Научная статья на тему 'Операции исламского банка развития в Южной Евразии: что это - сотрудничество на общей почве идентичности или канал для инвестирования капиталов Персидского залива?'

Операции исламского банка развития в Южной Евразии: что это - сотрудничество на общей почве идентичности или канал для инвестирования капиталов Персидского залива? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3452
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОМОЩЬ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ / АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ТОРГОВЛЯ / ИСЛАМСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ИСЛАМСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА / СОТРУДНИЧЕСТВО ЮГ ЮГ / СТРАНЫ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Де Кордье Бруно

Исследуется деятельность Исламского банка развития в Азербайджане, Казахстане и четырех других странах Южной Евразии с мусульманским по преимуществу населением: здесь эта организация на протяжении последних 15 лет осторожно, но вполне целенаправленно вела операции в таких областях, как транспортная, энергетическая и водохозяйственная инфраструктура, финансы и промышленное развитие. Дается краткий аналитический обзор работы в регионе этого относительно малоизвестного института развития. Показано, что де-факто он действует как разведчик путей и канал для инвестирования капиталов из арабского мира и конкретно из стран Персидского залива и что его присутствие в регионе вполне вписывается в политику правительств и экономических элит стран Южной Евразии по диверсификации источников экономической помощи и инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Де Кордье Бруно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Операции исламского банка развития в Южной Евразии: что это - сотрудничество на общей почве идентичности или канал для инвестирования капиталов Персидского залива?»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

у

ОПЕРАЦИИ ИСЛАМСКОГО БАНКА РАЗВИТИЯ В ЮЖНОЙ ЕВРАЗИИ: ЧТО ЭТО — СОТРУДНИЧЕСТВО НА ОБЩЕЙ ПОЧВЕ ИДЕНТИЧНОСТИ ИЛИ КАНАЛ ДЛЯ ИНВЕСТИРОВАНИЯ КАПИТАЛОВ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА?

Д-р Бруно ДЕ КОРДЬЕ

профессор, эксперт группы по исследованию конфликтов факультета изучения конфликтов и развития Гентского университета (Гент, Бельгия)

АННОТАЦИЯ

Исследуется деятельность Исламского банка развития в Азербайджане, Казахстане и четырех других странах Южной Евразии с мусульманским по преимуществу населением: здесь эта организация на протяжении последних 15 лет осторожно, но вполне целенаправленно вела операции в таких областях, как транспортная, энергетическая и водохозяйственная инфраструктура, финансы и промышленное развитие. Дается краткий ана-

литический обзор работы в регионе этого относительно малоизвестного института развития. Показано, что де-факто он действует как разведчик путей и канал для инвестирования капиталов из арабского мира и конкретно из стран Персидского залива и что его присутствие в регионе вполне вписывается в политику правительств и экономических элит стран Южной Евразии по диверсификации источников экономической помощи и инвестиций.

КЛЮЧЕВЫЕ помощь в целях развития, альтернативная торговля, СЛОВА: Исламский банк развития, Организация исламского

сотрудничества, сотрудничество Юг — Юг, страны Персидского залива.

\ 4

Введение

Исламский банк развития (ИБР, по-арабски — аль-банк аль-ислами ли-т-танмийя) уникален среди международных институтов развития: членство в этой организации и ее подходы определяются на основе религиозной идентичности и религиозных норм и тем самым идут вразрез со стандартными представлениями международных организаций о развитии и содействии развитию. Вот уже около полутора десятилетий Исламский банк развития, соблюдая осторожность, ведет операции в регионе Южной Евразии. В настоящей статье рассматривается вопрос: прослеживаются ли в действиях банка в регионе какие-то модели, закономерности и стоящие за ними интересы — как самого банка, так и принимающих сторон. Анализ деятельности банка позволяет предположить, что его присутствие в регионе вписывается в намечающуюся тенденцию: власти стран Южной Евразии стремятся диверсифицировать источники помощи и ищут других доноров, помимо преобладающих сегодня в этой сфере государств — членов западной по преимуществу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), так что многосторонние учреждения, не относящиеся к Организации и не руководствующиеся ее идеологией, приобретают в регионе растущую роль и все более широкое поле деятельности1.

