Научная статья на тему 'Определение критериев юзабилити компьютерных игр для детей с проблемами в развитии'

Определение критериев юзабилити компьютерных игр для детей с проблемами в развитии Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
155
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение критериев юзабилити компьютерных игр для детей с проблемами в развитии»

УДК 004.514.6: 004.588

О.В. Батенькина

Омский государственный технический университет, г. Омск

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ЮЗАБИЛИТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

При создании программного обеспечения, в первую очередь прикладных пр о-грамм, на первом месте для разработчика интерфейса должны быть интересы пользоват еля. Для обеспечения эффективной работы пользователя желательно учитывать его эмоц и-ональные, психологические и физиологические особенности [1].

В настоящее время педагоги все больше используют компьютерные игры в пр о-цессе коррекции проблем в развитии у дошкольников. Как показывают исследования психологов и специалистов по коррекционной педагогике применение компьютерных технологий, а именно детских обучающих игр, является перспективным в образовании детей с отклонениями в развитии [2].

На данном этапе проектировщики интерфейсов руководствуются правилами, ориентированными на среднестатистического пользователя, что не приемлемо для коррекционного образования [3].

В настоящее время не существует компьютерных игр, отвечающих стандартам образования в данной области, поэтому приходится работать с контентом, рассчитанным на детей с нормальным развитием, что недоступимо для использования в коррекционной педагогике. Складывается ситуация, в которой необходимо определить различия между программами, отвечающими целям образования общеобразовательной направленности и коррекционной, и как следствие - критерии юзабилити интерфейсов компьютерных игр пригодных для образовательного процесса в коррекционных учреждениях [2].

Актуальной проблемой является отсутствие критериев качества и функциональн ости пользовательских интерфейсов систем, ориентированных на детей с отклонениями в развитии, что делает невозможным использование подобных критериев для обозначения четких границы применения информационных технологий в создании детских развива ю-щих игр применимых в области специального образования.

Решением данной проблемы является исследование психологических и физиологических аспектов восприятия информации, присущих детям данной категории, и сущ е-ствующих критериев юзабилити пользовательских интерфейсов компьютерных обуча ю-щих игр, в результате которого были определены критерии оценки качества и функциональности интерфейсов (табл. 1) [1-4].

Представленные критерии пользовательских интерфейсов полностью учитывают психологическое восприятии информации у детей с отклонениями и могут быть применены при разработке обучающих игр.

214

Критерии юзабилити пользовательских интерфейсов

Таблица 1

Вид отклонения Особенности восприятия Пути решения Критерии оценки качества интерфейса пользовательской системы Пример

1 2 3 4 5

Умственно отсталые дети (дети- олигофрены) Внимание характеризуется небольшим объемом, неустойчивостью, трудной переключае-мостью Рассмотрение небольшого количества простых объектов Организация быстрого возврата пользователя к окну при потере фокуса внимания Одна яркая активная область (курсор), закодированная цветом

Отсутствие интереса к учебе, познанию Использование развивающих компь-ютер-ных игр Возможность непосредственного манипулирования объектами системы при потере фокуса внимания Активные изображения с возможностью манипуляцией пользователем

Замедленность зрительно восприятия Индивидуальное регулирование времени рассмотрения объектов Возможность индивидуальной настройки отображения окна Выставление времени отображения объекта или задачи, а также настройка смены кадра по щелчку мыши или нажатию клавиши

Недостаточная дифференциро-ванность восприятия по спектру цветов и цветовых оттенков Использование немногок-ра-сочных объектов преимущественно основных цветов Цветовое решение интерфейса красный, желтый, синий и зеленый цвета, оттенки и на поздних этапах развития, голубой цвет - является сложным для восприятия

Отсутствие способности выделить характерные части объекта, своеобразии строения Использование объектов простых форм с постепенным усложнением Цветовое решение, небольшое количество элементов интерфейса Использование простых форм, цветов

Затруднение в восприятии сюжетных картин Использование изображений с упрощенной сюжетной линией Простой интерфейс Изображения с однородным сюжетом и минимум абстрактных элементов

Продолжение табл. 1

215

1 2 3 4 5

Снижена возможность запоминания перечня объектов (7±2 у нормальных против 3) Обеспечение одновременного присутствия небольшого количества предметов простой формы Количество элементов интерфейса не более 3 Определенное количество управляющих кнопок и картинок в заданиях

Снижена способность запоминания абстрактного материала Использование стандартных форм при размещении материал в интерфейсе (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) Стандартная форма кнопок, простая модульная сетка

Избирательно запоминание предметов привлекших внимание Изучаемый предмет должен быть простым по форме и ярким по цвету Цветовое решение Г олубой фон, зеленый объект

