Определение потребности в подготовке кадров для индустрии туризма Московской области
the on-mid-and-long-term-demand training programmes: from professional induction at the initial stages of learning to advanced training at graduate and postgraduate levels.
Keywords: education cluster, personnel training in tourism and service, forecast ofdemand for personnel
References:
1. Bok D., 2004. Universities in the Marketplace: The Commercialization of Higher Education. Princeton: Princeton University Press, pp: 256.
2. Brown J., 2011. Securing a sustainable future for higher education. Data Views 26.01.2014 www.independent.gov.uk/ browne-report
3. Chatterton P., Goddard, J., 2000. The Response of Higher Education Institutions to Regional Needs. European Journal of Education, 35 (4): 475—496.
4. Chen K., Kenney, M., 2007. Universities/Research Institutes and Regional Innovation Systems: The Cases of Beijing and Shenzhen. World Development, 35 (6): 1056—1074.
5. Harkison T., Poulston J., Kim, J.-H.G., 2011. Hospitality graduates and managers: the big devide. International Journal of Contemporary Hospitality Management, 23 (3): 377—392.
6. Sakharchuk E.S., Khanbabaeva Z.M., Daitov V.V. Analysis of Practice Centered Aspects of Educational Programs in the Sphere of Tourism and Hospitality. World Applied Science Journal 27 (Education, Law, Economics, Language and Communication): 305-308, 2013. - ISSN 1818-4952
7. Ofitsial’nyi sait Ministerstva obrazovaniia Moskovskoi oblasti [Ministry of education of the Moscow Region official website]. URL: mo.mosreg.ru.
УДК 331.5; 332.1; 338.48 DOI: 10.12737/3876
I ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ I ДЛЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Кривошеева Татьяна Михайловна, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой бизнестехнологий в туризме и гостеприимстве, ktm-ipad@mail.ru,
Харитонова Татьяна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве, naceka@mail.ru,
ФГБОУВПО «Российский государственный университет в туризме и сервисе»,
Москва, Российская Федерация
Статья посвящена проблемам, связанным с определением потребности в подготовке кадров для индустрии туризма в Московской области. Спектр рассматриваемых вопросов связан:
1) с выявлением причин дефицита в регионе квалифицированных кадров индустрии туризма;
2) с подходами работодателей к замещению вакансий; 3) с имеющим место спросом реальных и потенциальных абитуриентов на такие направления профессиональной подготовки, как «Туризм» и «Гостиничное дело»; 4) с разработкой прогнозных сценариев развития индустрии туризма в Московской области, наглядно демонстрирующих увеличение потребности в кадрах. Ключевое внимание в статье сосредоточено на разработке методики расчета потребности в подготовке кадров для индустрии туризма и ее апробации на примере различных муниципальных образований Московской области. В основу методики определения потенциальной потребности Московской области в кадрах индустрии туризма положены: трендовый анализ показателей развития индустрии туризма; стратегическое и нормативно-целевое программирование; теория мультипликаторов; экстраполяционное и сценарное прогнозирование. В качестве стратегических ориентиров развития индустрии туризма в Московской области были использованы целевые показатели развития внутреннего и въездного туризма в Московской области на период до 2018 г.: увеличение численности размещаемых в коллективных средствах размещения граждан (в 2 раза); увеличение обслуженных туристскими фирмами лиц (на 30%); увеличение количества размещенных в коллективных средствах размещения иностранных граждан (на 40%) и др. В результате применения разработанной методики делается вывод о потребности в увеличении количества
55
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ
рабочих мест в индустрии туризма Московской области к 2018 г. до 6 тыс. (для инновационного сценария развития туризма). Разработанная и апробированная на примере различных муниципальных образований Московской области методика может быть применена при определении актуальных и перспективных потребностей в кадрах в различных сферах деятельности в разных регионах Российской Федерации.
