УДК 378.147
И. Н. Семенова
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ПРОБЛЕМА ИХ КЛАССИФИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ
Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия
Аннотация. В статье выделены причины, определяющие существующие в литературе разные подходы к трактовке методов обучения и их классификации; сформулированы основные вопросы, ответы на которые позволяют определить методологию построения системы современных методов профессионального обучения, обладающей структурной и дидактической полнотой; обосновано использование парадигмального подхода для сущностного и прогностического исследования методов обучения в дидактической среде информационно-коммуникационного пространства. С позиции методики, компьютики и когнитивной психологии предложено определение информационно-коммуникационного метода обучения в ^временной образовательной парадигме.
Ключевые слова: современная образовательная парадигма, новый метод обучения, классификация методов обучения.
Актуальность исследуемой проблемы. Проблема методов обучения на протяжении всей истории построения образовательного процесса является центральной при решении вопросов, связанных с его организацией. Поэтому данная проблема находит отражение и сегодня как в фундаментальных педагогических исследованиях (С. А. Ананьин, Ю. К. Бабанский, В. В. Гузеев, Б. П. Есипов, Т. А. Ильина, Г. И. Саранцев, Ю. Г. Фокин, В. А. Хуторской и др.), так и в нормативных документах, регламентирующих условия успешного выполнения государственного и социального заказа в системе образования. Значимость методов обучения для профессионального образования выделена в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г., Федеральной целевой программе развития образования. В частности, в Программе модернизации педагогического образования для совершенствования содержания и форм подготовки педагогов (п. 2.8) обновление методов подготовки студентов устанавливается как требование [5].
© Семенова И. Н., 2016
Семенова Ирина Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационно-коммуникационных технологий в образовании Института математики, информатики и информационных технологий Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.10.2015
Статья подготовлена в рамках выполнения работ по госзаданию МОиН РФ 2014/392, проект 1942
Материал и методика исследований. Для выделения сущности обновления методов обучения нами рассмотрены различные подходы к трактовке понятия «современный метод обучения» и для более полного описания всей совокупности методов обучения в системе профессионального образования - их классификации. При этом сама совокупность современных методов обучения исследуется как подсистема дидактической среды педагогического поля в информационно-коммуникационном пространстве, на которое оказывают интегрированное влияние следующие среды: социальная, духовно-нравственная, экономическая, техническая и педагогическая. Установление сущности этого влияния (в частности, направленности, границ распространения и условий ограничения) и выделение причинно-следственных связей между изменением совокупности методов обучения и педагогическим полем проведено в методологии парадигмального подхода.
Результаты исследований и их обсуждение. Выделяя положение о том, что значимый статус метода обучения в профессиональном образовательном процессе подразумевался на всем протяжении его развития, отметим, что в ситуации реформирования (перелома) культуры, традиций, политики передачи образовательного опыта актуальность проблемы методов всегда возрастала. Так, в отечественной педагогике особое внимание проблеме методов обучения начало уделяться в середине прошлого столетия (М. А. Данилов, Е. П. Петровский и др.). В дальнейшем это внимание усилилось и конкретизировалось при решении вопросов организации профессионального образования в новых условиях и при достижении новых результатов обучения:
- определение современного метода обучения как категории научного знания в теории и методике обучения;
- структура, логический и пооперационный состав методов обучения;
- номенклатура, типизация и классификация методов обучения;
- структурирование и систематизация методов обучения;
- специфика методов обучения в системе профессионального образования;
- конструирование методов обучения и др.
Рассматривая первые четыре аспекта как определяющие, мы, вслед за Б. Е. Райковым [6], обратимся к методам обучения как к исторической категории, выделив при этом их социальную обусловленность. С указанных позиций отметим, что в педагогике и дидактике проблема методов обучения раскрывалась с трех разных сторон:
• с точки зрения форм деятельности;
• с точки зрения логической структуры и функций форм деятельности;
• с точки зрения характера познавательной деятельности обучаемых.
