ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
а. Ю. Козловский
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
В статье обоснована эффективность комплексного применения таможенными органами России инструментов внеплановой таможенной проверки и оперативно-розыскной деятельности в процессе контроля после выпуска товаров в целях противодействия преступной деятельности, связанной с контрабандой и уклонением от уплаты таможенных платежей.
Ключевые слова: Таможенный союз; контроль после выпуска товаров; таможенные органы; внеплановая таможенная проверка; оперативно-розыскная деятельность; контрабанда; уклонение от уплаты таможенных платежей.
В условиях осуществления таможенного регулирования на единой территории Таможенного союза (далее - ТС) России, Республики Беларусь и Республики Казахстан нельзя обойти вниманием проблемы, относящиеся к компетенции таможенных органов1, связанные с преступлениями в сфере таможенного дела, которые наносят существенный ущерб не только экономике России, но и других членов ТС2.
В настоящее время таможенные органы РФ проводят свою деятельность в качественно новых условиях оперативной обстановки. Это, прежде всего:
- осуществление таможенного регулирования на единой территории ТС3, что существенно влияет как на применение таможенными органами РФ различных форм таможенного контроля, так и на организацию правоохранительной, в том числе оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД);
- планируемое вступление России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) и поэтапное упрощение таможенных формальностей при пересечении товарами таможенной границы ТС и Государственной границы РФ;
1 Таможенные органы осуществляют неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2-4 ст. 188, ст. 189, 190, 193 УК РФ (п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ), и дознание по ч. 1 ст. 188 и ст. 194 УК РФ (п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).
2 Вследствие преступлений, совершаемых в таможенной сфере, федеральный бюджет ежегодно недополучает около 6 млрд. долл. США (выступление заместителя Генерального прокурора РФ В. И. Колесникова на коллегии ФТС России 16.02.2006).
3 Фактически произошло разделение «таможенной» и «государственной» границы. Так, в Таможенном кодексе Таможенного союза (далее - ТК ТС) фигурирует термин «таможенная граница таможенного союза», однако государственная граница у каждого из государств - членов ТС своя.
- передислокация подразделений таможенных органов РФ из центральных регионов страны к границе, осуществляемая в рамках Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к Государственной границе РФ;
- незавершенность правовой регламентации ряда аспектов деятельности в условиях ТС и требующая совершенствования на международном и федеральном уровнях нормативная правовая база таможенных органов России;
- переход пограничных органов ФСБ России преимущественно на оперативный способ охраны границы и сокращение в приграничной полосе их войсковых подразделений.
Перечисленные элементы оперативной обстановки в своей совокупности создают реальные предпосылки к активизации попыток контрабандной и иной противоправной деятельности в таможенной сфере. Этому способствуют:
1. Незавершенность оборудования границ России и ТС, а также передислокация подразделений таможенных органов, осуществляемая в рамках Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к Государственной границе РФ (далее - Концепция).
Так, внутренние таможни, осуществлявшие контроль за иностранными товарами на потребительском рынке в местах их массового потребления, согласно замыслу Концепции, должны стать пограничными и проводить таможенный контроль и оформление товаров в местах пересечения ими таможенной границы, что привело бы к высвобождению затрачиваемых сил и средств на контроль доставки товаров к местам оформления и облегчило бы участникам внешнеторговой деятельности дальнейшее обращение с ввозимыми товарами. Однако в случае передислокации внутренних таможен на границы России и Беларуси и России и Казахстана в рамках ТС1 эти таможни так и останутся внутренними, а контроль за иностранными товарами на потребительском рынке в местах их массового потребления будет существенно ослаблен.
2. Незавершенность правовой регламентации ряда аспектов деятельности в условиях ТС и требующая совершенствования на международном и федеральном уровнях нормативная правовая база таможенных органов России в совокупности с тенденцией упрощения таможенных формальностей в связи с принятием решения о вступлении в ВТО и снижением плотности войсковой охраны Государственной границы РФ на фоне требующихся существенных временных и финансовых затрат на оборудование границы создают предпосылки к перемещению товаров и транспортных средств, минуя таможенное оформление.
