УДК 631.303:631.363
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОРМОВАГОНОВ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ ГРАФОВ
А.И. Купреенко, доктор технических наук Х.М. Исаев, кандидат экономических наук С.М. Михайличенко, аспирант
ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» E-mail: [email protected]
Аннотация. В настоящее время для кормления животных на фермах КРС все большее распространение получают автоматические системы, в которых приготовление рационов, как правило, осуществляется с помощью стационарных смесителей, а раздача готовой смеси - с помощью специальных автоматических кормовагонов, подвешенных на рельсы или передвигающихся на шасси по заданному маршруту. На рынке существует большое многообразие данной техники, отличающейся грузоподъемностью и другими параметрами, что затрудняет ее выбор. Поэтому при приобретении сельскохозяйственным предприятием технических средств для приготовления и раздачи кормов возникает необходимость в прогнозировании времени кормления всего поголовья обслуживаемых животных. Настоящая работа посвящена нахождению вероятностного времени кормления животных кормовагоном на ферме КРС. Предложены графы состояний кормовагона при раздаче готовой смеси животным в коровнике с четырьмя рядами для двух частных случаев. Также представлены соответствующие системы уравнений Колмогорова. В процессе их решения сочетания интенсивностей '%/' заменялись коэффициентами "K", введенными для визуального восприятия формул и возможности обнаружения закономерности в их развитии при изменении количества обслуживаемых рядов животных. Раскрыто соответствие интенсивностей '%/ определенным технологическим операциям. Представлены полученные формулы для вычисления вероятности "рр" нахождения кормовагона в состоянии раздачи корма. В ходе исследования были проведены расчеты в программе MS Excel при заданных параметрах. Установлено, что при раздаче готовой смеси кормовагоном с загрузкой для двух рядов животных экономия общего времени кормления составляет 34% по сравнению с вариантом загрузки кормовагона отдельно для каждого ряда. При этом требуется бункер большей вместимости, что увеличивает стоимость системы.
Ключевые слова: теория графов, уравнения Колмогорова, кормовагон, время кормления, кормление КРС.
Введение. Известно, что процесс приготовления и раздачи кормов на фермах КРС по трудоемкости занимает второе место после доения - на его долю приходится 30-40% трудозатрат по уходу за животными [1]. Поэтому механизации данного процесса уделяется большое внимание. В настоящее время наибольшей популярностью пользуется традиционная система кормления (ТСК), при которой работу по приготовлению и раздаче кормов выполняет мобильный кормоцех, аг-регатируемый с трактором либо имеющий собственный привод.
Также все большее распространение получают автоматические системы кормления (АСК), при которых приготовление кормов осуществляется, как правило, с помощью стационарных смесителей, а раздача готовой
кормосмеси - с помощью специальных кор-мовагонов, подвешенных на рельсы или передвигающихся на шасси по заданному маршруту. Автоматические системы требует больших вложений, но при этом они позволяют существенно снизить трудозатраты, энергопотребление, а также увеличить кратность и точность кормления, что оказывает положительное воздействие на продуктивность и здоровье животных [2]. Появляется возможность разделения поголовья на различные технологические группы с учетом физиологических особенностей животных для выдачи разных рационов.
На рынке существует большое многообразие данной техники, отличающейся грузоподъемностью и другими параметрами, что затрудняет ее выбор; поэтому при приобре-
тении сельскохозяйственным предприятием средств для приготовления и раздачи кормов возникает необходимость в прогнозировании времени кормления всего поголовья обслуживаемых животных. Ранее был предложен общий подход к решению данной задачи с учетом вероятностного характера составляющих баланса времени приготовления и раздачи кормов мобильным кормоцехом [3-8]. Также был разработан обобщенный граф состояний мобильного кормоцеха, позволяющий рассматривать данную задачу для разного количества компонентов [9, 10]. Для оценки влияния производственных условий и параметров мобильного кормоцеха на его эксплуатационные показатели при обслуживании ферм КРС было проведено компьютерное моделирование [11]. Аналогичную задачу требуется решить применительно к кормовагонам.
Цель исследования. Настоящая работа посвящена нахождению вероятностного времени кормления животных кормовагоном на ферме КРС. Объектом исследования является технологический процесс приготовления и раздачи кормов кормовагоном на фермах КРС. Метод исследования основан на теории графов и теории вероятностей.
