Научная статья на тему 'Определение проституции в уголовном праве России'

Определение проституции в уголовном праве России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
20382
985
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТИТУЦИЯ / ПРИЗНАКИ ПРОСТИТУЦИИ / ВОВЛЕЧЕНИЕ В ЗАНЯТИЕ ПРОСТИТУЦИЕЙ И ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ ПРОСТИТУЦИЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Герасимов Николай Владимирович

В статье рассматриваются различные подходы к анализу понятия и признаков проституции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение проституции в уголовном праве России»

Н.В. Герасимов

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОСТИТУЦИИ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ РОССИИ

Ключевые слова: проституция, признаки проституции, вовлечение в занятие проституцией и организации занятия проституцией.

Аннотация

В статье рассматриваются различные подходы к анализу понятия и признаков проституции.

Понятия проституции действующее уголовное законодательство не раскрывает, хотя для составов, предусматривающих ответственность за преступления, способствующие проституции, оно является ключевым. Такая ситуация допускает различные взгляды на наличие состава преступления в каждом конкретном случае.

Сам термин «проституция» происходит от латинского глагола «:рго81аШеге» -выставлять на продажу, поставить вперед. Попытки определить это явление и в российской, и в зарубежной правовых доктринах делались неоднократно.

Христианское учение рассматривало проституцию как беспорядочную половую жизнь. Знаменитое определение святого Иеронима гласит: «Проститутка есть женщина, которая отдается похоти многих мужчин».

Опубликовавший в 1836 году первую научную работу на обсуждаемую тему французский врач А. Паран-Дюшатель под проституцией понимал такую форму внебрачных сексуальных отношений, которая не основывается на личной склонности или чувственном влечении, при этом для одной из сторон главным стимулом является заработок1.

В том же XIX веке проблемы проституции стали широко исследоваться и в России, причем определению понятия проституции внимание уделялось немалое. Однако часть исследователей того периода столь широко трактовала понятие проституции, что оно выступало синонимом любых внебрачных сексуальных отношений, совершаемых по обоюдному согласию партнеров. В старину это называли «непотребством» (блудом или похотью), а позднее - развратом2.

Внося ясность в этот вопрос, сенат решением № 7 общего собрания первого и кассационных департаментов от 3 февраля 1892 года разъяснил, что законодательство строго отличает внебрачную плотскую связь, постоянную или даже временную, от разврата или непотребства, именуя таковым торговлю своим телом, предложение плотской связи или согласие на таковую, за известное вознаграждение, с каждым, того пожелавшим 3.

Постепенно и исследователи пришли к выводу о том, что проституция среди иных сексуальных актов как форм социальных отношений занимает особое место, представляя собой отчужденный, эмоционально индифферентный, внебрачный секс. Возникло логичное требование признаки проституции, главными из которых П.И. Люблинским4 были выделены продажность (возмездность «услуг» проститутки, когда эти услуги оплачиваются каждый раз особо), публичность (доступность проститутки каждому,

1 Parent-Duchatelet A. De la prostitution dans la ville de Paris. P., 1836. - 286 p.

2 Голосенко И.А., Голод С.И. Социологические исследования проституции в России (история и современное состояние вопроса). - СПб.: Петрополис, 1998. С. 13.

3 Елистратов А.И. Борьба с проституцией в Европе. - Казань, Типо-литография Императорского Университета, 1909. С. 172.

4 Люблинский П.И. Преступления в области половых сношений. - М., 1925. С. 147.

могущему оплатить ее услуги), профессионализм (систематичность и регулярность занятия проституцией как единственного или главного средства к жизни), рассматривать в их сочленении и интеграции, а не в отдельности и противопоставлении.

Тем самым было сформулировано определение, весьма близкое к современным трактовкам: под проституцией российские исследователи стали понимать регулярную продажу собственного тела или услуг разным потребителям для удовлетворения их сексуальных потребностей5.

Широкое обсуждение проблем, связанных с проституцией, породившее большое количество ее определений, было продолжено и после революции.

