ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 133-137. ISSN 2073-1426
Vestnik of Kostroma State University, 2021, vol. 27, № 1, pp. 133-137. ISSN 2073-1426 Научная статья УДК 378.18
https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-133-137
ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ САМОРАЗВИТИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ ВУЗА
Сысоева Екатерина Валентиновна, Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина, Вологда, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9220-3056
Аннотация. К обязательным требованиям при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования относится формирование универсальной «компетенции саморазвития», которая предусматривает прогнозирование, выстраивание и реализацию самими обучающимися траектории саморазвития, наиболее полно отвечающей их личностным потребностям и стремлениям. Однако результаты социологического исследования показывают, что большинство первокурсников не умеют прогнозировать и реализовать траекторию саморазвития и отмечают нехватку возможностей в этом вопросе от преподавателей. Одним из видов помощи студентам вуза может являться опережающая педагогическая поддержка формирования компетенции саморазвития первокурсников. Уникальность педагогической поддержки, концептуальные основы которой были разработаны О.С. Газманом, состоит в том, что она обуславливает самоопределение обучающихся в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение их проблемы. Опережающий характер педагогической поддержки формирования компетенции саморазвития первокурсников вуза заключается в предоставлении обучающимся повода для размышлений еще до того, как у них возникла проблема. В момент, когда в их реальной жизни появляется затруднительный момент, они уже обладают набором методов и приемов для его благополучного разрешения. В результате теоретического исследования предлагается уточненное определение опережающей педагогической поддержки формирования компетенции саморазвития первокурсников вуза с позиции экзистенциального подхода М.И. Рожкова.
Ключевые слова: универсальная «компетенция саморазвития», траектории саморазвития, опережающая педагогическая поддержка
Для цитирования: Сысоева Е.В. Опережающая педагогическая поддержка формирования компетенции саморазвития первокурсников вуза // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 133-137. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-133-137
Research Article
ADVANCED PEDAGOGIC SUPPORT FOR THE FORMATION OF SELF-DEVELOPMENT COMPETENCE IN UNIVERSITY FRESHMEN
Ekaterina V. Sysoeva, Vereshchagin Volodga State Dairy Farming Academy, Vologda, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9220-3056
Abstract. Among the mandatory requirements for the implementation of the main professional educational programmes in higher education is the formation of a universal self-development competence, which provides for forecasting, building and implementing the self-development trajectory that best meets their personal needs and aspirations. However, the results of a sociological study show that most university freshmen are unable to predict and implement the trajectory of self-development and note the lack of opportunities in this matter from teachers. One of the assistance types to university students can be advanced pedagogic support for the formation of self-development competence in university freshmen. The uniqueness of pedagogic support, conceptual foundations of which were developed by Oleg Gazman, is that it determines students' self-determination in a situation of choice and the subsequent independent solution of their problems. The anticipatory nature of pedagogic support for the formation of self-development competence in university freshmen is to provide students with a reason to think even before they have a problem. At the moment when a difficult moment appears in their real life, they already have a set of methods and techniques for its successful resolution. As a result of the theoretical research a refined definition of advanced pedagogic support for the formation of self-development competence in university freshmen is proposed from the position of the existential approach (Mikhail Rozhkov).
Keywords: universal self-development competence, self-development trajectories, advanced pedagogic support
For citation: Sysoeva E.V. Advanced pedagogic support for the formation of self-development competence in university freshmen. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2021, vol. 27, № 1, pp. 133-137 (In Russ.). https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-133-137
К обязательным требованиям при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования относится формирование универсальной «компетенции саморазвития» (УК-6), которая предусматривает прогнозирование, выстраивание и реализацию самими обучающимися траектории саморазвития, наиболее полно отвечающей их личностным потребностям и стремлениям. Вместе с тем результаты социологического исследования показывают, что 50,8 % первокурсников не умеют прогнозировать и реализовать траекторию саморазвития [Всероссийское социологическое исследование: 15]; 73,6 % первокурсников отмечают нехватку помощи преподавателей для саморазвития [Кру-шельницкая, Третьякова: 75], что препятствует формированию представления о своем будущем.