В сложившихся условиях существенно возрастает роль ОРД таможенных органов России, так как при отсутствии войсковых сил и средств в приграничной полосе проведение оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) становится основным способом получения информации о признаках и фактах совершения преступлений, относящихся к их компетенции [1, ст. 13; 2, п. 5 ч. 1 ст. 19]. Опыт таможенных органов в 2005-2009 гг. показывает, что более 60% уголовных
1 Граница России с Беларусью и Казахстаном составляет 35,8% от всей протяженности сухопутной границы РФ (Федеральный портал PROTOWN.RU).
дел было возбуждено ими по материалам оперативно-розыскных подразделений (2005 г. - 65%, 2006 г. - 64%, 2007 г. - 65%, 2008 г. - 65%, 2009 г. - 75%)1
В условиях ТС ОРД осуществляется таможенными органами государств -членов ТС в соответствии с законодательством государств - членов ТС об ОРД [3, абз. 2 ч. 2 ст. 7], что фактически для российских таможенных органов ограничивает ее проведение территорией России [4]. Учитывая, что таможенный контроль и таможенное оформление товаров, прибывающих на территорию ТС [3, ст. 2], осуществляется, как правило, таможней того государства, где товар пересекает таможенную границу ТС, возможности своевременного получения и реализации таможенными органами России оперативно-розыскной информации о преступных деяниях в момент пересечения таможенной границы существенно снижены.
Решением обозначенных проблем, на наш взгляд, может стать комплексное применение таможенными органами России прав и полномочий, предоставленных им ТК ТС и российским оперативно-розыскным законодательством.
Законодательством ТС предусмотрено, что товары при ввозе на таможенную территорию ТС находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы [3, ст. 96], а таможенным органам предоставлено право проведения таможенного контроля после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем [3, ст. 99]2. С этой целью лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, должны хранить документы, необходимые для таможенного контроля, в течение пяти лет после года, в течение которого проводились таможенные операции [3, ст. 98].
Таможенные органы вправе останавливать транспортные средства, а также принудительно возвращать покинувшие таможенную территорию ТС без разрешения таможенного органа водные и воздушные суда, а также сроком на 2 ч останавливать автомобильные транспортные средства вне зон таможенного контроля в целях осуществления таможенного контроля товаров и документов на них. Об осуществлении такого контроля составляется акт по форме, определяемой решением Комиссии ТС, один экземпляр которого подлежит вручению перевозчику [3, ч. 7 ст. 96].
Учитывая изложенное, законодательство ТС предоставляет таможенным органам полномочия, необходимые для осуществления таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых по территории ТС, однако в связи с этим на таможенные органы возлагается и повышенная ответственность за соблюдение законности при осуществлении этой деятельности.
В целях таможенного регулирования на таможенной территории ТС таможенные органы вправе использовать любую из форм таможенного контроля, указанную в ст. 110 ТК ТС, или любое их сочетание.
Одной из форм таможенного контроля, позволяющей осуществлять на территории России проверку достоверности сведений [3, ч. 3 ст. 122], заявленных при пересечении таможенной границы ТС, является выездная таможенная проверка, которая проводится таможенными органами с выездом в место нахождения и (или) фактического осуществления деятельности юридического лица
1 По материалам коллегий ФТС России и отчетов правоохранительных подразделений таможенных органов за 2005-2009 гг.
2 Указанный срок законодательством государств - членов ТС может быть увеличен, но не должен превышать пяти лет.
(индивидуального предпринимателя) и может быть плановой и внеплановой [3, п. 12 ст. 110, ст. 132].
Таможенный кодекс ТС предусматривает, что основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются:
1) данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля (надзора) государств - членов ТС, свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства ТС и иного законодательства государств - членов ТС;
2) данные, свидетельствующие о возможном нарушении требований таможенного законодательства ТС и законодательства государств - членов ТС;
3) заявление лица, в том числе осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, на получение статуса уполномоченного экономического оператора;
4) необходимость проведения встречной выездной таможенной проверки у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами, с целью подтверждения достоверности сведений, предоставленных проверяемым лицом;
5) обращение (запрос) компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией;
6) иные основания, предусмотренные законодательством государств - членов ТС [3, ч. 4 ст. 132].