Материалы, методы исследования и их обсуждение. В настоящей работе для расчетов были приняты следующие параметры: производительность линии загрузки Qз - 30 т/ч; скорость порожнего кормовагона Уп -0,96 км/ч; скорость груженого кормовагона Уг - 0,75 км/ч; скорость кормовагона при раздаче Ур - 0,48 км/ч; длина участка загрузки ЬЗ - 0 км (загрузка кормовагона из стационарного смесителя); количество рядов с животными х - 4; количество кормлений в сутки К - 4; коэффициент учета потери циклового времени кц - 1,15; наработка на технологическое нарушение Ттн - 10 ч; наработка на отказ Тто - 100 ч; устранение технологического нарушения Тутн - 0,2 ч; устранение технического отказа Туто - 1 ч; ширина одного кормоместа 1к - 0,0011 км; разовая выдача корма на одну голову для соответствующего ряда: тр1 - 12,75, Шр2 - 9,75, трз и тр4 - 11,25 кг; количество животных в каждом ряду N -
50 голов; соответствующие расстояния переездов между рядами: ¿1-2 и ¿3-4 - 0,005; соответствующие расстояния переездов между местом загрузки и рядами: ¿0-1 - 0,02, ¿0-2 -0,023, ¿0-3 - 0,035, ¿0-4 - 0,038 км.
Грузоподъемность кормовагона Ок должна удовлетворять условию Ок > Мтах, где Мтах - максимальная масса загружаемого корма для раздачи одному или двум рядам.
Для процесса раздачи кормов кормоваго-ном в коровнике с четырьмя рядами были рассмотрены два частных случая:
1) загрузка кормовагона для выдачи готовой смеси одному ряду животных;
2) загрузка кормовагона для выдачи готовой смеси двум рядам животных.
1. При рассмотрении случая с загрузкой готовой смеси в кормовагон отдельно для каждого ряда животных был разработан соответствующий граф состояний. Предложенный граф состояний кормовагона (условное обозначение «Граф №4 (1+1+1+1)») представлен на рис. 1.
Рис. 1. Граф №4 (1+1+1+1): Ба, Бб, Бв, Бг - загрузка кормов для раздачи 1-, 2-, 3- и 4-му ряду животных соответственно; Б3, 85, - переезд от места
окончания* загрузки до 1, 2, 3 и 4 ряда с животными соответственно; БР1, 8Р2, 8Р3, БР4 -раздача корма 1-, 2-, 3- и 4-му ряду животных соответственно; Б2, 86, Б8 - переезд от места
окончания раздачи в 1-, 2-, 3- и 4-ом ряду с животными соответственно до места начала* загрузки; БТН - технологическое нарушение;
БТО - технический отказ. * При загрузке кормовагона из кормовых бункеров. При загрузке кормовагона из стационарного смесителя точки начала и окончания загрузки совпадают.
Переход из одного состояния в другое происходит под действием случайных потоков с интенсивностями Xij, значение которых обратно пропорционально времени, затрачиваемому на выполнение операции в состоянии 8 [12].
Значения интенсивностей соответствуют следующим технологическим операциям: ХАг1 - загрузка корма для раздачи 1-му ряду животных; Х1,Р1 - переезд от места окончания загрузки до места начала раздачи в 1-м ряду; ХР1,2 - раздача корма 1-му ряду; X2бБ - переезд от места окончания раздачи корма в 1 -м ряду до места начала загрузки; ХБ,3 - загрузка корма для раздачи 2-му ряду животных; Х3,Р2 - переезд от места окончания загрузки до места начала раздачи во 2-м ряду; ХР2,4 - раздача корма 2-му ряду; Х4,В - переезд от места окончания раздачи корма во 2-м ряду к месту начала загрузки; ХВ,5 - за-
Р4^-ЛД Р1^1,РЛ
грузка корма для раздачи 3-му ряду животных; Х5,Р3 - переезд от места окончания загрузки до места начала раздачи в 3-м ряду; ХРз,6 - раздача корма 3-му ряду; Х6,Г - переезд от места окончания раздачи корма в 3 -м ряду к месту начала загрузки; ХГ,7 - загрузка корма для раздачи 4-му ряду животных; Х7,Р4 - переезд от места окончания загрузки до места начала раздачи в 4-м ряду; ХР4,8 - раздача корма 4-му ряду; Х8,А - переезд от места окончания раздачи кормов в 4-м ряду к месту начала загрузки; Хр1ттн = Хр2ттн = ХР3,ТН = ХР4,ТН = Х0,ТН - технологическое нарушение; Хр1,то = Хр2,то = Хрз,то = Хр4,то = Хо,то - технический отказ; Хтн,р1 = Хтнр2 = Хтн,рз = Хтн,р4 = ХТНо0 - устранение технологического нарушения; ХтО,Р1 = ХтО,Р2 = ХтО,Р3 = ХтО,Р4 = Хт0,0 -устранение технического отказа.
