ЭКОНОМИКА РОССИИ И СТРАН СНГ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ГРАНИЦ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ КАЗАХСТАНА
Т.К. Бекжанова
Каспийский государственный университет технологии и инжиниринга имени Ш. Есенова 31 мкр, г. Актау, Республика Казахстан, 410003
В статье раскрываются проблемы определения границ теневой экономики в ВВП Казахстана. Доказано, что скрытая деятельность наблюдается в тех отраслях экономики, товары и услуги которых реализуются в основном за наличные деньги, показано, насколько недостоверна официально представляемая ими информация. Наибольшая доля скрытой экономики в валовом внутреннем продукте в операциях с недвижимым имуществом, аренде и потребительских услугах.
Ключевые слова: теневая экономика, система национальных счетов (СНС), скрытая деятельность.
Актуальность проблемы определения границ теневой экономики. В настоящее время существуют традиционные методы для определения параметров теневой экономики, но они не могут быть использованы статистикой Казахстана в связи со спецификой самого объекта исследования. Необходимо определить границы теневой экономики в зависимости от государственного строя республики, правовых и законодательных правил, существующих в государстве. Исследованиям в этой области были посвящены труды российских экономистов, таких как Ю.Н. Иванов, Б.Т. Рябушкин, Н. Бокуна, И. Кулибаба, А. Пономаренко, А. Яковлева, а также зарубежных ученых Б. Далаго, В. Танзи, Э. Фейга.
Так как предмет исследования представляет собой транснациональное явление, для его анализа в Казахстане использована теоретическая база и методические разработки экономической науки западных стран, где теневая экономика изучается на протяжении десятилетий. В то же время казахстанская экономика имеет свою специфику, поэтому наработки отечественных ученых представляют особую ценность.
Специфические методы, применяемые при расчетах теневой экономики, неоднократно обсуждались на различных международных встречах, конференциях,
семинарах и в известной мере обобщены международными организациями, специализирующимися в области статистики (Евростат, ОЭСР, Статкомитет СНГ и др.) [1. С. 10].
На современном этапе в агентстве по статистике Казахстана накоплен определенный опыт по применению специфических методов определения теневой экономики. Нельзя забывать, что отдельные методы, применяемые для расчетов в различных странах, сильно зависят от национальной специфики, имеющейся информационной базы, возможностей статистических органов. Вместе с тем существуют общие правила, которых необходимо придерживаться при расчетах:
— все расчеты должны осуществляться в соответствии с определениями Системы национальных счетов (СНС), что необходимо для обеспечения сопоставимости полученных результатов и других показателей макроэкономической статистики;
— полученные результаты должны быть учтены при определении ВВП и увязаны с другими показателями СНС, не противоречить им.
Для определения границы теневой экономики необходимо рассмотреть источники статистической информации, виды экономической деятельности, включаемые в ненаблюдаемую экономику, методы определения теневой экономики.
Проблема источников информации. Важнейшим источником информации для составления оценок являются данные регулярной статистической отчетности. Регулярная статистическая отчетность служит основой статистической системы, и эта информация не должна недооцениваться.
Сложной проблемой при использовании данных регулярной статистической отчетности в отраслях, подверженных влиянию теневой экономики, является проблема анализа качества первичной информации. На практике бывает трудно различить ложную и достоверную информацию, имеющуюся в отчетах. Если случайные ошибки, с теоретической точки зрения, должны взаимно погашаться в результате действия закона больших чисел, то неслучайные ошибки могут привести к значительным искажениям.
Дополнительные и регулярные выборочные обследования также являются традиционным эффективным методом сбора информации. Они используются в основном для исследования производственной деятельности малых предприятий и домашних хозяйств, то есть являются важнейшим инструментом для оценок неформального производства. При этом некоторые из них могут быть использованы для составления оценок скрытой экономической деятельности. В частности, данные обследования домашних хозяйств могут быть использованы для расчета показателей фактической занятости в теневом секторе. В ряде случаев, например при сборе информации о продажах на неорганизованных рынках, выборочные обследования и прямые дополнительные наблюдения могут оказаться значительно более эффективными, чем попытки организовать сбор регулярных отчетов.
