УДК 343
ПОЗДНЯКОВ Александр Николаевич Академия управления МВД России г. Москва, Россия [email protected]
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРИМИНОГЕННОЙ СИТУАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕЁ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
В статье обозначена актуальность проблем, связанных с преступностью иностранцев и лиц без гражданства -этнической преступностью. Влияние мигрантов этнический баланс многих российских регионов и оперативную обстановку. Повышенный резонанс на преступления корыстно-насильственного характера или совершенные на бытовой почве членами различных этнических диаспор. Увеличение числа преступлений, совершаемых членами этнических преступных структур на территории конкретного региона - как фактор и основание для введения режима чрезвычайной ситуации. Этническая преступность -как проблема не только криминального характера, но и проблема государственной безопасности. Причины явно запоздалых и недостаточно эффективных оперативно-розыскных мер, направленных на предупреждение и пресечение преступлений, совершаемых представителями различных этнических диаспор кроется в недостаточном научном обеспечении такой деятельности, в отсутствии четко сформулированных и нормативно закрепленных понятий и терминов, в отсутствии самого определения этнической преступности и его субъектов. Оперативно-розыскная характеристика криминогенной ситуации, в контексте воздействия на неё этнической преступности, представляет из себя целостную систему устойчивых и взаимосвязанных информационных признаков и факторов. Область криминального воздействия рассматриваемой преступности на интересы общества и государства, одновременно являющиеся объектами уголовно-правовой охраны, имеет разноплановых характер, и в зависимости от целеполагания, преследуемой соответствующей социально опасной деятельностью, может быть классифицирована по преступным деяниям. Анализ оперативно-розыскной ситуации региона в контексте воздействия на неё этнической преступности с присущими ей признаками и факторами может и должен способствовать решению следующих задач:
- оптимизации процесса оперативного контроля за деятельностью этнических преступных структур на основе сведений об её признаках;
- формирование научной базы частных методик оперативного контроля по сбору и систематизации сведений о деятельности этнических криминальных структур;
- выработка адекватных и современных мер, направленных на обеспечение действенного контроля за развитием криминогенной ситуации в рассматриваемой сфере правоохранительной деятельности, а также на устранение причин и условий, способствующих развитию этнической преступности;
- способствовать объективной и всесторонней оценки результатов борьбы правоохранительных органов с этническими преступными структурами;
- поиск логических связей между системой устойчивых и взаимосвязанных информационных признаков и факторов для их учета при решении задач ОРД.
Ключевые слова: преступность иностранцев и лиц без гражданства, этническая преступность, преступления корыстно-насильственного характера, тактические и стратегические задачи
DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/2-130-134
Alexander N. POZDNIAKOV
Academy of Russian Ministry of Internal Affairs
Moscow, Russia [email protected]
OPERATIONAL-INVESTIGATIVE DESCRIPTION OF CRIME IN THE CONTEXT OF ETHNIC CRIME IMPACT ON IT
Actuality of the problems related to criminality of foreigners and persons without citizenship marks in the article - by ethnic criminality. Influence of мигрантов ethnic balance of many Russian regions and operative situation. Enhance able resonance on the crimes of mercenarily-violent character or perfect on domestic soil the members of different ethnic Diasporas. Increase of number of the crimes accomplished by the members of ethnic criminal structures on territory of concrete region - as a factor and founding for introduction of the mode of emergency. Ethnic criminality - as a problem of not only criminal character but also problem of state security. Reasons obviously the belated and effective not enough operatively-search measures, sent to warning and suppression of the crimes accomplished by the representatives of different ethnic diasporas covered in the insufficient scientific providing of such activity, in absence of the concepts and terms clearly set forth and normatively envisaged, in absence of determination of ethnic criminality and his subjects. Operatively-search description of criminogenic situation, in the context of affecting her to ethnic criminality, presents from itself the integral system of steady and associate informative signs and factors. Area of criminal influence of the examined criminality on interests of society and states simultaneously being the objects of уголовно-правовой guard, character has diferens, and depending on teleolo-gism, pursued corresponding socially dangerous activity, can be classified on criminal acts. Analysis of operatively-search situation of region in the context of affecting her with inherent to her signs and factors can ethnic criminality and must assist the decision of next tasks:
- optimization of process of operative control after activity of ethnic criminal structures on the basis of information about her signs;
- forming of scientific base of private methodologies of operative control on collection and systematiza-tion of information about activity of ethnic criminal structures;
- making of the adequate and modern measures sent to providing of effective control after development of criminogenic situation in the examined sphere of law-enforcement activity, and also on the removal of reasons and terms, assisting development of ethnic criminality;
- promoting objective and all-round estimation of results of fight of law enforcement authorities with ethnic criminal structures;
- searching of logical connections between system of steady and associate informative signs and factors for their account at the decision of tasks of Police.
