УДК 625.143
Н. И. Карпущенко, А. В. Быстров, П. С. Труханов
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ НА ТЕКУЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ПУТИ
Приведены методика и алгоритм определения норм расхода материалов на текущее содержание пути в зависимости от грузонапряженности, пропущенного тоннажа, плана и профиля участков пути, осевых нагрузок подвижного состава. Нормативы разработаны на основе анализа существующих нормативных документов, статистических данных из форм первичного учета ПУ-74 расхода материалов, годовых отчетов линейных участков и других источников. В зависимости от условий эксплуатации нормативы определяются по аналитическим зависимостям и корректирующим коэффициентам.
Многоотраслевое хозяйство пути требует для обеспечения нормальной работы хорошо организованного и бесперебойного материально-технического снабжения, т. е. удовлетворения нужд технического обслуживания пути в материалах, изделиях, запасных частях. Большое значение, особенно для такого крупного потребителя, как путевое хозяйство, имеет нормирование расхода материалов на текущее содержание пути и производственные запасы, хранящиеся на складах. При этом существенное значение имеет соблюдение правильной их комплектации.
Нормы расхода материалов на отдельные виды работ и текущее содержание 1 км пути в целом устанавливаются ОАО «РЖД». По мере изменения конструкции пути, совершенствования технологии работ, улучшения качества применяемых материалов эти нормы пересматриваются.
Ретроспективный анализ нормативов затрат труда и материалов на текущее содержание пути показал, что они эволюционировали вслед за изменением конструкции пути и условий эксплуатации.
По состоянию на 2014 г. общая протяженность главного пути ОАО «РЖД» составляла 124,6 тыс. км, в том числе:
86.7 тыс. км - протяженность бесстыкового пути (70 % от развернутой длины главных путей);
31 тыс. км - протяженность звеньевого пути на деревянных шпалах (24,9 % от развернутой длины главных путей);
6,9 тыс. км (5,5 %) - протяженность звеньевого пути на железобетонных шпалах;
32.8 тыс. км протяженности главного пути с железобетонными шпалами уложено с пружинными скреплениями [1].
Цели нашей работы:
- актуализация нормативной базы в хозяйстве пути;
- научное обоснование перечня и объемов выполнения работ на текущем содержании пути;
- оптимизация расхода материалов на текущее содержание пути.
Обоснование норм расхода материалов на текущее содержание железнодорожного пути, поправочных коэффициентов к нормам ведется в зависимости от класса, особенностей конструкции пути, наработанного тоннажа, плана и профиля пути и других эксплуатационных условий.
Эталонные километры пути. Для определения расхода материалов на текущее содержание пути в качестве типовых конструкций верхнего строения пути и условий эксплуатации принимаются такие, которые имеют достаточное распространение и не требуют усиления и дополнительных затрат при текущем содержании пути. В связи с этим вводится понятие эталонного километра и стрелочного перевода.
Эталонный километр для бесстыкового пути: бесстыковой путь, рельсы типа Р-65 неограниченной длины, шпалы железобетонные, скрепления типа КБ, балласт щебеночный без
разделительного слоя; участок пути, оборудованный автоблокировкой, расположенный на площадках и уклонах не круче 8 %о в прямых или кривых радиусом более 800 м; грузонапряженность - 26 - 50 млн ткм брутто/км в год; пропущенный тоннаж -201 -400 млн т брутто; скорость движения поездов - 101 - 120 км/ч для пассажирских, 90 км/ч -для грузовых.
Эталонный километр для звеньевого пути: звеньевой путь, рельсы типа Р-65 длиной 25 м, шпалы деревянные, скрепления типа ДО, балласт щебеночный без разделительного слоя; участок пути, оборудованный автоблокировкой, расположенный на площадках и уклонах не круче 8 % в прямых или кривых радиусом более 800 м; грузонапряженность - 26 -50 млн ткм брутто/км в год; пропущенный тоннаж - 201 - 400 млн т брутто; скорость движения поездов - 101 - 120 км/ч для пассажирских, 90 км/ч - для грузовых [3].
