Д.А. Цюник
ОППОЗИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В ПОСТСОВЕТСКИХ ГОСУДАРСТВАХ
Аннотация
В статье рассматривается вопрос политического участия молодого населения постсоветских государств в деятельности оппозиционных сил. Анализируется характер вовлечения и участия молодёжи в оппозиционных акциях политических протестов, митингов, шествий и демонстраций. Обращается внимание, что молодое поколение чаще примыкает к уже сформированным оппозиционным силам, нежели стремится создать свое молодежное общественно-политическое объединение. Отмечается повышение роли и воздействия молодёжи на политические процессы, протекающие в постсоветских государствах. Доказано, что социальные сети, как и Интернет в целом, приобретают все больший интерес со стороны политических сил в силу своей массовости, высоких скоростей передачи информации, доступности и не подконтрольности государственным органам. Аргументирована позиция о необходимости осознания общности интересов у молодого поколения, а также появления харизматических лидеров, способных консолидировать молодёжь для активного вовлечения молодежи в оппозиционную деятельность. При этом активная и успешная работа молодёжной оппозиции в постсоветских государствах зависит от того, насколько молодое поколение недовольно социально-политической ситуацией в стране и готово к активным действиям, в том числе и участию в оппозиционных акциях с целью демонстрации своих политических притязаний. Политическому истеблишменту необходимо осознать, что стабильность политической системы
D. Tsyunik
OPPOSITION ACTIVITIES OF THE YOUNG GENERATION IN POSTSOVIET STATES
Abstract
This article speaks about the participation of post-Soviet States youths in the opposition forces activity. Is analyzed the character of the involvement and participation of youths in political protest campaigns, rallies, marches and demonstrations. We call your attention to the fact that the youths commonly join formed opposition forces than aspire to create their own socio-political union. Is noticed the increase of the impact of youths on political processes that flow in postSoviet States. Is demonstrated that the social networks, as the Internet in general, acquire more interest from political forces because of its large-scale involvement, high-speed information sharing, accessibility and uncontrollability by the government authorities. Is argued the opinion about the necessity of recognition of youths' common interests and appearance of charismatic leaders able to consolidate the youths for their active involvement to opposition activity. At that active and successful youth's opposition activity in post-Soviet States depends on how much youths are not satisfied with the socio-political situation in their country and are ready for active actions, as of participation in opposition actions with purpose to highlight their political claims. Political establishment has to recognize that the political system stability can be reached with competent and systematic involvement of youths in political process. Government authorities have to pay attention to the necessity of consideration of youths' interests and the importance of constructive opposition activity.
страны возможна лишь при грамотном и планомерном вовлечении молодого населения в политические процессы. Органам государственной власти стоит обратить внимание на необходимость учёта интересов молодого поколения, а также важность конструктивной оппозиционной деятельности.
Ключевые слова:
молодежь, политическое участие, политика, политический процесс, оппозиция, политический протест, политическая социализация.
Key words :
Youth, political participation, politics, political process, opposition, political protest, political socialization.
В конце XX века в результате распада Советского Союза образовалось 15 независимых государств, в которых политические процессы строились и протекали уже по индивидуальному пути согласно национальным традициям, экономическими ресурсами и менталитетам. Для молодых государств, образовавшихся на территории бывшего Советского Союза, встал характерный одинаковый вопрос - формирование и становление новой политической системы. Характерной и общей чертой становления новых политических систем в постсоветских государствах стал политический плюрализм.
По прошествии более двух десятилетий после распада Советского Союза каждому из 15 образовавшихся государств по-разному удалось достигнуть успехов в становлении политического плюрализма. Существует мнение, что государства Прибалтики в этом вопросе далеко обогнали государства Средней Азии или даже Белоруссии, о чем говорится в исследованиях А. Grigas, А. ^екатр, К. Maslauskaite, Ь Zorgenfreija [24], М. Ма^оо [27, с. 275-295], Е. Andrespok, А. ^екатр [23, с. 117-130]. Но, независимо от того, насколько успешно удалось становление политического плюрализма во вновь образовавшихся государствах, можно смело заявить, что в каждом из них есть оппозиционные силы, выступающие против действий правительства.
