Научная статья на тему 'Описание взаимодействия колес с дефектами на поверхности катания и рельсов'

Описание взаимодействия колес с дефектами на поверхности катания и рельсов Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
363
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЕСНАЯ ПАРА / WHEEL PAIR / ПОЛЗУН / ИНТЕГРАЛЬНОЕ УРАВНЕНИЕ / INTEGRAL EQUATION / ПОПЕРЕЧНЫЙ УДАР / БАЛКА БЕСКОНЕЧНОЙ ДЛИНЫ / BEAM OF INFINITE LENGTH / УПРУГО-ВЯЗКОЕ ОСНОВАНИЕ / УДАРНЫЕ СИЛЫ / ПРОГИБЫ РЕЛЬСОВ / WHEEL FLAT / TRANSVERSE IMPACT / VISCOUS-ELASTIC FOUNDATION / IMPACT FORCES / RAIL DEFLECTION

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Краснов О. Г.

Представлены методика и результаты расчета ударного взаимодействия колес с ползуном глубиной 1, 2, 3 и 4 мм и рельсом железнодорожного пути. Для расчета ударных сил и прогибов рельсов использовано интегральное уравнение, описывающее поперечный удар по балке бесконечной длины, лежащей на упруго-вязком основании. Получены численные значения ударных сил и прогибов рельсов от взаимодействия колеса с ползунами разной глубины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Краснов О. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Description of interactions of defective wheels on tread and rail surface

The article presents a method and results of calculation of impact interaction of flat wheel with the depth of 1, 2, 3 and 4 mm and railroad track rail. An integral equation describing transverse impact on a beam of infinite length placed on viscous-elastic foundation is used to calculate impact forces and rail deflection. Numerical values of impact forces and rail deflection from interactions with flat wheels of varied depth are obtained.

Текст научной работы на тему «Описание взаимодействия колес с дефектами на поверхности катания и рельсов»

Описание взаимодействия колес с дефектами на поверхности катания и рельсов

О. Г. Краснов,

к. т. н., зав. отделом пути и специального подвижного состава АО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава»

В статье обосновывается возможность использовать интегральное уравнение, предложенное С. П. Тимошенко, для случая поперечного удара по балке бесконечной длины на упруго-вязком основании, представлена методика и результаты расчета сил ударного взаимодействия колес с ползуном глубиной 1, 2, 3 и 4 мм.

Процесс ударного взаимодействия колеса с дефектами и рельса наиболее сложен для исследования, так как приходится одновременно учитывать контактные и изгибные деформации рельса. Величины контактных деформаций и величины сил в зоне контакта связаны нелинейной зависимостью. В первой стадии ударного взаимодействия дефекта на колесе и рельса возникают значительные упругие деформации в зоне контакта, мало изгибающие рельс в целом и мало деформирующие подрельсовое основание. Во второй стадии деформации изгиба рельса развиваются и упругие осадки подрельсового основания увеличиваются.

В работах [1-3] задача взаимодействия, сопровождающегося ударом, колеса с дефектом на поверхности катания и рельса рассматривается в виде модели. Она включает ряд масс, которые соединены между собой условными «пружинами» и «демпферами», позволяющими воспроизводить характеристики жест-костей и внутреннее рассеяние энергии отдельных элементов верхнего строения пути.

Второй метод расчета ударного взаимодействия колес с рельсами базируется на интегральном уравнении, которое описывает поперечный удар по балке бесконечной длины, лежащей на упруго-вязком основании. Г. Герцем [4] решена нелинейная задача по установлению соотношения между местным сжатием и контактной силой, С. П. Тимошенко [5] получил интегральное уравнение для определения контактной силы и других силовых и кинематических характеристик удара.

Методика составления интегрального уравнения для определения основных характеристик удара легла в основу многих последующих работ по удару для балок, стержней, пластин, оболочек и других упругих тел [6-8]. Наиболее полно процесс ударного взаимодействия колес с рельсом может быть описан интегральным уравнением при поперечном ударе балки бесконечной длины, лежащей на винклеровском (упруго-вязком) основании:

Г 1 I3/2

Pit) = К0 [V0t - m"1 £ Р(т)(с - x)dt - у{Р, t)J ,

где Ko— контактная жесткость зоны взаимодействия колеса с рельсом; V0 — начальная скорость соударения; m — приведенная масса необрессоренных масс к колесу;

ткп . тБР ,

m = + +

m — масса вагонной колесной пары;

тБР — масса боковой рамы;

тбукс— масса буксы грузового вагона;

у Д () — реакция рельса на действие контактной силы;

t — время ударного взаимодействия колеса и рельса.