Группа ИБР и Южная Евразия

Исламский банк развития был учрежден министрами финансов государств — членов Организации Исламская конференция, как она тогда называлась (с 2011 г. — Организация исламского сотрудничества, ОИС), в 1973 году, после начала нефтяного бума. Полтора года спустя банк приступил к деятельности и постепенно вырос в то, что сам он называет «многосторонней организацией для финансирования развития в рамках сотрудничества Юг — Юг». Его официальная цель — «способствовать экономическому развитию и социальному прогрессу стран-членов и мусульманских общин, как по отдельности, так и совместно, в соответствии с принципами мусульманского права»2. ИБР — специализированное учреждение ОИС и наряду с дочерней организацией ОИС «Исламский фонд солидарности» является одним из ключевых учреждений этой организации. Банк пользуется операционной независимостью, однако его деятельность подчинена приоритетам ОИС в сфере развития. Кроме того, государства — члены или предполагаемые члены ИБР должны входить в ОИС или, по крайней мере, разделять приверженность целям и деятельности Организации3. В состав членов — учредителей

1 Другая версия этой статьи публиковалась в сетевом продолжающемся издании Школы международных отношений им. Эллиота «Central Asia Economic Papers» (Экономические материалы по Центральной Азии).

2 The Islamic Development Bank Group in Brief. Islamic Development Bank. IDB Economic Research and Policy Department, 1433 H. (2012). P. 1; портал ИБР, раздел «About IDB» (О нас) [www.isdb.org].

3 Одно из основных условий членства в ОИС (помимо того, что государство должно быть признано ООН) — требование, чтобы большинство его населения, или, по крайней мере, значительная его часть придерживалась ислама

ИБР входит 56 государств. Среди них есть монархии и республики, государства со светской формой правления и государства, официально объявляющие себя исламскими. В этом отношении банк уникален: это единственное международное финансовое учреждение и единственный банк развития, в котором членство и принципы работы определяются прежде всего конфессиональными и культурными факторами, а не региональной географией или светскими неолиберальными императивами развития.

Как и некоторые другие международные банки развития, Исламский банк развития представляет собой группу из нескольких финансовых учреждений и организаций, занимающихся проблемами развития. Помимо самого Исламского банка развития она включает Исламскую корпорацию по страхованию инвестиций и экспортных кредитов (ИКСИЭК), Исламскую корпорацию по развитию частного сектора (ИКРЧС), Международную исламскую торгово-фи-нансовую корпорацию (МИТФК) и Исламский исследовательский и учебный институт (ИИУИ).

Первыми из стран Южной Евразии в группу ИБР вступили Азербайджан и Кыргызстан — в середине 1992 и в конце 1993 года соответственно. За ними последовал Туркменистан в 1994 году, Казахстан в 1995-м, Таджикистан в 1996-м и Узбекистан осенью 2003 года — через семь лет после того, как он вступил в ОИС. Что касается присоединения к тем или иным организациям группы ИБР, то, как видно из табл. 1, все государства Южной Евразии вступили в члены ИБР и ИКРЧС, и один лишь Казахстан является также и членом ИКСИЭК. Кроме того, в Казахстане располагается один из четырех имеющихся в мире региональных офисов ИБР. Этот офис был основан в 1997 году и сфера его деятельности охватывает шесть стран Южной Евразии с мусульманским по преимуществу населением и, как это ни покажется странным, Ал-банию4. У ИБР также есть полевые представители в Узбекистане и в Азербайджане. Такой уровень представительства заставляет предположить, что региону, безусловно, придается немалое значение в долгосрочной стратегии ИБР.

Таблица 1

Участие стран Южной Евразии в организациях группы ИБР

^ — ИБР ИКСИЭК ИКРЧС I МИТФК

Азербайджан R R

Казахстан R R R

Кыргызстан R R

Таджикистан R R

Туркменистан R R

Узбекистан R R

[ h c m o 4 h u k: The Islamic Development Bank Group in Brief. Islamic Development Bank. IDB Economic ^ Research and Policy Department, 1433 H. (2012). P. 17.

