Научная статья на тему 'Определение сроков внедрения цифрового телевидения в регионах России на основе показателей инфраструктурной готовности'

Определение сроков внедрения цифрового телевидения в регионах России на основе показателей инфраструктурной готовности Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
284
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / АНАЛОГОВОЕ ТЕЛЕВЕЩАНИЕ / СТАДИИ СОЗДАНИЯ ОБЪЕКТА СВЯЗИ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СОЗДАНИЯ ОБЪЕКТА / ДИАГРАММА ГАНТТА / ВЫСВОБОЖДАЕМЫЙ РАДИОЧАСТОТНЫЙ РЕСУРС

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Володина Е. Е., Гасс Я. М., Плосский А. Ю.

В статье раскрывается предлагаемый авторами региональный подход к оценке готовности сетей к переходу на цифровое вещание (как дополнительный элемент существующей концепции отключения аналогового телевизионного вещания в РФ). Приводится краткий обзор текущего этапа строительства наземного эфирного цифрового телевидения в России (в рамках федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 2015 годы»), который свидетельствует о факте существенного инфраструктурного неравенства между субъектами РФ с точки зрения готовности к переходу на цифровой формат вещания. В статье рассмотрен жизненный цикл создания объектов связи, который применяется при мониторинге строительства станций наземного цифрового телевизионного вещания (и объектов связи в целом). При помощи диаграммы Гантта спрогнозированы сроки перехода объекта строительства из одной стадии создания в следующую стадию. На базе этой системы авторами разработан обобщающий индикатор «Инфраструктурная готовность сетей НЦТВ в субъектах Российской Федерации», который отражает освоение выделенных финансовых средств и в конечном итоге служит для оценки инфраструктурной готовности регионов. Использование данного индикатора позволяет определить сроки отключения аналогового вещания в России и перехода на цифровой формат вещания, а также сроки высвобождения радиочастотного ресурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Володина Е. Е., Гасс Я. М., Плосский А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение сроков внедрения цифрового телевидения в регионах России на основе показателей инфраструктурной готовности»

Определение сроков внедрения цифрового телевидения в регионах России на основе показателей инфраструктурной готовности

Раскрывается предлагаемый авторами региональный подход к оценке готовности сетей к переходу на цифровое вещание (как дополнительный элемент существующей концепции отключения аналогового телевизионного вещания в РФ). Приводится краткий обзор текущего этапа строительства наземного эфирного цифрового телевидения в России (в рамках федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 гг."), который свидетельствует о факте существенного инфраструктурного неравенства между субъектами РФ с точки зрения готовности к переходу на цифровой формат вещания. В статье рассмотрен жизненный цикл создания объектов связи, который применяется при мониторинге строительства станций наземного цифрового телевизионного вещания (и объектов связи в целом). При помощи диаграммы Гантта спрогнозированы сроки перехода объекта строительства из одной стадии создания в следующую стадию. На базе этой системы авторами разработан обобщающий индикатор "Инфраструктурная готовность сетей НЦТВ в субъектах Российской Федерации", который отражает освоение выделенных финансовых средств и в конечном итоге служит для оценки инфраструктурной готовности регионов. Использование данного индикатора позволяет определить сроки отключения аналогового вещания в России и перехода на цифровой формат вещания, а также сроки высвобождения радиочастотного ресурса.

Ключевые слова: цифровое телевидение, аналоговое телевещание, стадии создания объекта связи, жизненный цикл создания объекта, диаграмма Гантта, высвобождаемый радиочастотный ресурс.

