УДК 629.46.016.5
В. Д. ДАНОВИЧ, В. В. РЫБКИН, С. В. МЯМЛИН, А. Г. РЕЙДЕМЕЙСТЕР, А. П. ТРЯКИН, Н. В. ХАЛИПОВА (ДИИТ)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПУСКАЕМЫХ СКОРОСТЕЙ ДВИЖЕНИЯ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ПУТЯМ КОЛЕИ 1520 ММ
Стаття присвячена питанням установления допустимих швидкостей руху pi3Hm типiв чотиривiсних ван-тажних вагошв з вiзками моделей 18-100 (ЦНД1-Х3) при рiзному завантаженнi. Наведено результати ком-плексних дослiджень динамiчних якостей вагошв i оцiнений 1хнш вплив на залiзничну колш. У результата дослiджень пропонуеться установити диференцiйований шдхвд до установлення допустимих швидкостей руху для порожшх i навантажених вагошв.
Статья посвящена вопросам установления допускаемых скоростей движения различных типов четырехосных грузовых вагонов с тележками моделей 18-100 (ЦНИИ-Х3) при разной загрузке. Приведены результаты комплексных исследований динамических качеств вагонов и оценено их влияние на железнодорожный путь. В результате исследований предлагается установить дифференцированный подход к установлению допускаемых скоростей движения для порожних и груженных вагонов.
The article is devoted to questions of the admitted speeds establishment of various tipes of freight 4 axis cars movement with carriages 18-100 (ЦНИИ-Х3), in empty and full a condition. The results of the complex researches of dynamic qualities of the cars are given and their influence on a track is appreciated. As a result of researches it is offered to establish different the approach to an establishment of admitted speeds of movement for empty and full cars.
Установление допускаемых скоростей движения вагонов по прямым и кривым участкам пути представляет сложную научно-техническую задачу. Это связано с тем, что по железным дорогам Украины, имеющим прямые и кривые участки с разными конструкциями пути, перевозки грузов осуществляются вагонами шести видов, насчитывающих 260 моделей.
Модели каждого вида отличаются количеством осей, грузоподъемностью, массой тары вагона, базой вагона, длиной рамы, длиной кузова или котла, шириной, конструкцией кузова, расстоянием от уровня верха головок рельсов до центра тяжести вагона и другими параметрами, влияющими на величину допускаемых скоростей движения. Перечень обращающихся вагонов, их общий вид, габаритные размеры и технические характеристики приведены в литературе и альбомах-справочниках [1-4].
В ДИИТе в 2000-2002 гг. выполнялись теоретические исследования для определения допускаемых скоростей движения загруженных и порожних грузовых вагонов [5]. Результаты исследования учтены при разработке «Норм допустимих швидкостей руху рухомого складу по залiзничних колiях державно! адмшютрацп залiзничного транспорту Укра!ни шириною 1520 (1524) мм».
Исследования основывались на оценке показателей воздействия вагонов на путь и динамических показателей вагонов.
Поскольку исследование скоростей движения всех видов и моделей вагонов представляет сложную задачу, для теоретических исследований на основе анализа конструкций грузовых вагонов были выбраны наиболее характерные виды и модели вагонов.
На основании выполненного анализа для теоретических исследований были выбраны следующие виды и модели вагонов в зависимости от длины кузова и расстояния от поверхности катания рельса до центра тяжести вагона:
- четырехосный крытый цельнометаллический вагон с уширенными дверными проемами с базой 10 м, модель 11-217;
- четырехосный крытый вагон с базой 12,24 м, модель 11-280;
- четырехосный цельнометаллический полувагон с базой 8,65 м, модель 12-726;
- четырехосный полувагон для технологической щепы с базой 15,69 м, модель 12-4004;
- четырехосная цистерна для кальцинированной соды с базой 11,5 м, модель 15-884;
- четырехосная цистерна для бензина и светлых нефтепродуктов с базой 7,8 м, модель 15-1443;
- четырехосный вагон-хоппер для окатышей с базой 7,78 м, модель 20-4015;
- четырехосный полувагон-хоппер для горячих окатышей и агломерата с базой 5,87 м, модель 20-480.
