УДК 81: 811.92:372.462
Цицкун В.В.
Опосредованное влияние интернета на грамотность современной молодежи
В статье исследуются причины неграмотности современной молодежи, анализируется степень влияния Интернета как особой коммуникативной среды на языковую культуру подрастающего поколения, на уровень владения подростками и молодежью такими навыками, как чтение и письмо.
The present article studies the reasons for modern young people total illiteracy and analyzes the rate of implicit influence of Internet, as a special communicative environment, on the language culture of the rising generation and on teenagers’ and youth’ reading and writing skills level.
Ключевые слова: тотальная неграмотность, опосредованное влияние Интернета, особая коммуникативная среда, письменная разговорная речь.
Key words: total illiteracy, indirect Internet impact, special communicative environment, written conversational speech.
На фоне всеобщей безграмотности грамотный школьник или студент сегодня - исключительная редкость, нарушение общей закономерности. Ситуация сродни той, анализируя которую Л.В. Щерба в 1927 году писал, что пробел в школьном деле, связанный со снижением грамотности подрастающего поколения, «дошел до размеров общественного бедствия», и призывал срочно «изыскивать меры для его изживания» [5, c. 56]. Делая такой вывод, Л.В. Щерба, безусловно, и не подозревал, что данная им характеристика будет актуальна и спустя почти 90 лет, в начале XXI века. Но если низкую грамотность молодежи 20-х годов XX века еще как-то можно оправдать (в 1920 году, согласно переписи, проведенной на территории Советской России, умение читать было зафиксировано всего у 41,7 % населения в возрасте от 8 лет), то сейчас, когда не умеющий читать или писать - отклонение от нормы, патология в развитии общества, когда обучающиеся изучают родной язык в школе и после, когда написаны тома научных трудов, разработаны, апробированы сотни программ и методов обучения грамотному письму и правильной речи, - слова оправдания найти трудно.
Однако так же, как и во времена Л.В. Щербы, проблема безграмотности сегодня остается злободневной: значительная часть выпускников школ и вузов неграмотна.
Стыдно ли в настоящее время быть безграмотным? Судя по обстановке, наверное, нет. Любой блог, чат или форум, газета или журнал, объявле-
© Цицкун В.В., 2015
158
ние или заявление, даже иная научная статья пестрят разного рода ошибками и недочетами:
- орфографическими (путаница с «-тся» и «-ться» в глаголах, написание нн (вместо н) в причастиях и отглагольных прилагательных, в течении (вместо в течение) в словосочетаниях типа в течение длительного периода);
- пунктуационными (запятую ставят там, где ее не должно быть, например: «группы пациентов были рандомизированы, как по возрасту, так и по полу»; «при всей своей радикальности, должно быть выполнено с обязательным учётом эстетических требований» - и, наоборот, теряют там, где ее обязательно надо поставить: «таких важных органов как головной мозг, зрительный и слуховой анализатор»);
- морфолого-стилистическими при употреблении имен существительных, прилагательных, числительных и других частей речи («подписали договора», «поздравляю с восьмым мартом», «ихнее решение», «едь быстрее»);
- грамматико-синтаксическими при употреблении простых и сложных предложений (например, в конструкции с деепричастным оборотом находим: «Учитывая эти факторы, перспективным является применение
винтов и мини-пластин»);
- речевыми, связанными с нарушением лексической сочетаемости слов («терапия занимает важное значение в лечении больных»; «данные материалы не обладают недостатками»; «производилось исследование
образцов тканей») и т.д.