Keywords: criminality of foreigners and persons without citizenship, ethnic criminality, crimes of mercenarily-violent character, tactical and strategic tasks
Актуализация проблем, связанных с преступностью иностранцев и лиц без гражданства -в нашем понимании этнической преступностью, обозначилась еще в конце 80-х гг. прошлого столетия со снятием железного занавеса и началом перестройки . В это время в страну в поис-
1 В структуре созданных в то время в МВД СССР и союзных республик Шестых управлений по борьбе с организованной преступностью были сформированы отделы по
ках счастья и наживы хлынули различного рода авантюристы, для которых эти понятия были неразделимы, а также лица, скрывавшиеся от уголовного преследования, и обычный криминалитет, перенесшие свою противоправную деятельность на территорию СССР, а затем и Российскую Федерацию. К борьбе с криминальной деятельностью такого рода «трудовых мигрантов» правоохранительные органы страны оказались не готовы ни теоретически, ни практически. Мигранты не только существенно изменили этнический баланс многих российских регионов, но и осложнили оперативную обстановку. Мероприятия по стабилизации ситуации, разработанные на проведенных в 1993 и 2000 гг. коллегиях МВД России, были реализованы, в том числе и по причинам политического характера, далеко не в полном объеме. В настоящее время проблемы борьбы с этнической преступностью имеют место на территории многих российских регионов -на что указали в своих анкетах руководители УУР МВД, ГУ (У) МВД России по субъектам Федерации, участвовавшие в совещании-семинаре по линии совершенствования оперативно-служебной деятельности территориальных органов МВД России борьбы с организованной преступностью общеуголовной направленности, прошедшей 25.06.2012 г. на площадке ВПИК МВД России [1].
Более того, с каждым годом все значительнее становится резонанс на преступления корыстно-насильственного характера или совершенные на бытовой почве членами различных этнических диаспор. Продолжением таких преступлений зачастую являются преступления экстремистской направленности и террористического характера уже со стороны местного населения. Принимая во внимание и прогнозируя резонанс такого рода, некоторые ученые предлагают рассматривать увеличение числа преступлений, совершаемых членами этнических преступных структур на территории конкретного региона, как фактор и основание для введения режима чрезвычайной ситуации (ЧС) со всеми вытекающими отсюда организационными и правовыми последствиями [2]. Основываясь на таких предположениях, президент страны в своем выступлении на заседании Совета по межнациональным отношениям, состоявшемся в 2012 г. в Уфе, сказал следующее: «...В наших условиях этническая преступность является проблемой не только криминальной, но и проблемой государственной безопасности. И к ней надо соответствующим образом относиться» [3].
Причины явно запоздалых и недостаточно эффективных оперативно-разыскных мер, направленных на предупреждение и пресечение преступлений, совершаемых представителями различных этнических диаспор, кроется в недостаточном научном обеспечении такой деятельности, в отсутствии четко сформулированных и нормативно закрепленных понятий и терминов, в отсутствии самого определения этнической преступности и его субъектов. Ситуация зашла так далеко, что президент сам был вынужден давать определение отечественной «этнической мафии» и ее фигурантам .
