ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ OPERATIONAL MANAGEMENT OF THE TRAINING PROCESS
Махов Станислав Юрьевич
кандидат педагогических наук, профессор кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова
г. Орел, Россия
Makhov Stanislav Yurievich
Ph.D., professor department of physical training and sports Orel law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after V. V. Lukyanov
Orel, Russia
Аннотация. Оперативное управление предусматривает достижение заданных характеристик двигательных действий, реакций функциональны^х систем организма при вы^толнении отдельных тренировочных упражнений или их комплексов.
Abstract. Operational control involves the achievement of specified characteristics of motor actions, reactions of the functional systems of the body when performing individual training exercises or their complexes.
Ключевые слова: оперативное управление, тренировочны^/й процесс, спортивная подготовка.
Keywords: operational management, training process, sports training.
Реализация оперативного управления связана с использованием показателей, составляющих арсенал средств оперативного контроля, сопоставлением полученных данных с заданными и разработкой на этой основе путей коррекции тренировочной и соревновательной деятельности.
В частности, оперативное управление является решающим фактором, определяющим эффективность совершенствования различных сторон подготовленности, особенно физической, технической, тактической. Управлению на основе данных оперативного контроля подлежат такие характеристики параметров тренировочной нагрузки, как продолжительность и количество отдельных упражнений, интенсивность работы при их выполнении, продолжительность пауз между отдельными упражнениями и т.п. С этой целью оцениваются самые различные показатели, отражающие возможности организма спортсменов, их реакцию на нагрузки.
Оперативное управление продолжительностью пауз между отдельными упражнениями осуществляется по показателям, характеризующим состояние систем, несущих основную нагрузку при выполнении соответствующих упражнений.
Эффективность оперативного управления тренировочным процессом может быть существенно повышена при использовании современных технических средств, которые позволяют регистрировать информацию о динамических
и кинематических характеристиках движений, реакциях основных функциональных систем, их соответствии заданным характеристикам. Так, например, в различных видах спорта нашли применение кардиолидеры, обеспечивающие управление интенсивностью работы спортсмена по данным ЧСС; ритмолидеры (световые и звуковые), формирующие оптимальную ритмическую структуру движений.
Следует отметить, что оптимальное управление тренировочным процессом затруднено в связи со сложностью объекта управления (в качестве объекта управления выступает спортсмен в условиях экстремальных воздействий на него физических и психических нагрузок). Все это требует поиска и обоснования высокоэффективных средств и методов подготовки обеспечения такого их взаимодействия в рамках тренировочного процесса, которое бы обеспечило дальнейший рост спортивных достижений при стабилизации количественных параметров задаваемых нагрузок, но повышении качества их выполнения путем достижения заранее запланированных промежуточных и итоговых тренировочных эффектов.
Текущее управление тренировочным процессом связано с оптимизацией его структуры в микроциклах, мезоциклах, а также отдельных соревнований или их серии.
Построение тренировки в малых циклах (микроциклах)
Микроцикл — это малый цикл тренировки, чаще всего с недельной или около недельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий.
Внешними признаками микроцикла являются:
- наличие двух фаз в его структуре — стимуляционной фазы (кумулятивной) и восстановительной фазы (разгрузка и отдых). При этом равные сочетания (по времени) этих фаз встречаются лишь в тренировке начинающих спортсменов. В подготовительном периоде стимуляционная фаза значительно превышает восстановительную, а в соревновательном, их соотношения становятся более вариативными;
- часто окончание микроцикла связано с восстановительной фазой, хотя она встречается и в середине его;
- регулярная повторяемость в оптимальной последовательности занятий разной направленности, разного объема и разной интенсивности.
Анализ тренировочного процесса в различных видах спорта позволяет выделить определенное число обобщенных по направлениям тренировочных микроциклов: втягивающих, базовых, контрольно-подготовительных, подводящих, а также соревновательных и восстановительных.
В практике отдельных видов спорта встречается от четырех до девяти различных типов микроциклов (рис. 1).
Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммарной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсмена к напряженной тренировочной работе. Применяются в первом мезоцикле подготовительного периода, а также после болезни.
Рис. 1. Типы микроциклов
Базовые микроциклы (общеподготовительные) характеризуются большим
суммарным объемом нагрузок. Их основные цели — стимуляция адаптационных
процессов в организме спортсменов, решение главных задач технико>-» . и и и V/ Г"\
тактической, физической, волевой, специальной психической подготовки. В силу этого базовые микроциклы составляют основное содержание подготовительного периода.
Контрольно-подготовительные микроциклы делятся на ^ециально-подготовительные и модельные.
Специально подготовительные микроциклы, характеризующиеся средним объемом тренировочной нагрузки и высокой соревновательной или около соревновательной интенсивностью, направлены на достижение необходимого уровня специальной работоспособности в соревнованиях, шлифовку технико-тактических навыков и умений, специальную психическую подготовленность.
Модельные микроциклы связаны с моделированием соревновательного регламента в процессе тренировочной деятельности направлены на контроль за уровнем подготовленности и повышение способностей к реализации накопленного двигательного потенциала спортсмена. Общий уровень нагрузки в нем может быть более высоким, чем в предстоящем соревновании (правило превышающего воздействия).
Эти два вида контрольно-подготовительных микроцикле используются на заключительных этапах подготовительного и соревновательного периода.
Подводящие микроциклы. Содержание этих микроциклов может быть разнообразным. Оно зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям, особенностей его подготовки к главным стартам на заключительном
этапе. В них могут решаться вопросы полноценного восстановления и психической настройки. В целом они характеризуются невысоким уровнем объема и суммарной интенсивности нагрузок.
Восстановительные микроциклы обычно завершают серию напряженных базовых, контрольно-подготовительных микроциклов. Волевая подготовка — система воздействий, применяемых для формирования и совершенствования необходимых для спортсмена волевых качеств (целеустремленность, решительность, смелость, настойчивость, стойкость и т.д.).
Восстановительные микроциклы планируют и после напряженной соревновательной деятельности. Их основная роль сводится к обеспечению оптимальных условий для восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена. Это обусловливает невысокую суммарную нагрузку таких микроциклов, широкое применение в них средств активного отдыха.
Соревновательные микроциклы имеют основной режим, соответствующий программе соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов определяются спецификой соревнований в различных видах спорта, общим числом стартов и паузами между ними. В зависимости от этого соревновательные микроциклы могут ограничиваться стартами, непосредственным подведением к ним и восстановительными занятиями, а также могут включать и специальные тренировочные занятия в интервалах между отдельными стартами и играми.
В практике спорта широко применяются микроциклы, получившие название ударных. Они используются в тех случаях, когда время подготовки к какому-то соревнованию ограниченно, а спортсмену необходимо быстрее добиться определенных адаптационных перестроек. При этом ударным элементом могут быть объем нагрузки, ее интенсивность, концентрация упражнений повышенной технической сложности и психической напряженности, проведение занятий и экстремальных условиях внешней среды. Ударными могут быть базовые, контрольно-подготовительные и соревновательные микроциклы в зависимости от этапа годичного цикла и его задач.
В отдельных микроциклах должна планироваться как работа разной направленности, обеспечивающая по возможности совершенствование различных сторон подготовленности, так и работа более или менее выраженной преимущественной направленности и соответствии с закономерностями построения тренировки на конкретных этапах годичной и многолетней подготовки.
Построение тренировки в средних циклах (мезоциклах)
Мезоцикл — это средний тренировочный цикл продолжительностью от 2 до 6 недель, включающий относительно законченный ряд микроциклов.
Построение тренировочного процесса на основе мезоциклов позволяет систематизировать его в соответствии с главной задачей периода или этапа подготовки, обеспечить оптимальную динамику тренировочных и соревновательных нагрузок, целесообразное сочетание различных средств и методов подготовки, соответствие между факторами педагогического воздействия и восстановительными мероприятиями, достичь преемственности в воспитании различных качеств и способностей.
