Научная статья на тему 'Оперативное управление в электроэнергетических системах: деловые игры'

Оперативное управление в электроэнергетических системах: деловые игры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1391
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ ИГРА / ТРЕНАЖЕР ДИСПЕТЧЕРА / АВАРИЯ В ЭНЕРГОСИСТЕМЕ / ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / BUSINESS GAME / OPERATOR-TRAINING SIMULATOR / FAULT IN ELECTRIC POWER SYSTEM / OPERATING IN ELECTRICAL POWER ENGINEERING / ELECTRONIC TRAINING COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фикс Наталья Павловна, Трощинский Владимир Викторович

Актуальность работы обусловлена современными требованиями, предъявляемыми Системным оператором Единой энергетической системы к подготовке оперативно-диспетчерского персонала, а именно: знание схем, энергетического оборудования, понимание технологических процессов, знание правил эксплуатации электроустановок потребителей, правил электробезопасности. Эти компетенции в определенной степени приобретаются магистрантами при изучении дисциплины «Оперативное управление в электроэнергетике». Освоение дисциплины предполагает изучение энергетического оборудования, технологических процессов, правил эксплуатации электроустановок, получение навыков ведения режима и выполнения переключений в электрических сетях. Как показывает практика, повышение эффективности подготовки оперативного персонала достигается с помощью специальных тренажеров, которые отражают поведение энергосистемы в различных системах работы. Применение профессиональных тренажеров оперативного персонала в учебном процессе требует разработки специальных учебно-методических материалов, поскольку они используются в качестве обучающих, а не тренировочных систем. В настоящее время на кафедре электрических сетей и электротехники ТПУ разрабатывается электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Оперативное управление в электроэнергетике», в том числе блок моделирования с использованием тренажеров диспетчера. Основные модули учебно-методического комплекса: электронный учебник, система тестирования и лабораторный практикума в форме деловых игр. По предварительным данным, использование профессиональных тренажеров в деловых играх с созданным методическим обеспечением позволяет эффективно обучать студентов широкому кругу практических задач оперативного управления в электроэнергетике. Это подтверждает целесообразность дальнейшего развития деловых игр в составе учебно-методического комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фикс Наталья Павловна, Трощинский Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of the discussed issue is caused by the requirements of standard organization ОJSC «System Operator of the Unified Power System» to modern training operating and dispatching personnel. The requirements are: knowledge of circuits, power engineering equipment, understanding of technical processes, knowledge of Regulations for Operation of Consumer Electrical Installations, Electrical Installations Code and Electrical Safety Code Rules. These competencies are developed to a certain extent when studying master degree in the discipline «Operating in the electrical power engineering». Mastering the discipline involves the study of power engineering equipment, technical processes, Regulations for Operation of Consumer Electrical Installations, obtaining skills for power management, and fulfillment of switching state during professional simulation. As practice shows, the increase in efficiency of training operating employees must be solved using special operators' training simulator, which reflects the behavior of the electric power system in various system operating states and the main character of operation of the despatcher. Application of operators' training simulator in education requires the development of special teaching materials, as they are used as teaching but not training systems. Currently, the Department of Power Grids and Electrical Engineering of TPU is working at development of methodical teaching materials on the subject «Operating in the electrical power engineering», including the block of professional simulation using operators' training simulator. The basic modules of methodical teaching materials are: an electronic textbook, system of testing and laboratory practicum. Laboratory practicum provides operations manual to professional simulation. According to preliminary results, professional simulations are an effective way to master the wide range of practical work on the Operating in the electrical power engineering. This confirms the expediency of their further development as a part of educational process.

Текст научной работы на тему «Оперативное управление в электроэнергетических системах: деловые игры»

УДК 621.311:658.5.012

ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ: ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ

