Научная статья на тему 'Определение и значение непрерывного образования (пер. С англ. Под ред. З. З. Балкизова)'

Определение и значение непрерывного образования (пер. С англ. Под ред. З. З. Балкизова) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS MEDICAL EDUCATION / КЛИНИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / CLINICAL PRACTICE / ADVANCED STUDIES / ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гиббс Т., Химион Л. В.

Понятия доказательной практики и системы обеспечения стандартов клинической практики постепенно входят в жизнь практикующего врача. На горизонте появились (а во многих странах выходят на первый план в медицинском образовании) понятия сертификации, ресертификации, независимой оценки и подтверждения квалификации. Действительно ли эти понятия настолько отделены от реальности стандартной практики? Действительно ли практикующий врач должен учиться всю жизнь, для того чтобы вести общую практику? Начинается ли непрерывное образование после окончания вуза? Пытаясь ответить на эти вопросы в данной статье, мы рассмотрим историю развития непрерывного образования и вопросы его применения в ежедневной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Definition and importance of continuous education (Russian version edited by Z.Z. Balkizov)

Such concepts as evidence based practice and system ensuring clinical practice standards are becoming part of a practicing physician’s life. There emerged (and in many countries they are coming to the forefront in medical education) such concepts as certification, recertification, independent evaluation and qualification confirmation. Are these concepts alien to standard practice reality? Must a clinician study all his life to be able to work as a general practitioner? Does continuous education start after graduation from a university? In order to answer all these questions in the paper we will follow the history of continuous education development and issues pertaining to its use in every day practice.

Текст научной работы на тему «Определение и значение непрерывного образования (пер. С англ. Под ред. З. З. Балкизова)»

ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ

Химион Людмила Викторовна — доцент кафедры семейной медицины Национальной медицинской академии постдипломного образования им. П.Л. Шупика Министерства охраны здоровья Украины Адрес: 04112, Украина, г. Киев, ул. Дорогожицкая, д. 9 Телефон: (38 044) 483-04-35 E-mail: [email protected]

Т. Гиббс, Л.В. Химион

Определение и значение непрерывного образования (пер. с англ. под ред. З.З. Балкизова)

T. Gibbs, L.V. Khimion

Definition and importance of continuous education (Russian version edited by Z.Z. Balkizov)

Life well spent is long. Leonardo da Vinci

Such concepts as evidence based practice and system ensuring clinical practice standards are becoming part ofa practicing physician's life. There emerged (and in many countries they are coming to the forefront in medical education) such concepts as certification, recertification, independent evaluation and qualification confirmation. Are these concepts alien to standard practice reality? Must a clinician study all his life to be able to work as a general practitioner? Does continuous education start after graduation from a university? In order to answer all these questions in the paper we will follow the history of continuous education development and issues pertaining to its use in every day practice.

Key words

• Continuous medical education

• Clinical practice

• Advanced studies

Жизнь, прожитая хорошо, есть долгая жизнь.

(Леонардо да Винчи) (McCurdy, 1906)

Понятия доказательной практики и системы обеспечения стандартов клинической практики постепенно входят в жизнь практикующего врача. На горизонте появились (а во многих странах выходят на первый план в медицинском образовании) понятия сертификации, ресертифи-кации, независимой оценки и подтверждения квалификации. Действительно ли эти понятия настолько отделены от реальности стандартной практики? Действительно ли практикующий врач должен учиться всю жизнь, для того чтобы вести общую практику? Начинается ли непрерывное образование после окончания вуза? Пытаясь ответить на эти вопросы в данной статье, мы рассмотрим историю развития непрерывного образования и вопросы его применения в ежедневной практике.

Ключевые слова

• Непрерывное медицинское образование

• Клиническая практика

• Повышение уровня образования

Введение

Когда люди в процессе общения перенимают друг у друга знания, они вовлекаются в интересную и увлекательную творческую игру.

«Образование и, как следствие, возникновение и изменение мыслей, ценностей, действий, отношений и социальных форм есть проявление природы человека».