Система уравнений Колмогорова для графа №4 (1+1+1+1) имеет вид:
= Р8^8,А
= РДл, 1
РР1(АР1,2 + АРътН + ^РъТо) — Р1А1,Р1 + РтНАтН,Р1 + РтоА
ТО^ТО.Р,
Р2^2,Б = РР\~^Р\,2 РБ^-Б,3 = Р2^2,Б Р3^3, Р2 = РБ^Б,3 РР2 (кр2,4 + Ар2,тн + Ар2,то) — Р3А3,Р2 + РТН^ТН,Р2
+ Рто^ТО,Р2
РлКв = Рр2\ РВЛВ, 5 = РЛ
Р2,4
4Л4,В
РР3(АР3,6 + АР3,тН + АР3,то) — Р5А5,Р3 + РтНАтН,Р3
Р6^6,Г = РР3^Р3,6
+ Рто^ТО,Р3
РГЛГ7 = РД
6Л6,Г
Р7^7,Р4 — РГ^Т,7 РР4(АР4,8 + АР4,тН + АР4,то) — Р7А7,Р4 + РтНАтН,Р4
Р8^-8,А = РР4^Р4,8
+ РтоА
Т0^Т0,Р4
Р4,ТН
РтН(АтН,Р1 + АтН,Р2 + АтН,Р3 + АтН,р4) — РР1АР1,тН + РР2АР2,тН + РР3АР3,тН + РР4Ар Е'тоО^то^ + Ато,Р2 + Ато,Р3 + Ато,Р4) — РР1АР1,то + РР2АР2,то + РР3АР3,то + РР4АР4,то
В процессе решения данной системы вводим соответствующие коэффициенты К,, заменяя ими образующиеся по ходу преобразований сочетания интенсивностей А,-
После преобразований итоговая формула для вычисления вероятности Рр нахождения кормовагона в состоянии раздачи корма имеет вид:
Kf
+
к?
+ ■
Kf
+ ■
Kl
Рр =
КзКБК2 К5 К в К4 К7КГК6 Kj
1 + кто
Она находится как сумма вероятностей:
Pp=Ppl+Pp2+Pp3+Pp4 , где Pp1 , Pp2 I Pp3 И Pp4 —
вероятности нахождения кормовагона в состоянии раздачи корма в 1-, 2-, 3- и 4-ом ряду соответственно.
Результаты расчета в программе MS Excel приведены на рис. 2.
Кл 47,0588 кд 0,219355 KP1S 1,16807 К™ 29,29117475
Л^ pi 37,5 Kl 1,254902 и ™ 0,56579 К™ 5,85823495
Apj.2 8,72727 Kpl 8,837273 к то к pi 0,11316 КтЕ 4,585778099
12,8 к2 0,681818 к/ 0,31262 ,, 1ТН "тн 3,983182755
61,5385 КБ 0,208 Кз™ 0,15142 и по "тн 0,796636551
32,6087 Ks 1,887179 K3f0 0,03028 м то "тк D,448361376
8,72727 КР2 8,837273 KP2S 1,15353 К/ 18,99126638
^■4, В 12,3077 К4 0,709091 и ™ "Р2 0,58292
53,3333 Кв 0,230769 и ТО 0,11658 К/ 9,89357758
21,4286 К5 2,433889 H5s 0,4698 К5Е 9,076076885
8,72727 КРЗ 8,837273 к™ 0,23741 К3г 6,035205621
К,г 10,6667 Кб 0,818182 к™ 0,04748 Кто1 203,4996938
Лг7 53,3333 Кг 0,2 КРЗВ 1,13918
Л7гР4 19,7368 К? 2,702222 и ™ 1,14145 Рр Тц 0,440650664
8,72727 КР4 8,837273 к ™ 0,22829 1,196147824 71,7689
10,3226 К8 0,845455 К/ 0,50372 тк 4,784591296 287,075
Кти 0,005 к/ 0,50473 0,10095
0,1 Кто 0,0025 к™
^■ПТи 0,01 кР4в 1,125
'VH.O 5 Kp4™ 1,69303
Рис. 3. Граф №4 (2+2): 8А и 8Б - загрузка кормов для раздачи 1 и 2, и 3 и 4 ряду животных соответственно; 81 и 84 - переезд от места окончания загрузки до 1 и 3 ряда с животными соответственно; 82 и 85 - переезд между 1 и 2, и 3 и 4 рядами с животными соответственно; 8РЬ 8Р2,
8Р3, 8Р4 - раздача корма 1, 2, 3 и 4 ряду животных соответственно; 83 и
86 - переезд от места окончания раздачи во 2 и 4 ряду с животными соответственно до места начала загрузки; 8ТН - технологическое нарушение; 8ТО - технический отказ
Рис. 2. Результаты расчета для графа №4 (1+1+1+1)
Для выбранных параметров цикловое время одного кормления всего поголовья кормовагоном Тц = 1,20 ч (71,77 мин) при вероятности нахождения кормовагона в состоянии раздачи корма Рр = 0,44. Максимальная масса загружаемого корма Мтах = 637,5 кг. Общее время кормления Тк = 4,78 ч (287,07 мин.) без учета внециклового времени Твц, связанного с ежесменным техническим обслуживанием, получения наряда и т.д.