Н.П. Фикс, В.В. Трощинский

Томский политехнический университет E-mail: nataliafix@tpu.ru

Актуальность работы обусловлена современными требованиями, предъявляемыми Системным оператором Единой энергетической системы к подготовке оперативно-диспетчерского персонала, а именно: знание схем, энергетического оборудования, понимание технологических процессов, знание правил эксплуатации электроустановок потребителей, правил электробезопасности. Эти компетенции в определенной степени приобретаются магистрантами при изучении дисциплины «Оперативное управление в электроэнергетике». Освоение дисциплины предполагает изучение энергетического оборудования, технологических процессов, правил эксплуатации электроустановок, получение навыков ведения режима и выполнения переключений в электрических сетях. Как показывает практика, повышение эффективности подготовки оперативного персонала достигается с помощью специальных тренажеров, которые отражают поведение энергосистемы в различных системах работы. Применение профессиональных тренажеров оперативного персонала в учебном процессе требует разработки специальных учебно-методических материалов, поскольку они используются в качестве обучающих, а не тренировочных систем. В настоящее время на кафедре электрических сетей и электротехники ТПУ разрабатывается электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Оперативное управление в электроэнергетике», в том числе блок моделирования с использованием тренажеров диспетчера. Основные модули учебно-методического комплекса: электронный учебник, система тестирования и лабораторный практикума в форме деловых игр. По предварительным данным, использование профессиональных тренажеров в деловых играх с созданным методическим обеспечением позволяет эффективно обучать студентов широкому кругу практических задач оперативного управления в электроэнергетике. Это подтверждает целесообразность дальнейшего развития деловых игр в составе учебно-методического комплекса.

Ключевые слова:

Деловая игра, тренажер диспетчера, авария в энергосистеме, оперативное управление в электроэнергетике, электронный учебно-методический комплекс.

Томский политехнический университет - один из ведущих вузов, образовательная деятельность которых связана с подготовкой высококвалифицированных специалистов для энергетических предприятий. Новые требования к уровню и содержанию образования студентов энергетического профиля приводят к необходимости применения технологий обучения, соответствующих инновационному инженерному образованию. При этом устойчивой мотивации студентов к обучению можно достичь, выстраивая четкие логические связи между компонентами знаний и их практическим применением.

Преобразование информационно-объяснительного обучения в инновационное деятель-ностное предполагает использование различных информационных технологий, создание электронных обучающих систем. Необходимо обеспечивать возможности свободной поисковой деятельности и профессионально ориентированное личностное развитие обучающихся. Среди эффективных активных форм и методов обучения, способствующих формированию наиболее важных профессиональных компетенций будущих специалистов, можно отметить проектный

Фикс Наталья Павловна,

канд. пед. наук, доцент кафедры электрических сетей и электротехники Энергетического института ТПУ. E-mail: nataliafix@tpu.ru Область научных интересов: моделирование режимов электроэнергетических систем, теория и методика профессионального образования. Трощинский Владимир Викторович, магистрант кафедры электрических сетей и электротехники Энергетического института ТПУ. E-mail: sky_live@mail.ru Область научных интересов: моделирование режимов электроэнергетических систем, теория и методика профессионального образования.

метод, публичные выступления, дискуссии, обучение в сотрудничестве, решение проблемных ситуаций, использование профессионально ориентированных видеофильмов, мультимедиа [1].

Классификация инновационных методов обучения по характеру учебно-познавательной деятельности включает два основных вида: имитационные и неимитационные. В свою очередь, имитационные методы делятся на игровые (учебные игры, деловые игры, игровые ситуации, тренинги, игровые приемы) и неигровые (case-study, ТРИЗ-работа, разбор деловой почты). Неимитационные методы: поисковая лабораторная работа, эвристическая беседа, семинары, дискуссии, самостоятельная работа с литературой [2].

Предприятия электроэнергетики имеют собственные опыт, программно-аппаратное обеспечение и методологию тренировок персонала, которые можно распространить на область подготовки студентов-электроэнергетиков в виде постановки деловых игр. В частности, для тренировки диспетчеров предприятий электрических сетей и энергосистем применяются как специализированные, так и многофункциональные компьютерные тренажеры, которые можно использовать в качестве режимных тренажеров и тренажеров оперативных переключений [3].

Существует множество электронных курсов по различным дисциплинам, созданных в различных электронных образовательных средах, но среди их разнообразия нам не удалось найти аналогов по магистерским дисциплинам, связанным с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетических системах, поэтому представляется актуальным описание принципов проектирования, структуры, функционального назначения, методики применения электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) в образовательном процессе, создаваемого с использованием современных тренажерных систем для профессиональной подготовки оперативного персонала [4].

