УДК [792.54 + 792.82](575.2)"1991/2024"
А. Уланова
Оперное и балетное искусство в постсоветский период развития Кыргызстана
Анализируется постсоветский период развития и проблемы оперного и балетного искусства в Кыргызской Республике. После развала Советского Союза, как и все бывшие советские республики, Кыргызстан столкнулся со множеством проблем: социально-экономический кризис, рост безработицы, расформирование системы централизованного обеспечения культурных учреждений, большой отток профессиональных артистов. Из репертуара театра постепенно исчезли некоторые национальные оперы и балетные постановки. Одной из проблем репертуара театров является отсутствие практики внедрения государственных заказов на создание новых спектаклей, произведений, постановок, вследствие чего слабо обновляется текущий репертуар театров, практически не ставятся новые спектакли. Целью настоящей работы является выявление факторов, повлиявших на дальнейшее развитие культуры в Кыргызстане, в частности, происходивших изменениях в оперном и балетном искусстве на примере Кыргызского национального академического театра оперы и балета им. Абдыласа Малдыбаева, единственного театра оперы и балета в республике.
Ключевые слова: оперное и балетное искусство, Министерство культуры Кыргызской Республики, театр оперы и балета, спектакли, опера, балет, фестивали, конфликт
Adina Ulanova
Opera and ballet art in the post-Soviet period of Kyrgyzstan's development
The article analyzes the post-Soviet period of development and problems of opera and ballet art in the Kyrgyz Republic. After the collapse of the Soviet Union, like all former Soviet republics, Kyrgyzstan faced many problems: socio-economic crisis, rising unemployment, disbandment of the system of centralized provision of cultural institutions, a large outflow of professional artists. Some national operas and ballet productions gradually disappeared from the theater repertoire and one of the problems of the theater repertoire is the lack of practice of introducing state orders for the creation of new performances, works, productions, as a result of which the current repertoire of theaters is poorly updated, practically no new performances are staged. The purpose of this work is to identify the factors that influenced the further development of culture in Kyrgyzstan, in particular, the changes that took place in the opera and ballet art on the example of the Kyrgyz National Academic Opera and Ballet Theater named after Abdylas Maldybaev, the only opera and ballet theater in the republic.
Keywords: opera and ballet art, Ministry of Culture of the Kyrgyz Republic, opera and ballet theater, performances, opera, ballet, festivals, conflict DOI 10.30725/2619-0303-2024-4-134-140
В 1991 г. Кыргызская Республика стала независимым, демократическим, светским государством, что, безусловно, явилось огромным событием для начавшихся преобразований в стране. Изменения коснулись не только правовой, экономической, социальной, культурной сфер деятельности общества, самым главным явилось изменение идеологии государства, ценностей и установок. Начали формироваться новые рыночные отношения, произошла децентрализация государственной власти, и все эти преобразования нашли отражение в новом Законе Кыргызской Республики «Об общих началах разгосударствления, приватизации и предпринимательства» [1, с. 255], принятом в декабре 1991 г.
Однако принятие этого закона привело к институциональным изменениям и в культуре, заложило фундамент для дальнейшей ее деградации, в частности количество институтов культуры начало сокращаться, со стороны государства не оказывалась финансовая поддержка. В результате театральное искусство Кыргызстана одно из первых ощутило на себе негативное влияние общественно-политических и социально-экономических преобразований и не могло функционировать в прежнем режиме.
Необходимость поиска путей преодоления сложившегося положения предполагает постановку комплекса исследовательских задач, среди которых выделяются:
• рассмотрение этапов развития Кыргызского национального академического театра оперы и балета;
• анализ роли партнерских связей на уровне межкультурных коммуникаций в рамках государственной культурной политики;
• конкретизация негативных факторов, повлиявших на развитие культуры в Кыргызстане в последние десятилетия;
• выявление факторов роста Республиканского театра оперы и балета имени Абдыласа Малдыбаева.
На примере развития оперного и балетного искусства, т. е. деятельности Кыргызского национального академического театра оперы и балета им. Абдыласа Малдыбаева (далее -театр оперы и балета), можно достаточно четко проследить в исторической ретроспективе негативные последствия социально-культурных и социально-политических событий, оказавших существенное влияние на сферу театрального искусства в республике в постсоветский период, когда обретение самостоятельности и включенность в глобальный мир вместе с определенными преимуществами породили ряд барьеров развития.