Принято считать, что наличие оппозиции является неотъемлемой частью государства, стремящегося к демократической системе. Политическая оппозиция - одновременно право и обязанность общественно политических сил и «национальное достояние» демократического государства [17, с. 145]. И действительно, только при наличии оппозиции у народа появляется выбор, а у действующей власти возможность увидеть свои ошибки, на которые первой укажет именно оппозиция.
Подробно вопрос оппозиции и ее деятельности в постсоветских странах после распада Советского Союза изучен в работах Г.Г. Газимагомедов, А.И. Стребков, В.А. Рукинов [3, с. 125-142], Ф. Толипова [19, с. 149-158], З. Джаведа [25, с. 81-89], А.В. Гилева [4, с. 107-121], Е.Ю. Мелешкиной [10], С.Н. Шкель, Э.В. Шакирова [22, с. 4-21] и многих других исследователей.
В западных странах, таких как Великобритания, США, Испания или Франция уже давно стало традиционным активное участие молодёжи в деятельности оппозиционных движений и структур. Так, в апреле 2016 года молодые французы, среди которых были десятки тысяч студентов и членов профсоюзов, приняли участие в протестах против реформы трудового законодательства [28]. В начале июля 2016 года толпы молодых людей вышли на улицы крупных городов Великобритании с протестом против результатов референдума на тему выхода страны из Европейского Союза [26; 30]. Какова же роль молодого населения в оппозиционных и протестных процессах в постсоветских государствах?
Долгие годы после распада Советского Союза в постсоветских государствах отсутствовала слаженная централизованная молодёжная политика. Следствием чего стал высокий уровень индифферентизма к политике. В. И. Буренко отмечает последствия такой политики и говори о прогрессирующей аполитичности основной части молодого поколения, связывая ее с отчуждением от политики и невозможностью реального участия в принятии политических решений [2, с. 43-52]. Безусловно, отсутствие интереса у властей к молодёжи и продуманной молодёжной политики не могли не повлечь за собой негативные последствия. Как итог, именно молодое поколение отличается самой низкой электоральной активностью на территории постсоветских государств.
В начале XXI века по территории бывшего Советского Союза прокатилась серия так называемых «Цветных революций». Политические события, которые произошли в 2003 году в Грузии (Революция роз), в 2004 и 2014 гг. в Украине (Оранжевая революция, Евромайдан), в 2005 и 2010 гг. в Киргизии (Тюльпановая революция, Дынная революция), в 2009 году в Молдавии (Сиреневая революция), протестные движения в Белоруссии в 2006 и 2011 гг., Российской Федерации в 2011-2012 гг., Молдавии и Армении в 2015 г, обратили внимание политических сил на важность вопроса работы с молодёжью. Подробно вопрос «Цветных революций» изучен в исследованиях М.П. Перши-
ной, Е.Е. Нечай, Т.А. Васильевой [15, с. 114-127], Эйбела Полса, Доннача О Бичайна [29], Е.Г. Пономаревой [16, с. 26-38] и др.
«Забытая» властью молодёжь, казалось бы, свела к минимуму своё участие в политических процессах, но события начала XXI века заставят политический истеблишмент задуматься о работе с молодым поколением. События последних 15 лет на постсоветском пространстве говорят о потребности переосмысления и новых подходов во взаимодействии властей и оппозиции, что обозначает важность тщательного исследования вопроса.
Молодёжь, обладая определенными проблемами и интересами, являет собой полноценный социальный слой [13, с. 160]. Молодежь - это социально-демографическая группа, которая выделяется на основе комплекса возрастных свойств, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, определяемых общественной структурой, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества. У молодёжи ярко выражена потребность в функционировании здорового и развитого гражданского общества.
