Научная статья на тему 'Определение параметров силового распределения в элементах волновой передачи с промежуточными телами качения с полым валом в трансмиссии геохода'

Определение параметров силового распределения в элементах волновой передачи с промежуточными телами качения с полым валом в трансмиссии геохода Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
161
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОХОД / ТРАНСМИССИЯ / ВОЛНОВАЯ ПЕРЕДАЧА С ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ ТЕЛАМИ КАЧЕНИЯ С ПОЛЫМ ВАЛОМ / СИЛОВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ . / GEOHOD / TRANSMISSION / WAVE GEAR WITH ROLLING BODIES WITH HOLLOW SHAFT / FORCE DISTRIBUTION

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Тимофеев В. Ю., Дохненко М. В.

Представлена схема взаимодействия сил и вращающих моментов в элементах волновой передачи с промежуточными телами качения с полым валом. Определены силы и вращающие моменты, возникающие при работе волновой передачи с промежуточными телами качения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Тимофеев В. Ю., Дохненко М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A scheme of interaction of forces and torques in elements of the wave gear with rolling bodies with hollow shaft is presented. Forces and torques that arise when working with wave gear with rolling bodies with hollow shaft are defined

The calculation of forces arising when drilling deep degassing, technical and exploration wells in underground conditions is fulfilled. Substantiated construction and developed boring rig, providing automatically interception of drill string when it is applied to the face.

Текст научной работы на тему «Определение параметров силового распределения в элементах волновой передачи с промежуточными телами качения с полым валом в трансмиссии геохода»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Царицын В.В. Бурение горных парод. - Киев, Техническая литература, 1959. -343с.

2. Патент на ПМ № 103837. Буровой станок. / В.И. Клишин, Д.И. Кокоулин, Б. Кубанычбек, А.П. Гуртенко, П.И. Гуртенко // БИ № 12. 2011.

3. Патент на ПМ № 88058. Буровой станок. / В.И. Клишин, Д.И. Кокоулин, Б. Кубанычбек, А.П. Гуртенко, П.И. Гуртенко // БИ № 30. 2009.

□ Авторы статьи:

Клишин Владимир Иванович член-корреспондент РАН, д-р техн. наук, профессор, директор Института угля СО РАН, зав. каф.горных машин и комплексов КузГТУ . E-mail: [email protected]

Кокоулин Даньяр Иванович канд. техн. наук, ст. научн. сотрудник. Института горного дела СО РАН.

Тел. +7 (383) 217-05-36

Гуртенко Андрей Петрович технический директор

ООО «Спецгидравлика» Тел.(383) 220-31-24.

УДК 622.232.7

В.Ю. Тимофеев, М.В. Дохненко

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ СИЛОВОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ В ЭЛЕМЕНТАХ ВОЛНОВОЙ ПЕРЕДАЧИ С ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ ТЕЛАМИ КАЧЕНИЯ С ПОЛЫМ ВАЛОМ В ТРАНСМИССИИ ГЕОХОДА

В настоящее время группой ученых при поддержке гранта Министерства образования РФ ведутся работы по разработке геохода нового поколения, поэтому разработка вариантов конструктивных решений геохода и его систем, а также методик их расчета является актуальной научнопрактической задачей. На сегодняшний день выработаны требования ко всем основным системам [1]. Одной из главных систем геохода является его трансмиссия, так как именно трансмиссия создает необходимый вращающий момент и тяговое усилие на внешнем движителе, обеспечивает скоростные параметры его перемещения и напорное усилие на исполнительном органе [2].

Один из вариантов конструктивного решения предполагает использование волновой передачи с промежуточными телами качения (ВППТК) в трансмиссии геохода [3]. В существующих решениях трансмиссии геохода в качестве привода используются гидроцилиндры, расположенные по хордам окружности корпуса геохода. Такое техническое решение имеет ряд существенных недостатков, таких как неравномерность и цикличность вращения головной секции, существенные динамические нагрузки на корпус, существенная нагрузка на корпус в местах крепления гидроцилиндров [4]. Применение ВППТК в трансмиссии геохода вполне перспективно, так как при ее использовании повышается плавность работы, снижаются динамические нагрузки на корпус геохода. Конструктивные особенности геохода обусловливают необходимость разработки нового типа ВППТК - с полым валом. В [5] определено схемное решение трансмиссии геохода с ВППТК с полым валом, наиболее соответствующее требованиям к трансмиссии, поэтому определение уси-

лий, возникающих при взаимодействии элементов ВППТК, является актуальной научно-практической задачей.