B.М. Броннер и А.И. Елистратов считали проституцию торговлей своим телом как объектом удовлетворения полового инстинкта, указывая, что в понятии проституции необходимо раскрыть такие ее признаки, как элемент открытой купли и продажи женского тела, отсутствие у женщин свободного полового выбора и доступность ее всякому желающему обладать ею за материальное вознаграждение6.

Предлагалось определять проституцию как «деяние, направленное на извлечение материальной выгоды, совершаемое в виде промысла путем вступления в половые связи», «систематическое (в виде промысла) вступление в половую связь за вознаграждение, которое служит основным либо существенным дополнительным источником средств для избранного (ведомого) образа жизни», «профессиональное удовлетворение сексуальных

у

потребностей клиентов за плату» .

Международная Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами от 21 марта 1950 года назвала проституцией удовлетворение похоти одного лица другим лицом за плату.

C. Аколиньский (и с ним согласились многие исследователи, среди которых -С.И. Голод8, Н.В. Белов9, Я.И. Гилинский10) определил проституцию как вступление за плату в случайные внебрачные сексуальные отношения, не основанные на личной симпатии, влечении11. Это же определение проституции встречается и в правоприменительной практике12, что подчеркивает и удачность его, и актуальность рассматриваемого вопроса.

Раскрытие понятия проституции представляется чрезвычайно важным, поскольку исследователи к единому мнению по этому вопросу до сих пор не пришли, нередко предлагая дефиниции, неточно или неполно отражающие суть рассматриваемого явления, что в совокупности с отсутствием законодательного определения проституции на практике может создать значительные трудности при разрешении вопроса, являются ли конкретные действия конкретного лица проституцией или нет.

Большинство определений не в полной мере раскрывают понятие проституции. Часть их игнорирует то обстоятельство, что проституцией занимаются не только женщины, но и мужчины, что подтверждается и судебной практикой13, часть использует неприемлемую терминологию, такую, как «торговля телом», поскольку под торговлей

5 Голосенко И.А., Голод С.И. Социологические исследования проституции в России (история и современное состояние вопроса). - СПб.: Петрополис, 1998. С. 14.

6 Броннер В.М., Елистратов А.И. Проституция в России до 1917 г. Борьба с проституцией в РСФСР. - М., 1927. С. 85.

7 Дьяченко А.П., Аверина Н.А. Экспертные оценки проблем проституции в СССР. - В сб.: Проблемы борьбы с девиантным поведением. - М., 1989. С. 90.

8 Голод С.И. Проституция в контексте изменения половой морали // Социологические исследования. 1988. № 2. С. 65.

9 Сутенеры и проститутки. Проституция в древности и сегодня / Авт.-сост. Н.В. Белов. - Мн., 1998. С. 15.

10 Гилинский Я.И., Проституция, как она есть // Проституция и преступность. - М., 1991. С. 100.

11 Аколиньский С. Проблемы социальной патологии. Социальная политика. - М., 1977. С. 354.

12 Уголовное дело № 1-189/2007. Архив Коряжемского городского суда Архангельской области.

13 Уголовное дело № 1-489/2008. Архив Кировского районного суда г. Астрахани.

телом может (и должна) пониматься в первую очередь продажа органов, частей или тканей человеческого тела для трансплантации.

Исследуя рассматриваемое явление, пытаясь дать ему наиболее точное определение, И. Блох писал: «Чтобы выяснить и научно установить понятие о проституции, необходимо все особенности ее, выступающие в новейших определениях, подвергнуть критическому анализу. Таким образом, можно отделить существенные признаки от несущественных и создать объективное определение», сформулировав следующий набор признаков проституции, являющийся наиболее полным и по сей день:

1) строгое отличие проституции от остальных видов внебрачного удовлетворения полового влечения;

2) неопределенная множественность лиц, которым отдается субъект проституции;

3) постоянная, привычная, непрерывная отдача себя;

4) продажность по отношению ко всем, а не индивидуальное вознаграждение деньгами (либо подарком или каким-нибудь преимуществом);

5) публичное или достоверно известное занятие профессиональным развратом;

6) равнодушие к личности субъекта, желающего вступить в половое сношение, и отсутствие индивидуальной душевной связи между проституткой и ее клиентом;

7) существенный признак проституции составляет не только совокупление, но и половые сношения в более широком смысле слова;

8) принадлежность к женскому полу не есть существенный признак проституции14.