Володина Е.Е.,

профессор кафедры экономика связи,

МТУСИ, кэ.н,

[email protected]

Гасс Я.М.,

заместитель начальника лаборатории НТЦ А ЭМС, ФУП НИИР, [email protected]

Плосский А.Ю.,

научный сотрудник НТЦ А ЭМС, ФУП НИИР, [email protected]

Введение

В настоящее время в Российской Федерации происходит процесс внедрения систем наземного цифрового телевидения (НЦТВ) посредством реализации Федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 — 2015 годы" (далее — Программа) [1]. Помимо обеспечения населения услугами цифрового телевидения важнейшим эффектом от внедрения НЦТВ является возможность повысить эффективность использования радиочастотного спектра вследствие высвобождения существенного объёма радиочастотного ресурса (РЧР), который может быть использован для развития перспективных радиотехнологий [2,3]. Радиочастотный

ресурс высвободится только после полной реализации Программы, по окончании которой появится возможность прекратить вещание аналогового телевидения (АТВ) без ущерба для конечного потребителя услуг телевидения.

Для определения сроков отключения аналогового телевидения и последующего высвобождения РЧР разработан проект Концепции отключения аналогового телевизионного вещания [4] (далее — Концепция). Согласно положениям Концепции, основным критерием готовности региона к отключению аналогового вещания является достижение 95% рубежа домохозяйств региона, обеспеченных цифровыми абонентскими приставками для приема эфирных сигналов, от общего числа домохозяйств, для которьх эфирное распространение является единственным способом получения телевизионного сигнала. Срок отключения аналогового вещания определяется для каждого субъекта отдельно и согласовывается с вещателями, региональными властями и утверждается Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязи России). План отключения аналогового вешрния готовится для каждого субъекта, согласовывается с региональными властями и утверждается Минкомсвязи России.

Утверждение дат начала и окончания отключения аналогового вещания проводится с учетом анализа показателей рынка услуг кабельного телевидения, проникновения услуг не-

посредственного спутникового вещания, дат окончания строительства и запуска сетей первого и второго мультиплексов, насыщения рынка абонентскими устройствами на уровне субъектов РФ.

В рамках данной статьи авторы проводят анализ хода выполнения мероприятий Программы и на основе предлагаемых показателей инфраструктурной готовности определяют возможные сроки перехода на НЦТВ в субъектах РФ. Проведённый анализ позволяет оценить корректность сроков отключения аналогового телевидения, заложенных в проекте Концепции, и дать прогноз сроков высвобождения РЧР для использования перспективными радиотехнологиями.

Исследование инфраструктурной готовности субъектов Российской Федерации к переходу на НЦТВ. Для того чтобы оценить возможность соблюдения сроков строительства сетей НЦТВ, установленных Программой, необходимо учитывать множество факторов, которые влияют на темпы строительства. Среди них можно выделить климатические и географические особенности регионов, изменения в политике регулирования ценообразования, уровень конкуренции и другие. В наибольшей степени к факторам, влияющим на темпы строительства, следует отнести производственную мощность конкретного субъекта Российской Федерации. Чем выше производственная мощность субъекта Российской Федерации, тем ин-

тенсивнее темпы строительства.

Выполнение мероприятий, осуществляемых в рамках Программы, определяется не только количеством построенных станций, но и показателями, характеризующими ход строительства всех элементов инфраструктуры сети НЦТВ (рис.1) Для определения инфраструктурной готовности субъекта РФ к переходу на НЦТВ был разработан показатель "Инфраструктурная готовность субъектов Российской Федерации к переходу на НЦТВ" (далее — Показатель), который отражает состояние охвата населения наземным цифровым телевидением с учетом состояния готовности и режима эксплуатации всех элементов распределительновещательной сети (федеральный центр формирования мультиплексов, региональные центры формирования мультиплексов, объекты сети цифрового вещания, наземные и спутниковые распределительные сети) по субъектам РФ. Данный Показатель отражает в комплексе инфраструктурную готовность отдельных элементов сети НЦТВ согласно Программе и определяется расчетно-аналитическим и/или экспериментальным (при необходимости) методами. Исходными данными для его определения являются статусы элементов сети наземного телевизионного вещания с точки зрения стадии создания элемента и величины затраченных на него финансовых средств [5].