Российский культуролог Л. Мосолова об этом писала так: «Когда происходят процессы глобализации мира, нам всем необходимо сохранять и дальше развивать многообразие культур, взаимодействие является фундаментом и ничем его не заменить» [2, с. 118]. Созвучие с этой позицией отметил кыргызский композитор, дирижер К. Молдобасанов: «Последним значимым культурным событием в жизни оперного театра стали организованные Министерством культуры Кыргызской Республики в 1984 году гастроли труппы в московский Большой театр. Искусство не должно быть обособленным, нельзя замыкаться в своих стенах, закрывать границы, культурный диалог должен продолжаться несмотря ни на что» [3].
Значимым событием для рассматриваемого исторического периода стало проведение 26 декабря 1990 г. Министерством культуры коллегии, где наряду с другими вопросами культуры было рассмотрено текущее состояние театра оперы и балета. В постановлении, принятом на коллегии, отмечалось: «В течение последнего года в театре оперы и балета сложились неудовлетворительные производственные отношения в коллективе. Руководство и ведущие солисты театра конфликтуют между собой, в результате чего сложился тяжелый морально-психологический климат
в коллективе» [4]. В связи с этим произошли изменения в структуре театра, была упразднена должность директора театра оперы и балета, был назначен художественный руководитель. Также был создан Совет руководителей, на который возлагалась ответственность за состояние творческой и производственной деятельности театра оперы и балета, нормализацию морально-психологической атмосферы.
Одной из главных проблем за годы суверенитета, особенно в первые десятилетия, являлись подбор и расстановка руководящих кадров в театре оперы и балета. Кандидатуры на должность руководителя театра подбирались по критериям трайбалистского и родственного характера, когда, например, театром руководил спортсмен, удостоившийся звания «Народный артист Кыргызской Республики» [5].
Несмотря на существующие проблемы и благодаря усилиям всего коллектива в честь 50-летия кыргызской оперы и творческой деятельности композитора К. Молдобасанова в 1992 г. театром был организован фестиваль лучших театральных спектаклей, в котором приняли участие ведущие артисты Ленинградского государственного академического театра оперы и балета1 О. Коржинская и В. Ге-релло. Торжественная церемония открытия фестиваля ознаменовалась постановкой оперы «Айчурек», в постановке балета «Лебединое озеро» вместе выступали солисты московского и кыргызского театров оперы и балета А. Малыхин и М. Ласточкина [5].
Из-за отсутствия государственной поддержки и финансовых кризисов в республике прекратилось централизованное обеспечение театров страны, что привело к уменьшению заработной платы у артистов (артисты уходили в челночный бизнес), нехватки производственного оборудования, пропали декорации к целым спектаклям [6].
Указом Президента Кыргызской Республики от 2 декабря 1996 г. № 357 Министерство культуры было объединено с Министерством образования и науки, таким образом было образовано новое Министерство образования, науки и культуры Кыргызской Республики [7]. Основной задачей министерства явилось создание эффективно действующей системы для развития культуры, искусства и литературы в республике. Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 14 октября 1996 г. №473 была утверждена Концепция
1 Ныне Государственный академический Мариинский театр (далее - Мариинский театр).
развития и сохранения культуры и искусства Кыргызской Республики «Маданият (19972000 гг.)» [8].
С назначением Б. Осмонова, воспитанника оперной студии театра, в 1999 г. директором театра оперы и балета театр начал реализо-вывать свои творческие замыслы. В том же году состоялся показ оперы «Евгений Онегин» при участии заслуженных артистов Российской Федерации И. Бикуловой и П. Черных, к февралю 2000 г. в театре планировались постановки опер «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Борис Годунов» в честь 200-летия со дня рождения великого русского поэта А. С. Пушкина. Для постановки оперы «Пиковая дама» Государственный академический Мариинский театр предложил помочь с декорациями [9].
