Научная статья на тему 'Определение скоростей и ускорений в различных сечениях стержневой ударной системы'

Определение скоростей и ускорений в различных сечениях стержневой ударной системы Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
163
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Малков Олег Брониславович, Усенко Сергей Иванович

Рассматривается методика расчета скоростей и ускорений в сечениях ударной системы, включающей стержень-ударник и стержень-волновод с внутренними граничными поверхностями. Методика базируется на уравнениях динамики ступенчатых стержней и позволяет для любого сечения пересчитать имеющуюся зависимость силы от времени в зависимости скорости и ускорения от времени

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION OF SPEEDS AND ACCELERATIONS IN DIFFERENT SECTIONS OF THE PIVOT IMPACT SYSTEM

The article is devoted to the procedure of calculation of speeds and accelerations in the sections of impact system including a rod-striker and a rod-waveguide with the internal boundary surfaces. The procedure is based on equations of dynamics of stepwise rods and allows to calculate the availiable dependence of force from time in relation to the speed and acceleration from time for any section.

Текст научной работы на тему «Определение скоростей и ускорений в различных сечениях стержневой ударной системы»

О. Б. МАЛКОВ, С. И. УСЕНКО

Омский государственный технический университет, КБ "Полет", г. Омск

УДК 531.66:519.711.3

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТЕЙ И УСКОРЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ СЕЧЕНИЯХ СТЕРЖНЕВОЙ УДАРНОЙ СИСТЕМЫ_

РАССМАТРИВАЕТСЯ МЕТОДИКА РАСЧЕТА СКОРОСТЕЙ И УСКОРЕНИЙ В СЕЧЕНИЯХ УДАРНОЙ СИСТЕМЫ, ВКЛЮЧАЮЩЕЙ СТЕРЖЕНЬ-УДАРНИК И СТЕРЖЕНЬ-ВОЛНОВОД С ВНУТРЕННИМИ ГРАНИЧНЫМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ. МЕТОДИКА БАЗИРУЕТСЯ НА УРАВНЕНИЯХ ДИНАМИКИ СТУПЕНЧАТЫХ СТЕРЖНЕЙ И ПОЗВОЛЯЕТ ДЛЯ ЛЮБОГО СЕЧЕНИЯ ПЕРЕСЧИТАТЬ ИМЕЮЩУЮСЯ ЗАВИСИМОСТЬ СИЛЫ ОТ ВРЕМЕНИ В ЗАВИСИМОСТИ СКОРОСТИ И УСКОРЕНИЯ ОТ ВРЕМЕНИ.

Задача создания расчетной методики, позволяющей определять скорости и ускорения в различных сечениях стержневой ударной системы, является весьма актуальной. Это связано с вопросами отработки удароустойчиво-сти изделий самых различных отраслей машиностроения и приборостроения. В частности, механический удар является одним из основных видов внешнего воздействия на бортовое оборудование летательных аппаратов. Это явление возникает при включении и выключении двигательной установки, а также при срабатывании пиротехнических средств системы разделения. Ударный процесс может характеризоваться зависимостью силы от времени или зависимостью ускорения от времени. В основе большинства формирователей ударного импульса лежит, как правило, стержневая система "ударник - волновод". При этом чаще всего ударник и волновод имеют сложную многоступенчатую форму, что обусловлено различными конструктивными причинами. Элементы таких систем можно рассматривать как стержни с внутренними граничными поверхностями. Конструктивно внутренняя граничная поверхность представляет собой резкое изменение площади поперечного сечения или границу различных материалов. При этом каждая ступень характеризуется определенным значением волнового сопротивления [1]:

С = Бар,

где в - площадь поперечного сечения ступени, а - скорость распространения продольной волны, г - плотность материала. В работе [2] выведены уравнения динамики ступенчатого ударника и ступенчатого волновода, однако их практическое применение было ограничено получением зависимостей силы от времени в различных сечениях ударной системы. Между тем, эти же уравнения позволяют определять не только силы, но и скорости частиц в этих сечениях, а уже от скоростей перейти к ускорениям, как к конечной цели расчета.