Расчёт значения показателя "Инфраструктурная готовность субъектов Российской Федерации к переходу на НЦТВ" (/иГ) осуществляется по следующей формуле:

рованньх на их выполнение, а именно:

3,

'і ЭС

3

(2)

(1)

І=1

'ЭС(обш)

где Кэс — коэффициенты значимости элементов сети НЦТВ; Косв эс — коэффициенты освоения финансовых средств элементов сети НЦТВ.

Для расчета Показателя используется весовой коэффициент значимости элемента сети НЦТВ (Кэс), который отражает долю объёма работ, выполняемых в рамках создания элемента сети, в общем объеме работ по выполнению мероприятий Программы. В ходе проведенных исследований [5], авторы выявили прямую взаимосвязь между временными рамками стадий жизненного цикла создания элемента сети (проектирование — строительство — эксплуатация), объемом строительных работ, необходимой величиной трудовых ресурсов и величиной финансовых средств для создания элементов сети. Таким образом, долю объема работ по созданию элемента сети в общем объеме работ Программы можно определить на основе величины финансовых средств, заплани-

где К!эс — коэффициент значимости ¡-го элемента сети; З1 эс — затраты на создание ¡-го элемента сети согласно Программе; Зэс(о6щ) — общие затраты на создание сети НЦТВ согласно Программе.

Для определения инфраструктурной готовности субъекта Российской Федерации к переходу на НЦТВ, необходимо рассчитать значение Показателя для каждого элемента сети НЦТВ. При этом необходимо учитывать объёмы работ, стоимость, временные рамки и трудовые ресурсы на создание сети НЦТВ.

Сеть наземного цифрового телевизионного вещания состоит из следующих элементов:

• Федеральный центр формирования мультиплексов (ЦФМ-федеральный);

• Региональный центр формирования мультиплексов (ЦФМ);

• Федеральная распределительной сеть для доставки сигналов НЦТВ (ФРС);

• Региональная распределительной сеть для доставки сигналов НЦТВ (РРС);

• Сеть цифрового вещания 1 -го мультиплекса (НЦТВ-1 мпл);

• Сеть цифрового вещания 2-го мультиплекса (НЦТВ-2 мпл).

На рис. 1 приведена схема взаимодействия элементов сети НЦТВ.

Необходимо учесть, что указанные параметры создания федерального центра формирования мультиплексов и федеральной распределительной сети идентичны для всех регионов, так как эти элементы создаются на уровне всей страны, а не на уровне субъектов. В тоже

время величина параметров сети цифрового вещания 1-го и 2-го мультиплексов (МПЛ), регионального центра формирования мультиплексов и региональной распределительной сети, определяются отдельно для каждого субъекта РФ, так как строятся для каждого субъекта независимо.

Коэффициенты значимости элементов сети НЦТВ, рассчитанные в соответствии с формулой 2, приведены в табл. 1.

На основе полученных коэффициентов рассчитывается значение Показателя "Инфраструктурная готовность субъектов Российской Федерации к переходу на НЦТВ" для каждого элемента сети. Однако необходимо понимать, что элемент сети НЦТВ, в свою очередь, состоит из множества частей (объектов), которыми могут быть радиотелевизионные передающие станции, спутники и центры формирования мультиплексов. При этом в один и тот же период времени объекты могут находиться в разных стадиях создания (см. табл.2), каждая из которых связана с расходованием (освоением) определенной части (доли) финансовых средств из общего объёма средств, запланированных на создание элемента сети НЦТВ. В связи с этим, помимо коэффициента значимости, использован дополнительный коэффициент, который отражает степень инфраструктурной готовности с точки зрения освоения финансовых средств каждого элемента (Косв), расчёт которого проводится по следующей формуле:

^ОСВ = (ДэсЭКС * ^ЭКС ) +(ДэсСтр * ^СТр ) +(дэспр * ^прХ

(3)

