Оптимизация оператиВного контроля
ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВА И ИЗДЕРЖКАМИ ПРИ ЕГО ОСУщЕСТВЛЕНИИ
P.A. РАДИОНОВ,
кандидат технических наук, научный руководитель ООО «Норматив Консалтинг»
В связи с подготовкой России к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) очень остро встает вопрос о повышении конкурентоспособности на отечественных и зарубежных товарных рынках готовой продукции (ГП), выпускаемой нашими промышленными предприятиями (далее - предприятия). Дело в том, что, по оценкам зарубежных экспертов, российский бизнес по конкурентоспособности занимает только 64-е место в мире [1, с. 31]. В целях достижения мировых стандартов экономической эффективности сегодня просто необходимо начать выпускать новые виды ГП, которым нет аналогов в мире; повышать качество и надежность производимой ГП; снижать все издержки при производстве ГП - расход материальных ресурсов (МР), тепло- и энергетических ресурсов и т. п.; повышать производительность труда и оборудования и т. д.
Сегодня на отечественных предприятиях сложились довольно высокие уровни производственных запасов (ПЗ), и на предприятиях имеют место очень высокие издержки по содержанию самих запасов. Поэтому необходимо обязательно снижать уровни запасов и уменьшать издержки по содержанию запасов, чтобы на отечественных и зарубежных рынках повысить конкурентоспособность нашей выпускаемой ГП.
Формирование запасов связано с вложением в них оборотных средств (ОбС) предприятия. В себестоимости реализуемой ГП затраты наших предприятий на формирование ПЗ и сбытовых запасов (далее — запасы или ПЗ) и издержки по их содержанию составляют (в среднем по промышленности) около 18 % (табл. 1, 2). Не решив всех вышеизложенных проблем, нам нельзя в ближайшее время вступать в ВТО, иначе там задавят всю нашу промышленность сразу же, как только наша страна откроет отечественные рынки для иностранных компаний (фирм и т. п.) и их товаров.
Таблица 1
Доля логистических издержек в сфере распределения продукции в ВВП в 2002 г.
С т р а н а Доля логистических издержек к ВВП, %
Япония 10,2
Австралия 11,2
США 11,6
Франция 11,7
Германия 11,8
Великобритания 12,2
Канада 11,8
Испания 12,1
Италия 12,6
Португалия 13,6
Китай 14,5
Россия 17,2
Таблица 2
Структура затрат на обеспечение товародвижения, % (по иностранным публикациям)
Статья затрат США Великобритания
Транспортировка 29,3 34,3
Содержание запасов 17,4 18,7
Складские расходы 16,9 15,6
Упаковка 11,9 12,5
Обработка заказов 5,5 5,2
Административные расходы 11,0 12,5
Управление промышленным предприятием связано с решением огромного числа технических, организационных, экономических, финансово-хозяйственных и других задач по целенаправленному воздействию при управлении материальными, финансовыми, информационными потоками, имеющими место на предприятии, а также за коллективом людей в целях координации их деятельности в процессе организации процессов производства, снабжения, транспортировки, сбыта и т. п.. Общими требованиями к организации управления предприятием являются более эффективное использование средств производства, увеличение выпуска высоко-
качественной ГП, повышение производительности труда и оборудования, снижение затрат (издержек) на производство и в финансово-хозяйственной деятельности. Вся сложность в организации управления производством вызывается огромным объемом обрабатываемой информации и в своевременном ее получении. Общие функции в основном характерны для управления любым промышленным предприятием. К ним относятся: планирование, нормирование, организация, регулирование, учет, оперативный контроль и т. д. Экономическое содержание этих понятий заключается в следующем.
Планирование представляет собой разработку научно и экономически обоснованных планов и их согласованность для всех звеньев производства на основе объективной оценки экономических, технических и организационных возможностей предприятия.
Нормирование - формирование нормативной базы (т. е. всех необходимых норм и нормативов) по всем протекающим процессам и потокам (материальным, финансовым, информационным): производительности труда и оборудования, расходу энергетических и материальных ресурсов, производительности труда и оборудования на каждой технологической операции, величине ПЗ по каждой марке МР, заделам незавершенного производства (ЗНЗП) каждой заготовки, детали-полуфабрикате1, величине сбытовых запасов ГП, величине необходимых ОбС и т.д.
Организация призвана обеспечить рациональную работу всех основных, вспомогательных и обслуживающих процессов производства на современном уровне развития техники в целях эффективного выполнения плановых заданий.
Регулирование заключается в корректировке отклонений хода производства от планового и нормального протекания производственного процесса.
Учет состоит в сборе информации о состоянии управляемого объекта, ее обработке по мере возникновения и передачи по назначению в необходимых пределах времени. Так, например, учет изготовленных деталей-полуфабрикатов означает определение числа этих изделий и сравнение полученной величины с установленной нормой.
