Научная статья на тему 'Определение параметров применимости кассетного трала при глубоководном опробовании месторождений железомарганцевых конкреций'

Определение параметров применимости кассетного трала при глубоководном опробовании месторождений железомарганцевых конкреций Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
97
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗОМАРГАНЦЕВЫЕ КОНКРЕЦИИ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ МЕТАЛЛЫ / КАССЕТНЫЙ ТРАЛ / САМОВСПЛЫВАЮЩИЕ ЕМКОСТИ / КРУПНОМАСШТАБНОЕ ОПРОБОВАНИЕ / СОПРОТИВЛЕНИЕ ВСПЛЫТИЮ / СЖАТИЕ ГАЗОВ / ПОДЪЕМНАЯ СИЛА

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Каширский А. С., Кузин Е. А., Кириченко Ю. В., Адигамов А. Э., Галиакбарова Р. М.

Приведены основные сведения о морских месторождениях твердых полезных ископаемых (ТПИ) и актуальности их освоения. Предложен кассетный трал для крупнообъемного опробования конкрециеносных залежей и обоснованы его параметры. Разработана методика расчета требуемой подъемной силы для доставки самовсплывающих емкостей на поверхность. Получены зависимости для определения конструктивных параметров трала и режимов его работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Каширский А. С., Кузин Е. А., Кириченко Ю. В., Адигамов А. Э., Галиакбарова Р. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimating the parameters of the applicability of a cassette sweeping gear for deep-water sampling of ferromanganese nodule deposits

The article presents main data on sea-floor solid mineral (SM) deposits and proves the importance of their development. A cassette sweeping gear is proposed for bulk sampling of nodule-bearing deposits with the substantiation of its characteristics. The methodology is described of the calculation of the required lifting force for the delivery of boomerang canisters to the surface. The dependences have been calculated for the estimation of a sweeping gear design parameters and its operation patterns

Текст научной работы на тему «Определение параметров применимости кассетного трала при глубоководном опробовании месторождений железомарганцевых конкреций»

Определение параметров применимости кассетного трала

при глубоководном опробовании месторождений железомарганцевых конкреций

А.С. Каширский, горный инженер, советник НП «Горнопромышленники России» Е.А. Кузин, начальник управления по контролю и надзору за объектами метрополитена, Комитет государственного строительного надзора города Москвы (Мосгосстройнадзор) Ю.В. Кириченко, профессор, д-р техн. наук, Горный институт НИТУ «МИСиС» А.Э. Адигамов, доцент, канд. техн. наук, ИБО НИТУ «МИСиС»

Р.М. Галиакбарова, студ. 5-го курса Горного института НИТУ «МИСиС»_

Возросший в последние десятилетия интерес к месторождениям твердых полезных ископаемых (ТПИ) Мирового океана вызван несколькими причинами. К основным из них следует отнести истощение месторождений суши, резкое усложнение горно-геологических условий их разработки, широкий спектр и высокое содержание полезных компонентов практически во всех видах минерального сырья морского дна. Наибольший интерес среди ТПИ Мирового океана представляют глубоководные полиметаллические сульфиды (ГПС), железомарганцевые конкреции (ЖМК), кобальт-марганцевые корки (КМК), россыпи цветных и редкоземельных металлов и металлоносные илы [1,2].

Эти руды содержат широкий спектр стратегических металлов, в том числе: марганец (Мп), медь (Си), никель (N1), кобальт (Со), цинк ^п), молибден (Мо), золото (Аи), серебро (Ag), платина (Р^, иттрий висмут (В1), редкоземельные элементы (РЗЭ), кадмий (Сф, свинец (РЬ), ванадий (V) и многие другие. Они также содержат фосфориты (Р205), бариты, цеолитсодержащие осадки и газогидраты. Значительная часть

этого перечня входит в список стратегических материалов, обеспечивающих минерально-сырьевую безопасность страны. В России этот список содержит 29 наименований, в США он непрерывно растет и к 2016 г. включал 107 позиций.

Проводимые многими странами мира (СССР-РФ в том числе) исследования показали наличие месторождений ТПИ во всех океанах нашей планеты как в международных районах, так и в пределах 200-мильной эксклюзивной зоны вдоль побережья многих стран [3]. Применительно к России залежи твердых полезных ископаемых выявлены в Арктической зоне, на Дальнем Востоке, в Балтийском, Черном и Каспийском морях. Глубина залегания месторождений ЖМК колеблется от нескольких десятков и первых сотен метров в шель-фовых и прибрежных зонах до 5-6 км в центральных акваториях океанов [4, 5].