Становление демократии и гражданского общества в постсоветских государствах проходит довольно неторопливо, и эти процессы носят противоречивый характер. Постсоветские страны можно разделить на две группы, в одну из которых стоит отнести страны, где влияние оппозиции на политические процессы минимальны за последние годы (Российская Федерация, Республика Белоруссия, Республика Казахстан и другие). Во второй же группе, влияние оппозиции настолько велико, что с периодичностью в несколько лет к власти в стране приходят силы с кардинально разными политическими стратегиями и методами работы (Республика Украина, Республика Грузия и другие), чаще через осуществление революции, реже путем проведения легитимных выборов, как это было в Грузии в 2012 году [21, с.67].
С политологической точки зрения, главными направлениями нынешней ступени политической подготовки молодежных оппозиционных движений может быть: рост уровня недовольства молодого поколения проводимой политикой, который выражается в росте политической амбивалентности самого молодого населения, так и в намеренном ослаблении политическим истеблишментом молодёжных лидеров от возможности принятия политических решений [11, с. 1436-1445]. Увеличение накала напряженных отношений молодого поколения и политических сил, которое выражается в постоянных и массовых запретах и ограничениях, таких как запреты на митинги, демонст-
рации, собрания и шествия, ограничение и цензура в средствах массовой информации и Интернете, запрет на критику действий правительства и прочее.
В 2015 году состоялись президентские выборы в Белоруссии. Главной проблемой, которую отмечали молодые оппозиционеры, стало отсутствие договоренностей среди оппозиции, что не позволило выдвинуть единого кандидата. При этом многие молодые оппозиционеры заявляли о том, что при любом раскладе необходимо участвовать в выборах для того, чтобы привлечь новых сторонников и заявить о себе на политической арене. Один из лидеров молодёжной политической организации <^тепа» Павел Виноградов говорил, что «Если мы не будем показываться людям, о нас и не узнают, ведь вне политических кампаний такой возможности почти нет».
Среди молодёжных политических организаций Белоруссии можно отметить такие структуры, как «Зубр» - незарегистрированное молодежное движение ненасильственного сопротивления в Белоруссии, «Молодой фронт» - международное молодёжное движение белорусской молодёжи, «Молодёжь БНФ» - молодёжное крыло одноименной партии, «Правый альянс», «Джинс», Гражданский форум» и многие другие молодёжные формирования, которые ведут активную работу на территории Белоруссии. Стоит отметить, что многие молодёжные оппозиционные движения довлеют идеями белорусского национализма. С.Г. Давыдов в своем исследовании [6, с. 128134] подробно рассматривает оппозиционные объединения молодежи в современной Белоруссии. Но пока, на современном этапе, белорусское общество проявляет слабый интерес к оппозиционным настроениям, особенно на фоне событий в соседней Украине.
Игнорирование властями Украины в 2013-2014 гг. мнения населения, в том числе и молодёжи во многих вопросах, а особенно в вопросе процесса подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом привёл к политическому кризису в стране. Решение приостановить подписание Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом привело к массовым протестным акциям в столице и крупных регионах государства. Основными участниками данных акций были молодые украинцы, которые жаждали перемен. Так, РИА Новости Украина говорили о том, что согласно опросам социологической группы «Рейтинг», 53% респондентов считали, что если условия жизни и дальше будут значительно ухудшаться, то следует выходить с протестом, при этом наиболее протестные настроения наблюдались именно среди молодежи. Отмечается, также, что по политическим мотивам наиболее протестными явля-
ются сторонники политических сил: «Правый сектор», «Украинское объединение патриотов», «Свобода», «Радикальная партия» [9].
По сути, молодёжь, которая вышла на протесты не придерживалась идей и не симпатизировала ни одной оппозиционной силе в стране. Но благодаря грамотной работе через телевидение, радио и Интернет, оппозиция смогла возглавить протесты.