или хотя бы культурно идентифицировала себя с ним. Страны Южной Евразии, упоминающиеся в настоящем кратком обзоре, являются членами ОИС с 1992 года. Исключение составляют Казахстан и Узбекистан, вступившие в Организацию соответственно в 1995 и 1996 годах.

4 Впрочем, для этого имеются вполне рациональные основания: и шесть стран Южной Евразии, и Албания переживают сходные процессы трансформации прежних социалистических обществ, и все они долгие десятилетия были оторваны от мусульманской уммы. В этом смысле, с точки зрения ИБР, у них если не единая, то очень близкая задача и стратегия развития.

Получают больше, чем вложили?

Как видно из диаграммы (рис. 1), на которой показан относительный размер паев государств — членов группы ИБР, суммарная доля всех шести стран Южной Евразии в совокупном капитале ИБР составляет всего 0,35%, что немногим превышает долю одного лишь Ирака5. Легко видеть, что в капитале группы явно преобладают Саудовская Аравия и другие государства Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (орган, объединяющий также и другие богатые страны Персидского залива: Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты и Оман). На их долю приходится более 40% всех паев в группе ИБР. В этой связи нужно отметить, что одним из решающих соображений, побудивших правительства некоторых (если не большинства) стран Южной Евразии присоединиться к ИБР, как раз и была надежда привлечь инвестиции из стран Залива. Кроме того, в помощи международных организаций, занимающихся содействием развитию, — ИБР и других — видели возможность поддержать и развить общественную инфраструктуру — задача, которую прежде решало советское государство. Были, конечно, и другие побуждения, помимо голого практицизма и финансового оппортунизма. В Азербайджане, например, сразу после обретения независимости к власти вновь пришло правительство национального возрождения и господствовало идеологически мотивированное стремление восстановить связи с более широким исламским миром. Разумеется, в дальнейшем укреплению сотрудничества страны с ОИС и ИБР во многом способствовало открытое осуждение Организацией армянской агрессии и этнических чисток в Нагорном Карабахе.

Общий объем финансовых операций и инвестиций ИБР в Южной Евразии за период с начала его деятельности в регионе по середину 2012 года официально составил 3,34 млрд долл. Это составляет 4,28% общей суммы всех утвержденных и реализованных проектов группы за период между 1976 и 2011 годами, что примерно равно доле населения стран Южной Евразии в населении широко понимаемого географического ареала деятельности ИБР и ОИС. Эта доля представляется достаточно большой, если учесть, что банк действует в Южной Евразии не больше полутора десятилетий, в то время как в некоторых других частях мира — вдвое дольше. Это также означает, что страны Южной Евразии, три из которых классифицируются (по классификации Всемирного банка) как страны со средним уровнем дохода и две — как страны с низким уровнем дохода, получают от ИБР значительно больше совокупной суммы их взносов, составляющей 0,35% паев банка. Что касается распределения проектов и инвестиций по странам, то, как видно из диаграммы (рис. 2), приблизительно треть всех операций и инвестиций ИБР в Южной Евразии сконцентрирована в одном только Азербайджане.

Это не вызывает большого удивления, так как Азербайджан — старейший в регионе член ИБР. Что еще важнее, Азербайджан наряду с Казахстаном, который в 2011 году председательствовал в ОИС, официально является для ИБР «страной приоритетного интереса», тогда как остальные четыре страны представляют второстепенный интерес. И Казахстан, и Азербайджан — быстроразвивающиеся нефте- и газодобывающие страны, и у некоторых влиятельных стран — членов ИБР имеются (по крайней мере, по их собственному мнению) важные интересы и возможности в энергетическом секторе страны и во всех видах сопряженной с ним деловой активности. Это же относится и к Туркменистану, хотя его положение в рейтинге приоритетов ИБР отличается от места в нем Азербайджана и Казахстана. Соответственно, эти три страны пользуются гораздо большим вниманием банка, чем другие страны Южной Евразии с такой же или даже значительно большей численностью населения и более низким уровнем

5 Эти 0,35% распределяются по странам следующим образом: 0,10% у Азербайджана, 0,11 у Казахстана, по 0,03% у Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана и 0,05% у Кыргызстана.

