Научная статья на тему 'Определение предпочтений конечных и промежутоных потребителей при выборе пероральных гормональных контрацептивных препаратов'

Определение предпочтений конечных и промежутоных потребителей при выборе пероральных гормональных контрацептивных препаратов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Муковнина М. Д., Чембарцева И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение предпочтений конечных и промежутоных потребителей при выборе пероральных гормональных контрацептивных препаратов»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ КОНЕЧНЫХ И ПРОМЕЖУТОНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ВЫБОРЕ ПЕРОРАЛЬНЫХ ГОРМОНАЛЬНЫХ КОНТРАЦЕПТИВНЫХ ПРЕПАРАТОВ

Муковнина М.Д., Чембарцева И.В.

Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко, кафедра управления и экономики фармации, г. Воронеж

В настоящее время одним из приоритетных направлений национальной политики является улучшение демографической ситуации в стране. В свете реализации разработанной Правительством Российской Федерации во главе с Путиным В.В. «Национальной программы демографического развития России» на период с 2006 по 2015 г. вопросы планирования семьи с использованием средств эффективной и безопасной контрацепции приобретают особенную актуальность. Существенным компонентом этой программы является повышение уровня знаний по рациональному выбору средств контрацепции.

Грамотная контрацепция способствует уменьшению количества абортов, снижению материнской заболеваемости и смертности. Среди средств современной контрацепции ведущая роль принадлежит гормональным пероральным контрацептивным препаратам, которые являются высокоэффективными средствами для предупреждения нежелательной беременности и коррекции ряда патологических состояний женской репродуктивной системы.

Целью настоящего исследования явилось определение предпочтений промежуточных и конечных потребителей при назначении и применении пероральных гормональных контрацептивных препаратов.

Мнение промежуточных потребителей изучалось путем метода экспертных оценок ассортимента (Дремова Н.Б., 2001) пероральных гормональных контрацептивных средств 17 квалифицированными акушерами-гинекологами. Изучение предпочтений конечных потребителей проводилось прямым анкетированием 97 студенток Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко в возрасте от 17 до 25 лет, отрицающих наличие гинекологических заболеваний, живущих регулярной половой жизнью и принимающих комбинированные пероральные гормональные контрацептивы в течение 1 года.

Среди гормональных пероральных контрацептивных препаратов, имеющихся в розничных аптечных организациях г. Воронежа (26 наименований) специалистам было предложено отметить те средства, которые, по их мнению, можно рекомендовать изучаемому контингенту женщин. Каждый врач отмечал несколько препаратов и давал им оценку (от 1 до 5 баллов) по заданным критериям (надежность, удобство применения, побочное действие). Акушерами-гинекологами были рекомендованы следующие пероральные комбинированные эстроген-гестагенные контрацептивные средства: Ярина (Schering AG), Жанин (Schering AG), Мерсилон (Organon N.V.), Марвелон (Organon N.V.), Логест (Schering AG), Линдинет 20 (Gedeon Richter Ltd), Регулон (Gedeon Richter Ltd) и Три-мерси (Organon N.V.).

Обработка полученных результатов показала, что средневзвешенная оценка препарата Ярина составила 4,79 балла, Жанин - 4,73 балла, препараты Логест, Мерсилон, Линдинет 20, Марвелон, Три-мерси получили среднюю оценку в 4,63 балла, а Регулон - 4,32 балла.

При изучении факторов, определяющих выбор женщинами контрацептивного средства, установлено, что 79,4% респондентов руководствуются рекомендациями специалистов, 14,4% отметили, что принимать препарат им посоветовали знакомые или родные, 6,2% опираются на консультацию аптечных работников. При этом ценовой фактор определяет окончательный выбор препарата для 36,1% респондентов.

Высоко оцененный специалистами препарат Ярина (4,79 балла) выбирают 26,8% студенток; препараты Жанин и Три-мерси с оценками экспертов 4,73 и 4,63, согласно полученным данным, принимают 10,3% и 14,4% студенток соответственно. Некоторое расхождение между рекомендациями специалистов и предпочтениями конечных потребителей в изучаемом сегменте мы объясняем как достаточно высоким ценовым диапазоном указанных пероральных гормональных контрацептивов (средняя розничная цена для Ярины составляет 545 рублей, для Жанин - 447 рублей, для Три-мерси - 384 рубля), так и выбором препарата по совету знакомых, без консультации врача.

Ценовой доступностью и самостоятельным выбором объясняются и предпочтения студенток в отношении контрацептивных препаратов Регулон и Три-регол (средняя розничная цена составляет 126 рублей для Регулона и 68 рублей для Три-регола) - их принимает 32,9% и 15,6% респондентов соответственно. Экспертная оценка препарата Регулон невысока - 4,32 балла, а Три-регол не был рекомендован специалистами для выбранного сегмента женщин.

Получившие достаточно высокую оценку экспертов (в среднем 4,63 балла) гормональные контрацептивы Логест, Мерсилон, Линдинет 20, Марвелон не применяются респондентами. В то же время ценовой диапазон указанных средств (от 165 рублей для Линдинета 20 до 344 рублей для Мерсилона) достаточно широкий и доступный для рассматриваемого сегмента потребителей.

Прием перорального гормонального контрацептивного средства без консультации врача и отсутствие среди используемых препаратов ряда эффективных, рекомендуемых специалистами контрацептивных средств является настораживающим фактом, обуславливающим необходимость повышения консультационно-информационной работы как врача, так и провизора в представленном сегменте конечных потребителей. Именно консультационная работа врача и информационная работа провизора должны помочь женщине выбрать

эффективный, оптимальный по соотношению цены и качества контрацептивный препарат среди широкого спектра современных контрацептивных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.