Выделяя указанные признаки, И. Блох определяет проституцию как определенную

форму внебрачных половых отношений, отличающуюся тем, что вступающий на путь проституции индивидуум постоянно, несомненно и публично отдается более или менее без разбора, неопределенно большому числу лиц; редко без вознаграждения, в большинстве случаев промышляя продажей своего тела для совокупления или вообще провоцируя их половое возбуждение и удовлетворяя его; причем проституирующий субъект, вследствие своего развратного промысла, приобретает определенный постоянный тип15.

Предложенные И. Блохом признаки проституции в качестве необходимых и обязательных принимаются не всеми исследователями.

Н.В. Белов в качестве основных отличительных признаков проституции выделяет ее строгое отграничение от других видов внебрачного удовлетворения полового влечения, предоставление проституткой себя в пользование неограниченного круга мужчин, публичность торговли телом, равнодушие проститутки к личности мужчины, желающего вступить с нею в половое сношение16.

А.Н. Игнатовым в качестве основных признаков проституции предложены принятые всеми исследователями вступление в сексуальные отношения с разными лицами (беспорядочные половые связи) и получение за это вознаграждения, чаще всего в денежной форме (плата)17.

В литературе отмечаются такие признаки проституции, как неопределенная множественность партнеров; систематичность сексуальных контактов; «публичность», достоверная известность о ремесле проститутки; доступность лица, занимающегося

проституцией, каждому желающему удовлетворить сексуальную потребность за плату;

18

специфический «образ жизни»; предварительная договоренность об оплате и др. Однако

14 Блох И. История проституции. - М., 1994. С. 24.

15 Блох И. Указ. соч. С. 30.

16 Сутенеры и проститутки. Проституция в древности и сегодня / Авт.-сост. Н.В.Белов. - Мн., 1998. С. 15.

17 Игнатов А.Н. Проблемы правовой борьбы с проституцией // Проституция и преступность. Проблемы. Дискуссии. Предложения. - М.: Юридическая литература, 1991. С. 140-141; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общей ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. - М.: НОРМА, 2001. С. 598.

18 Комментарий к УК РФ. - М., 1998. С. 548.

существенными, принципиальными для проституции, по мнению Я.И. Гилинского, остаются два признака: безличный (отчужденный) и возмездный (платный) характер сексуальных отношений. Совокупность этих двух критериев позволяет отграничить проституцию как от корыстных супружеских отношений, брака по расчету, так и от внебрачных сексуальных связей, основанных на личных симпатиях и влечениях, а также от получающих все большее распространение в подростковой и молодежной среде безличных, отчужденных, но бескорыстных контактов. Проституирование возможно как при гетеросексуальных, так и при гомосексуальных отношениях, как со стороны женщины, так и со стороны мужчины19.

Сущность проституции заключается в оказании сексуальных услуг - действий, направленных на удовлетворение полового влечения, на удовлетворение чисто физиологических половых потребностей.

И. Блох отмечал, что «...женщина отдается и в том случае, когда дело даже не дошло до совокупления, а последовало удовлетворение полового инстинкта клиента другими развратными действиями и актами. Речь идет, следовательно, не только о совокуплении, но и обо всяком другом виде полового возбуждения и полового удовлетворения. Не подлежит, таким образом, сомнению, что женщина, занимающаяся развратным массажем, флагелляцией, мазохистскими процедурами, развратными позами и т.д. как промыслом, с целью вызвать у неопределенного количества мужчин половое возбуждение или дать им половое удовлетворение, точно так же должна считаться проституткой, как и женщина, занимающаяся совокуплением как профессией.

Притворные «массажистки» и «строгие воспитательницы», следовательно, не что иное,

20

как настоящие проститутки» .

