Научная статья на тему 'Операции и сделки как элементы банковского сервиса'

Операции и сделки как элементы банковского сервиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1144
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ СЕРВИС / БАНКОВСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / БАНКОВСКАЯ СДЕЛКА / АУТСОРСИНГ / BANKING SERVICE / BANKING OPERATIONS / BANKING TRANSACTIONS / OUTSOURCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коваленин Игорь Владимирович

Разграничение понятий «банковская сделка» и «банковская операция» составляет предмет анализа предлагаемой статьи. Отождествление и/или неверная трактовка этих понятий нарушает научность предоставления банковского сервиса клиентам кредитных организаций. Приведены аргументы в пользу узкого подхода к раскрытию сущности понятия «банковская услуга», предполагающего лишь технологические действия по проведению сделок и осуществлению соответствующих операций. Утверждается, что банковский сервис представляет собой действия кредитной организации, направленные на результат получение клиентом банковской услуги, которая продолжает существовать даже после прекращения банком текущего обслуживания клиента. Акцентируется внимание на некорректности разделения вышеназванных понятий на правовых основаниях. Это разделение наследует исторически преходящие методы оценки, банковскую практику и традиции, хотя ошибочность и категоричность таких позиций почти не подвергается научному сомнению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Operations and Transactions as an Element of Banking Service

The study aims to distinguish between the concepts “banking transaction” and “banking operation”. The identification of the former with the latter and/or misinterpretation of these concepts leads to violation of scientific basis of the concept “banking services to clients”. The paper presents the arguments in favour of a narrower approach to the essence of banking service, which implies only technological actions for carrying out transactions and corresponding operations. The paper proves that the banking service represents actions of credit institutions, targeted at providing services to a customer that continue to take place even after the bank stops the current customer service. The author emphasizes the incorrect separation of the above-mentioned concepts on the legal grounds and points to the fact that this separation is reflected in historically transient evaluation methods, banking practices and traditions, and the fallacy of such positions has hardly been scientifically questioned.

Текст научной работы на тему «Операции и сделки как элементы банковского сервиса»

Дальневосточный федеральный университет

690950, РФ, г. Владивосток, ул. Суханова, 8 Контактный телефон: (423) 265-20-46 e-mail: [email protected]

КОВАЛЕНИН Игорь Владимирович

Аспирант кафедры финансов и кредита

й

Операции и сделки как элементы банковского сервиса

Разграничение понятий «банковская сделка» и «банковская операция» составляет предмет анализа предлагаемой статьи. Отождествление и/или неверная трактовка этих понятий нарушает научность предоставления банковского сервиса клиентам кредитных организаций. Приведены аргументы в пользу узкого подхода к раскрытию сущности понятия «банковская услуга», предполагающего лишь технологические действия по проведению сделок и осуществлению соответствующих операций. Утверждается, что банковский сервис представляет собой действия кредитной организации, направленные на результат - получение клиентом банковской услуги, которая продолжает существовать даже после прекращения банком текущего обслуживания клиента. Акцентируется внимание на некорректности разделения вышеназванных понятий на правовых основаниях. Это разделение наследует исторически преходящие методы оценки, банковскую практику и традиции, хотя ошибочность и категоричность таких позиций почти не подвергается научному сомнению.

JEL classification: В21, D02, G21

Ключевые слова: банковский сервис; банковская операция; банковская сделка; аутсорсинг.

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (в ред. от 13 июля 2015 г.) «О банках и банковской деятельности» трактует понятия «банковская операция» и «банковская сделка» как различные правовые конструкции. Тем не менее эти понятия имеют общий родовой признак - способность предоставлять сервис клиентам коммерческого банка. Иными словами, любая банковская операция и банковская сделка есть действие, направленное на удовлетворение потребностей клиента кредитной организации, действие как обслуживание последнего в процессе предоставления ему банковского продукта в форме банковской услуги.

Исходя из изложенного, понимание, например, А. И. Ивановым банковской услуги как предоставления клиентам технических, технологических, финансовых, интеллектуальных и профессиональных видов деятельности кредитной организации является расплывчатым, не имеющим ни четкого концепта, ни соответствующего денотата [5].