Оперативный контроль осуществляется путем соизмерения фактических результатов работы с
1 Вероятно, целесообразно ввести два понятия: «готовая деталь» и «деталь-полуфабрикат». Под деталью-полуфабрикатом следует понимать последовательное завершение ее обработки на каждой технологической операции, например после токарной обработки, затем фрезерной, сверления, шлифования и т. д. и передачи ее с одного станка к другому, от одного производственного участка к другому, из цеха в другой цех (это еще не готовая деталь).
установленными нормами и нормативами и принятия необходимых управленческих решений. Вся информация об отклонениях фактических данных от установленных норм и нормативов (или заданного плана) по количеству, срокам и качеству продукции должна быть переработана в автоматизированном режиме [с помощью специальной компьютерной программы (КП) и выведена на печать] для принятия своевременных и необходимых управленческих решений по восстановлению нормальной работы соответствующих служб и производственных участков предприятия. Нужен действительный контроль за выполнением норм (или нормативов) — длительный, систематический, целенаправленный, т. е. настойчивый труд.
Организация оперативного учета производства заключается в получении информации об отдельных фактах и явлениях и использования ее для принятия необходимых управленческих решений. Объектами оперативного учета являются: выполнение сменных заданий, ход изготовления партий готовых деталей и деталей-полуфабрикатов, подача деталей-полуфабрикатов от одного производственного участка к другому, из цеха в цех, время работы и простоя оборудования, состояние запасов и ЗНЗП и т. п. Формы и методы оперативного учета, а также состав и система разрабатываемых показателей устанавливаются руководством предприятия в соответствии с особенностями данного конкретного производства и отрасли, в которой работает предприятие (добывающей, электроэнергетики, в машиностроении, обрабатывающей промышленности и т. д.). Но любые формы учета должны удовлетворять основным требованиям - своевременности и достоверности. Учет как одна из функций управления складывается из фиксаций фактов и сравнения полученных данных с соответствующими нормами, нормативами, плановыми заданиями и т. п.
Топ-менеджеру, руководителям различных управленческих служб любого промышленного предприятия в процессе своей повседневной управленческой деятельности все время приходится анализировать и контролировать получаемые результаты в отчетном периоде (за сутки, декаду, неделю, месяц и т. д.). Каждая оперативка, проводимая генеральным директором (или топ-менеджером и т. п.) и посвященная итогам деятельности за отчетный период, начинается с оценки объемов реализации выпущенной продукции (деталей-полуфабрикатов, деталей2, ГП и т. п.), ее себестоимости, сопоставления фактических затрат (трудовых, материальных, финансовых и т. д.)
2 Все детали-полуфабрикаты и детали в своей совокупности представляют собой ЗНЗП.
с полученным результатом; какой эффект получен от работы отдельных служб предприятия (производственных цехов, участков; ремонтных служб; отдела снабжения и т. д.) в снижении издержек и что в этом плане сотрудникам соответствующей службы еще надлежит конкретно сделать в следующем отчетном периоде, например уменьшить перерасход материалов, тепла, электроэнергии на выпуск того или иного изделия; ускорить ремонт оборудования, снизить уровень излишних запасов и т. д.
Поэтому топ-менеджеры, управляющие предприятиями, должны обладать не только недюжинными организационными способностями, хорошими знаниями экономики, технологии производства, финансов, бухгалтерского учета и т. д., но и иметь в своем распоряжении мощный и работоспособный инструментарий, обеспечивающий возможность эффективного управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Под инструментарием понимается то, что нужно иметь разработанный профессионалами типовой пакет методических документов по определению, например, норм выработки, норм расхода сырья и материалов на выпуск единицы продукции; нормы использования оборудования, норм запасов, норм и нормативов ОбС и т. д. На мой взгляд, на основе этих типовых методических документов должен быть разработан комплекс отдельных типовых КП, которые можно было быстро и легко внедрить на предприятиях. Они позволили бы в автоматизированном режиме осуществлять сбор необходимой информации (из формируемой в персональном компьютере (ПК) базы данных при проведении бухгалтерского учета о движении МР, затратах и т. п.), ее обработку по определенному алгоритму (т. е. на основе методик), что даст возможность оперативно осуществлять анализ, оценку и контроль за эффективностью результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности отдельных служб предприятия. Кроме того, они (КП) дали бы возможность формировать и периодически обновлять всю (или частично) нормативную базу, когда в этом возникнет необходимость (например, в результате изменения на рынке спроса на объемы и номенклатуру выпускаемой ГП). Наличие Типовых методик и пакета типовых КП позволило бы значительно сократить затраты на внедрение современных методов управления промышленным производством (строительством, снабжением, коммерческой деятельностью и т. п.).