О.С. Газман, рассматривая человека как экзистенциальное существо, которое обладает духовным сознанием, разработал уникальную теорию на основе развития его субъектности и удовлетворения базовой потребности в свободе. Именно свобода определяет стратегию и смысл воспитания: свобода человека как высшее проявление его сущности (в сравнении с его биологической и социальной природой). Газман понимал саморазвитие как индивидуальную самостоятельную деятельность обучающихся, направленную на поиск эталона и внутреннюю борьбу по созданию себя, борьбу за свободу [Газман: 60].
Рассуждая о саморазвитии с позиции экзистенциального подхода, ярославский исследователь М.И. Рожков трактует саморазвитие как осознанный, целенаправленный, персонифицированный процесс организации и «реализации обучающимися собственного проекта совершенствования необходимых ему качеств» в условиях внешней среды [Рожков: 68].
В современных условиях реализации ФГОС ВО 3++, разработанного на основе профессиональных стандартов, понятие «компетенция саморазвития» приобретает новое содержание, отражая способность специалиста решать универсальные задачи не только в соответствии с образовательными, но и профессиональными стандартами.
Для уточнения определения «компетенции саморазвития» обратимся к работе А.В. Хуторского и Л.Н. Хуторской. Разграничивая понятия «компетенция» и «компетентность», авторы понимают под последней совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для продуктивной деятельности [Хуторской, Хуторская: 14]. Компетентность трактуется как результат освоения компетенции, способность обучающихся применять компетенцию в практической деятельности.
На основании определений «саморазвитие», предложенного Рожковым, и «компетенция», рассмотренного Хуторским и Хуторской, компетен-
цию саморазвития будем трактовать в исследовании как совокупность знаний, умений и способностей для осознанного прогнозирования, выстраивания и реализации собственного проекта совершенствования необходимых качеств обучающихся.
Одним из видов помощи студентам вуза, стимулирующим их осознанное прогнозирование, выстраивание и реализацию собственного проекта совершенствования необходимых качеств, может являться опережающая педагогическая поддержка формирования компетенции саморазвития первокурсников [Сысоева: 319].
Определение «педагогическая поддержка» было введено в научный оборот Н.Б. Крыловой [Крылова: 155]. Разработкой основных концептуальных положений педагогической поддержки обучающихся в конце ХХ века занимался ученый и педагог Газман. Олег Семенович определял педагогическую поддержку как специфическую область образования, которая отличается от обучения и воспитания и учитывает стремления самого обучающегося к сотрудничеству с педагогом. Уникальность педагогической поддержки состоит в том, что она обуславливает самоопределение обучающихся в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение их проблемы [Сысоева, Кевля: 282]. Для этого необходимо, чтобы личность обучающихся могла действовать автономно.
Ближе всех к обоснованию опережающего характера педагогической поддержки обучающихся подошла в своем исследовании Н.Н. Михайлова. Содержание поддержки, в понимании Михайловой, ориентировано на развитие «самости» обучающихся, результатом которой выступает свободо-способность их личности [Михайлова, Юсфин: 6]. Свободоспособность определяется как автономное, независимое существование, готовность активно и осознанно реализовать экзистенциальный выбор. При этом экзистенциальный выбор понимается как возможность принимать или не принимать на себя ответственность за свою жизнь и судьбу. Так, именно свободоспособность придает человеку целостность и позволяет ему гармонично существовать в социуме [Газман: 60].
Для осмысления сущности опережающей педагогической поддержки обучающихся мы обратились к исследованиям Е.А. Александровой и Ф.И. Кев-ли, где рассматривается опережающая педагогическая поддержка нравственного и культурного развития обучающихся. Для Александровой опережающая поддержка означает получение обучающимися повода для размышлений еще до того, как у них возникла проблема. В момент, когда в их реальной жизни появляется затруднительный момент, они уже обладают набором методов и приемов для его благополучного разрешения. В этом случае под опережающей поддержкой понимается процесс создания условий для адекватного восприятия обучающимися информации вербального
и невербального характера, затрагивающей сферы их возможных культурных интересов и поведения в настоящем и в недалеком будущем. Данный вид поддержки требуется при обнаружении учащимися своей слабости (проблемы) и помогает им преодолеть ее за счет индивидуальных особенностей [Александрова: 76].