С помощью интернета оппозиция смогла мобилизовать молодёжь на протесты и в Российской Федерации в 2011-2012 гг., когда российское общество неоднозначно отреагировало на результаты выборов нижнюю палату парламента. В стране прокатилась череда массовых политических протестов, освещение и обсуждение которых в средствах массовой информации и особенно Интернет-пространстве приобрело огромные масштабы. Известный оппозиционер Алексей Навальный во время протестных митингов в марте 2012 года через социальные сети ведет общение со своими сторонниками, сообщая номер полицейской машины, в которой его разместили во время задержания и ведя прямую трансляцию из кабинета следователя.
Такое активное использование Интернет ресурсов несистемной оппозицией приведет к ряду законов, приняты в Российской Федерации, которые направлены на ограничения в сфере Интернета и жесткую цензуру. Некоторые исследователи отмечают, что оппозиции необходима был последовательность в своих действиях, обозначая, что всплеск общественного недовольства обусловлен в первую очередь стремительно возросшим уровнем социального напряжения и назревшей у значительной части общества потребностью в переменах [18, с. 175-182]. В преддверие приближающихся выборов депутатов Государственной Думы и президента оппозиции стоит вынести уроки из своих неудач в 2011-2013 гг.
Также, несистемная оппозиция в Российской Федерации не может быть уверена в поддержке среди молодежи в силу того, что нет уверенности в готовности молодого населения к активному участию в массовых политических акциях, которые может устроить оппозиция. Обусловлено это снижением доверия к несистемной оппозиции, а также отсутствием перспектив появления новой оппозиционной силы на политической арене. При этом, как отмечалось в статье, посвященной молодёжному парламентаризму в российской столице [20], политическая власть страны вынесла урок из политических протестов 2011-2013 гг. и активно начала работу с молодым поколением.
Итоги опроса Институтом социологии Российской академии наук в 2013 году показали низкую электоральную активность молодёжи России, при этом поддержка крупных оппозиционных партий страны невелика, а именно: ЛДПР - 7,2%, Справедливая Россия - 3,6%, КПРФ и Яблоко чуть более 1% [1, с. 87]. Это говорит о том, что молодёжь не видит в существующей оппозиции единомышленников и реальной силы, готовой считаться с её интересами.
Отмечается, что у основной массы оппозиционно настроенных объединений молодёжи отсутствует четкая и реалистическая платформа [8]. Молодому поколению постсоветских государств присуще отрицательное отношение к политическим процессам, протекающим внутри их страны. При этом зачастую, во многих странах это не выливается в активные действия на политической арене, что обычно характерно оппозиционным силам и структурам, что обуславливает пассивность молодёжи, как оппозиции.
После распада Советского Союза у образовавшихся новых государств, помимо прочего, одним из главных вопросов политической повестки по-прежнему стоит взаимоотношения с Российской Федерацией. В странах Прибалтики, к примеру, с самого начала и посей день, активно ужилась политика антироссийских настроений. Последнее десятилетие активно этот вопрос решался на политической арене Украины и Грузии. При этом с попеременным успехом одерживали верх, как сторонники добрососедских отношений, так и сторонники ярой конфронтации с Москвой. Оппозиция вовлекает в решение этого вопроса молодёжь. Активно делает упор на молодежь оппозиция Молдавии, как прорумынская, так и пророссийская.
Киргизия оказалась еще одним постсоветским государством, в котором состоялась так называемая «цветная революция». Принято считать, что главную роль в свержении режима Курманбека Бакиева в 2010 году сыграла именно молодежь, которая пошла на открытое столкновение с правоохранительными органами в апреле 2010 года после ареста оппозиционных лидеров [14]. Но вскоре, после прихода к власти новой команды, которая еще вчера свергала старое правительство, в стране опять начались оппозиционные волнения.
В Бишкеке был проведен молодежный форум, итогом которого стало обращение к власти с требованиями включения в кабинет министров представителей молодежных групп, а также снижения возрастного ценза для кандидатов в президенты страны. Также, по итогам молодежного форума
было провозглашено о создании коалиции 17 молодежных объединений всех регионов страны, намеревающихся единым фронтом вести борьбу по отстаиванию своих прав. Молодежь была возмущена тем, что новая власть использовала ее в целях свержения старого правительства, не дав взамен никаких преобразований, которые интересовали молодое население.