В настоящее время на кафедре электрических сетей и электротехники ТПУ ведется работа по созданию ЭУМК по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетических системах, включающего в том числе блок деловых игр с использованием режимных тренажеров и тренажеров оперативных переключений.

Основной целью создания ЭУМК является формирование профессиональной компетентности посредством специализированных программных средств и мультимедийных технологий. Основу принципов проектирования ЭУМК составляют дидактические, психологические, методические и эргономические требования к ЭУМК.

В общем смысле основной целью создания учебно-методического комплекса является обеспечение студента полным комплектом учебно-методических материалов, позволяющих самостоятельно изучать дисциплину. Функции преподавателя включают консультирование, текущий и итоговый контроль, отыскание и применение способов повышения мотивации студентов к обучению.

Для разработки ЭУМК выбрана электронная обучающая среда (модульная объектно-ориентированная обучающая система) LMS Moodle, позволяющая с помощью стандартных средств создать полноценный комплект электронных учебных материалов с возможностью редактирования и управления ими.

Система управления курсами (CMS) Moodle также известна как система управления обучением (LMS), или виртуальная обучающая среда (VLE). Это веб-приложение предоставляет широкие возможности по созданию эффективных сайтов, предназначенных для электронного обучения [5]. Moodle представляет собой платформу, на которой размещаются теоретические и практические материалы для дистанционного обучения студентов. Среда Moodle предназначена как для создания полностью онлайн-курсов, так и для смешанного обучения.

Возможности Moodle: размещение материалов, созданных с помощью внешних программных продуктов (файлы различных форматов); создание учебных материалов внутри среды (содержит встроенный HTML-редактор); создание материалов для контроля знаний и организации совместной работы обучающихся (тесты, задания, семинары, вики, форумы и др.); мониторинг обучения; коммуникации внутри курса (форумы, чаты, вебинары); получение обратной связи от обучающихся (опросы, анкеты).

Основными задачами при использовании системы электронного обучения являются: разработка концепции и структуры ЭУМК, методического обеспечения деловых игр, организа-

ция аудиторной и самостоятельной работы студентов, техническое и инструментальное оснащение аудиторий.

В состав ЭУМК включены следующие основные компоненты: электронный учебник, лабораторный практикум в форме деловых игр и блок диагностики результатов обучения. Электронный учебник предназначен для самостоятельного изучения студентами теоретических материалов. Система тестов реализует функции проверки процесса и результатов освоения студентами теоретических и практических учебных материалов. Лабораторный практикум содержит методические указания к деловым играм по оперативным переключениям в электроустановках и по ведению режима электроэнергетической системы.

В электронном курсе «Оперативное управление в электроэнергетике» представлены теоретические материалы для подготовки студентов, задания и тесты, размещены задания и методические указания к деловым играм по оперативным переключениям и ведению режима энергосистемы. Кроме теоретических и практических материалов в электронный курс включаются мультимедийные файлы, в частности для демонстрации оперативных переключений в электроустановках.

Как показывает практика подготовки персонала энергопредприятий, для приобретения профессиональных навыков целесообразно использовать режимные тренажеры и тренажеры оперативных переключений, отражающие характер деятельности оперативного персонала в различных режимах работы электроэнергетических систем. Применение тренажеров в образовательном процессе требует разработки специального учебно-методического обеспечения, поскольку для студентов они используются в качестве обучающих, а не тренировочных систем.

Для проверки знаний и приобретения навыков практической деятельности используются специализированные и комплексные тренажеры.

Система оценивания деятельности участников деловой игры должна содержать перечень оцениваемых действий и их количественные показатели. Это могут быть, например, баллы, начисляемые или вычитаемые за определенные стандартные и нестандартные действия участников на каждом этапе деловой игры. Эта система должна быть связана с определенной деловой игрой на этапе разработки, при определении рекомендуемых действий. Как правило, оценивают ошибочные действия, необходимые решения, неполноту решений, различные траектории управления.

Основная форма проверки знаний и практических навыков оперативного персонала -противоаварийные тренировки. Оценка эффективности действий в процессе ликвидации аварийной ситуации обычно осуществляется по пятибалльной шкале и связывается с эталоном, сформированным экспертами. По степени отклонения параметров оценки управления от контрольных параметров, по количеству ошибок можно оценить качество действий участников тренировки [6].