Сбор данных по расходу материалов на текущее содержание пути. Для определения норм расхода материалов на текущее содержание пути при участковой системе ведения путевого хозяйства анализировались существующие нормативные документы [1, 2], фактические данные по расходу материалов на Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры и объемы работ и затраты труда на смену элементов верхнего строения пути [2].
В таблице 1 приведены отчетные данные по расходу материалов на текущее содержание пути по Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры за 2014 г. Из данных таблицы следует, что на текущее содержание 1584,4 км звеньевого пути в 2014 г. приобретено материалов на сумму 232259 тыс. р., из них 159428 тыс. р. - 68,4 % - на замену негодных деревянных шпал. Стоимость материалов, израсходованных на текущее содержание 1 км звеньевого пути, составила 146,5 тыс. р.
При текущем содержании бесстыкового пути израсходовано материалов на сумму 121092 тыс. р., из них 38044 тыс. р. на приобретение резиновых подрельсовых и нашпальных прокладок, что составило 31,4 % от всех затрат на материалы. Стоимость материалов на текущее содержание 1 км бесстыкового пути составила 22 тыс. р., что в 6,66 раза меньше, чем стоимость материалов на содержание звеньевого пути с деревянными шпалами.
Другим источником информации о расходе материалов на текущее содержание пути явились данные первичного учета в форме ПУ-74 в линейных участках.
В таблице 2 приведены данные об объемах выполненных работ и затратах труда на смену элементов верхнего строения пути (ВСП) при текущем содержании 1 км пути в течение года. На смену элементов ВСП звеньевого пути эталонного километра затрачивается 187 че-ловекочасов, из них на 10 основных работ затрачено 85 %.
На смену деревянных шпал затраты составляют 121,1 человекочаса, или 65 % всех затрат.
Также в таблице 2 приведены данные об объемах работ и затратах труда на смену элементов ВСП эталонного километра бесстыкового пути. При этом на выполнение 10 основных работ трудозатраты составили 81 %. Наиболее затратными являются работы по смене резиновых подрельсовых и нашпальных прокладок, которые составляют 42,53 человекочаса, или 38 % от всех затрат на смену элементов. Затраты труда на смену элементов ВСП бесстыкового пути в 1,68 раза меньше, чем на содержание звеньевого пути.
Сводные данные о расходе материалов на текущее содержание звеньевого и бесстыкового пути, полученные из различных источников, приведены в таблицах 3 и 4. Обработка данных форм первичного учета ПУ-74 с участков протяженностью 100 км с эталонными условиями эксплуатации позволила сформировать базовые значения величин расхода материалов ВСП для эталонных километров, приведенные в таблицах 3 и 4.
Базовые значения расхода по всей номенклатуре материалов верхнего строения пути для эталонных километров удовлетворительно корреспондируются с нормативными документами и осредненными отчетными данными по всей Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры, приведенными в таблице 3.
