А.Ф. Самороковский,
кандидат технических наук
В.В. Шаргородский
ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КОМПЛЕКСНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
OPERATIVE-TACTICAL TEACHINGS AS COMPONENT PART OF COMPLEX PREPARATION MIDSHIPMAN AND LISTENERS EDUCATIONAL INSTITUTIONS MVD RUSSIAN FEDERATION
В настоящей статье раскрываются цели, задачи и основные принципы организации и проведения оперативно-тактических учений в образовательных учреждениях МВД России.
In persisting article open to purposes, problems and the cardinal principles to organizations and undertaking operative-tactical teachings in educational institutions Ministry of the Interior of Russia.
Главной задачей образовательных учреждений МВД Российской Федерации является подготовка высокопрофессиональных специалистов для органов внутренних дел. В настоящее время приоритетным направлением совершенствования учебно-воспитательного процесса является усиление практической направленности обучения курсантов и слушателей. Для формирования умений и навыков практических действий, необходимых для грамотного выполнения служебнобоевых задач, а также развития у обучающихся профессионально-деловых качеств целесообразно проведение оперативно-тактических учений
(ОТУ) в образовательных учреждениях МВД Российской Федерации. ОТУ занимают важней -шее место в подготовке будущих сотрудников органов внутренних дел и являются наиболее эффективной формой практического обучения, позволяющей закрепить теоретические знания при отработке профессиональных ситуаций и выполнении конкретных действий. Кроме того, на всех этапах проведения ОТУ происходит формирование высоких моральных и психологических качеств, необходимых при решении задач в сложной, динамично меняющейся обстановке.
Подготовка и проведение ОТУ осуществляются в строгом соответствии с требованиями приказа МВД России от 25 мая 2009 года № 400ДСП «О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах».
Данные учения являются комплексными, поскольку в ходе их проведения курсанты и слушате-
ли, обладая определенными знаниями, навыками и умениями, полученными при изучении ряда дисциплин, решают комплекс типовых оперативнослужебных и служебно-боевых задач в рамках основных направлений оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел. Опыт ведущих образовательных учреждений министерства внутренних дел показывает, что достижение высоких результатов в подготовке специалистов возможно только при грамотном междисциплинарном взаимодействии кафедр, участвующих в подготовке и проведении ОТУ, а также качественном организационно-методическом и материально-техническом обеспечении.
Практические задания, решаемые в ходе учения, должны быть взаимосвязаны между собой и последовательно вытекать одно из другого. Грамотные действия при отработке одной ситуации должны закладывать фундамент для приня -тия правильного решения на выполнение сле-дующего задания и наоборот. Практические за -дания, конкретные ситуации и вводные необхо -димо разрабатывать таким образом, чтобы в конечном итоге были достигнуты как основные цели ОТУ, так и цели, стоящие перед каждой задействованной кафедрой.
Оперативно-тактические учения проводятся в целях:
• усиления практической направленности обучения курсантов и слушателей;
• определения качества подготовки выпускников образовательных учреждений МВД Российской Федерации.
Задачи ОТУ имеют широкий спектр и зави- задачи ОТУ остаются неизменными (рис.1).
сят от участвующих кафедр. Однако основные
Рис.1. Задачи ОТУ
Основной метод обучения на оперативнотактическом учении - практическая работа по выполнению всеми обучаемыми своих функциональных обязанностей в условиях, максимально приближенных к реальной оперативнослужебной деятельности. Цели ОТУ могут быть достигнуты лишь в том случае, когда при организации и проведении учений соблюдаются определенные требования. Сложность выполняемых органами внутренних дел повседневных оперативно-служебных и служебно-боевых задач требует от курсантов и слушателей проявления высоких морально-волевых качеств, отличной психологической и физической подготовленности, высокого профессионального умения вы -полнять служебные задачи в экстремальных условиях.