В основной части постсоветских государств проблемы оппозиции заключаются в отсутствии доступа к средствам массовой информации, что приводит к снижению цитируемости и выступлений и вынуждает искать новые методы и пути работы с гражданами.
Стоит отметить, что во всех крупных оппозиционных событиях в постсоветских государствах за последние пять лет огромную роль играет Интернет. В первую очередь это социальные сети, которые объединяют и сплачивают молодое поколение. О.А. Гримов связывает это с резким скачком в росте информационных и коммуникативных технологий, а также массовым распространением средств Интернет-коммуникаций, приведших к формированию специфической среды, которой присущи такие свойства, как: глобальность, виртуальность, интерактивность, анонимность и тому подобное [5, с. 141-144]. Молодые оппозиционеры быстро сообразили, что намного эффективнее митингов, шествий и демонстраций, организация которых затрудняется на законодательном уровне с каждым годом, работа в электронных СМИ. Работа успешно ведется через блоггеров, активных участников социальных сетей, представителей общественных организаций и молодёжных лидеров, которые работают в единой сети.
Социальные сети, как и Интернет в целом, приобретают все больший интерес со стороны политических сил в силу своей массовости и высокой скорости передачи информации. Сегодня любая новость может разлететься по всему миру в считанные секунды, что говорит о сложности контроля, а, следовательно, вызывает больше доверия у человека, чем радио, телевизионные или же печатные средства массовой информации. Работа через Интернет и социальные сети, помимо прочего, еще и гораздо дешевле, чем работа через телевидение или другие средства массовой информации. Высока скорость распространения информации и дешевизна, а также растущая популярность среди населения, особенно молодого, обуславливают переход оппозиции в интернет-пространство.
Исследователи отмечают, что Интернет с одной стороны подогревает социально-политические несогласия и возмущения в жизни современного
человека, допустим, выступая ускорителем протестных выступлений, с другой стороны сдерживает и охлаждает оппозиционные настроения за счет канализации самого протеста в безопасное русло и проявления открытости, публичности власти и ее институтов [7, с.89]. А.Е. Москалев считает Интернет своего рода новым демократическим каналом связи, позволяющий вести диалог между властью, оппозицией и населением [12, с.71]. Стоит отметить, что появление такого канала связи и его активное внедрение в политические процессы на практике, позволяет решать вопрос политической социализации молодёжи, вовлечения молодого населения в политику.
Таким образом, можно уверенно говорить о том, что неотъемлемым элементом оппозиционной деятельности в постсоветских государствах на современном этапе является участие в ней молодого поколения. Стабильность политической системы страны возможна лишь при грамотном и планомерном вовлечении молодого населения в политические процессы. Политический истеблишмент должен осознать и понимать необходимость учёта интересов молодого поколения, а также важность конструктивной оппозиционной деятельности.
В государствах постсоветского пространства при схожести проблем и путей развития, все же есть страны, где влияние сил оппозиционной направленности на молодое поколение велико (Украина, Грузия, Молдавия и др.). Но стоит отметить государства, где потенциал и эффективность прямого влияния оппозиции на молодежную аудиторию носит довольно слабый характер (Белоруссия, Казахстан и др.). При этом стоит обратить внимание на повышение роли и воздействия молодёжи на политические процессы, протекающие в постсоветских государствах.
Активная и успешная работа молодёжной оппозиции в постсоветских государствах зависит от того, насколько молодое поколение недовольно социально-политической ситуацией в стране и готово к активным действиям, в том числе и участию в оппозиционных акциях с целью демонстрации своих политических притязаний. Неактивность молодежи в оппозиционных движениях и настроениях в некоторых государствах бывшего Советского Союза можно связать с отсутствием осознания общности интересов у молодого поколения, а также недостаток харизматических лидеров, способных консолидировать молодёжь. Также, многое зависит от зарождения и совершенствования политической культуры молодого населения стран постсоветского пространства.