Анализ положений, изложенных в ч. 4 ст. 132 ТК ТС, позволяет сделать вывод, что результаты ОРД также могут служить основанием для назначения внеплановых выездных таможенных проверок, а исследование опыта комплексного использования таможенными органами России имеющихся сил и средств показывает, что проведение таможенной ревизии по информации оперативно-розыскных подразделений наиболее эффективно [5].
В соответствии со ст. 133 ТК ТС возможности таможенных органов по легализации в процессе таможенной проверки оперативно-розыскной информации существенно расширены. Так, проверяемое лицо обязано обеспечить доступ должностных лиц таможенных органов для проведения выездной таможенной проверки на проверяемые в установленном порядке объекты (за исключением жилых помещений)1. В случае необоснованного отказа проверяемого лица обеспечить их доступ на эти объекты должностные лица таможенных органов вправе входить туда с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых2, о чем в течение 24 ч уведомляется прокурор.
Анализ действующего законодательства ТС и России показывает, что в целях осуществления контроля таможенными органами России после выпуска товаров в свободное обращение наряду с таможенной проверкой может использоваться и ОРД, хотя процесс выявления преступлений, связанных с контрабандой и уклонением от уплаты таможенных платежей, достаточно трудоемкий и сложный. Это связано, в первую очередь, с тем, что нынешнее уголовное законодательство фактически декриминализировало названные уголовные составы преступлений,
1 При отказе составляется акт (протокол) в соответствии с законодательством государства - члена ТС.
2 За исключением случаев, если законодательством государств - членов ТС установлен иной порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты.
существенно увеличив крупный размер применительно к контрабанде и уклонению от уплаты таможенных платежей [6].
Однако именно ОРД позволяет выявлять товары, ввезенные на российскую территорию контрабандным путем, с использованием иных элементов сокрытия при прохождении таможенного контроля, каналы доставки в Россию и транзита этих товаров через таможенную территорию РФ, способы сокрытия этих товаров при транспортировке, а также места складирования для дальнейшего распространения. Кроме того, благодаря наличию у таможенных органов России инструмента ОРД обеспечиваются полнота и непрерывность по месту и времени процесса выявления, предупреждения и пресечения проникновения контрабандных товаров на российский рынок.
Полученная оперативно-розыскная информация о признаках противоправного деяния оценивается с точки зрения относимости, важности, объективности, полноты и достоверности, а при отсутствии компетенции таможенных органов -письменно направляется в территориальные подразделения органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями.
В случае когда полученная информация относится к компетенции таможенных органов РФ, ими с целью проверки поступившей информации проводятся ОРМ, предусмотренные п. 1-14 ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Основным способом выявления в местах торговли товаров, доставленных на российский рынок контрабандным способом, является проверочная закупка, хотя с этой целью могут проводиться и такие ОРМ, как опрос, наблюдение, наведение справок, оперативный эксперимент. Путем проведения перечисленных ОРМ могут быть выявлены источники производства и каналы доставки из-за рубежа контрабандной продукции, места ее хранения и складирования, точки распространения, а также осуществлено документирование противоправной деятельности лиц, занимающихся производством, транспортировкой и реализацией таких товаров. В этом случае при осуществлении проверочной закупки и других ОРМ для документирования признаков противоправной деятельности со стороны конкретных лиц целесообразно использовать разрешенные законом средства 1
документирования .
Приобретенный в ходе проверочной закупки2 товар в присутствии представителей общественности упаковывается и опечатывается, а затем направляет-
3
ся на исследование , в процессе которого определяются его подлинность и стоимость. Если в результате исследования выяснится, что товар является иностранным, а в ходе проверочных мероприятий будут получены сведения о ввозе его на российскую территорию контрабандным путем, то появляется необходимость
1 Диктофоны, видеокамеры, радиомикрофоны и др., выдачу и возврат которых целесообразно осуществлять в присутствии представителей общественности.