Установление новых межгосударственных отношений в республике привело к появлению многочисленных международных неправительственных организаций, которые оказывали финансовую поддержку государству и стали выходить на политическую арену. Так, международными организациями для реконструкции сцены, залов и гримерных театра оперы и балета была оказана финансовая помощь в размере 10 млн сомов, 1 млн сомов был выделен экс-президентом А. Акаевым из Президентского фонда для приобретения технического оборудования, грант на 10,0 тыс. долларов США выделил театру фонд «Сорос -Кыргызстан» и АКБ «Эридан», среди членов которых было много иностранцев, предпринимателей, готовых помогать театру. На выделенные спонсорами средства состоялась постановка балета «Спартак», была возобновлена постановка национального балета-оратории «Материнское поле» - визитной карточки театра, именно с этого балета начинались все гастроли за пределами республики в советское время [6].
Указом Президента Кыргызской Республики в сентябре 2000 г. театр оперы и балета получил особый статус - национальный. Для обеспечения социальных гарантий творческих работников и создания благоприятных условий для работы коллектива должностные оклады художественно-творческого персонала театра были увеличены на 100%, технического персонала - на 50% [10].
Несмотря на все усилия, существенной проблемой оставались отъезд талантливых артистов в ближнее и дальнее зарубежье, нехватка кадров, хороших сценаристов и либреттистов в республике, потеря творческих контактов между театром и композиторами,
из-за чего композиторы перестали работать в жанре оперы и балета. Для реализации государственных заказов на постановку новых балетных и оперных произведений деньги из бюджета практически не выделялись. Так, для постановки новой оперы на либретто Э. Турсунова «Жусуп Баласагын», выход которой Министерство культуры планировало осуществить в 2003 г., композитор С. Осмонов вынужден был обратиться к экс-президенту Кыргызстана А. Акаеву с просьбой помочь в выделении финансовых средств. Однако из-за отсутствия финансов постановку так и не удалось осуществить [11].
После развала Советского Союза вплоть до 2005 г. на сцене театра оперы и балета были осуществлены всего лишь две постановки оперы «Паяцы» Р. Леонковалло и «Волшебная флейта» В. Моцарта на средства иностранных спонсоров [12].
Если посмотреть на хронологию репертуарного календаря театра, то в 2005 г. были показаны 20 оперных и 23 балетных спектакля, хотя в 1960-1970-х гг. театр показывал по 300 спектаклей в год. Одной из причин, сдерживающих развитие театра, послужила череда революций, произошедших в стране.
В том же году Министерством культуры был издан приказ о реализации цикла мероприятий «100 культурных проектов». Положением утверждалось проведение конкурса исполнителей балета «Ак-Куу» и международного театрального фестиваля «Арт-Ордо» [13]. Организованный Министерством культуры под патронажем международного Фонда «Сорос-Кыргызстан» фестиваль «Арт-Ордо» явился интегрирующим звеном для вхождения Кыргызстана в мировое театральное сообщество, основной целью которого являлись сохранение и пропаганда духовного наследия кыргызского народа, взаимодействие и сотрудничество стран-участниц фестиваля. Обмен профессиональным опытом театральных трупп, проведение форума театральных критиков в рамках фестиваля способствовали развитию и сотрудничеству мирового театрального сообщества.
По воспоминаниям оперной певицы С. Гу-саровой, «в Советский период в театре ставились по 60 оперных постановок, на сегодня репертуар уменьшился. Поэтому артисты оперы, несмотря на мизерные зарплаты, вынуждены заполнять данные пробелы сольными концертами, с целью донести до слушателя хотя бы арии - вершину оперы, но при этом есть свои сложности, как аренда зала, реклама, все
за свой счет» [14]. Как отмечал директор театра, проведение сольных вечеров ведущих солистов оперы театра являлось неплохой прибавкой к зарплате [14].
Как оказалось, в течение 2006 г. творческих концертов, приуроченных к юбилейным датам, состоялось больше, чем постановок оперных и балетных спектаклей (Таблица репертуарного календаря театра оперы и балета за 2006 год).
Главный балетмейстер театра А. Нуртазин еще в 2013 г. при описании данного периода театральной деятельности отмечал, что «из-за маленькой зарплаты из страны выехали многие профессиональные артисты, в труппах не хватало танцоров, вследствие чего некоторые постановки убрали из репертуара. Бывало, что вместо двенадцати, танцуют всего шестеро танцоров. Кроме танцоров, покинул страну народный артист СССР Б. Минжилкиев и многие другие. Чтобы не терять творческий потенциал танцевальной труппы и рост профессионализма артистов, театр начал приглашать звезд балета из Российской Федерации, что повлияло на заполняемость зала театра» [15].
