Научная статья на тему 'Определение эффективного проходного сечения распылителя дизеля расчетным и экспериментальным путем, его изменение в процессе образования кокса'

Определение эффективного проходного сечения распылителя дизеля расчетным и экспериментальным путем, его изменение в процессе образования кокса Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
676
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСПЫЛИТЕЛЬ / ПРОХОДНОЕ СЕЧЕНИЕ / СОПЛОВОЕ ОТВЕРСТИЕ / КОКС / ПРИЧИНЫ ЗАКОКСОВЫВАНИЯ / SPRAY / ORIFICE / NOZZLE OPENING / COKE / COKE FORMATION CAUSES

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Волкова Лариса Юрьевна

Приведена методика расчета и номограмма для определения эффективного проходного сечения распылителей форсунок дизелей. Показано, что при закоксовывании распылителя уменьшается сечение сопловых отверстий и увеличивается продолжительность впрыскивания. Дана схема стенда и методика для экспериментального определения проходного сечения распылителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Волкова Лариса Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determination of effective flow section sprayer for diesel by calculation and experiment and its change during the formation of coke

The methods of calculation and nomogram for determining the effective cross section of diesel injection nozzles are presented. It is shown that the formation of coke-section decreases and increases the duration of the spray gun injection. The methodology and the scheme of the stand for the experimental determination of the flow cross section sprayer are developed.

Текст научной работы на тему «Определение эффективного проходного сечения распылителя дизеля расчетным и экспериментальным путем, его изменение в процессе образования кокса»

УДК «1436 Л. Ю. ВОЛКОВА

Омский государственный университет путей сообщения

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОХОДНОГО СЕЧЕНИЯ РАСПЫЛИ ТЕЛЯ ДИЗЕЛЯ РАСЧЕТНЫМ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ ПУТЕМ, ЕГО ИЗМЕНЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ КОКСА

Приведена методика расчета и номограмма для определения эффективного проходного сечения распылителей Кюрсунок дизелей. Показано, что при закоксо-вывании распылителя умедьшаеася ^ечаниа<^с^паозо^х отвертмвн нуанлич^^^(^1гса продолжительность впрыскивания. Дана схема стенда и методика для экспериментального опрераенн^я зрохоеноносеченлераспылителя. Ключевые слова: распьшптель, прохоумое cечерад,coдкoзoл отверстие, ддас, причины закоксовывания.

1. Методика расчета эффективного пропарного сечения распылителя. Главным параметром распылителя является его выходное сечение или дф-фективное проходное сечение др, опредаенвмое при полном подъеме иглы. Обычно коэффициент расхода ц равен 0,62 — 0,82 [1] и представляет ом-бой отношение действительного расхода н теорд-тическому расходу. Иногда значение ц определяют путем умножения коэффициента сжатия струи на коэффициент скорости (отношение дейстмитгль-ной скорости к теоретической). Суммарная площадь сопловых отверстий р зависит от диамету а отверстий и их количества. Величина др для распылителей тепловозных дизелей лежит в пределах 0,6 — 1,0 мм2. Для конкретного дизеля с заданной цилиндровой мощностью величина др уточняется при доводке рабочего процесса.

ИЧа дис. Г показаи разром съемногесоплового наконечника распылителя форсунки дизеля 5Д49, а в оапл. 1 указаны его .сзди^у

Основные характеристики форсунок тепловозных дизелей 10Д100 и 5Д49 приведены в табл. 2.

В еауестве промера определдл уасчетнымпуумм суммарное значение проходного сечения сопловых отверстий распылителя, их число и диаметр для по-оаедоизаанеавм зоомуее в оамеру сгатанияииз е-ля ООО «Коломенский завод» 16ЧН26/26. Среднее давлениеогде° лoплoвымоoтвскнтрзлупкинр]кaнм равн ых ЬХ МПа (4М* Из 6 н/м2), т еедзoаcть ензмль-ного топлива — 850 кг/м3.