Определение показателей воздействия на путь было произведено в соответствии с методикой расчета пути на прочность [6].
В качестве показателей воздействия вагонов на путь принимались напряжения растяжения в кромке подошвы рельса при его изгибе и кручении под действием вертикальных и горизонтальных сил (с к), напряжения смятия в шпалах (прокладках) под подкладками (с ш), напряжения сжатия в балласте (с б), напряжения
Таблица 1
Критерии прочности пути при воздействии вагонов
Критерии Единица Тип конструкции элементов пути Категория линии
измерения I, II III IV
[С к ] МПа Рельсы Р75, Р65, Р50, Р43 длиной 12,5 и 25,0 м 240 240 240
[с ш ] МПа Шпалы деревянные (сосновые) Шпалы железобетонные 1,5 4,0 1,5 4,0 1,8 4,0
Балласт щебеночный 0,325 0,325 0,325
[с б ] МПа Балласт гравийный 0,260 0,260 0,260
Балласт песчаный 0,200 0,200 0,200
[с з ] кПа Земляное полотно 80 80 80
сжатия на основной площадке земляного полотна (с з) в подрельсовой зоне.
Оценка воздействия вагонов на путь производилась сравнением расчетных напряжений в элементах пути, возникающих при движении вагона с разными скоростями, с рекомендуемыми и допускаемыми значениями. Действующие в настоящее время допускаемые и рекомендуемые величины напряжений [7] приведены в табл. 1.
С помощью программы расчета пути на прочность были рассчитаны допускаемые скорости движения грузовых загруженных четырехосных вагонов на тележках 18-100 (ЦНИИ-Х3) с нагрузкой на ось до 235 кН включительно, а также загруженных восьмиосных вагонов с нагрузкой на ось до 220 кН включительно. При этом учитывался тип верхнего строения пути - тип рельсов (Р65, Р50, Р43), их приведенный износ (6 мм); количество шпал на 1 км (1840, 2000), род балласта (Щ - щебеночный, Гр - гравийный, П - песчаный).
Допускаемые скорости движения определялись по данным расчета с учетом опыта эксплуатации и проведенных ранее экспериментальных исследований отдельных моделей вагонов приведены в табл. 2. Обозначение «Н» в таблице показывает, что допускаемая скорость выбрана по непогашенному ускорению а . Допускаемая величина непогашенного ускорения для грузовых поездов составляет [а] = ±0,3 м/с2 с целью снижения эксплуатационных затрат на содержание пути [8].
Таблица 2
Допускаемые скорости движения грузовых загруженных четырехосных вагонов на тележках 18-100 (ЦНИИ-Х3) по расчетам пути на прочность
Допускаемые скорости , км/ ч
Тип верхнего строения пути Пря- Радиус кривых, м
мая 1000 800 700 600 500 400 350 300
Р65(6) 1840, 2000 Щ, Гр, П, и тяжелее 90 90 90 90 90 90 Н-80 Н-75 Н-70
Р65(6) 1600 Щ, Гр, П 80 80 80 80 80 80 80 Н-75 Н-70
Р50(6) 1840, 2000 Щ , Гр, П 75 75 75 75 75 75 75 65 50
Р50(6) 1600 Щ , Гр, П 60 60 60 60 60 60 60 60 55
Допускаемые скорости , км/ ч
Тип верхнего строения пути Прямая Радиус кривых, м
1000 800 700 600 500 400 350 300
Р43(6) 1840, 2000 Щ 65 65 65 65 65 55 50 45 35
Р43(6) 1600 Щ 50 50 50 50 50 45 40 30 25
Р43(6) 1840, 2000 Гр 65 65 65 60 50 45 40 35 25
Р43(6) 1600 Гр 60 50 50 50 45 40 30 25 15
Р43(6) 1840, 2000 П 50 50 50 45 45 40 30 25 20
Р43(6) 1600 П 50 450 40 40 35 30 25 20 10
Определение динамических показателей вагонов было произведено моделированием движения вагонов по кривым и прямым участкам пути при помощи многомассовой нелинейной модели колебаний четырехосного грузового вагона, специально разработанной в ДИИТе для решения данной задачи [9; 10]. В этой модели экипаж рассматривается как система, состоящая из 11 твердых тел с жесткими и упруго-фрикционными связями между ними, движущихся по инерционному упруго-вязкому пути.