Исходя из этого, к основным требованиям, предъявляемым к оперативно-тактическим учениям, относятся:
• воспитание на учениях личного состава, подготовка его в духовном, профессиональном и физическом отношении к выполнению постав -ленных задач;
• умелое применение на учениях основного принципа обучения — учить курсантов и слушателей тому, что необходимо для выполнения служебных задач сотрудниками органов внутренних дел в различных условиях, создавая об-
становку, максимально приближенную к реаль -ной;
• обеспечение постоянной готовности обучаемых к выполнению реальных оперативнослужебных и служебно-боевых задач;
• соблюдение принципа наглядности в обучении.
При подготовке учений необходимо не только вызвать у обучаемых интерес к ним, но и поддерживать этот интерес в ходе учений, так как он является важным условием формирования профессионального мастерства, воспитания инициативы и решительности.
Особое место при подготовке ОТУ отводится разработке тактического замысла. Он должен соответствовать характеру выполняемых подразделениями органов внутренних дел задач, обеспечивать создание сложной и поучительной криминогенной обстановки, острых ситуаций, требующих глубокого анализа и творческого подхода курсантов и слушателей к принятию решений, и обеспечивать полную отработку учебных целей и вопросов. В процессе разработки тактического замысла определяется продолжительность каждого этапа и учения в целом. При определении этапов учения особое внимание уделяется их формулированию и определению содержания учебных вопросов, которые должны логически вытекать из содержания так-
тического замысла и отражать его. В этапах учения и учебных вопросах необходимо последовательно раскрывать содержание темы. Деление учения на этапы позволяет руководителю обеспечить последовательную и целеустремленную отработку поставленных учебных вопросов.
Оперативно-тактические учения целесообразно проводить в 4 этапа:
1-й этап — формирование из числа курсан -тов и слушателей учебного оперативного шта -ба и разработка плана профилактических ме-роприятий по условиям общей и частной об -становки, а также с учетом справочных данных (оперативно-розыскные и разведывательные мероприятия, мероприятия по линии милиции общественной безопасности, инженерное, морально-психологическое, тыловое, техниче -ское и медицинское обеспечение);
2-й этап — выработка решения на проведение специальной операции по замыслу, разработанному штабом по организации и проведению ОТУ;
3-й этап — непосредственное проведение специальной операции (силовых действий) с целью пресечения чрезвычайных обстоятельств и нормализации оперативной обстановки на обслуживаемой территории в возникших (по условиям ОТУ) особых условиях;
4-й этап — оформление отчетных документов специальной операции (журнал боевых дей -ствий, решение, боевой приказ, распоряжения, схгмы и др.), а также всего этапа ОТУ (подготовка фотоматериалов и отчетной справки).
Разработка ОТУ включает разработку замысла, оперативного задания и плана-календаря его подготовки и проведения. Может быть предусмотрен и план наращивания обстановки.
Проведению ОТУ предшествует подготов-ка руководителей, посредников, курсантов и слушателей, а также мероприятия по обеспе-чению игровых коллективов необходимыми м атер иально - техническими средствами.
Отработка учебных вопросов начинается с объявления руководителем оперативного времени. После этого между курсантами и слушателями распределяются игровые роли должностных лиц учебного оперативного штаба (групп оперативно-служебного применения).
В зависимости от содержания учебных вопросов, ОТУ может начинаться с оценки обстановки, докладов принятых решений, отдачи распоряжений (доведение боевого приказа). По ним заслушиваются два -три обучаемых (слушатели и курсанты в роли должностных лиц оперативного штаба или старших групп оперативно-
служебного применения), затем проводится обсуждение докладов, в ходе которого руководитель (посредник) указывает на недостатки, причины их допущения и меры по их устранению. При отработке вопросов в составе групп опера-
тивно -служебного применения руководителем (посредником) могут оцениваться: действия
старшего группы; занятие группой исходного рубежа (позиции); осуществление силовых дей -ствий и так далее. При необходимости руководи -тель (посредник) предлагает наиболее целесообразный вариант отработки вводных задач.