Необходимо подчеркнуть, что статистический орган не является контрольным и информация, полученная им от предприятий, является строго конфиденциальной и не должна использоваться в качестве основания для наложения штрафов, пеней, сбора дополнительных налогов и т.п.
Также осторожно следует относиться к результатам независимых исследований, выполненных научными институтами, университетами, общественными организациями и отдельными экспертами. Хотя такие исследования могут содержать полезную информацию, она должна использоваться после тщательной проверки.
Таким образом, хотя проблема обеспечения исследования масштабов теневой экономики первичной статистической информацией очень сложна, можно констатировать наличие некоторых источников, которые позволяют провести исследование и достигнуть определенных результатов.
Виды экономической деятельности, включаемые в теневую экономику. В соответствии с методологией СНС при расчетах ВВП необходимо оценивать все виды экономической деятельности в пределах границы производства независимо от того, являются ли они зарегистрированными или незарегистрированными, законными или нелегальными, обеспечены статистическими источниками или нет [1]. Таким образом, и скрытая, и нелегальная, и неформальная деятельность, если она попадает под определение экономической деятельности, должна быть учтена при построении национальных счетов и расчете важнейших макроэкономических показателей.
В связи с этим прежде всего следует определить те области, где существующая методология не обеспечивает полный охват производственной деятельности, а именно деятельности, выпадающей из сферы статистического наблюдения.
Измерение ненаблюдаемой экономики со статистической точки зрения затруднено целым рядом проблем, с которыми приходится сталкиваться при использовании различных методов, обеспечивающих полноту оценок ВВП. Важнейшей проблемой является недостаток первичной информации, поскольку скрытые производители потому и являются скрытыми, что сознательно искажают или вовсе скрывают информацию о своей деятельности.
Следует различать скрытую (неформальную) информацию, которая является таковой из-за несовершенства форм статистического наблюдения, и преднамеренно вуалируемую экономическими субъектами информацию о своей деятельности. В первом случае границы скрытой части экономики будут сокращаться по мере совершенствования статистической системы — улучшения статистического регистра, совершенствования системы статистических наблюдений, внедрения современных методов обработки информации и т.п. Большинство перечисленных мер могут оказаться эффективными, например, при обследовании малых предприятий. Во втором случае следует применять более специфические методы, рассчитанные на то, что прямая информация в принципе не может быть получена [2].
Скрытая деятельность зарегистрированных предприятий выражается в предоставлении недостоверных данных или их непредставлением, а также в неполном охвате действующих предприятий.
Недостоверность данных выражается в занижении выпуска, операционной прибыли, завышении промежуточного потребления, и в основном связана с сокрытием доходов от налогообложения. Насколько серьезна данная проблема, наглядно показано в таблице.
Таблица
Структура производства ВВП Казахстана и платежей в бюджет за 2000 и 2008 гг. (%)
Показатель Год
2000 2008
структура производства ВВП структура платежей в бюджет структура производства ВВП структура платежей в бюджет
ВСЕГО 100 100 100 100
Производство товаров, в том числе 44,9 45,9 43,8 45,9
промышленность 30,7 31,0 29,5 30,3
строительство 5,5 6,1 6,3 7,2
сельское хозяйство, лесное и рыбное 8,7 ,8 8, 8,0 8,4
Производство услуг, в том числе 49,3 54,1 50,6 54,1
транспорт и связь 11,2 11,6 11,6 11,8
торговля, ремонт автомобилей и изделий домашнего пользования 12,1 13,9 12,2 14,2
операции с недвижимым имуществом, аренда и услуги предприятиям 12,1 15,4 12,5 15,8
прочие 13,9 13,2 14,3 12,3
Теневая деятельность 5,8 — 5,6 —
Источник: Финансы Казахстана: Статистич. сб., 2009.
