Российский педиатрический журнал. 2021; 24(4) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2021-24-4-243-288
ТЕЗИСЫ III ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
Цель: определить особенности формирования пищевого поведения и изменения в структуре питания детей раннего возраста.
Материалы и методы. Изучение проведено опросно-ан-кетным методом. Разработана анкета для опроса родителей, включающая данные по особенностям формирования пищевого поведения в первые годы жизни. Было проанкетировано 243 родителя. Дети были распределены по возрасту: из них 58 детей в возрасте 3-6 лет — I группа, 61 ребёнок 7-10 лет — II группа и 124 ребёнка 11-18 лет — III группа.
Результаты. Перевод детей на общий стол осуществлялся в I группе в возрасте 23,0 ± 10,5 мес, во II и III группах — 26 ± 10 и 27 ± 13 мес соответственно. Средние сроки введения «недетских продуктов» в I, II, III группах составлял для майонеза — 39 ± 14, 50 ± 15,9 и 29 ± 26 мес, копчёностей — 33 ± 12,4, 30 ± 19,7 и 52 ± 25,2 мес, солений — 28 ± 14,1, 40 ± 22,4 и 64 ± 26,6 мес, фаст-фуда — 45 ± 13,4, 52 ± 21,4 и 49 ± 21,5 мес, шоколада — 29 ± 14, 38 ± 15,4 и 32 ± 14,4 мес, выпечки — 21 ± 11,9, 25 ± 15,6 и 39 ± 32,6 мес, газированных напитков — 40 ± 12,4, 53 ± 17,2 и 50 ± 18,8 мес, тортов, пирожных — 32 ± 13,7, 41 ± 15,5 и 32 ± 28,0 мес, соответственно. Средний срок введения в рацион добавленного сахара и соли составил 20 ± 10,6 мес в I группе, 20 ± 12 и 23 ± 14 мес — во II группе, в 15 ± 11,2 и 16 ± 10,6 мес —в III группе.
Выводы. Анализ формирования пищевого поведения выявил, что перевод детей на общий стол стал осуществляться раньше — в среднем на 3 мес. Отмечена также тенденция к более раннему введению в рацион детей таких продуктов, как копчёности, соленья, шоколад, выпечка. Необходимо отметить, что присутствие в рационе детей раннего возраста высокожировых кондитерских изделий, сладких газированных напитков и остальных «недетских продуктов» указывает на необходимость внедрения программ по
обучению родителей принципам здорового питания.
* * *
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИВЕРЖЕННОСТИ АНТИРЕТРОВИРУСНОЙ ТЕРАПИИ У ДЕТЕЙ С ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ
Горбачева Д.Н., Борисова О.В.
Самарский областной клинический центр СПИД, Самара
Актуальность. Специфика лечения ВИЧ-инфекции заключается в пожизненном приёме препаратов. Добиться 100% приверженности практически невозможно. В связи с этим в практике не редкость «срывы» в терапии. Принято считать, что для эффективного лечения необходимо принимать не менее 95% от назначенных препаратов. Приём от 70-95% от назначенных препаратов способствует развитию резистентности и ведёт к неэффективности терапии.
Цель: определить уровень приверженности к АРВТ среди детей.
Материалы и методы. Обследовано 108 детей с ВИЧ-инфекцией (3 группы), получающих лечение на базе ГБУЗ СОКЦ СПИД: I группа — с эффективной АРВТ (и = 44), II группа неприверженных лечению (и = 27), III группа с доказанной резистентностью к АРВТ (и = 37).
Результаты. Медиана времени наблюдения составила 112 мес (ИКР 63,5; 152), Медиана времени нахождения на лечении — 73,5 мес (ИКР 55; 105). Мы проанализировали уровень приверженности для 3 исследуемых групп. В I группе приверженность составила 95,6% (ИКР 92,9; 97,9), во II группе — 79,9% (ИКР 71,5; 85,5), в III группе — 81,7% (ИКР 71,3; 86,3). Из 108 обследованных детей 65 (60,2%) имели приверженность на субоптимальных значениях (70,0-95,0%), из них 16 человек в I группе. ПЦР РНК ВИЧ через 6 мес после начала АРВТ достигла неопределяемого уровня у детей с высоким уровнем приверженности (>95%)
в 50% случаев. Стоит заметить, что в группе с субоптимальной приверженностью (70-95%) через 6 мес после начала АРВТ вирусная супрессия также была достигнута, но в 25% случаев.
Выводы. Выявлена обратная зависимость уровня ПЦР РНК ВИЧ от приверженности. Соблюдение приверженности на уровне 70-95% позволяет примерно трети пациентов достигнуть вирусной супрессии к 2-3 годам приёма терапии. Однако, учитывая периодические пропуски препаратов, эти дети находятся в зоне риска по развитию резистентности. Соответственно, необходим постоянный контроль терапии как со стороны врача СПИД-центра, так и со стороны участкового педиатра.
* * *
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ВЫБОРА
БЛЮД ШКОЛЬНОГО РАЦИОНА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Горелова Ж.Ю., Соловьева Ю.В., Макарова С.Г., Тимофеева А.Г., Ясаков Д.С.
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва
Актуальность. В связи с развитием информационных технологий в школах появляются новые формы организации питания, включающие способы заказа меню в условиях свободного выбора учащегося с учётом его пищевых предпочтений и с использованием современных электронных устройств (гаджетов, электронной карты учащегося, часов-браслетов) что требует дополнительных исследований.
Цель: определить пищевые предпочтения школьников и провести гигиеническую оценку «альтернативного» рациона в условиях свободного выбора блюд школьного питания с использованием информационных технологий.
Материалы и методы. Проанализированы данные по 500 школьникам 11-18 лет. Использованы гигиенические, расчётные методы по меню-раскладкам, анкетирование.
Результаты. Анализ выбора блюд школьного питания выявил реальные предпочтения школьников. Предложенный для заказа рацион, используемый как альтернативное двухразовое 10-дневное меню по индивидуальному предзаказу (с использованием электронного приложения) содержит: 67,7% белков, 85,3% жиров, 59,2% углеводов, калорийность — 68,4% от суточной потребности. Соотношение основных веществ (белков: жиров: углеводов) близко к оптимальному значению и соответствует 1: 1,2 : 3,7. В части формирования рациона: представленный примерный 10-дневный рацион для детей старше 11 лет предусматривает двухразовое питание в школе (завтрак, обед) с учётом 3-4-разо-вого суточного питания, составлен с использованием всех видов продуктов из рекомендуемого среднесуточного набора, объёмы порций блюд соответствуют нормам СанПиН. При использовании системы предзаказа возможны различные варианты и комбинации блюд из числа предложенных, которые обеспечивают физиологическую потребность в макро-, микронутриентах и энергии.
Выводы. Гигиеническая оценка пищевой и энергетической ценности альтернативного меню обосновывает возможность его использования по индивидуальному предзаказу школьников с использованием электронного приложения. Современная система выбора рациона повышает полноту потребления предложенных блюд до 89-90%, способствует формированию правильных пищевых привычек, а для повышения грамотности школьников в вопросах здорового питания предусмотрено использование компьютерных образовательных программ.
* * *