ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕОБХОДИМОГО УРОВНЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ И ПРОТИВОКРИМИНАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Г.Х. Мальцин
ГУ МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского
С целью создания эффективной системы защиты учреждений здравоохранения разработана и предложена к использованию классификация, с помощью которой определяется необходимый уровень антитеррористической и противокриминальной защиты объектов здравоохранения. Предлагаемый материал поможет руководителям здравоохранения, не имеющим подготовки в правоохранительных и силовых структурах, правильно ориентироваться в объемах затрат на мероприятия по физической и технической защите.
Ключевые слова: уровень защищенности, характеристика учреждений здравоохранения.
DEFINING OF THE NEEDED LEVEL OF ANTI-TERRORIST AND ANTI-CRIMINAL DEFENCE OF THE HEALTH CARE INSTITUTIONS
G.Kh. Maltsin
M.F. Vladimirsky Moscow Regional Clinical and Research Institute (MONIKI)
To create an effective system of the health care institutions defence, a new classification was worked out allowing to determine the needed level of anti-terrorist and anti-criminal defence. The material offered will help health care authorities not trained in the law-enforcement and power agencies to correctly take their bearings in physical and technical defence expenses.
Key words: defence level, characteristic of the health care institutions.
Учреждения здравоохранения обладают большой привлекательностью для проведения террористических акций, так как здесь имеется полный набор желательных для террористов условий достижения поставленных целей: одновременное скопление большого числа людей, незащищенность объекта, неподготовленность персонала, широкий резонанс в средствах массовой информации.
Важность вопросов обеспечения безопасности способствовала принятию в 1992 г. Закона Российской Федерации №2446-! «О безопасности». В дальнейшем тема безопасности получила свое развитие в Федеральных законах №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 г. и №35-ФЗ «О противодействии терроризму» от 6.03.2006 г., а также в других правительственных и ведомственных документах.
Однако, несмотря на регламентируемую соответствующими постановлениями Российского правительства организацию защиты государственных объектов, в настоящее время нет четкой методики комплексной защиты учреждений здравоохранения от преступных посягательств и терактов. Отсутствуют инструкции и директивные документы, разработанные конкретно для учреждений здравоохранения. Наличие во всех министерствах Московской области «Паспортов антитеррористической защищенности» не подкреплено обязательной в этом случае нормативной и финансовой составляющими. До сегодняшнего дня в большинстве регионов не установлены критерии и не утверждены классификаторы уровня потребности и финансовых затрат на количество постов охраны, объемы технической защиты (кроме системы вневедомственной охраны МВД). Не утверждены на феде-
ральном уровне базовые требования для регионов к расчету величины стоимости поста охраны объектов негосударственными охранными структурами.
Введение в учреждениях бюджетной сферы «института охраны» повлекло за собой целый ряд проблем, ранее стоявших только перед профессионалами. Вопросы защиты учреждений здравоохранения возложены на главных врачей и их заместителей по безопасности. В целом в нашей стране до 2004 г. не было должности заместителя руководителя по безопасности медицинского учреждения. В подавляющем большинстве этих учреждений имелись структуры, готовившие медперсонал только к организации гражданской обороны. Те, на кого в настоящий момент легла функция обеспечения безопасности, как правило, не имеют специальной профильной подготовки по антитеррористической деятельности, а также по организации физической и технической охраны учреждений социальной сферы. Понимая важность обеспечения защиты своих объектов, руководители учреждений здравоохранения организуют ее, как правило, в зависимости от наличия средств и в соответствии со своей компетентностью. Однако гарантии, что эти средства будут использованы с достаточной эффективностью, нет. Неяс-
но, в каких учреждениях здравоохранения следует иметь интегрированные комплексы систем защиты, а в каких достаточно простых систем защиты. Не определено количество постов охраны, достаточных в данном учреждении для обеспечения безопасности объекта, и число необходимых видеокамер.
Обеспечение безопасности объектов здравоохранения требует взвешенного подхода. Для начала следует определить, какой уровень защиты будет достаточен для обеспечения защищенности объекта здравоохранения с минимальными затратами бюджетных средств. Для определения необходимого и достаточного уровня обеспечения безопасности объектов здравоохранения предлагается использовать классификации по количественным характеристикам, уровню технической защищенности, режиму работы. Целесообразность введения данных классификаций обсуждалась с представителями Главного управления региональной безопасности Московской области, ФСБ и МВД России. Отмечено, что распределение учреждений здравоохранения по группам объектов позволит адекватно определить уровень затрат любому из участников проекта по созданию систем защищенности объекта, будь то технические или физические аспекты (рис. 1). Подобная классификация по-
Учреждения здравоохранения
Малые объекты
Средние объекты
А й.
Крупные объекты
Рис. 1. Классификация учреждений здравоохранения по степени технической укрепленности
и наличию уязвимых мест.
зволяет ориентироваться во всем многообразии областных и муниципальных учреждений здравоохранения.
Малые объекты - площадь до 150 м2, персонал - от 3 до 15 человек, число посетителей - от 20 до 100 человек. К таким объектам относятся: фельдшерско-акушерские пункты, здравпункты, амбулатории, аптеки.
Средние объекты - площадь от 150 до 500 м2, персонал - от 15 до 100 человек, число посетителей - от 50 до 200 человек, количество стационарных коек - до 50. К таким объектам относятся: диспансеры, поликлиники, станции скорой медицинской помощи.