Причин снижения грамотности на данный момент выявлено достаточно, и у каждого специалиста на этот счет имеется свое мнение [3, 5, 6]. Многие сегодня как одну из главных причин тотальной неграмотности современного общества называют Интернет, винят его и в негативном влиянии «на русский язык как систему, на стереотипы речевой деятельности, на языковое сознание индивида» [4, с. 256]. Безусловно, Интернет, являющийся в настоящее время местом свободного общения и самовыражения личности, вносит свою лепту в снижение уровня грамотности молодого поколения, но, мне думается, влияние Сети на языковую культуру подростков и молодежи опосредованно. Г.Н. Трофимова в монографии «Языковой вкус интернет-эпохи в России. Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты», комментируя интересный эксперимент, проведенный Романом Лейбовым, предложившим ввести «коэффициент сетевой неграмотности по Япбех'у» (КСНЯ) - отношение количества страниц с ненормативным написанием к количеству страниц с написанием нормативным, отмечает, что «несмотря на специфический имущественный, образовательный и отчасти возрастной цензы Рунета, вывод можно сделать утешающий: гибель от неграмотности Рунету не грозит» [4, с. 257].
159
Ученые же из Сиднейского университета вообще уверены, что Интернет благоприятно влияет на грамотность подростков в возрасте от 13 до 17 лет, если они посещают сайты, созданные поклонниками современной литературы. По мнению исследователей из Сиднея, эти сайты позволяют подросткам не только знакомиться с контентом, обсуждать его, но и принимать непосредственное участие в его появлении - создании артов, видео и фан-книг по мотивам произведений художественной литературы и кино. В частности доктор Д. Кервуд считает, что Сеть является эффективным инструментом не снижения, а повышения грамотности молодежи. Согласиться с этим мнением трудно, нам, лингвистам, оно кажется шуткой, впрочем, не только нам, чему свидетельствуют многочисленные отзывы на публикацию.
Что же происходит на самом деле в Сети и как она влияет на уровень грамотности молодого поколения? Интернет - это особая коммуникативная среда, диктующая не только свои условия общения, но и правила речевого поведения. Практически с появлением Сети возникла новая форма языковой коммуникации - письменная разговорная речь, неотредактированная, с более свободной системой и меньшей степенью регламентации, спонтанная, возникающая самопроизвольно и характеризующаяся спонта-ностью и ситуативностью процесса говорения, а также непосредственностью и непринужденностью общения. Войдя в новую, сетевую, сферу употребления, русский язык вынужден приспосабливаться к новым условиям жизни: в веб-пространстве традиционные книжно-письменные стили попадают под воздействие разговорного языка и, претерпевая серьезные функциональные изменения, приобретают на всех уровнях языковой структуры: в фонетике, лексике, фразеологии, словообразовании, морфологии и синтаксисе - черты устно-разговорного стиля. На лингвистические признаки речи веб-коммуниканта, по справедливому замечанию Трофимовой Г.Н, оказывают влияние и отмеченные Е.И. Галяшиной в статье «Проблемы дифференциации спонтанной и подготовленной речи» особенности, влияющие на варьирование лингвистических признаков подготовленной и спонтанной устной и письменной разновидностей речи в зависимости от степени ее подготовленности: 1) целевая установка, 2) сложность описываемого объекта, 3) психофизиологическое состояние человека, 4) общее развитие и культура речи, 5) темперамент пишущего, 6) степень владения выбранным объектом, 7) характер коммуникации [4, с. 156].
Вот яркий пример новой формы языковой коммуникации: «Мне 14 эмо я стала год назат я была эмо меня побили защищали меня тогда мои однокласницы! Мне прегрозили что не дай Бог увидем тя в чорно-розовом будет хуже! Всё это время я была эмо не не одевалась! Сейчас меня переполняли эмоции я не могла больше держать это в себе. И сказала себе всё забей на всех побьют-так побьют!!!! Летом ещё до этой мысли я тусовалась с компанией эмо познакомилась с пацаном начали встречат-ся он покончил с жизнью через месяц из-за непонимания общества он написал в записке что очень меня любит просит прощение но он больше не может жить с непониманием! <...> На этом я не здалась!!!!! После зимних каникул яч стала на всех срыватся в
160
итоги сёдня меня не побили лиш по одной причине потому что выходила класуха! Завтра меня жестоко побьют я этого не хочу мне надоело меня били 3 раза. Хватит помогите пожалуста!!!!!!!» [9].
