Lingua mobilis №3 (29), 2011
ОППОЗИЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ В РАЗВИТИИ АССОЦИАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ ТЕКСТОВЫХ ЕДИНИЦ
В. М. Швецова
В статье анализируются особенности ассоциативных механизмов в развитии семантики слов; определяется их роль в процессе формирования семантического потенциала единиц языка и текста.
Ключевые слова: межсловные ассоциативные связи, текстовая единица с актуализируемым значением (голограмма), текстовая единица с актуализирующим значением (стимулятор), моделирование.
В настоящее время проблема актуализации системы ассоциативных ресурсов в отношении различных уровней языка вызывает у лингвистов наибольший интерес. В условиях текстовой репрезентации она выполняет особую роль. Ассоциации и возникающие на их основе связи принимают активное участие в моделировании текстовой семантики слова.
По нашему мнению, в данном процессе принимают участие два типа единиц: текстовая единица с актуализируемым значением (т.е. голографическая единица; именно ее содержание расширяется) и текстовая единица с актуализирующим значением (т.е. стимулятор, на основе которого развивается новое содержание) [8. С. 205-206]. Следовательно, характер возникающих между ними ассоциативных связей определяется нами как межсловный. Они могут устанавливаться на основе оппозиционных отношений, семантически определяющих связь между вещами, признаками и пр.
То есть в значении одной из указанных единиц репрезентируется положительное содержание, в другой - отрицательное. Таким образом «фиксируются» крайние точки (или информационные пределы) существования одного и того же предмета, признака и пр. или результаты их проявлений. Следовательно, при установлении ассоциативных связей между такими информационно разноплановыми компонентами появляется больше возможностей (много общих точек пересечения в значениях) для формирования на их основе расширенной текстовой семантики голограммы.
Более детально данный процесс формирования указанного типа межсловных ассоциативных связей, на основе которых впослед-
90
Языкознание
ствии развивается текстовая семантика голограммы, можно рассмотреть на следующем примере.
Во всем облике бабушки было нечто религиозное, не ханжески-богомольное, не иступленное, а проникновенно-религиозное, спокойное, даже отрешенное [7. С. 54].
В данном тексте значение голограммы нечто религиозное значительно шире того, что представлено в рамках словарных дефиниций. Ср.: религиозный - «верующий» [4. С. 626]; «обряд веры; верующий, твердый в вере» [3. С.90 - 91]; нечто - «что-либо, что-то, что-нибудь, чтобы ни было; кое-что, несколько, одна часть» [2. С. 561]; «что-то (в перен. знач. нечто удивительное)» [4. С. 367].
По нашему мнению, содержание исследуемой текстовой единицы актуализируется за счет взаимодействия стимуляторов не ханжески-богомольное, не иступленное, проникновенно-религиозное, спокойное, даже отрешенное. Следует отметить, что данные единицы делят смысловое поле текста на два вертикальных информационных участка, в которых репрезентируется противоположная семантика. Грамматически это выражается при помощи противительного союза а и отрицательной частицы не. Первый информационный участок: нечто религиозное - не ханжески-богомольное - не иступленное; второй информационный участок: нечто религиозное - а проникновенно-религиозное - а спокойное - даже отрешенное.
В первом информационном участке возникают ассоциативные связи, основанные на оппозиционных отношениях, которые определяют связь между признаками. В тексте изначально констатируется, что понятие нечто религиозное устанавливается через стимуляторы ханжеское, богомольное, иступленное (по нашему мнению, в данном случае единицы нужно рассматривать как текстуальные синонимы). Именно это содержание противопоставляется в значении голограммы (в качестве установленного факта) во втором информационном участке. Следовательно, стимуляторы семантически определяют предельные точки проявлений признаков одного понятия, фиксируя оппозиционную связь между ними. Ср.: отрицательная оценка понятия: нечто религиозное - ханжеское; ханжески-богомольное; иступленное; положительная оценка понятия: нечто религиозное -проникновенно-религиозное; спокойное; даже отрешенное.