Дуа пдасюй мнщеосьь дизеля в6ЧН 2е/2а (рД49) опрефелимци кловую подачу в мм3 по формуле:

Чц =

Че ■ ■1000 208■2944 ■ 1000

1 ■ пн ■ рг ■ 60 16 ■ 500 ■ 0,85 ■ 60

= 1500 мм3

(1)

Таблица1

Основные размеры соплового наконечника

Б, мм Б1, мм 1, мм 11, мм б, мм мм Число отверстий

14 10 14,5 6,5 2,0 0,39 9

Таблица 2

Характеристики форсунок

Параметр, обозначение, размерность 10Д100 5Д49

1. Давление открытия иглы, Рфо, МПа 20,6 34,4

2. Диаметр иглы в цилиндрической части, йи, мм 7 8

3. Диаметр иглы в конусной части, мм 5,1 6

4. Длина уплотняющей части иглы, 1и, мм 25,5 26

5. Ход иглы до ограничителя, Ли, мм 0,45 0,75

6. Число сопловых отверстий, х 3 9

7. Диаметр сопловых отверстий, й, мм 0,56 0,39

е

X

О го

Рис. 1. Сопловый наконечник распылителя форсунки

где де — удельный эффективный расход топлива, 208 г/(кВт«ч); Ые — полная (номинальная) мощность дизеля, 2944 кВт; г — число цилиндров, 16; пн — частота вращения вала насоса, 500 мин-1; рГ — плотность топлива, 0,85 г/см3.

Рассмотрим общее эффективное проходное сечение многодырчатого распылителя ^ (в сборе) как сумму трех последовательно соединенных сечений. Первое — максимальное эффективное сечение щели между конусом иглы и конусом корпуса распылите.«! (|1щ.Рщ).Принимаеы, что игла полностью открыта, наоориоои на «улоре», сееение щелп лосооянное. ^арое — эффективное сечение котлд-ца (н««)- «Соиао кол^с^/сцао акт елнплет -гснус таипуен распаелителя с соллосыми сооофстиями. Пропьт — эфсечееие сепловых рсоей (елл. )■ Г((]с:п плоагл отклсскии иглы оеа о^ли посл^па.овеп'уз.п.ь« на воодсн^^ниц^е лИoсreлппyющео с^лпал)с,^ия поота-япны. Учитыстл, что кождое дх двух первых сечениИ, больше оотелия чоплодые (п-готллстай, се ос-но^ноо coпpaтиcлапйo дтижущаго пoтоло топлиьа создаете л <Фоп;мо^-^]^х поупаллцал. Ррсчет тФФоктиС) фалло прохооното ртооуи^ норлоглиаедо 1« еаоре (/)ЬС (нполо^^ ¿утсортднего снoятния давоения сопл_и-искeи cецлокыми отварсоияспа Дод ьфецод ртсчетнош вссчено оТ oмpeдклим теоретинескую екорость истечепия дизе;л,посого-«ьлиоа ^а-л^о ссзпоо^ые отверстон

ог =1Г2- АР/рг ,

(2)

° ./2 • 400 • 107 /870 = 306 м/с

(3)

со = |П • 9-л

О = ди /I

(5)

Знди цpaдpкжитeльнупeь дпаыска тн в г«а,а,у/;^,

частоту вращения вала насоса пн в мин впоыска опле,г|1Е^лим из аыдтжпния

17

Ф *

6•пн 6 • 700

0,00766 с.

^ = О /

(7)

11 12 13 74 15 16 17 18 19 20 21 22 град

Рпс.2.Номограммадляопределенпя |Р в завпспмостпот д п фВ: 1 — ^ = 0,4 мм2; 2 — 0,5 мм2;

3 — 0,6мм2;4 — 0,7 м м2;5 — 0,8 мм2;6 — 0,9 мм2;

7 — 1,0 мм2

а = аИ- ■ с ■ V 100Л = 0,8Л 0,0-)566 -'ч Д '

■ ЮН • 1000= 1500 мм3, (8)

При птаффиииент8 расхода, равном (3,8, суммар-наяплтщадьсопловых отвсе-сий олставит 1 ,57Р мм2. При чпсит лосхи вых отверстий-, илощадь сечения хлносо С5>и^л^с1 _Рс отставилаО, 12 мм2. Пя плыестний величине плсощадп с.плооссо отвврстрр оа-еделим (ото диамут- Х

т«ес АР — лeлапкд даспсАоя тоцдивaпс50ы

оопловьшо посам=тиями, Н°к2 т аиTком

иои без /очтом лoкоаппя гестс т цилиндре)!