2 Количество приобретаемого в результате проверочной закупки товара определяется исходя из оперативной необходимости. Например, один экземпляр - для проведения дальнейших ОРМ и три - для экспертов или специалистов (для исследования, контрольный и арбитражный).
3 Исследование может проводиться как в экспертно-криминалистических подразделениях таможенных органов, так и органов внутренних дел. При необходимости в качестве специалистов могут использоваться сотрудники коммерческих структур, указанных в реестре объектов интеллектуальной собственности ФТС России.
осуществить комплекс ОРМ, направленных на документирование противоправной деятельности конкретных физических лиц.
Опыт таможенных органов России свидетельствует, что после проведения проверочной закупки в местах реализации товара и последующего комплекса ОРМ, проводимого в целях получения оперативно-значимой информации о признаках уклонения от уплаты таможенных платежей, выявляются склад временного хранения, где оформлялся товар, и место пересечения товаром таможенной границы. Одновременно должны проводиться ОРМ в целях установления лиц, причастных к совершению конкретного преступления, и документирования их противоправной деятельности. При наличии в действиях подозреваемых признаков составов преступлений, относящихся к компетенции органов внутренних дел, мероприятия по задержанию преступников с поличным целесообразно проводить во взаимодействии с подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями.
Если в процессе осуществления ОРД будут собраны материалы, содержащие достоверные данные о незаконном перемещении через таможенную границу товаров (помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием); о месте (таможенная граница) и времени совершения преступления; о перемещаемом предмете (товары и транспортные средства) преступления, его стоимости (крупный размер), то в порядке, определенном Инструкцией о порядке представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд1, выносится постановление, на основании которого материалы направляются в подразделение дознания таможенного органа для решения вопроса о возбуждении уголовного дела [7].
Таким образом, по результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
- законодательство ТС предоставляет таможенным органам государств - членов ТС необходимые полномочия для осуществления контроля после выпуска товаров путем проведения как плановых, так и внеплановых выездных таможенных проверок;
- комплексное применение таможенными органами России прав и полномочий, предоставленных ТК ТС и российским оперативно-розыскным законодательством, позволяет значительно повысить эффективность применения ими системы мер по борьбе с контрабандой и уклонением от уплаты таможенных платежей;
- реализация целей и задач ОРД позволяет таможенным органам достоверно установить факты появления на российском рынке зарубежных товаров, ввезенных контрабандным способом или с уклонением от уплаты таможенных платежей, выявить каналы их доставки, места складирования и реализации, а также лиц, причастных к противоправному деянию, организовать его пресечение и собрать необходимые материалы с целью формирования уголовно-процессуальных доказательств.
1 Утверждена приказом МВД России / ФСБ России / ФСО России / ФТС России / СВР России / ФСИН России / ФСКН России / Минобороны России от 17.04.2007 № 368 / 185 / 164 / 481 / 32 / 184 / 97 / 147.
Использованные источники
1. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изм. и доп.).
2. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
3. Таможенный кодекс Таможенного союза (с изм. и доп.).
4. Козловский А. Ю. О проблемах осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенными органами Российской Федерации на единой территории таможенного союза // Теоретические и практические аспекты таможенного регулирования на единой территории таможенного союза: сборник материалов международной научно-практической конференции Секретариата Комиссии таможенного союза и Российской таможенной академии. Люберцы: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. С. 143-148.
5. Козловский А. Ю. Некоторые аспекты защиты интеллектуальной собственности оперативно-розыскными подразделениями таможенных органов // Совершенствование практики защиты таможенными органами России прав интеллектуальной собственности: материалы докладов научно-практической конференции. М.: РИО РТА, 2008. С. 40-49.
6. Федеральный закон от 07.04.2010 № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
7. Козловский А. Ю. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений в сфере таможенного дела: монография. М.: РИО РТА, 2007.