Научная статья на тему 'ОПЕРАТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ПРОЕКТАХ'

ОПЕРАТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ПРОЕКТАХ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособность / качество / проекты проектирования продукции / competitiveness / quality / design projects / automobile

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Беляева Ирина Александровна, Козловский Владимир Николаевич, Гусев Алексей Викторович, Федоров Алексей Владимирович

В работе представлены результаты апробации оперативного инструмента управления качеством и быстрого реагирования применительно к инжиниринговым процессам автосборочного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Беляева Ирина Александровна, Козловский Владимир Николаевич, Гусев Алексей Викторович, Федоров Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERATIONAL TOOL FOR QUALITY MANAGEMENT IN PROJECTS

The paper presents the results of testing an operational tool for quality management and rapid response as ap-plied to engineering processes in automobile assembly production.

Текст научной работы на тему «ОПЕРАТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ПРОЕКТАХ»

The paper presents the results of a study of the main causes offailures of the electric drive mechanism of the retractable running board of a city bus.

Key words: competitiveness, quality, automobile.

Ibragimov Oleg Damirovich, postgraduate, ibrleg@outlook. com, Russia, Samara, Samara State Technical

University,

Kozlovsky Vladimir Nikolaevich, doctor of technical sciences, professor, head of the department, [email protected], Russia, Samara, Samara State Technical University,

Saxonov Alexander Sergeevich, candidate of technical sciences, docent, a.s.saksonoff@yandex. ru, Russia, Samara, Samara State Technical University,

Markov Mikhail Dmitrievich, postgraduate, [email protected], Russia, Samara, Samara State Technical

University

УДК 004.413

DOI: 10.24412/2071-6168-2024-9-149-150

ОПЕРАТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ПРОЕКТАХ

И.А. Беляева, В.Н. Козловский, А.В. Гусев, А.В. Федоров

В работе представлены результаты апробации оперативного инструмента управления качеством и быстрого реагирования применительно к инжиниринговым процессам автосборочного производства.

Ключевые слова: конкурентоспособность; качество; проекты проектирования продукции.

В последние годы на предприятиях машиностроения стали активно использовать такой международный инструмент управления качеством как QRQC, который в литературе определяется как инструмент контроля качества быстрого реагирования. QRQC (Quick Response Quality Control, быстрая реакция на возникшие несоответствия) — это японская система быстрого реагирования на возникающие в процессе производства несоответствия, касающиеся качества продукции. Система основана на цикле, состоящем из четырех основных принципов: планирование — действие — контроль — корректировка [1, 2].

Наиболее активно инструмент в настоящее время внедрен на автосборочных предприятиях в основные процессы системы менеджмента, то есть в производство продукции [3, 4]. Однако, с учетом сложности и многозадачности процесса проектирования, полагаем что данный инструмент можно успешно применить в проектах, для этого необходимо транслировать пункты производственного функционала методики в соответствующие задачи проектирования и интегрировать полученный результат в проекты [5, 6].

Рассмотрим основные компоненты инструмента QRQC. На рисунке 1 представлена иерархия применения данного инструмента в виде пирамиды менеджмента, а также представлены общие установки необходимые для его интеграции в систему управления автосборочного производства [7, 8].

Инструмент QRQC позволяет привнести системность в процесс выбора и решения топовых проблем

Инструмент быстрого решения проблем QRQC (quick response quality control)

Содержание

Уровни QRQC

> Цикл(Ж)С-последовательность действий по идентификации. выбору, поиску причин и решению проблем (или эскалации при невозможности решения)

> Каскад встреч ОНОС на все* уровнях управления для стимулирования цикла

Цели

> Повышение эффективности решения проблем

> Установление требований* качеству решения проблем

• Обучение участников методам и подходам к решению проблем

Л

г

г г

Компания

Завод Цех Бригада

бригада

Лидер

Частота Участники встреч

ГД/ЗГД

Директора заводов« ру*-ли функций

Может проводиться г« 1 nrt * о в т-4- ПРи посещении ит I до э раз в зэеодэ црц в рамках неделю корпоративного совещания по качеству

Директор/ a

директоре

завода

Начальники цехов и служб завода

Ежедневно

Начальник/ зам. Мастера и Ежедневно

начальника сотрудники цеха служб завода

Мастер

Бригадиры мини-бригад

Ежедневно

Тестирование на пилотах

Решение проблем в рамках текущей деятельности

^ Эскалация проблемы в случае невозможности решение на данном уровне

Рис. 1. Общие принципы работы инструмента QRQC

149

Цикл реализуемый в рамках рассматриваемого оперативного инструмента представлен на рисунке 2 и охватывает пять стадий работы от сбора информации о качестве до эскалации проблемы и вывода информации о ней на верхний уровень руководства [9, 10].