2. Аналогичным образом рассмотрен процесс обслуживания коровника с четырьмя рядами животных кормовагоном при загрузке корма для двух рядов за один раз. Предложенный граф (условное обозначение «Граф №4 (2+2)») состояний кормового вагона представлен на рис. 3.
Значения интенсивностей соответствуют следующим технологическим операциям: Хал -загрузка корма для раздачи 1 - и 2-му ряду животных; Х1,Р1 - переезд от места окончания загрузки до места начала раздачи в 1-м ряду; ХР1,2 - раздача корма 1-му ряду; Х2,Р2 - переезд от места окончания раздачи в 1 -м ряду до места начала раздачи во 2-м ряду; ХР2,З - раздача корма 2-му ряду; ХЗ,Б - переезд от места окончания раздачи во 2-м ряду до места начала загрузки; ХБ,4 - загрузка корма для раздачи 3- и 4-му ряду животных; Х4,РЗ - переезд от места окончания загрузки до места начала раздачи в 3-м ряду; ХРз,5 - раздача корма 3-му ряду; Х5,Р4 - переезд от места окончания раздачи в 3 -м ряду до места начала раздачи в 4-м ряду; ХР4,6 - раздача корма 4-му ряду; Х6,А - переезд от места окончания раздачи корма в 4-м ряду к месту начала загрузки; ХР1,ТН = ХР2,ТН = ХРЗ,ТН = ХР4,ТН = Х0,ТН - технологическое нарушение; ХР1,ТО = ХР2, то = Хр3,то = ХР4, то = Хо,то - технический
отказ; ХТН,Р1 = ХТН,Р2 = ХТН,РЗ = ХТН,Р4 = ХТН,0 -
устранение технологического нарушения;
Хто,р1 = Хто,р2 = Хто,рз = Хто,р4 = Хто,о - устранение технического отказа.
Система уравнений Колмогорова для Гра- фа №4 (2+2) имеет вид:
Р4^-/4,1 = Р6^6, А Р 1^-1,Р, = Р4^-/4,1 рр10^р1,2 ^ ,тн ^ ,т°) = Pl^i.Pi ^ Ртн^тн,р1 + Рто^то,Р1
Р2^2,Р2 = РР1~^Р1, 2 РР20^Р2, 3 + ^Р2, ТН + ^Р2, то) = Р2 ^2,Р2 + РТН^ТН,Р2 + РТО^ТО, Р2
Р3^36Б = РР2^Р2,3 РБ^-Б,4 = Р3^-3,Б Р4^4,Р3 = РБ^-Б,4
РР30^Р3, 5 + ^Р3 , ТН + ^Р3, ТО) = Р4^4,Р3 + РТН^ТН,Р3 + РТО^ТО, Р3
Р5^5, Р4 = РР3^Р3,5
РР4(^Р4, 6 + ^Р4, ТН + ^-Р4, ТО) = Р5 ^5, Р4 + РТН^ТН , Р4 + РТО^ТО, Р4
Р6^6,А = РР4^Р4,6
РТН(^ТН,Р1 + ^ТН,Р2 + ^ТН,Р3 + ^ТН,Р4) = РР1^Р1,ТН + рР-Р1Р2 ,ТН + РР3^Р3 ,ТН + РР4^Р4,ТН рТО(^ТО,Р1 + ^-ТО,Р2 + ^-ТО,Р3 + ^ТО,Р4) = РР1^Р1,ТО + РР-Р1Р2 ,ТО + РР3^Р3 ,ТО + РР4^Р4,ТО
I*=
Итоговая формула для вычисления вероятности Рр имеет вид:
рр =
zxX zxS zxS l'S
| A4 I 5 I Аб
К, К3КБК4 к5 к6
1 + K^Q
Расчеты, как и для первого случая, проводились в программе MS Excel (рис. 4). Цикловое время одного кормления всего поголовья кормовагоном ТЦ = 0,79 ч (47,40 мин.) при вероятности нахождения кормова-гона в состоянии раздачи корма Рр = 0,667.