Внешними признаками мезоцикла являются:
1) повторное воспроизведение ряда микроциклов (обычно однородных) в единой последовательности либо чередование различных микроциклов определенной последовательности. При этом в подготовительном периоде они чаще повторяются, а в соревновательном чаще чередуются;
2) смена одной направленности микроциклов другими характеризует и смену мезоцикла;
3) заканчивается мезоцикл восстановительным (разгрузочным) микроциклом, соревнованиями или контрольными испытаниями.
Анализ тренировочного процесса в различных видах спорт позволяет выделить определенное число типовых мезоциклов: втягивающих, базовых, контрольно-подготовительных, предсоревновательных, соревновательных, восстановительных (рис. 2).
Втягивающие
Базовые
Контрольно-подготовительные
МЕЗОЦИКЛЫ
— Предсоревновательные
Соревновательные
Восстановительные
Рис. 2. Типы мезоциклов
Втягивающие мезоциклы. Их основная задача — постепенное подведение спортсменов к эффективному выполнению специфической тренировочной работы. Это обеспечивается применением упражнений, направленных на повышение или восстановление работоспособности систем и механизмов, определяющих ypoвень разных компонентов выносливости; скоростно-силовых качеств и гибкости; становление двигательных навыков и умений. Эти мезоциклы применяются в начале сезона, после болезни или травм, также после других вынужденных или запланированных перерывов в тренировочном процессе.
Базовые мезоциклы. В них планируется основная работа по повышению функциональных возможностей основных систем организма, совершенствованию физической, технической, тактической и психической подготовленности. Тренировочная программа характеризуется использованием всей совокупности средств, большой по объему и интенсивности тренировочной работой, широким использованием занятий с большими нагрузками. Базовые мезоциклы состав-
ляют основу подготовительного периода, а соревновательный включаются с целью восстановления физических качеств и навыков, утраченных в ходе стартов.
Контрольно-подготовительные мезоциклы. Характерной особенностью тренировочного процесса в этих мезоциклах является широкое применение соревновательных и специально подготовительных упражнений, максимально приближенных к соревновательным. Эти мезоциклы характеризуются, как правило, высокой интенсивностью тренировочной нагрузки, соответствующей соревновательной или приближенной к ней. Они используются во второй половине подготовительного периода и в соревновательном периоде как промежуточные мезоциклы между напряженными стартами, если для этого имеется соответствующее время.
Предсоревновательные (подводящие) мезоциклы предназначены для окончательного становления спортивной формы за счет устранения отдельных недостатков, выявленных в ходе подготовки спортсмена, совершенствования его технических возможностей
Особое место в этих мезоциклах занимает целенаправленная психическая и тактическая подготовка. Важное место отводится моделированию режима предстоящего соревнования.
Общая тенденция динамики нагрузок в этих мезоциклах характеризуется, как правило, постепенным снижением суммарного объема и объема интенсивных средств тренировки перед главными соревнованиями. Это связано с существованием в организме механизма «запаздывающей трансформации» кумулятивного эффекта тренировки, который состоит в том, что пик спортивных достижений как бы отстает по времени от пиков общего и частных наиболее интенсивных объемов нагрузки. Эти мезоциклы характерны для этапа непосредственной подготовки к главному старту и имеют важное значение при переезде спортсменов в новые контрастные климато-географические условия.
Соревновательные мезоциклы. Их структура определяется спецификой вида спорта, особенностями спортивного календаря, квалификацией и уровнем подготовленности спортсмена. В большинстве видов спорта соревнования проводятся в течение всего года на протяжении 5-10 месяцев. В течение этого времени может проводиться несколько соревновательных мезоциклов. В простейших случаях мезоциклы данного типа состоят из одного подводящего и одного соревновательного микроциклов. В этих мезоциклах увеличен объем соревновательных упражнений.
Восстановительный мезоцикл составляет основу переходного периода и организуется специально после напряженной серии соревнований. В отдельных случаях в процессе этого мезоцикла возможно использование упражнений, направленных на устранение проявившихся недостатков или подтягивание физических способностей, не являющихся главными для данного вида спорта. Объем соревновательных и специально подготовительных упражнений значительно снижается.