Рисунок 1

Держатели паев в Исламском банке развития по состоянию на 2011 год и место среди них стран Южной Евразии

дохода по той же классификации6. Но это вполне объяснимо: в быстроразвивающихся «нефтяных» странах не только больше инвестиционных возможностей, но и теоретически больше возможностей вернуть займы.

Каково же значение деятельности ИБР по сравнению с другими многосторонними донорскими организациями и банками развития, работающими в Южной Евразии? В табл. 2 представлена сравнительная сводка данных о деятельности крупных донорских организаций, связанных с ОЭСР (Европейский банк реконструкции и развития); организаций, относящихся к группе ИБР, а также донорской организации, в которой преобладают несколько нефтедобывающих стран из числа наиболее влиятельных членов ИБР, но участвуют и неисламские страны-экспортеры нефти (Фонд международного развития ОПЕК). В общей картине межгосударственных источников помощи для Южной Евразии преобладают доноры из ОЭСР, однако, даже если ИБР и не относится к числу важнейших источников помощи для целей развития в отношении Южной Евразии, нельзя сказать, что его роль вовсе незначительна. Его место в списке доноров можно было бы определить как нижнюю часть среднего сегмента. Потенциальная сфера и масштаб его деятельности в регионе, по всей видимости, достаточно велики, однако на практике эта деятель-

6 Так, Туркменистан и Кыргызстан имеют сопоставимую численность населения, однако, хотя Кыргызстан испытывает не менее острую потребность в средствах для восстановления и развития, Туркменистан получает инвестиций от ИБР в пять раз больше. Похожая картина наблюдается при сравнении Таджикистана с Азербайджаном.

Рисунок 2

Распределение инвестиций Исламского банка развития в Южной Евразии по странам за период до середины 2012 года (млн долл. и доля от общей суммы, %)

Узбекистан 589,7 (17,9%)

Туркменистан 637,6 (19%)

Таджикистан Кыргызстан

Казахстан ^■ 695,1 (21%)

Азербайджан ^■ 1,051 (31,4%)

I

0 200 400 600 800 1 000 1 200

--N

И с т о ч н и к: Рассчитано автором по данным сводки агентства Казинформ «IDB's Operations

in Central Asia Exceed $3.3 Billion» (Операции ИБР в Центральной Азии превышают _3,3 млрд долл.), 2012 [inform.kz]._

Таблица 2

Общий объем операций Исламского банка развития в Южной Евразии за время с начала деятельности в регионе в сравнении с объемом аналогичных операций других банков развития и фондов (млн долл.)

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) Исламский банк развития (ИБР) Л Фонд международного развития ОПЕК

Азербайджан 6 600 1 051 44

Казахстан 11 000 695,1 —

Кыргызстан 886,1 159 23,98

Таджикистан 355,4 212,4 53,75

Туркменистан 616,4 637,6 15,2

Узбекистан 1 500 589,7 44,73

Общая сумма средств, ассигнованных или выданных за период деятельности в стране 20 957,9 3 344,8 н 181,66 ш

И с т о ч н и к: Рассчитано автором по данным сводки агентства Казинформ «IDB's Operations ^ in Central Asia Exceed $3.3 Billion» (Операции ИБР в Центральной Азии превышают 3,3 млрд долл.), 2012 [inform.kz]. V-/)

ность, скорее всего, наталкивается на препятствия и ограничения со стороны некоторых местных режимов, весьма настороженно относящихся к арабско-исламскому идеологическому проекту, лежащему, как им представляется, в основе всей деятельности ИБР. Этот фактор частично объясняет весьма позднее вступление Узбекистана в члены банка. Поскольку штаб-квартира ИБР располагается в Саудовской Аравии — государстве, являющемся также держателем крупнейшего пая в банке и крупнейшим донором его проектов, — государственные руководители и лидеры общественного мнения нередко воспринимают сам банк как многосторонний канал, используемый Саудовской Аравией для оказания помощи и влияния.