Осуществление эффективного руководства предприятием должно базироваться, по моему мнению, на применении нормативных методов управления, т. е. управления процессами производства, снабжения,
транспортировки, сбыта и т. д. с помощью норм и нормативов. Сегодня нельзя ориентироваться на сопоставление полученных результатов только с фактическими затратами в отчетном периоде или базироваться на оценке возникших отклонений от соответствующих данных, полученных в предыдущем отчетном периоде. Нужно, кроме того, все время сравнивать фактические затраты с экономически обоснованными, т. е. вычисленными на основе технических, технико-экономических и экономических норм и нормативов: с нормами расхода МР на выпуск единицы ГП, нормами выработки, нормативами численности, нормами и нормативами использования производственных мощностей и т. д. В связи с этим определим такие понятия, как «управление», «нормирование», «норматив экономический».
Управление - руководство, направление чьей-либо деятельности. Процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации [12, с. 941].
Нормирование - процесс разработки нормативов и установление норм затрат труда, времени, материалов и других видов ресурсов, запасов, оборотных средств (дополнение Авт.) [2, с. 442].
Норматив экономический - показатель, отражающий зависимость между элементами финансовой, производственной и иной деятельности, требования к соотношению затрат и результатов деятельности, распределению ресурсов в целях регламентирования экономических отношений [2, с. 442].
Западные предприниматели давно открыли для себя, что нормативные методы управления более экономичны. Многие зарубежные авторы обязательно отмечают необходимость такого нормирования. «Во всех сферах деятельности, но особенно в производственной логистике, важнейшее значение имеет система норм и нормативов. В данную систему включаются как укрупненные, так и детальные нормы расхода материалов, энергии, использования оборудования и т. д. На практике в логистике встречаются даже такие формы, как нормы времени оформления документов, нормы времени принятия решений и др.» [3, с. 83]. От качества норм, их обоснованности и точности зависит экономическое состояние предприятия. Образно говоря, утвержденная руководством предприятия и действующая норма или норматив (подетального расхода марки материала при его обработке, производительности труда или оборудования, запасов. ОбС и т. п.) - это инструмент для управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. В условиях
рынка система норм и нормативов, утвержденная руководством предприятия, является необходимым элементом внутренней организации процессов производственно-хозяйственной деятельности предприятия и регулятором внешних его взаимоотношений. Основой для действенного анализа, оценки и контроля за полученными результатами может быть только нормативная база по всем элементам, созданная и действующая на предприятии.
Дело в том, что себестоимость, объемы реализации ГП или полученная выручка - это интегральные, т. е. обобщающие, показатели, и ориентировка только на их анализ не дает возможности оценить, как сработали отдельные службы предприятия. Сопоставление полученных результатов с нормами по отдельным элементам позволяет оценить, как сработало в отчетном периоде то или иное подразделение, результаты деятельности конкретно каких из них привели, например, к увеличению или снижению себестоимости выпущенной продукции и насколько.
В процессе перехода и становления рыночной экономики в РФ возникло столько трудных проблем и задач, требующих первостепенного решения, что вопросы нормирования на предприятиях как-то естественно отошли на задний план и совершенно потеряли свою актуальность. Интерес к нормам заметно ослаб, а усилилась ошибочная тенденция, что жить вообще можно без норм. В связи с этим были расформированы подразделения и сокращены специалисты, занимающиеся этим вопросом. Но в условиях рыночной экономики и жесточайшей конкуренции предприятия не смогут выжить без нормирования и создания необходимой нормативной базы.
Наличие же норм дает возможность выявить «узкие места», поставить новую задачу службам предприятия и проверить ее выполнение при окончании следующего отчетного периода. Помимо того, нормы дают возможность выявить имеющиеся резервы и наметить пути для их дальнейшего использования. Все это помогает вести правильную производственную, хозяйственную и финансовую политику на предприятии по снижению издержек.
Дадим определение некоторым основным понятиям, которые упоминались уже ранее, и будем использовать далее по тексту (понятия приведены в алфавитном порядке).
Брак - товар, по своим качествам не отвечающий требуемым условиям... [12, с. 68].
Заготовка - прошедший первичную технологическую обработку материал, из которого путем изменения геометрических размеров, формы, чистоты поверхности, физико-химических свойств
изготавливается деталь или разъемная сборочная единица [4, с. 9].
Издержки производства (И. п.) - затраты на изготовление продукции. И. п., относящиеся к изготовленной продукции, входят в себестоимость продукции. В производственном предприятии статьи расходов можно представить следующим образом: 1) сырье и материалы; 2) возвратные отходы (вычитаются); 3) покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций; 4) топливо и энергия на технологические цели; 5) заработная плата производственных рабочих (основная и дополнительная); 6) отчисления на социальные нужды; 7) расходы на подготовку и освоение производства; 8) общепроизводственные расходы; 9) общехозяйственные расходы; 10) потери от брака; 11) прочие производственные расходы; 12) коммерческие расходы [12, с. 262].