Расчеты на модели производили для верхнего строения пути с рельсами типа Р65, со щебеночным балластом, на железобетонных шпалах с эпюрой 1840 шт./км в прямых и в кривых участках пути.
Проверка возможности использования математической модели для определения динамических показателей с целью установления допускаемых скоростей движения грузовых вагонов была выполнена путем сравнения динамических показателей, полученных расчетным путем, с величинами этих же показателей, полученных в ходе экспериментальных исследований, проводимых ранее ДИИТом в условиях магистральных железных дорог Украины.
Сопоставление экспериментальных и теоретических данных производилось для полувагона, крытого вагона, хоппера и цистерны в прямых участках пути, а также в кривых радиусом 600 и 300 м и дало хорошую сходимость
На рис. 1-4 приведены для примера результаты сопоставления значений динамических показателей - коэффициентов горизонтальной и вертикальной динамики необрессоренной
части вагона (кдв, кдгполученных путем моделирования (сплошные линии), с данными экспериментальных исследований (линии в виде точек) для четырехосного грузового груженого и порожнего полувагона на тележках
ЦНИИ-Х3 в прямых участках пути. Результаты сопоставления приведены: для груженого полувагона - на рис. 1, 2, для порожнего полувагона - на рис. 3, 4. Экспериментальные данные по динамическим показателям для порожних и груженых четырехосных полувагонов, хопперов и цистерн на тележках модели 18-100 были получены при проведении динамических ходовых испытаний на участках Приднепровской железной дороги с различным типом верхнего строения пути в удовлетворительном, хорошем и отличном состоянии [11; 12].
0,00
¡У.ши/ч
Рис. 1. Зависимости теоретических и экспериментальных значений коэффициента горизонтальной динамики к дг от скорости груженого полувагона в прямой
0.00
Рис. 2 . Зависимости теоретических и экспериментальных значений коэффициента вертикальной динамики к дв от скорости груженого полувагона в прямой
Рис. 3. Зависимости теоретических и экспериментальных значений коэффициента горизонтальной динамики к дг от скорости порожнего полувагона в прямой
Критическая скорость движения экипажа определялась на основании оценки устойчивости против вкатывания гребня колеса на рельс по значению коэффициента устойчивости К уст. Также рассматриваются вертикальные и
горизонтальные ускорения пятников тележек
(] в, ] г, в долях
Действующие в настоящее время рекомендуемые и допускаемые величины динамических показателей для вагонов [7; 13; 14] приведены в табл. 3.
Таблица 3
Допускаемые динамические показатели для грузовых вагонов
Рис. 4. Зависимости теоретических и экспериментальных значений коэффициента вертикальной динамики к дв от скорости порожнего полувагона в прямой
Из рис. 1-4 видно, что все расчетные кривые лежат в диапазоне изменения опытных данных, что позволило применить данную математическую модель для решения задачи определения допускаемых скоростей движения грузовых вагонов.
Установление допускаемых скоростей движения вагонов на основе динамических показателей - коэффициентов горизонтальной к дг и
вертикальной к дв динамики, а также возникающих при движении в кривых непогашенных ускорений а, действующих на кузов вагона, выполнено путем сравнения расчетных показателей с рекомендуемыми и допускаемыми значениями.