Сформулируем основные требования, которым должна соответствовать ударная система. Каждый из стержней должен быть разбит на ступени равной длины, причем время распространения волны по ступени ударника /0) /а, должно быть равно времени распространения волны по ступени волновода 102/ г}. Некоторые из внутренних граничных поверхностей могут быть фиктивными. Пример

Го

системы, удовлетворяющей указанным условиям, показан на рис. 1. Ударник, движущийся со скоростью \/0, взаимодействует с неподвижным волноводом, свободным или опертым на жесткую преграду. Конфигурацию такой системы можно определить, задавая геометрию и материалы контактирующих ступеней (на рисунке заштрихованы), а также систему коэффициентов, косвенно определяющих геометрические и физико-механические параметры прочих ступеней ударника и волновода. Эти же коэффициенты должны содержать информацию о граничных условиях на неударных торцах стержней [2].

При идеально плоском ударе зависимости скоростей и сил в сечениях от времени имеют ступенчатый характер. В этом случае скорость контактной поверхности п-ступенчатого ударника в течение /'-го временного интервала, соответствующего времени двукратного прохождения волны по одной ступени, определяется уравнением, выведенным в работе [2]:

у = у0 - А (н; ь?) + ^ ь<!> +...+IV, ь<!>)- -5-, 0 >

Цп Цп

где Рг сила, действующая на поверхность контакта со стороны ударника в течение /-го временного интервала; Я,, Р,, ..., - силы, действовавшие в течение предыдущих временных интервалов; С1П- волновое сопротивление п-й ступени ударника, прилегающей к поверхности контакта. Соответственно, скорость контактной поверхности /(-ступенчатого волновода в течение /-го временного интервала определяется уравнением из работы [2]:

V, = ^ (г, Ьр_| + р2 ь£! + ... + Рм Ьр>)+ , (2)

2к ^Лк

где Я - сила, действующая на поверхность контакта со стороны волновода в течение /-го временного интервала; Р1, .....Р., - силы, действовавшие в течение предыдущих временных интервалов; С!к - волновое сопротивление контактирующей ступени волновода. Эти уравнения являются общими для стержней с любым количеством ступеней. Коэффициенты конфигурации В111 =(Ь/", Ь2''',..., Ьи11>) и В21 =(Ь1'2> , Ь.''" , ... , Ь./2^ содержат совокупную информацию о каждом стержне: количество ступеней, свойства внутренних граничных поверхностей, граничные ус-

1 2

Сп С,2

^ 1/1/

Сл

С«

С21

7

Рис.1

105

ловия на неударном торце. Методику расчета коэффициентов можно найти в [2].

Совместное решение уравнений (1) и (2), записываемых для каждого временного интервала, дает значения сил Я, , Р , и т. д. Располагая последовательностью значений силы в плоскости контакта и коэффициентами конфигурации стержней, можно с помощью уравнений (1) и (2) рассчитать значения скорости контактного сечения. Скорость в течение /'-го временного интервала сечения, разделяющего ступени ударника с волновыми сопротивлениями С,п1 иС,л, определяется уравнением, имеющим ту же структуру, что и (1):

Ьй + ^ ' +■ ■■ ■■ ■+ «"и ь|"'

ЧпН V )

где /- сила, действующая в сечении в течение /-го временного интервала; ..., , - силы, действовавшие в этом же сечении в течение предыдущих временных интервалов; С, волновое сопротивление (п-1)-й\ ступени ударника. Массив В11'' , Ь/"', ... , Ьи"г) содержит

коэффициенты конфигурации ударника без л-й ступени. Процесс можно продолжить и далее. Соответственно скорость в течение /'-го временного интервала сечения, разделяющего ступени волновода с волновыми сопротивлениями С2к1 и С2Л, определяется уравнением, по структуре аналогичным уравнению (2):

*~2к-! V / 2 к-1

где f- сила, действующая в сечении в течение /'-го временного интервала; fvfг, ..., ( (- силы, действовавшие в этом же сечении в течение предыдущих временных интервалов; С2Й волновое сопротивление (к-1)-Л ступени волновода. Массив В<2>' =(,Ь/2,'| £>/>', ..., Ь _<гу) содержит коэффициенты конфигурации волновода без к-й ступени. Аналогично могут быть построены уравнения и для других сечений волновода.

