УДК 746.42 ББК 85.125(2)
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
© 2018 г. М. М. Яньшина
г. Оренбург, Россия
© 2018 г. А. М. Упине
г. Москва, Россия
© 2018 г. Н. А. Коробцева
г. Москва, Россия
© 2018 г. Г. И. Петушкова
г. Москва, Россия
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОЗЬЕГО ПУХА (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОГО ПУХОВЯЗАЛЬНОГО ПРОМЫСЛА).
Аннотация: В статье рассмотрены основные функции одежды в системах «человек-вещь-среда», «человек-вещь-результат», «человек-вещь-общество», входящие в комплекс из четырех групп функций (инструментальная, адаптивная, результативная, интегративная). Определены функции изделий из козьего пуха различного ассортимента и обоснована необходимость их расширения. Предложена структурированная схема расширенного комплекса функций одежды из козьего пуха, включающая в себя лечебно-профилактическую и результативную функции. Изменение каждой из перечисленных функций одежды из козьего пуха рассмотрено во времени, выделены угасающие функции (вероисповедальная) и показаны новые (эротическая, функция культурного образца). Представлена возможность реализации каждой функции в модных изделиях современной жизни. Предложено использовать лечебно-профилактический потенциал свойств козьего пуха в лечебно-профилактической функции бытовой одежды домашнего и повседневного назначения. Результаты исследования восполняют недостаток имеющихся научно-практических представлений об эффективных способах использования пуха коз оренбургской породы в дизайне современной многофункциональной одежды.
Ключевые слова: функции одежды, дизайн, одежда из козьего пуха, многофункциональность. Информация об авторах:
Майя Михайловна Яньшина — доцент, Оренбургский государственный университет, просп. Победы, д. 13, 460018 г. Оренбург, Россия. E-mail: yanshina.maiya@ mail.ru
Анастасия Михайловна Упине — доктор искусствоведения, Московский государственный институт культуры, Библиотечная ул., д. 7, 141406 г. Химки, Россия. E-mail: upine@yandex.ru
Надежда Алексеевна Коробцева — доктор технических наук, профессор, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, стр. 1, 117997 г. Москва, Россия. E-mail: rrr-home@yandex.ru
Галина Ивановна Петушкова — доктор искусствоведения, профессор, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, стр. 1, 117997 г. Москва, Россия. E-mail: galina-petushkova@mail.ru
Дата поступления статьи: 24.11.2017 Дата публикации: 15.06.2018
Для цитирования: ЯньшинаМ. М., Упине А. М., КоробцеваН. А., Петушкова Г. И. Определение функций изделий из козьего пуха (на примере Оренбургского пухо-вязального промысла) // Вестник славянских культур. 2018. Т. 48. С. 302-317.
В настоящее время возрастает роль проектного направления в дизайне, ориентированном на создание продукции, удовлетворяющей материальным, физиологическим, эстетическим и духовным потребностям человека, а также на сохранение и приумножение национального достояния. Однако отечественная дизайнерская практика не всегда направлена на реализацию сырьевых возможностей и, в частности, ресурсов регионов.
Вместе с тем широкое социокультурное пространство Оренбургского края, одобрительное и поощрительное отношение к сохранению национальных традиций и одежды, искусства, ремесел, народного промысла требует создания дизайнерского продукта, учитывающего самобытную культуру, климатические особенности и сырьевые возможности этого региона.
Таким образом, особую значимость приобретает поиск эффективных способов использования уникального сырьевого ресурса края и сохранения лучших традиций оренбургского пуховязания в современном дизайне одежды различного ассортимента, особенно на этапе функционального анализа предполагаемого продукта регионального дизайна.
Актуальность данного исследования обусловлена наличием противоречий между следующими аспектами:
• объективной потребностью общества в многофункциональной эстетически выразительной одежде, удовлетворяющей утилитарные и духовные потребности человека и учитывающей особенности резко-континентального климата Оренбургского края и недостаточным уровнем качества одежды данного вида на рынке;
• расширяющимися инновационными возможностями современной индустрии дизайна одежды и их ограниченным использованием в производстве отечественной продукции;
• потребностью разработки новых видов использования сырьевых ресурсов Оренбургского региона и недостаточной разработанностью данной проблемы
в дизайнерской теории и практике, в том числе и в области функционального анализа изделий из козьего пуха.