Значимым явлением в музыкальной жизни театра стало празднование 275-летия Академии русского балета имени А. Вагановой в Санкт-Петербурге (далее - Академия), в котором приняли участие и артисты из Кыргызстана. В 2014 г. в Кыргызстане состоялся I Международный фестиваль балетного искусства «Восходящая звезда» с участием артистов балета из стран СНГ и Европы. Финансовую поддержку в организации фестиваля оказал общественный фонд «Дзеним».
На фестивале выступили молодые артисты балета, выпускники Академии Ф. Садырку-лов, А. Базарбаев, артист Мариинского театра Э. Латыпов и многие другие. В рамках фестиваля прошел круглый стол на тему «История балета Кыргызской Республики» и состоялся показ балета «Корсар», главные партии в котором исполнили заслуженная артистка Российской Федерации И. Аблицова и заслуженный артист Кыргызской Республики Т. Осмонов. Экс-директор театра оперы и балета Т. Сала-матов отмечал, что «балетное искусство должно развиваться, быть открытым для обмена опытом» [16].
Участие ведущих российских артистов в новых постановках театра оперы и балета положительно сказалось и на качестве постановок, и на расширении репертуара. Однако это была разовая акция, которая не решала
проблем репертуарной политики театра, особенно это касалось национальных балетных и оперных постановок. На тот период в театре шла только одна постановка оперетты Н. Давлесова «Аста секин, колукту» всего лишь два раза в год. Балетные спектакли «Чолпон» М. Раухвергера и «Материнское поле» К. Мол-добасанова ставились ко Дню Победы, 9 мая, и в День защитника Отечества, 23 февраля.
За четверть века из репертуара театра постепенно исчезли национальные оперы и балетные постановки, например: Н. Давлесова «Курманбек», С. Осмонова «Сепил», Ж. Каныметова «Ак Моор». Новую постановку оперы «Айчурек» решением комиссии посчитали творческой неудачей. Ощущалась острая нехватка детского репертуара. Театр оперы и балета должен был ставить в течение театрального сезона не менее 120 репертуарных спектаклей [17].
В 2017 г. театр набрал в штат восемь молодых солистов оперы и балета. Несмотря на маленькую заработную плату, желающих участвовать в конкурсе на должность артиста было очень много.
В тот период начали укрепляться творческие связи с зарубежными странами. Так, в 2019 г. на сцене театра оперы и балета состоялась премьера оперы «Манас» с участием артистов Китайского центрального театра оперы, приуроченная к государственному визиту Председателя КНР Си Цзиньпина в рамках проводимого саммита ШОС под председательством Кыргызской Республики [18]. Несмотря на то, что опера прозвучала на китайском языке, можно утверждать, что постановка оперы стала ярким событием в «обедневшей» культурной жизни страны.
В сентябре 2023 г. в театре оперы и балета завершился Международный фестиваль «Кыргызстан-Россия: общее культурное наследие», и специально к 150-летию со дня рождения С. Рахманинова приехал ведущий солист Михайловского театра А. Кузнецов, который выступил с артистами Кыргызстана в концертной версии оперы «Алеко», которую хочет воссоздать Фонд наследия русского зарубежья [19].
В 2023 г. труппа театры оперы и балета выступила на VIII Фестивале музыкальных театров России «Видеть музыку», который проходил в Москве с 8 сентября по 13 декабря. На сцене Центра оперного пения Г. Вишневской артисты Кыргызстана представили балет-ораторию «Материнское поле». В программе фестиваля было представлено 30 спектаклей театров России и стран СНГ [20].
В целях укрепления и взаимообогащения мирового театрального искусства с 24 сентября по 29 сентября 2023 г. в Бишкеке прошел IX Международный театральный фестиваль «АРТ-ОРДО», приуроченный к 100-летию со дня рождения народной артистки Кыргызской Республики Б. Кыдыкеевой. Спектакли «Мальчик, который поймал солнце» (Кыргызстан) и «Баян Сулу - Козы Кёрпеш» (Казахстан) были удостоены на фестивале премии Гран-при [21].
В честь 95-летия народного писателя Кыргызской Республики Чынгыза Айтматова в период с 7 декабря по 12 декабря 2023 г. в Бишкеке состоялся VI театральный фестиваль «Айтматов и театр». На фестиваль были приглашены известные труппы театров Азербайджана, Казахстана, России, Туркменистана и Узбекистана. Мероприятие было посвящено увековечиванию памяти великого киргизского писателя [22].