В деловой игре по ведению режима студенты распределяют между собой следующие роли: Диспетчер районного диспетчерского управления, Дежурный электромонтер подстанции и Контролирующее лицо. Участникам деловой игры предоставляется информация об исходном состоянии схемы, о срабатывании коммутационной аппаратуры и устройств релейной защиты и автоматики [7].

В качестве инструмента для деловых игр по ведению режима электроэнергетической системы используются режимные тренажеры диспетчера «Феникс» и «Финист».

В качестве инструмента для деловых игр по оперативным переключениям выбран тренажер оперативных переключений «Модус» [8]. На базе этого тренажера разработаны деловые игры, способствующие получению начальных навыков производства оперативных переключений, работы диспетчера, а также максимальному приближению учебного процесса к реальным условиям [7]. Для проведения деловых игр по оперативным переключениям разработаны методические указания, определен состав участников и система оценки результатов обучения.

Деловая игра содержит два типа деятельности: собственно игровую и учебную. Игровая задача - выполнение студентом определенной профессиональной деятельности. Учебная - овладение знаниями и умениями. Решается эта задача до начала игры (изучение теоретических материалов и анализ решаемых в деловой игре проблем) и во время анализа действий играющих, осуществляемого после игры [9].

Для оценки результатов деятельности студента вычисляется сумма штрафных баллов, соответствующих сделанным ошибкам в процессе деловой игры. Ошибки условно делятся на незначительные, существенные и грубые. Результат деловой игры оценивается по следующим критериям: ведение оперативной документации, ошибки в бланках переключений, ошибки при переключениях, проверка бланка переключений, контроль.

Рассмотрим пример деловой игры по оперативным переключениям «Перевод присоединений с одной системы шин на другую».

В деловой игре студенты распределяют между собой следующие роли: Диспетчер районного диспетчерского управления, Дежурный электромонтер подстанции и Контролирующее лицо. Участникам деловой игры предоставляется информация об исходном состоянии схемы, о срабатывании коммутационной аппаратуры и устройств релейной защиты и автоматики. На рис. 1 представлен фрагмент типового бланка, по которому участники деловой игры производят переключения [10].

■ ПСИОкВ-МайскаяЦ

■ БЛАНК-ПЕРЕКЛЮЧЕНИИ- №1Ц

Задамие:-ВывестивремонтИсистемушинРУ-110кВ.Ц

Исходное-состояние-схемы:-ОРУ- 110°кВ- —схема- нормальная,-УРОВ,-ДЗШ - введены- в

работу.И

Начало-переключений:-------- час. мин.-- 20-----г.И

Окончание-переключений:--- час. мин.-- 20......г.И

От мет №■ опера МестоЦ Наименование-операцииН Примеч аниеН п

кав циив выполнения!]

а 1. - ГЩУВ Включить-ШСВМ-110-кВН а

ГЩУ1 Проверить-включённое-положение- И н

2. - РУ-ИОкВВ ШСВМ-110-кВН 0

ГЩУ1 Отключить-автомат-оперативных- п

3. -» Панели-ЕЗиАП цепей-ШСВМ-110-кВ.О

ГЩУ1 Проверить-введённое-положен ие- и

4. - Панели-ЕЗиАо ДЗШ-1—11-систем-шин-110-кВ.И

Рис. 1. Фрагмент типового бланка переключений

В процессе перевода присоединений с одной системы шин на другую необходимость и последовательность операций определяется указаниями инструкций по производству переключений. В процессе перевода присоединений с одной системы шин на другую и необходимости проверки синхронности напряжений в электроустановках, где отсутствуют приборы контроля синхронизма, синхронность напряжений систем шин и переводимых присоединений подтверждается диспетчерским или оперативным персоналом, дающим разрешение на перевод. Для открытых распределительных устройств (ОРУ) с большим числом присоединений, в которых шинные разъединители имеют электроприводы с дистанционным управлением, допустим перевод присоединений с одной системы шин на другую поочередно (по отдельным присоединениям). Необходимо произвести визуальную проверку положений шинных разъединителей переведенных присоединений по месту их установки. Последовательность переключений при выводе в резерв системы шин в электроустановке, в которой возможно возникновение феррорезо-нанса, указывается в инструкциях по производству переключений [11].

В зависимости от уровня подготовки студентов перед ними ставятся два вида задач.