Оформленному письменно «разговорному монологу» присущи многие черты устно-разговорной речи: «неполнооформленность структур», в основном на фонетическом и синтаксическом уровнях (тя, сёдня, пожалуста; мне 14; сказала себе всё), особый порядок слов и особые виды связи между частями сложного предложения (покончил с жизнью через месяц из-за непонимания...; летом еще до этой мысли я тусовалась с компанией..., летящее бумашки, колпочки и тому подобное в меня), многочисленные повторы слов меня, он, это - этой, была - будет, употребление элементов просторечия и жаргонной лексики (тусовалась, забей, пацан, класуха) и т.д.
Глубоко личное, наболевшее выплеснуто наружу, в Интернет, с детски наивной надеждой, что кто-то поможет. Эмоции захлестывают автора (из знаков препинания одни восклицательные знаки), слова вылетают одно за другим (иногда даже без пробелов), набор быстрый, без оглядки назад, времени на обдумывание как писать нет, а навык грамотного письма, явно не сформированный, на помощь не приходит. В результате статья поражает обилием орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок. А индифферентная Сеть личные преднамеренные или непреднамеренные нарушения языковых норм выставляет на всеобщее обозрение. Иными словами, констатирует факт безграмотности вебпользователя.
Следовательно, не только в Интернете дело. Грамотность, как известно, опирается на безупречное знание основных правил орфографии и пунктуации, на умение их правильно применять, но развивается не правилами, а формируется чтением и писанием. А читать и писать подрастающее поколение учится не в Сети, общаться виртуально оно начинает тогда, когда уже имеет элементарный навык письма и чтения. Кандидат психологических наук, руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ Л.А. Ясюкова видит коренную причину всеобщей современной безграмотности не в «поклонении» Интернету, а, в первую очередь, в несовершенстве методов обучения письму и чтению. И в этом с ней нельзя не согласиться. Сегодня в начальной школе приоритетным методом обучения считается фонематический метод, в соответствии с которым детей сначала обучают ориентироваться в звуковой системе языка и только потом знакомят с буквами и демонстрируют, как преобразовывать «звуковой образ» в графическую запись. Иными словами, обучают детей писать так, как они слышат, что противоречит основному, морфологическому, принципу русской орфографии «необозначения на письме мены звуков под влиянием положения в слове» [2, с. 12]. Орфографических правил, которые основываются на фонетическом принципе, заключающемся в совпадении написания с произношением, в русском языке очень мало. Таким образом, замена
161
учебных программ, использующих зрительно-логический метод подачи информации, программами, основанными на фонематическом методе, не оправдывает себя, Л. А. Ясюкова уверена, что «попытка изобразить буквами произношение слова приводит к закреплению слуховой доминанты и неграмотному письму. Ученики привыкают писать «бироза», «сасна» и пр., вместо «берёза», «сосна», и в дальнейшем их нисколько не смущает вид того, что они изображают» [6]. Часто, даже зная орфографические и пунктуационные правила, обучающиеся продолжают писать безграмотно, так как не видят опознавательных признаков (примет) орфограмм или пунктограмм, не умеют применять правила.
Другая не менее важная причина снижения грамотности, о которой говорил еще Л.В. Щерба, удивляясь малой начитанности школьников, -нелюбовь к чтению, неумение читать. «Совершенно очевидно, что дети, которые должны овладеть литературным языком, должны читать наших классиков... и читать их в большом количестве» [5, с. 62], - писал известный лингвист. «Неполноценный навык чтения» называет как одну из причин неграмотного письма и Л.А. Ясюкова: «В том, что современная молодежь не читает, виноваты не компьютеры и ТВ, а программы начальной школы, которые чтению как пониманию текстов не учат. Если в школу приходит ребенок, не умеющий читать, то таким он школу и заканчивает...» [6].