Саудовская Аравия, которая владеет двумя из трех священных городов ислама, Меккой и Мединой (третий, Аль-Кудс, или Иерусалим, оккупирован Израилем), никогда не претендовала открыто на какое-то официально закрепленное лидерство в мусульманской умме, не желая вступать в противостояние с западными покровителями Саудовской монархии, которые когда-то помогли династии Саудитов прийти к власти. Однако с конца 1960-х — начала 1970-х годов Саудовская Аравия играет ведущую и руководящую роль в разного рода межправительственных форумах и в таких межгосударственных институтах исламских стран, как ОИС и ИБР, действующих от имени или во имя Уммы7. В то же время в Южной Евразии в связи с радикальными социальными переменами и бессилием классических светских идеологий перед лицом этих перемен упорные и даже агрессивные в своей светскости правящие режимы и элиты сталкиваются с нарастающей во многих сегментах обществ, «подведомственных» этим режимам и элитам, религиозностью и идентификацией себя с исламом. Режимы пытаются противостоять этой тенденции или перевести ее в иное русло, где ее можно было бы держать под контролем. Отсюда — сильнейшее отторжение любой попытки (или любых действий, в которых усматривают попытку) подтолкнуть извне развитие или возрождение религиозности, подрывающее легитимность правящих режимов. Еще один фактор, время от времени затрудняющий сотрудничество, — резкое несоответствие между политикой ключевых членов ИБР и ОИС по отношению к Израилю и тесными дипломатическими, экономическими связями и сотрудничеством в сфере безопасности, которые поддерживают с Израилем некоторые из режимов Южной Евразии (прежде всего Азербайджан, Узбекистан и Казахстан).

Контуры торговли по линии Юг — Юг

Если посмотреть на «ассортимент» проектов в Южной Евразии, финансировавшихся группой ИБР или реализованных при ее участии в период между 1999 и 2011 годами, мы увидим, что из 90 осуществленных или утвержденных за это время проектов ИБР в регионе 45 относились к сфере транспортной, энергетической и водохозяйственной инфраструктуры, 23 были связаны с развитием финансового сектора, 13 — с социальной инфраструктурой, из них половина — со здравоохранением и половина — с образованием, 3 были направлены на развитие промышленности, конкретнее, текстильного производства и газового сектора, 4 — на развитие институтов и, наконец, 2 проекта относились к категории «другие» или «выходящие за границы одного сектора»8. Совокупный объем инвестиций и обязательств по этим проектам за указанный период, на который приходится около двух третей всех вложений ИБР в Южной Евразии, составил 2,36 млрд долл. Распределение этих вложений по секторам показано на

7 См.: Upadhyay R. The Saudi Monarchy: Against the Revival of the Caliphate? // South Asia Analysis Group. Paper No. 3935, 2010; Al-Yahya Kh., Fustier N. Saudi Arabia as a Humanitarian Donor: High Potential, Little Institutionalization // GPPI Research Paper No. 14, 2011.

8 Детальные списки проектов можно найти во всех годовых отчетах Исламского банка развития за 1420—1432 (1999—2011) годы. Эти данные автор и использовал в данной сводке.

диаграмме (рис. 3). Как можно видеть, приоритеты ИБР в Южной Евразии вырисовываются достаточно четко. Это, во-первых, транспортная, энергетическая и ирригационная инфраструктура, во-вторых, финансовый сектор. Оба направления, как представляется, вполне соответствуют тому приоритетному значению, которое ИБР придает активизации торговли внутри ОИС и по линии Юг — Юг, это задача, требующая улучшить сообщение между Персидским заливом, Ираном и китайским рынком нефти и газа через территорию Южной Евразии. В эту схему хорошо вписывается предоставление банком льготных кредитов и использование ряда согласующихся с нормами шариата инструментов финансирования для участия в строительстве железной дороги Узень — Горган, которая должна связать Мангистаускую область Казахстана с Ираном, и в прокладке автострады, соединяющей Мургаб с перевалом Кульма на таджикско-китайской границе, — если ограничиться этими двумя примерами.