Таблица 1 - Расход материалов на текущее содержание пути по Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры
Наименование элементов верхнего строения пути Звеньевой путь (1584,4 км) Бесстыковой путь (5499,7 км)
новых с/г новых с/г новых с/г всего новых с/г новых с/г новых с/г всего
стоимость, тыс р. масса, т количество, шт. шт./ км стоимость, тыс. р. масса, т количество, шт. шт./ км
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Накладки двухголовые, тн 1149,4 140 58,4 37,5 1982,8 1271,0 3 1994,9 242,9 101,5 65,08 3441,3 2206,0 2
Болты стыковые с гайками, тн 941,8 31,5 25,4 4,4 24516,2 4326,4 19 1634,7 54,8 44,2 7,809 42549,7 7508,8 10
Шайбы пружинные для стыковых болтов, тн 184,6 0 4,4 0 49993,7 0 32 320,5 0 7,8 0 86768,0 0 16
Подкладки КБ,тн 1912 363,2 65 65 9285,7 9285,7 4
Подкладки ДН-6-65, тн 1447,7 444,3 65,0 105,0 8485,6 13707,6 15
Клеммы жесткие, тн 1106,3 187,7 39,1 35 63194,2 56450,7 22
Болты клем-мные с гайками, тн 2186,5 207,7 58,7 29,39 124780,5 62390,2 35
Шайбы пружинные для клеммных и закладных болтов, тн 495,1 141,1 9,7 14,69 81627,2 122440, 8 38
Болты закладные с гайками, тн 1779,8 202,9 50 30 65703,0 39421,8 20
Втулки изолирующие, тн/шт. 158,6 0 30000,0 0 6
Прокладки под подкладку (на ж/б шпалы), тн/шт. 12417 41,3 89793,5 29931,2 22
Прокладки под подкладку (на дер. шпалы), тн/шт. 5316,3 1275,9 49293,8 118305,0 106
Прокладки под рельс КБ ЦП-143, тн/шт. 25089 496,7 391811 77578,5 86
Костыли, тн 1775,1 181,6 65,0 35,0 171052,6 92105,3 167
Противоуго-ны, тн 0,00 46,9 0 7,0 0 5147,1 4
Шпалы деревянные, тн/шт. 102460 56986 86757,0 101545,1 119
Шпалы железобетонные, тн/шт. 0 3173,3 0 8979,3 2
№ 4(24) ОЛИ с ИЗВЕСТИЯ Транссиба 83
2015 1
Окончание таблицы 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Металло-композитные и композитные накладки для изосты-ков, комплектов 8949,6 0 1478,8 0 1
Балласт (щебень), тыс. м3 11361 0 27508,1 0 18 32459 0 78594,4 0 15
Рельсы, тн 0 39463 0 3680 0 2277,1 2 0 34245 0 3193 0 3952,0 1
Соединители СРСП 2,6 0 6599,2 0 5 4,5 0 11453,3 0 3
Тарельчатые шайбы, тн/шт. 101,3 0,0 5999,2 0 4 175,8 0 10412,1 0 2
Суммарная стоимость 133690+98569= =232259 81735+39357= =121092
Стоимость материалов на 1 км - 146,5 на 1 км - 22,0
Таблица 2 - Объемы работ и затраты труда на смену элементов верхнего строения эталонного километра звеньевого и бесстыкового пути
№ п/п Наименование работы Единица измерения Норма Количество измерителей всего на 1 км Объем выполненных работ (шт. на 1 км в год) Трудозатраты на 1 км, человекоча-сов
1 2 3 4 5 6 7
Звеньевой путь, грузонапряженность - 26 - 50 млн ткм брутто/км в год, тоннаж - 201 - 400 млн т брутто,
протяженность - 301 км, трудозатраты - 187 чел. час/км
1 Смена деревянных шпал Шпала 1,514 1840 80,00 121,12
2 Вырезка балласта из шпальных ящиков вручную 10 м пути 2,969 100 33,01 9,80
3 Прикрепление рельсов к шпалам костылями Звено 3,200 40 2,07 6,63