Издержки хранения - часть издержек обращения, связанная с хранением товарно-материальных ценностей на базах, складах. [12, с. 263].
Норма производственного запаса марки МР (сырья, материала, комплектующего изделия, запасной части, моторного топлива и т. п.) по регулярным поставкам3 - это установленное экономически обоснованное среднее значение из ежесуточных остатков рассматриваемой марки МР в течение года (квартала и т. п.), минимально необходимое и достаточное для обеспечения бесперебойной работы предприятия в регламентируемых условиях снабжения и потребления марки МР [5, с. 6].
Норма расхода сырья или материала (индивидуальная) - это плановое количество марки МР на производство одной детали, сборочной единицы (узла, комплекса), конечного изделия комплектации поставки или на одну технологическую операцию [4, с. 54].
Норма сбытового запаса марки МР (сырья, материала, моторного топлива и т. п.) или марки товарно-материальной ценности (ТМЦ: токарного или ткацкого станка, трактора, комбайна, грузового автомобиля и т. п.) по регулярным отгрузкам - это установленное экономически обоснованное среднее значение из ежесуточных остатков рассматриваемой марки МР или ТМЦ в течение года (квартала и т. п.), минимально необходимое и достаточное для обеспечения нормального функционирования пред-
3 Под регулярными понимаются поставки марки МР, осуществляемые в течение всего года (квартала и т. п), причем они могут производиться разными объемами и через разные периоды (т. е разные интервалы между поставками).
приятия в регламентируемых условиях производства и отгрузки произведенной марки ГП [6, с. 9].
Нормы - это показатели расхода МР (сырья, материалов, топлива и т. д.) на единицу продукции или работы в принятых в плане единицах измерения, нормативы - относительные показатели, характеризующие технологические отходы и потери сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, а также степень их использования, выхода годной продукции из исходного сырья и материалов и т. п.
Полезный, или чистый, вес (масса) - это количество материала, которое вещественно входит в готовое изделие. В добывающих отраслях промышленности полезный расход - это расход материала, обеспечивающий осуществление технологического процесса.
Расходы, производственные (П. р.) - расходы предприятий на производство продукции (расход сырья, материалов, топлива, электроэнергии, оплата труда рабочих, служащих..., амортизация основных средств и т. д.). Для правильного исчисления себестоимости продукции, планирования, учета и анализа П. р. применяется их классификация. По назначению П. р. делятся на основные и расходы по управлению и обслуживанию производства (накладные расходы). По способу отнесения расходов в себестоимость продукции они делятся на прямые и косвенные. [12, с. 719].
Расходы, прямые - затраты, которые могут прямо отнесены на себестоимость конкретной продукции или услуг. К ним относятся: материалы, заработная плата (ЗП) производственных рабочих, научных сотрудников и т. п., отчисления на социальные нужды (в Пенсионный фонд, фонд социального страхования, в фонд занятости и в фонд обязательного медицинского страхования), электроэнергия, затраты прошлых лет, относимые на стоимость продукции отчетного года, и прочие затраты. Наряду с косвенными расходами характеризуют группировку производственных затрат по способу включения их в себестоимость продукции [12, с. 719].
Расходы, накладные - расходы на организацию, управление и обслуживание производства. К ним относятся: заработная плата аппарата управления и обслуживающего персонала; арендная плата; затраты на отопление; текущий ремонт и прочие косвенные расходы. [12, с. 716].
Технологические отходы и потери - затраты МР, вызываемые особенностями технологических процессов производства или особенностями подготовки материалов в производстве. Важнейшее место среди нормативов расхода МР занимают нормативы технологических отходов и потерь МР в производстве,
учитываемые при расчете соответствующих норм расхода на единицу продукции или работ. При этом под отходами понимаются остатки материалов или побочные продукты, образующиеся в процессе превращения (переработки) исходных материалов в ГП, которые, как правило, не могут быть использованы для ее производства (например, металлическая стружка при обработке заготовок и деталей-полуфабрикатов на металлорежущих станках, облой и клещивина при горячей штамповке, перемычки при холодной штамповке и т. п.). Под потерями - часть материалов, теряющаяся при осуществлении производственного процесса (например, угар металла в связи с нагревом заготовок, потери электролита в связи с уносом в вентиляцию при бортовом отсосе при гальванических или химических покрытиях деталей и т. п.). Отходы подразделяются на возвратные и безвозвратные. Возвратные отходы (используемые) находят применение на данном предприятии или могут быть реализованы. Это прежде всего отходы, обусловленные немерностью или нестандартностью сырья, материалов и т. п. Безвозратные отходы - это отходы, использование которых исключается при данном уровне развития техники. В различных производствах характер этих отходов вызывается угаром, утечкой и испарением материалов, потерей топлива или крепежных материалов в очистных и подготовительных выработках горно-добывающих предприятий и т. п.