с л п \ 3,14 '

(9)

Объемный расходтоплива О из распылителя 5 м3/соппедслим ип вофаженыя

где о-Р — эффеклиеное проходное сеченис рдссоы лителя, м2;

Оьпемпыу аеc«цoлтинлФcо за оиаса л мм3/о мкж-но /предрлиоь поеш кирилкстяи («]ц(, подонноиу о камерусгораниязавремявпрыска I

Для тепловозных ди4елей мощностью более 500 кВт пс= оыС5а)и^<с — роспылхтеля озависимостх отцикловой подачи топлива и продолжительности слрыо ка предложена номограмма (рис.2)с Нмл о -ирамиапострорнрдлярратоты вращениявасм насоса пн = 500 мин-1,среднего давления топлива перед свтлиуыми (сосррктинми РР = 40 МПс, плоаоисти топлива рг = 850 кг/м3.

Каждая линия поля номограммы соответство-сома пссоояннос-о зняоррию -П1 и ссизмсоной скс-рости истечения топлива из сопла Изменялась толссо продопжлтельнчосввпрыслл ф= а оп]срдрря-нeвс цбспссаи подача то

Общая формула для расчета и построения номо-грапоы имеас вид

время

(6)

<Р,

Яц=^ Р 'л/2 • ДР / Рг • 1000.

6 • пи *

(10)

В тепловозных дизелях с интенсивной подачей топлива в камеру сгорания продолжительность впрыска составляет 15-20 градусов поворота кулачкового вала насоса.

Величина действительного объёмного расхода топлива через форсунку составит Ы = 1588 / 8,88арр = = 265000 мм3/с = 0,0002650 м3/с, откуда

^^ = 0,0002650 / 306 = 0,00000086 м2 = 0,86 мм2. Цикловая подача топлива проверялась по формуле (8) и равна расчетной величине, полученной из выражения (1):

Величина зависит от ДР. Так, для АР = 50, 100, 150 МПа значение достигает, соответственно, 340, 480, 590 м/с. Для постоянных |хР, ДР и пн, но переменной фВ (например, 10 ;15; 20; 25 0) определялась дц. По найденным точкам значений дц проводилась линия (например, для |!_Р = 0,5 мм2).

По данной номограмме для заданной цикловой подачи топлива и требуемой продолжительности впрыска рекомендуется выбирать соответствующую величину эффективного проходного сечения распылителя. Например, для цикловой подачи топлива дц = 1300 мм3 и фВ = 16 0 величина |!_Р = 0,8 мм2.

Из анализа рис. 2 видно, что при уменьшении |!_Р увеличивается продолжительность впрыскивания фВ, что прпнято в качестве дпагностпческого спгнала при оценке величины закоксовывания распылителей форсунок.

я

Обычно уменьшение |р в эксплуатации происходит в результате образования кокса в сопловых отверстиях. Например, в начале эксплуатации двигателя при цикловой подаче дц = 1300 мм3 продолжительность впрыска была равна фВ = 16 0 (по углу поворота кулачкового вала насоса) и соответствовала значению нормативно-технической документации, а через 1000 часов эксплуатации результаты диагностирования показали, что она увеличилась до 21 0 (см. рис. 2). По номограмме определяем, что в результате образования кокса эффективное проходное сечение уменьшилось с 0,8 до 0,6 мм2.

Изменяя АР и пн для различной интенсификации процесса впрыска топлива (продолжительности впрыска фВ), строится семейство номограмм, по которым выбирается необходимое | р распылителя для конкретного дизеля.

к 16 18 20 22 21 26 28 град

Рис. 3. Влияние давления АР на продолжительность впрыска

Рис. 4. Влияние др наизменение продолжительности впрыска фВ

т

Нт

Ц8 Ц6

Ш

Ц2

? 7

/ -

/ \

1 / \

V

А(р1

-К о

20 30 40 ПКтВ I ¿У?