Данные таблицы свидетельствуют о том, что скрытая деятельность наблюдается в тех отраслях экономики, товары и услуги которых реализуются в основном за наличные деньги. Таблица показывает, насколько недостоверна официально представляемая ими информация. Самая большая доля скрытой экономики в ВВП приходится на операции с недвижимым имуществом, аренду и услуги потребителям. Причинами увеличения скрытой экономики являются, в частности, развитие государственной программы по ипотечному кредитованию, жесткое налогообложение, несовершенное законодательство, проблемы с регистрацией бизнеса, жесткость администрирования в применении законов и правил, качество инфраструктуры и макроэкономическая стабильность [2. С. 14].
Неполный охват и непредставление данных связаны в основном со статистическими проблемами, обусловленными следующими факторами: расширением частного сектора и появлением новых предприятий, в том числе большого количества мелких и средних; необходимостью адаптации статистического наблюдения к новым условиям экономики.
Как известно, производство в домашних хозяйствах осуществляется некорпорированными предприятиями, характерной особенностью которых является низкий уровень организационной структуры, наличие семейных отношений и отсутствие разделения между капиталом и трудом. В эту категорию включаются домашние хозяйства, семейные объединения или ассоциации, индивидуальные предприниматели. Неформальный сектор включает скрытую деятельность таких предприятий. В данной области существуют следующие проблемы:
— представление заниженных сведений зарегистрированными некорпорированными предприятиями;
— наличие большого количества незарегистрированных предприятий;
— наличие незарегистрированных наемных работников в некорпорированном секторе.
Практический учет неформального производства статистическими органами связан со значительными трудностями, вызванными главным образом стремлением домашних хозяйств скрыть истинные размеры своего производства и почти полным отсутствием первичного учета. В большинстве случаев упрощенное ведение бухгалтерского учета на сельскохозяйственных предприятиях приводит к скрытию реальных доходов и расходов предприятия, что в свою очередь создает благоприятные условия для увеличения неформального производства. Получение достоверной статистической информации о неформальном производстве в различных отраслях, включая сельское хозяйство, торговлю, строительство и услуги, может быть организовано только на основе систематических выборочных наблюдениях.
Нелегальное производство. Хотя СНС однозначно рекомендует включать оценки нелегальной деятельности при расчетах ВВП, определенные сомнения на этот счет существуют как среди профессиональных статистиков, так и среди пользователей статистической информации [3]. Сомнения эти основываются на доводах морального плана, поскольку при соблюдении рекомендованного подхода рост нелегальной деятельности объективно ведет к увеличению ВВП и может быть ошибочно истолкован как рост благосостояния страны. Поэтому вопрос продолжает обсуждаться, рекомендуется не агрегировать оценки нелегального производства с другими показателями и на практике большинство статистических служб мира не включают данные по нелегальной деятельности в состав ВВП. В силу указанных причин, а также из-за отсутствия надлежащей методологии по учету и оценке этого вида ненаблюдаемой экономики в Казахстане не производятся оценки нелегальной деятельности.
Методы определения теневой экономики. Не существует метода расчета параметров теневой экономики, который можно было бы рекомендовать в качестве универсального, всегда обеспечивающего положительный результат. Наилучшие результаты достигаются, когда расчет ведется одновременно и независимо несколькими методами, с использованием различных базовых источников информации.
Поскольку ВВП в рамках СНС рассчитывается тремя методами (производственным методом, методом доходов и методом расходов), поправки на теневую экономическую деятельность делаются в каждом из этих трех случаев. Для уточнения ВВП, рассчитанного производственным методом, должна быть сделана оценка валовой добавленной стоимости полученной в результате скрытого или нелегального производства в соответствии с СНС-93. Эта оценка включена в общий итог по каждой из производственных отраслей, либо показана отдельной позицией.
Существуют определенные способы определения неучтенных доходов домашних хозяйств, в основном базирующиеся на балансовом подходе и сопоставлении с расходами на потребление и сбережением, однако разделить их на доходы
от неформальной деятельности и на скрытые доходы типа заработной платы или смешанного дохода очень сложно. Совершенно очевидно, что в такую оценку, полученную балансовым путем, попадают также доходы от преступной деятельности неэкономического плана (воровство, взятки, рэкет и т.п.), но выделить их пока также не представляется возможным. С целью досчета дохода домашних хозяйств в 2004 году в Казахстане была проведена перепись всех домашних хозяйств и дачных участков. На основании проведенной переписи статистическим агентством подсчитаны средняя величина дохода, получаемого домашними хозяйствами.