Критерий Груженый вагон Порожний вагон
[ К дв ] 0,80 0,85
[ К дг ] 0,40 0,40
[ К уст ] 1,30 1,30
[ } в ] 0,60 0,70
[ ] г ] 0,30 0,30
Приведенное в табл. 3 нормативное значение коэффициента устойчивости К уст представляет минимальное значение коэффициента устойчивости против вкатывания гребня колеса на рельс для обеспечения безопасной езды.
Динамические качества вагонов (в порожнем и груженом состоянии) в значительной степени зависят от величин моментов инерции их обрессоренных масс.
Рассчитанные для выбранных моделей грузовых вагонов значения моментов инерции порожних и загруженных до полной грузоподъемности вагонов, а также расстояния от центра масс кузова вагона до уровня головки рельса приведены в табл. 4.
Таблица 4
Значения моментов инерции порожних и груженых грузовых вагонов и расстояний от центра масс вагона до уровня головки рельса
Модель вагона Загрузка Масса, т Моменты инерций, т М 2 Положение центра масс г , м с
1х 1у I г
порожн. 24,7 48,1 355,47 346,82 2,29
11-217
грузов. 92,7 135,4 1485,67 1476,04 2,58
Модель вагона Загрузка Масса, т Моменты инерций, т • М 2 Положение центра масс г , м с
1х 1у I г
11-280 порожн. грузов. 26,0 94,0 53,1 141,1 488,11 1933,29 478,75 1922,26 2,31 2,61
12-4004 порожн. грузов. 30,0 88,0 143.2 225.3 1001,64 2978,40 925,44 2908,80 2,06 2,52
12-726 порожн. грузов. 22,0 91,0 28,58 105,4 268,02 1137,44 277,33 1165,14 1,79 2,34
15-443 порожн. грузов. 23,2 83,2 32,2 100,6 182,91 795,42 175,43 787,04 2,23 2,34
15-884 порожн. грузов. 26,0 94,0 53,1 141,1 488,11 1933,29 478,75 1922,26 2,31 2,61
20-4015 порожн. грузов. 25,0 100,0 36,28 146,3 161,92 428,21 169,10 434,49 1,99 2,49
20-480 порожн. грузов. 22,0 92,0 28,7 132,2 80,96 235,24 85,91 239,37 1,72 2,29
Определение допускаемых скоростей движения грузовых вагонов производилось при помощи математической модели при движении по прямым и кривым радиусом 300 м и 600 м в диапазоне исследуемых скоростей движения вагонов - от 30 км/ч до 90 км/ч с интервалом 20 км/ч.
В качестве возмущений использовались горизонтальные и вертикальные неровности рельсовых нитей, которые были получены путем двукратного интегрирования соответственно горизонтальных и вертикальных ускорений букс грузового вагона.
Допускаемые скорости движения определялись по результатам сравнения динамических показателей с их допускаемыми значениями.
Ниже приведены некоторые из графиков, показывающие зависимость от скорости движения динамических показателей, по которым получено наибольшее ограничение скорости для исследуемых моделей вагонов. Из приведенных графиков видно, что значения динамических показателей увеличиваются с ростом скорости движения, а коэффициента устойчивости - уменьшается. На всех рисунках проведены горизонтальные линии на уровне допустимых значений соответствующих показателей. Точки, в которых они пересекаются с теоретическими линиями, определяют допускаемые скорости движения. При этом на значение до-
пускаемой скорости движения загруженных вагонов наибольшее значение оказывает коэффициент вертикальной динамики и горизонтальные ускорения пятника. Основным динамическим показателем, по которому вводится ограничение скорости движения порожних вагонов является коэффициент устойчивости.