Вот основные, на мой взгляд, причины современной неграмотности. А если к ним добавить еще и недостаточное количество высококвалифицированных, грамотных педагогов, искренне любящих русский язык и способных «заразить» любовью к нему своих подопечных, распущенность современной молодежи, отсутствие у нее «внутренней дисциплины и подтянутости» [5, с. 61], желания учиться, то сразу становится понятно, «кто виноват».
Однако определенную опасность для языковой культуры молодого поколения представляет и Интернет. Заметьте: на грамотность взрослых людей он практически не влияет. «Напротив, - считает М.А. Кронгауз, -грамотность в широком смысле слова он даже повысил, поскольку привлек к письменному общению огромное количество людей, по существу, никогда и нигде, кроме школы, не писавших» [1].
Но не о взрослых сейчас речь. Разберемся, как влияет Интернет на владение подростками и молодежью языковой нормой устного и письменного языка. Напомню: грамотность формируется чтением и писанием. Чтение развивает зрительную память, письмо - механическую («рука запоминает»). Много читая, человек удерживает в памяти графический образ слова, структуру предложения и т.д. Не спеша, внимательно выводя рукой трудное слово, человек фиксирует внимание на всех его «ошибкоопасных местах». У тех, кто много читает и пишет, все виды памяти срабатывают автоматически; окружающим кажется, что такие люди грамотны от рождения. Однако «врожденная грамотность» - это выдумка, миф. Наследуется
162
только хорошая зрительная память (хотя ее можно и развить) - механическая же приобретается. Если навыки чтения и писания не сформированы или являются «неполноценными», веб-коммуникация, безусловно, усугубит, а не улучшит положение.
Согласно последним исследованиям ученых, у человека, получающего информацию главным образом из Интернета, кардинально меняется восприятие: снижается способность запоминать информацию, появляются проблемы с концентрацией внимания, меняется «природа» чтения. Оно становится поверхностным, легкомысленным, характеризуется непроизвольным переключением неустойчивого внимания. Есть и другая проблема, выявленная экспериментами: читающий печатную страницу понимает текст лучше читающего с монитора. Николас Карр, автор нашумевшей книги «The shallows. What the Internet is doing to our brains» уверен: «Когда мы держим в руках физическую публикацию, мы также держим в голове ее содержание. Пространственная память, видимо, переводит в более погруженное чтение и в сильное восприятие» [8]. Во время же online чтения чаще отвлекаешься на другие задачи, поэтому труднее концентрироваться, чем при чтении печатных изданий. Проблема в том, что дети эпохи Интернета с экрана читают больше, чем с бумажного листа, а следовательно, хуже воспринимают и запоминают информацию. Если же учесть, что у большинства навык полноценного беглого чтения, когда «смысловой единицей восприятия» является не словосочетание или слово, а целое предложение и когда «ребенок схватывает смысл целого предложения и легко понимает любые тексты» [7, с. 116], не сформирован, то о каком осмысленном, глубоком, внимательном чтении может идти речь? Короткие, простые высказывания на известные темы обучающиеся еще понимают, а вот объемные художественные или публицистические тексты, изобилующие осложненными или сложными предложениями, которые состоят из нескольких частей, соединенных зачастую различными видами связи, воспринимаются ими с трудом, их смысл так и остается для многих до конца непонятым.
К тому же грамотность веб-текстов значительно ниже грамотности печатных, «поскольку тексты в Интернете вообще более естественны (ближе к устной речи) и, соответственно, более безответственны (как и всякая устная речь), чем тексты на бумаге» [1]. Многочисленные ошибки, никем не исправленные, с точки зрения школьника или студента, считаются допустимыми, а значит, не являются нарушениями. Посещая сайты, чаты, форумы, сталкиваясь с разными написаниями одного и того же слова, молодой пользователь Интернета не может сохранить в памяти «единственный нормативный графический облик» этого слова и запоминает, таким образом, различные варианты его написания. Поэтому при воспроизведении слова вариативность написания для юных вебкоммуникантов совершенно естественна.