Ключевые слова: потребность в кадрах, подготовка кадров, туризм, сервис, гостеприимство, Московская область
Введение
Одной из основных проблем, отмеченной в областной целевой программе «Развитие индустрии туризма в Московской области на 2012—2015 гг.» и долгосрочной целевой программе «Формирование туристской инфраструктуры и развитие туризма в Московской области на 2013—2018 гг.» в качестве сдерживающей для индустрии туризма, является сохраняющийся дефицит квалифицированных кадров всех уровней обучения.
Как показал опрос работодателей в сфере туризма Московской области в рамках проекта TEMPUS NETOUR, проведенный при непосредственном участии авторов данной статьи в сентябре 2013 г., большинство из них испытывают реальную потребность в кадрах (рис. 1).
Как видно из приведенной на рис. 1 диаграммы, регулярно нуждаются в кадрах 93% респондентов. И только 7% опрошенных работодателей не испытывают потребности в новых сотрудниках.
Дефицит квалифицированных кадров в индустрии туризма Московской области объясняется рядом причин. Одна из основных — это ежегодный рост индустрии туризма в регионе. С точки зрения теории жизненного цикла от-
■ да ■ нет
Рис. 1. Наличие потребности в кадрах на предприятиях индустрии туризма Московской области
56
раслей экономики индустрия туризма Московской области, как и Российской Федерации в целом, находится на стадии роста, что харак-терисуется увеличением объема реализации услуг, значительно превышающим годовой уровень инфляции, ростом числа хозяйствующих субъектов, освоением новых рынков и т. п.
Подготовка кадров для индустрии туризма начата в нашей стане сравнительно недавно, поэтому потребность в кадрах нередко замещалась неквалифицированными специалистами, пришедшими в туризм из других отраслей, зачастую с ним несмежных. Отсутствие необходимых знаний и навыков не может не сказаться и на качестве предоставляемых услуг. Поэтому работада-телям приходится затрачивать немалые средства на переподготовку и повышение квалификации кадров. Как показал опрос, 50% работодателей направляют персонал на обучение без отрыва от производства, 31% — с отрывом от производства. Затраты на переобучение персонала распределяются следующим образом (рис. 2).
Из представленной на рис. 2 диаграммы видно, что у 62% работодателей затраты на дополнительную подготовку персонала составляют 10 тыс. рублей на человека в месяц, 23% работодателей тратят на эти цели до 30 тыс. ру-
Рис. 2. Объем затрат на дополнительную подготовку персонала (тыс. рублей на человека в месяц)
научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №2
Определение потребности в подготовке кадров для индустрии туризма Московской области
блей в месяц, 15% работодателей тратят более 50 тыс. рублей в месяц на 1 человека.
Среди причин, формирующих потребность в кадрах для индустрии туризма, нельзя не учитывать и существующий практически во всех отраслях экономики отток. Отток квалифицированных кадров из отрасли может быть вызван различными факторами не только социально-экономического, но и социально-психологического характера. По мнению руководителей предприятий индустрии туризма, совершенно естественно, что как минимум у 20% современных выпускников вузов и колледжей есть большое стремление к карьерному росту. Значит, примерно через 3—5 лет такой выпускник будет стремиться начать собственное дело, то есть для нынешнего работодателя он будет «потерян».
Дальнейшие исследования проблем подготовки кадров для предприятий индустрии туризма Московской области показали, что около 50% из числа работодателей, испытывающих потребность в привлечении нового персонала, готовы ежегодно принимать на работу от 1 до 3 человек из числа выпускников вузов и колледжей, а 30% работодателей — даже до 7 выпускников. И это при том, что работодатели в большинстве случаев отдают предпочтение специалистам с опытом работы! Выпускников высших и средних специальных учебных заведений в сфере туризма и гостеприимства чаще предпочитают в силу их легкой обучаемости (на это указал 81% респондентов), наличия знаний в области новых методов и технологий работ (62,5%), быструю адаптацию к работе (43%).