Графики зависимости коэффициента вертикальной динамики, горизонтальных ускорений пятника и коэффициента устойчивости от скорости движения в прямых участках пути и в кривых радиусом 600 м (при различных возвышениях наружного рельса - 0 мм, 60 мм и 150 мм), приведены на рис. 5-7 для груженого и на рис. 8-10 - для порожнего полувагона с базой 8,65 м (модель 12-726).
Из графиков на рис. 5-7 видно, что для груженого полувагона при движении по прямому участку ограничение скорости до 90 км/ч устанавливается по горизонтальным ускорениям пятников.
Значение допускаемой скорости в кривой радиусом 600 м зависит от возвышения наружного рельса в кривой и наименьшее значение -75 км/ч получено в связи с ограничением по коэффициенту вертикальной динамики при возвышении 0 мм. Однако, по непогашенному ускорению а в кривой с такими характеристиками нужно принять скорость 45 км/ч.
1.00 0.80 0.60 З 0.40 0.20 0.00
20 30 40 50 60 70 80 90 100 ---И=0 мм -И=60 мм И=150 мм
С1 >орос ть, к
■[Кдв]
■прямая
1,40 1,20 1,00 0,80 0,60 0,40 0,20 0,00
/У/
—-
жорс ють,
20 30 40 50 60 70
----И=0 мм -1п=60 мм
— [Кдв ] — ^—прямая
80
90 100
1п=150 мм
Рис. 5. Зависимость коэффициента вертикальной динамики груженого полувагона от скорости движения в прямой и в кривой радиусом 600 м
5.00 4.00 3.00 ¡1 2.00
скоро сть,
1.00
0.00
20 30 40
---И=0 мм -
50
■[Куст]
60 70
-И=60 мм прямая
80 90 100
мм
Рис. 8. Зависимость коэффициента вертикальной динамики порожнего полувагона от скорости движения в прямой и в кривой радиусом 600 м
о £
3.50 3.00 2.50 2.00 1.50 1.00 0.50 0.00
— — — —
сн орОс ть, к
м/ч
20 30 40 50 60 70 80 90 100
----И=0 мм -1п=60 мм 1п=1б0 мм
.[Куст]
прямая
Рис. 6. Зависимость коэффициента устойчивости груженого полувагона от скорости движения в прямой и в кривой радиусом 600 м
0.50 0.40 0.30 0.20 0.10 0.00
с сорос :ть,
м/ч
20 30 40 50 60 70 80 90 100
-1л=0 мм -1п=60 мм 1п=1б0 мм
■иг]
Рис. 9. Зависимость коэффициента устойчивости порожнего полувагона от скорости движения в прямой и в кривой радиусом 600 м.
0.50 0.40 0.30 ■^0.20 0.10 0.00
У
*
скор сть, к
м/ч
■ прямая
20 30 40 50
---И=0 мм
И=150 мм ^прямая
60 70
80 90
— И=60 мм
—[¡г]
100
Рис. 7. Зависимость горизонтальных ускорений пятника груженого полувагона с базой 8,65 м (модель 12-726) от скорости в прямой и в кривой радиусом 600 м
Из графиков на рис. 8-10 видно, что для порожнего полувагона ограничение скорости в прямой до 65 км/ч наступает по коэффициенту устойчивости. В кривой радиусом 600 м с возвышением наружного рельса 60 мм ограничение скорости до 65 км/ч также наступает по значению коэффициента устойчивости.
Рис. 10. Зависимость горизонтальных ускорений пятника порожнего полувагона с базой 8,65 м (модель 12-726) в прямой и в кривой радиусом 600 м.
На рис. 11 приведена зависимость коэффициента устойчивости от скорости для порожнего хоппера с базой 7,78 м (модель 20-4015) при движении в прямой и кривой радиусом 600 м с возвышением 60 мм.
Из графиков на рис. 11 видно, что и в этом случае ограничение скорости до 60 км/ч наступает по коэффициенту устойчивости.