В первом информационном участке взаимодействуют стимуляторы ханжеский, богомольный, иступленный, формируя на основе собственного содержания расширенное значение 1: ханжеский -
91
Lingua mobilis №3 (29), 2011
см. ханжа - «крайний лицемер» [4. С. 808]; «притворно набожный, лицемерный» [3. С. 542]); богомольный - «набожный» [6. С. 162]; «прилежно и часто молящийся; исполняющий все внешние обряды церкви; искренне молящийся, богобоязненный» [1. С. 104]. Следовательно, ханжески-богомольный - «притворно молящийся; но фанатично исполняющий обряды церкви с какой-то целью (личной, как правило, корыстной)»; иступленный - «фанатичный, свирепый; страстный сверх меры, выходящий за пределы рассудительного» [2. С. 36]. Таким образом, в границах первого участка актуализируется информация, связанная с обманом, ложью, подлостью, безрассудством. Следовательно, сформированное на ее основе расширенное значение 1 имеет следующий вид: «чувство, разрушающее в человеке истинную веру, подрывающее ее нравственные основы».
Во втором информационном участке значение голограммы нечто религиозное актуализируется за счет взаимодействия стимуляторов проникновенно-религиозное, спокойное, даже отрешенное. В опоре на их семантическое развитие формируется базовое значение 2: проникновенный - «с большим внутренним убеждение, волнующе искренний» [4. С. 566]; следовательно, проникновенно-религиозный
- «истинно верующий; имеющий веру в своей душе»; спокойный
- «находящийся в состоянии покоя, лишенный тревог; ведущий себя тихо, не беспокоящий; не раздражающий, мягкий» [4. С. 702]; «тихий, кроткий, миролюбивый; не тревожный, не взволнованный, ничем не возмущенный» [3. С. 294]; отрешенный - «отчужденный, проникновенный» [4. С. 431]; «отделившийся; исключенный» [3. С. 753]. Следует отметить, что наречие даже, входящее в состав стимулятора, усиливает данное семантическое направление: не просто отчужден от кого-то или чего-то кем-то другим, а отчужденный до предела (по своему желанию), от всего, что мешает его духовной свободе. Из всего вышеизложенного следует, что при участии системы стимуляторов в расширенном значении 2 реализуется следующая семантика: «внутреннее ощущение душевного покоя».
Таким образом, сформированные стимуляторами значения 1-2 разделяют лексико-семантическое поле голограммы нечто религиозное на две противоположных информационных зоны: не сумевший понять и принять истину в своей душе озлобляется на всех; он мечется в своем безрассудстве (через значение 1) — постигший истинную веру спокоен, лишен тревог; он духовно отчужден от пороков несовершенного материального мира; он находится в гармонии с собственным внутренним миром (через значение 2).
92
Языкознание
Следовательно, в формирование текстовой семантики голограммы оказывается вовлеченной система ассоциативных отношений, семантически определяющая связи между признаками, которые зафиксированы в значениях 1-2. То есть нечто религиозное - «озаряющее светом, нравственном чистотой; истинно святое».
Необходимо отметить, что в тексте есть единицы, непосредственно не принимающие участие в процессе семантического развития данной голограммы, но подтверждающие ее расширенное значение: бабушка и облик. Образ бабушка в человеческом сознании ассоциируется с обожанием внуков: в ее глазах всегда светится, озаряя все вокруг, вселенская любовь и доброта.
Слово облик («оклад и черты лица, общность вида и выражения лица» [2. С. 596]) в условиях смыслового поля данного текста ассоциируется с понятием святой лик. Ср.: святой — «духовно и нравственно непорочный, чистый, совершенный; все, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения. Святые делятся церковью на лики, разряды» [3. С. 160]; лик - «лицо, облик, об-личие; выражение лица; образ» [2. С. 252]; «лицо человека (устар. и высок.), а также изображение лица на иконах» [5. С. 297]).
Кроме того и в семантическом плане между ними прослеживается определенная близость: «лицо или образ кого-то». Следовательно, в смысловом поле данного текста у единицы облик доминантным является следующее значение: «нравственно и духовно чистый образ; лицо человека, излучающего свет, любовь и вселяющего веру (так на иконах изображены лики святых)». Единицы бабушка и облик, опираясь на собственные содержательно-ассоциативные ресурсы, поддерживают сформированную стимуляторами текстовую семантику голограммы нечто религиозное: «нравственно и духовно чистое, поражающее святостью, но поистине человечное, а не сверхъестественное; озаряющее все вокруг верой, истиной».