Обнаружение противоречий и оценка их значимости позволили выявить проблематику и определить задачу исследования, которая состоит в обогащении научного знания об эффективных способах использования пуха коз оренбургской породы в дизайне современной многофункциональной одежды и, в частности, в необходимости разработки классификации функций одежды из козьего пуха.
Одежда как одна из обязательных составляющих предметного мира человека должна соответствовать основополагающему принципу «пользы, прочности, красоты», сформулированному еще Витрувием [4, с. 8]. Это весьма емкие понятия, которые в процессе развития общества изменяют свою трактовку, на наш взгляд связанную с появлением новых функций одежды.
Понятие «функция вещи» является одной из центральных категорий теории дизайна.
В рамках отечественного дизайна на базе Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) сложился общий взгляд на функцию вещи «как на способность вещи к действиям, протекающим с участием человека и направленным на удовлетворение его потребностей» [20, с. 6].
Прежде чем определить основные функции вещей из пуха оренбургской козы в существующем ассортименте изделий, остановимся на классификации функций вещи как таковой. Различные авторы выделяют неодинаковое их количество. Наиболее полным нам представляется комплекс функций вещи в различных контекстах социально-культурной жизнедеятельности людей, описанный В. Ф. Сидоренко в книге «Методика художественного конструирования» [18]:
• инструментальная, преобразующая внешнюю среду, в подсистеме «человек-вещь-среда»;
• адаптивная, поддерживающая среду в состоянии, обеспечивающем нормальное протекание процессов жизнедеятельности, в подсистеме «человек-вещь-среда»;
• результативная, обеспечивающая достижение цели, в подсистеме «цель-вещь-результат»;
• интегративная, рассматривающая вещь как своеобразное проявление культурных достижений общества на определенном этапе его развития, в подсистеме «индивид-вещь-общество».
Эта классификация справедлива как для функций одежды, так и для функций всякой вещи. Однако дизайн одежды и аксессуаров как отдельная сфера дизайна имеет свои отличия, в том числе и в количестве рассматриваемых функций.
Специалисты по дизайну костюма выделяют различные функции одежды. Одна из самых развернутых классификаций функций одежды была дана П. Г. Богатыревым в статье «Функции национального костюма в Моравской Словакии» [2]. В общей сложности он выделяет одиннадцать функций, более того, говорит о многофункциональности костюма и предусматривает понятие «доминантной функции», а также приводит примеры иерархических структур функций для костюмов различного назначения. Более подробно перечень этих функций, а также функций одежды, рассматриваемых ведущими специалистами в области теории костюма, представлен в таблице 1.
Таблица 1 — Функции одежды Table 1 — Clothes Functionality
ФИО автора Перечень функций
П. Г. Богатырев [2] Региональная Национальная Эстетическая Практическая Обрядовая Военная Праздничная Сословная Имущественного различия Магическая Вероисповедальная
Т. В. Козлова [14] Защитная Благопристойности (престижности) Украшения
Ф. М. Пармон [15] Защитная Утилитарно-эстетическая Воспитательная
Г. М. Гусейнов, В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова [5] Защитная Утилитарно-практическая Знаковая или коммуникативная Возрастная Социально-половой принадлежности Профессиональной принадлежности Климатических особенностей региона Эротическая Религиозная
М. И. Килошенко [7] Защитная Украшения или эстетическая Половой идентификации Национальной идентификации Социальной идентификации Функция самовыражения и саморегуляции
Т. Л. Макарова [12] Символиче ская
Н. А. Коробцева [10] Чувственная
И. Н. Савельева [17] Утилитарно-практическая Защитная Эстетическая Воспитательная
А. М. Упине [19] Национальной идентификации
Из таблицы 1 видно, что многие функции у различных авторов повторяются или синонимичны друг другу, следовательно, список функций возможно оптимизировать. Если принять во внимание обобщающий характер комплекса функций, представленных В. Ф. Сидоренко [18], перечень функций, даваемый специалистами по костюму, можно считать элементами четырех основных групп функций (таблица 2).