Кевля акцентирует внимание на моделировании условий и траектории развития личности обучающихся через определение ближних, средних и дальних задач их жизненного и профессионального самоопределения. При этом предпосылкой опережающего характера поддержки выступает личность педагога. В частности, развитие и применение им концептуального (интуитивного, эвристического) мышления, прогностических способностей и проективных умений, положительно влияющих на дифференциацию помощи обучающимся в осознании перспектив их саморазвития [Кевля: 3-4].
Обобщая позиции ученых в области опережающей педагогической поддержки обучающихся, отметим ее современное рассмотрение как: педагогической деятельности, помогающей обучающимся преодолеть свою слабость путем развития их индивидуальных особенностей и возможностей (Н.Н. Михайлова) [Михайлова, Юсфин: 203]; особой деятельности педагога, включающей систему средств на основе диалога и доверительных отношений с обучающимися, обеспечивающей развитие их личности в перспективе жизненного и профессионального самоопределения (Ф.И. Кевля) [Кевля: 3]; процесса создания условий с ориентацией на развитие сферы их возможных культурных интересов и культурного поведения как в настоящем, так и в недалеком будущем (Е.А. Александрова) [Александрова: 330].
Объектами нашего исследования являются студенты вуза первого года обучения. Несомненно, на формирование их компетенции саморазвития влияют возраст и особенности мотивации. В периодизации В.И. Слободчикова возрастной промежуток начала обучения в вузе (первый курс) соответствует 17-21 годам. Его отличительной особенностью является становление авторства собственной жизни (в понимании окружающего мира, в способах деятельности, в социально обусловленном поведении) [Слободчиков, Исаев: 357] и обусловленной переходом в высшую школу адаптацией студентов.
К особенностям юношеского возраста И.В. Ша-поваленко относит: достижение физиологической зрелости, принятие соответствующих возрасту социальных ролей, сформированная личностная идентичность [Шаповаленко: 262]. На основании анализа работ Слободчикова, Шаповаленко и других исследователей сформулированы возрастные особенности первокурсников вуза, позволяющие уточнить определение опережающей педагогической поддержки их компетенции саморазвития.
Первой особенностью студентов-первокурсников вуза мы обозначим кризисный, непростой ха-
рактер развития личности обучающихся. Предложенное в периодизации Слободчикова как кризис юности, начало обучения в вузе совпадает со временем, когда встречаются «идеальные жизненные планы и социальная реальность; впервые происходит столкновение с кризисом смысла жизни» [Слободчиков, Исаев: 358-359]. На этот период приходится смена акцентов развития: период предварительного самоопределения завершается и начинается подход к самореализации.
Второй особенностью первокурсников вуза, отраженной в исследованиях [Шаповаленко: 264; Слободчиков, Исаев: 359] выступает желание студентов сознательно планировать свою жизнь, определять в ней свое место, что способствует развитию самосознания и личности обучающихся. В психологических исследованиях авторы связывают появление жизненных перспектив студентов с их самоопределением - поиском и выбором своего места в профессии и жизни.
Сосредоточенность на внутреннем мире обуславливает потребность найти смысл жизни - третью особенность первокурсников вуза. Слободчиков понимает ее как рефлексию, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установку на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни [Слободчиков, Исаев: 372]. Осмысленность способствует становлению «Я-концепции» первокурсников, представленной в этот период на одной из ее завершающих стадий, которой свойственно целостное чувство «Я»: сложная структура интеграции жизненного опыта обучающегося, упорядочивание переживаний, придающих жизни смысл.
Для выявления мотивационных особенностей первокурсников вуза был проведен анализ работ [Афонина, Гайдамакина: 30-35; Сандомирский; Кленова, Панкратова: 82-84]. В результате к ведущим особенностям мотивации современных первокурсников вуза отнесены:
- стремление к осознанию внутренних мотивов деятельности по саморазвитию, к преодолению препятствий на пути саморазвития;
- прохождение социально-психологической адаптации (появление новых бытовых условий в жизни и непривычных методов работы; изменение структуры всех мыслительных процессов и новая организация учебной деятельности, смена моделей поведения и планирования жизни);
- ведущий мотив учебной мотивации - мотив достижения с прагматической направленностью.
