: KopiA-Servis, 2023. S. 49-52.
10. Bujkevich O.S. Ponjatie i pravovoe obespechenie transportnoj bezopasnosti v Respublike Belarus' // Nauchno-prakticheskij zhurnal «Vestnik Akademii MVD Respubliki Belarus'. - 2013. - № 1 (25). - S. 153.
11. Borodich T.A., Nechaeva T.G., Kurkina P.K., Lahtyreva D.D. Problemy bezopasnosti transportnoj infrastruktury Respubliki Belarus' / Problemy bezopasnosti na transporte: materialy H Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Gomel', 26-27 noyabrya 2020 goda. Chast' 4. - Gomel': Belorusskij gosudarstvennyj universitet transporta, 2020. S. 11-12.
12. Kuznecov V.G., Erofeev A.A., Litvinova I.M., Kilochickaya M.A. Garmonizaciya ponyatij v zakonodatel'stve v oblasti zheleznodorozhnogo transporta / Problemy bezopasnosti na transporte: materialy HI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 2 ch., Gomel', 25-26 noyabrya 2021 goda, Chast' 1. - Gomel': Belorusskij gosudarstvennyj universitet transporta, 2021. S. 32-35.
13. Erofeev A.A., Tereshchenko O.A., Brechko P.I. Aktual'nye problemy obespecheniya transportnoj bezopasnosti v Respublike Belarus' / Problemy bezopasnosti na transporte: materialy HI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 2 ch., Gomel', 25-26 noyabrya 2021 goda. Chast' 1. - Gomel': Belorusskij gosudarstvennyj universitet transporta, 2021. S. 14.
14. Yakovenko O.A., Tereshchenko O.A., Stradomskij M.Yu., Dubina Yu.V. Pravovye aspekty obespecheniya transportnoj bezopasnosti v Respublike Belarus' / Perspektivy razvitiya transportnogo kompleksa: sbornik statej. - Minsk: Belorusskij nauchno-issledovatel'skij institut transporta «Transtekhnika», 2022. - S. 236-249.
15. Gimmel'rejh O.V. Administrativno-pravovoe obespechenie bezopasnosti na zheleznodorozhnom transporte: avtoref. dis. ... kand. yurid. - Minsk: Akademiya Ministerstva vnutrennih del Respubliki Belarus', 2016. - 25 s.
16. Kachelin A.S. Strategicheskoe partnerstvo Rossijskoj Federacii i Turkmenistana v uslovijah global'noj nestabil'nosti // Vestnik instituta jekonomiki Rossijskoj akademii nauk. - 2022. - № 5. - S. 119-130.
17. MindagulovA.H. Obespechenie transportnoj bezopasnosti (o Koncepcii zakonoproekta Respubliki Kazahstan) // Rossijskij juridicheskij zhurnal. - 2012. - № 6 (87). - S. 12-15.
(статья сдана в редакцию 15.01.2024)