где Дэс экс — доля объектов элемента сети, находящихся в стадии эксплуатации на расчетную дату от общего количества объектов

Рис. 1. Схема взаимодействия элементов сети НЦТВ

«І ЭС =

^иг = 7. кэс ‘ косв эс

т

ЭКОНОМИКА

Таблица 1

Коэффициенты значимости элементов сети наземного цифрового телевизионного вещания

№ п/п Элемент сети НЦТВ Значение коэффициента значимости элемента сети НЦТВ

1 ЦФМ-федеральный 0,01

2 ЦФМ 0,04

3 ФРС 0,13

4 РРС 0,13

5 Станции НЦТВ-1 МПЛ 0,54

6 Станции НЦ'ГВ-2 МПЛ 0,15

Таблица 2

Стадия создания элемента сети НЦТВ и критерии их достижения

Таблица 3

Весовой коэффициент освоения финансовых средств элемента сети НЦТВ

элемента сети; кэкс — весовой коэффициент освоения финансовых средств элемента сети (стадия эксплуатации); Дэс стр — доля объектов элемента сети, находящихся в стадии строительства на расчётную дату от общего количества объектов элемента сети; кстр — весовой коэффициент освоения финансовых средств элемента сети (стадия строительства); Дэс пр — доля объектов элемента сети, находящихся в стадии проектирования на расчётную дату от общего

количества объектов элемента сети; кпр — весовой коэффициент освоения финансовых средств элемента сети (стадия проектирования).

В соответствии с исходными данными [5], определяются доли объектов элементов сети НЦТВ, находящиеся в разных стадиях создания на расчётную дату, т.е. отношение количества объектов элемента сети НЦТВ в определённой стадии создания к общему количеству объектов элемента сети НЦТВ. Весовой коэффициент ос-

воения финансовых средств элемента сети НЦТВ характеризует процент освоения финансовых средств с целью создания доли объектов, находящихся в определённой стадии строительства. В соответствии с результатами исследования процесса и структуры финансирования с точки зрения освоения этих средств по мероприятиям Программы в рамках [5], определены значения этих коэффициентов (табл. 3).

Анализ полученных результатов. Рассмотренный выше подход к определению возможных сроков отключения на основе исследования размерности жизненного цикла создания объектов сети с точки зрения планирования и освоения финансовых средств, а также определение инфраструктурной готовности субъектов Российской Федерации к переходу на НЦТВ позволяют оценить корректность Концепции отключения аналогового телевизионного вещания. Согласно тексту Концепции, планируемая дата отключения вещания должна быть не ранее 1,5 лет с момента обеспечения 97,6% покрытия цифровым эфирным вещанием 1-го мультиплекса и не менее 1 года с момента начала вещания 2-го мультиплекса в крупных городах.

В табл. 4 приведены результаты расчета показателя "Инфраструктурная готовность субъектов Российской Федерации к переходу на НЦТВ" и данные по планируемым срокам отключения аналогового вещания, согласно Концепции. Также в табл. 4 приведены прогнозные сроки отключения аналогового вещания в субъектах РФ, которые получены на основании расчётов значений Показателя и анализа темпов создания объектов сети НЦТВ [5]. Согласно результатам этого анализа, максимальный темп сдачи объектов различных элементов сети НЦТВ в стадию эксплуатации составляет порядка 10-15% для разных элементов сети и субъектов РФ.

Важно отметить, что ни в одном субъекте РФ невозможно отключение аналогового вещания в 2014 г., так как в настоящий момент не осуществляется вещание второго мультиплекса в крупных городах. Дополнительным фактором, который продлевает сроки, является невыход на орбиту космического аппарата (КА) Экспресс-АМ4 (необходимость замены), поздний запуск КА Экспресс-АМ5 (задержка составила примерно год от первоначального плана) и вероятная задержка запуска остальных КА, указанных в Программе. Данные КА являются частью распределительных сетей для доставки сигналов 1-го и 2-ого мультиплексов и без их работы говорить о полноценном вещании цифрового телевидения не корректно.