В процессе производства прутки (листы и т. п.) в заготовительном цехе (или участке) разрезаются на заготовки, далее заготовки могут подвергаться ковке, штамповке; термической обработке (закалке), далее детали-полуфабрикаты могут подвергаться сварке, токарной, фрезерной, обработке, сверлению, шлифованию, изготовленные детали могут гальванически покрывать другими металлами и т. д. И на каждой этой технологической операции надо иметь нормы расхода, чтобы учесть все издержки.
Типовая структура нормы расхода может быть представлена следующей схемой:
Как видно из схемы, физически в норме расхода материала на изготовление детали учитываются следующие нормообразующие факторы:
т п
Н = Одет +Е * +Е Ъ, (1)
'=1 j=1
где Н - норма расхода материала в натуральном выражении (килограммах, метрах и т. д.); Q - чистый вес детали;
т
^ * — суммарные технологические отходы
'=1
и потери;
п
^ * - суммарные технически неизбежные
]=1
отходы и потери.
Например, в заготовительном производстве расчет индивидуальных норм расхода сортового проката для деталей, изготавливаемых из прутков нормальной длины, нужно производить исходя из размеров заготовки деталей (сечения и длины), которые принимаются по технологическому процессу на обработку детали. Расчет норм расхода металла на деталь производится по формулам: • в натуральном выражении, кг, м и т. п.:
+ Пр) X . (2)
нд =-
1000 X-А
в стоимостном выражении, тыс. руб.:
N = сН,
д д'
(3)
где ^ - индивидуальная норма расхода материала на изготовление детали в натуральном выражении; q — вес 1-го метра прутка; 1з — расчетная длина заготовки, Пр - припуск на отрезку индивидуальной заготовки;
L - исходная длина проката; A - длина концевых отходов; N - индивидуальный норматив расхода материала на изготовление детали в стоимостном выражении;
c - договорная цена закупки материала. Примерно аналогично рассчитывают нормы расхода листового металлопроката; нормы расхода в кузнечно-штамповочном, литейном производстве; при сварке, пайке; расход моторного топлива, электроэнергии, производительности труда, оборудования, запасов, ОбС и т. д. (подробнее см. [7, 8 - 16 и др.).
В целях обеспечения необходимого комплекса нормативов отходов и потерь, подлежащих учету в расчетах, норм расхода материалов в металлообработке разработка их осуществляется в первую очередь по следующим основным видам производства и технологическим процессам: 1) производство
(резка) заготовок из исходного металлопроката и других материалов; 2) обработка металлов давлением (холодная и горячая штамповка, выдавливание и др.); 3) производство деталей-полуфабрикатов, деталей (изделий) в механических цехах; 4) производство литья из черных и цветных металлов; 5) производство деталей и узлов в цехах металлоконструкций сварочных и котельных; 6) производство деталей и узлов в деревообрабатывающих цехах; 7) термическая обработка; 8) гальванопокрытия; 9) окраска деталей, узлов, изделий; 10) антикоррозионные покрытия деталей, узлов, изделий и т. д.
Учитывая, что все издержки (например, при обработке материалов, расходы электроэнергии, производительность оборудования, заработная плата и т. д.) измеряются в разных единицах измерения, помимо традиционного их исчисления (в натуральном выражении), нужно еще определять нормы (или нормативы) в стоимостном выражении, что позволит свести все издержки вместе к одной единице их вычисления - в стоимостном выражении. В отличие от традиционно ранее применяемых методологических подходов сегодня, в условиях рыночной экономики, нормы и нормативы нужно дополнительно определять еще и в стоимостном выражении.
Оперативный контроль на предприятии, на мой взгляд, должен осуществляться в автоматизированном режиме. Под этим подразумевается, что должна быть разработана (если ее нет) специальная КП для осуществления оперативного контроля, с помощью которой будут осуществляться сбор необходимой суточной информации, ее обработка по определенному алгоритму (приведенному в соответствующих методиках, инструкциях и т. п.) и выдача на печать данных в виде выходных форм. При этом фактические суточные данные результатов каждого вида производственно-хозяйственной и финансовой деятельности должны сопоставляться с нормами (или нормативами), утвержденными руководством предприятия.