Таблица 2 — Группы функций одежды Table 2 — Classification of Clothes Functionality
Обобщающая функция Перечень авторских формулировок функций
Инструментальная Практическая (П. Г. Богатырев) Утилитарно-практическая (Г. М. Гусейнов, В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова) Утилитарно-эстетическая (Ф. М. Пармон) Утилитарно-практическая (И. Н. Савельева)
Адаптивная Защитная (Т. В. Козлова, И. Н. Савельева, Г. М. Гусейнов, В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова, Ф. М. Пармон, М. И. Килошенко) Чувственная (Н. А. Коробцева)
Результативная -
Интегративная Региональная, национальная, эстетическая, обрядовая, военная, праздничная, сословная, имущественного различия, магическая, вероисповедаль-ная (П. Г. Богатырев) Воспитательная (Ф. М. Пармон) Украшения (Т. В. Козлова) Знаковая или коммуникативная, возрастная, социально-половой принадлежности, профессиональной принадлежности, климатических особенностей региона, эротическая, религиозная (Г. М. Гусейнов, В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова) Украшения или эстетическая, половой идентификации, национальной идентификации, социальной идентификации, функция самовыражения и саморегуляции (М. И. Килошенко) Символическая (Т. Л. Макарова) Эстетическая (И. Н. Савельева) Национальной идентификации (А. М. Упине)
На наш взгляд, функции, связанные с вероисповеданием, национальностью, региональной и сословной принадлежностью, профессией и т. д., можно рассматривать как знаковую, или коммуникативную, или информативную функцию, так как с ее помощью можно составить представление о носителе той или иной одежды. Этот прием обобщения достаточно распространен, к нему обращались, например, Т. В. Козлова, М. И. Килошенко.
Таким образом, мы выделили десять основных функций, входящих в комплекс из 4 групп функций (утилитарно-практическая, защитная, чувственная, магическая, обрядовая или ритуальная, праздничная, символическая, эстетическая, воспитательная, эротическая), и восемь подфункций коммуникативной функции интегративного комплекса (см. рисунок 1). Тем не менее перечень функций одежды не ограничивается указанными функциями и может быть расширен.
Как видно из таблицы 2 и рисунка 1, наиболее многочисленной по количеству функций является интегративная группа.
К сожалению, ни один из представленных авторов не выделяет результативной функции одежды как носителя многообразных целей общества (например, потребителя, продавца, поставщика сырья и т. д.). Несмотря на это, изделия из козьего пуха, как
и любая другая вещь, взятая в отношении к общественным целям, обладают большим потенциалом результативной функции.
В представленной классификации так же не учитывается лечебно-профилактическая функция одежды. В процессе эксплуатации одежды из некоторых натуральных материалов (верблюжья, собачья шерсть, козий пух) была выявлена ее способность облегчать самочувствие носителя, страдающего некоторыми видами заболеваний опорно-двигательного аппарата, мочеполовой системы и др. Наряду с чувственной функцией считаем целесообразным отнести данную функцию к группе адаптивных функций одежды.
Рисунок 1 — Комплекс функций одежды Figure 1 — Complex of Clothing Functionality
Говоря о функциях изделий из пуха оренбургской козы, отметим, что изделия Оренбургского пуховязального промысла (ОПП) являются за некоторым исключением (военная) носителями практически всех перечисленных выше функций. Таким образом, полный комплекс функций одежды из козьего пуха представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 — Комплекс функций одежды из козьего пуха Figure 2 — Functionality set for goat down clothing
КОМПЛЕКС ФУНКЦИЙ ОДЕЖДЫ ИЗ КОЗЬЕГО ПУХА
Функции вещи могут меняться исторически. З. Г. Бегенау в своих работах подтверждает эту динамичность категории функции: «Формирование функции — не единовременный акт, а происходящий из года в год процесс движения от одной модели к другой, процесс приближения к более совершенной потребительной стоимости» [1, с. 93]. На ранних этапах развития человеческого общества одежда выполняла защитные функции, обусловленные биогенными потребностями человека. С течением времени, развитием общественно-производственных отношений и эстетических концепций, изобретением новых материалов и технологий появляются новые утилитарно-практические, общественно-символические функции. В связи с этим постепенно отходят на второй план некоторые более ранние функции. Так, сегодня несколько утратили свою актуальность магические и религиозные функции костюма, в том числе изделий ОПП. Обрядовая, религиозная или вероисповедальная функции отчасти сохранились в отношении оренбургского пухового платка среди женщин старшего поколения.