Литература
1. Буданов Н.В. Векторы развития молодёжной политической оппозиции // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. №4-7(46).
2. Буренко В.И., Предыбайлов С.М. Парламентаризм и политическое представительство // PolitBook. 2013. №3.
3. Газимагомедов Г.Г., Стребков А.И., Рукинов В.А. Власть, современная российская оппозиция и общественная безопасность // Конфликтология. 2016. Т. 1.
4. Гилев А.В. Политические трансформации на постсоветском пространстве: имеют ли значение «Цветные революции»? // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). 2010. №2(57).
5. Гримов О.А. трансформация оппозиции «публичное - приватное» в дискурсе коммуникативных процессов интернет-пространства (на примере социальных сетей и блогов) // Сб.: Молодежь и XXI век. Материалы IV Международной молодежной научной конференции. 2012.
6. Давыдов С.Г. Оппозиционные объединения молодежи в современной Белоруссии // Современная научная мысль. 2014. №6.
7. Ерина А.И. Интернет - политический ресурс воздействия на общественное мнение // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2013. №1(276).
8. Караткевич А.Г. Системный диалог как технология оптимизации политического взаимодействия в переходных обществах // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. №2-2.
9. К протестам в Украине готовы молодежь и обеспеченные люди -эксперт // РИА Новости Украина. - URL: http://rian.com.ua/society/20151020/375507856.html (дата обращения 02.09.2017).
10. Мелешкина Е.Ю. Формирование новых государств в Восточной Европе. М., 2012.
11. Москалев А.Е. Молодежная оппозиция в современной России: политико-правовой статус, проблемы, тенденции и перспективы развития // Журнал Право и политика: науч. юрид. журн. М. 2011. №9.
12. Москалев А.Е. Молодёжная оппозиция и гражданское общество: тенденции и взаимодействие // Точки над Ё. 2012. №2(3).
13. Москалев А.Е., Назаров А.В. Молодёжная оппозиция как субъект политической системы современной России // PolitBook. 2014. №3.
14. Наумова А.О. «Цветные революции» как угроза государственному суверенитету. Опыт Кыргыстана // Мировая политика. 2016. №2.
15. Першина М.П., Нечай Е.Е., Васильева Т.А. Цветные революции на постсоветском пространстве: новые технологии государственных переворотов // Этносоциум и межнациональная культура. 2017. №3(105).
16. Пономарева Е.Г. Что такое «Цветные революции» и как с ними бороться? // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2016. №1-2(144-145).
17. Проничев В.А., Федорищева О.И. Оппозиция и её роль в становлении политической системы Российской Федерации // Наука и современность. 2012. №19-1.
18. Селезнев П.А. Политический протест в России в конце 2011 -2012г.: предварительные итоги и оценочные суждения // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурологи и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. №2-2.
19. Толипов Ф. Проблема многопартийности и оппозиции в демократическом конструировании в Узбекистане // Центральная Азия и Кавказ. 2011. Т. 14. №1.
20. Цюник Д.А. Молодежные палаты как элемент участия молодых москвичей // PolitBook. 2016. №1.
21. Чедия Б. Исторические выборы в Грузии: смена власти и формирование новой политической традиции // Центральная Азия и Кавказ. 2012. Т. 15. №4.
22. Шкель С.Н., Шакирова Э.В. Политическая оппозиция в гибридном режиме: опыт постсоветской России // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2014. №1.
23. Andrespok E., Kasekamp A. Development Cooperation of the Baltic states: A Comparison of the Trajectories of Three New Donor Countries, Perspectives on European Politics and Society. 2012. №13(1).
24. Grigas A., Kasekamp A., Maslauskaite K., Zorgenfreija L. The Baltic States in the EU: Yesterday, Today and Tomorrow. Berlin: Jacques Delors Institute, 2013.
25. Javed Z. Democracy in Central Asian States: Perspective and Development // Российский академический журнал. 2013. Т. 26. №4.