v
л,
26,6667 37,5
'Ч.Р1 ?1М,| 8,72727
ЛР2,3 8,72727 41,7391
0,9473684 0,7111111 8,8372727 0,0581818
2,85871 0,56579 0,11316 2,82312
Л^рз 21,4286 Л„э 5 8,72727
8,8372727 0,2090909
1,2444444 8,8372727
¡,72727
А6,а 25,2632
Vt
А-ГН
0,01
0,0581818 8,8372727
0,3454545 0,005
0,0025
1,12453
2,78798
1,67632 0,33526
2,75328 2,22124
0,44425 15,7025
3,1405
Ктн 0,05612
Km " 0,02794
0,00559
Рис. 4. Результаты расчетов для графа №4 (2+2)
Максимальная масса загружаемого корма Мтах = 1125 кг. Общее время кормления Тк = 3,16 ч (189,61 мин.) без учета внециклового времени Гвц. Выводы:
1. При использовании предложенного подхода возможно прогнозирование времени кормления всего поголовья животных кор-мовагоном.
2. При раздаче готовой смеси кормоваго-ном с загрузкой для двух рядов животных экономия общего времени кормления составляет 34% по сравнению с вариантом загрузки кормовагона отдельно для каждого ряда. При этом требуется бункер большей вместимости, что увеличивает стоимость системы.
3. Дальнейшему исследованию подлежит решение задачи по определению вероятностного времени кормления животных на фермах КРС кормовагоном при разном количестве рядов с животными, а также возможность учета математической моделью наличия различных технологических групп в одном ряду.
34,54545455 5,818181818 40,72727273
5,818181818
598,5454545
0,6671721
Т„ 0,790026042
47,4016
v.
Литература:
1. Купреенко А.И., Исаев Х.М., Полянская А.И. К определению эксплуатационных показателей кормовых вагонов // Вестник Брянской ГСХА. 2014. №3. С. 3-6.
2. Automatic feeding systems: evaluation of energy consumption and labour requirement in northeast Italy dairy.
3. Купреенко А.И., Исаев Х.М., Исаханян А.В. Определение эксплуатационных показателей мобильных кормоцехов // Вестник МГАУ. 2012. №5. С. 25-27.
4. Купреенко А.И., Исаев Х.М., Полянская А.И. Определение времени одного кормления мобильным смесителем-раздатчиком // Вестник НГАУ. 2014. №1.
5. Купреенко А.И. Баланс времени смены мобильного измельчителя-раздатчика // Вестник БГСХА. 2006. №1.
6. Купреенко А.И. Разработка метода оптимизации энергосберегающих технологий и средств механизации приготовления кормов: дис. д. т. н. Рязань, 2006.
7. Купреенко А.И., Исаев Х.М., Ефименко С.В. К обоснованию выбора мобильного кормоцеха для молочных ферм // Вестник ВНИИМЖ. 2010. Т. 21, №2.
8. Купреенко А.И. Трудоемкость приготовления и раздачи кормосмесей мобильными раздатчиками-смесителями // Вестник ВНИИМЖ. 2013. №2(10). С. 239.
9. Купреенко А.И., Исаев Х.М., Михайличенко С.М. Определение эксплуатационных показателей мобильных кормоцехов на основе теории графов // Инновационная техника и технологии. 2017. №1. С. 24-28.
10. Купреенко А.И. Решение системы уравнений Колмогорова для обобщенного графа состояний мобильного кормоцеха // Тракторы и с.-х. машины. 2017. №7.
11. Михайличенко С.М. Моделирование эксплуатационных показателей мобильных кормоцехов // Вестник ВНИИМЖ. 2017. №3(27). С. 27-32.