Тем не менее, оперативно-разыскная характеристика криминогенной ситуации, в контексте воздействия на нее этнической преступности, представляет из себя целостную систему устойчивых и взаимосвязанных информационных признаков и факторов.
К информационным признакам следует отнести:
- групповой характер совершения преступлений;
- этничность и ее основополагающую роль в характере преступной деятельности;
- осуществление криминальной деятельности членами этнических преступных структур под общим руководством или при непосредственном участии так называемых «воров в законе»;
- занятие преступной деятельностью на профессиональной основе;
- использование в криминальной деятельности помощи официальных представителей этнической родины в государственных организациях и правоохранительных структурах;
борьбе с этнической преступностью, под которой подразумевалась прежде всего криминальная деятельность иностранцев и лиц без гражданства.
1 В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, Президент России, обращая внимание депутатов и общественности на проблемы в сфере общественной безопасности, акцентировал их внимание на повышенную криминальную активность так называемых «трудовых мигрантов» из других стран, охарактеризовав их «аморальным интернационалом», в который входят и распоясавшиеся, обнаглевшие выходцы из некоторых южных регионов России, и продажные сотрудники правоохранительных органов, которые «крышуют» этническую мафию. РГ www.Rg.ru 13 декабря 2013. №282 (6258).
- использование средств массовой информации, возможностей религиозных, национальных объединений и организаций этнических диаспор в противодействии правоохранительным органам при розыске членов этнических структур, подозреваемых в совершении преступлений или скрывшихся от суда или следствия, при раскрытии и расследовании преступлений.
К факторам, способствующим формированию и функционированию различного рода криминальных объединений, следует отнести не только факторы, отражающие социально-экономические, демографические, географические, другие особенности конкретного региона и страны в целом, но и факторы, присущие только этнической преступности. Полагаю, что к таким факторам следует отнести:
- неэффективную правовую основу борьбы органов внутренних дел с этнической преступностью;
- процессы в сфере внутренней и внешней миграции, от которых этническая преступность находится в прямой зависимости;
- осуществление преступной деятельности членов этнических преступных структур в рамках криминальной, экономической, а в отдельных случаях территориальной, культурной, религиозной экспансии;
- «исламизацию» этнической организованной преступности;
- транснационализацию этнической преступности [4].
Совокупность указанных признаков и факторов составляет первый элемент оперативно-разыскной характеристики этнической организованной преступности.
Вторым элементом оперативно-разыскной характеристики являются виды криминальной деятельности (преступления) членов отдельных этнических преступных структур в стране пребывания и за ее пределами.
Третьим элементом оперативно-разыскной характеристики является информация о распространенности противоправной деятельности конкретных этнических преступных структур по регионам и странам.
Четвертым элементом оперативно-разыскной характеристики этнической преступности является степень организованности этнических криминальных групп и возможность их объединения в преступные структуры более высокого порядка - преступные сообщества - или их переформатирование в преступные организации - юридические лица.
Пятым элементом оперативно-разыскной характеристики может рассматриваться управляемость этническими преступными структурами - внутренняя или внешняя.
Область криминального воздействия рассматриваемой преступности на интересы общества и государства, одновременно являющиеся объектами уголовно-правовой охраны, имеет разноплановых характер и в зависимости от целеполагания, преследуемой соответствующей социально опасной деятельности может быть классифицирована по преступным деяниям, посягающим (или направленным) на:
а) охраняемые законом права и свободы человека и гражданина;
б) изменение социальной и национально-государственной систем;
в) захват власти конкретными национальными этнократиями;
г) удержание власти этнократией;
д) ослабление противоборствующей стороны этнорелигиозного конфликта;
е) удержание контроля в сфере экономической деятельности этнической группировкой [4].