Указанный фактор определяет существующие в современной литературе разные подходы к построению теории общих методов обучения. В соответствии с этим в методической литературе можно встретить и разные определения понятия «метод обучения», и разные классификации методов обучения (Ю. К. Бабанский, Б. В. Всесвятский и С. Г. Шаповаленко, Т. А. Ильина, И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин, Н. С. Макарова, М. И. Махмутов, И. Ф. Харламов, М. А. Холодная и др.), которые составляют сущностный базис каждой теории развития методов обучения в разных образовательных моделях и на разных образовательных ступенях. Главными из причин такого положения дел, на наш взгляд, являются:
• многоплановость понятия, требующая детализации для конкретного исследования;
• различные акценты, зависящие от сущностных особенностей времени (например, характеристик социальной сферы, менталитета научного сообщества, развития технических средств, культурного опыта, поведенческих установок и др.).
В контексте сказанного для построения системы современных методов профессионального обучения, обладающей структурной и дидактической полнотой, необходимо ответить на два центральных вопроса: «Что отличает современный метод обучения студентов от методов, накопленных в практике образования?» и «Что и как оказывает влияние на появление современных методов обучения в системе профессионального образования?».
Для поиска ответов на поставленные вопросы система современных методов профессионального обучения рассмотрена нами как подсистема дидактической среды, вложенной, в свою очередь, в информационно-коммуникационную среду ИК-пространства с особыми техническими ресурсами. Такое сопоставление позволяет выделить ключевую характеристику современного метода обучения студентов, которая состоит в использовании средств ИКТ. При исследовании сущности и направлений этого использования нами учитывалось то, что информационно-коммуникационная среда, будучи глобальным по содержанию объектом, связывает различные сферы деятельности в ИК-пространстве. Поэтому при поиске ответа на второй поставленный вопрос необходимо выделение сфер доминирующего влияния и раскрытие сущностей причинно-следственных связей между элементами этих сфер и дидактической среды, в которой обновляются и появляются новые методы обучения. В силу разнородности элементов мы приняли положение о том, что их структурирование может быть проведено в системе общего (философского) знания.
На основе сравнения прогнозов применения геополитического, цивилизационного, всемирного и парадигмального подходов с точки зрения возможности выделения новых и обновления имеющихся методов обучения студентов в дидактической среде при изменении набора базовых посылок информационно-коммуникационной среды нами выбран парадигмальный подход (подробно в [7]), который позволил определить следующие сферы влияния на обновление методов обучения: социальную, духовно-нравственную, экономическую, техническую и педагогическую. При этом конкретизация соотнесения указанных сфер с сущностью «осовременивания» методов обучения в системе профессионального образования потребовала рассмотрения различных и выделения новых оснований для их классификаций.
Специально укажем, что согласно принятому подходу при определении понятия «методы обучения» и разработке их классификаций в рамках идеологии «помощи компьютера» (термин В. П. Беспалько [1]) нами выделена необходимость решения проблемы создания принципиально новых методов (в отличие от методов, обозначенных некоторыми авторами, например Л. И. Долинером [2], Д. Ш. Матросом [4] и др., термином «современные») в уже имеющихся классификациях. Для этого необходимо, чтобы трактовка определения понятия «метод(ы) обучения» с позиций современной парадигмы (подробно в [7], [10]) открывала возможности существенного обновления и обогащения методов как способов (совокупности приемов) деятельности обучающего, обучаемого и их взаимодействия в педагогическом поле [10] информационно-коммуникационного пространства в сочетании с имеющимися подходами к классификации. В конструктивном подходе проблема определения «метода обучения» в указанном контексте может быть представлена в виде схемы (рис. 1). Уточгам, это указанный принцип «юзабилити» (от англ. usability — здесь дословно «полезность») связывается с понятием микроэргономики, обозначающим итоговую степень удобности объекта (предмета) для использования в заявленных целях.