Подынтегральное выражение представляет разницу между прогибом рельса и деформацией рельса от действия контактной силы. Значения констант приведены в табл. 1.

Для выяснения реакции рельса на действия контактной силы применен подход, представленный в работах [5-8] применительно к железнодорожному пути при импульсном воздействии в виде дельта-функции. Выходную функцию определяют как свертку входной функции и импульсной переходной функции. Прогиб рельса у£(р, в момент времени можем получить следующим образом:

где н(х,£) = /ц Лг(уЛ — т)Р(т)с1т — импульсная переходная функция, которую можно выразить через частотную характеристику системы «сила — прогиб рельса»:

= ^ уу(£<у)ехр (Ьа^йа.

Используя выражение для частотной характеристики И^р(и, ¿со), окончательно можно записать:

К(и, С) = ^(г;и +

где I = 1,3 при и > 0; | = 2,4 при и « 0,

и — положение переменной силы Щ) на рельсе, движущейся с постоянной скоростью V по произвольному закону.

Для расчета значений ударных сил от взаимодействия колес с дефектами и рельсами разработаны алгоритм и программное обеспечение. Структурная схема алгоритма расчета сил взаимодействия колес с дефектами на поверхности катания и рельсов представлена на рис. 1.

По разработанным алгоритмам выполнены расчеты контактных сил и соответствующих им прогибов рельса. Рассматривался случай дефекта в виде ползуна с разными геометрическими параметрами для скорости движения V = 32 км/ч. Результаты расчетов представлены на рис. 2 в виде зависимостей ударных сил и прогибов рельсов от времени. Предельные расчетные параметры ударного взаимодействия

Рис. 1. Алгоритм расчета ударных сил и прогибов рельса при взаимодей- Рис. 2. Зависимость от размера ползуна: а) ударной силы; б) прогиба рельса ствии колес с дефектами на поверхности катания и рельсов

а)

X 4

£

5

и

ё X

2 гс

м

I О

; X 0.00м х 13 У: 1.7&И005

^чж: :

------- \ 1 1 ' \ •

- -1 Г \ ! 1 \ ( 1 \ 1

/ ! / 1 / » 1 \' * \ • \ • (\

г**— ........п I 1 1 1 • 1 \ • 1 \ 1 1 \

б)

6 3 5

ге

и А й

!» а

С 1

0.002 0.004 0.005 О.ОЭЕ

Время, сек

0.032

0.01

0.004

о.оое Вр&г.1я, сек

0.003

0.01

0.012

Х:СС05з х 10 У:о.(па5

---- 1 ■ ¡V 1 1 < ' 1 1 > 1 ..........1_. ...J_________

■ \ .........1_____ 1 \

1 1 \ 1 t \ 1 1 1

0.012

колеса с ползунами сведены в табл. 2. Кроме того, в ней представлены экспериментальные параметры ударного взаимодействия колеса с дефектами в виде ползунов с аналогичными геометрическими параметрами [5], принятыми при расчете. Следует отметить, что уровни ударных сил, полученные при проведении экспериментальных иссле-

Таблица 1. Значения констант

дований, имеют существенный разброс при одинаковых условиях испытаний, что связано с извилистым движением колесных пар, определяющим разные условия взаимодействия колеса и рельса. В практических расчетах интересуются главным образом максимальными величинами предельных значений ударных сил и прогибов рельсов, поэтому в табл. 2

представлены максимумы Рв, выбранные с использованием метода огибающих.

Из анализа расчетных данных следует, что в начальный момент удара наблюдается импульсное повышение силы от 50 до 110 кН в зависимости от глубины ползуна в отсутствие прогиба рельса, после начального сдвига прогиб увеличивается пропорционально повышению

№ п/п Параметр Обозначение Численные значения

1 Жесткость зоны контакта колеса с рельсом К0 500

2 Начальная скорость соударения колеса с рельсом, м/с {V 0,6; 0,81; 0,87; 1,2

3 Скорость движения экипажа, км/ч V 32

4 Радиус колеса, м Я 0,475

5 Приведенная к колесу масса необрессоренных масс, кг тКП , тБР , Щ = + + ™букс тга = 1250; тБР = 430; т = 60; букс 7 т = 900