Рисунок 3

Распределение инвестиций и операций ИБР в Южной Евразии за период 1999—2011 годов по секторам (млн. долл. и доля от общей суммы, %)

46,63 (2%)

1,07 (0,04%)

78,11 (3%)

Транспортная, энергетическая и водохозяйственная инфраструктура

Финансовый сектор

Здравоохранение

Образование

Промышленность

Другое

И с т о ч н и к: Диаграмма построена автором на основе данных, представленных в годовых отчетах Исламского банка развития за 1420—1432 (1999—2011) годы. Департамент внешних сношений и внутренних коммуникаций ИБР.

Аналогичным образом группа ИБР финансирует (или участвует в финансировании) немалое число проектов по восстановлению транспортных связей внутри самого региона Южной Евразии. Это направление деятельности и инвестиционный интерес объясняются характером внутрирегиональной торговли между членами ИБР. Как видно из диаграммы (рис. 4), за указанный период доля, приходящаяся на торговлю с другими странами — членами ИБР и ОИС, составляла от 8,7% до 40,1% от общего объема внешнеторгового оборота стран Южной Евразии — цифра весьма внушительная. Но при этом нужно иметь в виду, что

Рисунок 4

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

Динамика доли торгового оборота стран Южной Евразии, приходящейся на страны — члены ИБР, между 2000 и 2010 годами (доля от общего объема внешней торговли, %)

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Казахстан — — - Кыргызстан

- -- - Туркменистан

Г.

И с т о ч н и к: Диаграмма построена автором на основе данных страновых обзоров Исламского центра развития торговли (ICDT) при Организации исламского сотрудничества.

Л

основная часть торгового оборота каждой из этих стран приходится на торговлю с другими странами — членами ИБР самой Южной Евразии и с Турцией. Да, безусловно, быстроразви-вающиеся нефтедобывающие страны Южной Евразии — Азербайджан и Казахстан — все активнее ведут операции и со странами Персидского залива в таких сферах, как энергетика и банковское дело, но все же это направление пока еще мало влияет на общую структуру внешней торговли региона. Многие периферийные страны — члены ИБР экономически и психологически связаны с его ключевыми странами трудовой миграцией: она связывает, например, Египет и Пакистан со странами Персидского залива. Экономические и социальные системы стран Южной Евразии также испытывают сильное влияние трудовой миграции, и экономика их существенно зависит от денежных переводов мигрантов. В 2009 году трудовая миграция охватывала в среднем 12,7% населения региона, и переводы мигрантов давали в этих странах, по оценкам, от одной десятой до трети валового национального продукта9. Однако трудовая миграция в основном направлена не в страны Персидского залива, а в Россию, или происходит внутри самого региона Южной Евразии, если конкретнее, — из сельской провинции в урбанизирующиеся районы10.

9 Об этом подробнее см.: Куддусов Д. Влияние мирового финансового кризиса на трудовых мигрантов из Таджикистана: мнение мигрантов. М.: Субрегиональное бюро Международной организации труда для стран Восточной Европы и Центральной Азии; Душанбе: Минтруд РТ — МОТ, 2009. Таблица 2. С. 5.

10 Но при этом активная нишевая трудовая миграция и довольно широкое финансовое взаимодействие уже обеспечили странам Персидского залива, прежде всего Дубаю, место на ментальной и экономической карте жителей и властей стран Южной Евразии.