Параметры силового распределения определяют усилия и вращающие моменты, возникающие от взаимодействия между генератором волн, сепаратором, зубчатым венцом и роликом (рис. 1). Конструктивный элемент в виде сквозного отверстия в генераторе волн определяет габарит свободного пространства. В ВППТК одновременно находятся в зацеплении (в работе) 30...50% от общего числа роликов [6]. Для создания тягового усилия трансмиссией необходимо, чтобы вращающий момент на зубчатом венце МВ был больше требуемого внешнего момента. При работе ВППТК в контактных парах «генератор волн-ролик», «зубчатый венец-ролик» и «сепаратор-ролик» создаются активные и возникают реактивные усилия ¥Г, ¥В, ¥С соответственно. Силы, воздействующие на ролик, представляют собой систему сходящихся сил, которую рассматриваем относительно системы координат, связанной с роликом и зубчатым венцом. Ось ординат данной системы проходит через центр зубчатого венца ОВ (центр сепаратора ОС) и центр /'-го ролика, находящегося в зацеплении, ось абсцисс - перпендикулярна оси ординат.

Силовое взаимодействие роликов и элементов ВППТК происходит при вращении генератора волн. Текущий угол поворота генератора обозначен <рГ, зацепление в передаче происходит на участке р*. При этом активная сила, возникающая от генератора волн на ролике ¥Г, воздействует по линии соединяющей центр генератора волн ОГ с точкой взаимодействия ролика и генератора. Угол между линиями, соединяющими точку ОГ и точку

Горные машины и оборудование

17

Рисунок 1 - Схема взаимодействия в элементах ВППТК с полым валом

взаимодействия генератора волн и осью y, является углом давления на ролик уР.

В точке контакта ролика с зубчатым венцом возникает реактивная сила FB, которая воздействует по линии, соединяющей точку взаимодействия и центр ролика. Угол ав между линиями, соединяющими точку взаимодействия с центром ролика и осью у, является углом передачи движения.

В точке контакта ролика и сепаратора возникает реактивная сила Fc, линия действия которой перпендикулярна плоскости перемычки сепаратора. В связи с тем, что при совершении рабочего хода, ролик ВППТК двигается от центра сепаратора Ос, на плоскости перемычки возникает сила трения Ftp, направление которой - вдоль плоскости перемычки сепаратора. Полная сила трения

Fc равна векторной сумме данных сил: Fc + FТР

. Линия действия силы F'c отклонена от линии

действия силы Fc на угол трения д>ТР.

Вращающий момент Мв образуется на зубчатом венце за счет суммирования проекций реакции зубчатого венца FBi от воздействия i-го роли-

ка, находящегося в зацеплении, на ось xi, при плече момента равном среднему радиусу сепаратора

RCcp-

ZP

МВ = ^ FBXi 'RCcp

(1)

i=1

где Евхі - проекция реакции зубчатого венца от воздействия /-го ролика, находящегося в зацеплении, на ось х, Н;

КСср - средний радиус сепаратора передачи, м;

1РЗ - число роликов в передаче одновременно находящихся в зацеплении.

Проекция реакции зубчатого венца от воздействия /-го ролика, находящегося в зацеплении, на ось х/,

Рвхі=Рві*тавг (2)

где ав/ - угол передачи движения для і-го ролика, находящегося в зацеплении, град;

¥ВІ - сила воздействия ролика на зубчатый венец, град.

Средний радиус сепаратора передачи:

Ксср=іїр^-(1+^п)/2-ж (3)

где йр - диаметр ролика передачи, мм;

1 - общее число роликов в передаче;

КжП - коэффициент ширины перемычки сепаратора;

Число роликов в передаче одновременно находящихся в зацеплении:

1рз=Крз-2 (4)

где КРЗ - коэффициент числа роликов, одновременно находящихся в зацеплении, КРЗ=0,3...0,5 [6].