Того же мнения придерживаются и В. Боровиков, указывающий, что проституция имеет место и при оказании сексуальных услуг, не связанных с половым сношением21, и

Гилинский Я.И., отмечающий, что способ удовлетворения половой потребности не имеет

22

значения .

Большинство же исследователей сужает понятие сексуальных услуг, придерживаясь мнения, что для наличия проституции необходимы прямые контакты тела «продаваемого» с телом лица, покупающего услуги сексуального характера23. Такая точка зрения представляется не вполне обоснованной.

Следующий необходимый признак проституции - материальная выгода. Непременным признаком проституции является то, что оказание сексуальных услуг происходит за плату, которая может быть выражена не только в денежном эквиваленте. К проституции нельзя относить сожительство или брак по расчету в тех случаях, когда он заключается с обеспеченным человеком, потому что в таких случаях преследуется не только цель удовлетворения полового влечения, но и цель обеспечения устойчивого имущественного и общественного положения в целом, чему сопутствует обычно совместное проживание и ведение общего хозяйства.

Именно признак материального вознаграждения помогает отделить проституцию от других форм внебрачного сексуального поведения, в частности - от так называемого легкого поведения, полового разврата, неразборчивости в половых связях, при которых также имеет место беспорядочное половое общение, нередко влекущее получение лицом, ведущим легкомысленный образ жизни, подарков от его часто меняющихся партнеров.

19 Гилинский Я.И. Девиантология. Социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». - СПб.: Юридический центр Пресс, 2007. С. 381.

20 Блох И. Указ. соч. С. 27-29.

21 Боровиков В. Ответственность за вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией // Законность. 1992. № 12. С. 14.

22 Гилинский Я.И. Девиантология. Социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». - СПб.: Юридический центр Пресс, 2007. С. 381.

23 Селезнев М.А. Проституция как антисоциальное явление: Учеб.-метод. пособие. - М.: ПРИОР, 2002. С. 8.

Прежде всего, о проституции как о профессии или промысле можно говорить, очевидно, только тогда, когда женщина систематически оказывает сексуальные услуги за вознаграждение. Признак материальной выгоды в этом случае необходим. Однако от легкомысленного или даже аморального поведения в области половых отношений проституцию, которая, конечно, также представляет собой аморальное поведение, отличает предварительное соглашение об оплате. Женщина, часто меняющая партнеров, получающая от них подарки, проводящая с ними время в ресторанах и платных развлечениях, еще не может считаться проституткой. Систематичность действий и предварительная договоренность об оплате относятся к главным признакам

24

проституции .

Занятие проституцией подразумевает систематическое оказание сексуальных услуг. Под термином «занятие» понимается выполнение определенных действий на протяжении определенного времени. Фактически «занятие» - это дело, труд, работа25. Естественным признаком любой работы является ее протяженность во времени и, как правило, повторение операций, составляющих смысл этой работы. Ряд авторов включает в определение проституции признак систематичности оказания сексуальных услуг, понимая под системой вступление в сексуальные отношения не менее трех раз. В.П. Степалин

прямо указывает, что не является проституцией однократное вступление в половую связь,

26

даже за вознаграждение .

Однако такой подход представляется излишне формальным. Не оспаривая того положения, что систематичность оказания сексуальных услуг представляет собой один из основных признаков проституции, полагаю необходимым закрепить его в изучаемом понятии путем указания не только на фактически совершенные (совершаемые) действия -«систематическое оказание сексуальных услуг», но и путем указания на умысел лица, вставшего на путь проституирования - «с намерением оказывать сексуальные услуги систематически».

Указание на умысел лица, вставшего на путь проституции, оказывать сексуальные услуги систематически, позволит отнести к лицам, занимающимся проституцией, не только тех, кто систематически оказывает сексуальные услуги, но и тех, кто предлагает свои сексуальные услуги с намерением оказывать их систематически, как это делалось дореволюционным российским законодательством.

Вопрос о том, является ли эмоциональное безразличие конструктивным признаком проституции, дискуссионен.