Цикл (ЗЯОС включает пять основных шагов - от идентификации проблемы до ее решения или эскалации на верхний уровень

Цикл QRQC

Анализ результатов по качеству

Защита клиента

Решение проблемы,

□ стандартизация Эскалация проблемы на верхний уровень

Ежедневные

встречи ÛRQC

корневой причины

I Лидер

1 > Собирает информацию по качеству

> Выбирает 'проблему дня* на основе установлемюго перечня критериев (значимость дефекта, повторяемость, стоимость брака)

> Назначает ответственного за решение и представление проблемы

I Ответственный (выбирается лидером)

> Проводит предварительный анализ и принимает решение о следующих шагал; стандартизация или запуск процедуры DMAIC

> Обеспечивает "»щиту клиента" (меры для недопуще»«и покида»«я дефектом периметра бригада или его маркировки)

> Собирает информацию о доработках дефекта на послед, операциях

I Ответственный

> Стандартизует процесс и устраняет причины отклонения от стандарта

> Подтверждает эффективность стандартизации

> ИЛИ; проводит анализ DMAIC для установления корневой причины

> Разрабатывает и представляет корректирующие мероприятия

■ Ответственный

> Принимает решение об эскалации проблемы или передаче ее другому пилоту

I Ответственный

> Представляет проблему, реализованный план мероприятий и подтверждение его эффективности на собрании QRQC

Участники QRQC

> Обсуждают надежность решения и пересматривают защиту клиента

Рис. 2. Цикл, реализуемый в рамках оперативного инструмента QRQC

Общие положения отражающие специфик применения рассматриваемого инструмента предложены на рисунке 3. Здесь показаны временная хронология этапов применения инструмента, а также десять основополагающих принципов реализации [11, 12].

В рамках ежедневной встречи С№СЮ обсуждаются 3 проблемы, находящиеся на разной стадии решения

Повестка встреч 0130 С

Предмет обсуждения

Результаты по качеству за день 3 10 ШМ. > Полные данные по качеству за день > Выбор проблемы дна для подробной проработки

Проблема 1. Проблема дня ^ ' 15 Мш. > Зачета клиента и ее эффективность > Результаты наблодения за постом в логине 4М (отклонения от стандартов) > Решение по несоответствующим деталям > Лидер принимает решение лэ дальнейшему рассмотрению гроблемы

Проблема 2. Проблема вчерашнего дня ' 15 мин. > Оп*:эте проблемы, результаты анализа корневых причин и план действий (озвучивает Лидер) - Улучшение за ост стандартизации - Запус* процедуры ОМА1С > Ответственный представляет скончателыий план действий и его реализация

Проблема 3. Проблема для закрытия : Ч 5 MUH. > Ответственный сообщает о результата*: Стандартизация проведена - Лии«н защита снята > Группа принимает решение о закрытии - Дефект устранен (статистика) - Кср«еоыеп;лииы устранены (план действий в»полнен)

10 основополагающих принципов

а

1. Ежедневная анимация, пилотируемая самым высоким иерархическим уровнем

2. Необходимо присутствие всех участников (производство, технологи, Качество, центр закупок, техобслуживание, логистика...) с четким определением роли каждого.

3. Ограниченное число проблем, которые вытекают из ключевых индикаторов периметра

4. Проблема ведется единственным пилотом с опорой на инструменты ПСК и существующие компетенции.

5. Немедленная защита клиента, сортировка и доработка всех несоответствующих деталей и недопущение прохождения дефекта дальше по процессу.