4 Засыпка шпальных ящиков балластом вручную 10 м пути 1,699 100 32,96 5,60
Смена рельсов типов Р75 и Р65 длиной
5 25 м при смешанном костыльном скреплении с применением двух съемных портальных кранов (одиночная) Рельс 3,630 80 1,32 4,79
6 Смена подкладок при смешанном костыльном скреплении (одиночная) 10 подкладок 1,490 362 22,08 3,29
7 Смена рельсов типов Р75 и Р65 при костыльном скреплении (одиночная) Рельс 3,870 80 0,76 2,92
8 Смена изолирующих прокладок в изолирующем стыке Изолирующий стык 1,210 2,2 2,20 2,66
9 Смена стыковых накладок (одиночная). 10 стыков нити 7,220 8 3,16 2,28
10 Сверление болтовых отверстий в рельсах электрическими рельсосверлильны- 10 отверстий 2,430 32 7,00 1,70
ми станками
Итого 160,79
Бесстыковой путь, грузонапряженность - 26 - 50 млн ткм брутто/км в год, тоннаж - 201 - 400 млн т брутто,
протяженность - 300 км, трудозатраты - 111 чел.час/км
1 Смена резиновых (изолирующих) прокладок под подкладками при скреплении КБ (одиночная) 10 резиновых прокладок 4,680 368 60,00 0,016
84 ИЗВЕСТИЯ Транссиба № 0(24) 2015
1 V
Окончание таблицы 2
1 2 3 4 5 6 7
2 Смена подрельсовых (амортизационных) прокладок при раздельном скреплении 10 резиновых прокладок 1,070 368 135,00 0,037
3 Смена изолирующих прокладок в изолирующем стыке Изолирующий стык 2,180 4,4 4,40 1,000
4 Смена рельсов типов Р75 и Р65 при раздельном скреплении (одиночная) Рельс 4,980 160 1,67 0,010
5 Вырезка балласта из шпальных ящиков вручную 10 м пути 3,083 100 22,14 0,022
6 Смена железобетонных шпал (одиночная) на щебеночном балласте при раздельном скреплении КБ Шпала 2,860 1840 2,00 0,001
7 Смена подкладок при раздельном скреплении (одиночная) Подкладка 0,605 368 9,00 0,024
8 Засыпка шпальных ящиков балластом вручную 10 м пути 2,282 100 22,14 0,022
9 Смена изолирующих втулок в изолирующем стыке Изолирующий стык 0,683 2,2 6,00 2,727
10 Смена клеммных болтов (одиночная) 10 клемм-ных болтов 0,738 736 35,00 0,005
Итого 90,15
Таблица 3 - Сводные данные о расходе материалов на текущее содержание 1 км звеньевого пути
Наименование материалов и изделий Ед. изм. Согласно указанию МПС России от 29.11.1997 № С-1386у Осредненные данные по ЗападноСибирской дирекции инфраструктуры Базовые значения для эталонных километров Параметры регрессионной зависимости Нз = a + ЬГ + сТ
классы путей
1-2 3 4-5 a Ь с
Накладки двухголовые шт. 3 2 2 3 3 0,83 0,036 0,003
Болты стыковые с гайками шт. 17 12 9 19 19 5,24 0,230 0,017
Шайбы пружинные для стыковых болтов шт. 17 12 9 32 32 8,81 0,323 0,029
Пружины тарельчатые для рельсовых стыков шт. 10 7 5 4 4 1,10 0,048 0,004
Подкладки ДН шт. 10 7 5 15 22 6,07 0,263 0,020
Прокладки резиновые под подкладки шт. 102 71 51 106 106 29,20 1,270 0,095
Костыли шт. 284 199 142 167 167 46 2,00 0,150
Противоугоны пружинные шт. 110 77 55 120 120 33,05 1,44 0,108
Шпалы деревянные шт. 50 35 25 119 90 24,79 1,08 0,081
Балласт щебеночный м3 17 17 17 18 33 9,09 0,33 0,030