Текущее управление предусматривает разработку и реализацию таких сочетаний факторов тренировочного воздействия, соревновательных стартов, дней отдыха, средств направленного восстановления и стимуляции работоспособности, которые обеспечивали бы эффективные условия для
полноценной адаптации организма спортсмена в нужном направлении, проявления имеющихся возможностей в соревнованиях.
В числе основных условий адаптации организма спортсмена к тренировочным и соревновательным нагрузкам следует выделить:
1) обеспечение оптимального соотношения в тренировочном процессе занятий с различными по величине нагрузками, которое, с одной стороны, позволяет в должной мере стимулировать адаптационные процессы, а с другой - создает условия для полноценного протекания этих процессов;
2) рациональное соотношение в мезоциклах подготовки нагрузочных и восстановительных микроциклов как основы для эффективной адаптации;
3) оптимальное соотношение в микроциклах и мезоциклах работы различной преимущественной подготовленности, тренировочных и соревновательных нагрузок;
4) направленное управление работоспособностью восстановительными и адаптационными процессами путем комплексного применения педагогических, психологических, медико-биологических, фармакологических средств.
В этом аспекте возникает и требует своего разрешения диалектическое противоречие. С одной стороны, адаптация организма спортсмена к внешним воздействиям является необходимым условием для развития, для выполнения больших по интенсивности и, как правило, по объему нагрузок, с другой стороны, с приспособлением происходит ослабление ответной реакции организма и возникает необходимость в вариативности задаваемых нагрузок, их повышении.
Таким образом, для получения необходимой ответной реакции на воздействие тренировки нельзя создавать стандартные условия, к которым организм быстро адаптируется. Прежде всего, это относится к тренировочным нагрузкам - они не должны быть одинаковыми по объему, интенсивности, количеству и последовательности включения упражнений, темпу их выполнения и другим параметрам.
Одна из отличительных и главных особенностей динамики задаваемых нагрузок предполагает последовательное и синхронное чередование нагрузочных и восстановительных фаз с выраженным превалированием соответственно катаболических и анаболических процессов.
Высокая вариативность тренировочного процесса высококвалифицированных спортсменов обеспечивает мощные воздействия на организм в нагрузочной фазе, преобладание процессов катаболизма как условия дальнейшего развития адаптации и установления гомеостаза на более высоком
уровне (повышение тренированности), с одной стороны, и не позволяет организму приспособиться (снизить реакцию) на предлагаемые нагрузки, с другой. Анаболическая направленность обменных процессов восстановительной фазы определяет повышенный уровень работоспособности («сверхвос-становление», «суперкомпенсация») к моменту включения последующей нагрузочной фазы. Реализация возможностей текущего управления тренировочным процессом осуществляется двумя путями.
Первый путь связан с применением стандартных «блоков» из серий тренировочных занятий, типовых моделей тренировочных дней, микро - и мезо-циклов, сочетаний тренировочных программ, восстановительных и стимулирующих средств и т.п. В основе таких «блоков» и моделей лежат научно обоснованные положения, отражающие закономерности развития утомления и восстановления при выполнении работы различной направленности и продолжительности, формирования адаптации к факторам воздействия, суммарного и кумулятивного воздействия на организм спортсмена тренировочных и соревновательных нагрузок, которые экспериментально апробированы в практике подготовки спортсменов. Знание закономерностей построения «блоков» и моделей тренировки, их сочетания и особенностей воздействия на организм спортсмена позволяет тренеру достаточно эффективно управлять его состоянием, не прибегая к данным специального контроля.
Второй путь основывается на постоянном текущем контроле за работоспособностью спортсменов, развитием процессов утомления и восстановления, возможностями основных функциональных систем и их реакциями на предельные и стандартные нагрузки.
Этот путь, хотя и требует дополнительных знаний, специальной аппаратуры, привлечения специалистов позволяет точно оценивать текущее состояние спортсмена и в соответствии с этим планировать величину и направленность нагрузок занятий, режим работы и отдыха в микроциклах, выбор наиболее эффективных средств тренировочного воздействия.