6. Стандартное протекание собрания: представление результатов по качеству, проблема дня, проблема вчерашнего дня, закрытие проблемы,

7. Закрытие проблемы после достижения целей (за месяц) и контроль стандартизации решений

8. Эффективность измеряется, афишируется и постоянно улучшается

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Менеджер вовлечен в процесс, сопровождая участников, чтобы повысить качество решения проблем и компетенции.

10. Процесс капитализации существует и дает всем доступ к информации

в

Рис. 3. Основные принципы реализации оперативного инструмента управления качеством QRQC

Предложенный в практику проектов инструмент оперативного управления качеством QRQC можно представить в проекции цикла Э. Деминга [13, 14], что подчеркивает его органичность и приверженность фундаментальным принципам менеджмента качества (рисунок 4).

РОСА визуального менеджмента ОИОС

Необходимый

минимум

обучений

Собрание QRQC участники и заместители

Роль каждого

Правила выбора проблемы

Процесс собрании

10 основных принципов

Алгоритм решения

Напоминание:

> Проблема дня

? Проблема вчерашнего дня

> Проблема для закрытия

Цикл PDCA проблем QROC

Обновленная MQA

По результатам выявленных отклонений от целей

Список проблем, отправленных на QRQE

Индикатор присутствия

| План действий J

: План действий : : по запуску

Оценка уровня QC Story

Итог проблем ОЯОС;

> Эффективность

> Скорость решения

Оценка собрания

ояос

[ Результаты качества

Рис. 4. Концепция инструмента QRQC в проекции цикла Э. Деминга

Общей проблемой процессов СМК машиностроительных производств отечественных предприятий является, по прежнему, недостаточный уровень применения современных инструментов управления качеством (рисунок 5). При рассмотрении процесса проектирования конструкций новых автомобилей особенно актуальными являются инструменты обеспечивающие предупреждение потенциальных несоответствий. Общемировая практика показывает высокую, в том числе экономическую, при применении методологий FMEA, MSA, SPC [15]. К сожалению следует признать что значительное число предприятий осуществляющих выпуск продукции для автосборочных производств по прежнему осваивают представленные инструменты только для того чтобы формально соответствовать требованиям автопроизводителей, а также обеспечить получение соответствующего сертификата соответствия. Многие по прежнему не прочувствовали высокий потенциал достаточно простых инструментов обеспечивающих повышение эффективности производства и качество процессов и продуктов.

Современные инструменты качества

Затраты

Время

Рис. 5. Графическая интерпретация проблемы внедрения современных инструментов управления качеством

в практику машиностроительного производства

Решая выделенные проблемы рассматриваемого процесса СМК в рамках предложенной концептуальной модели, тиражируя и уточняя ее с помощью более конкретных алгоритмов действий на основе проектной межфункциональной работы групп специалистов и координируя такую деятельность в рамках корпоративной программы улучшения процесса проектирования, можно добиваться высоких результатов в первую очередь на системном уровне процесса, и далее добиваться роста результативности и эффективности уже на уровне конкретных проектов связанных с созданием новой автомобильной техники.

Список литературы

1. Козловский В.Н. Методология анализа и прогнозирования качества автомобилей в эксплуатации / В.Н. Козловский, Д.В. Антипов, А.В. Заятров // Актуальные проблемы экономики. 2016. Т. 186. № 12. С. 387-398.

2. Панюков Д.И. Фундаментальные основы FMEA для автомобилестроения / Д.И. Панюков, В.Н. Козловский. Монография. Самара, 2014.

3. Козловский В.Н. Проблема стратегического планирования улучшения качества и надежности системы электрооборудования автомобилей / В.Н. Козловский, А.В. Заятров // Электроника и электрооборудование транспорта. 2012. № 1. С. 44-47.

4. Козловский В.Н. Комплекс обеспечения качества системы электрооборудования автомобилей / В.Н. Козловский, Д.И. Панюков // Saarbrücken, 2014.

5. Panyuko, D.I. Highlights of russian experience in implementing ISO/TS 16949 / D.I. Panyukov, V.N. Kozlov-skiy // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 8s. С. 439-444.