Металлокомпозитные и композитные накладки для изостыков компл. - - - 1 1 0,27 0,012 0,0009
Рельсы шт. - - - 2 2 0,55 0,024 0,0018
№ 4(24) ОЛИ с ИЗВЕСТИЯ Транссиба 85
2015 1
Таблица 4 - Сводные данные о расходе материалов на текущее содержание 1 км бесстыкового пути
Наименование материалов и изделий Ед. изм. Согласно указанию МПС России от 29.11.1997 № С-1386у Осредненные данные по Западно -Сибирской дирекции инфраструктуры Базовые значения для эталонных километров Параметры регрессионной зависимости Нб = а + ЬГ + сТ
классы путей
1-2 3 4-5 а Ь с
Накладки двухголовые шт. 1 1 1 2 1 0,30 0,011 0,001
Болты стыковые с гайками шт. 3 2 1 10 10 2,96 0,110 0,009
Шайбы пружинные для стыковых болтов шт. 4 2 2 16 16 4,74 0,184 0,014
Подкладки КБ шт. 9 6 5 9 9 2,67 0,103 0,008
Клеммы жесткие шт. 4 3 2 22 16 4,74 0,184 0,014
Болты клеммные с гайками шт. 47 32 23 35 35 10,37 0,402 0,031
Шайбы пружинные двухвитковые для клем-мных и закладных болтов шт. 232 162 117 38 38 11,26 0,436 0,034
Болты закладные с гайками шт. 40 28 20 20 20 5,93 0,230 0,018
Втулка изолирующая шт. 113 79 57 6 6 1,78 0,069 0,005
Прокладки под рельс из резины для скрепления КБ шт. 260 182 130 86 135 40,0 1,550 0,120
Прокладки резиновые под подкладки шт. 129 90 65 22 60 17,78 0,689 0,053
Шпалы железобетонные шт. 3 2 2 2 2 0,59 0,023 0,002
Балласт щебеночный м3 17 17 17 15 22 6,52 0,250 0,020
Рельсы шт. - - - 1 1 0,30 0,011 0,001
Для условий эксплуатации, отличных от эталонных, расход материалов верхнего строения пути определим также из форм первичного учета ПУ-74, но при других интервалах грузонапряженности и пропущенного тоннажа с участков протяженностью 100 км. Результаты статистической обработки и линейной аппроксимации данных о расходе деревянных шпал и резиновых прокладок скрепления КБ на текущее содержание пути в зависимости от грузонапряженности и пропущенного тоннажа приведены для примера в таблицах 5 и 6 и на рисунках 1 и 2.
Таблица 5 - Фактические данные о расходе материалов (деревянных шпал) на текущее содержание одного километра звеньевого пути, шт./км
Группа пути Грузонапряженность, млн ткм брутто/км в год Звеньевой путь, рельсы типа Р-65, скрепления типа ДО, деревянные шпалы, балласт щебеночный
пропущенный тоннаж, млн ткм брутто
0 - 200 201 - 400 401 - 600 601 - 800 801 - 1000
А Более 80 157
Б 51 - 80 120
В 26 - 50 74 90 106 122 138
Г 11 - 25 68
Д 6 - 10 57
Е 5 и менее 52
Алгоритм определения норм расхода материалов. На основе полученных путем регрессионного анализа данных с применением стандартной программы на ЭВМ найдены уравнения норм расхода материалов ВСП на текущее содержание пути в зависимости от грузонапряженности участка и пропущенного тоннажа (для неэталонных условий эксплуатации):
86 ИЗВЕСТИЯ Транссиба № 4(24) 2015
1 V
Нм = а + ЬГ + сТ,
здесь Г - грузонапряженность участка пути, млн ткм брутто/км в год; Т - наработанный тоннаж, млн т брутто; а, Ь, с - эмпирические параметры уравнений.