Brookfield, 1986)

Термин «непрерывное образование» вошел в употребление в Великобритании после создания (под эгидой Министерства образования и трудоустройства) Национальной консультативной группы по непрерывному образованию во главе с профессором Бобом Фрайером. В докладе группы, опубликованном в 1997 г. (B. Fryer, 1997), Фрайер сказал следующее:

«Наша страна нуждается в новой культуре образования, культуре непрерывного образования для всех. Необходимо помочь гражданам достойно ответить на вызов, который брошен XXI в.».

Тезисы этого доклада были актуальны не только для Великобритании, но и для всего мирового образования в целом.

Впоследствии понятие непрерывного образования было дополнено правительственными и околоправительственными органами власти. Таким образом, доклад Фрайера стал воззванием к трансформации культуры. Целью трансформации было обучение как неотъемлемая часть повседневной жизни, что должно было привести к так называемому Веку обучения. Правительство Великобритании поддержало призыв,

отраженный в докладе, и в феврале 1998 г. была опубликована консультационная статья «Век обучения: Возрождение новой Британии» (Department Of Education And Employment, 1998), отражающая манифесты профессиональных и непрофессиональных сообществ и организаций в отношении непрерывного образования.

В то же время в докладе Фрайера понятие «непрерывное образование» упоминалось не впервые. В 1995 r. Жан-Клод Пайе (J.-C. Paye, 1995), генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества и развития, сказал:

«Продолжая развивать образование и систему обучения, основанные на устаревших принципах обучения, мы не сможем разработать современную стратегию, соответствующую сегодняшним требованиям. Непрерывное образование широко обсуждается, но пока на самом деле оно доступно лишь очень небольшой прослойке населения».

Таким образом, становится видна разница между теорией и практикой непрерывного образования.

В XX в. преподаватели столкнулись со сложной задачей: как сделать непрерывное образование доступным для большинства (Organisation For Economic Cooperation And Development). Задача преподавателей XXI в. — убедить медицинское сообщество в необходимости непрерывного образования и реальности его применения в ежедневной клинической работе.

Один из часто звучащих принципов в поддержку непрерывного образования — возможность самостоятельно выбрать, чему обучаться. Мы сами можем выбрать, где учиться — на рабочем месте или с отрывом от работы, — выбор часто за нами, но несем ли мы ответственность за обучение и развитие новых навыков? Или мы обязаны принимать участие в обучении, учитываемом

М

Т. Гиббс, Л.В. Химион Определение и значение непрерывного образования

(пер. с англ. под ред. З.З. Балкизова)

для аккредитации в непрерывном медицинском образовании, непрерывном профессиональном развитии?

В свете непрерывного образования рабочее место рассматривается как мощная образовательная среда как для индивидуального, так и для группового обучения. Во многих клиниках обучение является ключевой стратегией дальнейшего развития как на индивидуальном уровне, так и на уровне организации. Врачам часто бывает нелегко подстроиться под постоянные изменения и принять необходимость непрерывного образования, но развитие организации в целом, несомненно, выигрывает от поддержки идей непрерывного образования. По мере развития самих профессий специалисты, относящие себя к этим профессиям, должны приспосабливаться к изменениям и быть готовы к дополнительным требованиям в рамках своей профессии.

Врачебная практика и непрерывное образование

Можно оспаривать тот факт, что для достижения успеха в своей специальности врачи непременно должны подстраиваться под текущие изменения и становиться «вечными студентами». Развитие медицинской науки, как мы видим, идет десятилетними циклами, и практикующий врач должен не только регулярно обновлять свои знания в соответствии с изменениями, но и уметь применить их в своей практике. Если к этому добавить изменения в структуре и системе управления, то врачи, не повышающие уровень своего образования, вряд ли смогут приспособиться к этим изменениям как в клиническом, так и в управленческом плане. Тем не менее мы полагаем, что для большинства

практикующих врачей непрерывное образование не является структурированной деятельностью, а зачастую и не является чем-то осознанным!

В своей ежедневной практике врач должен сочетать навыки клинициста и менеджера, для того чтобы оперативно реагировать на изменения вместе со всем коллективом. Таким образом, он должен соответствовать следующим требованиям:

• быть инновационным в своей практике;

• быть гибким к новым требованиям;

• проявлять находчивость в своей работе;

• быть проводником изменений с новыми правилами и политикой;

• уметь обмениваться опытом и знаниями, проводить экспертную оценку и проверку медицинской документации;

• уметь адаптироваться к требованиям системы здравоохранения и ожиданиям пациентов;

• критически и творчески относиться к клинической работе;

• быть самостоятельным в работе, будучи хорошим менеджером и вырабатывая навыки самоорганизации;

• нести ответственность и отчитываться за свою работу через механизмы аудита и профессионального саморегулирования.