Если услуга есть «предоставление», то услуга как действие, процесс не выражает конечного эффекта с его признаками товара - стоимостью и потребительной стоимостью. Услуга не всегда есть процесс предоставления чего-то, она - уже совершённое действо, g даже если результат непосредственно совпадает с действом. Тем не менее подобное раз- ^ деление необходимо осуществлять при научном анализе. Услуга как результат может g совпадать непосредственно с самим действием, но может и материализоваться в результате его. Клиент банка уходит с предоставленной ему услугой, которая воплотилась g во вполне материальных вещах, результатах. Услуга продолжает существовать даже по- о сле того, как банк прекратил свое текущее обслуживание. Даже если клиент кредитной ©

6 (62) 2015

организации получает текущее обслуживание в банке, это не означает, что он получил какую-то конкретную услугу. Обслуживание, сервис есть действие, направленное на результат, на получение банковской услуги.

Некорректность подхода А. И. Иванова состоит в том, что он отождествляет результат действия, т. е. банковскую услугу, выраженную в соответствующем банковском продукте, и само действие, или обслуживание, когда банк осуществляет банковские операции или сделки по заявке клиента. Поэтому можно выделять банковский менеджмент по признаку направленности на менеджмент, ориентированный на результат, и менеджмент, ориентированный на сам процесс, или процессно-ориентированный менеджмент. По этой причине некорректно сводить услугу к банковской операции, к банковскому обслуживанию. Услуга может сводиться к банковскому продукту, который уже имеет все качественные атрибутивные признаки товара - стоимость и потребительную стоимость.

Следует отметить, что информационные услуги банков (вообще рассмотрение их в качестве информационно-финансовых посредников - интермедиаторов) лишь с недавнего времени стали анализироваться российскими учеными [4; 10].

Исследуя процесс оказания услуги, который приобретает форму банковской сделки или банковской операции, необходимо уточнить особенности банковского сервиса, в соответствии с которым законодатель отделяет собственно операцию от сделки. При этом следует иметь в виду, что российское законодательство не содержит легального толкования понятия «банковские операции».

Дословный перевод термина «операция» (от англ. operation) звучит как «процесс», «действие», «работа». Уточнение и наполнение банковской спецификой позволило придать этому термину большую конкретность, например: операция как регламентированное действие банковских работников [7].

Концептуально схожую точку зрения выражает А. Братко, определяя банковскую операцию как «определенную технологию», набор и цепь банковских действий служащими банка [2].

А. М. Тавасиев считает, что банковская операция есть сама практическая деятельность, обладающая признаками упорядочения, внутренней согласованностью, в процессе оказании услуги клиенту [11]. Однако представляется, что здесь, во-первых, допущена методологическая некорректность, объясняемая отождествлением операций и сделок, что имеет давнюю историю: еще М. М. Агарков (1890-1947) указывал, что банковские операции - это такие сделки, которые составляют непосредственный предмет деятельности банка [1] (полагаем, следовало бы развести понятия «банковская операция» и «банковская сделка»); во-вторых, внутри банковской системы осуществляются как банковские, так и небанковские операции.

О. И. Лаврушин поясняет, что к банковским операциям следует относить операции, которые вытекают из самой сущности коммерческого банка и исторически закреплены за ним как денежно-кредитным институтом. Небанковские операции не определяют юридический статус банка, однако он выполняет эти операции наряду с другими учреждениями [8].

Анализ логических следствий, вытекающих из суждений исследователей в части разведения понятий «банковская операция» и «банковская сделка», не позволил найти существенных отличий ни в концептах, ни в денотатах этих понятий. Наш вывод: основу подобного деления составляет некий научный произвол, который со временем был закреплен в нормах права и практическом банковском обороте. Когда в качестве ключевого отличительного признака банковской операции отмечают «совокупность формальных действий банка, направленных на перемещение денежных средств и осуществление сопровождающего его документооборота», то в отношении банковских сделок этот признак, с учетом правил формальной логики, не обладает ни характеристикой

необходимости, ни характеристикой достаточности, т. е. этот признак не существенен, не атрибутивен, он обладает качествами случайности.

Любые банковские операция и банковские сделки, определяемые в соответствии в Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», прямо или опосредованно связаны с перераспределением денежных средств, что вполне соответствует потребностям клиентов кредитной организации. Технологии оказания банковских услуг в процессе обслуживания клиентов банка регламентированы, т. е. либо формализованы внешними нормативными актами, либо определены внутренним регламентом. Любая банковская операция или банковская сделка представляется в форме, всегда выражающей конкретное содержание. Любое действо предстает в конкретной форме. Если же пытаться представить содержание банковской сделки вне формы, то можно не только нарушить правила формальной логики, но и войти в противоречие с общефилософским законом единства формы и содержания. Невозможно представить некоторое содержание банковской сделки, которая одновременно не была бы представлена в соответствующей своему содержанию форме.