12. Вентцель Е.С., Овчаров Л.А. Теория случайных процессов и ее инженерные приложения. М., 2014.
Literatura:
1. Kupreenko A.I., Isaev H.M., Polyanskaya A.I. K opre-deleniyu ehkspluatacionnyh pokazatelej kormovyh vagonov // Vestnik Bryanskoj GSKHA. 2014. №3. S. 3-6.
2. Automatic feeding systems: evaluation of energy consumption and labour requirement in northeast Italy dairy.
3. Kupreenko A.I., Isaev H.M., Isahanyan A.V. Oprede-lenie ehkspluatacionnyh pokazatelej mobil'nyh kormo-cekhov // Vestnik MGAU. 2012. №5. S. 25-27.
4. Kupreenko A.I., Isaev H.M., Polyanskaya A.I. Oprede-lenie vremeni odnogo kormleniya mobil'nym smesitelem-razdatchikom // Vestnik NGAU. 2014. №1.
5. Kupreenko A.I. Balans vremeni smeny mobil'nogo iz-mel'chitelya-razdatchika // Vestnik BGSKHA. 2006. №1.
6. Kupreenko A.I. Razrabotka metoda optimizacii ehnergosberegayushchih tekhnologij i sredstv mekhaniza-cii prigotovleniya kormov: dis. d. t. n. Ryazan', 2006.
7. Kupreenko A.I., Isaev H.M., Efimenko S.V. K obosno-vaniyu vybora mobil'nogo kormocekha dlya molochnyh ferm // Vestnik VNIIMZH. 2010. T. 21, №2.
8. Kupreenko A.I. Trudoemkost' prigotovleniya i razdachi kormosmesej mo-bil'nymi razdatchikami-smesitelyami // Vestnik VNIIMZH. 2013. №2(10). S. 239.
9. Kupreenko A.I., Isaev H.M., Mihajlichenko S.M. Opre-delenie ehkspluatacionnyh pokazatelej mobil'nyh kormo-cekhov na osnove teorii grafov // Innovacionnaya tekhni-ka i tekhnologii. 2017. №1. S. 24-28.
10. Kupreenko A.I. Reshenie sistemy uravnenij Kolmogo-rova dlya obob-shchennogo grafa sostoyanij mobil'nogo kormocekha // Traktory i s.-h. mashiny. 2017. №7.
11. Mihajlichenko S.M. Modelirovanie ehkspluatacionnyh pokazatelej mobil'nyh kormocekhov // Vestnik VNIIMZH. 2017. №3(27). S. 27-32.
12. Ventcel' E.S., Ovcharov L.A. Teoriya sluchajnyh pro-cessov i ee inzhenernye prilozheniya. M., 2014.
THE FEED WAGONS' EXPLOITATION INDICATORS DETERMINATION ON GRAPH THEORY BASE A.I. Kupreenko, doctor of technical sciences H.M. Isaev, candidate of economical sciences S.M. Mikhaylichenko, post-graduate student FGBOY VO "Bryansk state agricultural university"
Abstract. Currently, for cattle feeding on farms are becoming more common automatic systems, in which the rations preparation usually is carried out with the stationary mixers' helping, and the prepared mixture distribution -with the help of special automatic feed wagons suspending on rails or moving on the chassis along a given route. On the market there is a wide variety of this equipment, these are differenced from capacity and other parameters, that makes it difficult to choose. Therefore, when the agricultural enterprise acquisition of technical equipment for the feed preparation and distribution it is needed all livestock feeding time predicting. The present work is devoted to the animals feeding on a cattle farm probabilistic time's finding. The graphs of the feed wagons' state at prepared mixture distribution in a cowshed with four rows for two special cases are offered. The Kolmogorov corresponding systems of equations are also presented. During the process of their solution, the combinations of intensities "Ai,j" were replaced by the coefficients" Ki", introduced for formulas' visual perception and the ability of patterns in their development to detect when the number of serviced rows of animals are changed. The conformity of intensities "Ai,j" for given operations is revealed. The obtained formulas for "Pp" probability calculating of the wagon locating in the feed distribution's state are presented. During the study, calculations were carried out in MS Excel program at specified parameters. It was found that at the prepared mixture distribution with the feed wagon with two rows of animals loading the total feeding time's saving is 34% in compared with the option of feed wagon loading for each row separately. This requires a larger capacity of bunker, that is increased the cost of system. Keywords: graphs theory, Kolmogorov equations, feed wagon, feeding time, cattle feeding.