Необходимо отметить, что принадлежность выделенных международным органом (комитетом) по морскому дну -МОМД (ISA) участков должна подтверждаться проведением активных и результативных геологоразведочных работ,

S

^LL

Рис. 1 Принципиальная схема использования кассетного трала при разработке или опробовании конкрециеносных залежей:

1 - положение буксирного судна в начале траления; 2 - положение буксирного судна в конце траления; 3 - судно-сборщик; 4 -положение кассетного трала в начале заходки; 5 - положение кассетного трала в конце заходки; 6 - сетчатые емкости; 7- буксирный трос; 8 - сигнальное устройство; 9 - траектория движения трала; 10 - траектории движения сетчатых емкостей

последующим проектированием технологии разработки и организацией опытно-промышленной добычи.

При геологоразведочных работах как в Мировом океане, так и в территориальных водах России пробы отбирались разными способами - тралом, грейфером, коробчатым дно-черпателем, бурением [6].

Применение разработанного в Московском горном институте кассетного трала (Патент РФ №2562304 от 11.08.2015 г.), оснащенного контролирующей аппаратурой, вследствие его способности отбирать большие объемы проб с обширных площадей способно обеспечить получение исходного материала и сведений для выполнения большинства предъявляемых к геологоразведочным работам требований (рис. 1).

Расчет параметров кассетного трала

При определении параметров кассетного трала и расчетах его технологических возможностей учитывались многолетний зарубежный и отечественный опыт морских геологоразведочных и горно-разведочных работ, попыток добычи ЖМК в Мировом океане, разведочные данные конкрецие-носных площадей как в международных, так и в российских водах, а также опыт разработки континентальных месторождений раздельно-зернистых горных пород и экскавации разрыхленных твердых пород.

Конструкция кассетного трала вследствие своей универсальности позволяет без технических переделок варьировать его производительность в достаточно широких пределах. Это достигается регулировкой механизма натяжения качающейся плиты, так как сетчатые емкости, рассчитанные по объему на вместимость 400, 500 и 750 кг (0,4; 0,5; 0,75 т) и более, могут поднимать на поверхность и другие массы [7]. Основную роль здесь играет подъемная сила баллонов-емкостей, вместимость которых должна обеспечить вытеснение такого объема воды, чтобы доставить на поверхность заданную массу конкреций, саму сетчатую емкость с аппаратурой и баллон из-под сжатого воздуха (газа).

Всплытие обеспечивается подъемной силой баллонов-емкостей, заполняемых под давлением, превышающим давление воды, воздухом (газом). В соответствии с физическими законами подъемная (архимедова) сила ЕА должна быть:

Еа > И + Еш • g , (1)

где И - гидродинамическое сопротивление всплытия, Н; Еш - общая масса сетчатой емкости, кг; g - ускорение свободного падения, м/с2.

При проектировании и изготовлении сетчатой емкости с сопутствующей аппаратурой подъема и подводного поиска необходимо минимизировать массогабаритные характеристики ее конструкции.

Такой подход позволяет увеличивать долю полезного груза в общей массе емкости, так как:

Еш = шс + шб + шк + шр + шг + шсу + Q',

(2)

и минерализации 35 %о; ЕУ - сумма объемов комплектующих деталей сетчатой емкости (полная масса).

При конструировании подводных аппаратов всегда стремятся к тому, чтобы комплекс имел нулевую (нейтральную) плавучесть [8, 9].

То есть под водой должно соблюдаться условие:

Еш=АМеЕУ=0 ,

(4)

где шс - масса непосредственно сети, кг; шб - масса надуваемых подъемных баллонов, кг; шк - масса катков, кг; шр -масса ресивера (баллона) для сжатого воздуха (газа), кг; шг - масса газа (воздуха), кг; шсу - масса сигнального устройства, кг; Q' - масса полезного груза (поднимаемых конкреций с илами), кг.

Полная масса и полный плавучий (водоизмещающий) объем связаны между собой уравнением плавучести:

Еш =АвЕУ , (3)

где Ав =1028,1 кг/м3 - средняя плотность воды при 1 = 0 °С

где АМе - плотность материала, из которого изготовлена емкость, кг/м3.

Такое условие обеспечивается при АМе=Ав, тогда уравнение плавучести:

Еш=Ав-ЕУ=АмеЕУ (5)

Последние разработки в оборонной и космической отраслях позволили отечественной промышленности выпускать сверхпрочные и сверхлегкие ткани, материалы и сплавы с усилием разрыва - несколько сот килограммов на квадратный миллиметр.