Второй аргумент против позиции названных выше исследователей состоит в следующем: любое перемещение платежных средств, титулов собственности сопровождается встречным и сопутствующим движением документов, которые удостоверяют это движение, закрепляют, устанавливают всю совокупность прав относительно перемещаемых ценностей, выраженных в деньгах, титулах собственности или титулах долга. Это имеет место всегда - даже в том случае, когда деньги потеряли свое материально-вещественное содержание, дестафировались [3. С. 664-667], т. е. представлены как запись на счетах, а права требований, обязательства, титулы собственности и титулы долга тоже представлены в бездокументарной форме (например, операции РЕПО не имеют своего бумажного носителя, а существуют как некоторые записи на счетах требований денег и обязательств выплаты долга). Следовательно, утверждение В. В. Полякова и многих других авторов, что банковская сделка, как и банковская операция, есть формализованная операция, однако в отличие от банковской операции она не сопровождается соответствующим документооборотом, есть скорее не подтвержденное практикой, невыверенное суждение.

В качестве доказательства всего изложенного выше подвергнем процессуальному анализу содержание сделок и операций с позиции обслуживания клиентов банка. Данный метод может быть обозначен как сервисный подход к анализу содержания банковских операций и сделок. Законодатель в соответствии со ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» выделяет 9 банковских операций, 7 банковских сделок, а также 4 банковские операции с ценными бумагами, содержание которых уже регламентируется ст. 6 данного Закона. Так, к банковским операциям были отнесены операции по привлечению денежных средств во вклады «до востребования» и на определенный срок. Сервис при этом обнаруживается и в том, что у юридических и физических лиц есть потребность размещать временно свободные денежные ресурсы в специализированных организациях, и в том, что доминирующая сторона, ставшая источником и причиной сервисных отношений, - не банк, а лицо, которое уже не желает самостоятельно организовывать процесс хранения платежных средств у себя в кассе, обеспечивая их сохранность [6]. Более того, предписание законодателя хранить платежные средства сверх установленной меры в кредитных организациях может быть отнесено не к фундаментальным признакам, а второстепенным, т. е. порожденным потребностями обеспечения гарантий сохранности вверенного имущества, с одной стороны, а с другой - стремлением наполнять экономику деньгами предприятий, организаций. Выдавать подобные предписания в адрес физических лиц законодатель не пытается, так как не в состоянии обеспечить их выполнение. Однако решение народнохозяйственной задачи по наполнению экономики

безналичной денежной массой в этом случае решается исключительно рыночными инструментами, введением платы депоненту за депонированные денежные средства. Совершенно очевидно, что эти перемещения денежных средств во вклады сопровождаются необходимым документооборотом - приходно-расходными кассовыми документами и договором банковского вклада.

Подобный признак характерен таким банковским операциям, как:

• размещение банком привлеченных денежных средств от своего имени и за собственный счет;

• открытие и ведение банковских счетов клиентов;

• проведение расчетов по поручению клиентов, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

• инкассация денежных средств, векселей, расчетно-платежных документов и кассовое обслуживание клиентов;

• купля-продажа инвалюты в безналичной и наличной форме;

• привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

• предоставление гарантий банка, переводы денежных средств по поручению граждан без открытия им банковских счетов (исключение - почтовые переводы).

Перечисленные операции в указанном Федеральном законе представлены как формализованные процедуры, закрепленные банковским регламентом и сопровождаемые необходимым документооборотом. Одновременно, и это следует особо подчеркнуть, банковские операции есть процесс сервисного обслуживания клиентов. Причем клиент доминирует, выступая на стороне спроса на подобные услуги, хотя ранее - до становления развитой банковской системы - подобные операции лежали (могли лежать) на стороне производителей-купцов. Вынесенные банковские операции представляют собой развившиеся современные логистические формы организации бизнеса, когда операции выделены и переданы на аутсорсинг специализированным организациям -в систему коммерческих банков, а спрос со стороны клиентов стал удовлетворяться предложением банковского продукта в форме сервисного банковского обслуживания.

В ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» определен перечень банковских сделок, а именно:

• предоставление поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

• приобретение прав требований от третьих лиц, исполнение обязательств в денежной форме;

• доверительное управление денежными средствами и иным имуществом согласно договору с клиентами;

• проведение операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями по законодательству РФ;

• аренда клиентам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения ценностей и документов;

• операции по лизингу;

• консультационные и информационные услуги.