Выводы. Оптимальное управление тренировочным процессом затруднено сложностью, высокой организацией (еще далеко до конца не познанной) системы организма спортсменов, с одной стороны, и экстремальностью воздействий на нее тренировочных, соревновательных и психоэмоциональных нагрузок, выполняемых в сложных социально-экономических, экологических, климатогео-графических условиях, с другой, определяет вероятностный, неоднозначный характер поведения системы организма спортсменов.
Все это требует поиска и обоснования средств и методов подготовки, обеспечения такого их взаимодействия в рамках различных тренировочных структур, которое бы обеспечило дальнейший рост спортивных достижений при стабилизации вынужденной, ограничиваемой биологическими и психическими возможностями человека задаваемых нагрузок.
Одним из основных направлений дальнейшего повышения эффективности тренировочного процесса является совершенствование системы управления подготовкой спортсменов, центральное звено которой занимает комплексный контроль.
Возрастающее значение методологии комплексного контроля подготов-
ленности спортсменов и управления тренировочным процессом обусловлено многими характерными для современного спорта причинами, среди которых:
значительное усложнение системы подготовки спортсменов;
3
отставание качества комплексного контроля от требований по организации спортивной тренировки как управляемого процесса;
увеличение числа измеряемых показателей, регистрируемых в процессе тренировок и соревнований;
повышение требований к метрологическому обеспечению сбора и анализа информации о подготовленности и готовности спортсменов.
Данные положения предъявляют повышенные требования к организации мероприятий по обеспечению комплексного контроля и управления тренировочным процессом, определяют необходимость разработки новых средств, методов и технологий, позволяющих тренеру получить и обработать большой объем разнообразной информации, оперативно принять управляющее решение.
Результаты исследования свидетельствуют о высокой значимости реализации теоретико-методических положений комплексного контроля для повышения эффективности управления тренировочным процессом спортсменов.
Литература
1. Кароблис П. Б. Основы системы управления тренировочным процессом бегунов высокой квалификации на средние, длинные дистанции и 3000 м с препятствиями / П. Б. Кароблис. — М. : ГЦОЛИФК, 2008. —180 с.
2. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры : учебник /Л. П. Матвеев. — М. : Физкультура и спорт, СпортАкадем-Пресс, 2008. — 544 с.
3. Михайлов В. В. Распределение тренировочной нагрузки в годичных циклах подготовки спортсменов / В. В. Михайлов, В. Г Минченко // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 3. - С. 23-26.
4. Построение и содержание тренировочного процесса высококвалифицированных спортсменов на различных этапах годичной подготовки / под ред. Б. Н. Шустина. М., 2008. — 246 с.
5. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — М. : Издательский центр «Академия», 2011. — 312 с.
References
1. Karoblis P. B. Osnovy sistemy upravleniya trenirovochnym processom begunov vysokoj kvalifikacii na srednie, dlinnye distancii i 3000 m s prepyatstviyami [Fundamentals of the training process management system of highly qualified runners for medium, long distances and 3000 m with obstacles]. Moscow, GCOLIFK Pub/., 2008,180p.
2. Matveev L. P. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury [Theory and methods of physical culture]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ, SportAkadem-Press Publ, 2008, 544 p.
3. Mihajlov V. V., Minchenko V. G. Raspredelenie trenirovochnoj nagruzki v godichnyh ciklah podgotovki sportsmenov [Distribution of training load in annual cycles of training athletes]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury - Theory and practice of physical culture, 2008, no. 3, pp. 23-26.
4. Shustina B. N. (ed.). Postroenie i soderzhanie trenirovochnogo processa vysokokvalificirovannyh sportsmenov na razlichnyh etapah godichnoj podgotovki [The construction and maintenance of the training process of highly skilled athletes at various stages of the annual training]. Moscow, 2008, 246p.
5. Kholodov Zh. K., Kuznetsov B. C. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta [Theory and methods of physical education and sport]. Moscow, Akademiya Publ., 2011, 312 p.