Ввиду отсутствия в статистической отчетности МВД России объективной информации о
преступлениях1, совершаемых представителями различных этнических диаспор, провести детальный анализ влияния этнической преступности на общую криминологическую ситуацию в
1 В соответствии с «Инструкцией о порядке заполнения и предоставления учетных документов» (приложение № 3 к приказу Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России № 39/1070/1021/253/780/399 от 29 декабря 2005 года) в статистических карточках:
- формы 1.1 «о результатах расследования преступления»;
- формы 2 «на лицо, совершившее преступление»
графа «национальность» лица, совершившего преступление (а в статистической карточке 1.1 и графа «гражданство» лица, совершившего преступление) не является обязательной к заполнению.
стране исключительно сложно - необходимы особые методы исследования. В этой связи не представляется возможным объективно оценить статистические данные о количестве преступлений, совершенных уроженцами, например, Азербайджана, Армении и других постсоветских республик, которые являются гражданами России (также как сложно судить и о количестве преступлений, совершаемых представителями народностей, например Северного Кавказа, являющихся гражданами России), отследить и проанализировать динамику совершаемых ими преступлений и на основе этих данных принимать управленческие, а в отдельных случаях - необходимые политические решения. Поэтому практики в необходимых случаях оперируют данными статистики, относящимися к преступности иностранцев и лиц без гражданства, отдавая себе отчет в том, что она, статистика, в данном конкретном случае представляет не реальную криминальную ситуацию, а результаты деятельности правоохранительных органов. Однако при этом имеет в виду, что преступления данной категории лиц являются составной частью этнической преступности.
Отдельные движения в плане попыток получения объективной информации о влиянии этнической преступности на оперативную обстановку на территории Российской Федерации правоохранительные органы уже делали. В частности, в 1998 г. приказом МВД России № 798 «Об утверждении формы статистической отчетности 2-ОП-ЭТН» в статистике ГИАЦ МВД России учитывались представители этнических диаспор, совершившие преступления на территории России вне региона своего проживания, иностранцы или лица без гражданства. Это давало возможность органам внутренних дел осуществлять контроль за указанной категорией лиц как с использованием оперативно-разыскных средств и методов, так и путем проведения профилактических мероприятий предупреждающего характера с задействованием сил и средств иных правоохранительных органов. Но в 2000 г. по политическим мотивам руководители МВД решили быть более демократичными и толерантными, чем демократическая и толерантная Европа, и этот приказ был отменен. С тех пор правоохранительные органы решают в этой сфере только задачи тактического характера. В настоящее время во исполнение пункта 24 Перечня форм ведомственной статистической отчетности, подлежащих переработке либо отмене как потерявшие свою актуальность, ГУУР МВД России совместно с заинтересованными подразделениями МВД России переработана статистическая форма 1-ОП и подписан приказ МВД России от 17.02.2014 г. № 99 «Об утверждении формы статистической отчетности «Отчет о результатах борьбы с организованной преступностью» - форма 1-ОП. Указанная форма статистической отчетности является единственной ведомственной формой отчетности МВД России, содержащей информацию о результатах борьбы с организованной преступностью, в том числе сформированной на этнической основе, предоставляемой в Федеральную службу государственной статистики (Росстат). Но совместный приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 года № 39/1070/1021/253/780/399, объявивший Инструкцию о порядке заполнения и предоставления учетных документов, не отменен, и следователь вправе самостоятельно решать, делать ему или не делать соответствующую отметку в графе «национальность» формы 1 и формы 2.
Представляется, что анализ оперативно-разыскной ситуации региона в контексте воздействия на нее этнической преступности с присущими ей признаками и факторами может и должен способствовать решению следующих задач, стоящих перед органами внутренних дел:
- оптимизации процесса оперативного контроля за деятельностью этнических преступных структур на основе сведений о ее признаках;
- формирование научной базы частных методик оперативного контроля по сбору и систематизации сведений о деятельности этнических криминальных структур;
- выработка адекватных и современных мер, направленных на обеспечение действенного контроля за развитием криминогенной ситуации в рассматриваемой сфере правоохранительной деятельности, а также на устранение причин и условий, способствующих развитию этнической преступности;
- способствование объективной и всесторонней оценке результатов борьбы правоохранительных органов с этническими преступными структурами;
- поиск логических связей между системой устойчивых и взаимосвязанных информационных признаков и факторов для их учета при решении задач ОРД.