6 Половина массы колесной пары, половина массы боковой рамы, масса буксы колесной пары, кг ткп. тБР 2 ' 2 ' букс 625; 215; 60

7 Глубина ползунов, мм И 1; 2; 3;4

8 Хорда ползунов, мм 64; 87; 101; 129

9 Плотность материала рельса, кг/м3 Р 7800

10 Коэффициент жесткости подрельсового основания, МПа и г 48

66 | «Транспорт Российской Федерации:

№ 3 (76) 2018

Таблица 2. Расчетные и экспериментальные параметры удара колеса с дефектами в виде ползунов на поверхности катания по рельсу

Глубина ползуна, мм Хорда ползуна, мм Максимальные величины прогибов рельсов, ударных сил, кН мм Время, с

1 64 233,1 / 235 2,77 / 2,39 0,0072 / 0,0082

2 87 321 / 294 3,82 / 3,27 0,0083 / 0,0088

3 101 373 / 392 4,41 / 4,15 0,010 / 0,0096

4 129 474/506 5,65 / 4,54 0,0117 / 0,01214

Примечание. В числителе указаны расчетные величины, в знаменателе — экспериментальные.

силы и достигает максимальной величины с интервалом времени 0,0055-0,0057 с в зависимости от глубины ползуна. При сравнительном анализе предельных экспериментальных величин параметров удара и их расчетных значений установлено, что сходимость ударных сил составила 4,8-8,4 прогибов рельсов — 5,8-19,7 %.

Таким образом, подтверждена возможность использования интегрального уравнения, разработанного С. П. Тимошенко [5], для поперечного удара по балке бесконечной длины на упруго-вязком основании с целью расчета предельных сил ударного взаимодействия колес

с дефектами на поверхности катания и рельсов. о

Литература

1. Кудрявцев Н. Н. Исследование динамики необрессоренных масс вагонов // Тр. Всесоюзн. науч.-исслед. ин-та желез-нодор. транспорта. Вып. 287. М.: Транспорт, 1965. - 168 с.

2. Кудрявцев Н. Н. Динамика движения колеса с ползуном // Вестн. Всесоюзн. науч.-исслед. ин-та железнодор. транспорта. 1960. № 2. С. 30-34.

3. Вериго М. Ф., Коган А. Я. К вопросу о процессах взаимодействия необрессоренных масс и пути // Там же. 1969.

№ 6. С. 22-25.

4. Вериго М. Ф., Коган А. Я. Взаимодействие пути и подвижного состава. М.: Транспорт, 1986. - 5 60 с.

5. Мещеряков В. Б., Исаев В. И., Емельянова Г. Л. О возможности уточнения уровня изгибных напряжений в рельсах при ударах колесных пар с ползунами // Вестн. Всесоюзн. науч.-исслед. ин-та железнодор. транспорта. 1996. № 4. С. 16-19.

6. Мещеряков В. Б., Емельянова Г. А., Крав-цева Е. И. Теоретическое исследование проблемы дополнительного динамического воздействия в виде ударов на рельсовый путь колесных пар с дефектами // Тр. Моск. ин-та инженеров транспорта. Вып. 888. Фундаментальные и поисковые научно-исследовательские работы в области железнодорожного транспорта. В двух ч. Ч. I. 1995. С. 75-78.

7. Mittal R. K. A closed form solution for the response of a long elastic beam to dynamic loading // Ingen.-Archiv. 1989. Vol. 60. № 1. P. 41-50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Джонсон К. Механика контактного взаимодействия / Пер. с англ. М.: Мир, 1989. - 510 с.

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ:

МЕФТ

VI МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ ФОРУМ «ТАКСИ:

'.WAV.V. .\V.\V.V.\V.V.\V.V.\V.V.,.,.V.,.,.V.V.,.,.V.,.,.,.V.,.V,V.,.V.-.1.V,

9-10

АВГУСТА

(о) КУТУЗОВСКИЙ ПР. 2/1, СТР. 1 КОНГРЕСС-ПАРК

«редиссон роял,

МОСКВА москва»

ччч» ".».

нормативно-правовое

регулирование таксомоторной отрасли

развитие таксомоторного бизнеса: инвестиции, инновации, технологии

мировой опыт регулирования деятельности такси | противодействие нелегальному извозу |

/КООПЕРАТОР ФОРУМА: __Г)

Телефон/факс: ConferenceFtoint +7(812)327-93-70 www.confspb.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.