Научная статья на тему 'Оплата труда в сфере высшего образования'

Оплата труда в сфере высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оплата труда в сфере высшего образования»

Состояние образования в современных условиях характеризуется проти-

воречивыми тенденциями. В целом за годы реформ удалось обеспечить конституционные права граждан на получение образования, включая среднее и высшее профессиональное на конкурсной основе, в основном сохранить сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений, контингент учащихся, коллективы учителей и профессорско-преподавательский состав, создать сеть негосударственных образовательных учреждений.

Вместе с тем, в условиях хронического недофинансирования необходимость периодического повышения ставок заработной платы и окладов работников всей бюджетной сферы, устанавливаемых единой тарифной сеткой (ETC) и требующих значительного увеличения бюджетных ассигнований на реализацию этих мер, привела в конечном итоге, из-за сокращения общего диапазона ЕТС, ее «сжатия» к серьезным нарушениям основных принципов построения системы оплаты труда: деформации внутриотраслевых и междолжностных соотношений и, как следствие, к усилению уравниловки в оплате труда работников.

В условиях ETC не удалось приблизиться к выполнению норм оплаты труда педагогических работников и профессорско-преподавательского состава, предусмотренных действующим

законодательством, создать реальный стимул для привлечения в образовательные учреждения молодых специалистов, предотвратить продолжающийся значительный отток высококвалифицированных работников и увеличение среднего возраста педагогических кадров.

Как видно из табл. 1 (см. с. 78), уровень заработной платы как в отрасли в целом, так и в сфере высшего профессионального образования, на протяжении многих лет продолжает оставаться весьма низким. По отношению к прожиточному минимуму трудоспособного работника этот уровень не достиг даже показателя 1990 г. И, несмотря на положительную тенденцию к росту относительного размера оплаты труда в отрасли «Образование», еще очень высока доля работников, находящихся за чертой бедности. По данным выборочного обследования организаций в 2004 г., удельный вес численности работников с начисленной заработной платой на уровне и ниже прожиточного ми-

Е. В. Чеканов

Оплата труда в сфере высшего

образования

Таблица 1

ДИНАМИКА АБСОЛЮТНЫХ И ОТНОСИТЕЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ЗА 1990-2003 гг.1

1990 1995 2000 2001 2002 2003

Среднемесячная заработная плата (руб. в месяц; 1990 и 1995 в тыс. руб.) в отрасли «Образование» 0,203 309,2 1234,6 1821,0 2922,1 3383,9

в учреждениях высшего профессионального образования 0,236 365,1 1815,5 2748,4 4284,9 5344,1

Прожиточный минимум трудоспособного работника (руб. в месяц; 1990 и 1995 в тыс. руб.) 0,067 7 9 2 1320 1629 1967 2304

Среднемесячная заработная плата в % к прожиточному минимуму в отрасли «Образование» 3,0 1,1 0,94 1,1 1,5 1,5

в учреждениях высшего профессионального образования 3,5 1,2 1,4 1,7 2,2 2,3

нимума в образовании один самых высоких в экономике — 41%2.

Основной задачей провозглашенной Концепцией модернизации российского образования является повышение качества образования, которое невозможно без привлечения в сферу образования талантливой молодежи и повышения эффективности использования труда педагогических работников. Эта задача, безусловно, не может быть решена без кардинальных мер по повышению заработной платы педагогических работников.

Для решения этой задачи Концепцией предусмотрено:

— повышение в ближайший период минимальной тарифной ставки педагогических работников до уровня не ниже прожиточного минимума;

— отказ от Единой тарифной сетки в сфере образования и переход на систему оплаты труда педагогических работников с учетом специфики образовательной деятельности.

В существующих экономических условиях совершенствование ЕТС, устанавливающей ставки (оклады) почти 15 млн работников бюджетной сферы, путем увеличения числа разрядов, размера тарифной ставки

первого разряда ЕТС при одновременном увеличении общего диапазона сетки и пересмотре межразрядных соотношений представляется крайне проблематичным.

В этих условиях целесообразно попытаться решить задачу усиления стимулирующей роли заработной платы в привлечении и закреплении квалифицированных педагогических кадров, повышении эффективности педагогического труда путем учета всего многообразия факторов, влияющих на организацию заработной платы различных профессионально-квалификационных групп работников на основе отраслевых условий оплаты труда с учетом специфики и особенностей их труда.

При формировании новой отраслевой системы оплаты труда в сфере образования предлагается исходить из того, что в условиях единого образовательного пространства, обеспечивающего конституционное право на образование в соответствии с государственными образовательными стандартами, подтверждаемого выдачей документа государственного образца, ставки заработной платы (оклады), предусмотренные отраслевой системой оплаты труда, должны являться государст-

венными гарантиями минимального уровня оплаты труда работников образования на всей территории Российской Федерации для конкретных профессионально-квалификационных групп работников при соблюдении установленной трудовым законодательством Российской Федерации продолжительности рабочего времени (норм часов педагогической работы за ставку заработной платы).