A.Н. Игнатов и А.П. Дьяченко считают, что оно таковым не является: «Проститутка может выбирать себе клиентов по вкусу и отказывать лицам, вызывающим у нее отвращение. Точное определение признаков проституции не позволит безгранично расширять это понятие, что особенно важно при установлении юридической ответственности. Иначе можно дойти до того, что и официальный брак, заключенный по расчету, можно будет признавать своего рода проституцией»27.

B. Боровиков считает эмоциональное безразличие лишь факультативным признаком проституции, указывая, что в ряде случаев проститутка может испытывать к своему половому партнеру симпатию, выбирать его на свой вкус28.

C.И. Голод отмечает, что если проституцией обозначить все сексуальные контакты, сопровождающиеся материальным вознаграждением женщины, то, по меткому замечанию

24 Игнатов А.Н., Дьяченко А.П. Ответственность за проституцию и непосредственно с ней связанные правонарушения. С. 62.

25 Игнатов А.Н. Указ. соч. С. 184.

26 Научно-практическое пособие по применению УК РФ / Под ред. В.М. Лебедева. - М.: НОРМА, 2005. С. 571.

27 Игнатов А.Н., Дьяченко А.П. Указ. соч. С. 62.

28 Боровиков В. Ответственность за вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией // Законность. 1992. № 12. С. 13.

американского сексолога А. Кинзи, невозможно будет отличить ее от супружеского эроса, поскольку любой муж время от времени преподносит партнерше подарки (или, по меньшей мере, заработок)29, то есть определяющей характеристикой является мера духовно-эмоциональной вовлеченности. Проститутка, соглашается С.И. Голод с В.М. Тарновским, всегда готова продать «свои ласки первому предлагающему цену», в отличие от нее страстная женщина часто меняет свои привязанности, «но всегда искренне, без обмана и расчета на выгоду»30.

Л. Мартино называет проституткой ту «женщину, которая не выбирает своего покупателя», но и не отрицает того, что проституткой может быть и та, «которая его выбирает, но уже в другом роде. с крайним равнодушием к нему», определяя проституцию в целом как «торговлю чувственных наслаждений для других»31.

Важность оценки меры духовно-эмоциональной вовлеченности, отмечал и М. Рабюто, указывая, что отсутствие индивидуального выбора, отдача себя безразлично всем и каждо-

32

му - самый существенный и универсальный признак проституции .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Игнорирование же этого признака определением проституции даст возможность дискутировать вопрос о том, что же явилось побудительным мотивом при решении конкретного лицо заняться проституцией - корысть или желание сексуальных отношений с привлекающими его лицами, что является неприемлемым.

В связи с этим предложение Я.И. Гилинского, С.И. Голода и других исследователей при определении проституции подчеркнуть неоснованность сексуальных услуг на личной симпатии, влечении, представляется необходимым33.

Полагаем, что эмоциональное безразличие является одним из основных признаков проституции. Этот признак подчеркивает открытость, доступность лица, занимающегося проституцией, всякому, пожелавшему его услуг. То обстоятельство, что лицо, занимающееся проституцией, может испытывать (и нередко испытывает) к одним из своих клиентов симпатию, к другим - отвращение и в соответствии с этим последним чувством может кому-то даже отказать в предоставлении сексуальных услуг, не дает оснований считать эмоциональное безразличие несущественным признаком, поскольку в конечном итоге именно этот признак - изначальное безразличие к тому, кто заплатит, к каждому из своих возможных клиентов - подчеркивает главенство корысти как побудительного и единственного мотива проституции.

Вместе с тем ни одно из существующих определений проституции законодательно закреплено быть не может, поскольку каждое из них представляет собой лишь общую форму, рассматривающую проституцию как длящееся поведение индивида, не учитывающую его отдельных действий, не учитывающую направленности его умысла, а потому не подлежащую оценке как объективная.

Во-первых, приведенные выше определения, по существу, дают оценку (оценивают как занятие проституцией) определенный жизненный период конкретного лица, его предшествующее поведение, оставляя без оценки его конкретное действие в

29 Kinsey A.C., Pomeroy W.B., Martin C/E. Sexual Behavior in the Human Male. Philadelphia: W.B. Saunders Company, 1948. C. 175-177.