Исходя из этого массы непосредственно сетки и надуваемых подъемных баллонов в воде можно принять равными нулю:

шс = 0 ; шб = 0.

Массу катков необходимо сбалансировать таким образом, чтобы отрицательная плавучесть нижних катков компенсировалась положительной плавучестью верхних.

Масса сигнального устройства с аккумулятором, помещенным в прочный корпус, с учетом современного развития навигационных технологий не будет превышать одного килограмма, а объем 0,00025 м3.

Масса газа (воздуха) совместно с ресивером (баллоном) будет рассчитана ниже при определении необходимого давления и количества воздуха.

Масса полезного поднимаемого груза рассчитывается, исходя из грузоподъемности сетчатой емкости с учетом Архимедовой силы морской воды и составит:

о' = о,- Qв , (6)

где Ов= Ув Ав - масса воды, вытесняемой полезным грузом (конкреций с вмещающими илами); Ув - объем воды, вытесняемой полезным грузом (Ув= Уо) ; Оо = Уо Аср - масса полезного груза на воздухе (задается типоразмером трала); Аср - средняя плотность конкреций с илами на воздухе.

С учетом того что в поднимаемом полезном грузе около 10% будут занимать вмещающие породы (донные илы):

АСр=0,9Ак+ 0,1АИ , (7)

где Ак =1980 кг/м3 - средняя плотность конкреций; Аи =1180 кг/м3 - средняя плотность илов [10-12].

Тогда Аср =1900 кг/м3 .

С учетом вышеизложенного масса полезного поднимаемого груза составит:

О' = Уо Аср - Уо •Ав = Уо (Аср - Ав), кг

(8)

Применительно к условиям залегания конкреций в Мировом океане введен поправочный коэффициент перевода расчетной грузоподъемности трала к полезной массе:

к = \САв = 1900-1028 = 0,459.

А

1900

(9)

Отсюда масса полезного груза для принятых типоразмеров трала ^ = 400 кг; 500 кг; 750 кг) составит

о! = о! • кп = 183,6 кг;

02 = о2 • кп = 229,5 кг;

03 = о3 • кп = 344,3 кг.

При условии задания грузоподъемности сетчатых емкостей 400 кг, 500 кг и 750 кг в водной толще масса полезного груза на поверхности (в воздухе) рассчитывается следующим образом:

о! = ° = 871,5 кг;

кп

02 = ° = 1089,3 кг;

2 кп

о

03 = = 1634,0 кг.

о3 кп ,

На основании вышеизложенного уравнение плавучести (3) можно представить в виде:

шр+ шг+1,0+ окп = Ур+ Уг+0,00025+ Уо (10)

Следовательно, подъемную силу можно отобразить зависимостью:

R = Cx ABv2 Q

x 2 '

Fa>Rx+ (шр+ mr+1,0+ Q0 kn )■ g .

(11)

Рис. 2

Схематический разрез сетчатой емкости к расчету площади смоченной поверхности и параметров баллонов:

1 - сетка; 2 - конкреции; 3 - основной баллон; 4 - вспомогательный баллон

где Сх - коэффициент лобового сопротивления, величина которого ориентировочно определяется путем сложения его составляющих по формуле [7-10]:

Cx_KK(Cfmi+ACfa)+Cœ+ECXB4 ,

(13)

Основное сопротивление воды оценивается по известным методикам расчетов обитаемых и необитаемых подводных аппаратов (ОПА и НПА) [9, 13, 14]. Необходимо также отметить, что полученные результаты будут ориентировочными, так как многие составляющие могут быть получены лишь по результатам экспериментальных исследований [13, 14].

Конструкция и расчет параметров сетчатой емкости

Схематически форма сетчатой емкости представляет собой усеченный по длинной оси эллипсоид, размеры которого зависят от типа применяемого кассетного трала (рис. 2).

Для определения сопротивления всплыванию сетчатых емкостей рассчитывается полный подводный объем У и смоченная поверхность Сопротивление при заданных скоростях движения V определяется по выражению:

3

где Кк - коэффициент, учитывающий влияние на сопротивление трения продольной кривизны (зависит от относительного удлинения X); Спл- коэффициент сопротивления трению плоской пластины, имеющей ту же длину и смоченную поверхность; АС^ш - надбавка на шероховатость внешней поверхности; Сш - коэффициент вихревого сопротивления; Схвч - коэффициент, учитывающий сопротивление выступающих частей.

Полученные расчетные значения составляющих формулы (11) свидетельствуют, что основная подъемная сила должна приходиться на массу полезного груза и массу газа (воздуха). Остальные составляющие не превышают 5-7% от совместной массы конкреций и газа и во многом зависят от скорости V.