На мой взгляд, топ-менеджеру предприятия должны представляться распечатанные с ПК (лучше ежедневно) выходные формы 1 - 4, в которых (в первых трех) в обобщающем (укрупненном) виде приводятся результаты осуществленного оперативного контроля. Каждому же руководителю производственного (или хозяйственного) подразделения должна представляться соответствующая форма 4, распечатанная на ПК, с оперативными данными по прямым расходам, которые имели место в его подразделении.
В форме 1 приводятся результаты расчетов оперативного контроля финансово-хозяйственной деятельности в целом по предприятию, например, сколько за сутки выпущено и реализовано ГП, ее себестоимость, состояние ОбС и т. п.4. В форме 2 распечатываются результаты оперативного контроля по прямым и косвенным расходам при выпуске за сутки ГП (также в укрупненном виде) и т. д. В форме 3 приводятся обобщенные результаты расчетов
по оперативному контролю по каждому производственному (или хозяйственному и т. п.) подразделению предприятия (также в укрупненном виде).
Для принятия своевременного и необходимого управленческого решения топ-менеджеру очень важно понять, почему за рассматриваемые сутки, например, уменьшился объем выпуска ГП; или какие, почему и в каком подразделении возросли издержки (по сравнению с установленным нормативом), что
Форма 1
Оперативные данные по результатам финансово-хозяйственной деятельности
за 18 апреля 2006 г. Наименование предприятия_
Наименование статьи / Показатель Количество ГП, в гр. 2 Норма (или норматив) Фактический расход Соответствие норме (или нормативу) - (0), превышение нормы (+), ниже нормы (-)
шт. тыс. руб. показатель тыс. руб. тыс. руб. %
1 2 3 4 5 6
Произведено ГП (всего),
в том числе: -
изделий 1
изделий 2
«««««««««««««««««« -
Себестоимость выпущенной ГП (всего), -
в том числе: -
изделий 1 -
изделий 2 -
Реализовано ГП (всего), -
в том числе: -
изделий 1
изделий 2
«««««««««««««««««« -
Оборотные средства (всего), -
в том числе вложены в: -
Материальные оборотные средства
из них вложены в:
Производственные запасы (всего), -
в том числе вложены в: -
основные материалы -
вспомогательные материалы -
комплектующие изделия -
покупные полуфабрикаты -
запасные части -
«««««««««««««««««««««««««««««««, -
Заделы незавершенного производства -
Готовая продукция -
Товары отгруженные
«««««««««««««««««««««««««««««««, -
Нематериальные оборотные средства -
на расчетных валютных счетах в банках
на расчетных рублевых счетах в банках
в кассе
дебиторская задолженность -
-
4 В зависимости от специфики производства состав разрабатываемых показателей может быть и совершенно другим.
Форма 2
Оперативные данные по фактическим затратам за 18 апреля 2006 г. Наименование предприятия_
Наименование статьи / Показатель Норма (или норматив) Фактический расход Соответствие норме (или нормативу) - (0), превышение нормы (+), ниже нормы (-)
тыс. руб. показатель тыс. руб. тыс. руб. %
1 2 3 4 5
Производственные расходы (всего),
в том числе:
прямые расходы (всего),
из них расходы на:
материалы
возвратные отходы
безвозвратные отходы
брак - - -
топлива
электроэнергии
тепловой энергии на отопление
амортизационные расходы
горячей воды
холодной воды
начисленная ЗП производственным рабочим
начисленная ЗП научным сотрудникам
начисление отчислений на социальные нужды
накладные расходы (всего),
из них расходов на:
начисление ЗП сотрудникам аппарата управления
начисление ЗП сотрудникам обслуживающего персонала
начисление отчислений на социальные нужды
начисление затрат на отопление
затраты на проведение текущего ремонта
Экономия (всего)
привело в конечном счете к увеличению себестоимости ГП, выпущенной предприятием. Что толку в этой информации, если она поступит к руководителю «на стол» спустя неделю или в конце месяца.
Нужно ежедневно искать пути и способы «расшивки» узких мест - в этом и состоит суть управления процессами производства, снабжения, сбыта и т.д.
Данные по ОбС, приведенные в форме 1, позволяют оценить финансовое состояние предприятия и готовность его своевременно осуществлять все необходимые расчеты со смежниками и т. п.: оплатить необходимые для производства закупаемые МР (материалы, комплектующие изделия и т. п.) и оказанные услуги и т. д.; (в необходимые сроки) заплатить налоги, выплатить зарплату сотрудникам и т. п.