Эротическая функция в изделиях ОПП связана в большей степени с одеждой, сшитой из «паутинок», так называемых производных пуховязального промысла второго порядка. Эксплуатация эрогенной зоны, накопившей «эротический капитал», осуществляется либо путем ее обнажения, либо плотным прилеганием поясной или плечевой одежды в этой области (например, грудь, талия или бедра). В случае с одеждой из пуховых платков присутствуют оба этих варианта (рисунок 3).
Рисунок 3 — Модель Анны и Алексея Бородулиных [8] Figure 3 — The model by Anna and Alexei Borodulin [8]
В настоящее время не так активно проявляются функции изделий ОПП, связанные с социальным и имущественным положением их владельцев. Тем не менее существует группа эксклюзивных изделий, доступная ограниченной категории потребителей с высоким денежным доходом. Таковыми, например, являются единичные экземпляры пуховых платков Фабрики Оренбургских пуховых платков или изделия известных дизайнеров (рисунки 4, 5).
Рисунок 4 — Пример эксклюзивного Рисунок 5 — Модели Анастасии
платочного изделия Фабрики Орен- Романцовой [21]
бургских пуховых платков, 2017 г. [16] Figure 5 — Models by Anastasia
Figure 4 — Example of exclusive Romantsova [21] handkerchief of Orenburg's shawl factory, 2017 [16]
Вне зависимости от того, какие функции приняты в качестве ведущих, утилитарно-практическую и защитную одежда выполняет всегда. Утилитарно-практическая функция изделий ОПП реализуется в процессе их эксплуатации.
Изделия из козьего пуха имеют не только повышенные теплозащитные свойства, но и могут выполнять функции защиты от опасности. Так, в Урюпинске разработали уникальный инвестиционный проект по обработке козьего пуха при помощи нанотехнологий и изготовлению из него бронежилетов. Аналогичными функциями защиты от механического воздействия обладали войлочные доспехи, стеганые шерстяные доспехи кочевников, набитые шерстью одежды римского легионера и средневекового пехотинца [9, с. 172], амортизационные стеганые одежды под рыцарские латы, а с появлением огнестрельного оружия — мешки, набитые шерстью.
С течением времени некоторые вещи утрачивают свою основную утилитарную функцию и начинают выполнять функцию культурного образца или ценности как одну из разновидностей эстетической функции. Так произошло с некоторыми изделиями ОПП, ставшими экспонатами галереи «Оренбургский пуховый платок» Оренбургского областного музея изобразительных искусств.
Каждая вещь в системе «человек-предмет-среда» обладает далеко не одной и не двумя функциями, а является многофункциональной. Для одежды главной является либо функция обеспечения удобства и комфорта эксплуатации, либо ее эстетическая составляющая, либо комбинация утилитарных и эстетических функций, относительно равных по значению. Классическим примером равнозначного сочетания утилитарных и эстетических функций является основное изделие ОПП — оренбургский пуховый платок, что подтверждают результаты композиционного анализа.
Так, композиция теплого платка строится на четырехчастной системе: середина, обвязка, кайма, зубцы. Обвязка и кайма богато орнаментируются, отделяясь от плотного безузорного фона середины. Подобное контрастное отношение фона и каймы считается классическим в декорировании шалей и платков. Но в оренбургском теплом платке центральное поле оставляют свободным от ажура, исходя из целесообразности и логики создания теплого, защищающего от холода изделия. Кроме того, край платка, облегченный ажурной каймой, легкий и рыхлый в сравнении с плотной серединой, более податливый и тонкий, что крайне важно при использовании шали. При завязывании платка или при обматывании его вокруг шеи именно на кайму приходятся складки и наложения драпируемого изделия. Ажурные мягкие концы платка легче закрепить или завязать узлом. В данном случае мы видим полное соответствие формы и декора платка его функциональному бытовому назначению [3, с. 53-54].
Функции имеют иерархическую структуру соподчинения: одни играют основную роль, другие — подчиненную. Показательный образец изменения иерархической структуры функций в зависимости от назначения костюма приводит П. Г. Богатырев, располагая на первом месте практическую функцию у будничного костюма и лишь на шестом — в костюмах праздничном и обрядовом.