При расчетах параметров самовсплывающих сетчатых емкостей использовались классические положения термодинамики и гидростатики [12, 13]. Известно, что частицы газа не связаны молекулярными силами притяжения и, свободно двигаясь, равномерно заполняют весь объем, то есть газы могут сжиматься и неограниченно расширяться. Соответственно, при различных действиях с газом его масса будет сохраняться и останется постоянной (m = const), причем может оставаться постоянной и температура (T = const). Например, при нормальных уровнях t = 0 °С. Изменение объема сопровождается изменением коэффициента сжимаемости.

Состояние заданной массы газа определяется значениями трех параметров: давления Р (Па), объема V (м3) и температуры T (К), которые связаны друг с другом через уравнение состояния тела.

pV = и R T ,

(14) молярная

где и - количество вещества (и = m/M , где М масса газа, г/моль); R - газовая постоянная.

Но поведение реальных газов хорошо описывается уравнением pVm = R T только при малых плотностях, т.е. при не слишком больших давлениях и достаточно высоких температурах. С повышением давления и уменьшением температуры наблюдаются значительные отступления от этого уравнения (12) и (13). В действительности, уже при давлениях порядка 200 атм наблюдаются заметные отклонения, которые, непрерывно возрастая с увеличением давления, достигают при 1000 атм более 100%. Эти отклонения не представляются удивительными, поскольку при увеличении плотности начинают играть все большую роль объем молекул и взаимодействие между ними.

Для описания поведения газов в широком интервале плотностей было предложено много различных уравнений. Самым простым из них и вместе с тем дающим достаточно хорошие результаты оказалось уравнение Ван-дер-Ваальса:

a

V2

(Vm - b) = RT ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(15)

где р - давление, оказываемое на газ извне (равное давлению газа на стенки сосуда), а и Ь - константы Ван-дер-Вааль-са, имеющие для разных газов различные значения, определяемые опытным путем. Если давление выражено в Паскалях, а объем - в м3 на моль, то константа а измеря-

ется в Па-м6/моль2, а константа Ь - в м3/моль.

Из-за взаимного притяжения между молекулами газ как бы сжимается большим давлением, чем давление р, оказываемое на газ стенками сосуда, в котором он заключен. Поправка характеризует ту добавку к внешнему давлению, которая обусловлена взаимным притяжением молекул друг к другу. Заметное воздействие молекул друг на друга осуществляется в пределах небольших расстояний, называемых радиусом молекулярного действия. Сила взаимного притяжения двух элементарных объемов, имеющих размеры порядка этого радиуса, пропорциональна как числу молекул, заключенных в одном из объемов, так и числу молекул, заключенных в другом объеме. Каждое из этих чисел в свою очередь пропорционально числу молекул в единице объема, т.е. обратно пропорционально объему газа.

Вследствие того, что молекулы обладают конечным объемом, пространство, доступное для движения молекул, оказывается меньшим, чем объем сосуда Уш. Поправка Ь характеризует ту часть объема, которая недоступна для движения молекул. Она равна нескольким суммарным объемам молекул, содержащихся в моле газа [16].

\ 1 ■ • luv \ 4

! \ \ \

| v \ \

x 4

I . \ г \ *. \ 1 4 4

к \ -----------

IV\ 4.

\ VN

\ ------

---------

500C И, м

Рис. 4

Глубина залегания, м Объем сжимаемости газа Vr, м3

1,0 10,0 20,0 50,0 100,0

Подъемная сила Fn(w (воздух / водород), кг

10000 1,1 / 2,21 11,0 / 22,1 22,0 / 44,2 55,0 / 110,7 110,0 / 221,0

5000 1,8 / 2,91 18,0 / 29,1 36,0 / 58,2 90,0 / 145,7 180,0 / 291,0

3000 2,5 / 3,61 25,0 / 36,1 50,0 / 72,2 125,0 / 180,7 250,0 / 361,4

2000 3,6 / 4,71 36,0 / 47,1 72,0 / 94,2 180,0 / 235,7 360,0 / 471,4

1000 8,8 / 9,91 88,0 / 99,1 176,0 / 198,2 440,0 / 495,7 880,0 / 991,4

100 98,8 / 99,1 988,0 / 991,0 1976,0 / 1998,0 4940,0 / 4995,7 9880,0 / 9991,4

320 300

гао

по 100

/ /У

/' //

а / //

а / // /

и / / / ■

! / f / у J / 1' .