К примеру, к увеличению издержек привел перерасход материала (расход больше установленного норматива, см. в форме 2 графу 5по строке «матери-
алы»), который может быть обусловлен, например, следующими причинами:
• сотрудник отдела материально-технического снабжения (ОМТС) не обеспечил вовремя поставку марки материала необходимого размера, в результате пришлось точить заготовку для детали из стального круга большего размера. В связи с чем больше материала ушло в стружку, а как следствие, больше израсходовано материала и затрачено времени на его обработку (т. е. возросли затраты по производительности труда, оборудования, увеличились затраты электроэнергии и т. д.);
• другой пример: на следующей технологической операции (например, при фрезеровании или др.) рабочий неправильно прочитал чертеж и профрезировал деталь-полуфабрикат (часть или всю партию) на больший размер, чем нужно. В результате токарям (на предыдущей
технологической операции) пришлось обрабатывать новую партию заготовок и т. д. В качестве других причин, приводящих к увеличению издержек или к уменьшению объемов производства ГП, выпускаемой предприятием, можно назвать следующие:
• по отдельным позициям МР увеличился уровень ПЗ по сравнению с нормативом, установленным руководством предприятия. Образование ненужных (т. е. сверхнормативных) запасов приводит к тому, что в них «заморожены» излишние ОбС, которых может нехватить финансовому отделу для своевременной уплаты налогов; закупки новых партий МР, необходимых для производства; выплаты зарплаты сотрудникам предприятия и т. п.;
• из-за задержки по срокам поставки какого-нибудь одного наименования комплектующего изделия (например, тракторного мотора), которого нет в ПЗ, может вообще остановиться сборочный конвейер на тракторном заводе;
• по отдельным позициям ГП увеличился уровень сбытовых запасов (СбЗ) по сравнению с нормативом, установленным руководством предприятия, что говорит о замедлении объемов реализации ГП отделом сбыта предприятия;
• следующий пример: в результате задержки ремонта на 2 — 3 дня (по сравнению с нормативом), например фрезерного станка, на последующих технологических операциях уменьшились объемы обработки деталей-полуфабрикатов (сверлением, шлифованием и т.д.) и, соответственно, поэтому уменьшился объем выпуска ГП. Что толку от информации об этом, которая поступит к топ-менеджеру на стол спустя неделю (если на предприятии вообще нет или налажен только недельный оперативный учет). При своевременном же поступлении информации об этом (на следующий день) могли бы принять необходимые экстренные меры - организовать третью смену работы ремонтной службы или добавить людей в ремонтную бригаду;
• ввиду отсутствия свободных финансовых ресурсов (т. е. ОбС) на расчетных счетах предприятия в банках сотрудники финансового отдела не оплатили месячный счет за электроэнергию (или просто забыли это сделать своевременно). В результате территориальная энергетическая служба обесточила предприятие, и все производство, естественно, остановилось на заводе и т.д.
Для своевременного принятия необходимого управленческого решения топ-менеджеру нужно
конкретно знать, где (т. е. в каком цеху или службе) и почему за предыдущие сутки образовались «узкие» места. Поэтому в выходной форме 3 приводятся суточные обобщенные данные, как сработало каждое производственное и финансово-хозяйственное подразделение предприятия.
Вероятно, в начале рабочего дня каждый начальник подразделения должен зайти в ИВЦ предприятия, проверить все данные, приведенные в форме 4 по его цеху, и подписать распечатанную форму. Только после завершения вышеуказанной процедуры по всем цехам производится окончательный расчет данных, приводимых в формах 1, 2 и 3, и все формы (1, 2 и 3, а если нужно, и форма или формы 4) передаются топ-менеджеру. Анализ данных, приведенный в этих формах, позволяет более конкретно и продуктивно провести совещание, наметить цели и дать необходимые управленческие указания.
На наш взгляд, в перспективе электросчетчики должны быть установлены не только в каждом цехе, но и на подводящей электролинии к каждому станку (например, в общем электрощите)5. Очевидно, что ввиду недостатка сегодня у предприятий свободных финансовых ресурсов это сделать невозможно. Но на предприятии нужно постоянно экономить: расход: электроэнергии (на каждом рабочем месте); расход тепловой энергии, горячей и холодной воды, учитывая высокие тарифы (и постоянный их рост). Прекратил работать станок или сотрудник (рабочий) вышел последним из помещения - погаси электроосвещение, закрой за собой кран холодной и горячей воды, которым ты пользовался.
Из этих ежедневных небольших затрат на коммунальные платежи складываются за месяц или к концу года тысячи (или десятки тысяч) рублей, которые тяжелым бременем ложатся на себестоимость выпускаемой ГП. Экономить сегодня МР, энергию и т. д. нельзя, учитывая их расход «чохом», т. е. в целом по предприятию, цеху и т. п. Поэтому в недалеком будущем в душевых помещениях, туалетах и т. п. каждого цеха предприятия должны быть установлены расходомеры холодной и горячей воды, в рабочих помещениях - счетчики расхода теплоэнергии на отопление и т. д.