Таблица 4

Прогнозные сроки отключения аналогового вещания

№ Субъект РФ Очередь строительства сетей НЦТВ Значение Показателя Г од отключении аналогового вешания по Концепции Прогнозный год отключения аналогового вещания

I Алтайский край 1 94,00% 2014 НёЯ

2 Амурская область 1 76,00% 2016 2016

3 Еврейская автономная область 1 91,00% 2014 Ш9

4 Забайкальский край 1 49,00% 2016 Ш

5 Камчатский край 1 70,00% 2015 ш

6 Приморский край 1 84,00% 2014

7 Республика Алтай 1 93,00% 2014 ■я

8 Республика Бурятия 1 48,00% 2016 ш

9 Республика Тыва 1 92,00% 2014 виа

10 Республика Хакасия 1 79,00% 2015 НЯ

11 Сахалинская область 1 73,00% 2016 2016

12 Хабаровский край 1 89,00% 2015 2015

13 Астраханская область 2 89,00% 2015 2015

14 Белгородская область 2 80,00% 2017 201І

15 Брянская область 2 95,00% 2015 2015

16 Волгоградская область 2 89,00% 2015 2015

17 Воронежская область 2 84,00% 2015 2015

18 Иркутская область 2 67,00% 2017 2017

19 Кабардино-Балкарская Республика 2 85,00% 2015 2015

20 Калининградская область 2 83,00% 2014 ■■

21 Карачаево-Черкесская Республика 2 87,00% 2015 2015

22 Краснодарский край 2 58,00% 2017 2017

23 Курская область 2 91,00% 2014 ШІ

24 Ленинградская область 2 83,00% 2014 ка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 Мурманская область 2 64,00% 2015 ш

26 Оренбургская область 2 86,00% 2015 2015

27 Псковская область 2 82,00% 2015 в*я

28 Республика Адыгея 2 90,00% 2015 2015

29 Республика Дагестан 2 82,00% 2015 шя

30 Республика Ингушетия 2 82,00% 2015 ■1

31 Республика Калмыкия 2 72,00% 2015 ШШ

32 Республика Карелия 2 70,00% 2015 шш

33 Республика Северная Осетия -Алания 2 86,00% 2015 2015

34 Ростовская область 2 88,00% 2015 2015

35 Санкт-Петербург 2 87,00% 2014 н

36 Смоленская область 2 91,00% 2015 2015

37 Тюменская область 2 83,00% 2015 ■И

38 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 2 51,00% 2017 ■я

39 Чеченская Республика 2 76,00% 2017 2016

40 Архангельская область 3 44,00% 2017 вя

41 Владимирская область 3 65,00% 2015 ■31

42 Вологодская область 3 81,00% 2016 2016

гк

Окончание таблицы 4

т

Заключение

Проведенный авторами анализ хода выполнения мероприятий Программы, а также исследование жизненного цикла создания объектов связи с точки зрения планирования и освоения финансовых средств, позволяют говорить о невозможности отключения аналогового вещания в сроки, определённые Концепцией отключения аналогового телевизионного вещания (всего лишь 28 субъектов потенциально могут полностью перейти на НЦТВ в предложенные сроки). Отставание от Концепции составляет в среднем 9 месяцев. Определенный Концепцией период отключения аналогового вещания — 4 года (2014-2017 гг.), по мнению авторов, увеличится до 5 лет (2015-2019 гг.). Это неизбежно создаст ряд проблем, основными из которых являются увеличение сроков высвобождения РЧР

для использования перспективными технологиями и увеличение цифрового неравенства между субъектами РФ. С точки зрения государственного управления использованием радиочастотного спектра, разные сроки высвобождения РЧР в субъектах РФ исключают возможность эффективного распределения этого ресурса единообразно для всей страны1. Для решения этой проблемы целесообразно использовать региональный подход к распределению РЧР, предложенный авторами в [2,3].

