Научная статья на тему 'Определение стратегических приоритетов развития сельского хозяйства и АПК на региональном уровне'

Определение стратегических приоритетов развития сельского хозяйства и АПК на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / РЕГИОН / АПК / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / DEVELOPMENT STRATEGY / REGION / AIC / AGRICULTURE / REGIONAL GOVERNMENT BODIES / STATE PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаврилова Марина Вячеславовна, Данилова Наталья Вячеславовна

Рассмотрены вопросы формирования институциональных основ определения стратегических приоритетов развития отраслевого комплекса сельского хозяйства и АПК на примере Чувашской Республики. Отдельное внимание уделено определению уровней стратегических приоритетов, способствующих усилению роли отрасли в социально-экономическом развитии региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гаврилова Марина Вячеславовна, Данилова Наталья Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determination of the strategic priorities of agricultural development and agriculture on the regional level

The article deals with the formation of the institutional foundations for determining the strategic priorities for the development of the sectoral complex of agriculture and agro-industrial complex on the example of the Chuvash Republic. Special attention is paid to determining the levels of strategic priorities that contribute to strengthening the role of the industry in the socio-economic development of the region.

Текст научной работы на тему «Определение стратегических приоритетов развития сельского хозяйства и АПК на региональном уровне»

алы, комментарии. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К°, 2012. 560 с.

3. Воробьева Е.Г., Плеханова Е.А. Совершенствование отраслевой структуры потребительской кооперации системы Мордовпотребсоюза Республики Мордовия // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2013. № 3. С. 31-41.

4. Дахов И.Г. Развитие кооперативов в странах СНГ: проблемы и перспективы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. 240 с.

5. Захаров И.В., Масленников В.П., Соболев А.В. Кооперативные принципы и практика кооперативных организаций в России: монография. М.: Маркетинг, 2001. 312 с.

6. Индивидуально-кооперативный сектор: перспективы развития / Г.В. Аристов [и др.]; под ред. А.Г. Аганбегяна [и др.]. М.: Экономика, 1989. 96 с.

7. Кистанов Я.А. Потребительская кооперация СССР: исторический очерк. М.: Изд-во Центросоюза, 1951. 420 с.

8. Коряков И.А. Принципы кооперативного движения. Чита: Изд-во Забайк. ин-та предпринимательства, 1998. 325 с.

9. Оуэн Р. Избранные сочинения: в 2 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. 415 с.

10. Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. М.: Экономика, 1989. 509 с.

11. Чаянов А. В. Краткий курс кооперации. М.: Кн. палата, 1989. 82 с.

12. Фромметт Б.Р. Основы потребительской кооперации. 2-е изд. Пг., 1918. 127 с.

13. Холиок Д.Д. Современное кооперативное движение / пер. с англ. Ю. Веселовского; под ред. В. Тотомианца. М.: Тип. т-ва И.Д. Сытина, 1915. 156 с.

ВОРОБЬЕВА Елена Геннадьевна - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник отдела региональных исследований и программ. Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Россия. Саранск. E-mail: miss. [email protected].

КАТАЙКИНА Наталья Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Саранск. E-mail: [email protected].

VOROBYOVA, Elena Gennadyevna - Candidate of Economics, Senior Researcher of the Department of Regional Studies and Programs. Research Institute of Humanities under the Government of the Republic of Mordovia. Russia. Saransk. E-mail: [email protected].

KATAYKINA, Natalya Nikolaevna - Candidate of Economics, Associate Professor ofthe Department of Finance. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian Federation. Russia. Saransk. E-mail: [email protected].

УДК 338.43(470.344)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И АПК НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

М.В. Гаврилова, Н.В. Данилова

Рассмотрены вопросы формирования институциональных основ определения стратегических приоритетов развития отраслевого комплекса сельского хозяйства и АПК на примере Чувашской Республики. Отдельное внимание уделено определению уровней стратегических приоритетов, способствующих усилению роли отрасли в социально-экономическом развитии региона.

Ключевые слова: стратегия развития; регион; АПК; сельское хозяйство; региональные органы государственной власти; государственные программы.