Понесенные же затраты на установку дополнительных измерительных приборов с лихвой окупятся в перспективе. По моему мнению, целесообразно установить нормативы на все виды расходуемых ресурсов и ввести премии цехам за экономию материальных, водо-, энергоресурсов и т. п.
5 Хотя данный вопрос является спорным и не совсем очевидным.
Форма 3
Оперативные данные по издержкам предприятия (всего) за 18 апреля 2006 г. Наименование предприятия_
Наименование издержки / Показатель Норма (или норматив), издержки Фактические затраты Превышение установленной нормы (или норматива)
тыс. руб. показатель тыс. руб. тыс. руб. %
Издержки всего:
в том числе по:
отделу материально-технического снабжения
транспортному цеху
Производственные участки всего:
в том числе:
заготовительному цеху круглого металлопроката
заготовительному цеху листового металлопроката
токарной обработки
фрезерной обработки
сверления
шлифования
отделу сбыта
Форма 4
Оперативные данные по прямым расходам за 18 апреля 2006 г. Наименование предприятия_
Наименование цеха цех токарной обработки
Количество Норма (или Фактические Соответствие норме (или
Наименование статьи / Показатель деталей, норматив) расходы нормативу) - (0), превышение
в гр. 2 (затраты) нормы (+), ниже нормы (-)
штуки тыс. руб. показатель тыс. руб. тыс. руб. %
1 2 3 4 5 6
Токарь Иванов И. И.
Обработано деталей 1
Обработано деталей 2 -
-
Затраты (всего): -
материалов -
возвратные отходы -
безвозвратные отходы -
брак -
электроэнергии -
амортизационные расходы -
-
Показатели эффективности: -
производительность труда -
производительность токарного станка -
начисленная заработная плата -
-
Токарь Сидоров С. С.
-
В целом по цеху:
Обработано деталей 1
Обработано деталей 2
Окончание ф.4
1 2 3 4 5 6
Затраты: -
материалов -
возвратные отходы -
безвозвратные отходы -
брак -
электроэнергии -
тепловой энергии на отопление -
амортизационные расходы -
горячей воды -
холодной воды -
Показатели эффективности: -
производительность труда -
производительность оборудования -
начисленная заработная плата -
отчисления на социальные нужды -
Экономия (всего) - - - -
Начальник токарного цеха:
_Румянцев А. П.
«19» апреля 2006 г.
Литература
1. Звягин А. М. Корпоративные структуры и логистика // Логистика. — 2003. — № 2.
2. Азрилиян А. З. Краткий экономический словарь. — М.: Институт новой экономики, 2001.
3. Николайчук В. Н. Заготовительная и производственная логистика. — СПб: Питер, 2001.
4. Евдокимов Д. К., Покараев Г. М. Нормирование материальных ресурсов: Словарь-справочник. — М.: Экономика, 1988.
5. Радионов Р. А. и др. Типовая методика определения норм производственных запасов сырья, основных и вспомогательных материалов. — М.: НИИПиН при Госплане СССР, 1988.
6. Радионов Р. А. и др. Типовая методика определения норм сбытовых запасов готовой продукции у поставщиков.
- М.: НИИПиН при Госплане СССР, 1980, и др.
7. Покараев Г. М. О системе прогрессивных технико-экономических норм и нормативов и мерах по ее внедрению.
- М.: Госплан СССР, 1980.
8. Радионов Р. А. и др. Методические рекомендации по нормированию в промышленности запасов в натуральном выражении и оборотных средств. — М.: НИИПиН при Госплане СССР, 1990.
9. Радионов Р. А. и др. Типовая методика определения норм производственных запасов запчастей. — М.: НИИПиН при Госплане СССР, 1988.
10. Радионов Р. А. и др. Типовая методика определения норм производственных запасов моторных топлив. — М.: НИИПиН при Госплане СССР, 1988.
11. Радионов Р. А. Оперативный контроль фактического состояния запасов //Финансовый менеджмент. — 2006.
- № 1.
12. Методические рекомендации по разработке нормативов предельного расхода основных видов материалов, топлива и энергии в промышленности и строительстве. — М.: НИИПиН при Госплане СССР, 1983.
13. Методические рекомендации по формированию показателей удельного расхода и экономии сырья, материалов, топлива, тепловой и электрической энергии на долгосрочную перспективу. — М.: НИИПиН при Госплане СССР, 1982.
14. Основные положения по нормированию расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве. — М.: НИИПиН при Госплане СССР, 1980 и др.
15. Радионов А. Р., Радионов Р. А. Управление запасами и оборотными средствами в условиях рыночной экономики. // Финансовый менеджмент. — 2003. — № 5.
16. Радионов Р. А. Организация нормирования оборотных средств. Выходные формы, распечатываемые при их нормировании // Экономический анализ. — 2005. — № 2.