Уравнения вида (1) - (2) дают возможность получить значения скорости частиц в любом внутреннем сечении ударника и волновода. При расчете скоростей в сечениях, совпадающих с неударным торцом стержня, необходимо учесть следующее. В сечении, опертом на жесткую преграду, перемещения и скорости равны нулю. Зависимости для скоростей на свободном торце можно получить, используя базовое уравнение, связывающее параметры волновых состояний в рассматриваемом сечении [1, 2]:

рц _ = ± с (ус - Ум), (3)

где \/н и Ус - новые и старые значения сил и скоростей.

Рассмотрим волновую диаграмму свободного двухступенчатого стержня-ударника, двигавшегося до удара со скоростью У„(рис. 2).

Запишем уравнения вида (3), связывающие параметры показанных на рисунке волновых состояний, последовательно возникающих в сечении С, совпадающем со свободным торцом ударника:

Г, -0 = С„ (У0- \У,), 0-Г, =-Си (V/, -и,),

г2 -о = с„ (и, -\У2), о-г2 =-с„ (\у2 -и2), г,-о = сп (и2 - чу , ), о — Г-, = -Сп (ЧУ3-из).

Совместное решение этих уравнений приводит к последовательности выражений, связывающих скорости частиц на свободной поверхности Ц со скоростями частиц в смежном сечении ударника И/.;

и,=2\У,-У0, и2=2(\У2-\У,) + У0, I и2 =2 (ЧУ,-\У2 + \У,)-У0 ,

у

Выполняя аналогичные действия с расчетной схемой неподвижного до удара волновода, находим, что зависимости, связывающие скорости частиц на свободной поверхности волновода со скоростями частиц в смежном сечении, также имеют вид (4), но с учетом = 0.

Таким образом, модель идеально плоского удара дает возможность определить все необходимые соотношения, связывающие силы и скорости в различных сечениях ударной системы, однако получить значения ударных ускорений с ее помощью невозможно. Ступенчатый характер зависимости скоростей от времени предполагает скачкообразное изменение скорости за время, равное нулю, поэтому ускорение оказывается бесконечно большим. Между тем, известно, что в реальных условиях ударный импульс практически всегда имеет сглаженную форму с выраженными фронтами нарастания и спада нагрузки, что объясняется закруглением контактирующих торцов стержней. Моделировать удар в системе с закругленными торцами позволяет комбинированный метод Сирса [1], объединяющий волновую теорию плоского удара для стержней и статические решения контактной задачи теории упругости. В ударной системе можно выделить участки с неравномер-

ным распределением напряжении и участки, где напряжения распределены практически равномерно. Длина при-контактного участка с неравномерным распределением напряжений составляет

d: = Г;

£

(1 + Ц,)(3-2ц,)

= 2,5

где г,, д. - соответственно радиус круга поперечного сечения и коэффициент Пуассона первого (/=7) или второго (/=2) тела. Таким образом, в зоне контакта сила изменяется по некоторому определенному закону, а вне этой зоны на расстоянии большем, чем di , распространяются уже сформированные упругие волны с равномерно распределенными по поперечному сечению напряжениями. Следовательно, для контактно-волновой модели будут справедливы полученные выше выражения, поскольку они относятся к тем участкам стержней, в которых фронт волны можно считать плоским. Модель, использующая подход Сирса, описана в работах [2,3]. Она включает дифференциальные уравнения 1 -й и 2-й фаз удара, в ходе численного решения которых определяется зависимость силы от времени в контактной зоне. По методике [2] определяются аналогичные зависимости для других сечений.

При разработке программного обеспечения, обеспечивающего расчет скоростей и ускорений в различных сечениях ступенчатой стержневой системы, за основу было взято приложение, реализующее контактно-волновую модель в среде визуального программирования Delphi [4]. Был добавлен блок, осуществляющий расчет значений скорости по полученному массиву значений силы с помощью выражений вида (1) - (2), если сечение является внутренним. Если задана свободная поверхность, то выполняется последовательный расчет зависимостей силы и скорости от времени для всех внутренних сечений стержня, после чего значения скорости на свободном торце определяются с помощью выражений (4). Расчет ускорения в сечении в каждый момент времени сводится к решению задачи численного дифференцирования таблично заданной функции с помощью известной формулы

w, = Ь- V.)

2 АХ

где Д t - шаг по времени при численном решении дифференциальных уравнений контактно-волновой модели.