26. Jon Stone Brexit protest: Thousands march against Leave vote in London // The Independent. 30.06.2016. URL: http://www.independent.co.uk/ news/uk/politics/brexit-eu-referendum-protest-march-london-saturday-2-july-anti-result-live-a7111581.html (дата обращения 14.09.2017).
27. Malksoo M. From Existential Politics Towards Normal Politics? The Baltic States in the Enlarged Europe. // Security Dialogue. 2006. Vol. 37. No. 3.
28. Nouvelles manifestations de jeunes contre la loi travail // Le Matin Dimanche. 15.04.2016. URL: http://www.tdg.ch/monde/Nouvelles-manifestations-de-jeunes-contre-la-loi-travail/story/24763168 (дата обращения 12.09.2017).
29. The Colour Revolutions in the Former Soviet Republics: successes and failures // ed. by Donnacha O Beachain and Abel Polese. London and NY: Routledge, 2010.
30. Young people in a changing Europe: British youth and Brexit 2016 // EU Referendum Analysis 2016: Media, Voters and the Campaign. URL: http://www.referendumanalysis.eu/eu-referendum-analysis-2016/section-8-voters/young-people-in-a-changing-europe-british-youth-and-brexit-2016/ (дата обращения 28.09.2017).
References
1. Budanov N.V. Vektory razvitiya molodezhnoi politicheskoi oppozitsii. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal. 2016. №4-7(46).
2. Burenko V.I., Predybailov S.M. Parlamentarizm i politicheskoe predsta-vitel'stvo. PolitBook. 2013. №3.
3. Gazimagomedov G.G., Strebkov A.I., Rukinov V.A. Vlast', sovremen-naya rossiiskaya oppozitsiya i obshchestvennaya bezopasnost'. Konfliktologiya. 2016. T. 1.
4. Gilev A.V. Politicheskie transformatsii na postsovetskom prostranstve: imeyut li znachenie «Tsvetnye revolyutsii»?. Politiya: Analiz. Khronika. Prognoz (Zhurnal politicheskoi filosofii i sotsiologii politi-ki). 2010. №2(57).
5. Grimov O.A. transformatsiya oppozitsii «publichnoe - privatnoe» v diskurse kommunikativnykh protsessov internet-prostranstva (na primere sotsial'nykh setei i blogov). Cb.: Molodezh' i XXI vek. Materialy IV Mezh-dunarodnoi molodezhnoi nauchnoi konferentsii. 2012.
6. Davydov S.G. Oppozitsionnye ob"edineniya molodezhi v sovremennoi Belorussii. Sovremennaya nauchnaya mysl'. 2014. №6.
7. Erina A.I. Internet - politicheskii resurs vozdeistviya na obshchestven-noe mnenie. Nauchno-analiticheskii zhurnal Obozrevatel' - Observer. 2013. №1(276).
8. Karatkevich A.G. Sistemnyi dialog kak tekhnologiya optimizatsii po-liticheskogo vzaimodeistviya v perekhodnykh obshchestvakh. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvo-vedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2013. №2-2.
9. K protestam v Ukraine gotovy molodezh' i obespechennye lyudi -ekspert. RIA Novosti Ukraina. URL: http://rian.com.ua/society/ 20151020/375507856.html (data obrashcheniya 02.09.2017).
10. Meleshkina E.Yu. Formirovanie novykh gosudarstv v Vostochnoi Evrope. M., 2012.
11. Moskalev A.E. Molodezhnaya oppozitsiya v sovremennoi Rossii: politiko-pravovoi status, problemy, tendentsii i perspektivy razvitiya. Zhurnal Pravo i politika: nauch. yurid. zhurn. M. 2011. №9.
12. Moskalev A.E. Molodezhnaya oppozitsiya i grazhdanskoe obshchestvo: tendentsii i vzaimodeistvie. Tochki nad E. 2012. №2(3).