M.V. Gavrilova, N.V. Danilova. DETERMINATION OF THE STRATEGIC PRIORITIES OF AGRICULTURAL DEVELOPMENT AND AGRICULTURE ON THE REGIONAL LEVEL

The article deals with the formation of the institutional foundations for determining the strategic priorities for the development of the sectoral complex of agriculture and agro-industrial complex on the example of the Chuvash Republic. Special attention is paid to determining the levels of strategic priorities that contribute to strengthening the role of the industry in the socio-economic development of the region.

Keywords: development strategy; region; AIC; agriculture; regional government bodies; state programs.

32

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2017. № 3(29)

Система стратегических приоритетов деятельности региональных органов государственной власти выстраивается на основе стратегических и плановых документов федерального уровня. Состав документов, определяющих стратегические приоритеты деятельности региональных органов государственной власти в сфере развития сельского хозяйства и АПК, отражен на рис. 1.

Приведенная систематизация федерального нормативно-правового поля выстраивания стратегических приоритетов развития аграрной сферы позволяет констатировать наличие системы «от целеполагания к отраслевому стратегическому планированию и программированию».

Детализация приоритетов развития на региональном уровне предопределяется региональными институциональными факторами, региональной отраслевой специализацией, спецификой территориального экономического развития.

В Чувашской Республике агропромышленный комплекс и его базовый вид экономической деятельности - сельское хозяйство

рассматриваются в качестве ведущих системообразующих сфер региональной экономики, формирующих агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий. Исторически сложилась аграрная региональная специализация республики, однако в настоящее время вклад отрасли в валовой региональный продукт (ВРП) характеризуется тенденцией сокращения, тогда как объективные условия для развития отрасли существуют.

Институциональные основы определения перспектив развития регионального АПК и сельского хозяйства определены Государственной программой Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики» на 2013-2020 гг. [3], включающей 14 подпрограмм, охватывающих важнейшие отраслевые направления (растениеводство, животноводство, мясное скотоводство, овощеводство, молочное скотоводство) и актуальные для отрасли направления развития: поддержка малых

Стратегическое планирование в

рамках целеполагания

Стратегия социально-экономического

развития РФ (аграрный аспект)

Стратегия н ациональной безопасности РФ (аграрный аспект)

Ежегодное послание Президента РФ Федеральному Со бранию РФ (аграрный аспект)

Ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ

Стратегическое планирование в рамках целеполагания по отраслевому принципу

Стратегия развития сельского хозяйства на среднесрочную и долгосрочную перспективу

Стратегия развития сельского хозяйства на среднесрочную и долгосрочную перспективу

Стратегический прогноз (аграрный аспект)

Прогнозирование развития сельского хозяйства

Прогноз научно-технологического развития сельского хозяйства

Стратегический прогноз (аграрный аспект)

Прогноз социа-льно-экономи-ческого развития РФ на долгосрочный период (аграрный аспект)

Прогноз социа-льно-экономи-ческого развития РФ на среднесрочный период (аграрный аспект)

Планирование и программирование развития сельского хозяйства

Государственная программа развития сельского хозяйства, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

Другие федеральные целевые программы в сфере АПК

План деятельности федеральных органов исполнительной власти

Основные направления деятельности Правительства РФ (аграрный аспект)

Рис. 1. Стратегические и плановые документы федерального уровня, определяющие стратегические приоритеты деятельности региональных органов государственной власти в сфере развития сельского хозяйства и АПК

форм хозяйствования, техническая и технологическая модернизация, мелиорация земель, инновационное развитие, научное и информационное обслуживание АПК, ветеринария, поддержка производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания, устойчивое развитие сельских территорий.

Цели программы формируют стратегические приоритеты деятельности органов государственной власти в рамках развития отрасли, а задачи - совокупность мер, реализуемых для их достижения (рис. 2).

Как результат, ожидается достижение целевых индикаторов и показателей к 2021 г. по отношению к 2012 г.: индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) - 111,6 %, индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах) - 132,2 %, физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства - рост в 3 раза. Это позволит достигнуть рентабельности сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) на уровне 15 %, повысить интенсификацию труда в отрасли в 2,7 раза при одновременном создании 1250 высокопроизводительных рабочих мест.