Таким образом, для нашего исследования актуально понимать опережающую педагогическую поддержку первокурсников вуза как процесс создания условий для свободного определения их внутренних ресурсов и перспектив развития через оказание необходимой индивидуальной помощи. При этом ключевую роль в ходе адаптации к условиям вуза будет
играть развитие способности студентов предвидеть последствия выбора программы саморазвития на основе полученных знаний о себе.
Вышеизложенное позволяет сформулировать определение опережающей педагогической поддержки формирования компетенции саморазвития первокурсников вуза. Это процесс создания условий для осознанного прогнозирования и свободного выбора собственной программы совершенствования необходимых обучающимся качеств на фоне адаптации к условиям вуза в условиях кризиса развития личности; желания студентов сознательно планировать свою жизнь и роста их потребности найти в ней смысл.
Список литературы
Александрова Е.А. Педагогическая поддержка детей в образовании: учеб. пособие / под ред. Н.Б. Крыловой. М.: Академия, 2006. 340 с.
Афонина Т.Н., Гайдамакина И.В. Динамика факторов социальной адаптации студенчества (по материалам социологических исследований) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2016. № 10 (231). С. 30-35.
Всероссийское социологическое исследование российской интеллектуальной молодежной среды. 2018. URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/ Lomonosov_2018/Research_2018_Presentation.pdf.
Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования. Десять концепций и эссе. 1995. № 3. С. 58-65.
Кевля Ф.И. Психолого-педагогический консилиум. М.: Современное образование, 2014. 78 с.
Кленова М.А., Панкратова Е.С. Особенности мотивации достижения и социально-психологической адаптации студентов // Альманах современной науки и образования. 2014. № 10 (88). С. 82-84.
Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Мотивация получения высшего образования у студентов первого и выпускного курсов (сравнительный анализ) // Высшее образование в России. 2017. № 2 (209). С. 70-77.
Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. 272 с.
Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2001. 208 с.
Рожков М.И. Индивидуализация воспитания -целевой ориентир образовательного процесса // Казанский педагогический журнал. 2016. С. 67-69.
Сандомирский М. Поколение Z: те, кто будет после. URL: https://www.mirprognozov.ru/prognosis/society/ mark-sandomirskiy-pokolenie-z-te-kto-budet-posle.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
Сысоева Е.В. Современный вуз как пространство развития субъектности студента // Системо-генез учебной и профессиональной деятельности:
материалы VII Междунар. конф.: в 2-х ч. 2016. Ч. 2. С. 318-320.
Сысоева Е.В., Кевля Ф.И. Теоретические основы опережающей педагогической поддержки // Вузовская наука - регионам: материалы XIII Всерос. конф. 2015. С. 281-283.
Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие. URL: https://www. khutorskoy. ru/books/2008/A.V Khutorskoy_ L.N.Khu-torskaya_Compet.pdf.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология: (Психология развития и возрастная психология). М.: Гар-дарики, 2005. 349 с.
Iyai Deny Anjelus, Syaranamual Siska, Yaku Alexander. Improving academic skills on freshmen student performance in mastering learning skills. Jurnal Pendidikan Indonesia, 2020, № 9 (4). URL: https://www.research-gate. net/publication/344354205_Improving_Academ-ic_Skills_On_Freshmen_Student_Performance_In_Mas-tering_Learning_Skills (дата обращения: 5.10.2020).
References
Aleksandrova E.A. Pedagogicheskaja podderzh-ka detej v obrazovanii: uchebnoe posobie [Pedagogical support of children in education: textbook], ed. by N.B. Krylova. Moscow, Akademija Publ., 2006, 340 p. (In Russ.)
Afonina T.N., Gajdamakina I.V Dinamika faktorov social'noj adaptacii studenchestva (po materialam so-ciologicheskih issledovanij) [Dynamics of factors of social adaptation of students (based on the materials of sociological research)]. Nauchnye vedomosti Belgorod-skogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific Bulletin of the Belgorod state University], 2016, № 10 (231), pp. 30-35. (In Russ.)