Первый вид задачи. Студентам для ознакомления предоставляется сценарий вывода в ремонт первой системы шин распределительного устройства 110 кВ подстанции «Майская», но

задание для группы будет заключаться в том, чтобы ввести первую систему шин в работу. Исходное состояние ОРУ для первого задания представлено на рис. 2. Также в программе существует сценарий ввода первой системы шин в работу. Этот сценарий носит обучающий характер и позволяет студентам ознакомиться с особенностями данного вида работы.

Рис. 2. Схема ОРУ-110 кВ с выведенной в ремонт первой системой шин

Такая постановка задачи позволит студентам действовать согласно типовой инструкции по оперативным переключениям и в результате понять смысл и последовательность переключений, а не выучить бланк переключений наизусть для успешного выполнения задания. Студентом разрешается пользоваться типовой инструкцией по оперативным переключениям, бланком вывода в ремонт первой системы шин, а также помощью Диспетчера.

Для наиболее подготовленных студентов предусматривается схема без возможности просмотра сценария ввода первой системы шин в работу. Вместо этого группе студентов будет предоставлен бланк вывода в ремонт первой системы шин и схема распределительного устройства, находящегося в ремонте. Из числа студентов выбирается Диспетчер, который наблюдает за работой студентов, проверяет подготовленные бланки переключений, а также руководит всеми оперативными переключениями. Ответственность в группе студентов распределяется по матрице ответственности (табл. 1). В табл. 1: О - ответственный, И - исполнитель, К - консультант.

Таблица 1. Матрица ответственности

Операция Диспетчер Оперативный работник I Оперативный работник II

Сдача / Прием смены И И К

Составление бланка переключений К И/О К

Проверка бланка переключений И О К

Выполнение переключений К И/О О

Контроль выполнения переключений К И И/О

Диспетчер сдает и принимает смену, осуществляет контроль при составлении бланка переключений, проверяет бланк после его составления, а также контролирует работу оперативного персонала при переключениях.

Оперативный работник I также является исполнителем при сдачи и приеме смены, составляет бланк переключений и несет ответственность за составленный бланк, производит оперативные переключения в электроустановках и самостоятельно контролирует соответствие выполняемых действий составленному бланку переключений.

Оперативный работник II ведет контроль выполнения всех действий, связанных с приемом и сдачей смены, составлением бланка переключений, проверкой бланка переключений, выполнением оперативных переключений.

Второй вид задачи. Группа студентов разбивается на две подгруппы, в каждой подгруппе выбирается студент, выполняющий обязанности Диспетчера. Первая подгруппа производит вывод в ремонт второй системы шин подстанции «Майская», руководствуясь схемой распределительного устройства и типовой инструкцией по оперативным переключениям. В программе предусмотрен сценарий оперативных переключений, который можно использовать в процессе обучения студентов или исключить его для усложнения задания. Весь процесс работы контролируется Оперативным работником II и оформляется в оперативном журнале.

Вторая подгруппа студентов приступает к работе после того, как работа первой подгруппы полностью завершена, а именно: вторая система шин выведена в ремонт, записи в оперативном журнале оформлены соответствующим образом и подведены итоги проделанной работы. После этого Диспетчер сдает смену, рассказывает об изменениях в схеме распределительного устройства подстанции «Майская», количестве включенных заземляющих ножей и уточняет места их включения. Задача второй подгруппы состоит в том, чтобы ввести вторую систему шин в работу. Исходное состояние схемы ОРУ для второй группы представлено на рис. 3.

ОРУ-ИОкВ

Рис. 3. Схема ОРУ-110 кВ с выведенной в ремонт второй системой шин

Для выполнения задания составляется бланк переключений с использованием типовой инструкции по оперативным переключениям, схемы распределительного устройства, а также бланка переключений, составленного первой подгруппой. После составления обратного бланка переключений он проверяется Диспетчером, и система шин вводится в работу. Процесс ввода второй системы шин в работу непрерывно контролируется Оперативным работником II. Задание считается успешно выполнением, если члены группы не допускают ошибок в процессе работы.