Недостаточность всех уровней мыслительной деятельности, что сказывается на способности сравнивать объекты, описывать сюжетные изображения Небольшое количество исследуемых предметов, простые в описании сюжетные линии без абстракций Предметы используемые в играх должны быть изучены заранее с использованием дидактического материала

Недеференци-рованность слухового восприятия, плохое восприятие близких по звучанию фонем Четкие лаконичные комментарии (возможно в рифмованной форме) Использование диалогов различных форм Звуковой комментарий может быть выключен и замене текстовым, либо комментарием педагога

Неспособность интерпретации восприятия к переменным условиям Предварительная подготовка к возможной смене ситуации Концептуальная разработка интерфейса Выравнивание компонентов окна по левому краю в каждом окне для меньшей нагрузки на глаза

Продолжение табл. 1

216

1 2 3 4 5

Дети с задержкой психического развития Трудности выделения фигуры на фоне Соотнесение фона и формы по цвету, фактуре, наличию мелких элементов Выбор цветовой схемы согласно целевой аудитории Рекомендованные цвета для фона голубой, светлокоричневый, светло-зеленый

Затруднения сравнения близких по форме фигур Фигуры с небольшим количеством заметных отличий Цветовое решение интерфейса Контрастные по сравнению в фоном фигуры

Недостатки восприятия глубины пространства Четко продуманное расположение объектов Необходимость создания навигации в соответствии с законом Фитса Большая кнопка, расположенная близко к курсору

Трудности в восприятии отдельных элементов в сложном изображении Изображения с небольшим количеством элементов Компановка интерфейса Меню, содержащее не более 3 активных областей

Недостаток в восприятии близких по начертанию букв Использование специальной текстовой информации Шрифтовое оформление интерфейса Использование моноширинных или рубленных шрифтов, регулировка кернинга

Затруднения в дифференциации речевых звуков Четкий, лаконичный комментарий, возможно повторяемый Дифференциация оформления справок, заданий, комментариев. Настраиваемые справки, комментарии, задания с возможностью заменить звук на текст

Зависимость степени восприятия от условий внешней среды Обеспечение достаточной освещенности, комфортного положения во время изучения Интуитивно понятный, а также удобный интерфейс Отсутствие раздражителей в программе: резких звуков, ярких цветов в фоне, быстрой смены изображений.

Несформирован-ность наблюдения как система-тическо-го и це-ленаправ-ленного восприятия Ограничение длительности восприятия информации посредством наблюдения Возможность настройки отображения элементов навигации и активных областей Настройка длительности отображения по времени или действию

Окончание табл. 1

217

1 2 3 4 5

Недостаток внимания как деятельности субъекта на каком-либо объекте Ограничение длительности восприятия изучаемого объекта Использование минимума активных областей Активный курсор

Преобладание нагляднообразной памяти по сравнению со словесной (что соответствует норме) Развитие посредством созерцания различных объектов

Дети с нарушениями слуха На ранних этапах не испытывают затруднений в познавательной деятельности Специализация коммен-тарииев, замена текстовой и изобразительной информацией Обязательно использование контекстной справки и справки состояния Всплывающие окна или вызов справки должен заменять звуковое сопровождение

Дети с нарушением зрения Затруднения в целостном восприятии, анализе и сравнении объектов Увеличения количества слуховой информации Медийное сопровождение зрительной информации Звуковые комментарии задания, сведения об ошибке или правильности выполнения задания

Дети с церебральным параличом В условиях необходимости осмысления малознакомых ситуаций уровень мыслительных процессов значительно снижается Предварительная подготовка к восприятию Интуитивно понятное меню пользовательской системы Иконки большого размера, с текстовой, графической, а также звуковой информацией

Выраженные затруднения в складывании разрезных картинок и расположении сюжетных картин в серии Использование небольшого количества частей изображений с постепенным увеличением Контент, рассчитанных на конечного пользователя Простые изображения с минимальным количеством деталей и небольшим разбросом в цветовой гамме

Низкая познавательная активность, недостатки памяти и внимания Увеличения познавательной активности посредством развивающих игр Цветовое решение интерфейса Разработка фона в соответствии с восприятием пользователя, возможно холодных тонов (голубой)

218

Также существует возможность диагностики уже имеющихся игр на основе данных критериев. Данная диагностика поможет педагогам и родителям подобрать приемлемые игры для использования в образовательном процессе по коррекционным программам.

Библиографический список

1. Гультяев, А. К. Проектирование и дизайн пользовательского интерфейса / А. К. Гультяев, В. А. Мишин. - СПб. : КОРОНА-Принт, 2000.

2. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание : программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелова. - М. : Просвещение, 2005.

3. Мандел, Тео. Разработка пользовательского интерфейса / Тео Мандел. - М. : ДМК Пресс, 2001.

4. Дубровский, В. И. Специальная психология / В. И. Дубровский, Т. В. Розанова. -2-е изд. - М. : Академия. -2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.