30 Тарновский В.М. Проституция и аболиционизм. - Спб.: Изд-во К. Риккера, 1888. С. 137.

31 Martineau L. La prostitution clandestine. Paris. 1885. P. 3б.

32 Рабюто М. Проституция в Европе с древнейших времен до конца 16 в. // Проституция и ее жертвы. - М., 1873. C. 95-98.

33 Миньковский Г.М., Брускин Г.З. Общая характеристика вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность и иное антиобщественное поведение // Проблемы борьбы с вовлечением несовершеннолетних в антиобщественное поведение. - М., 1981. C. 27; Блох И. Указ. соч. C. 27; Гилинский И.Я. Девиантное поведение в зеркале социологии // Aктуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля. - М., 1992. С. 22; Голод С.И. Социально-психологические проблемы проституции. - М., 1988. С. 4; Гилинский Я.И. Эффективен ли запрет проституции? // Советская милиция. 1990. № 1. С. 68; Гилинский Я.И. Проституция как она есть II Проституция и преступность. - М., 1991. С. 100.

определенный момент - оказание сексуальных услуг одному конкретному клиенту или предложение себя для оказания сексуальных услуг неопределенному кругу лиц.

Во-вторых, формулировка признака систематичности - «систематическое оказание сексуальных услуг» - не позволяет признать проституцией ни разовое вступление во внебрачный сексуальный контакт за вознаграждение с намерением повторять такие действия с различными лицами систематически, ни предложение себя для вступления во внебрачные сексуальные контакты с различными лицами за вознаграждение с намерением повторять такие действия с различными лицами систематически.

Между тем обе эти формы сексуального поведения дореволюционным российским законодательством рассматривались в качестве проституции.

Более того, Международная конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами от 21 марта 1950 года, давая определение проституции (удовлетворение похоти одного лица другим лицом за плату), не сделала ссылку на систематичность этого удовлетворения, не охарактеризовала это удовлетворение как занятие, то есть, по существу, признала проституцией даже разовое оказание сексуальных услуг.

В-третьих, приведенные выше определения проституции не содержат указаний на умысел лица, чьи действия оцениваются как проституция, что также необоснованно сужает рассматриваемое явление.

Полагаем, что переносить понятие проституции, выработанное исследователями, рассматривавшими его не только с точки зрения уголовно-правовых категорий, в уголовное право нельзя, поскольку оно содержит допущение (возможность оценки проституции лишь как занятия индивида, как его поведения, длящегося значительный период времени, либо складывающегося из множества тождественных действий), не позволяющее в полном объеме применить его на практике. Такой подход к определению проституции (три оказания сексуальных услуг - проституция, два - нет) является формальным, необоснованно сужающим исследуемое понятие и не отвечающим стоящим перед уголовным законом задачам.

Составы вовлечения в занятие проституцией и организации занятия проституцией требуют иного подхода к определению понятия проституции, подхода, исключающего возможность двоякого толкования и абстрактной оценки.

В этой связи заслуживает внимания позиция М.А. Селезнева, рассматривающего отдельно понятия проституции (удовлетворение похоти одного лица другим лицом за плату путем непосредственного и прямого контакта партнеров независимо от их половой принадлежности), акта проституции (отдельно взятое сексуальное действие одного лица с другим за плату) и занятия проституцией (продолжаемое поведение, выражающееся в систематическом или периодическом с относительно небольшим промежутком времени совершении актов проституции в целях извлечения основного или дополнительного источника дохода для себя или третьих лиц)34.

Очевидно, что, давая определение проституции, М.А. Селезнев в первую очередь вполне обоснованно руководствовался определением, данным Международной конвенцией о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами от 21 марта 1950 года, приведенным выше. Вместе с тем, из определений, данных М.А. Селезневым, не видно, чем отличается проституция от акта проституции, поскольку первое определение не содержит никакого указания на систематичность, протяженность во времени, множественность, то есть в качестве проституции допускает и разовое оказание сексуальных услуг, а второе определение на разовое оказание сексуальных услуг указывает прямо.