В результате исследования мы пришли к выводу, что киргизский театр оперы и балета - это не просто неотъемлемая часть культуры киргизского народа, это лицо государства перед всем цивилизованным миром, он видимыми и невидимыми нитями связан с общими проблемами образования и воспитания, основными тенденциями развития оперного и балетного искусства.
На сегодняшний день в республике функционируют 22 театра, и лишь один из них -театр оперы и балета. В 2019 г. был завершен капитальный ремонт театра оперы и балета, на выделенные из бюджета 47 млн сомов были полностью отремонтированы Малахитовый и Большой залы, репетиционные залы, гримерные, оркестровая яма и др.
Президент Кыргызской Республики С. Жа-паров отметил важность создания благоприятных условий для деятелей искусства: «Если мы хотим построить процветающее государство, нам необходимо формировать сознание людей под влиянием культуры, обогащать наш духовный мир. Культура - это идеология, стержень государства и нации» [23].
Только за последний год заработная плата работников творческих профессий выросла почти в два раза, в 2024 г. из республиканского бюджета было выделено 673,5 млн сомов на развитие сферы культуры, искусства и спорта в республике.
Таким образом, проведенный нами анализ состояния оперного и балетного искусства в Кыргызской Республике показывает, что единственный в республике театр оперы и ба-
лета продолжает работать в меру своих возможностей в надежде на то, что современное искусство, основанное на лучших традициях советского времени, возродится и будет развиваться дальше. Театр оперы и балета играет ключевую роль в сохранении и развитии культурного наследия народов Кыргызстана, а также способствует обогащению духовной жизни общества. Как культурный институт, оказывающий важное влияние на формирование личности, театр требует особенно продуманной государственной стратегии и системной культурной политики, которые включают в себя достаточное финансирование, создание условий для творческой свободы и инноваций, формирование общественного диалога и культурного разнообразия. Таким образом, в соответствии с поставленными в настоящем исследовании задачами, на первый план выдвигаются активизация практики внедрения государственных заказов на создание новых спектаклей, обновление репертуара, участие в международном культурном обмене и сотрудничестве.
В этом смысле проведение с 17 по 22 октября 2024 г. Дней культуры и искусства Кыргызской Республики в Российской Федерации, организованной в Государственном академическом Большом театре России в честь празднования 100-летия образования Кара-Кыргызской автономной области, где выступили и артисты театра оперы и балета, вдохновило деятелей культуры и привнесло «новое дыхание» в современное развитие театра оперы и балета, как в советский период. В церемонии открытия Дней культуры и искусства Кыргызской Республики в Российской Федерации, Президенты Российской Федерации В. Путин и Кыргызской Республики С. Жапаров отметили, что сотрудничество в сфере культуры между двумя народами остается важным аспектом дружбы между Кыргызстаном и Россией, а также заявили, что тесное сотрудничество будет и далее укрепляться [24].
Список литературы
1. Мосолова Л. М., Прыткоова Л. А. История искусства Кыргызстана: в 2 т.: монография. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. Т. 2: ХХ - начало XXI века. 303 с.
2. Мосолова Л. М. Диалог как основание поисков современной этнокультурной идентичности: [докл. на междунар. науч.-практ. конф. «Идентичность и диалог культур в эпоху глобализации». Иссык-Куль, 27-29 авг. 2007 г.] // Центральная Азия и культура мира. Бишкек, 2007. Спец. вып. № 1-2 (21-22). С.113-119.
3. Григорова Р. «Любимый мой театр» // Слово Кыргызстана. 1992. 13 нояб.
4. Михайлова Т. Вы не любите театр? А почему? // Республика. 1992. 22 мая.
5. Субаналиев С. Нужен ли нам оперный театр // Слово Кыргызстана. 2015. 5 июня.
6. Шепеленко А. Существительное имя -«Театр» // Слово Кыргызстана. 1999. 10 дек.
7. Эркин Тоо. 1996. 4-10 дек. (на киргиз. яз.).