Мы считаем, что принятие непрерывного образования включает перечисленные требования, а также дает инструменты, позволяющие идти в ногу со временем и соответствующим образом реагировать на изменения в профессиональных стандартах и доказательной практике, развивать понимание профессиональных навыков и применять эти навыки в различных ситуациях.

Непрерывное образование строится на том, что вы привнесли в свою работу; оно признает все профессиональные

М

знания и умения независимо от места и способа их получения. Этот неформальный подход к образованию может оказать и уже оказывает заметный вклад в нашу работу. По мнению Кристофера Болла (C. Ball, 1998), обучение должно быть не только непрерывным, оно также не должно быть формальным:

«Многое из того, что мы узнаем и чему учимся, и зачастую самые ценные знания, получено нами не в учебных аудиториях и не в формальной системе обучения — родной язык, умение ориентироваться в городе, родительские навыки или умение управлять людьми, умение работать в команде, терпимость, сострадание, смелость — все это мы получаем не в учебной аудитории».

Но как относятся эти высказывания к современному врачу? Многие нарабатывают собственный опыт доказательной практики путем размышления, рефлексии и независимой оценки своей деятельности. Они становятся более творческими и открытыми инновациям в своей клинической практике и делятся своим опытом с коллегами, которые таким образом тоже проходят обучение на рабочем месте.

До недавнего времени непрерывное образование многими расценивалось как бессмысленное и ненужное времяпровождение, формальное повторение ранее изученных навыков. Считалось, что оно может быть либо академическим и оторванным от реальной практики, либо неакадемическим, но практическим. Современное непрерывное образование не признает такого разделения, оно определяет содержание, но не точное время и место обучения.

Каким же образом непрерывное образование влияет на качество медицинской помощи? Организации здравоохранения

в большей степени озабочены своей отчетностью, чем оказанием реальной медицинской помощи населению, однако в настоящее время предприняты шаги к восстановлению баланса путем развития системы обеспечения стандартов клинической практики (М^епшз, 01ЪЪ8, НеИепЪе^, 2003).

Основная функция системы — проверка обеспечения клинической практики, управления и обучения доказательной основой, а также сочетания клинического опыта и лучших из доступных внешних доказательных данных для систематических исследований и понимания изменений в стандартах предоставления медицинской помощи.

Итак, кто же постоянно повышает уровень своего образования?

По нашему мнению, это самостоятельные практикующие врачи, способные оценивать качество и уровень оказываемых услуг, принимать во внимание не только свое, но и чужое мнение, как в рамках своей специальности, так и за ее пределами. Многие клиницисты являются мыслящими врачами, использующими рефлексию для совершенствования собственной клинической практики — соответственно, они уже не нуждаются в академических курсах непрерывного образования. Тем не менее они должны признать, что в своей клинической практике при использовании доказательной медицины они применяют навыки непрерывного образования, которые используются:

• при выборе программы профессионального развития для совершенствования уже полученных навыков и знаний;

• в процессе обсуждения специалистами здравоохранения различных идей;

• в процессе информационного наполнения практики путем оценки перспектив, как в рамках собственного опыта, так и за их пределами;

М

Т. Гиббс, Л.В. Химион Определение и значение непрерывного образования

(пер. с англ. под ред. З.З. Балкизова)

• если в личное и профессиональное развитие интегрируются навыки рефлексии и исследований. Независимая и экспертная оценки, планирование личного развития — вот инструменты, которые мыслящий врач использует для достижения высочайших стандартов оказания помощи пациентам и создания образовательной среды для всего коллектива.

Результатом непрерывного образования должны и могут стать более высокие стандарты медицинской помощи и более активный, образованный и творческий медицинский персонал.

Выводы

Непрерывное образование является реальной концепцией.

Принципы непрерывного образования применимы для учебных ситуаций как в последипломном, так и в базовом образовании.

Результаты применения непрерывного образования на практике измеримы.

Список литературы опубликован на сайте www.medobr.ru.

М

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.