Отметим, что различные авторы используют различные термины по отношению к иерархии функций вещи. Так, М. В. Федоров определяет группы функций как основные и сопутствующие [20, с. 21]. К сопутствующим, например, он относит информационно-коммуникативные функции; с этим трудно не согласиться и не принять на счет изделий ОПП. Мы определяем основную функцию или группу функций как ведущую (или доминантную) и сопутствующие.
В современных условиях эксплуатации одежды зачастую заметно смещение акцента с одной из ведущих функций — утилитарно-практической — в сторону эстетической. Интенсивность проявления эстетической функции значительно возросла не только в нарядной одежде, но и в одежде повседневного использования. Данное явление, на наш взгляд, связано со многими причинами, в частности, с потребностью человека в творчестве и самовыражении, с представлением о собственной неповторимости и индивидуальности. Это объясняет появление на потребительском рынке оригинальных коллекций эксклюзивной одежды, например, такой, как одежда из оренбургских пуховых платков. Как следствие, эстетичность костюма резко снижает его утилитарно-практический потенциал, в отношении одежды из оренбургской «паутинки» — это определенная сложность в уходе за изделием.
Функция, полезная в определенных условиях, в некоторых случаях может превратиться в дисфункцию. Так, вещи из козьего пуха обладают повышенными теплозащитными свойствами, что отрицательно сказывается на эксплуатационных свойствах нарядной одежды. Вечернее платье не принято эксплуатировать в условиях пониженных температур. В такой ситуации полезная защитная функция пухового изделия трансформируется в дисфункцию. Но настоящих модниц это не останавливает, пуховые платья от разных дизайнеров пользуются неизменной популярностью как среди «звезд» и членов королевских фамилий, так и среди представителей других социальных слоев (рисунки 6, 7).
Рисунок 6 — Датская принцесса Мари в платье из мохера Josef Statkus [6] Figure 6 — Danish Princess Marie in a Josef Statkus mohair dress [6]
Рисунок 7 — Яна Рудковская в платье Анастасии Романцовой [13] Figure 7 — Yana Rudkovskaya in the dress by Anastasia Romantsova [13]
В настоящее время усиливается тенденция к использованию многофункциональной одежды, которая будет служить более чем одной цели. Если принять во внимание вышеизложенный материал, то любой предмет одежды многофункционален. В данном конкретном случае мы ведем речь о многофункциональности через интегрирование функций, присоединение к основной функциональной структуре всевозможных съемных деталей, выполняющих побочные функции или делающих отправление главной функции более безопасной и комфортной. Мы предлагаем реализовать лечебно-профилактический потенциал свойств козьего пуха в лечебно-профилактической функции бытовой одежды домашнего и повседневного назначения. Есть мнение, что многофункциональность — это «удел бедности». В современных условиях жизни общества многофункциональность предметов одежды связана с экологией искусственного мира — второй природы, с ликвидацией перепроизводства и необходимостью незахламленного пространства платяного шкафа, с формированием рационального гардероба и возвратом к вещам длительного пользования, не нарушающим «средового равновесия» (термин Э. Манцини [11, с. 91]).
Одной из основных тенденций современного производства является стремление выпускать многофункциональные изделия, способные удовлетворить одновременно многие потребности человека. Проектируя одежду из козьего пуха, мы следуем этой тенденции. Уникальные свойства пуха козы оренбургской породы позволяют расширить границы применения этого сырья с утилитарно-практических до лечебно-профилактических и декоративных, используя его в дизайне современной одежды различного назначения.
Функциональный анализ современного ассортимента изделий из козьего пуха позволил нам выявить диапазон применения ценного природного сырья — пуха козы оренбургской породы — и показал наличие незаполненных ассортиментных ниш. Так, во всем многообразии изделий из пуха оренбургских коз не реализуется потенциал пуха как утепляющей прокладки в одежде различных назначений; отсутствуют изделия, изготовленные валяльно-войлочным способом; не существует тканых полотен, в волокнистый состав которых входит пух коз оренбургской породы.