Крупные объекты - площадь от 500 до 1500 м2, персонал - от 100 до 250 человек, число посетителей - от 200 до 600 человек, количество стационарных коек - до 150. К таким объектам относятся: городские больницы и поликлиники, в том числе детские и специализированные, диспансеры.
Особо крупные объекты - площадь от 1500 м2 и более, персонал - свыше 250 человек, число посетителей - от 600 человек и более, количество стационарных коек - свыше 150. К таким объектам относятся: медицинские центры федерального значения, областные и районные больницы.
Значение инженерно-технических средств безопасности возрастает по мере усиления тех-нологизации преступности. Это - оборотная сторона технического прогресса, влекущая за собой повышение технической оснащенности криминала. С точки зрения обеспечения безопасности, учреждения здравоохранения можно также классифицировать в зависимости от технической укрепленности объектов и наличия уязвимых мест (рис. 2).
Инженерно-технические средства охраны включают:
- инженерные средства охраны - ограждения, КПП, шлагбаумы, противотаранные блокираторы, дополнительные заграждения, оконные решетки и т.д.;
- технические средства охраны - системы охранно-пожарной сигнализации, видеонаблюдения, контроля и управления доступом, тревожной сигнализацией, системой оповещения, охранного освещения, металлодетекторы и т.д.
Технически слабо укрепленные объекты имеют значительное число уязвимых мест, многие из которых охраной не контролируются (большинство учреждений здравоохранения относятся к этой группе, т.к. технические средства представ-
Учреждения здравоохранения
Технически слабо укрепленные объекты
Технически
хорошо укрепленные объекты
Технически очень хорошо укрепленные объекты
Рис. 2. Классификация учреждений здравоохранения по степени технической укрепленности
и наличию уязвимых мест.
лены в них только охранно-пожарной и тревожной сигнализацией).
Технически хорошо укрепленные объекты
имеют незначительное число уязвимых мест, которые известны охране и контролируются ею (это учреждения здравоохранения, имеющие локальные системы безопасности).
Технически очень хорошо укрепленные объекты практически не имеют уязвимых мест (к ним относятся учреждения здравоохранения, имеющие комплексную систему безопасности).
Практически все учреждения здравоохранения можно отнести к числу слабо технически укрепленных объектов.
Режим работы лечебных учреждений может быть различным (дневной, смешанный и круглосуточный), что также позволяет сгруппировать их в три категории для принятия решения по обеспечению охранными мероприятиями (рис. 3).
К объектам с дневным режимом работы относятся городские и стоматологические поликлиники, фельдшерско-акушерские пункты, здравпункты, амбулатории, аптечные учреждения, медицинские колледжи (училища).
К учреждениям со смешанным режимом работы относятся бюро судебно-медицинской экспертизы, профилактории, здравпункты (врачебные и фельдшерские), дежурные аптеки, поликлинические отделения в составе больниц.
К объектам с круглосуточным режимом работы относятся городские, районные больницы, диспансеры, станции скорой медицинской помощи, станции переливания крови, санаторно-курортные учреждения.
Приведенные выше классификации объектов здравоохранения необходимы для разработки алгоритмов создания систем физической защиты учреждений здравоохранения различных категорий.
Принадлежность учреждения здравоохранения к определенной категории позволит определить тактику действий сил охраны (определение необходимого количества постов, их длительность, место расположения и характер несения охраны), а также оптимальное количество, качество и взаимное расположение компонентов комплекса инженерно-технических средств охраны конкретного объекта.
Так, для достижения достаточного уровня защищенности учреждения здравоохранения с категорией «особо крупный объект с круглосуточным режимом работы» требуется внедрение комплексной системы безопасности, включающей в себя охранно-пожарную и тревожную сигнализации, системы охранного видеонаблюдения и контроля, управления доступом. Для защиты «малого объекта с дневным режимом работы», например, амбулатории, достаточно проведения инженерно-технических мероприятий: укрепления дверей, установки решеток, охранной сигнализации с выходом на пульт ведомственной охраны МВД.
Правильное определение принадлежности учреждения здравоохранения к определенному классу позволит сэкономить ресурсы и обеспечить достаточно эффективную защиту объекта от агрессивных действий злоумышленников.
При решении вопроса обеспечения защиты того или иного учреждения здравоохранения не-
Учреждения здравоохранения
Дневной режим работы
Круглосуточный
режим работы
¿1
Смешанный режим работы
т
Рис. 3. Классификация учреждений здравоохранения по режиму работы. - 68
обходимо учитывать, что абсолютной безопасности, как и абсолютной защиты от преступных посягательств, достичь практически невозможно. Можно вплотную приблизиться к 100%-ной защите, но тогда затраты на ее достижение могут оказаться чрезвычайно высокими, а у нарушителей все же останется шанс проникнуть на объект и совершить преступление. В этих условиях работа руководства учреждения и службы безопасности должна быть направлена на заблаговременное создание условий, максимально затрудняющих преступные дей-
ствия и заставляющих нарушителей отказаться от реализации преступного замысла.
Создание эффективной системы защиты учреждения здравоохранения - задача многоплановая, требующая комплексного научного подхода и довольно значительных затрат. Поэтому при создании системы защиты объекта на первый план выдвигается необходимость оптимизации ее структуры по критерию «эффективность - стоимость», т.е. максимум эффективности при минимуме затрат.