Рис. 1. Модель классификации методов обучения в условиях постановки проблемы создания новых методов при участии компьютера
При этом мы рассматриваем метод обучения как элемент дидактической системы, которая достигает целостности, то есть является целевой категорией профессионального образования в педагогическом поле с определенным научным сообществом, если может быть представлена в виде замкнутого набора связей, сохраняющих сложившееся базисное множество элементов.
С позиций сказанного при учете результатов, полученных Б. Е. Стариченко [9] в контексте когнитивной психологии, методы обучения в дидактической системе информационно-коммуникационного пространства современной образовательной парадигмы, то есть информационно-коммуникационные методы обучения, - это действия преподавателя по передаче учебной информации органам чувств обучаемого и управлению ее восприятием, пониманием, запоминанием и правильным использованием. В построенном определении выделены состав деятельности преподавателя по организации принятия учащимся информации в условиях, задаваемых их психофизиологическими особенностями, и состав деятельности по руководству работой обучающихся с ин-
формацией, которая осуществляется на основе целевого мониторинга в ходе активного взаимодействия. Сформулированное определение, которое в силу первостепенности учета индивидуальности на современном этапе развития средств коммуникации может осуществляться с помощью компьютера и с участием компьютера, задает методологию поиска новых классификаций методов обучения, опирающуюся на следующие основные положения:
подача учебной информации при управлении ее переработкой от преподавателя к студенту должна (и только тогда может эффективно осуществляться) определяться принципом природосообразности, современный вектор которого определен В. П. Бес-палько: «образование следует строить вокруг доминантных специальных способностей учащихся» [1];
индивидуализация (а значит, эффективное осуществление передачи информации и управление ее переработкой) может быть достигнута в системе обучения, которая построена в концепции информационной дидактики (термин Б. Е. Стариченко [9], [11]).
Резюме. Обобщение полученных результатов позволяет сформулировать принципиальные, на наш взгляд, суждения:
1) в дидактической среде информационно-коммуникационного пространства современной образовательной парадигмы методы обучения в системе профессионального образования следует рассматривать как интегративную категорию методики, компь-ютики (термин В. П. Беспалько [1]) и когнитивной психологии;
2) исследование функционирования и конструирование информационно-коммуникационных методов профессионального обучения в рамках современной образовательной парадигмы в силу их интегративности при построении целевых образовательных технологий (например, формирования определенных профессиональных ком-петентностей) определяют значимость их классификаций. С учетом накопленного теоретического и практического материала при рассмотрении методов как элемента педагогического поля в современной дидактике можно решать вопросы об особых классификациях методов обучения для построения образовательных технологий в различных методических системах;
3) при построении образовательного процесса в системе профессионального образования классификация современных методов обучения, которые в парадигмальном подходе играют роль «общепринятых образцов» и «признанных примеров» (термины Т. Куна [3]) и в большей степени, чем другие элементы дисциплинарной матрицы, определяют структуру научного познания, должна разрабатываться с учетом погружения педагогического поля в информационно-коммуникационное пространство, подразумевающее:
- реальную возможность изменения субъектами содержания образования;
- осуществление преподавателем и студентами коммуникативной деятельности в процессе учебного общения (примеры приведены в [8]).
ЛИТЕРАТУРА
1. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М. : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. - 352 с.
2. Долинер Л. И. Адаптивные методические системы в процессе подготовки студентов вузов в условиях информатизации образования : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. - Екатеринбург, 2004. - 408 с.
3. Кун Т. Структура научных революций. - М. : Прогресс, 1977. - 300 с.
4. Матрос Д. Ш. Управление качеством образования на основе информационных технологий и образовательного мониторинга // Народное образование. - 2000. - № 8. - С. 75-85.
5. Программа модернизации педагогического образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://rl-online.ru/articles/2-03/131 .html.
6. Райков Б. Е. Общая методика естествознания. - Л. : Учпедгиз, 1947. - 300 с.
7. Семенова И. Н. Применение парадигмального подхода к построению фундаментальной теории общего механизма развития методов обучения в системе математического образования высшей школы // Современные проблемы образования: вопросы теории и практики : сборник статей. - Екатеринбург, 2009.-С. 24-36.