8. Концепция развития и сохранения культуры и искусства Кыргызской Республики «Маданият» (19972000 годы): утверждена постановлением Правительства Кыргызской Респ. от 14 окт. 1996 г. № 473: утратила силу в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Респ. от 20 апр. 2007 г. № 140 // Министерство юстиции. Централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики. URL: https://cbd.minjust.gov. kg/38087/edition/310299/ru (дата обращения: 28.10.2024).
9. Приживойт Р. Оперный выходит из летаргии. Пульс уже появился // Вечерний Бишкек. 1999. 11 янв.
10. Указ Президента Кыргызской Республики // Слово Кыргызстана. 2000. 15 сент.
11. Текущий архив Министерства культуры, информации и туризма Кыргыской Республики. Материалы из справки коллегии.
12. Текущий архив Министерства культуры, информации и туризма Кыргыской Республики. Материалы из постановления 2007 г. коллегии.
13. Центральный государственный архив Кыргызской Республики. Ф. 2582. Оп. 3. Д. 1548. Л. 63-64.
14. Шагапова Н. Amor! Amor! театр. - Сцена без которой я не смогу жить: [интервью с артисткой С. Гусаровой] // Новая литература Кыргыстана. URL: http://www.literatura. kg/articles/?aid=1001 (дата обращения: 28.10.2024).
15. Нуртазин А. Потерять балет легко... // Вечерний Бишкек. 2013. 27 сент.
16. Михайлина Г. Звезды встретятся в Бишкеке // Слово Кыргызстана. 2014. 28 марта.
17. Текущий архив Министерства культуры, информации и туризма Кыргызской Республики. Материалы из справки коллегии за 2017 г.
18. Артисты из Китая покажут оперу «Манас» в Бишкеке // Sputnik Кыргызстан. URL: https://ru.sputnik. kg/20190606/kyrgyzstan-kitaj-opera-manas-1044589334. html (дата обращения: 28.10.2024).
19. Нестерова Д. Душа его - музыка // Слово Кыргызстана. 2023. 13 сент.
20. Артисты Кыргызского театра оперы и балета показали в Москве «Материнское поле» // 24KG. Новости Кыргызстана. URL: https://24.kg/obschestvo/279273_artis-tyi_kyirgyizskogo_teatra_operyi_ibaleta_pokazali_vmoskve_ materinskoe_pole/ (дата обращения: 28.10.2024).
21. Международный театральный фестиваль «АРТ-ОРДО» 2023 // Тюрской. URL: https://www.turksoy. org/ru-RU/novosti/mezhdunarodnyj-teatralnyj-festival-art-ordo-2023 (дата обращения: 28.10.2024).
22. Стартовал VI Международный театральный фестиваль «Айтматов и театр» // Вечерний Бишкек. URL: https://www.vb.kg/doc/434008_startoval_vi_mejdyn-arodnyy_teatralnyy_festival_aytmatov_i_teatr.html (дата обращения: 28.10.2024).
23. Кудрявцева Т. Садыр Жапаров пообещал создавать условия для деятелей культуры // 24KG. Новости Кыргызстана. URL: https://24.kg/vlast/208024_sadyir_japa-rov_poobeschal_sozdavat_usloviya_dlya_deyateley_kultu-ryi/ (дата обращения: 28.10.2024).
24. А. Жапаров и А. Оверчук открыли Дни культуры Кыргызстана в России // Вечерний Бишкек. URL: https:// www.vb.kg/doc/440286_akylbek_japarov_i_aleksey_ overchyk_otkryli_dni_kyltyry_kyrgyzstana_v_rossii.html (дата обращения: 28.10.2024).
References
1. Mosolova L. M., Prytkova L. A. History of Art of Kyrgyz-stan: in 2 vols: monograph. St. Petersburg: Publishing House of the Herzen State Pedagogical University of Russia, 2019. 2: 20th - beginning of the 21st century, 303 (in Russ.).
2. Mosolova L. M. Dialogue as a basis for the search for modern ethnocultural identity: [report at the int. scientific and practical. conf. "Identity and Dialogue of Cultures in the Era of Globalization". Issyk-Kul, Aug. 27-29, 2007]. Central Asia and the Culture ofthe World. Bishkek, 2007. Spec. iss. 1-2 (21-22), 113-119 (in Russ.).