Эти данные наглядно представлены в виде разработанной нами классификации. Результатом классификации явился иерархический граф, показывающий общую картину ассортимента изделий из пуха козы оренбургской породы, что видно на рисунке 8, где пунктиром и серым цветом выделены ассортиментные ниши, не заполненные до настоящего времени. Тем не менее сырьевые и производственные ресурсы Оренбургского края позволяют разнообразить ассортимент одежды и обогатить имеющиеся представления о ее назначении.
Рисунок 8 — Ассортимент изделий из пуха козы оренбургской породы Figure 8 — Assortment of Orenburg's goat down products
Таким образом, по данным нашего исследования, изложенного выше, получены следующие результаты:
1) проведена авторская систематизация функций одежды, выделяемых различными теоретиками дизайна костюма, по группам функций в системах «человек-вещь-среда», «цель-вещь-результат», «индивид-вещь-общество»;
2) впервые разработан и описан комплекс функций одежды из козьего пуха, что особенно важно для развития регионального дизайна и проектирования современной одежды в рамках актуальных модных тенденций;
3) предложен иерархический граф ассортимента изделий из пуха козы оренбургской породы с акцентом на незаполненные ассортиментные ниши.
Полученные результаты восполняют недостаток имеющихся научно-практических представлений о теории и практике внедрения новых видов использования пуха коз оренбургской породы в процесс современного дизайн-проектирования. Это позволяет решить на новом уровне проблемы производства многофункциональной одежды различного назначения, востребованной не только в условиях резко-континентального климата Оренбуржья, но и за его пределами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Бегенау З. Г. Функция, форма, качество / пер. с нем. Ал. Дижур, М. М. Субботин; под ред. Г. Б. Минервина. М.: Мир, 1969. 168 с.
2 Богатырев П. Г. Функции национального костюма в Моравской Словакии // Теория Моды: Одежда. Тело. Культура. 2009. № 11. С. 189-224.
3 Бушухина И. В. Оренбургский пуховый платок: в 2 т. Оренбург: Оренбургское книжное изд-во, 2007. Т. 1. 160 с.
4 Воронов Н. В. Дизайн: русская версия. Тюмень: Изд-во Ин-та дизайна, 2005. 224 с.
5 Гусейнов, Г. М., Ермилова В. В., Ермилова Д. Ю. и др. Композиция костюма: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2004. 432 с.
6 Йозас Статкявичиус (Juozas Statkevicius) — человек восторг! // TotallyBlond. URL: http://totallyblond.com/jozas-statkyavichius-juozas-statkevicius-chelovek-vostorg/ (дата обращения: 01.08.2014).
7 Килошенко М. И. Психология моды: учеб. пособие для вузов. М.: Оникс, 2006. 320 с.
8 Коллекции: SOLYARIS'TYW 2010\11RFW // Anna and Alexei Borodulin. 20102016. URL: http://borodulins.ru/collections/167/ (дата обращения: 16.03.2017).
9 Коммиссаржевский Ф. Ф. История костюма. Минск: Современный литератор,
2000. 496 с.
10 Коробцева Н. А. Проектирование одежды: импрессивный подход. М.: Гном и Д,
2001. 160 с.
11 Курьерова Г. Г. Экология предметного мира как стратегия дизайна в постиндустриальный период. М.: Изд-во ВНИИТЭ, 2008. 132 с.
12 Макарова Т. Л. Мода как процесс формирования информационно-знаковых систем в костюме: автореф. ... канд. искусствоведения. М., 2004. 356 с.
13 Оренбургский пуховый платок — это звучит модно // LCO.RU. URL: http:// www.lco.ru/news/orenburgskiy_platok_eto_zvuchit_modno/ (дата обращения: 16.03.2018).
14 Основы теории проектирования костюма: учеб. для вузов / под ред. Т. В. Козловой. М.: Легпромбытиздат, 1988. 352 с.
15 Пармон Ф. М. Композиция костюма: одежда, обувь, аксессуары: учеб. для вузов. М.: Легкая индустрия, 1997. 318 с.
16 Пуховые платки // Оренбургский пуховый платок. URL: http://orenshal.ru/ exkluziv/ (дата обращения: 08.11.2017).
17 Савельева И. Н. Основы теории, методики и практики дизайн-проектирования спецодежды. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2005. 256 с.
18 Соловьев Ю. Б., Сидоренко В. Ф., Кузьмичев Л. А. и др. Методика художественного конструирования / ВНИИ тех. эстетики. М.: ВНИИТЭ, 1978. 334 с.