163
Не все просто и с письмом. Механическая память руки у многих школьников и студентов не развита, так как оснащенный клавиатурой компьютер, которым большинство подрастающего поколения владеет с детства, не предполагает написания слова, заменяя его набором букв на клавиатуре, а следовательно, у таких детей не могут быть сформированы «автоматизированные навыки зрительного восприятия правильного образа слова» [4]. При написании человек видит воспроизведенное слово целиком, а при наборе оно распадается на составные части - отдельные буквы, на которых зачастую и акцентирует свое внимание автор создаваемого текста. Пишущий, вернее печатающий, набирающий, не стремится перепроверить созданное высказывание, откорректировать его - надо отвечать быстро, особенно в чатах, чтобы не потерять нить разговора.
Кроме того, пользователь Интернета, печатая, безотчетно успокаивает себя мысленно тем, что почти все текстовые редакторы оснащены функцией автоматической проверки орфографических, пунктуационных, даже грамматических и речевых ошибок («Word все исправит!»). Это придает веб-коммуниканту уверенности и позволяет чувствовать себя в виртуальном пространстве свободным и защищенным. Поэтому люди, особенно молодежь, предпочитают писать, не задумываясь, как писать, и пишут так, как им удобно, совершенно не беспокоясь, поймет ли их собеседник: хорошее знание орфографии и пунктуации, связная и выразительная речь сегодня не являются теми критериями, по которым оценивается ведущий беседу. Вот и получается, что Интернет, хоть и опосредованно, но негативно влияет и на качество письма, и на четкость изложения мыслей.
Что же делать? Во-первых, на мой взгляд, надо заняться школьными программами и усовершенствовать методы обучения письму и чтению, чтобы не получалось так, что сначала учим неправильно читать и писать в школе, а потом сетуем на безграмотность современной молодежи и пытаемся бороться с тем, чему научили. Во-вторых, не следует забывать, что Интернет - это неисчерпаемый источник возможностей для обсуждения проблем функционирования и развития современного русского литературного языка и для пропаганды правил и норм его употребления, а значит, необходимо в полной мере использовать его ресурсы для поднятия престижа русского языка, поддержания его литературных норм и возрождения культуры речи. Иными словами, чтобы устранить препятствие, его надо сделать точкой опоры. Хотим победить неграмотность - должны сделать Интернет своим союзником в сохранении и развитии современного русского литературного языка вообще и в обучении языковой культуре каждого в частности.
Список литературы
1. Кронгауз М. Утомленные грамотой // Новый мир. - 2008. - № 5. - [Эл. ресурс]: http://magazines.russ.rU/novyi_mi/2008/5/kr11.html (дата обращения: 19.06.2015).
2. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В.В. Лопатина. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. - 432 с.
164
3. Тартанских В.В. О языке средств массовой информации // Русская словесность. -2013. - № 2. - С. 70-74.
4. Трофимова Г.Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России. Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты: моногр. -2-е изд., испр. и доп. - М.: РУДН, 2011. - 436 с.
5. Щерба Л.В. Безграмотность и ее причины [«Вопросы педагогики», 1927, ВЫП. II]. Избранные работы по русскому языку / ред. М.И. Матусевич; Акад. наук СССР, Отд-ние лит. и яз. - М.: Учпедгиз, 1957.
6. Ясюкова Л. А. Педагогика неграмотности // Школьные технологии. - 2011. -№ 2. - С. 25-30. - [Эл. ресурс]: http://www.metodikinz.ru/must/?page=.view.pedneg (дата обращения: 19.06.2015).
7. Ясюкова Л. А. Психолого-педагогические причины неграмотности современных школьников // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2). - С. 112116.
8. Carr, N. The shallows. What the Internet is doing to our brains. - New York - London, 2010.
9. Портал эмо-культуры Эмо-ру. - [Эл. ресурс]: http://www.emo.ru/ (дата обращения: 19.06.2015).
165