Рис. 11. Зависимость коэффициента устойчивости порожнего хоппера от скорости движения в прямой и в кривой радиусом 600 м
На рис. 12-13 приведены графики динамических показателей для длиннобазного вагона с базой 15,69 м модели 12-4004 при движении по прямой - коэффициента горизонтальной динамики для груженого и порожнего вагона (рис. 12) и коэффициента устойчивости для груженого и порожнего вагона (рис. 13).
й
Рис. 13. Зависимость коэффициента устойчивости порожнего и груженого полувагона от скорости движения в прямой
Из рисунков видно, что поведение экипажа с длинной базой требует более жестких ограничений скорости движения - до 75 км/ч для груженого вагона и до 55 км/ч для порожнего вагона.
В табл. 5-7 приведены допускаемые скорости движения исследуемых экипажей в прямых участках пути, кривых радиусом 600 и 300 м, а также приводятся показатели, которые приводят к такому ограничению.
Значения допускаемых скоростей могут изменяться в зависимости от состояния пути и подвижного состава. В соответствии с данной методикой можно учитывать эти изменения.
3.50 3.00 2.50 н 2.00 £150 * 1.00 0.50 0.00
' - ^
— - ■ — — —
20 30 40 50
1п=60 мм ■
■ ■ прямая
60 70 80 90 100
--[Куст]
3.00 2.50 2.00 1.50 1.00 0.50 0.00
— —
ч скор ость км
20 30 40 50 60 70 80 90 100
-груженый — — [Куст] ----порожни
ч
Рис. 12. Зависимость коэффициента горизонтальной динамики порожнего и груженого полувагона от скорости движения в прямой
Таблица 5
Допускаемые скорости движения в прямой
Тип экипажа Загрузка Допускамые скорости движения, км/ч По показателю
Крытый вагон, модель 11-217 грузов. 90 ] г
порожн. 70 Ь "-уст
Крытый вагон, модель 11-280 грузов. 90 по всем
порожн. 65 Ь "уст
Полувагон, модель 12-726 грузов. 90 по всем
порожн. 70 Ь уст
Полувагон, модель 12-4004 грузов. 75 Ь Ь " дг ' " уст
порожн. 55 Ь дг
Тип экипажа Загрузка Допускамые скорости движения, км/ч По показателю
Цистерна, модель 15-1443 грузов. 90 по всем
порожн. 70 ь "-уст
Цистерна, модель 15-884 грузов. 80 ] г
порожн. 70 ь "уст
Хоппер, модель 20-4015 грузов. 90 по всем
порожн. 75 ь уст
Хоппер, модель 20-480 грузов. 90 по всем
порожн. 65 ь "уст
Таблица 6
Допускаемые скорости движения в кривой радиусом 600 м
Модель Загрузка Допускамые скорости движения, км/ч, при возвышении, мм
экипажа 0 Показатель 60 Показатель 150 Показатель
11-217 грузов. а - -
порожн. а , Ь уст - -
11-280 грузов. 70 а - -
порожн. а , Ь уст , Ь дп - -
12-726 грузов. а 90 а , ] г
порожн. 65 ь "уст 70 ь уст
12-4004 грузов. 70 а > ьуст - -
порожн. 45 а 55 ь уст - -
15-1443 грузов. 70 а - -
порожн. 60 а > ьуст - -
15-884 грузов. а - -
порожн. а , ьуст - -
20-4015 грузов. 70 а - -
порожн. а , к уст - -
20-480 грузов. а - -
порожн. 65 ь уст - -
Допускаемые скорости движения в кривой радиусом 300 м
Тип экипажа Загрузка Допускамые скорости движения, км/ч, при возвышении, мм
0 Показатель 60 Показатель 150 Показатель
Крытый вагон, модель 11-217 грузов. 35 а 60 а - -
порожн. а - -
Крытый вагон, модель 11-280 грузов. а - -
порожн. а , Ь уст , Ь дп - -
Полувагон, модель 12-726 грузов. а 70 а
порожн. а , Ьуст 65 Ь "уст
Полувагон, модель 12-4004 грузов. а - -
порожн. 55 Ь " уст - -
Цистерна, модель 15-1443 грузов. 60 а - -
порожн. а , Ьуст - -
Цистерна, модель 15-884 грузов. а - -
порожн. а , Ьуст - -
Хоппер, модель 20-4015 грузов. а - -
порожн. а , Ьуст - -
Хоппер, модель 20-480 грузов. а - -
порожн. а , Ьуст - -
ВЫВОДЫ
Проведенные исследования показали, следующее:
1. Все модели вагонов в загруженном состоянии, за исключением длиннобазного полувагона, могут двигаться в прямых и кривых участках пути со скоростями в соответствии с приведенными в табл. 2.
