УДК 539.312
О. В. Морозов
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОМИНАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ БУКСЫ АМОРТИЗАЦИОННОЙ СТОЙКИ ШАССИ .
Буксы амортизационных стоек шасси являются одним из тяже-лонагруженных элементов , подверженных интенсивному изнашиванию, вследствие трения о поверхность штока . В особенности это относится к стойкам телескопического типа , так как в силу конструктивных особенностей трение в буксах данных стоек максимально . Из-за возникновения больших сил трения и скачков температуры в зоне контакта буксы с поверхностью штока , могут происходить разрушения поверхностного слоя штока и буксы в виде задиров или заедание. Практический интерес представляет зависимость силы трения от параметров, оказывающих существенное влияние на ее величину . Такими параметрами для букс шасси являются : скорость скольжения Уск ,удельная нагрузка Руд , температура в зоне контакта Т , а так же качество поверхностного слоя материалов трущихся пар .
Наиболее неблагоприятными режимами с точки зрения нагружения узлов шасси являются первый посадочный удар и движение по неровному аэродрому. Нагружение буксы при этом имеет импульсный характер .
При определенном сочетании параметров амортизации стойки может получиться , что максимальная скорость скольжения Уск будет сочетаться с максимальной удельной нагрузкой Руд, что приведет к повышению коэффициента трения Г и скачку температуры в зоне контакта , а это может
вызвать разрушение буксы . Поэтому при проектировании буксы желательно подбирать ее площадь и материал с учетом влияния выше описанных факторов .
Для данного материала существует критическая температура Ткр выше которой материал пластифицируется и теряет свои механические свойства. Имея значения скорости скольжения Уск и критической температуры Ткр , можно определить каким должен быть коэффициент трения &р , чтобы данная критическая температура не была превышена . Для обеспечения нормального режима работы должно выполняться условие Г < &р (1) .
Как известно , коэффициент трения Г является функцией скорости скольжения Уск , а также удельной нагрузки Руд .
Удельная нагрузка Руд определяется фактической площадью контакта Бф по формуле :
Руд = Рдейств. / Бф (2) , где
Рдейств. - действующая нагрузка .
Зная скорость скольжения Уск и коэффициент трения £, определенный из условия (1), можно выбрать такое Руд которое обеспечит выполнение данного условия. Известно, что фактическая площадь контакта Бф не равна номинальной площади Бн. Обычно отношение 1 = Бф / Бн колеблется в пределах от 0,1 до 0,00001 в зависимости от сжимающей нагрузки и шероховатости поверхности. Для определения данного отношения в случае упруго-пластического контакта можно воспользоваться формулой :
п/(п+1)
1 = А * Руд + В * Руд (3) , где
Руд - удельная нагрузка ;
А - коэффициент , зависящий от геометрии поверхности ;
В - коэффициент , зависящий от сопротивления пластической деформации ;
п - параметр , характеризующий кривую опорной поверхности .
Из полученного значения 1 определяется номинальная площадь буксы Бн .
Бн = Бф / 1 = Рдейств. /( Руд * 1 ) (4) .
Таким образом букса , с определенной по формуле (4) номинальной площадью Бн , должна работать в режиме , исключающем появление критических температурных вспышек и ее разрушение .
1. Крагельский И.В. , Виноградова И.Э. " Коэффициенты трения " , Москва , МАШГИЗ , 1962 .
2. Крагельский И.В. " Трение и износ " , Москва ,
Машиностроение , 1968 .