Если обратиться к ст. 6 Закона, касающейся банковских операций с ценными бумагами, то их перечень следующий:

• эмиссия, покупка, продажа, учет, хранение и другие операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа;

• операции с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств на банковские счета и во вклады/депозиты;

• операции с другими ценными бумагами, не требующими лицензирования в соответствии с законодательством;

• доверительное управление ценными бумагами по договору с клиентами.

Коллизия нормы обнаруживается уже в том, что лизинговая операция раскрывается в ч. 2 ст. 5 «Банковские сделки». Когда суть проблемы видится в корректном разведении понятий «банковская операция» и «банковская сделка», родовое понятие «операция» оказывается в денотате понятия «сделка». Некоторое пояснение можно обнаружить в суждении о том, что банковская операция содержит действия, которые следует относить исключительно к компетенции банка. Однако из определения понятия «банк» вполне однозначно следует, что он есть финансово-кредитная организация, имеющая право выполнять в совокупности, как минимум, три банковские операции: привлекать во вклады денежные средства клиентов; размещать их от своего имени и за свой счет; открывать и вести банковские счета клиентов. Только организации, выполняющие данные операции в совокупности, имеют право включать в свое название слово «банк».

На практике ряд организаций могут выполнять отдельные банковские операции, однако статус банка они не получают (таковы, например, кредитные кооперативы). Следовательно, данный аргумент не является достаточным для однозначного разведения денотатов понятия «банковская операция» и «банковская сделка». Отдельные банковские операции и банковские сделки могут в соответствии с практикой и законодательством выполнять специализированные финансово-кредитные институты.

Предпринятые в научной и учебной литературе попытки развести понятия «банковская операция» и «банковская сделка» на основе норм права также отличаются недостаточной корректностью. Так, А. Г. Братко пишет, что банковские операции «осуществляет только одна сторона - кредитная организация», которая обязана иметь соответствующую лицензию Банка России. «В отличие же от банковской операции сделку совершают две стороны - кредитная организация и партнер»; и далее: «...сделка совершается по взаимному соглашению сторон» [2. С. 26].

Представляется весьма интересным уточнить содержание понятия «банковская операция». Итак, «банковская операция - это предусмотренная банковским законодательством и нормативными актами ЦБ РФ технология осуществления сделки, участником которой является кредитная организация» [2. С. 434]. Считаем, что в этом суждении допущена та же научная некорректность, когда, пытаясь уточнить различие концептов «банковская операция» и «банковская сделка», автор смешивает понятия «сделка» и «операция». Здесь явно просматривается научно несостоятельный метод раскрытия сущности экономического понятия путем обращения к инструментарию банковского права, нормам Банка России. Этот вывод получает дополнительную аргументацию, если учесть, что сделка между кредитной организацией и ее клиентом регулируется нормами гражданского законодательства, а банковская операция - нормами банковского законодательства и нормативными актами ЦБ РФ. Банковская операция носит императивный характер, ибо подлежит регулированию Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и принимаемыми в соответствии с ним нормативными нормами Банка России. ЦБ РФ регулирует правила и процедуры проведения банковских операций, однако не устанавливает правила и порядок сделок [2].

Определенной новацией, как следует полагать, является вывод: особенность банковской операции состоит в том, что она осуществляется в рамках финансовых отношений, связанных с распределением и перераспределением ссудного капитала [9]. Специфика данного вывода выражается в том, что сделка, заключенная в банке, строго говоря, не является банковской, так как банк заключает ее, как правило, не с банками, а с другими физическими и юридическими лицами, руководствуясь правилами, которые устанавливает не Банк России, а ГК РФ. Согласно ст. 153 ГК РФ под сделкой понимаются «действия юридических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей», т. е. банк и клиент выступают как равноправные стороны. Если же речь вести о банковской операции, то,

по мнению В. В. Полякова и других авторов, здесь имеет место действо одностороннее. Вторая сторона, в данном случае - клиент, не рассматривается как равноправный партнер; операция совершается на основании полученной коммерческим банком лицензии на базе банковского законодательства.

Данные различия далее ложатся в основание вывода о принципиально отличающейся роли клиента банка в процессе формирования банковского продукта и банковского обслуживания. Так, банковская операция заключается в создании банковского продукта и осуществляется персоналом кредитной организации. Сделка же относится к процессам, предваряющим производство банковского продукта, процессам купли-продажи, переговорам с клиентом, формированию клиентского поручения коммерческому банку.