Таблица 6 - Фактические данные о расходе материалов (резиновых прокладок) на текущее содержание одного километра бесстыкового пути, шт./км
Группа пути Грузонапряженность, млн ткм брутто/км в год Бесстыковой путь, рельсы типа Р-65, скрепления типа КБ, железобетонные шпалы, балласт щебеночный
пропущенный тоннаж, млн ткм брутто
0 - 200 201 - 400 401 - 600 601 - 800 801 - 1000
А Более 80 231
Б 51 - 80 178
В 26 - 50 111 135 159 183 207
Г 11 - 25 104
Д 6 - 10 88
Е 5 и менее 80
S а
(D Й s ч о х о od Рч
240 210 180 150 120 90 60 30 0
YII = -1- п 99 + 1 9т
+ °
1__ yl + 1 = 66 0 08T +
100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000
Пропущенный тоннаж, млн т брутто
Рисунок 1 - Графики зависимости расхода материалов на текущее содержание пути от пропущенного тоннажа: 1 - резиновые прокладки скрепления КБ; 2 - деревянные шпалы
240 S 210 180 150 120 90 60 30 0
§
в, о
и р
е
ате
д
о х с а Р
Y п = + 1 55
1___ Y = 49 ш - 1 08! +
2
10
20 30
40
50
60
70
80 90 100
Грузонапряженность, млн ткм брутто/км в год
Рисунок 2 - Графики зависимости расхода материалов на текущее содержание пути от грузонапряженности: 1 - резиновые прокладки скрепления КБ; 2 - деревянные шпалы
Параметры регрессионной зависимости норм расхода всей номенклатуры материалов на текущее содержание звеньевого и бесстыкового пути приведены в таблице 3.
Расход материалов ВСП и затраты труда на их смену существенно зависят от плана и профиля участка пути и средней осевой нагрузки обращающегося подвижного состава.
Корректирующие коэффициенты к нормам расхода материалов ВСП в зависимости от плана и профиля пути приведены в таблице 7.
Таблица 7 - Корректирующие коэффициенты к нормам расхода материалов в зависимости от плана и продольного профиля пути
План и продольный профиль пути Корректирующие коэф мости от конст фициенты в зависи-рукции пути
бесстыковая звеньевая
Прямые и кривые радиусом более 800 м С уклоном до 8 %о С уклоном свыше 8 % 1,00 1,05 1,00 1,10
Кривые радиусом, м 601 - 800 С уклоном до 8 % С уклоном свыше 8 % 1,10 1,20 1,15 1,25
401 - 600 С уклоном до 8 % С уклоном свыше 8 % 1,15 1,25 1,20 1,30
301 - 400 С уклоном до 8 % С уклоном свыше 8 % 1,20 1,30 1,25 1,35
300 и менее С уклоном до 8 % С уклоном свыше 8 % 1,25 1,35 1,30 1,40
Влияние осевых нагрузок на интенсивность выхода элементов ВСП учитывается следующими коэффициентами:
средние осевые нагрузки, КН корректирующие коэффициенты
175 - 190 1,05
191 - 210 1,10
211 - 230 1,15
Предложенная здесь методика определения норм расхода материалов на текущее содержание пути в зависимости от его конструкции и условий эксплуатации позволяет более точно определять потребность всей номенклатуры элементов ВСП на перспективу.
Список литературы
1. Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути. Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 29 декабря 2012 г. № 2791 р / ОАО «РЖД». - М., 2012. - 227 с.
2. Среднесетевые нормы расхода материалов и изделий на текущее содержание, планово-предупредительную выправку, ремонт пути и других устройств путевого хозяйства. Утверждена указанием МПС РФ от 29 ноября 1997 г. № С-1386у/ ОАО «РЖД». - М., 1997. - 66 с.
3. Карпущенко, Н. И. Концепция методики определения затрат труда на текущее содержание пути [Текст] / Н. И. Карпущенко, А. В. Быстров, П. С. Труханов // Материалы 4-й междунар. науч.-практ. конф. «Безопасность регионов - основа устойчивого развития» / Иркутский гос. ун-т путей сообщения. - Иркутск, 2014. - С. 389 - 394.
References
1. Instruction on the current maintenance of a railway track. It is approved as the order of JSC RZD of December 29, 2012 No. 2791 of river - M.: 2012. - 227 p.
2. Srednesetevy consumption rates of materials and products on the current contents, scheduled preventive bearing, track repair and other devices of traveling facilities. It is approved as the Indication of Ministry of Railways of the Russian Federation of November 29, 1997 No. S-1386u. - M.: 1997. - 66 p.