Методика была практически использована при расчете ударных перегрузок, возникающих на элементах конструкции космического аппарата "Чемп" при срабатывании пиротехнических средств системы отделения. Система отделения содержит четыре пиротолкателя, обеспечиваю-

щих в исходном состоянии механическую связь космического аппарата и ракеты-носителя. На рис. 3 показана схема работы пиротолкателя. Его основными узлами являются: корпус 1, поршень 2, шток 3, гильза 4, вкладыши 5. При срабатывании пиропатронов газы через коллектор системы отделения 7 попадают в подпоршневую полость. Поршень, перемещаясь, приводит в движение шток. Шток срезает чеку, фиксирующую его положение относительно гильзы. В результате относительного перемещения штока и гильзы вкладыши сходят в зону меньшего диаметра. Нарушается механическая связь между гильзой и корпусом, и космический аппарат 8 отделяется от рамы ракеты-носителя 6.

Ранее специалистами Центра прочности ЦНИИМАШ Российского космического агентства совместно с отделом прочности КБ "Полет" были проведены испытания по уточнению характеристик ударных процессов при срабатывании пиросредств. Измерялись и анализировались уровни ударных ускорений на космическом аппарате при его отделении. Эксперименты зафиксировали достаточно сложный виброударный процесс с амплитудными значениями ускорения поря/: а 40000 м с2. Пиротолкатель можно рассматривать как многоступенчатую стержневую ударную систему, состоящую из нескольких элементов, разновременно взаимодействующих друг с другом. Относительное перемещение деталей и узлов с высокими скоростями приводит к последовательному соударению поршня и штока, поршня и гильзы, штока и гильзы. Наибольшие перегрузки возникают при ударе поршня по гильзе, поскольку к моменту соприкосновения поршень развивает скоростьдо 12 мс"1. При расчете этого ударного процесса поршень (ударник) моделировался стержнем, состоящим из 19 ступеней с 5 реальными внутренними граничными поверхностями. Гильза (волновод) моделировалась стержнем, состоящим из 11 ступеней, с 3 реальными внутренними граничными поверхностями. Зависимость ударного ускорения от времени в зоне контакта показана на рис. 4, в расчетном сечении, соответствующем внутренней поверхности рамы космического аппарата, - на рис. 5. Обе зависимости приведены в безразмерном виде. За единицу времени принято время распространения волны по одной ступени. Размерное IV и безразмерное и/ ускорения связаны соотношением

V,..

\у =

ш-

МК '

где начальная скорость ударника, (0- время распространения волны по одной ступени ударной системы, Х-отношение волновых сопротивлений контактирующих ступеней волновода и ударника.

3 г

V мм --' У 1

1

\лг 0.896

0.448

0.000

-0.448

-0.896

65.36 I

V/ 0.00У

0.004

И.000

-0.004

-0.009

Полученные результаты вполне удовлетворительно согласуются с данными экспериментальных исследований Центра прочности ЦНИИМАШ. Расчетное значение амплитуды ударного ускорения составляет 55000 м с'2. Это выше экспериментально зафиксированного на 37 %, что объясняется упрощениями, принятыми при составлении расчетной схемы. Для прикладных расчетов параметров ударных процессов такое расхождение является допустимым. Полностью подтвердились также выводы о снижении уровня ударных ускорений по мере удаления в радиальном направлении от оси пиротолкателя. Это доказывает эффективность предлагаемой методики, которая может быть использована для расчетов ударных перегрузок как в динамических испытательных системах, так и в машинах иного назначения, в которых относительное перемещение деталей и узлов с высокой скоростью может сопровождаться механическим ударом.

72.08

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров Е. В., Соколинский В. Б. Прикладная теория и расчеты ударных систем.-М.: Наука, 1969.-201 с.

2. Малков О. Б. Расчет ударных импульсов в ступенчатых стержневых системах: Монография. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2000. -112 с.

3. Малков О.Б. Расчет ударного импульса, формируемого в стержневой системе наиболее общего вида // Омский научный вестник. -Вып. 8. - 1999. -С. 84-86.

4. Малков О.Б. Реализация математической модели продольного удара в стержневой системе общего вида// Омский научный вестник. - Вып. 9.-1999. - С. 67 - 70.

МАЛКОВ Олег Брониславович - к, т. н., доцент, докторант кафедры «Детали машин», ОмГТУ

УСЕНКО Сергей Иванович - КБ «Полет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.