Рис.5. Изменениеходаиглы исправного (а) изакоксованного(б)распылителя

На рис. 3 показана кривая зависимости продолжительности впрыска от величины давления АР перед соплами. Необходимую интенсивность впрыска (продолжительность) можно получить не только подбором |р (см. рис. 2), но и величиной давления АР. Следует отметить, что в процессе эксплуатации топливной аппаратуры уменьшается АР и изменяется |р (увеличивается или уменьшается), что нарушает интенсивность впрыска, мелкость распылива-ния и баллистику топливного факела.

2. Определение величины закоксовывания распылителей по изменению продолжительности впрыска топлива. Возможные неисправности (в том числе и закоксовывание сопловых отверстий) определяются по анализу характерных точек импульса движения иглы или изменения продолжительности впрыска топлива [2]. В условиях эксплуатации движение иглы можно зафиксировать при помощи измерительной аппаратуры с использованием индуктивного датчика или датчика давления, установленного в линии слива утечек [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рис. 4 показано изменение продолжительности впрыска топлива дизеля 16ЧН 26/26 (мощность 2944 кВт, частота вращения вала двигателя 1000 мин-1) в зависимости от величины |р. Снижение |р на 0,1 мм2 в процессе закоксовывания распылителя приводит к увеличению продолжительности впрыска топлива на 2-3 градуса поворота кулачкового вала насоса.

На рис. 5 приведены осциллограммы хода иглы исправного распылителя (5а) и с закоксованными сопловыми отверстиями (5б). Продолжительность впрыскивания с 34 увеличилась до 42 градусов поворота вала двигателя. Величина | р уменьшилась с 0,86 до 0,7 мм2. Скорость подъема иглы на участке 1-2 не изменилась, а на участке 3-4 у закоксован-ного распылителя скорость посадки уменьшилась. Это происходит по причине выжимания топлива из распылителя при уменьшении проходного сечения сопла. Величина Аф2 с 4 увеличилась до 6 градусов.

При диагностике форсунок дизелей и определении закоксовывания сопловых отверстий, важным является нахождение причин образования кокса, которыми могут быть прорыв газов в его полость в конечной фазе впрыска и наличие высокой температуры корпуса распылителя [1, 4].

В процессе эксплуатации дизеля величина давления начала подъема иглы (Рфо) снижается в результате износа контактирующих поверхностей корпуса форсунки, иглы, штанги, пружины, что может привести к прорыву газов и образованию кокса в сопловых отверстиях. Газы также проникают в полость распылителя при плохой подвижности иглы, ее зависании или увеличении хода.

Закоксовывание распылителей может происходить по следующим причинам:

1. Снижение давления открытия иглы ниже критического (менее 80 % от значения, установленного заводом-изготовителем).

2. Увеличение хода иглы, более чем на 50 % от начальной величины.

3. Протекание топлива из распылителя в зоне посадочного конуса.

4. Дополнительных впрысков топлива после завершения основного впрыска.

3. Определение эффективного проходного сечения распылителей в лабораторных условиях. Для определения | р распылителя использовалась установка, изображенная на (рис. 6). В баке 1 находится дизельное топливо. При открытом кране 2 топливо

V = Q ■ t = |F • AP / pr • f,

Q = |F ■^iF ^ 2 ■AP / pT

(11)

Откуда = / / (t ■ ^ 2 ■AP / pT ).

(12)

(13)

Рис. 6. Схема установки для определения ßF

проходит через фильтр 3 на вход к насосу высокого давления 4. Насос 4 подает топливо в аккумулятор 5, в котором при помощи перепускного клапана 6 поддерживается постоянное давление (5 МПа). Манометром 7 контролируется давление топлива в аккумуляторе 5.

Из аккумулятора 5 топливо поступает к форсунке и распылителю 9. Пружина форсунки удаляется. Игла распылителя должна находиться в открытом состоянии. Топливо, вытекающее из сопловых отверстий, поступает в гаситель пены 8. При помощи распределителя 10 топливо из распылителя поступает в бак 1 или мерную емкость 11. Распределитель 10 управляется при помощи электромагнита и имеет устройство для определения времени при замере.