При подборе персонала на предприятия туристской индустрии работадатели руководствуются такими квалификационными критериями отбора, как профессиональные знания и стремления к их постоянному повышению, уровень освоения техники, способность к инновационной деятельности и др. Как показывает практика, наличие перечисленных требований работнику может обеспечить только профессиональная подготовка на базе специальных учебных заведений.
Профессии в индустрии туризма и гостеприимства являются сейчас достаточно востребованными среди молодежи. Об этом свидетельствует достаточно высокий рейтинг специальностей вузов1. Так, среди 200 специ-
1 Рейтинг формируется на основании интереса пользователей портала www.moeobrazovanie.ru. При расчете рейтинга учитываются поисковые запросы пользователей.
альностей, участвующих в рейтинге, специальность «Туризм» находится на 9-м месте (рейтинг — 66,7 из 100%), специальность «Гостиничное дело» — на 11-м месте (60,3 из 100%).
Рейтинг наиболее востребованных специальностей направления «Сфера обслуживания» выстраивается следующим образом:
1) туризм — 66,7%;
2) гостиничное дело — 60,3%;
3) торговое дело — 55,5%;
4) сервис — 54,8%;
5) товароведение — 46,7%.
Таким образом, все сделанные выше выводы сводятся к главному — потребность в кадрах для индустрии туризма Московской области существует, при этом она может быть практически полностью обеспечена за счет выпускников учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования в сфере туризма, гостеприимства и сервиса [4].
Методика
Авторами данной статьи предложена методика определения потребности в кадрах для индустрии туризма. Ниже приводится характеристика основных разделов данной методики и ее апробация на примере Московской области.
В основу методики определения потенциальной потребности Московской области в кадрах индустрии туризма положены:
• трендовый анализ показателей развития
индустрии туризма;
• стратегическое и нормативно-целевое программирование;
• теория мультипликаторов;
• экстраполяционное и сценарное прогнозирование.
По экспертным оценкам, туристский потенциал Московской области составляет не менее 20% туристских ресурсов России, следовательно, Московскую область можно считать одним из основных туристских регионов РФ, формирующих внутренний и въездной туристский рынок, в том числе и внутриотраслевой рынок труда. В связи с этим тенденции, сложившиеся на рынке труда индустрии туризма в РФ, можно перенести на Московскую область.
Исходя из этого, имеет место следующая пропорция (1):
Ч =ч ЛЧрф (.)
*рег ~рег баз ТТ ’ (1)
ЧРФбаз х 7
где:
57
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ
АЧрег — дополнительная потребность в кадрах в индустрии туризма в Московской области;
Ч , — общая численность занятых в сфе-
рег баз т
ре туризма в Московской области;
ЧРФ баз — общая численность занятых в сфере туризма в РФ;
АЧРФ — дополнительная потребность в кадрах в индустрии туризма в РФ.
Помимо имеющейся потребности в кадрах для индустрии туризма Московской области, может возникнуть и дополнительная потребность, вызванная общим ростом данной индустрии к 2018 г. Приведем стратегические ориентиры развития рынка туристских услуг на территории Московской области и создание благоприятных условий для развития внутреннего и въездного туризма до 2018 г., заложенные в долгосрочной целевой программе:
• увеличение численности граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, в 2 раза от уровня 2011 г.;
• увеличение числа лиц, обслуженных туристскими фирмами, в 1,3 раза от уровня 2011 г.;
• увеличение количества иностранных туристов, размещенных в коллективных средствах размещения, в 1,4 раза от уровня 2011 г.;
• увеличение количества российских туристов из других регионов Российской Федерации в 1,5 раза от уровня 2011 г.;
• увеличение площади номерного фонда коллективных средств размещения в 2,2 раза от уровня 2011 г.;
• увеличение количества койко-мест в коллективных средствах размещения в 1,9 раза от уровня 2011 г.;
• рост занятости населения Московской области в туристской сфере (средства размещения, туристско-рекреационные комплексы, туристские фирмы) в 1,8 раза от уровня 2011 г.;
• увеличение дохода консолидированного бюджета Московской области за счет увеличения объема производства услуг в отрасли (увеличение объема платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения туристов в 2,6 раза от уровня 2011 г. и объема платных туристских услуг, оказанных населению, в 1,9 раза от уровня 2011 г.);
• прирост инвестиций в основной капитал средств размещения (гостиницы, ме-
ста для временного проживания) на 50% от уровня 2011 г.