В ходе разработки новой системы оплаты труда предлагается опираться на основные принципы построения тарифных условий оплаты труда:

— каждой мере труда — соответствующая мера оплаты;

— оплата труда по количеству и качеству;

— принцип материальной заинтересованности.

Эти принципы могут быть реализованы через обеспечение внутриотраслевой дифференциации размеров ставок заработной платы и должностных окладов педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, которую предлагается осуществлять в зависимости от уровня образования, стажа педагогической (научно-педагогической) работы, наличия квалификационных категорий, присваиваемых по результатам аттестации, сложности труда по категориям работников, продолжительности рабочего времени (норм часов педагогической работы за ставку заработной платы), других особенностей организации педагогического труда.

Важным моментом в построении тарифной системы является обоснованное установление исходных уровней оплаты качественно разнородного труда. Объективной основой установления исходного уровня оплаты труда работникам различной квалификации является их уровень образовательной и профессиональной подготовки, поскольку время обучения (подготовки) специалистов для выполнения определенного вида работы, как сравнительно точная количественная мера, может выступать в качестве измерителя уровня квалификации работника.

В сфере образования такой подход к определению заработной платы особенно ак-

туален, так как именно в этой сфере связь уровня образования с заработной платой самая слабая из всех отраслей экономики, что подтверждается данными табл. 2 (см. с. 80).

Имея один из самых высоких удельный вес высококвалифицированных работников (3-е место среди отраслей экономики), образование находится на предпоследнем месте по заработной плате (10-й ранг). Таким образом, наблюдается значительная диспропорция между уровнем образования работников и их заработной платой.

Оценка уровня квалификации методом определения времени обучения, необходимого для ее приобретения, имеет под собой определенную научную базу и подтверждается на зарубежном опыте. Использование метода измерения уровня квалификации временем обучения пригодно для всех категорий работников, поскольку уровень квалификации — это определенная степень обученности, а без образования невозможно получить какую-либо квалификацию.

Система образования, все составные звенья которой тесно связаны друг с другом единством содержания, преемственностью и последовательностью обучения, позволяет установить «единую вертикаль» в определении исходных уровней оплаты качественно разнородного труда в зависимости от уровня образования как основного фактора определения сложности конкретного вида труда.

Базовой точкой отсчета в установлении исходных уровней оплаты труда различной квалификации является уровень начального общего образования. При определении исходного уровня оплаты труда работников, имеющих начальное общее образование, могут рассматриваться различные варианты: минимальный размера оплаты труда; минимальный прожиточный минимум; минимальный потребительский бюджет; другие научно обоснованные социальные нормативы.

Определение остальных исходных уровней оплаты труда может осуществляться на основании коэффициентов соотношений по уровню образования.

Таблица 2

СВЯЗЬ ОБРАЗОВАНИЯ С ОПЛАТОЙ ТРУДА3 (по данным выборочного обследования по проблемам занятости населения на конец ноября 2003 г.)

Удельный вес лиц с высшим образованием в численности занятых, % Ранг Среднемесячная начисленная заработная плата, руб. Ранг

Экономика в целом 23,2 5498,5

Промышленность 18,1 9 6439,1 5

Сельское хозяйство 7,0 11 2163,8 11

Строительство 19,4 7 6551,9 4

Оптовая и розничная торговля и общественное питание 18,6 8 3958,5 7

Жилищно-коммунальное хозяйство 12,8 10 4665,3 6

Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 27,2 6 3754,9 8

Образование 48,2 3 3383,9 10

Культура и искусство ,0 1/^ 3 5 3474,5 9

Наука и научное обслуживание 64,5 1 7005,3 2

Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение ,8 3, 5 2 14873,2 1

Управление 40,4 4 6897,7 3

На базе минимального уровня оплаты простого труда выстраивается «единая вертикаль» в определении исходных уровней оплаты качественно разнородного труда по одному из основных тарифообразующих факторов — уровню образовательной и профессиональной подготовки.

Базовые размеры ставок (окладов) по всем уровням образовательной и профессиональной подготовки должны повышаться одновременно с повышением минимального размера оплаты труда или прожиточного минимума трудоспособного населения.

По мере увеличения ресурсного обеспечения отрасли в качестве минимального норматива оплаты труда необходимо использовать более совершенные социальные индикаторы. Например, минимальный по-

требительский бюджет, отличающийся от прожиточного минимума прежде всего тем, что включает в себя набор потребительских товаров и услуг, удовлетворяющих основные материальные и духовные потребности населения, необходимые для воспроизводства рабочей силы, а не только обеспечивающие физиологическое выживание человека как прожиточный минимум.

1 Рассчитано по: Образование в Российской Федерации : стат. ежегодник. М., 2005. С. 98; Россия в цифрах. 2004 : крат. стат. сб. / Феде-ральн. служба гос. статистики. M., 2004. С. 109.

2 Социальное положение и уровень жизни населения России. 2005 : стат. сб. / Росстат. M., 2005. С. 162.

3 Образование в Российской Федерации. С. 99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.