8. Семенова И. Н., Слепухин А. В. Классификация и проектирование методов обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий // Образование и наука. - 2013. - № 5. - С. 95-113.
9. Стариченко Б. Е. Методика использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Ч. 1. Концептуальные основы компьютерной дидактики : учеб. пособие. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2013. - 152 с.
10. Semenova I. N. Metodology of teaching mathematics methods designing in the modern educational paradigm. - Yelm : Science Book Publishing House, 2014. - 156 p.
11. Starichenko B. Е. Conceptual basics of computer didactics. - Yelm : Science Book Publishing House, 2013. - 184 p.
UDC 378.147
I. N. Semenova
DETERMINING THE METHODS OF TRAINING IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION AND THE PROBLEM
OF THEIR CLASSIFICATION IN MODERN EDUCATIONAL PARADIGM
Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
Abstract. The article point out the reasons determining the different approaches to interpretation of methods of training and their classifications; formulates the main questions the answers to which can determine the methodology of development of the system (structurally and didactically complete) of modern methods of vocational education; substantiates the use of paradigm approach for intrinsic and prognostic research of methods of training in didactic environment of information and communication. The author offers the definition of information and communication method of training in modern educational paradigm from a perspective of methodology, computics and cognitive psychology.
Keywords: modern educational paradigm, new method of training, classification of methods of training.
© Semenova I. N., 2016
Semenova, Irina Nikolaevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Information and Communication Technologies in Education, Institute of Mathematics, Informatics and Information Technologies, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia; e-mail: [email protected]
The article was contributed on October 16, 2015
REFERENCES
1. Bespal'ko V. P. Obrazovanie i obuchenie s uchastiem komp'juterov (pedagogika tret'ego tysjacheletija). -M. : Izd-vo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta ; Voronezh : Izd-vo NPO «MODJeK», 2002. - 352 s.
2. Doliner L. I. Adaptivnye metodicheskie sistemy v processe podgotovki studentov vuzov v uslovijah in-formatizacii obrazovanija : dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.02. - Ekaterinburg, 2004. - 408 s.
3. Kun T. Struktura nauchnyh revoljucij. - M. : Progress, 1977. - 300 s.
4. Matros D. Sh. Upravlenie kachestvom obrazovanija na osnove informacionnyh tehnologij i obra-zovatel'nogo monitoringa // Narodnoe obrazovanie. - 2000. - № 8. - S. 7585.
5. Programma modernizacii pedagogicheskogo obrazovanija [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://rl-online.ru/articles/2-03/131 .html.
6. Rajkov B. E. Obshhaja metodika estestvoznanija. - L. : Uchpedgiz, 1947. - 300 s.
7. Semenova I. N. Primenenie paradigmal'nogo podhoda k postroeniju fundamental'noj teorii obshhego me-hanizma razvitija metodov obuchenija v sisteme matematicheskogo obrazovanija vysshej shkoly // Sovremennye problemy obrazovanija: voprosy teorii i praktiki : sbornik statej. - Ekaterinburg, 2009. - S. 24-36.
8. Semenova I. N., Slepuhin A. V. Klassifikacija i proektirovanie metodov obuchenija s ispol'zovaniem in-formacionno-kommunikacionnyh tehnologij // Obrazovanie i nauka. -2013. -№ 5. - S. 95113.
9. Starichenko B. E. Metodika ispol'zovanija informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v uchebnom processe. Ch. 1. Konceptual'nye osnovy komp'juternoj didaktiki : ucheb. posobie. - Ekaterinburg : Ural. gos. ped. un-t, 2013. - 152 s.
10. Semenova I. N. Metodology of teaching mathematics methods designing in the modern educational paradigm. - Yelm : Science Book Publishing House, 2014. - 156 p.
11. Starichenko B. E. Conceptual basics of computer didactics. - Yelm : Science Book Publishing House, 2013. - 184 p.