На основе приведенных выше целевых ориентиров определены индикаторы развития индустрии туризма Московской области к 2018 г.:
• число граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, — 4 010,2 тыс. человек;
• объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения туристов — 12 662,1 млн рублей;
• объем платных туристских услуг, оказанных населению, — 7 306,0 млн рублей;
• число лиц, обслуженных туристскими фирмами, — 333,8 тыс. человек.
С учетом текущей рыночной конъюнктуры и мер, реализуемых Правительством Московской области для развития индустрии туризма, могут иметь место два основных сценария достижения целевых ориентиров и выполнения индикаторов развития:
1) нормативный (при реализации в полном объеме программных мероприятий);
2) инновационный (при активизации основных точек роста индустрии туризма, в том числе за счет развития культурно-познавательного туризма и внедрения практики формирования концептуальных туристских продуктов).
Основная часть
Общая потребность в кадрах для индустрии туризма, рассчитанная согласно предложенной методике, представлена в таблице 1. Потребность рассчитана для основных субъектов предпринимательской деятельности, функционирующих в индустрии туризма:
• туристских и туристско-экскурсионных фирм;
• гостиниц, санаторно-курортных организаций, организаций отдыха, предприятий питания;
• предприятий инфраструктуры туризма (предприятий социально-культурного, бытового и торгового сервиса).
Для каждой группы хозяйствующих субъектов выбрано соответствующее направление подготовки кадров.
В таблице 2 приведена потребность в кадрах предприятий индустрии туризма Московской области, разработанная: 1) по группам муниципальных образований, диффе-
58 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №2
Определение потребности в подготовке кадров для индустрии туризма Московской области
Таблица 1
Общая потребность в кадрах для индустрии туризма Московской области
Субъекты предпринимательской деятельности Направление подготовки Рыночные показатели Потребность в кадрах
Базовые (по состоянию на 01.01.2012) Перспективные (прогноз до 2018 г.) Базовая (по состоянию на 01.01.2012) Перспективная (прогноз до 2018 г.)
Туристские и туристскоэкскурсионные фирмы Туризм Обслужено турфирмами 261 тыс. чел. 333,8 тыс. чел. 507 чел. 902 чел.
Гостиницы, санаторнокурортные организации, организации отдыха, предприятия питания Гостиничное дело Размещено в КСР 2203,2 тыс. чел. 4 010,2 тыс. чел. 888 чел. 1 617 чел.
Предприятия инфраструктуры туризма Сервис — — — 3 608 чел.
ренцированных по уровню развития туризма; 2) с учетом структуры суммарной потребности в кадрах.
В первую группу муниципальных образований по данным Мособлстата [4] входят ГО Домодедово, Одинцовский МР, ГО Химки, Красногорский МР, Мытищинский МР, Истринский МР, Пушкинский МР, Солнечногорский МР, Ленинский МР, Щелковский МР. Эти муниципальные образования имеют наилучшие значения показателей с точки зрения развития туризма, в частности: по объему реализации туристских услуг, услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, санаторно-курортных услуг.
Во вторую группу включены муниципальные образования, обладающие высоким по-
тенциалом с точки зрения развития туризма, особенно за счет эффективного использования ресурсов культурно-познавательного туризма [6]. К ним относятся: Волоколамский МР, Дмитровский МР, Клинский МР, Коломенский МР, Можайский МР, Сергиево-Посадский МР, ГО Серпухов, Чеховский МР. В перспективе именно эти муниципальные образования должны стать основой реализации регионального туристского проекта «Губернское кольцо Подмосковья».