// / / / / у

// / / • х

! / / / /'/ У

?/// У

/ / /// У

U ; г \1 , / / /// ^

" fr * * а , ///у / S j-""

* ' jV '/V^

IW^

Воздух (1000 атм - 10 км) Водород (1000 атм - 10 км)

- - - — 500 атм - 5 км

- - — - - - 300 атм - 3 км

- - . - - - 200 атм - 2 км

— — — — — — 100 атм - 1 км

Рис. 3

С учетом вышеизложенных положений были произведены расчеты объемов V и массы газа m для различных давлений в диапазоне от 10 атм (глубина около 100 м) до 1000 атм (глубина около 10 км) при температуре 280 К. Например: масса 1 м3 (1000 л) воздуха составляет ~1200 г (1,2 кг), а его объем при давлении 1000 атм составит 2,3 л, водород при этих условиях занимает почти такой же объем, но его масса будет 86,8 г (0,087 кг). По результатам расчетов были построены графики зависимости подъемной силы Епод от различных параметров -объемов сжигаемых газов, объемов сжатых газов, их массы и глубины пробоотбора или разработки (рис. 3, 4). Полученные номограммы позволяют обосновать конструктивные параметры трала и выбирать режимы опробования или разработки конкрециеносных залежей в зависимости от условий залегания ЖМК.

Информационные источники_

1. Козловский Е.А. Россия: минерально-сырьевая политика и национальная безопасность. - М.: Изд-во МГГУ, 2002. - 856 с.

2. Кириченко Ю.В., Щёкина М.В. Освоение ресурсов Мирового океана - основа национальной безопасности России (современное состояние и пути решения) / Сб. докл. VI съезда гидромеханизаторов России. - М.: Изд-во ООО «Центр инновационных технологий», 2012. - С. 101-110.

3. Доклад и рекомендации Совета Международного органа по морскому дну в отношении заявки Правительства Российской Федерации на утверждение плана работы по разведке полиметаллических сульфидов. Международный орган по морскому дну. - ISBA/17/12.17-я сессия, Кингстон, Ямайка, 11-22 июля 2011 г. - 20 с.

4. Гальперин А.М., Кириченко Ю.В., Каширский А.С. и др. Оценка возможности вовлечения железомарганцевых месторождений морского дна в разработку. Ч. 1. Минерально-сырьевые ресурсы Мирового океана //ГИАБ. - 2014. - № 5. - С. 134-142.

5. Андреев С.И., Казакова В.Е., Бабаева С.Ф., Черкашев Г.А. Твердые полезные ископаемые Мирового океана: история открытий, геологическое изучение, перспективы освоения / Горный журнал. - 2013. - № 11. - С. 65-72.

6. Истомин С.Ю., Дробаденко В.П., Контарь Е.А. Техника морских геологоразведочных и горноразведочных работ. - М.: Изд-во МГРИ, 1990. - 121 с.

7. Кириченко Ю.В., Каширский А.С. и др. Способ добычи железомарганцевых конкреций из илистых донных отложений и устройство для его осуществления. Патент РФ на изобретение № 2562304 от 11.08.2015.

8. Карякин Н.И., Быстров К.Н., Киреев П.С. Краткий справочник по физике. - М.: Высшая школа, 1962. - 560 с.

9. Пантов Е.Н., Махин Н.Н., Шереметов Б.Б. Основы теории движения подводных аппаратов. -Л.: Судостроение, 1973.

10. Железомарганцевые конкреции Мирового океана. Под ред. Ю.В.Казмина. - Тр. ВНИИОкеан-геология ПГО Севморгеология. Т. - 192. М.: Недра, 1984. - 175 с.

11. Задорнов М.М., Романчук А.И., Болотов Л.А. Минеральное сырье. Железомарганцевые образования /Справочник. - М.: ЗАО «Геоинформмарк», - 1998. - 46 с.

12. Инженерная геология рудной провинции Кларион-Клиппертон в Тихом океане. /Я.В. Неизвест-нов, А.В.Кошдратенко, С.А.Козлов и д-р. - Тр. ВНИИОкеангеология - СПб.: Наука, 2004. - 281 с.

13. Дмитриев А.Н. Проектирование подводных аппаратов. - Л.: Судостроение, 1978. 376 с.

14. Самоходные необитаемые подводные аппараты / Под ред. И.М. Иконникова. - Л.: Судостроение, 1986. - 264 с.

15. Прокофьев В.Л., Дмитриева В.Ф. Физика. -М.: Высшая школа, 1983.

16. Atkins P.W. and De Paula. J. Physical Chemistry. - W.H. Freeman. 2010. - T. 1. - ISBN 9780199593361.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.