13. Moskalev A.E., Nazarov A.V. Molodezhnaya oppozitsiya kak sub"ekt politicheskoi sistemy sovremennoi Rossii. PolitBook. 2014. №3.
14. Naumova A.O. «Tsvetnye revolyutsii» kak ugroza gosudarstvennomu suverenitetu. Opyt Kyrgystana. Mirovaya politika. 2016. №2.
15. Pershina M.P., Nechai E.E., Vasil'eva T.A. Tsvetnye revolyutsii na postsovetskom prostranstve: novye tekhnologii gosudarstvennykh perevorotov. Etnosotsium i mezhnatsional'naya kul'tura. 2017. №3(105).
16. Ponomareva E.G. Chto takoe «Tsvetnye revolyutsii» i kak s nimi borot'sya? Predstavitel'naya vlast' - XXI vek: zakonodatel'stvo, kommentarii, problemy. 2016. №1-2(144-145).
17. Pronichev V.A., Fedorishcheva O.I. Oppozitsiya i ee rol' v stanovlenii politicheskoi sistemy Rossiiskoi Federatsii. Nauka i sovremennost'. 2012. №19-1.
18. Seleznev P.A. Politicheskii protest v Rossii v kontse 2011 - 2012 g.: predvaritel'nye itogi i otsenochnye suzhdeniya. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologi i iskusstvo-vedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2013. №2-2.
19. Tolipov F. Problema mnogopartiinosti i oppozitsii v demokraticheskom konstruirovanii v Uzbekistane. Tsentral'naya Aziya i Kavkaz. 2011. T. 14. № 1.
20. Tsyunik D.A. Molodezhnye palaty kak element uchastiya molodykh moskvichei. PolitBook. 2016. №1.
21. Chediya B. Istoricheskie vybory v Gruzii: smena vlasti i formirovanie novoi politicheskoi traditsii. Tsentral'naya Aziya i Kavkaz. 2012. T. 15. №4.
22. Shkel' S.N., Shakirova E.V. Politicheskaya oppozitsiya v gibridnom rezhime: opyt postsovetskoi Rossii. Vestnik Permskogo universiteta. Seriya: Politologiya. 2014. № 1.
23. Andrespok E., Kasekamp A. Development Cooperation of the Baltic states: A Comparison of the Trajectories of Three New Donor Countries, Perspectives on European Politics and Society. 2012. №13(1).
24. Grigas A., Kasekamp A., Maslauskaite K., Zorgenfreija L. The Baltic States in the EU: Yesterday, Today and Tomorrow. Berlin: Jacques Delors Institute, 2013.
25. Javed Z. Democracy in Central Asian States: Perspective and Development. Rossiiskii akademicheskii zhurnal. 2013. T. 26. №4.
26. Jon Stone Brexit protest: Thousands march against Leave vote in London. The Independent. 30.06.2016. URL: http://www.independent.co.uk/news/uk/politics/brexit-eu-referendum-protest-march-london-saturday-2-july-anti-result-live-a7111581.html (data obrashcheniya 14.09.2017).
27. Malksoo M. From Existential Politics Towards Normal Politics? The Baltic States in the Enlarged Europe. Security Dialogue. 2006. Vol. 37. No. 3.
28. Nouvelles manifestations de jeunes contre la loi travail. Le Matin Dimanche. 15.04.2016. URL: http://www.tdg.ch/monde/Nouvelles-manifestations-de-jeunes-contre-la-loi-travail/story/24763168 (data obrashcheniya 12.09.2017).
29. The Colour Revolutions in the Former Soviet Republics: successes and failures. ed by Donnacha O Beachain and Abel Polese. London and NY: Routledge, 2010.
30. Young people in a changing Europe: British youth and Brexit 2016. EU Referendum Analysis 2016: Media, Voters and the Campaign. URL: http://www.referendumanalysis.eu/eu-referendum-analysis-2016/section-8-voters/young-people-in-a-changing-europe-british-youth-and-brexit-2016/ (data obrashcheniya 28.09.2017).