В

» Устойчивое развитие сельских территорий

Повышение эффективности АПК

Обеспечение продовольственной безопасности Чувашской Республики по основным продуктам питания

Повышение конкурентоспособности производимой сельскохозяйственной продукции, создание благоприятной среды для развития и эффективного взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности, повышения инвестиционной привлекательности АПК в рамках вступления России в ВТО

Повышение финансовой

товаропроизводителей

устойчивости

сельскохозяйственных

Воспроизводство н повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов, экологизация производства

Стимулирование роста производства основных, видов сельскохозяйственной продукции л производства пищевых, продуктов

Осуществление протнвоэпизоотическнх мероприятии в отношении карантинных, и особо опасных болезней животных; поддержка развития инфраструктуры агропродовольственного рынка

Повышение зффектнкностн регулирования рынков сельскохозяйственной продукции > сырья и продовольствия

Поддержка малых форм хозяйствования

Обеспечение эффективной деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

Повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве (с учетом суОсиднн) для обеспечения его устойчивого развития

Повышение качества жизни сельского населения

Стимулирование инновационной деятельности н инновационного развития агропромыпьпенного комплекса

Развитие биотехнологии

Создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения

Экологически регламентированное использование в сельскохозяйственном производстве земельных, водных н других возобновляемых природных ресурсов, а также повышение плодородия почв до оптимального уровня-развнтне мелноратган земель сельскохозяйственного назначения

Модернизация материально-технической н технологической базы селекции н семеноводства

Рис. 2. Цели и задачи Государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики» на 2013-2020 гг., определяющие стратегические отраслевые приоритеты развития [3]

При формировании стратегических приоритетов деятельности Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики как регионального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в отношении развития аграрной сферы, на наш взгляд, необходимо учитывать следующие факторы:

1) совокупность принятых за последние годы мер по повышению устойчивости агропромышленного производства;

2) сохранение сложной макроэкономической ситуации как в России, так и в Чувашской Республике, усиливающих вероятность проявления рисков для обеспечения устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики;

3) ориентация устойчивости агропромышленного производства на приоритетность мер государственной поддержки в сфере внедрения инновационных технологий в сельскохозяйственное производство и приобретение энергосберегающей техники, более полное использование природно-экономического потенциала для производства конкурентоспособной продукции, расширения агропродовольственного рынка, внедрения прогрессивных форм организации сельскохозяйственного производства;

4) приоритетность обеспечения прироста продукции растениеводства за счет сохранения, воспроизводства и рационального использования плодородия земель сельскохозяйственного назначения, реализации агрохимических и мелиоративных мероприятий, применения минеральных удобрений и средств защиты растений, биологизации земледелия, освоения новых технологий выращивания сельскохозяйственных культур, расширения посевных площадей под высокоурожайными сортами и гибридами;

5) активизация развития животноводства на основе улучшения генетического потенциала животных, государственной поддержки племенных организаций, создания благоприятных условий инвестиционной политики в данной сфере;

6) развитие рынка экологически безопасных продуктов и технологий, способствующих повышению конкурентоспособности республики и устойчивому экономическому развитию;

7) стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции и производства пищевых продуктов в рамках стратегии импортозамещения.

Выделяются два уровня стратегических приоритетов, способствующих усилению роли отрасли в социально-экономическом развитии республики, а следовательно, повышающие

значимость Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики в системе государственного управления региона (рис. 3).

Представленные приоритеты включают важнейшие сферы и соответствующие им стратегические установки, определяющие целепо-лагание.

Развитие аграрного производства невозможно в условиях депрессивного состояния сельских территорий. Определяя стратегические приоритеты развития, важно понимать, что устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий - взаимосвязанные и взаимообусловленные задачи, поэтому наиболее значимыми направлениями, способствующими успешной реализации государственной политики в сфере развития АПК региона, должны стать:

1) максимальное привлечение к разработке и реализации программных мероприятий местных органов власти и широких слоев населения;

2) формирование системы информационного обеспечения и инструментария реализации идеи устойчивого развития сельских территорий;

3) развитие системы профильного образования на основе активной апробации инновационных решений;

4) осуществление многоканальной поддержки депрессивных сельских территорий;

5) развитие несельскохозяйственных видов деятельности;

6) развитие социальной сферы села.