3. Grigorova R. "My Favorite Theater". Word of Kyrgyz-stan. 1992. Nov. 13 (in Russ.).
4. Mikhailova T. You don't like the theater? Why? Respub-lika. 1992. May 22 (in Russ.).
5. Subanaliev S. Do we need an opera house? Word of Kyrgyzstan. 2015. June 5 (in Russ.).
6. Shepelenko A. Noun - "Theater". Word of Kyrgyzstan. 1999. Dec. 10 (in Russ.).
7. Erkin Too. 1996. 4-10 Dec. (in Kyrgyz).
8. The Concept of Development and Preservation of Culture and Art of the Kyrgyz Republic "Madaniyat" (1997-2000): approved by the Resolution of the Government ofthe Kyrgyz Republic dated Oct. 14. 1996, No473: repealed in accordance with the Resolution ofthe Government ofthe Kyrgyz Republic dated Apr. 20, 2007, No140. Minbtry of justice. Centralized Database of Legal Information ofthe Kyrgyz Republic. URL: https://cbd.minjust.gov. kg/38087/edition/310299/ru (accessed: Oct. 28.2024) (in Russ.).
9. Prizhivoyt R. Opera comes out of lethargy. The pulse has already appeared. Evening Bishkek. 1999. Jan. 11 (in Russ.).
10. Decree of the President ofthe Kyrgyz Republic. Word of Kyrgyzstan. 2000. Sept. 15 (in Russ.).
11. Current archive ofthe Ministry of Culture, Information and Tourism ofthe Kyrgyz Republic. Materials from the board's report.
12. Current archive of the Ministry of Culture, Information and Tourism ofthe Kyrgyz Republic. Materials from the 2007 resolution of the board.
13. Central State Archive of the Kyrgyz Republic. F. 2582. Op. 3. D. 1548, 63-64.
14. Gusarova S.; Shagapova N. (interviewer). Amor! Amor! Theater. - A stage without which I cannot live. New literature of Kyrgyzstan. URL: http://www.literatura.kg/ articles/?aid=1001 (accessed: Oct. 28.2024) (in Russ.).
15. Nurtazin A. It is easy to lose ballet... Evening Bishkek. 2013. Sept. 27 (in Russ.).
16. Mikhailina G. Stars will meet in Bishkek. Word of Kyrgyzstan. 2014. Mar. 28 (in Russ.).
17. Current archive of the Ministry of Culture, Information and Tourism of the Kyrgyz Republic. Materials from the board's report for 2017.
18. Artists from China to show the opera "Manas" in Bishkek. Sputnik Kyrgyzstan. URL: https://ru.sputnik. kg/20190606/kyrgyzstan-kitaj-opera-manas-1044589334. html (accessed: Oct. 28.2024) (in Russ.).
19. Nesterova D. His soul is music. Word of Kyrgyzstan. 2023. Sept. 13 (in Russ.).
20. Artists of the Kyrgyz Opera and Ballet Theater showed "Mother's Field" in Moscow. 24KG. News of Kyrgyzstan. URL: https://24.kg/obschestvo/279273_artistyi_kyirgyizsk-
ogo_teatra_operyi_ibaleta_pokazali_vmoskve_materins-koe_pole/ (accessed: Oct. 28.2024) (in Russ.).
21. International Theater Festival "ART-ORDO" 2023. Turskoy. URL: https://www.turksoy.org/ru-RU/novosti/ mezhdunarodnyj-teatralnyj-festival-art-ordo-2023 (accessed: Oct. 28.2024) (in Russ.).
22. The VI International Theater Festival "Aitmatov and Theater" has started. Evening Bishkek. URL: https://www.vb.kg/ doc/434008_startoval_vi_mejdynarodnyy_teatralnyy_festi-val_aytmatov_i_teatr.html (accessed: Oct. 28.2024) (in Russ.).
23. Kudryavtseva T. Sadyr Japarov promised to create conditions for cultural figures. 24KG. News of Kyrgyzstan. URL: https://24.kg/vlast/208024_sadyirjaparov_poobe-schal_sozdavat_usloviya_dlya_deyateley_kulturyi/ (accessed: Oct. 28.2024) (in Russ.).
24. A. Japarov and A. Overchuk opened the Days of Culture of Kyrgyzstan in Russia. Evening Bishkek. URL: https:// www.vb.kg/doc/440286_akylbekjaparov_i_aleksey_over-chyk_otkryli_dni_kyltyry_kyrgyzstana_v_rossii.html (accessed: Oct. 28.2024) (in Russ.).