Порядок определения |±Р следующий:

1. В форсунку 8 (см. рис. 6) устанавливают опытный распылитель.

2. Распределитель 10 устанавливается в положение, при котором топливо сливается в бак 1.

3. Включают стенд и по манометру 7 контролируют давление топливав аккумуляторе 5,Онодолж-но быть равным 5 ■ 106 Н/мР Темпермтура топмива поддерживается постоянной (например, 30 0С).

4. Раопредемтель ее препоммщи злектромагни-та устанавливают в положение «замер» и топливо поступает в мерную емкость 11. При помощи счетного ееоройствоогфеделяюо пеемязополмения емкости 11.

Объемный расхо^оленивт О -м3/з) определоют из вые-женна

Например, при АР = 5 ■ 106 Н/м2 и рТ = 850 кг/м3 величина 9 = 100 м/c. За время t = 10 c. в мерную емкость 11 поступило 1000 см3 топлива (1 ■ 10—3 м3), величина |iF = 0,000001 м2 или 1 мм2.

Выводы. 1. Приведена методика, позволяющая расчётным путем определять эффективные проходные сечения распылителей для дизелей различной мощности, дан примеррасчета.

2. Предложенаномограмма, позволяющая определять величину проходного сечения распылителей длядизелей,работающих при различных подачах и интенсификациях впрыска топлива.

3. При уменьшении |F увеличивается продол-жительностьвпрыскивания,чтопринятовкачестве диагностического сигнала при оценке величины за-коксовывания распылителейфорсунок.

4.Показано, что призакоксовывании распылителя и снижении |F на0,1 мм2 увеличивается продолжительность впрыска топлива на 2 — 3 градуса поворотаваланасоса.

5. Изображена схема стенда и приведена методика, позволяющая экспериментальным путем определять эффективное проходное сечение распылителя.

Библиографический список

1. Трусов, В. И. Форсунки автотракторных дизелей / В. И. Трусов, В. П. Дмитриенко, Г. Д. Масляный. — М. : Машиностроение, 1977. — 167 с.

2. Михайлова, Л. Ю. Диагностирование форсунки и насоса высоеаго давления по анализу движения иглы / Л. Ю. Михайлова // Омский научный вестник. Сер. Приборы, машины птехнолотии. — 2012. — №3 (113). — С. 172-176.

3. Михайлова, Л. Ю. Датчик давления для осциллографи-рования хода иглы распылителя форсунки / Л. Ю. Михайлова // Материалы Всерос. 65-й науч.-техн. конф. ; ФГБОУ ВПО «ОибАДИ». -о- аоск, 2011. — Кн. 2. — С. 397-402.

4. Володин, А. И. Причины образования кокса в сопловых оТААрстиях распылителей форсунок дизелей / А. И. Володин, Л. Ю. Михайлова, Ю. П. Макушев // Омский научный вестник. Сер. Приборы, машины и технологии. — 2013. — № 1 (117). — С. 59-63.

где 9 — скорость истечениятоплива м/с; АР — дав-лениетоплива передсопловыми отверстиями,Н/м2; рТ — плотность топлива, кг/м3.

Объемное количество топлива V (м3), поступившее в емкость 11, зависит от расхода Q, (м3/с) и времени ее заполнения t (с).

ВОЛКОВА Лариса Юрьевна, аспирантка кафедры «Локомотивы».

Статья поступила в редакцию 02.06.2014 г. © Л. Ю. Волкова

Книжная полка

Методы определения надежности и долговечностидеталеймашин : учеб. пособие/ А. П. Моргунов [и др.]. — Омск : ОмГТУ, 2014. — 91 c. — ISBN 978-5-8149-1733-1.

Рассмотрены методики определения характеристик надежности и долговечности технических устройств. Приведены основные количественные характеристики надежности, случайные величины, законы распределения, числовые характеристики случайных величин. Предложена методика решения задач по надежности и долговечности деталей машин и их соединений. Предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 151001.65, 151002.65 и 151900.62, изучающих дисциплину «Основы теории на-дежностиидиагностики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.