До 2017 г. в Чувашской Республике реали-зовывалось 31 направление мер государственной поддержки, в настоящее время в связи с упрощением механизмов доведения государственной поддержки до конечных получателей произошло их укрупнение в 7 основных субсидий, что позволило:

1) ускорить процедуру перенаправления средств между формами поддержки исходя из потребности получателей и достигнутых ими результатов;

2) повысить эффективность предоставления субсидий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве основных субсидий определены две: мелиорация и устойчивое развитие сельских территорий.

Самой крупной интегрированной субсидией, объединившей 16 направлений мер поддержки, стала так называемая единая субсидия, включающая 4 блока [4]:

1) возмещение части процентов по краткосрочным кредитам и кредитам малым формам хозяйствования. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 г. № 1556 [2] предусматривается две ее модели:

Стратегические приоритеты, способствующие усилению роли АПК в социально-экономическом развитии Чувашской Респу блики

Первый уровень приоритетов

■Экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия

В сфере производства: производство молока и мяса — системообразующее направление деятельности. использующее конкурентные преимущества региона;, в т.ч: наличие значительные площадей сельскохозяйственных угодий

В экономической сфере:

повылгенне доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей

В социальной сфере: устойчивое развитие сельских территорий как непременное условие сохранения трудовым ресурсов, создание условий дня обеспечения экономической н физической доступности питания на основе рациональных норм потребления пищевых продуктов

В сфере развития производственного потенциала:

мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий

В институциональной сфере: развитие интеграционных связей в АПК н формирование продуктовых подкомплексов, территориальных

кластеров_

В научной н кадровой сферах: обеспечение формирования инновационного АПК

Второй уровень приоритетов

Развитие импортозамещающих направлений сельского хозяйства, включая овощеводство и плодоводство

Наралщванне экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья н продовольствия по мере насыщения ими регионального рынка

Минимизация логистических издержек и оптимизация других факторов, определяющих конкурентоспособность продукции с учетом рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства н пищевой промышленности в рамках ВТО

Рис. 3. Стратегические приоритеты, способствующие усилению роли АПК в социально-экономическом развитии Чувашской Республики и повышающие значимость Министерства сельс кого хо зяйства Чьвап-ской Республики в системе государственного управления региона (авторское вищенюе)

- по кредитам, выданным до 1 января 2017 г., субсидирование осуществляет Министерство сельского хозяйства региона до полного исполнения заемщиком обязательств по привлеченному кредиту;

- по льготным кредитам, выданным после 1 января 2017 г., субсидирование осуществляется напрямую по схеме «заемщик-банк» по принципу «одного окна»;

2) поддержка животноводства реализуется по традиционной схеме субсидирования;

3) поддержка растениеводства. Если в 2016 г ставки для определения субсидий утверждались Минсельхозом РФ, то в 2017 г. - Мин-сельхозом Чувашии. Изменения коснулись и субсидирования приобретения элитных семян: если в 2016 г. ставки определялись на объем приобретенных семян, то с 2017 г. - на 1 га площади, засеянной ими;

4) поддержка малых форм хозяйствования (начинающие фермеры, семейные животноводческие фермы, сельскохозяйственные производственные и снабженческо-сбытовые кооперативы). Приоритетное направление поддержки - молочный и мясной КРС, по которому субсидирование увеличилось до 3 млн руб. -для начинающих фермеров, до 10 млн руб. - для семейных животноводческих ферм. Это повлекло за собой повышение требований к оценке эффективности данной формы поддержки:

- получатели грантов по итогам года должны выполнять нормативные требования по созданию рабочих мест (начинающие фермеры - не менее 1 места на 1 млн руб. гранта, семейные животноводческие фермы - не менее 3 рабочих мест на одну ферму, кооперативы - не менее 1 рабочего места на каждые 3 млн руб.);

- получатели грантов должны обеспечить

36

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2017. № 3(29)

прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной в год грантовой поддержки, не ниже 10 % от предыдущего года.