Литература

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2009 г. № 985. "О федеральной целевой программе "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы". http://base.garant.ru/6731125.

2. Volodina E., Plossky A Influence of Economic

Factors on Clustering of Régions for the Digital Dividend Implementation in a Number of Specific Conditions. Труды 11-го международного симпозиума по электромагнитной совместимости, Рим, Италия, 2012. http://ieeexplore.ieee.org/xpl/login.isp?tp=&arnum-ber=6396914.

3. Володина Е.Е, Плосский А.Ю. Критерии кластерного подхода к перераспределению радиочастотного спектра при внедрении цифрового телевидения // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт, №12.

4. Основные положения концепции отключения

аналогового телевизионного вещания и перехода к эфирному цифровому телевизионному вещанию в Российской Федерации. it.ulgov.ru/pub/atts/

page/koncepciya_regiony.pdf?

5. Отчет о работе "Осуществление мониторинга реализации мероприятий федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы" и достижения целевых индикаторов и показателей эффективности реализации программы". Этап 3, М: ФГУП НИИР, 2013.

Determination of dates of the digital television implementation in Russian federation subjects on a base of infrastructure readiness indexes

Elena Volodina, Moscow technical university of communications and informatics, 8a Aviamotornaya st, Moscow 111024, Russia, professor, chair of economic of communications, candidate of science in economics, [email protected]

Yakov Gass, Radio Research and Development institute (NIIR), 16 Kazakova st, Moscow 105064, Russia, deputy head of laboratory of EMC Analysis Centre, [email protected]

Arseny Plossky, Radio Research and Development Institute (NIIR), 16 Kazakova st, Moscow 105064, Russia, researcher of EMC Analysis Centre, [email protected]. Abstract

In the current article regional approach to estimation of facility readiness to transition to digital TV as supplementary element of the present Conception of analog TV broadcasting switchover in Russia has been introduced by authors. A short review of a current period of building digital TV network in RussiaT Federation (within the scope of Federal target program "Development of the TV and radio broadcasting in the Russian Federation for the period 2009-2015") is given. Data on a current status of construction indicates massive infrastructure inequality between Russian regions with relation to the readiness to transition from analogue to digital TV! Life-cycle of creation of telecommunication facility which is used for monitoring of telecommunication facility construction has been reviewed. With the help of Gantt chart, system of control events allows to make a forecast for dates of moving communication object from one stage of construction to the next. On a base of that system authors have developed integrated indicator 'Technical readiness of DTTV networks in subjects of Russian Federation", which uses for estimation of regional infrastructure readiness. Use of this indicator allows to define dates of analogue television switchover as like as dates of release of radiofrequency resource in Russia.

Keywords: digttai television, analogue television switchover, stages of communication object creation, Gantt chart, releasing radiofrequency resource.

References

1. Russian Federation Government's ordinance # 985 of the date of December 3, 2009 "About federal target program " Development of the TV and radio broadcasting in the Russian Federation for the period 2009-2015". http://base.garant.ru/6731125.

2. Volodina E, Piossky A. 2012 Influence of Economic Factors on Clustering of Regions for the Digital Dividend Implementation in a Number of Specific Conditions. Eleven international EMC workshop proceedings Rome, Italy, // http://ieeexplore.ieee.org/xpl/login.jsp?tp=&arnumber=6396914.

3. Volodina E, Piossky A. 2012 Criteria of clustering approach to reallocation of spectrum resource at implementation of digital television T-Comm, №12.

4. Basic theses of concept of analogue television switchover in subjects of Russian Federation. it.ulgov.ru/pub/atts/page/koncepciya_regiony.pdf?

5. FSUE NIIR, 2013 Report "Monitoring of the Federal target program "Development of the TV and radio broadcasting in the Russian Federation for the period 2009 - 2015" and efficiency indexes achievement". Stage 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.