19 Упине А. М. Дизайн костюма как средство формирования имиджа (Теория, методология, практика): дис. ... д-ра искусствоведения. М., 2012. 447 с.
20 Функция вещи как предмет исследования в дизайне: сборник / под ред. Е. Е. За-десенец и др.; отв. ред. М. В. Федоров. М.: ВНИИТЭ, 1982. 82 с.
21 Looks: базовая коллекция // A LA RUSSE / Anastasia Romantsova. URL: https:// www.alarusse.com/collections/bazovaya-kollektsiya/looks/ (дата обращения: 08.11.2017).
***
© 2018. Majja M. Yanshina
Orenburg, Russia
© 2018. Anastasiya M. Upine
Moscow, Russia
© 2018. Nadezhda A. Korobtseva
Moscow, Russia
© 2018. Galina I. Petushkova
Moscow, Russia
DEFINITION OF FUNCTIONS OF GOAT DOWN ARTICLES (ON THE EXAMPLE OF THE ORENBURGS WOOL-KNITTING TRADE).
Abstract: The article discusses the main functions of clothing within the systems "man-thing-environment", "man-thing-result", "man-thing-society", included in the complex of four groups of functions (instrumental, adaptive, productive, integrative). The paper defines functions of goat down products of various assortment and justifies the necessity of their expansion. Proposed structured scheme for the extended set of functions of goat down clothing includes therapeutic and productive functions. Changes in each of the listed functions goat down clothing are considered in time with detecting of the fading (confessional) and emerging (erotic, function of cultural sample) functions. The authors suggest the possibility of realization of each function in fashionable products of modern life and propose to realize therapeutic and prophylactic potential of the properties of goat down in terms of therapeutic and prophylactic function of household clothing for home and everyday use. The results of the study make up for the lack of available scientific and practical ideas about effective ways of using of the Orenburg goat down in the design of modern multi-functional clothing.
Keywords: clothing functionality, design, goat's clothes, multifunctionalism. Information about authors:
Majja M. Jan'shina — Senior Lecturer, Orenburg State University, Pobedy Ave., 13, 460018 Orenburg, Russia. E-mail: yanshina.maiya@mail.ru
Anastasiya M. Upine — DSc in Arts, Moscow State Institute of Culture, Bibliotechnaiya Str., 7, 141406 Khimki, Russia. E-mail: upine@yandex.ru
Nadezhda A. Korobtseva — DSc in Technical Sciences, Professor, A. N. Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art), Sadovnicheskaya Str., 33, 117997 Moscow, Russia. E-mail: rrr-home@yandex.ru
Galina I. Petushkova — DSc in Arts, Professor, A. N. Kosygin Russian State University
(Technology. Design. Art), Sadovnicheskaya Str., 33, 117997 Moscow, Russia. E-mail:
galina-petushkova@mail.ru
Received: November 24, 2017
Date of publication: June 15, 2018
For citation: Jan'shina M. M., Upine A. M., Korobtseva N. A., Petushkova G. I. Definition of functions of goat down articles (on the example of the Orenburg's wool-knitting trade). Vestnik slavianskikh kul'tur, 2018, vol. 48, pp. 302-317. (In Russian)
REFERENCES
1 Begenau Z. G. Funkcija, forma, kachestvo [Function, form, quality]. Moscow, Mir Publ., 1969. 168 p. (In Russian)
2 Bogatyrev P. G. Funkcii nacional'nogo kostjuma v Moravskoj Slovakii [Functions of the national costume in Moravian Slovakia]. Teorija Mody: Odezhda — Telo — Kul'tura, 2009, no 11, pp. 200-225. (In Russian)
3 Bushuhina I. V. Orenburgskij puhovyj platok [Orenburg downy shawl] Orenburg, Orenburgskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 2007. Vol. 1. 160 p. (In Russian)
4 Voronov N. V. Dizajn: russkaja versija [Design: Russian version]. Tjumen', In-t dizajna Publ., 2005. 224 p. (In Russian)