Особое место в региональной государственной политике должно отводиться развитию сельских территорий, социальной инфраструктуры села, улучшению жилищных условий сельчан, закреплению молодых специалистов в сельскохозяйственных организациях [5]. Несмотря на то что в рамках федеральных целевых программ «Социальное развитие села до 2013 г.» и «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 года» в Чувашской Республике свои жилищные условия улучшили более 4,6 тыс. сельских семей, около 60 % от общего количества которых являются работниками АПК, для поддержания высоких стандартов качества жизни на селе требуются большие объемы финансирования.

Таким образом, Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики проводится комплексная системная работа по реализации полномочий в сфере развития сельского хозяйства, АПК и обеспечения устойчивого раз-

вития сельских территорий. Ряд направлений позволяют констатировать эффективность реализуемых функционала, форм и мер государственной поддержки, однако по ряду направлений требуется разработка соответствующих рекомендаций по совершенствованию деятельности регионального органа государственной власти.

Однако приходится признать, что вследствие недостаточности ресурсного обеспечения реализуемой в настоящее время стратегии и региональной государственной программы очевиден разрыв между заявленными целями и достигнутыми фактическими результатами.

Для приближения фактических показателей к целевым индикаторам Государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики» Министерству сельского хозяйства региона необходимо [4]:

1) обеспечить освоение не менее 25,6 тыс. га необрабатываемых земель сельскохозяйственного назначения;

Показатели (индикатор) Годы Справоч-но 2016 г. (факт.)

2016 2017 2018 2019 2020

1. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), % 102,5 102,7 102,8 103,0 103,1 102,8

2. Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), % 102,7 103,0 103,2 103,3 103,5 101,1

3. Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), % 102,2 102,5 102,6 102,7 102,9 103,5

4. Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах), % 104,3 104,5 104,8 104,9 105,0 99,4

5. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, % 104,3 104,5 104,8 104,9 105,0 73,7

6. Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий), % 12,0 13,0 14,0 14,0 15,0 18,6

7. Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства), руб. 15656 17404 19224 21016 22925 15974

8. Индекс производительности труда, % 112,0 111,4 110,8 110,3 110,0 н/д

9. Количество высокопроизводительных рабочих мест, ед. 1108 1145 1175 1210 1250 1078,0

10. Удельный вес затрат на приобретение энергоресурсов в структуре затрат на основное производство продукции сельского хозяйства, % 9,8 9,7 9,6 9,5 9,4 9,6

Показатели Государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики» на 2013-2020 гг. и их достижение в 2016 г. [3]

2) активизировать работу по реализации инвестиционных проектов в отрасли, включая проекты модернизации производственных мощностей организаций АПК;

3) содействовать увеличению мощностей по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции;

4) активно поддерживать наращивание площадей, засеянных элитными семенами, в целях обеспечения сельскохозяйственных производителей семенами сельскохозяйственных культур собственного производства;

5) стимулировать наращивание производства мяса и молока, повышение параметров надоев молока;

6) всемерно поддерживать создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов в каждом муниципальном районе, реа-лизовывать меры государственной поддержки обновления их материальной базы;

7) инициировать проведение выставок-продаж продукции региональных товаропроизводителей, в том числе и в других регионах;

8) усилить реализацию регулирующей функции в системе земельных отношений с формированием специального подразделения в составе Министерства сельского хозяйства региона - отдела по управлению земельными ресурсами сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, стратегические приоритеты развития аграрного сектора региона предопределяют усиление роли профильного министерства как регионального органа государ-

ственной власти в системе государственного управления субъекта Российской Федерации.

Список литературы

1. О развитии сельского хозяйства: федер. закон от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ (последняя редакция). Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru.

2. О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса: постановление Правительства РФ от 30.12.2016 г. № 1556. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

3. О государственной программе Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики» на 2013-2020 годы: постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.12.2012 г. № 567. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant.ru.

4. Официальный портал Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики. URL: https:// gov.cap.ru.

5. Рассанова О.Е., Гаврилова М.В. Актуальные аспекты управления экономическим развитием муниципального образования // Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 3 (25). С. 77-83.

ГАВРИЛОВА Марина Вячеславовна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой информационных технологий и математики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].

ДАНИЛОВА Наталья Вячеславовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].

GAVRILOVA, Marina Vyacheslavovna - Candidate of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Information Technology and Mathematics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].

DANILOVA, Natalya Vyacheslavovna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.