В третью группу входят муниципальные образования с умеренным потенциалом роста в сфере туризма, так как эти районы обладают не очень значительными туристскими ресурсами. К ним относятся: ГО Балашиха, ГО Бронницы, ГО Власиха, Воскресенский
Таблица 2
Потребность в кадрах предприятий индустрии туризма Московской области
Группы муниципальных образований Потребность в кадрах предприятий индустрии туризма Московской области
Суммарная потребность в дополнительных рабочих местах Начальное и среднее профессиональное образование Высшее образование Профессиональная переподготовка
1. Муниципальные образования — лидеры в сфере туризма 2 758 359 1 379 1 021
2. Муниципальные образования с высоким потенциалом роста (за счет развития культурно-познавательного туризма) 2 144 279 1 072 793
3. Муниципальные образования с умеренным потенциалом роста в сфере туризма 1 225 159 612 453
Итого 6 127 797 3 063 2 267
Структура суммарной потребности 100% 13% 50% 37%
59
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ
МР, ГО Восход, ГО Дзержинский, ГО Долгопрудный, ГО Дубна, Егорьевский МР, ГО Железнодорожный, ГО Жуковский, Зарайский МР, ГО Звездный городок, ГО Звенигород, ГО Ивантеевка, Каширский МР, ГО Климовск, ГО Королёв, ГО Котельники, ГО Красноармейск, ГО Краснознаменск, ГО Лобня, ГО Лосино-Петровский, Лото-шинский МР, Луховицкий МР, ГО Лыткари-но, Люберецкий МР, ГО Молодёжный, Наро-Фоминский МР, Ногинский МР, Озёрский МР, ГО Орехово-Зуево, Орехово-Зуевский МР, Павлово-Посадский МР, ГО Подольск, Подольский МР, ГО Протвино, ГО Пущино, Раменский МР, ГО Реутов, ГО Рошаль, Рузский МР, Серебряно-Прудский МР, Ступинский МР, Талдомский МР, ГО Фрязино, ГО Черноголовка, Шатурский МР, Шаховской МР, ГО Электрогорск, ГО Электросталь, ГО Юбилейный.
Структура суммарной потребности в кадрах индустрии туризма определена на основе экспертной оценки [1].
Выводы
Произведенные расчеты позволили вывести два основных количественных показателя потребности сферы туризма в Московской области:
1) при нормативном сценарии развития туризма потребуется увеличение количества рабочих мест в диапазоне от 4 тыс. до 5 тыс.;
2) для инновационного сценария планируется увеличение количества рабочих мест до более чем 6 тыс.
Методика, разработанная и апробированная на примере различных муниципальных образований Московской области, может быть применена при определении актуальных и перспективных потребностей в кадрах в различных сферах деятельности в разных регионах Российской Федерации. Прогнозируемость кадровых потребностей, в свою очередь, играет позитивную роль при осуществлении глубокой качественной разработки кратко-, средне-и долгосрочных планов социально-экономического развития российских территорий.
Литература
1. Зайцева Н.А. Управление человеческими ресурсами в организации туризма и гостеприимства // Тематический сборник материалов конференции «Профессиональное образование в сфере туризма как условие повышения качества туристских услуг». М.: ФГБОУ ВПО «РГУТиС», 2012. С. 153—158.
2. Платонова Н.А., Бушуева И.В., Кривошеева Т.М., Харитонова Т.В. Мониторинг контроля и оценки качества образования. Монография. М.: ФГБОУ ВПО «РГУТиС», 2013.
3. Федулин А.А., Платонова Н.А., Кривошеева Т.М., Харитонова Т.В. Практика внедрения общественного мониторинга контроля и оценки качества образования. Монография. М.: ФГБОУ ВПО «РГУТиС», 2013.
4. Fedulin, A. Sakharchuk, E. Ilkevich, S., 2014. Moscow regional education cluster in tourism and services: a new sustainable development paradigm. World Applied Science journal (Special issue, March 2014), pp.: 123—125.
5. http://100dorog.ru/guide/news (дата обращения: 12.04.2014).