Определяемый нами тип межсловных ассоциативных связей возникает в результате взаимодействия единицы с актуализируемым значением и стимуляторов на базе оппозиционных отношений, семантически определяющих связь между вещами, признаками и пр. Голограмма в процессе функционирования, опираясь на подобную систему ассоциативных представлений и связей, формирует собственную расширенную семантику.
93
Lingua mobilis №3 (29), 2011
Список литературы
1. Даль, В. И. Толковый словарь великорусского языка: В 4т. [Текст] / В. И. Даль. - М. : Рус. яз. - Медиа, 2003. - Т. 1: А - З,
2003. - 699 с.
2. Даль, В. И. Толковый словарь великорусского языка: В 4т. [Текст] / В. И. Даль. - М. : Рус. яз. - Медиа, 2003. - Т. 2: И - О. -2003. - 799 с.
3. Даль, В. И. Толковый словарь великорусского языка: В 4т. [Текст] / В. И. Даль. - М. : Рус. яз.
- Медиа, 2003. - Т. 4: Р - У. - 2003.
- 688 с.
4. Лопатин, В. В. Русский толковый словарь: Около 35000 слов:70000 словосочетаний [Текст] / В.В. Лопатин. - 7-е изд.
- М. : Рус.яз., 2001. - 877 с.
5. Ожегов, С. М. Словарь русского языка: ок. 57000 слов [Текст] /
С.М. Ожегов. - Изд. 11, стереотип. - М. : Рус.яз., 1975. - 847 с.
6. Толковый словарь русского языка. Т.1 [Текст] /под ред. Д.Н. Ушакова. - М. : Астрель: АСТ, 2000. - 748 с.
7. Рыбаков. А. Тяжелый песок [Текст] /А. Рыбаков. - М. : Изд-во «Известие», 1981. - 331 с.
8. Швецова. В. М. Лексико-ассоциативные ресурсы текстовых единиц [Текст] / В.М. Швецова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. № 1 (11). - Волгоград : ВолГУ, 2010. - С. 205-210.
List of literature
1. Dal', V. I. Tolkovyj slovar' ve-likorusskogo jazyka: V 4t. [Tekst] / V. I. Dal'. - M. : Rus. jaz. - Media, 2003. - T. 1: A - Z, 2003. -699 s.
2. Dal', V. I. Tolkovyj slovar' ve-likorusskogo jazyka: V 4t. [Tekst] / V. I. Dal'. - M. : Rus. jaz. - Media, 2003. - T. 2: I - O. - 2003.
- 799 s.
3. Dal', V. I. Tolkovyj slovar' ve-likorusskogo jazyka: V 4t. [Tekst] / V. I. Dal'. - M. : Rus. jaz. - Media, 2003. - T. 4: R - Y. - 2003.
- 688 s.
4. Lopatin, V. V. Russkij tolkovyj slovar': Okolo 35000 slov:70000 slovosochetanij [Tekst] / V.V. Lopatin. - 7-e izd. - M. : Rus.jaz.,
2001. - 877 s.
5. Ozhegov, S. M. Slovar' russkogo jazyka: ok. 57000 slov [Tekst] /
5. M. Ozhegov. - Izd. 11, stereotip.
- M. : Rus.jaz., 1975. - 847s.
6. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka. T.1 [Tekst] /pod red. D.N. Ushakova. - M. : Astrel': AST, 2000.
- 748 s.
7. Rybakov. A. Tjazhelyj pesok [Tekst] /A. Rybakov. - M. : Izd-vo «Izvestie», 1981. - 331 s.
8. Shvecova. V. M. Leksiko-asso-ciativnye resursy tekstovyh edinic [Tekst] / V.M. Shvecova // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 2. Jazykoz-nanie. № 1 (11). - Volgograd : Vol-GU, 2010. - S. 205-210.
94