Что касается расходов на конечное потребление, то они сознательно занижаются, только когда производящие их домашние хозяйства стремятся скрыть доходы. Если же расходы осуществляются анонимно, то, как правило, они не занижаются. Поэтому данные, полученные в ходе бюджетных обследований домашних хозяйств, часто могут быть весьма корректны. Проблема, однако, заключается в том, что домашние хозяйства, имеющие высокие доходы и осуществляющие значительные расходы на конечное потребление, как правило, не участвуют в опросах. Выборка, таким образом, является не случайной, а смещенной, что часто не позволяет использовать полученные данные для распространения их на совокупность домашних хозяйств. Участие в нелегальных сделках купли-продажи (покупка наркотиков, оружия, оплата услуг проституток) также не декларируется и не может быть учтено обычным способом.
Как уже отмечалось, скрытые или нелегальные доходы могут быть истрачены вполне законно, особенно если расходы делаются анонимно. С другой стороны, законные доходы могут быть истрачены в нелегальных сделках. В некоторых случаях законное производство служит источником скрытых доходов. Все это ведет к тому, что величины поправок на теневое производство, теневые доходы и теневое использование доходов, как правило, могут не совпадать. Однако осуществление поправок должно привести к большей согласованности между собой оценок ВВП, полученных каждым из известных способов.
Выбор того или иного конкретного метода для определения параметров скрытой экономической деятельности в конкретных отраслях зависит от специфики данной отрасли, наличных источников информации, возможности проведения дополнительных обследований и многих других факторов. Поэтому невозможно рекомендовать единый универсальный подход для всех отраслей. Расчет необходимо производить, применяя тот метод, который дает наиболее адекватные результаты. В идеальном случае следовало бы производить расчеты несколькими методами одновременно и независимо друг от друга, с тем чтобы иметь возможность сопоставить полученные результаты.
Из вышеизложенного следует, что включение оценки нелегальной экономической деятельности в теневую экономику создает достаточное количество проблем, требующих своего решения.
Хотя с теоретической точки зрения считается решенным, что как скрытое, так и нелегальное производство должны быть учтены при расчете макроэкономических показателей, проблема практического построения этих показателей гораз-
до сложнее, потому что, как правило, исчерпывающие оценки не могут быть получены на основе прямой информации. Такое положение вытекает из самого определения нелегального и скрытого производства: поскольку оно является таковым потому, что производители скрывают свою деятельность от государственных органов, в том числе статистических. Вместе с тем некоторое количество информации, прежде всего косвенной, все же можно получить.
На данном этапе мы считаем возможным включение нелегального производства в ВВП с помощью национального счетоводства и таким образом скорректировать долю теневой экономики. Для этого необходимо: создать единую терминологию при изучении теневой и нелегальной экономической деятельности; на основании классификатора NACE создать единый классификатор категорий при учете теневой и нелегальной экономической деятельности; разработать единый подход к оценке элементов нелегальной деятельности и включению в СНС.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Методологическое положение по статистике. 2-е издание, доп. — Алматы, 2005.
[2] Национальные счета стран — членов Содружества Независимых Государств на 1995— 2001 гг.: Статистический сборник. — Статкомитет СНГ, 2002.
[3] Неформальный сектор в казахстанской экономике: формы существования, роль и масштабы. — Алматы, 2007.
DEFINING SHADOW ECONOMY IN GROSS NATIONAL PRODUCT OF KAZAKHSTAN
T.K. Bekzhanova
Caspian State University of technologies and engineering named after Sh. Esenov 31 st., Aktau, Republic of Kazakhstan, 410003
In the article the problems of determination of scopes of shadow economy open up in GDP of Kazakhstan. It is proved that the hidden activity is observed in those industries of economy, commodities and services of which will be realized mainly for cashs, rotined as far as the information officially presented by them is unreliable. The greatest stake of the hidden economy in a gross internal product takes place in operations with the real estate, lease and consumer services.
Key words: shadow economy, systems of national accounting (SNA), hidden activity.