IDENTIFYING THE MOSCOW REGION TOURISM INDUSTRY DEMAND FOR PERSONNEL TRAINING
Krivosheeva Tat’iana Mikhailovna, Candidate of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Business Technologies in Tourism and Hospitality, ktm-ipad@mail.ru,
Kharitonova Tat’iana Viktorovna, Candidate of Economics, Associate Professor at the Department of Business Technologies in Tourism and Hospitality, naceka@mail.ru,
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation
This article deals with the issues of identification of the demand for training the personnel for the Moscow region tourism industry. The range of issues raised in the article covers (1) the causes ofthe trained personnel shortage in the region; (2) the employers’ general approaches to candidates’ applications processing;
(3) the current and expected enrollment in Tourism- and Hospitality-related training programmes; and
(4) the creation of forecast scenarios of Moscow region tourism industry development, which vividly
60 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №2
Модель профессионального туристского образования в системе формирования бренда территории
demonstrate a growing demand for personnel. The article focuses on the evaluation methodology of the demand for the tourism industry personnel and its approbation in a number of Moscow-region-based municipal entities. The evaluation methodology is based on the trend analysis of the tourism industry development indices, strategic and standard-and-goalprogramming, the multiplier theory, extrapolative and scenario forecasting. The strategic guidelines for Moscow region tourism industry development correspond to the performance targets of the development of domestic and inbound tourism in the Moscow region in effect until 2018: a twofold increase in the number of tourists using collective accommodation facilities, a 30% increase in the tourist companies’ customership, up to a 4% increase in the number of foreign tourists using collective accommodation facilities, etc. The application of the methodology developed by the authors of the article allows of the conclusion that, for the innovative development scenario, the number of jobs in the Moscow region tourism industry should have reached 6,000 by 2018. The methodology can be applied to assess the current and expected demand for personnel as observed in a variety of business domains in different regions of the Russian Federation.
Keywords: demand for personnel, personnel training, tourism, service, hospitality, Moscow region
References
1. Zaitseva, N.A. Upravlenie chelovecheskimi resursami v organizatsii turizma i gostepriimstva. Materialy konferentsii «Professional’noe obrazovanie v sfere turizma kak uslovie povysheniia kachestva turistskikh uslug [Human resources management intourism and hospitality organization. In proceedings ofthe conference on tourism-oriented professional training as a contributor to tourist service quality improvement], Pp. 143—149.
2. Platonova, N. A., Bushueva, I. V., Krivosheeva, T. M., and Kharitonova, T.V. Monitoring kontrolia i otsenki kachestva obrazovaniia: monografiia [Educational quality control and assessment monitoring: monograph]. Moscow: FGBOU VPO «RGUTiS» Publ., 2013
3. Fedulin, A. A., Platonova, N. A., Krivosheeva, T. M., and Kharitonova, T.V. Praktika vnedreniia obshchestvennogo monitoring kontrolia i kachestva obrazovaniia: monografiia [Practical implementation of community monitoring of educational quality control and assessment]. Moscow: FGBOU VPO «RGUTiS» Publ., 2013.
4. Fedulin, A. Sakharchuk, E. Ilkevich, S., 2014. Moscow regional education cluster in tourism and services: a new sustainable development paradigm. World Applied Science journal (Special issue, March 2014), pp.: 123—125.
5. http://100dorog.ru/guide/news.
УДК 379.852 (470.325) DOI: 10.12737/3877
МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ БРЕНДА ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ Г. БЕЛГОРОДА И БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Макринова Елена Игоревна, зав. кафедрой сервиса и туризма, доктор экономических наук, профессор, makrinova@bukep.ru,
Каплунова Ирина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры сервиса и туризма, Irina2010kap31@yandex.ru,
АНО ВПО «Белгородский университет кооперации, экономики и права», Белгород,
Российская Федерация
В статье предложена модель развития профессионального туристского образования, учитывающая особенности трансграничного региона и способствующая повышению туристской привлекательности города как центра научно-познавательного туризма. Авторами осуществлена
61