В большей степени перечисленные выше задачи носят тактический характер. Для разработки стратегических позиций с возможностью прогнозирования степени воздействия этнической преступности на криминогенную ситуацию необходима иная информация, которую
можно получить лишь при наличии интенсивного и взаимовыгодного обмена с правоохранительными органами стран исхода мигрантов, с иными заинтересованными государствами, имеющими аналогичные проблемы в рассматриваемой сфере.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Актуальные вопросы организации ОРД ОВД по борьбе с этнической преступностью // Сборник материалов Всероссийского совещания-семинара с руководителями подразделений УР, отвечающих за борьбу с организованной преступностью общеуголовной направленности территориальных органов МВД России, по вопросам совершенствования оперативно-служебной деятельности 25.06.2012г. Домодедово. ВПИК МВД России, 2012.
2. Княжев В.Б., Майдыков А.Ф. Особенности подготовки (обучения) слушателей Академии управления МВД России к действиям в особых условиях / Труды Академии. - 2015. - № 2 (34).
3. Независимая Газета от 23.01.2012 г. Оригинал: http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html.
4. Поздняков А.Н. Организация раскрытия и расследования преступлений, совершаемых членами организованных групп и преступных сообществ, сформировавшихся на этнической основе. Монография. - М.: 2013.
5. Шиян В.И. Общественно опасные последствия этнических конфликтов // Юридический мир. - 2014. - № 7.
REFERENCES
1. Pressing questions of organization of HORDES of ОВД on a fight against ethnic criminality// Collection of materials of the All-russian conference-seminar with the leaders of subdivisions UR, responsible for a fight against the organized crime of общеуголовной orientation of territorial organs of МВД of Russia, on questions of perfection of oper-atively-official activity of 25.06.2012г. Domodedovo. VPIK of MVD of Russia, 2012.
2. Knyajev V.B., Maidukhov A.F. Osobennosti podgotovki (obuchenija) slushatelej Akademii upravlenija MVD Rossii k dejstvijam v osobyh uslovijah. [Features of preparation (educating) of listeners of Academy of management МВД of Russia to the actions in the special terms]. Labours of Academy. 2015. № 2.
3. Nesavisimaya gazeta. 23.01.2012.: Available at: http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1 national.html.
4. Pozdnyakov A.N. Organizacija raskrytija i rassledovanija prestuplenij, sovershaemyh chlenami organizovannyh grupp i prestupnyh soobshhestv, sformirovavshihsja na jetnicheskoj osnove. [Organization of opening and investigation of the crimes, accomplished by the members of the organized groups and criminal societies, formed on ethnic basis]. Monograph. Мoscow, 2013.
5. Shian V.I. Obshhestvenno opasnye posledstvija jetnicheskih konfliktov [Publicly hazard effects of ethnic conflicts]. The Law world. 2014. № 7.
Информация об авторе
Поздняков Александр Николаевич, кандидат юридических наук, доцент, кафедра организации оперативно-розыскной деятельности, Академия управления МВД России, г. Москва, Россия [email protected]
Получена:01.06.2016
Для цитирования статьи: Поздняков А.Н. Оперативно-розыскная характеристика криминогенной ситуации в контексте воздействия на неё этнической преступности. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 3. Часть 2. с. 130-134. РО!: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/2-130-134
Information about the author
Alexander N. Pozdniakov, Candidate of Law, Associate Professor, Department of Operational-Investigative Activity, Academy of Russian Ministry of Internal Affairs, Moscow, Russia [email protected]
Received: 01.06.2016
For article citation: Pozdniakov A.N. Operativno-rozysknaya kharakteristika kriminogennoy situ-atsii v kontekste vozdeystviya na nee etnich-eskoy prestupnosti. [Operational-investigative description of crime in the context of ethnic crime impact on it]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. no. 3. Part. 2. Pp. 130-134.
DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/2-130-134. (in Russian)