Vserossijskoe sociologicheskoe issledovanie rossi-jskoj intellektual'noj molodezhnoj sredy [All-Russian sociological research of the Russian intellectual youth environment], 2018. URL: https:// lomonosov-msu.ru/ archive/ Lomonosov_2018/Research_2018_Presenta-tion.pdf. (In Russ.)
Gazman O.S. Pedagogicheskaja podderzhka detej v obrazovanii kak innovacionnaja problema [Pedagogical support of children in education as an innovative problem]. Novye cennosti obrazovanija [New values of education], 1995, № 3, pp. 58-65. (In Russ.)
Kevlja F.I. Psihologo-pedagogicheskij konsilium [Psychological and pedagogical Council]. Moscow, Sovremennoe obrazovanie Publ., 2014, 78 p. (In Russ).
Klenova M.A., Pankratova E.S. Osobennosti moti-vacii dostizhenija i social'no-psihologicheskoj adaptacii studentov [Features of achievement motivation and socio-psychological adaptation of students]. Al'manah sovremennoj nauki i obrazovanija [Almanac of modern science and education], 2014, № 10 (88), pp. 8284. (In Russ.)
Krushel'nickaja O.I., Tret'jakova A.N. Motivacija poluchenija vysshego obrazovanija u studentov per-vogo i vypusknogo kursov (sravnitel'nyj analiz) [Moti-
vation for higher education in first-and final-year students (comparative analysis)]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2017, № 2 (209), pp. 70-77. (In Russ.)
Krylova N.B. Kul'turologija obrazovanija [Kultu-rology of education]. Moscow, Narodnoe obrazovanie Publ., 2000, 272 p. (In Russ).
Mihajlova N.N., Jusfin S.M. Pedagogika podderzh-ki: uchebno-metodicheskoe posobie [Pedagogy of support: educational and methodical manual]. Moscow, Miros Publ., 2001, 208 p. (In Russ.)
Rozhkov M.I. Individualizacija vospitanija - celevoj orientir obrazovatel'nogo processa [Individualization of education - the target orientation of the educational process]. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal [Kazan pedagogical journal], 2016, pp. 67-69. (In Russ.)
Sandomirskij M. Pokolenie Z: te, kto budet pos-le [Generation Z: those who will be after]. URL: htt-ps://www.mirprognozov.ru/prognosis/society/mark-san-domirskiy -pokolenie-z-te-kto-budet-posle. (In Russ.)
Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Osnovy psihologi-cheskoj antropologii [Fundamentals of psychological anthropology]. Moscow, Shkola-Press Publ., 1995, 384 p. (In Russ.)
Sysoeva E.V. Sovremennyj vuz kak prostranstvo razvitija sub#ektnosti studenta [Modern University as
a space for the development of student subjectivity].
Sistemogenez uchebnoj i professional'noj dejatel'nosti: materialy VIIMezhdunar. konf.: in 2 vol., 2016, vol. 2, pp. 318-320. (In Russ.)
Sysoeva E.V., Kevlja F.I. Teoreticheskie osnovy op-erezhajushhej pedagogicheskoj podderzhki [Theoretical foundations of advanced pedagogical support]. Vu-zovskaja nauka - regionam: materialyXIII vseros. konf., 2015, pp. 281-283. (In Russ.)
Hutorskoj A.V., Hutorskaja L.N. Kompetentnost' kak didakticheskoe ponjatie [Competence as a didactic concept]. URL: https://www.khutorskoy. ru/ books/2008/A.V.Khutorskoy_L.N.Khutorskaya_Com-pet.pdf. (In Russ.)
Shapovalenko I.V Vozrastnajapsihologija (Psihologi-ja razvitija i vozrastnaja psihologija) [Age psychology (developmental Psychology and age psychology)]. Moscow, Gardariki Publ., 2005, 349 p. (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 06.11.2020; одобрена после рецензирования 28.12.2020; принята к публикации 26.02.2021.
The article was submitted 06.11.2020; approved after reviewing 28.12.2020; accepted for publication 26.02.2021.