Интеграция энергетического сектора Южной Евразии в мировую экономику, наряду с трудовой миграцией и формированием экономики денежных переводов, вызвали к жизни повсеместный спрос на стабильное финансовое обслуживание. Это создало основу для второго приоритетного направления работы ИБР — развития и совершенствования банковского сектора. Помимо оказания классической «технической помощи», банк и его филиалы с 2003 года настойчиво продвигают исламский банкинг. После финансового кризиса 2008 года их усилия в этом направлении стали еще активнее. В этом эпохальном событии увидели новую возможность для того, чтобы ввести в практику альтернативу традиционной банковской деятельности, ставшей, как полагают, причиной кризиса, и таким образом расширить рынок для банковских и экспертно-консультационных услуг, предлагаемых ключевыми странами — членами ИБР. К тому же эта деятельность очевидным образом укладывается и в приоритетную для банка задачу по расширению торговли между странами ОИС. При этом если транспортная и энергетическая инфраструктура в религиозном отношении вполне нейтральны, то, например, такие действия, как поддержка практики исламского банкинга или строительство и оснащение лаборатории для сертификации пищевых продуктов на халяльность, вполне конфессионально специфичны и несут религиозный смысл, — во всяком случае, если не ограничивать понимание религиозно ориентированной деятельности одним лишь финансированием строительства мечетей, выплатой жалования духовенству и рассылкой экземпляров Корана и мусульманской литературы на языках народов региона. Подобные проекты в полной мере отвечают не только идеологическим принципам и задачам ИБР, но и растущему нишевому спросу со стороны по преимуществу мусульманского населения и мусульманских общин в странах Южной Евразии.

Что касается гуманитарной помощи населению Южной Евразии со стороны собственно группы ИБР или «региона ИБР», — то в период, о котором здесь идет речь, ИБР финансировал ряд проектов в области образования и здравоохранения в местах размещения внутренне перемещенных лиц, покинувших Нагорный Карабах. Но гуманитарная помощь не относится к числу основных направлений деятельности группы ИБР. Во время и после вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе (1988—1994 гг.) и гражданской войны в Таджикистане (1992—1997 гг.) — самых масштабных политических бедствий, которые до сих пор переживала Южная Евразия, — такие государства — члены ИБР, как Саудовская Аравия, Кувейт и Иран предоставляли гуманитарную помощь в определенных объемах на двусторонней основе, но делалось это безотносительно к какому бы то ни было мандату ИБР. Ведь оба конфликта не так хорошо вписывались в «ментальную карту» сферы деятельности ИБР в широком смысле слова, как события, примерно тогда же происходившие с мусульманами в бывшей Югославии, или как то, что сегодня происходит в Дарфуре. Но зато в Азербайджан и Таджикистан пришли полуправительственные организации по оказанию гуманитарной помощи, такие как саудовская «аль-Игата», больше известная как Международная исламская организация помощи, и иранский «Имдад». В Азербайджане деятельность обеих этих организаций сильно тормозится официальным неодобрением их реальной и воображаемой политической активности, тогда как в Таджикистане иранский «Имдад» весьма активно участвует в самых разнообразных благотворительных и социальных акциях, хотя соблюдает при этом осторожность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение. Прочь от помощи, обставляемой условиями?

Подход ИБР имеет свои достоинства. Так, он нацелен на осуществление конкретных проектов в жизненно важных секторах. Однако в регионе работу банка нередко осуждают. В бе-

седе с автором этой статьи критики жаловались как на недостатки в принципах и методах деятельности банка, так и на общий эффект от его присутствия для состояния дел в регионе. В частности, говорили о слабости используемых ИБР механизмов мониторинга и о том, что в большинстве случаев банк выбирает и реализует свои проекты в партнерстве с министерствами, государственными агентствами и компаниями, подконтрольными представителям властных элит. Куда слабее сотрудничество с исламским гражданским обществом, которое в Южной Евразии еще только формируется, слабо институциализировано и не склонно сотрудничать с международными структурами: многие там считают, что эти структуры своей деятельностью поддерживают местные режимы и даже превратились в их элемент. При этом, как и в случае с другими многосторонними донорскими организациями, стремление группы ИБР действовать в основном через официальные структуры нельзя объяснить одним лишь межправительственным характером банка. Дело еще и в том, что подобная практика создает площадку для непрекращающегося переговорного процесса с властями о дальнейшем присутствии доноров в стране. А для этого необходимо обмениваться с властями любезностями. Так, инициатива ИБР по выделению в период между 2005 и 2009 годами льготных кредитов на суму 25,67 млн долл. для восстановления больницы и ирригационной системы в таджикском районе Дангара была, скажем так, с большой долей вероятности продиктована не только какими-то особыми инфраструктурными потребностями этого района, но и не в меньшей степени другой его особенностью — это родина и важнейшая база политической поддержки президента страны.