2. У порожних вагонов с увеличением скорости ухудшается показатель безопасности против вкатывания гребня колеса на головку рельса и при скорости движения выше 60 км/ч его значение может выходить за нормативные пределы. Поэтому вопрос о назначении допускаемых скоростей движения порожних и груженых вагонов рассматривать дифференцировано, учитывая состояние пути и подвижного состава.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Грузовые вагоны колеи 1520 мм железных дорог СССР. Альбом-справочник. М.: Транспорт, 1989.
2. Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Альбом справочник 002И-97 ПКБ ЦВ. М.: ПКБ, 1998.
3. Цистерны. Устройство, эксплуатация, ремонт. Справочное пособие. М.: Транспорт, 1990.
4. Пастухов И. Ф. и др. Вагоны. М.: Транспорт, 1988.
5. Звгг за НДР «Норми допустимих швидкостей руху локомотивiв i вагошв по залiзничних колшх Украши шириною 1520 мм», Д11Т. - 2002 р. УДК 629.46.015/.016:625.03, № ДР 0102Ш03580, 330 с.
6. Методика оценки воздействия подвижного состава на путь по условиям обеспечения его надежности: утв. приказом №ЦПТ-52/14 зам. Министра путей сообщения РФ от 16 июня 2000 г. - 30 с.
7. О нормах допускаемых скоростей движения подвижного состава по железнодорожным путям
колеи 1520 (1524) мм: утверждено приказом МПС России № 41 от 12.11.01.
8. Правила визначення пвдвищення зовшшньо! рейки 1 встановлення допустимих швидкостей в кривих дшянках коли: ЦП/0056: затв. наказом Ук-рзал1знищ ввд 27.04.99 № 124-Ц. - Д.: Арт-Прес. -1999. - 44 с.
9. Данович В. Д. Пространственные колебания вагонов на инерционном основании: Дис... доктора техн. наук: - Днепропетровск, 1982. - 465 с.
10. Рейдемейстер А. Г.: Дис... канд. техн. наук: -Днепропетровск, 2000. - 230 с.
11. Отчет по НИР «Разработка мероприятий по уменьшению сходов порожних вагонов (цистерн, хопперов, полувагонов). Экспериментальные и тео-
ретические исследования», ДИИТ. - 1999. УДК 629.463.3 № ГР 0197Ш19258. 120 стр.
12. Отчет по НИР «Разработка рекомендаций по снижению износа колес и рельсов за счет снижения сил динамического взаимодействия железнодорожных экипажей и пути с учетом стационарных и нестационарных режимов движения», ДИИТ. - 1998. УДК 629.4.015:625.143.3.033.373, № ГР 0196Ш23134. 478стр.
13. Нормы для расчета и проектирования вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных). - М.: Гос НИИВ-ВНИИЖТ, 1996. - 319 с.
14. Вершинский С. В., Данилов В. Н., Хуси-дов В. Д. Динамика вагонов: Учебник для вузов ж. д. транспорта / Под ред. Вершинского С. В. - М.: Транспорт, 1991. - 360 с.