5 Gusejnov G. M., Ermilova V. V., Ermilova D. Ju., Ljahova N. B., and other. Kompozicija kostjuma: uchebnoe posobie dlia vuzov [Costume composition: textbook for high schools]. Moscow, Akademija Publ., 2004. 432 p. (In Russian)
6 Jozas Statkjavichius — chelovek-vostorg! [Jozas Statkjavichius — a man of delight], TotallyBlond. Available at: http://totallyblond.com/jozas-statkyavichius-juozas-statkevicius-chelovek-vostorg/ (accessed 01 August 2014). (In Russian)
7 Kiloshenko M. I. Psihologija mody: uchebnoe posobie dlia vuzov [Psychology of Fashion: textbook for high schools]. Moscow, Oniks Publ., 2006. 320 p. (In Russian)
8 Kollekcii: SOLYARIS" F\W 2010\11 RFW [Collections: SOLYARIS "F\W 2010\11 RFW]. Anna and Alexei Borodulin. 2010-2016. Available at: http://borodulins.ru/ collections/167/ (accessed 16 March 2017). (In Russian)
9 Kommissarzhevskij F. F. Istorija kostjuma [History of the costume]. Minsk, Sovremennyj literator Publ., 2000. 496 p. (In Russian)
10 Korobceva N. A. Proektirovanie odezhdy: impressivnyj podhod [Clothing Design: An Impressive Approach]. Moscow, Gnom i D Publ., 2001. 160 p. (In Russian)
11 Kur'erova G. G. Jekologija predmetnogo mira kak strategija dizajna v postindustrial'nyj period [Ecology of the objective world as a design strategy in the post-industrial period]. Moscow, Izdatel'stvo VNIITJe Publ., 2008. 132 p. (In Russian)
12 Makarova T. L. Moda kak process formirovanija informacionno-znakovyh sistem v kostjume [Fashion as the process of formation of information and sign systems in a suit]. Abstract of dissertation candidate of Art History. Moscow, 2004. 356 p. (In Russian)
13 Orenburgskij puhovyj platok — jeto zvuchit modno! [Orenburg downy shawl — it sounds fashionable!]. LCO.RU. Available at: http://www.lco.ru/news/orenburgskiy_ platok_eto_zvuchit_modno/ (accessed 16 March 2017). (In Russian)
14 Osnovy teorii proektirovanija kostjuma [Basics of the theory of costume design], ed. by T. V. Kozlova. Moscow, Legprombytizdat Publ., 1988. 352 p. (In Russian)
15 Parmon F. M. Kompozicija kostjuma: odezhda, obuv', aksessuary: uchebnoe posobie dlia vuzov [Costume composition. Clothes, shoes. Accessories: textbook for high schools]. Moscow, Legkaja industrija Publ., 1997. 318 p. (In Russian)
16 Puhovye platki [Downy Shawls]. Orenburgskij puhovyj platok [Orenburg downy shawl]. Available at: http://orenshal.ru/exkluziv/ (accessed 08 November 2017). (In Russian)
17 Savel'eva I. N. Osnovy teorii, metodiki i praktiki dizajn-proektirovanija specodezhdy [Fundamentals of the theory, methodology and practice of designing work clothes]. Ufa, RIO RUNMC MO RB Publ., 2005. 256 p. (In Russian)
18 Solov'ev Ju. B., Alekseev N. G., Kuz'michev L. A. and other. Metodika hudozhestvennogo konstruirovanija [Technique of artistic design], VNII tekhnika estetiki [Institute of aesthetics technology]. Moscow, VNIITJe Publ., 1978. 334 p. (In Russian)
19 Upine A. M. Dizajn kostjuma kak sredstvo formirovanija imidzha (Teorija, metodologija, praktika) [Costume design as a means of image formation (Theory, methodology, practice)]. Abstract of dissertation doctor of Art History. Moscow, 2012. 447 p. (In Russian)
20 Fedorov M. V. Funkcija, poleznost', cennost' [Function, utility, value]. Funkcija veshhi kakpredmet issledovanija v dizajne [The function of things as a subject of research in design], ed. by E. E. Zadesenets and other; executive ed. by M. V. Fedorov. Moscow, VNIITJe Publ., 1982, pp. 19-48. (In Russian)
21 Looks: bazovaja kollekcija [Looks: basic collection]. A LA RUSSE, Anastasia Romantsova. Available at: https://www.alarusse.com/collections/bazovaya-kollektsiya/looks/ (accessed 08 November 2017). (In Russian)