Отсюда логично сделать заключение: сущностные экономические признаки понятия «банковская операция» имеют финансово-технологическое содержание, что отражает движение денежных средств по счетам; коммерческие банки выполняют эти операции без участия клиента банка; наконец, банковская операция регулируется исключительно Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и принятыми на основе этого Закона другими нормативно-правовыми актами и банковским регламентом. Также особенностью банковской операции является то, что она осуществляется по завершении банковского обслуживания, после заключения сделки.

Признавая важность признаков, которые могут и отличают банковскую сделку от банковской операции, мы тем не менее склонны считать, что эти аргументы не обладают признаками достаточности и необходимости. Например, чтобы тот или иной признак мог быть отнесен к банковской сделке или банковской операции, он должен принадлежать всем элементам множества, а также некоторым элементам противоположного множества. Данный признак подпадает под требование быть отнесенным к признакам необходимым. Однако признак достаточности не выдерживает критического анализа, и поэтому не может принадлежать ни одному элементу противоположного класса. Мы же отмечаем, что он принадлежит и другим элементам противоположного класса или множества. Следовательно, приведенная аргументация отнесения того или иного вида банковского обслуживания к банковской сделке или банковской операции не является строгой и нуждается в дополнительном, более глубоком исследовании экономической сущности банковского обслуживания.

Итак, можно сделать следующие выводы:

• разделение экономических понятий «банковская сделка» и «банковская операция» не может базироваться на правовых основаниях;

• данное деление условно, нагружено историческими предпосылками и желанием регулятора установить более строгие правила экономического поведения для тех операций и сделок, которые имеют большее значение для нормального функционирования как банковской системы, так и экономики в целом;

• существующее деление указанных понятий сложилось в ходе истории и наследует исторически преходящие методы оценки, банковскую практику, банковскую традицию, даже несмотря на то, что со временем анализ показывает ошибочность или недостаточность изученности проблемы для столь категорических суждений об экономической природе банковской сделки и банковской операции.

И банковская сделка, и банковская операция входят в понятие «операция», суть которой состоит в обслуживании клиента коммерческого банка, т. е. в ведении банковского сервиса. Факт фиксации результата обслуживания, или банковского сервиса, отражается как заключенная сделка по поводу созданного банковского продукта, суть которого есть банковская услуга. Поэтому определенной новацией является то, что понятия «операция» и «сделка» соотносятся как процесс (сервис, обслуживание) и его результат (банковский продукт, банковская услуга). Результатом сервиса становится

заключенная сделка; на этом основании либо устанавливаются права и обязанности, либо прекращаются права и обязанности, которые фиксируются на определенный момент времени. Поэтому мы полагаем не совсем выверенным суждение, что термины «услуга» и «обслуживание» («сервис») - синонимы. Также невыверенным суждением является утверждение, что обслуживание, включая банковское, отличает такой сущностный признак, как, например, непосредственный контакт служащего коммерческого банка и клиента. Если на этапе становления банковской системы с этим еще можно было согласиться, то современные банковские технологии уже не делают это необходимым.

Источники

1. Агарков М. М. Основы банковского права. Учение о ценных бумагах. М. : БЕК, 2005.

2. Братко А. Г. Банковское право: курс лекций. М. : Эксмо, 2006.

3. Глухов В. В., Останин В. А., Рожков Ю. В. О причинах возникновения и проблемах функционирования электронных денег // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1. Ч. 3.

4. Дроздовская Л. П., Рожков Ю. В. Банковская сфера: механизм информационно-финансовой интермедиации. Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2013.

5. Иванов А. Н. Банковские услуги: зарубежный и российский опыт. М. : Финансы и статистика, 2002.

6. Ильясов С. Банковские услуги и их сущность и перспективы развития. Режим доступа: http://www.klerk.ru/bank/articles/35175.

7. Курманова Л. Р. Методологические основы рынка банковских услуг. Уфа : РИО УФЭК, 2003.

8. Лаврушин О. И., Мамонова И. Д., Валенцева Н. И. Банковское дело. 8-е изд., стер. М. : КноРус, 2009.

9. Поляков В. В. Розничные банковские услуги: продуктовый подход / под науч. ред. В. И. Самарухи. Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2011.

10. Рожков Ю. В. Информационные риски в коммерческом банке // Сибирская финансовая школа. 2012. № 4.

11. Тавасиев А. М., Бычков В. П., Москвин В. А. Банковское дело: базовые операции для клиентов. М. : Финансы и статистика, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.