Передаточное отношение передачи q при остановленном сепараторе [6]:

q=Z+1 (5)

Вращающий момент на генераторе волн МГ:

Мг = Мв^ (6)

Реактивный момент на сепараторе [7]:

Мс= (q ~ V■ Мг (7)

Реактивный момент на сепараторе, выраженный через Мв:

-

Мс = - ■ Мв

q

(8)

Вращающие моменты на генераторе волн, зубчатом венце и сепараторе постоянны.

Вращающий момент МВ уравновешивается внешним моментом МВР. Момент МС уравновешивается реакцией в заделке.

Нормальная сила реакции на і-ой перемычке сепаратора прямо пропорциональна крутящему

моменту на сепараторе, отнесенному к среднему радиусу сепаратора, и распределена между роликами находящимися в зацеплении:

Fa =■

М

с

(9)

RСср ■ 7РЗ

Полная сила реакции на i-ой перемычке сепа-

ратора:

FCi =

F

i

(10)

cos фТр

где q>jP - угол трения стали по стали при наличии смазки ($тр=2,86°...5,72°).

Сила трения скольжения ролика по перемычке сепаратора:

FTPi = FCi' (11)

Полученные выражения определяют параметры силового распределения между элементами ВППТК с полым валом. Значения усилий и вращающих моментов, полученные по данным выражениям, используются для определения прочностных параметров материала и геометрических параметров элементов ВППТК с полым валом.

Полученные результаты достигнуты в ходе реализации комплексного проекта при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ. Договор №02.G25.31.0076.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Формирование требований к основным системам геохода // Аксенов В.В., Ефременков А.Б., Садовец В.Ю., Блащук М.Ю., Бегляков В.Ю., Тимофеев В.Ю. - Перспективы развития горно-транспортных машин и оборудования: Сборник статей. Отд. выпуск Горного информационного аналитического бюллетеня . - 2009. -10. - 432. - М.: Горная книга (Горный инженер). С. 107-118.

2. Обоснование необходимости разработки трансмиссии геоходов // Аксенов В.В., Ефременков А.Б., Тимофеев В.Ю., Блащук М.Ю.. // Вестник КузГТУ. 2009. № 3. С. 24 -27.

3. Обзор волновых передач возможных к применению в трансмиссии геохода // Аксенов В.В., Ефременков А.Б., Блащук М.Ю., Тимофеев В.Ю. Горное машиностроение: Труды VII Всероссийской научно-практической конференции. Отд. выпуск Горного информационно-аналитического бюллетеня Mining Informational and analitical Bulletin (scientific and tecnical journal). - 2010. - №OB3 - 464 c. - M.: Горная книга. С. 137-149.

4. Разработка и анализ возможных вариантов гидропривода в трансмиссии геохода // Аксенов В.В., Ефременков А.Б., Блащук М.Ю., Тимофеев В.Ю. Горное машиностроение: Труды VII Всероссийской научнопрактической конференции. Отд. выпуск Горного информационно-аналитического бюллетеня Mining Informational and analitical Bulletin (scientific and tecnical journal). - 2010. - №OB3 - 464 c. - M.: Горная книга. С. 184-194.

5. Синтез вариантов схемных решений трансмиссии геохода с волновой передачей // Аксенов В.В., Тимофеев В.Ю. Отд. выпуск Горного информационно-аналит. бюллетеня Mining Informational and ana-litical Bulletin (Scientific And Tecnical Journal). - М.: Горная книга. - 2013.- № ОВ6. - 532 с. С. 426-439.

6. Беляев А.Е., Механические передачи с промежуточными телами повышенной точности и долговечности. Учебное пособие - Томск: ТПИ, 1986. - 60 с.

7. Отчет о НИР. Разработка методик расчета редуктора повышенной точности и долговечности. УДК621.833.1. Инв. номер гос. регистрации № 0188.0081983. 1988. С. 53.

□Авторы статьи:

Тимофеев Вадим Юрьевич доцент кафедры «Г орно-шахтное оборудование» (Юргинский технологический институт (филиал) ТПУ), email: [email protected]

Дохненко Максим Викторович. студент ( Юргинский технологический институт (филиал) ТПУ ), email: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.