3. Karpushchenko N. I., Bystrov A. V., Trukhanov P. S. Concept of a technique of definition of costs of work of the current maintenance of a way. Materials of the fourth international scientific
and practical conference «Safety of regions - a basis of a sustainable development». - Irkutsk: Ir-SUMC, 2014. - 389 - 394 p.
УДК 625.12.033.38
У. Э. Эргашев, Н. И. Бегматов
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛЁССОВИДНЫХ ГРУНТОВ ПРИ ДЕЙСТВИИ ВИБРОДИНАМИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ, ВОЗНИКАЮЩЕЙ ПРИ ДВИЖЕНИИ ПОЕЗДОВ СО СКОРОСТЯМИ 200 - 250 км/ч
Приведены результаты исследования прочностных характеристик лёссовидной супеси в условиях трехосного сжатия при воздействии вибродинамической нагрузки от высокоскоростного подвижного состава. Исследования выполнялись на вибростабилометре, в основу работы установки положен принцип моделирования вибродинамического воздействия с периодическим изменением гидростатического давления в рабочей камере стабилометра. Получены экспериментальные значения удельного сцепления и угла внутреннего трения, а также величин их относительного снижения при воздействии вибродинамической нагрузки.
В соответствии с планом развития скоростного и высокоскоростного движения в Республике Узбекистан в 2011 г. была реконструирована железнодорожная магистраль Ташкент -Самарканд под скорости 200 - 250 км/ч, в 2015 г. состоялось открытие скоростного движения поездов на линии Мараканд - Карши - Термез, и в дальнейшем, к 2020 г. намечается открытие скоростного движения поездов на линии Мараканд - Навои - Бухара. Введение скоростного и высокоскоростного движения поездов на сети железных дорог Узбекистана тесно связано с обеспечением необходимого уровня надежности железнодорожного пути, в том числе земляного полотна как его несущей конструкции. Изучение особенностей геологического строения этих участков показывает, что 55 - 60 % их длины представлено насыпями, сложенными лёссовидными грунтами.
Прочностные характеристики лёссовидных грунтов в условиях трехосного напряженного состояния при воздействии вибродинамических нагрузок, возникающих при движении грузового поезда со скоростями до 100 км/ч, исследовались А. М. Абдукаримовом [2], де-формативные свойства лёссовидных грунтов при воздействии вибродинамической нагрузки от скоростного подвижного состава исследовались З. Э. Мирсалиховом [3].
Изменение прочностных характеристик лёссовидных грунтов, распространенных в Республике Узбекистан, при вибродинамическом воздействии, возникающем при движении поездов со скоростями 200 - 250 км/ч, ранее не исследовалось.
Для проведения исследований прочностных характеристик лёссовидных грунтов были отобраны образцы грунтов на скоростном железнодорожном участке Боявут - Янгиер в Республике Узбекистан. Земляное полотно представлено насыпью высотой 2,2 метра, отсыпанной из лёссовидных грунтов. Образцы грунтов отбирались монолитами ненарушенного сложения в соответствии с рекомендациями работы [5]. Отбор осуществлялся с помощью специального изготовленного грунтоноса для ручного бурового комплекта. Отобранные монолиты сразу же погружались в металлическую гильзу. Для обеспечения естественной влажности и природной структуры гильзы плотно закрывались металлической крышкой, после чего производилось парафинирование швов. В таком виде образцы грунта транспортировались в лабораторию. Лабораторные исследования осуществлялись в лаборатории кафедры «Управление технология строительства» ПГУПСа в вибростабилометре конструкции ЛИИЖТа, в котором моделируются вибродинамические нагрузки, передающиеся грунтам земляного полотна, методом консолидированно-недренированных испытаний.
В процессе лабораторных исследований были определены показатели физических свойств лёссовидного грунта. Все лабораторные опыты выполнялись в соответствии с дей-