6. Инновационные механизмы управления потенциалом сферы сервиса в регионе / Ерохина Л.И., Наумова О.Н., Любохинец Л.С., Лещишена В.П., Любохинец О.В., Кулапина Г.М., Маркова О.В., Никитина Н.В., Калашникова И.А., Дудко В.Н., Мещерякова Е.В., Козловский В.Н., Цветкова С.Н., Кретинина Т.В., Бреусова Е.А., Фатеева С.В., Новоселов С.Н., Ульяницкая Н.М., Шаблыкин М.М., Буряков Г.А. и др. // Тольятти, 2013.

7. Козловский В.Н. Комплекс электронных систем управления движением легкового автомобиля с комбинированной силовой установкой. Часть 1 / В.Н. Козловский, В.И. Строганов, В.В. Дебелов, М.А. Пьянов // Электротехнические и информационные комплексы и системы. 2014. Т. 10. № 1. С. 40-49.

8. Строганов В.И. Итоги и перспективы развития электромобилей и автомобилей с гибридными силовыми установками / В.И. Строганов, В.Н. Козловский / Электроника и электрооборудование транспорта. 2012. № 2-3. С. 28.

9. Заятров А.В. Анализ и оценка взаимосвязей между традиционными показателями надежности и показателями, используемыми ведущими производителями легковых автомобилей / Заятров А.В., Козловский В.Н. // Электроника и электрооборудование транспорта. 2012. № 1. С. 41-43.

10. Козловский В. Комплексная оценка удовлетворенности потребителей качеством автомобилей / В. Козловский, В. Строганов, С. Клейменов // Стандарты и качество. 2013. № 5. С. 94-98.

11. Козловский В.Н. Концепция методологии комплексной программы улучшений / В.Н. Козловский, Д.И. Благовещенский, Д.В. Айдаров, Д.И. Панюков, Р.Д. Фарисов // Стандарты и качество. 2022. № 7. С. 36-42.

12. Panyukov D. Development and research FMEA expert team model / D. Panyukov, V. Kozlovsky, Y. Klochkov // International Journal of Reliability, Quality and Safety Engineering. 2020. Т. 27. № 5. С. 2040015.

13. Дебелов В.В. Моделирование электронной системы регулирования скорости движения легкового автомобиля в режимах поддержания и ограничения скорости / В.В. Дебелов, В.В. Иванов, В.Н. Козловский, В.И. Строганов // Электроника и электрооборудование транспорта. 2013. № 6. С. 2-7.

14. Строганов В.И. Математическое моделирование основных процессов электромобилей и автомобилей с комбинированной силовой установкой / В.И. Строганов, В.Н. Козловский, А.Г. Сорокин, Л.Х. Мифтахова // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 7. С. 129-132.

15. Панюков Д.И. Новое руководство по FMEA: структурный анализ процессов / Д.И. Панюков, В.Н. Козловский, Д.В. Айдаров // Методы менеджмента качества. 2020. № 10. С. 36-42.

Беляева Ирина Александровна, канд. техн. наук, доцент, научный сотрудник, toe_fp@samgtu. ru, Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,

Козловский Владимир Николаевич, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой, [email protected], Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,

Гусев Алексей Викторович, аспирант, gusevav@aviacor. ru, Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,

Федоров Алексей Владимирович, аспирант, fedorov_av@inkateh. ru, Россия, Самара, Самарский государственный технический университет

OPERA TIONAL TOOL FOR QUALITY MANAGEMENT IN PROJECTS I.A. Belyaeva, V.N. Kozlovsky, A. V. Gusev, A. V. Fedorov

The paper presents the results of testing an operational tool for quality management and rapid response as applied to engineering processes in automobile assembly production.

Key words: competitiveness, quality, design projects, automobile.

Belyaeva Irina Alexandrovna, candidate of technical sciences, docent, toe_fp@samgtu. ru, Russia, Samara, Samara State Technical University,

Kozlovsky Vladimir Nikolaevich, doctor of technical sciences, professor, head of the department, [email protected], Russia, Samara, Samara State Technical University,

Gusev Alexey Viktorovich, postgraduate, gusevav@aviacor. ru, Russia, Samara, Samara State Technical

University,

Fedorov Alexey Vladimirovich, postgraduate, fedorov_av@inkateh. ru, Russia, Samara, Samara State Technical

University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.