По мнению авторов, применение деловых игр в составе электронного учебно-методического комплекса при обучении студентов электроэнергетического профиля должно способствовать приобретению студентами навыков и качеств, наиболее важных для успешной профессиональной деятельности, а именно: способность квалифицированно решать профессиональные задачи, гибко, нестандартно и своевременно реагировать на различные изменения, эффективно использовать новую технику и технологии. Деловая игра является одним из наиболее эффективных методов инновационного обучения, позволяющим устанавливать связи между теоретическим характером учебного процесса и практическим характером профессиональной деятельности студента.

Результаты апробации в учебном процессе разработанных деловых игр по оперативным переключениям и ликвидации технологических нарушений показывают, что магистранты в

процессе деловой игры получают навыки работы в команде и приобретают профессиональные навыки. Это подтверждает целесообразность дальнейшего развития деловых игр как перспективной технологии обучения магистрантов и эффективного средства их подготовки к профессиональной деятельности на предприятиях электроэнергетического комплекса [7].

Как показывают предварительные результаты, деловые игры являются эффективным способом освоения студентами широкого круга практических задач оперативного управления в электроэнергетике. Этим подтверждается целесообразность их дальнейшего развития как элемента образовательного процесса. Разработка ЭУМК по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетических системах в электронной среде обучения Moodle позволяет нам представлять учебные материалы в различных, в том числе мультимедийной, формах, оценивать качество знаний с помощью тестовых заданий, реализовывать индивидуальный подход и управлять самостоятельной работой студентов, а магистранты получают возможность применять совокупность полученных знаний и умений как в процессе деловых игр, так и в профессиональной деятельности.

Статья рекомендована к публикации по итогам работы VМеждународной молодежной конференции "Электроэнергетика глазами молодежи 2014".

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Черкасов М.Н. Инновационные методы обучения студентов // «Инновации в науке»: материалы XIV Международной заочной научно-практической конференции. Ч. I. (19 ноября 2012 г.). - Новосибирск: СибАК, 2012. - С. 124-129.

2. Трощинский В.В. Методическое обеспечение деловых игр для обучения студентов электроэнергетического профиля // Электроэнергетика глазами молодежи: науч. тр. V Между-нар. науч.-техн. конф., г. Томск, 10-11 ноября 1914 г. / Мин-во образования и науки РФ, Томский политехнический университет. -Томск. - Т. 2. - С. 620-624

3. Хрущев Ю.В., Бацева Н.Л., Мастерова О.А. Активизация подготовки студентов-электроэнергетиков с помощью деловых игр // Известия вузов. Проблемы энергетики. -2010. - № 3-4/I. - С. 38-41.

4. Хрущев Ю.В., Бацева Н.Л., Фикс Н.П., Калани Э.Я. Постановка деловых игр по оперативному управлению в электроэнергетике для профессиональной подготовки магистрантов // Электроэнергетика глазами молодежи: научные труды IV Международной научно-технической конференции, Новочеркасск, 14-18 октября 2013. - Новочеркасск: ЛИК, 2013 - Т. 2 - C. 448-452.

5. Инструменты MOODLE для организации и управления процессом дистанционного обучения. - URL: http://dev.lms.tpu.ru (дата обращения: 03.10.2014)

6. Меркурьев Г.В. Оперативно-диспетчерское управление энергосистемами: учеб. пособие. -СПб.: Центр подготовки кадров энергетики, 2002. - 99 с.

7. Калани Э.Я. Организация образовательной деятельности магистрантов в форме деловых игр по дисциплине «Оперативное управление в электроэнергетике» // Уровневая подготовка специалистов: государственные и международные стандарты инженерного образования 2013. - С. 47-49.

8. Тренажер оперативных переключений «Модус» // Компания Модус. 2012. - URL: http://swman.ru/content/blogcategory/20/48 (дата обращения: 25.01.2015).

9. Калентионок Е.В., Прокопенко В.Г., Федин В.Т. Оперативное управление в энергосистемах: учеб. пособие. - Минск: Высш. шк., 2007. - 351 с.

10. Стандарт организации ОАО «СО ЕЭС». СТО 59012820.03.100.30-002-2009. Профессиональная подготовка поддержание и повышение квалификации персонала: утв. и введен в действие приказом ОАО «СО ЕЭС» от 06.11.2009. № 434. - М., 2009.

11. ГОСТ Р.1.4-2004. Правила переключений в электроустановках. - М., 2011. - 110 с.

Поступила 29.01.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.