При проведении 3-го этапа ОТУ из курсантов и слушателей, ранее выполнявших обязанности членов учебных оперативных штабов, формируются группы оперативно-служебного применения, которые действуют в соответствии с ранее принятыми ими же решениями. В процессе проведения данного этапа целесообразно дополнять оперативную обстановку вспомогательны -ми вводными, которые заранее неизвестны условным должностным лицам оперативного штаба и старшим групп оперативно-служебного применения. Это позволит проявлять инициати -ву и изобретательность при выполнении заданий, уходить от шаблонных вариантов решений. Непосредственное проведение специальной операции осуществляется в соответствии с приказами и иными нормативными документами МВД России и других взаимодействующих органов.
В рамках 4-го этапа ОТУ отрабатываются вопросы подготовки отчетных документов (планы, решения, схемы и др.). Отчетные документы оформляются в соответствии с требованиями нормативных документов МВД России, регламентирующих деятельность ОВД в особых условиях, и передаются для оценки в штаб ОТУ.
Решение на проведение специальной операции и другие отчетные документы по условиям ОТУ разрабатываются учебным оперативным штабом в соответствии с требованиями ведомственных нормативных актов. Качество их разработки оценивается штабом учений.
При проведении оперативно-тактических учений большое значение имеет разъяснение курсантам и слушателям значения воспитания в себе высоких морально-волевых и профессиональных качеств, высокая дисциплинированность всего личного состава. Невозможно достичь высоких результатов в воспитании и обучении курсантов и слушателей без высокой и постоянной требовательности. Выполнение различных распоряжений, действий и приемов связано с проявлением определенных и физических усилий, с преодолением трудностей. Если руководитель требователен, то подчиненные стремятся преодолеть трудности, а не обойти их. Боль -шую роль на учениях играет личный пример руководителя. Если он сам показывает пример образцового исполнения своих обязанностей, то вызывает этим у курсантов и слушателей чувство подражания.
Особое место в проведении подобных учений отводится подведению итогов и оценке дей -ствий каждого обучаемого. На разборе ОТУ ана-
лизируются действия курсантов и слушателей, указываются причины допущенных недостатков и просчетов, а также наиболее правильные решения и действия отдельных курсантов и слушателей , игровых коллективов. Актуальность приобретает введение и соблюдение единого порядка выставления оценок обучаемым.
В соответствии с основным предназначением данной формы профессиональной подготовки каждому курсанту и слушателю предоставляется возможность самостоятельного решения типовых оперативно-служебных заданий в обстанов -ке, максимально приближенной к реальной, в том числе в условиях осложнения криминогенной обстановки и противодействия криминаль-ных структур.
В основе практического обучения учебноигровых оперативных штабов должны быть заложены элементы командно-штабных учений и штабных тренировок.
Опыт проведения ОТУ в Воронежском институте МВД России подтвердил тот факт, что для большинства кафедр эти учения стали действенным стимулом развития межпредметной ин -теграции учебно-воспитательного процесса вокруг одной из основных задач - усиление практической направленности обучения. Учения яв -ляются решающим этапом системного закрепления и проверки профессионально значимых ка -честв, знаний, умений и навыков курсантов и слушателей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Буданов А. В., Майдыков А. Ф. Разработка и проведение комплексных оперативных учений в образовательных учреждениях МВД России: учебно-методическое пособие. — М.: Академия управления МВД РФ, 1997. — 86 с.
2. Методика тактико-специальной подготов -ки: учебник. — М.: Воениздат, 1983. — 125 с.
3. Подготовка и проведение оперативнотактического учения «Щит»: методические рекомендации. — М.: МИ МВД РФ, 2000. — 34 с.
4. Частная методика преподавания общей тактики: учебное пособие. — М.: Военная академия им. М.В. Фрунзе, 1982. — 264 с.