Однако положение о том, что в качестве проституции может рассматриваться и единичное оказание сексуальных услуг, заслуживает самого тщательного исследования.

34 Селезнев М.А. Указ. соч. С. 9.

При этом следует учитывать умысел лица, оказывающего сексуальные услуги: если в его намерение входит продолжение оказания сексуальных услуг неопределенному числу клиентов, такое действие может быть расценено как проституция. Если же лицо не намерено в последующем оказывать сексуальные услуги, единичное оказание им сексуальных услуг как проституция расценено быть не может.

Такого же мнения придерживается и В.В. Дорошков, указывая, что вовлечение в занятие проституцией «считается оконченным с момента, когда вовлекаемое лицо под воздействием виновного фактически осуществило проституцию хотя бы один раз»35.

Кроме того, следует считать проституцией и предложение себя для вступления во внебрачные сексуальные контакты с различными лицами за вознаграждение с намерением повторять такие действия с различными лицами систематически. То, что такое предложение само по себе является проституцией, подтверждается и тем, что как проституция это предложение расценивается на практике.

Так, за организацию занятия проституцией другими лицами была осуждена С., признанная виновной в том, что она организовала занятие четырех женщин проституцией,

36

под ее контролем предлагавших клиентам свои сексуальные услуги . Суд констатировал, что С. организовала занятие проституцией, несмотря на то что в приговоре на нашло своего отражения то обстоятельство, занимались ли предлагавшие свои сексуальные услуги женщины предоставлением этих услуг ранее или нет. Таким образом, суд счел достаточным для оценки поведения указанных выше четырех женщин как проституции того обстоятельства, что они публично - на автостоянке, расположенной у магазина -предлагали свои сексуальные услуги, что является совершенно обоснованным.

Таким образом, следует признать, что рассматривать вопрос о том, являются ли действия какого-либо конкретного лица проституцией или нет, необходимо, анализируя не только сами эти действия, но и намерения этого лица. Как указывалось выше, российское законодательство XIX века в качестве проституции рассматривало не только «торговлю своим телом», но и предложение лицом, «торгующим своим телом», плотской связи, и согласие лица, «торгующего своим телом», на таковую. О том же пишет и А.Н. Игнатов: женщина совершает акт проституции, если она соглашается удовлетворить половую потребность мужчины путем полового сношения или иных сексуальных действий за обусловленное вознаграждение37, того же мнения придерживается и В.В. Дорошков, считая проституцией «неоднократное за деньги или иное вознаграждение вступление в половую связь в любой форме с другим лицом, а также предложение либо согласие вступить в такую связь»38. Думается, что такой подход совершенно обоснован, поскольку иначе чем проституткой назвать лицо, решившее заниматься проституцией и предлагающее свои услуги проститутки, нельзя.

В связи с этим предлагаем следующее определение проституции: не основанное на личной симпатии или влечении систематическое вступление во внебрачные сексуальные контакты с различными лицами за вознаграждение, вступление во внебрачный сексуальный контакт за вознаграждение с намерением повторять такие действия с различными лицами систематически, а также предложение себя для вступления во внебрачный сексуальный контакт за вознаграждение с намерением повторять такие действия с различными лицами систематически.

Это определение отмечает, что проституцией может заниматься лицо любого пола, в оплачиваемые сексуальные отношения оно вступает либо намерено вступать

35 Уголовный кодекс Российской Федерации. Научно-практический комментарий / Отв. ред. В.М. Лебедев. -М.: Юридическая литература, 1998. С. 508-509.

36 Уголовное дело № 1-172/2007. Архив Солнечногорского городского суда Московской области.

37 Игнатов А.Н. Квалификация половых преступлений. - М.: Юридическая литература, 1974. С. 243.

38 Уголовный кодекс Российской Федерации. Научно-практический комментарий. - М.: Юридическая литература, 1998. С. 508.

систематически с любым желающим, не являющимся его супругом, не привлекающим его чем-либо, кроме возможности обогащения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.