Без таких компромиссов ИБР, как и другие подобные структуры, не сумел бы обеспечить себе постоянное присутствие в регионе при существующей настороженности официальных властей и более широких светских кругов в той идеологической повестке дня, которую банк, по их мнению, воплощает в своей деятельности. Как уже упоминалось, шесть государств — членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива контролируют 40% капитала ИБР. Если добавить к этому паи Ливии, Египта и небольших арабских стран — учредителей ИБР, то окажется, что совокупная доля арабских стран в капитале группы ИБР превышает 60%, в то время как доля их в общем населении стран — членов ИБР и ОСИС — всего 16,8%. Такое соотношение говорит о том, что ИБР — это не столько инструмент экспорта идеологии, сколько разведчик путей и канал для инвестирования капиталов из арабского мира, конкретнее из стран Персидского залива в страны Южной Евразии11. Это, конечно, не исключает того, что многие действия банка имеют четкую конфессиональную идеологическую направленность. Здесь можно вспомнить, в частности, о содействии распространению практики исламского банкинга и производству халяльных пищевых продуктов. Для этого последнего, безусловно, существует и значимая ниша на региональном рынке, так как растущая доля населения или, по крайней мере, определенные круги общества все более явно обращаются или возвращаются к идентификации себя с исламом.

Присутствие экономических субъектов из стран Персидского залива сегодня заметно и в такой сфере, как вспомогательная инфраструктура нефтяного и газового сектора, а также и в солнечной энергетике и в использовании других возобновляемых источников энергии. И последнее, но не менее важное, — если вспомнить о резком скачке цен на продукты питания во время продовольственного кризиса 2007 и 2008 годов, — это еще и возможность приобретения инвестиционными холдингами и агропромышленными компаниями из стран Персидского залива земель и сельскохозяйственных товаров, прежде всего в Казахстане, снова превратив-

11 То, что ИБР де-факто выполняет роль канала для арабских инвестиций, станет очевидным, если обратить внимание на тот факт, что такие крупные неарабские страны — члены ИБР, как Турция и Иран, активно действуют в странах Южной Евразии вне структур банка. Они же играют ключевую роль в другом, определяемом уже по региональному признаку, банке развития — Банке торговли и развития Организации экономического сотрудничества.

шемся в экспортера зерна12, — но не только там. В противоположность многим проектам помощи, исходящим из круга западной по преимуществу ОЭСР, — помощь и инвестиции ИБР не были или почти не были обусловлены какими-то требованиями демократических реформ. С этой точки зрения для режимов Южной Евразии лояльность и сотрудничество с ИБР остаются не столько вопросом панисламской солидарности, сколько элементом общей стратегии по диверсификации источников помощи и инвестиций — не для того, чтобы заменить помощь и инвестиции из круга стран и учреждений ОЭСР, но для того, чтобы иметь возможность не уступать выдвигаемым ими требованиям.

12 См.: WoertzE., Pradhan S., BiberovicN., Jingzhong Ch. Potential for GCC Agro-investments in Africa and Central Asia. Gulf Research Centre: GRC Report, 2008. P. 6—7. Весной 2014 года ИБР взял на себя обязательство предоставить Казахстану многосекторное финансирование в размере 2 млрд долл. на период 2015—2017 годов, в том числе и для поддержки инициативы Казахстана по созданию Исламской организации продовольственной безопасности в рамках ОИС. Штаб-квартира Организации должна располагаться в Астане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.